19.11.99, “Новые Известия”

Как Россия чуть ракет не лишилась

“Воронежтеплосеть” едва не приостановила старт “Протона”

Этой осенью Россия едва не осталась без космических ракет, а также стратегических наземного и морского базирования. Нет, что ухе было изготовлено, то еще есть. А вот конструирование и производство новых неожиданно оказалось под большим вопросом. Дело в том, что обороноспособность страны и освоение ею космического пространства попали в финансовую зависимость от небольшого воронежского муниципального предприятия, которое по разветвленным под городом трубам подает тепло в квартиры, промышленные здания и сооружения. Называется оно “Воронсжтеплосети”. А задолжало ему одно из четырех существующих в мире предприятий по созданию ракетных двигателей - Воронежское конструкторское бюро “Химавтоматика” (КБХА). Так в спое время были зашифрованы разработчики двигателей для “Союзов”, “Протонов” и других ракет, чтоб враги не догадались.

КБХА к середине минувшего лета было должно за теплоуслуги теплосетям 37,8 миллиона рублей. Предприятие государственное, живет за счет госзаказов. Не было еще по сей день случая, чтобы какой-нибудь очень спешащий олигарх заказал для себя даже маленький “Союзик”. А государство сегодня, как известно, клиент еще тот: товар заказывает, а оплачивать его не торопится. Вот и образовался долг “Воронежтеплосетям”.

Конструкторы-оборонщики не стали ждать, когда нагрянут неприятности, и вступили с муниципальным предприятием в переговорный процесс. Мол, так и так, государство нас “обувает” по большому, вот и вам мы должны… Нельзя ли как-то долг реструктуризировать. То есть потерпеть в интересах страны, пока она не опомнится и не заплатит нехилой частице своего оборонного комплекса. Ну и муниципалы согласились потерпеть, договор заключили о реструкту-ризации долга, который заверила мэрия Воронежа.

А потом вдруг приходит руководству КБХА приглашение в областной арбитражный суд по делу о банкротстве их ракетно-двигательного предприятия. Причина —долг теплосетям. Инициатором же банкротства выступили не сами теплоснабженцы, а третья сторона, получившая доверенность от муниципалов на право представлять их интересы в суде. Как же так, ведь договорились?!

В теплосетях не сразу и вспомнили, кому и когда они доверили выбивать долги через суды у неплательщиков. Самому муниципальному предприятию никогда бы не додуматься до этой идеи: обанкротить создателей ракетных двигателей через неуплату за коммунальные услуги. Но, как выяснилось, самим и думать ничего не надо. На российском финансово-экономическом рынке, где почти все продавцы и покупатели должны друг другу, уже родился прибыльный вид бизнеса - возвращение кредиторам долгов через банкротство задолжавших им предприятий. От бандитских рэкетиров, работающих по долгам силовыми методами, этот бизнес отличаете” тем, что действует в рамках Закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)”. Больше - ничем.

В Воронежской губернии “обслуживанием” чужих долгов занимается фирма с теплым названием “Июль”. Она была создана при активном участии недавно условно осужденного бывшего вице-губернатора Вадима Суховерова. В ее активе уже есть несколько скандальных банкротств крупных предприятий. Если государственная структура межрегиональное агентство по делам о несостоятельности, инициируя банкротство, преследует цель помочь предприятию встать на ноги, то задача у “июльцев” упрощенная: распродать за долги все, что покупается, властью “своего” внешнего управляющего, который за свои действия по закону никакой особой ответственности не несет. Случается и более солидный мотив: перспективное, но попавшее во временную трудную ситуацию предприятие “заказывают” желающие взять его под свой контроль или в собственность. Ставшее “банкротом на заказ”, оно по закону готово к любому “употреблению”. И это тоже в рамках закона.

Судя по размаху и настойчивости, с которой банкротили КБХА, на лидера мирового ракетостроения у кого-то разыгрался нешуточный аппетит. Пока оборонщики выясняли с теплоснабженцами эффективность договора о реструктуризации, областной арбитражный суд удовлетворил иск, поданный от имени муниципального предприятия “доверителем” (им, к слову сказать, оказался один безработный - “Июль” частенько работает через подставных лиц), и своим определением назначил на КБХА внешнего управляющего. Им стал 27-летний Андрей Савельев, только за год до назначения получивший диплом инженера... водного транспорта. Когда его новые подчиненные доктора н кандидаты технических наук, лауреаты всех мыслимых в стране премий - поинтересовались недлинным жизненным путем присужденного им начальника, долго не могли прийти в себя. За годы после совершеннолетия он поработал в девяти местах. Во внешние управляющие. уникального конструкторского бюро Савельев попал с должности безработного. Если это элемент процедуры банкротства, то что же тогда издевательство?

Я спросил у заместителя председателя воронежского областного арбитражного суда Екатерины Лариной: как подбирали для КБХА нового руководителя?

- Мы не подбираем, мы назначаем из кандидатур, предложенных нам агентством по банкротству или стороной, подавшей иск. У Савельева были документы на право работать внешним управленцем и даже форма допуска для закрытых предприятий. Формально, по закону, мы не имели права отказать, -сказала Екатерина Ивановна.

Начальник воронежского регионального агентства по делам о несостоятельности Владимир Сакоренко открестился от причастности к этому кадровому вопросу: “Среди наших, прошедших обучение, и специалистов нет с правом работы на оборонке. Это “июльцы” подсуетились, нашли кадра. Мы в ситуации с КБХА не участвовали”.

Когда руководители “Воронежтеплосетей” увидели, какой разыгрывается фарс и какой ценой им может вернуться долг оборонщиков, они отозвали иск из арбитражного суда. А суд отменил свое определение о назначении внешнего управляющего.

Казалось бы все встало на свои места. Тем более что ни о какой “несостоятельности” не могло быть и речи по определению. Вот уже шесть лет подряд КБХА увеличивает объем производства ежегодно на десять процентов. И это несмотря на сокращение военных заказов - запущена и эффективно работает конверсионная программа. Нет проблем с налогами в бюджеты всех уровней, одна из самых высоких зарплат в регионе выплачивается регулярно. Создаются новые рабочие места - идет набор специалистов. Нет необходимости только в одном - во внешнем управляющем...

С этим не согласился, снова став безработным, молодой инженер-водник. Он, поддерживаемый со всех сторон “бизнесменом от банкротства” - фирмой “Июль”, начал процедуру обжалования решения воронежского суда в арбитражном суде Центрального округа в Брянске. Настаивал на том, что без него конструкторам ракетной техники грозит полный крах. По закону имел такое право - обжаловать. Но если бы вся проблема сводилась только к амбициям специалиста по речному транспорту, не думаю, что для разрешения ее суду Центрального округа потребовались бы месяцы. Но суд в Брянске рассматривал жалобу более двух месяцев. Причем жалобу не кредитора, снявшего свои претензии, а по сути коммерческой фирмы, у которой уплывала из рук выгодная сделка. Которой никакого дела нет до проблем создания и обслуживания ракетной техники. Но нетрудно представить себе, какие влиятельные силы стояли за провинциальной фирмой, работающей на передел собственности “по заказу”, если отстаивать оборонные и космические интересы России в суде пришлось первым руководителям Минобороны и Российского авиационно-космического агентства. И вот недавно вынесен вердикт: попытка банкротства КБХА неправомерна.

По мнению генерального директора Российского авиационно-космического агентства Юрия Коптева, попытки провести операции по банкротству уникальных оборонных предприятий будут продолжаться до тех пор, пока упрошенная процедура признания несостоятельности будет одинаковой что для пивного ларька, что для предприятий, обеспечивающих национальную безопасность России.

Пока же разработанный закон “Об особенностях банкротства предприятий оборонного комплекса” застрял в российском парламенте. Но унизительных процедур, подобных той, через которую прошли воронежские создатели ракет, можно было бы и не допускать. Долги КБХА выросли не из непродуманного закона, а из необязательности государства: товар заказывает и не платит. Вот и спешат предприимчивые обзавестись и этой стратегической госсобственностью. А затем они же вполне могут инициировать банкротство главного должника российских Ракетных войск стратегического назначения. И настоять на назначении внешнего управляющего (командующего?!) войсками. А что? Закон позволяет...