Александр Владимиров, "Жуковские вести", 11 августа 1999 г.

Прощание с советской космонавтикой

Предстоящее неизбежное затопление космической станции "Мир" ознаменует то, о чем так долго у нас говорили, - кончину отечественной космонавтики, но не российской, а советской. Последняя была таким же странным понятием, как и советский автомобиль, советский телевизор и многие другое подобные создания. Для нее были характерны монополизм, раздутые штаты, техническая отсталость, слишком большая идеологизация и т.д. Всего лишь десять лет назад в СССР спутники активно существовали на орбите обычно год - три (на Западе -5-10 лет), результаты исследований на том же "Мире" ложились на полку навсегда, миллиарды долларов тратились на заведомо бесперспективную систему "Энергия" - "Буран". Наглядным свидетельством одного из хронических "заболеваний" советской космонавтики стали многолетние безуспешные попытки тогдашнего "Главкосмоса" продать продукцию своего родного ракетно-космического министерства. Впрочем, первые коммерческие проекты были реализованы еще в советское время - запуск индийского спутника (1988) и первый полет иностранного космонавта на станцию "Мир" (1989).г.

Формально российская космонавтика родилась в феврале 1992 г. с образованием Российского космического агентства (РКА). Однако оно создавалось на обломках советского Министерства общего машиностроения с первоначально заявленными другими целями. Фактически же новая космонавтика родилась год спустя.

В начале 1993 г. в должность президента США вступил Билл Клинтон, пришедший к власти под лозунгом сокращения бюджетных расходов. Перед американским агентством NASA была поставлена задача сократить срок развертывания космической станции "Фридом" и тем самым сэкономить миллиарды долларов, что было нереально. Тогда наши деятели космонавтики проявили замечательную предприимчивость. В США отправилась делегация руководителей РКА, НПО "Энергия" и завода им. М.Хруничева. NASA было предложено начать строительство международной космической станции (МКС) с российского сегмента на базе блоков и заготовок корпусов будущей станции "Мир-2", имевшихся на заводе им. М.Хруничева. Общими усилиями россиян, руководителей NASA, американских аэрокосмических корпораций и их лоббистов было сломлено сопротивление Конгресса США, и российские предприятия получили сотни миллионов долларов, в основном за совместные полеты по программам "Мир - Шаттл" и "Мир - НАСА", а также за изготовление функционально-грузового блока (ФГБ) "Заря". Второй (и фактически последний) крупный российский объект для МКС - служебный модуль (СМ) "Звезда" - будет запущен через несколько месяцев - и станция оживет. Первый блок МКС - ФГБ - построен полностью на американские деньги, а создание СМ должно было финансировать правительство России, что с самого начала было нереально. Однако и из этого тупика был найден выход в духе нового времени: рабочее время и объемы СМ были сданы в аренду американцам на несколько лет вперед, а деньги пошли на достройку блока.

Следующий блок российского сегмента МКС - универсальный стыковочный модуль (УСМ) - так же, как и СМ, должен финансироваться из российского бюджета, который худеет с каждым годом. Поэтому УСМ станет еще одним долгостроем (если им не заинтересуются американцы). Таким образом, для РКК "Энергия" иссякает источник больших денег и престижной работы. На долю корпорации остаются поставка кораблей "Союз" и "Прогресс" для МКС и обслуживание уже поставленных стыковочных узлов, если только не найдутся заказчики на модули для МКС различного калибра и всевозможного назначения.

Однако благодаря широкому диапазону работ в прошлом и диверсификации деятельности в последние годы корпорация "Энергия" остается на плаву. Крупнейшим из новых проектов с ее участием является "Морской старт", в котором "Энергия" фактически интегрировала ракетно-космическую часть и осуществила поставки разгонных блоков ДМ-SL, а также закупала двигатели для РН "Зенит-SL". Первый пуск с морской платформы "Одиссей" состоялся в марте этого года. Новое направление в деятельности корпорации после многолетнего перерыва - спутники связи: "Ямал-100" (готовы к запуску два экземпляра), "Экспресс-АЯ" (получен заказ на восемь штук), "Ямал-200", "Ямал-300" (заказано по два экземпляра). Кроме того, после 40-летнего перерыва "Энергия" взялась за модернизацию первой советской космической ракеты - "семерки". По проекту РН "Ямал" предполагается радикально модернизировать РН "Союз". Корпорация также продолжает сотрудничество по небольшим, но многочисленным контрактам с европейскими и американскими компаниями.

Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.Хруничева (ранее ЗиХ и КБ "Салют") в прошлые десятилетия строил космические станции "Салют", "Алмаз" и "Мир", тяжелые космические корабли ТКС, РН "Протон", а недавно - "Рокот". В конце 80-х годов здесь под прикрытием изготовления разгонного блока изучали (и успешно) ракетную технику индийцы. Затем под давлением США "расползание" ракетных технологий отсюда прекратили и малопер-спективное сотрудничество с Индией свернули (но, как выяснилось, не до конца), а в 1995 г. корпорация "Локхид Мартин" (51% акций) и НПО "Энергия" создали СП "Локхид - Хруничев - Энергия" для продажи запусков спутников американского изготовления российскими ракетами "Протон" и американскими "Атлас", которое в 1995 г. перерегистрировали в "Интернейшнл Лонч Сервис" (ILS). Заокеанский аэрокосмический гигант обеспечил имя, репутацию, маркетинг и лоббирование в коридорах американских властей. К настоящему времени на коммерческой основе двенадцатью "Протонами" (11 полностью успешных пусков) на орбиты выведено 30 космических аппаратов, изготовленных в США. В этом году планируется провести всего 11 коммерческих стартов РН "Протон" (имеются благие намерения произвести еще 14 пусков в рамках Федеральной космической программы). На 2000 г. запланировано 12 пусков "Протона", на 11 уже есть конкретные заказчики.

В ближайший год Центр им. М.Хруничева закончит изготовление и начнет испытания модернизированного РН "Протон-М" с улучшенными характеристиками и соответственно с увеличенной прибылью. Еще одно СП ГКНПЦ с германской корпорацией "Даймлер-Крайслер Аэроспейс", ("Еврокот") занимается с 1994 г. продажей пусков легкого РН "Рокот", созданного на базе выпускавшейся на заводе МБР УР-100Н. Уже заключены контракты на 9 пусков этого РН с кос-модрома Плесецк. Стоимость пуска составляет 12-14 млн долларов. Первый коммерческий пуск ракеты "Рокот" состоится в декабре этого года, первое испытание - летом нынешнего года с выводом военного спутника "РВСН - 40 лет". В перспективе у ГКНПЦ - семейство РН "Ангара".

Кроме перечисленных предприятий, с переменным успехом работают ВНИ-ИЭМ, НПО ПМ, самарский РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", АКО "Полет" и другие.

Долголетнее, внешне относительно мирное существование РКА в последний год сменилось скандалами. Не так давно созданные Российским космическим агентством ЗАО "Пусковые услуги" и российско-французское СП "Стареем" планировались на роль монополистов запусков иностранных спутников российскими легкими и средними РН соответственно. Однако ГК "Росвооружение" в ноябре прошлого года успешно реализовало свой первый космический контракт. А в декабре 1998 г. бунт подняло омское АКО "Полет", выпускающее средние РН "Космос". С момента создания ЗАО "Пусковые услуги" к омичам не обратился ни один заказчик. Пришлось РКА заключать договор с "Росвооружением" фактически об уступке немалых денег.

Некоторые отечественные деятели, насмотревшись на относительно благополучное существование РКА (на американские деньги, которые, в основном, уже кончились), решили, что агентство сможет накормить еще 300 предприятий авиапромышленности. Продолжающееся создание Российско-авиационного космического агентства (РАКА) сулит новые и еще более громкие скандалы, перетасовку руководителей, потерю наработанного престижа.

И все же явственно видны особенности уже российской космонавтики: прагматичность, демонополизация, выход на мировой рынок, участие в международной кооперации, крупномасштабное участие в международных проектах, приведение численности персонала в соответствие с платежеспособным спросом. Наши предприятия, поделившись с давними участниками космического бизнеса, смогли получить свою (и заметную!) долю. Таким образом, из советской космонавтики нашли спрос в основном опыт создания орбитальных станций и длительных полетов, а также достаточно надежные ракетоносители, которые в СССР выпускались огромными (по западным меркам) сериями. В общей сложности за 10 лет коммерческие полеты иностранцев принесли СССР, а затем и России почти 1 млрд. долларов. Только в одном 2000 г. работы по иностранным заказам принесут российским предприятиям около 1 млрд. долларов.

Уходящая станция "Мир", которой некоторые журналисты присвоили титул "последнего предмета национальной гордости", требует в год около 150 млн. долларов! Отсутствие серьезных инвесторов-спонсоров означает только одно - она никому не нужна. Пусть океан будет ей пухом, а мы пойдем дальше.