ДЕТСКИЕ ГОДЫ
академика Валентина Петровича Глушко *
Судя по письму мамы В.П.Глушко на имя Сталина, написанном в конце 1930-х гг., когда ее сын уже сидел в тюрьме, как «враг народа», то в семье батрака Леонтия Глушко из села Спасского Алтыновской волости Кровелецкого уезда Черниговской губернии в 1883 г. родился сын Петр. Интересен тот факт, что, судя по фотографиям, и Леонтий, и его сын Петр, были похожи скорее на мещан, чем на мало образованных людей Черниговской губернии.
Предположительно в конце 1890-х гг. семья переезжает в Одессу, где в первые годы XX века студент одного из столичных высших учебных заведений Петр Глушко, приехавший на каникулы к родителям, встречается с Матроной Семеоновной, ставшей потом его законной женой и матерью троих детей.
Отвоевав вольноопределяющимся на русско-японской войне, он был уволен прапорщиком запаса из армии и, вернувшись в Одессу, начал «строить» свое дело. Чем конкретно он занимался, пока выяснить так и не удалось. Но о широких связях в городе говорят те факты, что восприемниками при крещении троих его детей были ротмистр в отставке Зеневич, потомственный почетный гражданин Дикгоф и жена столоначальника Одесской городской палаты Михайличенко. Вторыми восприемниками были дети купцов, писавшиеся крестьянами.
Много позже, младший брат В.П. Глушко Аркадий рассказывал своей жене, что они имели три собственных квартиры в Киеве, Одессе и в Львове. А сам академик вспоминал, что они ехали на собственном авто, и няня держала над ним зонтик, чтобы солнце не напекло голову...
В этот период времени у них родилось трое детей: в 1907 г. - дочь Галина; в 1908 - сын Валентин и в 1915 г. - сын Аркадий...
...Грянул октябрьский переворот... Все, что было нажито, конфисковали и ветеран Великой войны, прапорщик (хотя, я сомневаюсь, что в этот момент все еще прапорщик) Петр Глушко становится деникинским офицером... Информация об этом проходит в следственном деле Петра Леонтиевича, когда он в 1943 г. был арестован органами НКВД г.Ленинграда, как «враг народа» за антисоветскую агитацию. Однако, в других документах из того же следственного дела, написано, что он имел образование 4 класса. И три раза меняется место его рождения. Поэтому офицером-то, он был, но прапорщиком ли?..
Кочуя вместе с армией, Петр Леонтьевич перевозит семью ближе к себе. И дело доходит до того, что его родные попадают в «водоворот» творившихся тогда безобразий. Что пришлось им пережить, можно судить по обрывочным воспоминаниям Валентина Петровича о том, что, живя в Киеве, они каждый раз выглядывали в окно, чтобы вывесить нужный флаг, т.к. власть в городе менялась каждый день. А перепутаешь - расстреляют... Когда же эта неразбериха надоела, то семья переехала в Ирпень, где Валентин пошел во 2 класс гимназии. По другим данным, он из Киева каждый день ездил в Ирпень учиться. Причина таких поездок непонятна. Толи они жили на окраине Киева, и ближе было ехать в пригород, толи все киевские гимназии не работали (что мало вероятно). Так что это тоже пока остается загадкой.
Но, под ударами Красной армии белые отступали к морю. В 1919 г. семья опять вернулась в Одессу и поселилась в 15 квартире, дома 12 по Овчинникову переулку (ныне переулок Нечипоренко).
Сохранилось прошение П.Л.Глушко на имя Господина Директора Реального Училища Св. Павла: «Желая дать образование своему сыну Валентину 11 лет во вверенном Вам учебном заведении. Прошу о принятии его во 2-й класс. Учился он во 2-м классе Ирпенской Городской Смешанной Гимназии. Переводные документы представлю дополнительно, так как при спешной эвакуации г. Ирпеня, благодаря наступлению большевиков, получить таковые возможным не представилось.
Приложение: метрическая выпись за № 956. П.Глушко».
Из этого прошения и удалось получить информацию об учебе Валентина Глушко в Ирпенской гимназии. Однако, в какой конкретно, пока не понятно. На данный момент существует мнение, что он учился на улице Вишневского (с 1 февраля 1923 г. – улица Ленина, а с 1993 - улица Тараса Шевченко), где на месте 1 и 3 домов раньше стояла школа. Интересно, что учебного заведения, указанного в Прошении в городе не существовало и это еще одна неразгаданная пока загадка. В какой гимназии или школе он учился, т.к. материалов из этих учебных заведений в Государственном архиве Киевской области нет.
Но, вернемся в Одессу.
Обучение тогда было платным и за второй класс было заплачено 1.250 и 2.050 рублей за первое и второе полугодие соответственно, о чем свидетельствует пометка, стоящая после сумм, в ведомости, напротив фамилии Глушко.
Через год, в 1920 г., они переезжают всей семьей в дом 8 по Ольгиевской улице. Петр Львович (Леонтьевич) решает больше не бегать от судьбы и после прихода Красной армии, вся семья остается в Одессе. Жилплощади для семьи из 5 человек на той квартире оказалась недостаточно и в 1921 г. Глушко переехали в соседний дом № 10 по той же улице. Сейчас на доме, как раз под окнами этой квартиры, висит мемориальная доска. Правда тогда эта квартира носила № 20, а теперь стала 8.
Окончилась гражданская война, надо было идти кормить семью. Петр Львович идет работать в железнодорожные мастерские (по одним данным) или в бухгалтера (по другим). Однако, две эти версии не проверены и точных сведений нет. Матрона Семеоновна (ставшая в советское время Мартой Семеновной) имея медицинское образование, устраивается акушеркой в один из роддомов города.
В своем автобиографическом очерке «Рождение мечты и первые шаги», опубликованном в книге «Путь в ракетной технике» в издательстве «Машиностроение» в 1977 г. В.П.Глушко дает следующее краткое описание своего детства и юности: «В Одессе я родился и провел половину детства, в этом близком моему сердцу городе на бывшей Ольгиевской улице в доме 10 прошло мое отрочество, и наступила юность, здесь сложилось все, однозначно определившее цель моей жизни». Эти слова можно со всей определенностью адресовать и Реальному училищу Св. Павла, в стенах которого юноша учился в те годы. И по праву!
В 1921 г. увлекающийся приключенческой литературой 13-летний мальчик впервые прочитал романы Ж. Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны». Эти две книги изменили всю его жизнь, круто повернув ее на доселе неизведанный путь.
«Во время их чтения, - писал академик, - захватывало дыхание, сердце колотилось, я был как в угаре и был счастлив. Стало ясно, что осуществлению этих чудесных полетов я должен посвятить свою жизнь без остатка... ...Я понимал, что для того, чтобы приступить к осуществлению этих полетов, необходимы большие знания, путь к которым лежит через школу и высшее учебное заведение...».
До осени 1922 г. он каждый день проходил мимо купола обсерватории, располагавшейся в доме 4 по Садовой ул., пока, наконец, не решился туда зайти... С тех пор Валентин каждый вечер бывал там. Он стал приводить товарищей. В результате им был организован Кружок молодых мироведов, который к 1923 г. насчитывал 120 человек. Дети собирались вместе, обсуждали астрономические новости, делали доклады... Наблюдали за звездным небом.
Там же он узнал о К.Э.Циолковском, разыскав в публичной библиотеки его книгу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и переписав ее в холодную зиму 1922 г., решил написать ученому.
Завязалась переписка, в результате которой Валентин получил все его книги и ответы на интересовавшие юношу вопросы. В одном из своих писем ученому будущий академик писал: «Относительно того, насколько я интересуюсь межпланетными сообщениями, я Вам скажу, что это является целью моей жизни, которую хочу посвятить для этого великого дела...». Он сдержал свое слово... Он посвятил ей всю свою жизнь... без остатка...
Сталкиваясь с проблемами, связанными с различными областями науки и техники и видя пробелы в своем образовании, юноша старался сделать все, чтобы восполнить их имевшимися тогда у него возможностями.
«Еще сильнее, чем когда-либо ранее, - писал он, - я ощутил необходимость учиться и в первую очередь физике, химии и механике, которые стали для меня самыми интересными предметами в школе. С увлечением участвовал в практической работе в школьном физическом кабинете и в химической лаборатории. Читал литературу по этим предметам сверх школьной программы. На уроках по физике и политграмоте преподаватели иногда предоставляли мне свое время для популярных докладов по отдельным вопросам физики, астрономии и теории относительности. Математика интересовала меня как средство для решения конкретных практических задач».
«Мне не хватало времени, - продолжал он. - Нужно было готовить школьные уроки, руководить Кружком молодых мироведов, работать в обсерваториях, в своей химической лаборатории и много читать. Пришлось оставить занятия музыкой, которым я посвятил три года, сначала в Одесской консерватории у профессора Г.А. Столярова, затем в Одесской музыкальной академии... Я поздно ложился, рано вставал. Сожалея, что еще не изобретены пилюли вместо обеда, которые можно было бы сразу проглотить, я старался до предела сократить время, затрачиваемое на еду».
Однако с занятиями музыкой вышла занимательная история, которая и явилась истиной причиной, заставившей его не оставить, а отказаться от них.
У него была скрипка работы Дж.Страдивари. Как-то по дороге из консерватории, он зашел в гости к приятелю, где и остался ночевать. На утро проснулся, а скрипки не было. Ее украли. Он воспринял это, как знак того, что музыка не его дело и отказался от занятий окончательно...
...Постоянные наблюдения за планетами, зарисовки. Публикации статей в различных журналах. Он полюбил наблюдательную астрономию. Относясь ко всему увиденному, как к фантастическому миру, ведь увеличительные стекла телескопов делали возможным увидеть то, что не дано было видеть простым глазом, а значит иметь возможность, заглянуть в неведомое. Потом Одесское отделение Русского общества любителей мироведения, которому подчинялись обсерватории, в благодарность за его отличную работу, напишет ходатайство для поступления в Ленинградский университет, тем более что запечатленное им противостояние Марса, благодаря только его рисункам дошло до наших дней...
Одновременно с этим с 1922 г. Валентин вел сбор материалов для написания двух книг. «История развития идеи межпланетных и межзвездных путешествий», информация для которой искалась во всех древних мифах, житиях святых и сочинениях, в которых рассматривалась не только идея полета к звездам, но и любое упоминание о ней. В 1928 г. эти материалы будут подарены в Ленинграде популяризатору этих идей Н.А. Рынину и составят часть выпущенной им энциклопедии «Межпланетных сообщений», т.к. идея энциклопедии полностью повторяла идею книги. Ему же Валентин подарил и ответы К.Э.Циолковского на свои письма. Во время войны, после смерти Н.А. Рынина в 1942 г. они пропали вместе с почти всем его архивом и до сих пор не найдены.
Вторая книга имела название «Необходимость межпланетных сообщений». Рукопись этой книги в первой редакции была закончена в 1924 г. и из-за трудностей с изданием провалялась по редакциям до 1929 г. В процессе доработки она была переименована в «Проблему эксплуатации планет», но в то время так и не увидела свет. Она случайно сохранилась в архиве НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко и, благодаря вдове ученого Л.Д. Перышковой, была издана тиражом в 100 экземпляров 1998 г. к 90-летию со дня рождения ее автора. И хотя В.П. Глушко, перечитав ее через 45 лет, нашел, что многое в ней было наивным и спорным, мы все равно должны быть благодарны его маме, сохранившей рукопись во время обыска при аресте сына органами НКВД в 1938 году.
Так получилось, что эта книга оказалась очень актуальной и сейчас. Я приведу несколько выдержек из нее. Когда Вы будете их читать, прошу Вас не забывать, что написано это 16-летним юношей!
«Настоящая книга является первой попыткой всестороннего рассмотрения через призму науки будущего нашей цивилизации. В ней, опираясь на строго проверенные данные, доказывается, что естественным следствием прогресса человеческой культуры является истощение жизненных соков Земли, чем человечество, в конечном итоге, ставит себя под угрозу краха, как своей цивилизации, так и своего существования...»
«Доказать, что завоевание мирового пространства не только крайне полезно, но и необходимо для человечества, вот цель моей книги».
«Как поверхность планеты есть величина конечная, так и Земля, несмотря на максимум утилизации и наиболее рациональное использование ее ценных производительных свойств, не может не иметь предел своей производимости, выше которой она не в состоянии подняться ни при каком развитии науки...».
«Наиболее рациональной мерой для предотвращения начальных последствий от истощения металлов на нашем маленьком острове, это пополнение их запасов с других соседних островов - островов Вселенной, плавающих в необъятном океане пространства... Колонизировать новые планеты, организовать на них эксплуатационные части, является вполне естественным и понятным шагом расширяющейся промышленности и мощи человеческого интеллекта...»
«...крах нашей цивилизации неминуем через какие-нибудь 100-200 лет. Помощи же ждать неоткуда. Судьба источников промышленной энергии и сырья решает участь не только материальной культуры цивилизованных народов, но и вопрос существования всего человечества. Этот надвигающийся кризис истощения Земли висит «дамокловым мечом» над нашими головами. Это не туманная теория грядущей через сотни, тысячи или миллионы лет катастрофы: если хотите, это вопрос не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня...».
В 1924 г. он заканчивает профтехшколу. На выпускных экзаменах его ожидает сюрприз: освобождение от экзамена по физики. Тогда как с другим его любимым предметом - химией, вышел казус. Он был настолько уверен в своих силах в этой области, что приходил пересдавать экзамен три раза. И не помогли ему в этом не опыты с порохом, не домашняя химическая лаборатория....
Для получения свидетельства об окончании училища, Валентин прошел полугодовую практику в качестве сначала слесаря, а затем токаря на одесском арматурном заводе «Электрометалл» имени В.И. Ленина. Это ему в будущем тоже очень помогло, во время учебы, когда подрабатывал чтобы оплатить свое обучение и делал ремонт в квартирах и потом, когда в 1929 г. он начал работать в Ленинграде в Газодинамической лаборатории по реализации идеи создания Гелиоракетоплана, то многие детали электротермического ракетного двигателя пришлось делать самому...
Училище закончено, дальше высшее образование и вся жизнь, положенная на алтарь реализации идеи межпланетных сообщений...
Закончить свою статью я бы хотел тремя высказываниями академика В.П. Глушко.
Из книги «Путь в ракетной технике»:
«Счастлив тот, кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы и стремления, заполнить всю его жизнь чувством радости творческого труда. Дважды счастлив тот, кто нашел свое призвание еще в отроческие годы. Мне выпало это счастье. Жизненный путь, выбор решений на крутых поворотах, каждодневные поступки - все подчиняется одной мысли: приблизит ли это к заветной цели или отдалит?..».
И из книги «Проблема эксплуатации планет»:
«Так или иначе, по желанию или необходимости, но нам придется прибегнуть к завоеванию космического пространства. В погоне за энергией и пространством, в погоне за познанием Вселенной, во имя развития и сохранения цивилизации, человек ринется в безграничные космические пространства...».
«Если человек сперва покорил местности, затем страны и, наконец, континенты... обращает свой взор к иным мирам, к иным планетам, в изобилии вращающимся вокруг Солнца, и эти стремления, как мы уже видели, приняли весьма конкретные и определенные формы. Более того, момент их осуществления уже наступает и весьма близок к нам, отделяемый промежутком времени всего лишь в несколько лет.
Пройдут немногие годы и появится новый Колумб, который, прорубив окно во Вселенную, положит начало новой, уже четвертой эпохи в развитии человеческой цивилизации - эпохи межпланетной.».
А.В.Глушко, специалист по истории советской
космонавтики и ракетной техники, биограф
авторов "катюши" И.Т. Клейменова и Г.Э. Лангемака,
лауреат премии имени академика В.П. Глушко за 2005 г.
------------------------------------
* Переделанный в статью текст доклада на 200-летии лютеранского прихода св. Павла в Одессе (Украина), не опубликован до сих пор.
|