13.10.1999, “Новые Известия”

Идея “русской космической альтернативы”

живет и побеждает

Окончание национальной пилотируемой программы лишь стимулировало активность в российском отряде космонавтов

Свидетельством тому стало сообщение о готовности к полету сразу нескольких российских экипажей. Первыми могут стать Геннадий Падалка, Николай Бударин или их дублеры Валерий Корзун и Сергей Трещев. Вполне вероятно, что двое из них попадут в космос, точнее на Международную космическую станцию, уже в декабре нынешнего или в январе 2000 года.

Это случится, если, во-первых, мы сможем-таки в срок подготовить и отправить к МКС служебный модуль “Звезда”, и если, во-вторых, модуль этот “не захочет” стыковаться со станцией в автоматическом режиме. Что не исключено, поскольку режим управления сближением служебного модуля со связкой “Заря”—“Юнити” будет кардинально отличаться оттого, что приходилось применять при стыковке грузовиков “Прогресс” с “Миром”. Говорят и о том, что в последний момент руководство МКС вообще решит не идти на риск, применяя не опробованную еще телеоператорную стыковку. И тогда наши вопреки планам американцев, которые являются фактическими хозяевами нового международного дома на орбите, станут его первым экипажем.

Поскольку, если уж и попадут на МКС, то скоро оттуда возвращаться не собираются. Те, кто готовил наших ребят, позаботились, чтобы дел им хватило надолго. В программу экипажа входит не только стыковка, но и проведение различных технологических операций по дооснащению модуля. Кроме того, космонавты готовятся и к выходу в открытый космос, и к встрече на борту МКС “сменщиков” на американском шаттле.

Миссия второго российского экипажа, готового к космическому путешествию, не менее ответственна. И еще не слишком радостна. Командир экипажа Сергей Залетин и бортинженер Александр Калери собираются на орбитальный комплекс “Мир” для того, чтобы готовить его к затоплению. Звучит, конечно, печально. Но куда печальней будет, если 120-тонная махина отправится навстречу водам Тихого океан без подготовки. Однако о прощании с “Миром” у нас говорят, куда с меньшей охотой, чем о гипотетических проблемах при стыковке на МКС. А если и говорят, то обязательно добавляют слово “возможно”. Неясной остается и дата проводов “Мира”. В сообщениях фигурирует февраль, март и даже апрель будущего года.

А тем временем в Звездном на “Мире” крест не поставили. И верят в его чудесное возрождение настолько, что продолжают тратить деньги на подготовку другого экипажа, который сможет уже не провожать станцию в последний путь, а просто жить там и работать. Командиром “экипажа надежды” стал Салижан Шарипов, а бортинженер ром Павел Виноградов.

Однако если все связанное с “Миром” пока под вопросом, то уж плановую экспедицию на МКС в Звездном намерены совершить во что бы то ни стало. Это произойдет в марте 2000 года. Тогда на Международную станцию на российском космическом корабле серии “Союз ТМ” прибудет экипаж первой длительной экспедиции.

Дмитрий Фролов