НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Конструкторы

МОЗЖОРИН Юрий Александрович


Ученые и конструкторы.

        Доктор технических наук, профессор Юрий Александрович Мозжорин - один из организаторов и руководителей работ в области советской ракетно-космической науки, с июля 1961 г. по ноябрь 1990 г. - директор головного научного центра отечественной ракетно-космической промышленности - Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш).
        Мозжорин родился 29 декабря 1920 г. в подмосковной деревне Орехово в семье железнодорожного служащего. С отличием окончив школу, в 1938 г. он поступил в МАИ, мечтая о специализации в аэродинамике. В 1940 г. перешел в Московский авиационно-технологический институт, в который из МАИ и ряда других вузов были отобраны лучшие студенты.
        Во время войны он добровольцем-минометчиком оказался в разгаре боев под Вязьмой, где в августе 1941 г. получил тяжелое ранение. После него Юрий Александрович не просто выжил, но и добился возвращения в армию. Сначала Мозжорина направили в училище связи бронетанковых войск, но вскоре, убедившись в том, что он почти готовый авиационный инженер, перевели в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского в лабораторию новейшей техники. Здесь он проходит дополнительные курсы подготовки специалистов по экспериментальной аэродинамике и в 1945 г. получает диплом с отличием военного инженера-механика.
        После войны, на основе одного из гвардейских минометных полков, была создана первая в Советской армии ракетная бригада особого назначения (БОН), которой предстояло освоить эксплуатацию сначала трофейных, а затем и отечественных управляемых баллистических ракет дальнего действия. Помощником по технической части командира БОН стал 25-летний старший лейтенант Мозжорин.
        1947 г. он встретил в аппарате только что созданного ракетного управления Главного артиллерийского управления, которое в 1951 г. выделилось в самостоятельное Главное управление ракетного вооружения (ГУРВО), и где закладывались основы командования будущих Ракетных войск стратегического назначения. Деятельность Мозжорина в это время; его стремление досконально познать ракетную технику характеризует тот факт, что, будучи уже крупным начальником и известным специалистом, он нашел для себя возможным пройти Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана, на которых переучивались на инженеров-ракетчиков специалисты других профессий, и наряду с ними выполнил и успешно защитил дипломную работу - проект перспективной ракеты дальнего действия.
        В 1955 г. Мозжорин был переведен в головной научно-исследовательский институт ракетных войск - НИИ-4 - заместителем начальника, руководителем баллистической специальности. На институт постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) была возложена головная роль по разработке новых радиотехнических систем траекторных измерений, техническому и технологическому проектированию полигонного измерительного комплекса (ПИК).
        В течение 1955-1956 гг. под руководством Ю. А. Мозжорина был разработан эскизный проект ПИКа, затем технический проект, и в августе 1956 г. начаты строительные работы на измерительных пунктах по трассе испытаний МБР. В конце этого и начале следующего года промышленностью страны была изготовлена и поставлена на строящийся космодром Байконур, вся аппаратура, предусмотренная проектом. В 1-м квартале 1957 г. первая очередь ПИКа, включающая в себя семь измерительных пунктов, была введена в эксплуатацию и полностью обеспечила летные испытания первой МБР.
        Но параллельно в стране интенсивно развернулись работы по созданию первых космических аппаратов (КА), обусловившие новые и гораздо более широкие задачи наземного измерительного комплекса. Руководство проектированием первого космического командно-измерительного комплекса (КИК) было также поручено Ю. А. Мозжорину. Затем Юрию Александровичу пришлось сыграть главную роль в доработке КИКа и его оснащении системами дальнего космоса для обеспечения полетов автоматических межпланетных станций (АМС), начиная с первых АМС "Луна" в 1959 г. При этом было достроено 11 измерительных пунктов.
        За работы по созданию КИКа для обеспечения полета первого искусственного спутника Земли Ю. А. Мозжорину было присвоено почетное звание лауреата Ленинской премии.
        Апогеем этого периода работы Мозжорина стало его участие в развитии КИКа для обеспечения испытании первых пилотируемых космических кораблей "Восток", в значительной степени состоявшем в автоматизации всех процессов получения и обработки информации. В исключительно короткий срок в НИИ-4 создается автоматизированный пункт управления полетом космических кораблей - прообраз современного Центра управления полетами (ЦУП). Тогда, в 1961 г., за участие в обеспечении, первого космического полета человека Ю. А. Мозжорин был удостоен звания Героя Социалистического Труда, ему было присвоено воинское звание генерал-майора-инженера.
        Таким образом, в 1956-1961 гг. под научным руководством Юрия Александровича был создан первый в мире космический командно-измерительный комплекс, представляющий собой сложную совокупность быстро совершенствующихся систем наземных средств обеспечения полетов ИСЗ, АМС и пилотируемых кораблей, включающую в себя средства навигации аппаратов и управления ими, телеметрические средства, средства связи и телевидения, системы единого времени, координационно-вычислительные центры и, наконец, средства поисково-спасательного комплекса. По существу, Мозжорин заложил в НИИ-4 основы научной школы разработки и практического применения наземных средств обеспечения космических полетов.
        По рекомендации С. П. Королева и Г. А. Тюлина 31 июля 1961 г. Мозжорин оказался на посту директора - научного руководителя НИИ-88 Государственного комитета СССР по оборонной технике - головной организации ракетно-космической промышленности. Под руководством Ю. А. Мозжорина НИИ-88 вырос в получивший всемирную известность Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, который выполняет в нашем государстве основные научно-организаторские и научно-исследовательские функции в области создания и применения ракетно-космической техники.
        Юрий Александрович стал директором в дважды переломный для института момент. Во-первых, только началась под руководством Г. А. Тюлина, переведенного в заместители министра, перестройка НИИ-88 из прикладного института, обслуживающего запросы конструкторских бюро по аэродинамике, прочности, эксплуатации, разработке новых материалов и измерительных систем, в головную организацию отрасли, на которую возлагались задачи исследования и обоснования перспектив развития ракетно-космической техники и разработки долгосрочных прогнозов оптимальных путей ее развития. Во-вторых, первые успехи практической космонавтики показали богатейшие возможности применения ракетной техники не только в оборонных, но и в мирных научно-исследовательских и научно-хозяйственных целях. Поэтому началось бурное превращение ракетной промышленности в ракетно-космическую. К космическим разработкам стало привлекаться, помимо королевского, много новых проектно-конструкторских коллективов, причем, если первые космические системы создавались Королевым на основе боевых ракет, теперь требовались новые, совершенно самостоятельные проекты и ракет-носителей, и, тем более, космических аппаратов. Естественно, исследование перспектив научного и народнохозяйственного освоения космоса заняло в деятельности НИИ-88 важное место. А вскоре выяснилось, что для управления КА научного и народнохозяйственного назначения требуется отдельный координационно-вычислительный центр.
        Быстрое создание КВЦ НИИ-88 и его успешная работа, а затем и создание на его базе нового Центра управления полетами космических кораблей - самое известное, но далеко не единственное достижение коллектива института, руководимого Ю. А. Мозжориным. Хотя именно впечатляющая деятельность ЦУПа принесла Юрию Александровичу известность, не менее значим для развития РКТ его вклад в формирование уникальной экспериментальной базы отрасли, которой сегодня, как национальным достоянием, может гордиться не только институт, но и все наше государство.
        Пожалуй, главное, чего добился Юрий Александрович в институте, - это органическое единство совместной работы теоретических и экспериментальных подразделений ЦНИИмаша, создание комплексной научной школы проектно-системных исследований, обеспечивающего разработку планов развития РКТ в научных и прикладных целях.
        Мозжорин не только руководил разработкой всех прогнозов и планов развития РКТ, но и постоянно выступал основным экспертом при оценке всех предлагающихся в отрасли программ и проектов. Он был непременным участником, а во многих случаях и председателем основных государственных, межведомственных комиссий и советов.
        Возраст и здоровье заставили Ю. А. Мозжорина уйти с руководящей должности. В последние годы Ю. А. Мозжорин уделял все большее внимание исследованию истории ЦНИИмаша и всей отрасли. Он активно сотрудничал в комиссии РАН по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства, руководил секцией истории РКТ Королевских научных чтений.
        В связи с 75-летнем со дня рождения Ю. А. Мозжорину было присвоено звание "Почетный гражданин Калининграда" (теперь Королева) - города, где были заложены практические основы космической деятельности человечества, с которым более 40 лет неразрывно связана вся его творческая жизнь.
        Юрий Александрович Мозжорин скончался 15 мая 1998 г.

        (Текст биографии воспроизведен с сайта ЦНИИМАШ с любезного разрешения авторов).

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 17.04.2016.