НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


100 лет В.П. Глушко

ДЕТСКИЕ ГОДЫ
академика Валентина Петровича Глушко *



     Судя по письму мамы В.П.Глушко на имя Сталина, написанном в конце 1930-х гг., когда ее сын уже сидел в тюрьме, как «враг народа», то в семье батрака Леонтия Глушко из села Спасского Алтыновской волости Кровелецкого уезда Черниговской губернии в 1883 г. родился сын Петр. Интересен тот факт, что, судя по фотографиям, и Леонтий, и его сын Петр, были похожи скорее на мещан, чем на мало образованных людей Черниговской губернии.
     Предположительно в конце 1890-х гг. семья переезжает в Одессу, где в первые годы XX века студент одного из столичных высших учебных заведений Петр Глушко, приехавший на каникулы к родителям, встречается с Матроной Семеоновной, ставшей потом его законной женой и матерью троих детей.
     Отвоевав вольноопределяющимся на русско-японской войне, он был уволен прапорщиком запаса из армии и, вернувшись в Одессу, начал «строить» свое дело. Чем конкретно он занимался, пока выяснить так и не удалось. Но о широких связях в городе говорят те факты, что восприемниками при крещении троих его детей были ротмистр в отставке Зеневич, потомственный почетный гражданин Дикгоф и жена столоначальника Одесской городской палаты Михайличенко. Вторыми восприемниками были дети купцов, писавшиеся крестьянами.
     Много позже, младший брат В.П. Глушко Аркадий рассказывал своей жене, что они имели три собственных квартиры в Киеве, Одессе и в Львове. А сам академик вспоминал, что они ехали на собственном авто, и няня держала над ним зонтик, чтобы солнце не напекло голову...
     В этот период времени у них родилось трое детей: в 1907 г. - дочь Галина; в 1908 - сын Валентин и в 1915 г. - сын Аркадий...
     ...Грянул октябрьский переворот... Все, что было нажито, конфисковали и ветеран Великой войны, прапорщик (хотя, я сомневаюсь, что в этот момент все еще прапорщик) Петр Глушко становится деникинским офицером... Информация об этом проходит в следственном деле Петра Леонтиевича, когда он в 1943 г. был арестован органами НКВД г.Ленинграда, как «враг народа» за антисоветскую агитацию. Однако, в других документах из того же следственного дела, написано, что он имел образование 4 класса. И три раза меняется место его рождения. Поэтому офицером-то, он был, но прапорщиком ли?..
     Кочуя вместе с армией, Петр Леонтьевич перевозит семью ближе к себе. И дело доходит до того, что его родные попадают в «водоворот» творившихся тогда безобразий. Что пришлось им пережить, можно судить по обрывочным воспоминаниям Валентина Петровича о том, что, живя в Киеве, они каждый раз выглядывали в окно, чтобы вывесить нужный флаг, т.к. власть в городе менялась каждый день. А перепутаешь - расстреляют... Когда же эта неразбериха надоела, то семья переехала в Ирпень, где Валентин пошел во 2 класс гимназии. По другим данным, он из Киева каждый день ездил в Ирпень учиться. Причина таких поездок непонятна. Толи они жили на окраине Киева, и ближе было ехать в пригород, толи все киевские гимназии не работали (что мало вероятно). Так что это тоже пока остается загадкой.
     Но, под ударами Красной армии белые отступали к морю. В 1919 г. семья опять вернулась в Одессу и поселилась в 15 квартире, дома 12 по Овчинникову переулку (ныне переулок Нечипоренко).
     Сохранилось прошение П.Л.Глушко на имя Господина Директора Реального Училища Св. Павла: «Желая дать образование своему сыну Валентину 11 лет во вверенном Вам учебном заведении. Прошу о принятии его во 2-й класс. Учился он во 2-м классе Ирпенской Городской Смешанной Гимназии. Переводные документы представлю дополнительно, так как при спешной эвакуации г. Ирпеня, благодаря наступлению большевиков, получить таковые возможным не представилось.
     Приложение: метрическая выпись за № 956. П.Глушко»
.
     Из этого прошения и удалось получить информацию об учебе Валентина Глушко в Ирпенской гимназии. Однако, в какой конкретно, пока не понятно. На данный момент существует мнение, что он учился на улице Вишневского (с 1 февраля 1923 г. – улица Ленина, а с 1993 - улица Тараса Шевченко), где на месте 1 и 3 домов раньше стояла школа. Интересно, что учебного заведения, указанного в Прошении в городе не существовало и это еще одна неразгаданная пока загадка. В какой гимназии или школе он учился, т.к. материалов из этих учебных заведений в Государственном архиве Киевской области нет.
     Но, вернемся в Одессу.
     Обучение тогда было платным и за второй класс было заплачено 1.250 и 2.050 рублей за первое и второе полугодие соответственно, о чем свидетельствует пометка, стоящая после сумм, в ведомости, напротив фамилии Глушко.
     Через год, в 1920 г., они переезжают всей семьей в дом 8 по Ольгиевской улице. Петр Львович (Леонтьевич) решает больше не бегать от судьбы и после прихода Красной армии, вся семья остается в Одессе. Жилплощади для семьи из 5 человек на той квартире оказалась недостаточно и в 1921 г. Глушко переехали в соседний дом № 10 по той же улице. Сейчас на доме, как раз под окнами этой квартиры, висит мемориальная доска. Правда тогда эта квартира носила № 20, а теперь стала 8.
     Окончилась гражданская война, надо было идти кормить семью. Петр Львович идет работать в железнодорожные мастерские (по одним данным) или в бухгалтера (по другим). Однако, две эти версии не проверены и точных сведений нет. Матрона Семеоновна (ставшая в советское время Мартой Семеновной) имея медицинское образование, устраивается акушеркой в один из роддомов города.
     В своем автобиографическом очерке «Рождение мечты и первые шаги», опубликованном в книге «Путь в ракетной технике» в издательстве «Машиностроение» в 1977 г. В.П.Глушко дает следующее краткое описание своего детства и юности: «В Одессе я родился и провел половину детства, в этом близком моему сердцу городе на бывшей Ольгиевской улице в доме 10 прошло мое отрочество, и наступила юность, здесь сложилось все, однозначно определившее цель моей жизни». Эти слова можно со всей определенностью адресовать и Реальному училищу Св. Павла, в стенах которого юноша учился в те годы. И по праву!
     В 1921 г. увлекающийся приключенческой литературой 13-летний мальчик впервые прочитал романы Ж. Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны». Эти две книги изменили всю его жизнь, круто повернув ее на доселе неизведанный путь.
     «Во время их чтения, - писал академик, - захватывало дыхание, сердце колотилось, я был как в угаре и был счастлив. Стало ясно, что осуществлению этих чудесных полетов я должен посвятить свою жизнь без остатка... ...Я понимал, что для того, чтобы приступить к осуществлению этих полетов, необходимы большие знания, путь к которым лежит через школу и высшее учебное заведение...».
     До осени 1922 г. он каждый день проходил мимо купола обсерватории, располагавшейся в доме 4 по Садовой ул., пока, наконец, не решился туда зайти... С тех пор Валентин каждый вечер бывал там. Он стал приводить товарищей. В результате им был организован Кружок молодых мироведов, который к 1923 г. насчитывал 120 человек. Дети собирались вместе, обсуждали астрономические новости, делали доклады... Наблюдали за звездным небом.
     Там же он узнал о К.Э.Циолковском, разыскав в публичной библиотеки его книгу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и переписав ее в холодную зиму 1922 г., решил написать ученому.
     Завязалась переписка, в результате которой Валентин получил все его книги и ответы на интересовавшие юношу вопросы. В одном из своих писем ученому будущий академик писал: «Относительно того, насколько я интересуюсь межпланетными сообщениями, я Вам скажу, что это является целью моей жизни, которую хочу посвятить для этого великого дела...». Он сдержал свое слово... Он посвятил ей всю свою жизнь... без остатка...
     Сталкиваясь с проблемами, связанными с различными областями науки и техники и видя пробелы в своем образовании, юноша старался сделать все, чтобы восполнить их имевшимися тогда у него возможностями.
     «Еще сильнее, чем когда-либо ранее, - писал он, - я ощутил необходимость учиться и в первую очередь физике, химии и механике, которые стали для меня самыми интересными предметами в школе. С увлечением участвовал в практической работе в школьном физическом кабинете и в химической лаборатории. Читал литературу по этим предметам сверх школьной программы. На уроках по физике и политграмоте преподаватели иногда предоставляли мне свое время для популярных докладов по отдельным вопросам физики, астрономии и теории относительности. Математика интересовала меня как средство для решения конкретных практических задач».
     «Мне не хватало времени,
- продолжал он. - Нужно было готовить школьные уроки, руководить Кружком молодых мироведов, работать в обсерваториях, в своей химической лаборатории и много читать. Пришлось оставить занятия музыкой, которым я посвятил три года, сначала в Одесской консерватории у профессора Г.А. Столярова, затем в Одесской музыкальной академии... Я поздно ложился, рано вставал. Сожалея, что еще не изобретены пилюли вместо обеда, которые можно было бы сразу проглотить, я старался до предела сократить время, затрачиваемое на еду».
     Однако с занятиями музыкой вышла занимательная история, которая и явилась истиной причиной, заставившей его не оставить, а отказаться от них.
     У него была скрипка работы Дж.Страдивари. Как-то по дороге из консерватории, он зашел в гости к приятелю, где и остался ночевать. На утро проснулся, а скрипки не было. Ее украли. Он воспринял это, как знак того, что музыка не его дело и отказался от занятий окончательно...
     ...Постоянные наблюдения за планетами, зарисовки. Публикации статей в различных журналах. Он полюбил наблюдательную астрономию. Относясь ко всему увиденному, как к фантастическому миру, ведь увеличительные стекла телескопов делали возможным увидеть то, что не дано было видеть простым глазом, а значит иметь возможность, заглянуть в неведомое. Потом Одесское отделение Русского общества любителей мироведения, которому подчинялись обсерватории, в благодарность за его отличную работу, напишет ходатайство для поступления в Ленинградский университет, тем более что запечатленное им противостояние Марса, благодаря только его рисункам дошло до наших дней...
     Одновременно с этим с 1922 г. Валентин вел сбор материалов для написания двух книг. «История развития идеи межпланетных и межзвездных путешествий», информация для которой искалась во всех древних мифах, житиях святых и сочинениях, в которых рассматривалась не только идея полета к звездам, но и любое упоминание о ней. В 1928 г. эти материалы будут подарены в Ленинграде популяризатору этих идей Н.А. Рынину и составят часть выпущенной им энциклопедии «Межпланетных сообщений», т.к. идея энциклопедии полностью повторяла идею книги. Ему же Валентин подарил и ответы К.Э.Циолковского на свои письма. Во время войны, после смерти Н.А. Рынина в 1942 г. они пропали вместе с почти всем его архивом и до сих пор не найдены.
     Вторая книга имела название «Необходимость межпланетных сообщений». Рукопись этой книги в первой редакции была закончена в 1924 г. и из-за трудностей с изданием провалялась по редакциям до 1929 г. В процессе доработки она была переименована в «Проблему эксплуатации планет», но в то время так и не увидела свет. Она случайно сохранилась в архиве НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко и, благодаря вдове ученого Л.Д. Перышковой, была издана тиражом в 100 экземпляров 1998 г. к 90-летию со дня рождения ее автора. И хотя В.П. Глушко, перечитав ее через 45 лет, нашел, что многое в ней было наивным и спорным, мы все равно должны быть благодарны его маме, сохранившей рукопись во время обыска при аресте сына органами НКВД в 1938 году.
     Так получилось, что эта книга оказалась очень актуальной и сейчас. Я приведу несколько выдержек из нее. Когда Вы будете их читать, прошу Вас не забывать, что написано это 16-летним юношей!
     «Настоящая книга является первой попыткой всестороннего рассмотрения через призму науки будущего нашей цивилизации. В ней, опираясь на строго проверенные данные, доказывается, что естественным следствием прогресса человеческой культуры является истощение жизненных соков Земли, чем человечество, в конечном итоге, ставит себя под угрозу краха, как своей цивилизации, так и своего существования...»
     «Доказать, что завоевание мирового пространства не только крайне полезно, но и необходимо для человечества, вот цель моей книги».
     «Как поверхность планеты есть величина конечная, так и Земля, несмотря на максимум утилизации и наиболее рациональное использование ее ценных производительных свойств, не может не иметь предел своей производимости, выше которой она не в состоянии подняться ни при каком развитии науки...».
     «Наиболее рациональной мерой для предотвращения начальных последствий от истощения металлов на нашем маленьком острове, это пополнение их запасов с других соседних островов - островов Вселенной, плавающих в необъятном океане пространства... Колонизировать новые планеты, организовать на них эксплуатационные части, является вполне естественным и понятным шагом расширяющейся промышленности и мощи человеческого интеллекта...»
     «...крах нашей цивилизации неминуем через какие-нибудь 100-200 лет. Помощи же ждать неоткуда. Судьба источников промышленной энергии и сырья решает участь не только материальной культуры цивилизованных народов, но и вопрос существования всего человечества. Этот надвигающийся кризис истощения Земли висит «дамокловым мечом» над нашими головами. Это не туманная теория грядущей через сотни, тысячи или миллионы лет катастрофы: если хотите, это вопрос не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня...»
.
     В 1924 г. он заканчивает профтехшколу. На выпускных экзаменах его ожидает сюрприз: освобождение от экзамена по физики. Тогда как с другим его любимым предметом - химией, вышел казус. Он был настолько уверен в своих силах в этой области, что приходил пересдавать экзамен три раза. И не помогли ему в этом не опыты с порохом, не домашняя химическая лаборатория....
     Для получения свидетельства об окончании училища, Валентин прошел полугодовую практику в качестве сначала слесаря, а затем токаря на одесском арматурном заводе «Электрометалл» имени В.И. Ленина. Это ему в будущем тоже очень помогло, во время учебы, когда подрабатывал чтобы оплатить свое обучение и делал ремонт в квартирах и потом, когда в 1929 г. он начал работать в Ленинграде в Газодинамической лаборатории по реализации идеи создания Гелиоракетоплана, то многие детали электротермического ракетного двигателя пришлось делать самому...
     Училище закончено, дальше высшее образование и вся жизнь, положенная на алтарь реализации идеи межпланетных сообщений...
     Закончить свою статью я бы хотел тремя высказываниями академика В.П. Глушко.
     Из книги «Путь в ракетной технике»:
     «Счастлив тот, кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы и стремления, заполнить всю его жизнь чувством радости творческого труда. Дважды счастлив тот, кто нашел свое призвание еще в отроческие годы. Мне выпало это счастье. Жизненный путь, выбор решений на крутых поворотах, каждодневные поступки - все подчиняется одной мысли: приблизит ли это к заветной цели или отдалит?..».
     И из книги «Проблема эксплуатации планет»:
     «Так или иначе, по желанию или необходимости, но нам придется прибегнуть к завоеванию космического пространства. В погоне за энергией и пространством, в погоне за познанием Вселенной, во имя развития и сохранения цивилизации, человек ринется в безграничные космические пространства...».
     «Если человек сперва покорил местности, затем страны и, наконец, континенты... обращает свой взор к иным мирам, к иным планетам, в изобилии вращающимся вокруг Солнца, и эти стремления, как мы уже видели, приняли весьма конкретные и определенные формы. Более того, момент их осуществления уже наступает и весьма близок к нам, отделяемый промежутком времени всего лишь в несколько лет.
     Пройдут немногие годы и появится новый Колумб, который, прорубив окно во Вселенную, положит начало новой, уже четвертой эпохи в развитии человеческой цивилизации - эпохи межпланетной.»
.


     А.В.Глушко, специалист по истории советской
     космонавтики и ракетной техники, биограф
     авторов "катюши" И.Т. Клейменова и Г.Э. Лангемака,
     лауреат премии имени академика В.П. Глушко за 2005 г.

     ------------------------------------

     * Переделанный в статью текст доклада на 200-летии лютеранского прихода св. Павла в Одессе (Украина), не опубликован до сих пор.


Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.