24.11.99, “Коммерсант”

Байконур заработал

Но “Протоны” до конца года летать не будут.

Стартовавшая в понедельник вечером с космодрома Байконур ракета-носитель “Союз-У” успешно вывела на расчетную орбиту четыре спутника американской системы связи Globalstar. Этот старт стал первым после почти месячного перерыва в работе космодрома, вызванного запретом Казахстана на все пуски ракет после аварии ракеты-носителя “Протон-К” 27 октября.

Старту “Союза” предшествовали трехнедельные переговоры с Астаной. В результате в конце прошлой недели вице-премьеры России и Казахстана Илья Клебанов и Александр Павлов подписали межправительственное соглашение о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома Байконур. Этот документ должен был появиться на свет еще после июльской аварии “Протона”, однако Российское авиационно-космическое агентство затянуло работу над соглашением. И лишь очередная авария этой ракеты активизировала работу над документом.

Теперь Казахстан лишается права прекращать работу Байконура. “Не казахи объявляют запрет на все пуски, а российская сторона сама прекращает пуски, но только ракет того типа, как потерпевшая аварию до выяснения ее причин. И информирует об этом Казахстан. Возобновление пусков возможно только по согласованию с Астаной” так прокомментировал „Ъ" подписанный документ высокопоставленный чиновник в аппарате правительства.

Состоявшийся полет “Союза” открыл “дорогу в космос” с Байконура всем российским ракетам, кроме “Протона”. Вслед за “Союзом” в декабре со стартовых комплексов космодрома должны будут отправиться в космос носители “Зенит-2” и “Циклон-2”, со спутниками военного назначения. Что же касается “Протона”, то, поскольку причина аварии носителя не установлена аварийной комиссией до сих пор (срок ее работы по решению правительства продлен до 15 декабря), старты этих ракет будут невозможны до конца этого года. Кроме того, уже сейчас ясно, что казахи потребуют возмещения ущерба, причиненного в результате падения ракеты “Протон”. После того как российская сторона заявила, что произведет оплату казахам лишь документально зафиксированного ущерба, последние взялись за составление письменных отчетов.

Только ущерб, нанесенный району, куда упали обломки “Протона”, из-за временного запрета на использование пастбищ и продажу сельскохозяйственной продукции определен в 3,36 млн тенге ($16 тыс.). При этом все затраты Казахстана по ликвидации последствий аварии “Протона”, которые должна возместить российская сторона, оценены сейчас суммой около 30 млн тенге (5215 тыс.).

Впрочем, России выгодно расплатиться с Казахстаном по выставленным аварийным счетам именно сейчас, а не по окончании работы аварийной комиссии по “Протону”. Ведь через три недели сумма ущерба может значительно возрасти.

Иван Сафронов