“Воздушный транспорт”, №46

Лунатики живут на земле

Хорошая была песня. Задушевная и мелодичная. А главное слова в ней были правильные, мудрые и какие-то совсем "авиационные": “А годы летят, наши годы, как птицы, летят, и некогда нам оглянуться назад...”

Действительно, некогда. За суматохой повседневных дел, за нежданно нагрянувшими войнами, за несбывающимися мечтами и страхами за наше будущее. А ведь сделано ой как много! Совсем не стыдно вступать с таким солидным багажом в новое тысячелетие.

Эти две фотографии разделяют более тридцати лет. Их все некогда было сравнить, да и часть запечатленных на них людей, выглядевших тогда так молодо, браво, так плотно и жизнерадостно окруживших нечто закрытое от посторонних глаз и фотообъектива чехлом, уже нет среди нас. Это фото сделано тайком и нигде не публиковалось.

Два очередных грандиозных проекта тогда еще, как пелось в гимне, - “могучий Советский Союз” собирался осуществить в 60-х годах на заре космической эры.

Полет человека на Луну и путешествие самоходного автоматического аппарата по “пыльным тропинкам” вечной спутницы Земли.

Только одного человека в авиационной форме можно узнать на этом любительском фото. Слева он пятый. Это полковник Валерий Быковский. Самый именитый среди собравшихся. Он уже к тому времени побывал в космосе, пилотируя корабль “Восток-5” в дни первого группового космического полета. Это к его кораблю взлетел "Восток-6”, пилотируемый первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. После успешного завершения этого полета он стал Героем Советского Союза, носил редкий знак отличия “Летчик-космонавт СССР”, но его уже тогда включили в специальную группу подготовки для полета человека на Луну.

Молодые ребята в спортивных костюмах долгие годы оставались неизвестными исследователями космоса, потому что они тоже были не гражданскими, а военными специалистами. Да к тому же офицерами совершенно секретных тогда космических частей Ракетных войск стратегического назначения. У них и на петлицах были артиллерийские эмблемы. Это “сидячие космонавты, как назвал их когда-то технический руководитель новой программы О. Г. Ивановский, легендарный человек, закрывший люк космического корабля “Восток”, на котором взлетел к звездам Ю. А. Гагарин. Это его; заместителя Генерального конструктора космических систем С. П. Королева, десятки лет скрывали за “редким” псевдонимом Иванов. А “сидячие космонавты” это экипажи советского “Лунохода".

В конструкторском бюро им. С. А. Лавочкина и в ЦНИИ-Трансмаш под руководством Главного конструктора межпланетных космических систем Г. К. Бабакина полным ходом создавались шасси и оборудование будущего лунного вездехода, а на закрытой территории под Симферополем ускоренными темпами строили, испытательный “лунодром” со специальным труднопроходимым ландшафтом. Вот здесь-то и было сделано это фото. От недобрых глаз закрыли уникальное оборудование, установленное на шасси экспериментального образца, и сфотографировались на добрую и долгую память. На Память... Уже нет в живых Георгия Николаевича Бабакина, нет членов экипажа “Лунохода” — одного из командиров Николая Михайловича Еременко и бортинженера Леонида Яковлевича Мосензова.

В. Ф. Быковский всегда был с этими экипажами, изучал их работу, цеплялся взглядом за каждую мелочь лунного грунта, скрупулезно накапливал опыт для предстоящего полета на Луну. Он подружился с этими славными ребятами, настоящими офицерами, талантливыми инженерами.

Закрыв спинами уникальное шасси, уселись перед космической “самоходкой” два члена будущего легендарного и таинственного экипажа. Справа, обхватив рукой белый раструб исследовательского устройства, замер перед фотообъективом Вячеслав Довгань. Это он с расстояния в 400 тысяч километров, держа рычаги управления в Симферополе, водил тридцать лет назад уникальный аппарат, прошедший по его командам 37 километров базальтового дна кратера Лемонье.

В феврале 1969 г. В. Ф. Быковский присутствовал на Байконуре при запуске мощной челомеевской ракетой первого “Лунохода”. Ракета через 52 секунды полета взорвалась, а вместе с ней космический аппарат “Луна—15”, несший в себе уникальное творение инженерной мысли. Но уже в ноябре следующего года “Луноход-1” приступил к научным исследованиям на Селене.

Сложнее оказалась “лунная” судьба полета советского человека. Огромные ракеты Н-1, разработанные для такой экспедиции, взрывались трижды. Жесткое и дорогостоящее соревнование за право первыми высадить человека на естественный спутник Земли 30 лет назад (21 июля 1969 г.) выиграли американцы. Вслед за Гагариным второй гигантский шаг в космос сделал астронавт Армстронг. А советские “лунатики” остались не у дел. Программу покорения Луны свернули. “Сидячие космонавты” из экипажа “Луноход-2” так и не передали заветную эстафету тем, кто готовился к эпохальному полету в нашей стране.

Им уже за шестьдесят, они уже офицеры в отставке. Но дружба оставшихся в живых стала трогательней и крепче. Тогда их объединяли молодость, общее увлечение необычной и таинственной работой, мужество, талант, изобретательность и всеохватывающий энтузиазм первооткрывателей. Неудачи не зависели от них, они отняли их богатырское здоровье, но не остудили чувства товарищества, взаимной поддержки и светлой памяти о пережитом.

Теперь они известны многим. О них говорят, пишут, запоздало награждают. А они по-прежнему трудятся, кто экспертом, кто консультантом. Охотно передают свой бесценный опыт молодежи, рассказывают о своей “лунной одиссее”, вспоминают безвозвратно ушедшее светлое утро космической эры и все чаще поминают тех, кто ушел из жизни вместе с мечтой увидеть, что “и на Марсе будут яблони цвести”.

Вот и на второй фотографии запечатлены летчик-космонавт СССР полковник Валерий Федорович Быковский и водитель “Лунохода” Вячеслав Георгиевич Довгань у места падения самолета, унесшего яркую и короткую жизнь Юрия Алексеевича Гагарина.

Истекает второе тысячелетие, поднявшее жителей Земли выше птиц, к Луне, к звездам. Ах, как годы летят... Но есть на что оглянуться назад.

Георгий Антонов