Иван Сафронов, "Коммерсант", 23 января 1999 г.

"Мир" еще повисит

Вчера Евгений Примаков подписал постановление о продолжении работ с пилотируемым комплексом "Мир до 2002 года. Таким образом, отменено майское решение правительства Сергея Кириенко, согласно которому станция "Мир" должна быть снята с орбиты 8 июня 1999 года и затоплена в южной части Тихого океана.

Решение уничтожить комплекс "Мир" летом 1999 года правительство Сергея Кириенко приняло не от хорошей жизни: в мае прошлого года стало ясно, что одновременно эксплуатировать этот комплекс, затрачивая $200 млн. в год, и создавать российский сегмент Международной космической станции (МКС) ($600 млн. в год) стране просто не под силу. Глава Российского космического агентства Юрий Коптев сделал выбор в пользу МКС.

Это решение не понравилось Юрию Семенову, президенту ракетно-космической корпорации "Энергия", которая в 1991 году получила "Мир" в аренду. Главный аргумент Семенова - "без "Мира" Россия потеряет имидж великой державы" - в конце концов, подействовал на правительство: решение о продлении эксплуатации станции принято. Но этого мало: надо еще суметь его выполнить. Мало кто верит, что России, не сумевшей найти деньги на "Мир" в мае прошлого года, удастся сделать это сейчас, после кризиса.

Американцы, например, относятся к решению правительства РФ скептически. Как заявил корреспонденту „Ъ" представитель NASA, "если России нужна своя станция, то она, безусловно, должна быть в состоянии ее содержать. Но сделать это при отсутствии сбалансированной национальной космической программы крайне трудно. Никто не может гарантировать, что, спасая „Мир", Россия сохранит свою беспилотную космонавтику или станет пунктуальным партнером в строительстве МКС".