НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


100 лет В.П. Глушко

КОСМОНАВТЫ О ВАЛЕНТИНЕ ПЕТРОВИЧЕ ГЛУШКО *



     По случаю дня космонавтики главный специалист пресс-службы А.В.Глушко раскопал в своем личном архиве часть собранных им воспоминаний космонавтов о генеральном конструкторе, академике В.П.Глушко, которые мы предлагаем нашим читателям.

     Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, полковник в отставке Юрий Викторович Романенко:

     - В марте 1978 г., после окончания рекордного для того времени 96-суточного полета, мы с моим бортинженером Георгием Гречко имели разговор с академиком В.П.Глушко, который просил нас дать свой отзыв об условиях работы на станции «Салют-6», т.к. мы стали первым экипажем ее пилотировавшим.
     Воспользовавшись этой возможностью, мы высказали ему несколько очень важных (на наш взгляд) рекомендаций:
     По работе ЦУП'а с экипажем: в длительных полетах нельзя было сбивать экипаж с ритма. Экипаж должен был работать, как человек, как «токарь у станка». Отработал 8 часов по советским законам и отдыхать. Нельзя работать на износ. Это не короткий полет, где 7 суток можно провести на одном дыхании и спать урывками. В длительном же полете экипаж, таким образом, теряет способность к нормальной жизнедеятельности.
     В результате, нам удалось добиться того, чтобы: экипаж жил по московскому времени. Это началось только с нашего полета, потому что раньше все полеты выполнялись с привязкой к радиовидимости зон. А о биологическом ритме человека никто не думал. У космонавтов все время шла сдвижка времени сна, что очень важно, т.к. они постоянно находились в ненормальном состоянии и не могли, как биологические объекты, привыкнуть к четкому распорядку дня.
     Ввели отдых - два выходных дня. Мы летали - был один день. После своего полета сказали, что так работать нельзя. За неделю скапливалось большое количество собранного материала, требующего сортировки и плюс подготовка к следующей неделе, так что этот выходной превращался в обычный рабочий день… Но нельзя вкалывать три месяца без перерыва.
     Мы добились, чтобы график строился по московскому времени, работу до конца регламентировать не удалось, но 10 часов отрабатывали и уходили. Обязательным условием для длительного полета были регулярные занятия физкультурой. Были у нас такие попытки и в нашем полете тоже, когда неисправность бытовой техники вынуждала экипаж заниматься ее ремонтом в счет физкультуры, а это приводило к плачевным результатам. Экипаж терял свою способность к возвращению на Землю в нормальном состоянии. Организм все время держать в тонусе достаточно, чтобы вернуться на Землю. Или хотя бы по выходным... Чтобы перенести перегрузки.
     Как я понял потом, Валентин Петрович это все учел.
     Был вопрос и по конструкции станции: большая шумность и отсутствие постоянного спального места в «бочке» (как мы называли станцию). Это был кусок металла, набитый современной аппаратурой, но для человека там, кроме туалета ничего не предназначалось, даже спальных мест. В длительном полете это невыносимо. Там должно быть место и для работы, и для отдыха, и чтобы можно было нормально поспать в малошумящем месте, а не там, где все гремит, грохочет и вращается вентиляция.
     Что же касается станции «Мир», то сама по себе она была очень интересной. Большое счастье для меня было ее пилотировать, летать на ней длительное время и самые хорошие впечатления остались и о ее генеральном конструкторе В.П.Глушко, как о руководителе, который направлял деятельность главных конструкторов по созданию различных систем этого комплекса…

     Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, полковник в отставке Владимир Афанасьевич Ляхов:

     - В 1977 г., еще до неудачного полета экипажа Владимира Коваленка, нас собрал генеральный конструктор, академик В.П.Глушко, он говорил, что мы будем летать очень много и очень часто. Будут летать большие станции, на которые планируется посылать не только основные экспедиции, но и экспедиции посещения. Станция будет постоянно пилотируемая, со сменами экипажей. Работы будет очень много. Как сейчас помню: «Вы не беспокойтесь, без работы не останетесь, летать будете...» Встреча была неформальная и потому, ее запомнили все космонавты, принимавшие в ней участие. А потом, при встрече с ним перехватывало дыхание. Не каждый же день встречаешься с генеральным конструктором, а тем более таким, как Валентин Петрович, беседуешь…А он тебя на что-то наставляет о чем-то просит и что-то говорит.
     .Потом, в 1979 г., на традиционной предполетной встрече академика В.П.Глушко с экипажами, перед моим первым полетом с Валерием Рюминым, он спросил меня:
     - Командир, почему у тебя общий бал меньше, чем у Валерия Викторовича?
     - Так Валерию Викторовичу сам бог велел, он же бортинженер! - отвечаю я.
     - Нет, командир должен знать лучше! Я думаю, что в следующий раз Вы подготовитесь... Я пообещал и в 1983 г., во время встречи перед вторым полетом, он был рад, что я сдержал свое слово: «Вот, чувствуется, что молодец!»
     Был даже один казус. В 1983 г., после второго полета В.П.Глушко сказал мне следующее: «Ляхова на длительный полет пускать не надо. Он летает один, к себе никого не принимает и выполняет программу сам!»
     Так получалось, что и во время первого и второго полета из трех экспедиций посещения, которые к нам планировались или стартовали, до нас не долетела ни одна. В 1979 г. советско-болгарский экипаж не смог состыковаться, а полет советско-венгерского экипажа был отменен и перенесен на следующий год. В 1983 г. впервые мы должны были провести пересмену экипажей и к нам летели наши дублеры Володя Титов и Гена Стрекалов, но авария на старте не дала им даже выйти на орбиту…
     Я спросил про короткие полеты, он согласился и устроил мне короткую экспедицию...
     Как о человеке я не могу о нем говорить, я не был с ним близко знаком, но как о руководителе… О его отношении к космонавтам … Я хочу сказать доброе. И ко мне лично, я считаю, что он относился порядочно, где-то, даже, снисходительно… Зная, что я был из простой шахтерской семьи… А зная, что я рос без отца, он ко мне, наверное относился даже по-отечески… Я не знаю, может быть он ко всем был таким же внимательным, но как мне кажется, что ко мне в особенности… В свое время многие говорили: «Да ну, этого Ляхова, он там...» А он верил в меня, понимаешь...
     Я до сих пор храню все присланные им поздравления, приходившие по почте ко всем праздникам без исключения… И даже, то что пришло на тот роковой 1989 г., когда его не стало…

     Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации в отставке Анатолий Васильевич Филипченко:

     С академиком В.П.Глушко я был знаком еще со времени моей первой подготовки к полету в космос в качестве командира дублирующего экипажа космического корабля «Союз-5» по программе выхода в открытый космос и перехода из одного корабля в другой. Т.е. с 1968 г.
     Потом, мы с ним встречались во время подготовки и после моего первого полета в космос в 1969 г. И на программе «Союз-Аполлон», но чаще всего наши встречи были, уже начиная с программы «Интеркосмос», когда я как начальник отдела подготовки экипажей взаимодействовал с ним напрямую.
     Помимо «Интеркосмоса», я занимался подготовкой экипажей по программе «Буран», где тоже взаимодействовал с ним напрямую. Будучи сторонником автоматов, Валентин Петрович очень скептически относился к роли летчика, и основное количество споров относилось к вопросам, связанным с ручным управлением. Я считал, что в случае отказа всех систем летчику необходимо иметь возможность посадить корабль где угодно. Он морально будет спокойнее. На этой почве были разногласия, и приходилось выступать в присутствии зам. Главкома ВВС и выдерживать удары. Тем более что никто из них меня не поддерживал, а только считал, что эти выступления были никому не нужны. Валентин Петрович же отвечал мне так: «Анатолий Васильевич, Вы мыслите категориями По-2...»
     Один раз, на ВПК, которую всегда проходили экипажи и присутствовали генеральные и главные конструктора, ее председатель Л.В.Смирнов, просил указать ему, если он в чем-то не прав. Меня поразило, как все молчали, боясь пойти против начальства. Я же лез наражен и спорил и с В.П.Глушко и с другими руководителя, считая это необходимо.
     Процветавшая тогда борьба между министерствами за место в корабле «Буран» доводила до абсурда. Дело дошло до того, что в качестве второго пилота хотели посадить инженера и готовили А.С.Иванченкова (он был на подлетах)... Но для безопасности полета было необходимо, чтобы летчик летал лет 15. Левый - правый летчики разнесены очень далеко и в случае правого поворота левый летчик ничего не будет видеть. А первый полет был два человека - неполный экипаж. На этой почве спорили. Г.Е.Лозино-Лозинский меня поддерживал, он выступал, его тоже задавили. Министр Силаев дал согласие после того, как А.С.Елисеев (блюдя «честь мундира» и отстаивая интересы своего предприятия) приезжал к нему и сказал, что если они не посадят инженера, то будет закрыта программа.


     ----------------------------

     * Опубликовано в газете НПО "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко «За Родину».


Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.