Дмитрий Пайсон, Независимая газета, 10 апреля 1999 г.

КОСМОНАВТИКА СТАНОВИТСЯ ДЕЛОМ МИЛЛИОНОВ?


Финансирование полетов на орбиту
пытаются сделать общенародным

ДВЕНАДЦАТОГО апреля очень редко вспоминают о "тройственном" характере праздника. Отечественный День космонавтики и Всемирный день авиации и космонавтики в календарях сопутствуют Дню войск противовоздушной обороны. Этим апрелем такое совмещение неожиданно приобрело весьма актуальное звучание.

Потому что совершенно не хочется писать в день праздника о последних событиях вокруг строительства Международной космической станции (МКС) и триумфальном выведении ракетой "Зенит" четырехтонной болванки с американо-российско-норвежской плавучей платформы (проект "Морской старт"). Равно как и иронизировать по поводу безуспешных поисков наивного инвестора для продления срока службы комплекса "Мир". Наш военно-промышленный комплекс (и ракетно-космическая отрасль в том числе) недолго побыл источником твердой валюты и национальной гордости. Ракетно-бомбовое миротворчество на юге Европы наглядно показало: это - не считается. Уважать и впредь будут только сильных. Участие в научно-исследовательских проектах освоения космоса уважения нам, кажется, не прибавило.

Как ни сопротивлялся Юрий Коптев, под эгиду Российского космического агентства (РКА) вслед за "ракетной кооперацией" вошли и предприятия авиапрома - в течение ближайших недель предстоит определить основные контуры нового научно-промышленного "монстра" ("НГ" неоднократно обращалась к теме реструктуризации аэрокосмической промышленности и "оборонки" в целом). Несколько лет "Мир" и МКС чистились по разряду национальной гордости. РКА вместе с двумя ведущими российскими ракетно-космическими предприятиями ракетно-космической корпорацией "Энергия" и Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева - отвечало за эту национальную гордость. Агентство остается в ответе и сегодня: только вместе с ним на передний край выдвигаются разработчики и изготовители истребителей-перехватчиков и ракет различного радиуса действия. А что, кто-то рассчитывал на иной исход событий?..

В связи с совершенно очевидной необходимостью существенного перенесения акцентов в область всякого рода высоких технологии неожиданную важность приобретает направление, которое доселе всячески третировали - как смешное и не важное. Имеются в виду попытки обеспечить внебюджетное финансирование приоритетных космических программ. Идея создания "народного автомобиля", правда, была несколько скомпрометирована историей с "Фольксвагеном" в гитлеровской Германии. Тогда на рейхсмарки, собранные на создание "автомобиля для всех", построили тяжелые танки "Тигр". Однако, вероятно, есть здесь и рациональное зерно. В условиях, когда государство сосредоточивается на иных приоритетах, вполне естественно выглядит попытка призвать вкладываться в развитие космонавтики народ. К сожалению, более жизнеутверждающих примеров, чем история с "Фольксвагенами", на ум сразу не приходит.

Правда, через Интернет до сих пор призывает переводить деньги на спасение станции "Мир" Центральный совет Международного фонда поддержки российской космонавтики. Обещает, что "использование полученных средств для спасения ОС "Мир" будет контролироваться Международным и Национальным попечительскими советами фонда". В отличие от виртуальных советов банковские реквизиты фонда - самые, что ни на есть реальные. Зато ни тот, ни другой советы на запросы не откликаются. Очень хотелось бы верить, что добросердечные провинциальные интернетовцы переводят деньги на что-нибудь другое - немцы хоть "Тигры" построили, куда и кому пойдут деньги со счета в Национальном космическом банке - тайна сия велика есть.

Деньги на проект МАКС, предусматривающий создание воздушно-космического самолета, стартующего с тяжелого самолета-носителя "Мрия", собирает с 1995 г. АООТ "Мк Макс". Полтора месяца назад его руководитель Вадим Лукашевич тоже "объявился" в Интернете. МАКС был спроектирован московским НПО "Молния" вслед за орбитальным самолетом "Буран" и должен, по замыслу разработчиков, заменить большинство современных отечественных ракет-носителей. В отличие от других российских ракетно-космических проектов проблемы с МАКСом обусловливаются не только традиционным безденежьем, но и сложностями российско-украинской кооперации ("Мрию" производят в Киеве, а сверхлегкий подвесной бак для орбитальной ступени должны строить на днепропетровском производственном объединении "Южмаш"). Кроме того, категорически не приемлют идею "мини-Шаттла" большинство из руководства сегодняшней космической программы.

Идея народного финансирования МАКСа в отличие от предыдущей обставлена и механизмом неких гарантий целевого использования, и координатами участников. Год назад на проект начинала было собирать деньги "Российская газета"; и тогда, и сейчас акция была согласована с руководством НПО "Молния". "В царской России именно на народные деньги было построено подавляющее количество сегодняшних железных дорог, на народные пожертвования практически заново построен морской флот после Русско-японской войны, да что далеко ходить - храм Христа Спасителя! Что поменялось в стране: народ, правительство или связь народ-правительство?!" - задал риторический вопрос в ответ на мои сомнения в осмысленности таких акций Вадим Лукашевич. Сегодня в опубликованном "Реестре финансового участия..." значится сумма, примерно равная 150-200 тыс. долл.; по самым скромным оценкам, для восстановления практически из небытия проекта МАКС требуется около трех миллиардов. Можно ли оживить проект - с учетом российско-украинской ситуации, нынешнего состояния дел на НПО "Молния" и в аэрокосмической отрасли вообще? "Это будет невероятно тяжело, но через год - уже почти невозможно", - отвечает Лукашевич.

В предпраздничные дни глава РКА заявил: скорее всего, эксплуатация "Мира" будет продлена. Поиски внебюджетного финансирования продолжаются, и 100 тыс. долл. уже преподнес некий канадец российского происхождения (напомним - необходимо не менее 250 млн. в год). Продление жизни "Мира", безусловно, означает вызов нашим американским партнерам по созданию Международной космической станции - вызов, бледнеющий перед их поведением "в общем и целом". А значит, "Энергия" будет продолжать поиск средств на "Мир" уже при выраженной поддержке Российского космического агентства. Деньги на менее значимые проекты будут искать энтузиасты.