"Сегодня", Александр Корецкий, 02.06.99

Топить национальную гордость или не топить

как преодолеть иллюзию давно отсутствующего выбора

Сроки затопления станции "Мир", несмотря на отсутствие средств для продолжения ее эксплуатации, остаются неопределенными. Вчерашнее заседание Совета главных конструкторов российской космической техники, на котором предполагалось выработать некое предварительное решение о дальнейшей судьбе орбитального комплекса, закончилось, по сути, ничем - за пять с лишним часов горячих споров конструкторы так и не пришли к единому мнению о том, топить станцию или нет, а если топить, то когда. При этом выяснилось, что до сих пор ряд российских "космических генералов" надеются на чудо: одни - на помощь государства, которое вдруг всетаки найдет для продолжения национальной орбитальной программы парутройку сотен миллионов долларов, другие - на зарубежных инвесторов. Но если первое невозможно по причине катастрофической нехватки бюджетных средств даже на своевременную выплату зарплат и пенсий, то надежды на зарубежные инвестиции являются следствием несколько неадекватного представления об отношении к "Миру" на Запале.

Там он уже давно не является символом "космического, партнерства" с Россией. В массовом общественном сознании "Мир" с начала серии памятных аварий на его борту и по настоящее время вообще ассоциируется со скрытой угрозой - поведение станции непредсказуемо, а значит, считают обыватели, она может упасть где угодно и когда угодно. На уровне специалистов отношение к комплексу иное, но и оно не сулит ему ничего хорошего: с начала строительства на орбите Международной космической станции (МКС) "Мир", как считают, например, в NASA, стал серьезной помехой для соблюдения Россией графика выполнения своих работ по программе МКС. Нужно отдать должное американцам: они ни разу не ставили вопрос "ребром" - или-или. Более того, руководство NASA сделало в свое время все, чтобы заблокировать прохождение через конгресс "поспешных и необдуманных" предложений о свертывании всех форм сотрудничества с Россией в кос-мосе, вплоть до исключения ее из списков стран-участниц проекта МКС за систематические срывы графика орбитальных работ. Но и просто наблюдать за безуспешными попытками Российского авиационно-космического агентства усидеть сразу на двух стульях - и МКС строить, и "Мир" содержать - насовцам порядком надоело. Именно поэтому представителям РАКА и РКК "Энергия" так и не удалось найти внебюджетные источники финансирования программы "Мира" - потенциальные инвесторы не хотят портить отношений с американцами. К тому же до начала эксплуатации МКС осталось всего 7-8 месяцев.

На этом фоне нерешительность главных конструкторов в отношении судьбы "Мира" выглядит достаточно странно. Объяснить ее можно, по-видимому, только с психологической точки зрения: очень тяжето державе, удерживавшей на протяжении 40 лет свое лидерство в космической гонке, расстаться с одним из последних символов своего былого могущества. Если Россия утопит свою национальную орбитальную станцию, она навсегда утратит самостоятельность в области пилотируемых полетов (МКС - это, по сути, космическая коммуналка, где с соседями, хочешь не хочешь, а нужно считаться.) Но если она этого не сделает, то может потерять еще больше. То есть проблема упирается исключительно в национальную гордость.

Между тем судьба комплекса должна быть окончательно решена в ближайшие две недели - на 10 июля запланирован старт к "Миру", по-видимому, последнего в его истории грузового корабля "Прогресс". Его окончательная загрузка должна быть произведена в соответствии с тем, какое решение будет принято по "Миру" коллегией РАКА. Пока известно лишь, что помимо очередной партии топлива, воды и продуктов, необходимых для завершения работы нынешней экспедиции, на станцию будет доставлено специальное оборудование, которое, как предполагается, значительно увеличит надежность связи ЦУПа со станцией во время ее возможного автономного полета. Но решится ли РАКА на подобный эксперимент - отправить в середине августа многотонный комплекс в полугодовой беспилотный вояж, - большой вопрос.

Как уже сообщала "Сегодня", орбитальный комплекс изначально проектировался именно для пилотируемых полетов и за свою более чем 13-летнюю историю всего 24 дня (с момента выведения на орбиту и до прибытия первого экипажа) пролетал в автоматическом режиме. Многие российские эксперты считают, что станцию, с учетом нынешней степени ее изношенности, нельзя оставлять на орбите в законсервированном состоянии. Баллистики РКК "Энергия" и ЦУПа прямо заявляют об опасности потери управления станцией в случае перехода на беспилотный режим полета. По их мнению, в предатмосферном пространстве у такого многомодульного разнесенного сооружения высчитать траекторию полета практически невозможно. Это значит, что в случае потери контроля над комплексом высчитать даже приблизительный район падения его обломков на Землю окажется невыполнимой задачей. Кому и зачем нужен такой риск - не очень понятно. А главное, с учетом нынешней экономической ситуации стране, никто не сомневается в том, что "лишних" сотен миллионов долларов на содержание станции не найдется ни через полгода, ни через год. Их просто нет. Но людям свойственно верить в чудеса. Даже если они руководят космическими корпорациями.