НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Конструкторы

ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич


Ученые и конструкторы.

        Выдающийся конструктор и ученый, дважды Героя Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик Академии наук СССР, академик Академии наук Украинской ССР Михаил Кузьмич Янгель - основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
        М. К. Янгель родился в сибирской деревне Зыряново бывшей Иркутской губернии 25 октября 1911 г. в семье крестьянина. В 1926 г. уехал в Москву к старшему брату. Окончил семь классов и поступил на работу на текстильную фабрику в г. Красноармейске Московской области. Работая, учился в ФЗУ при фабрике. В 1931 г. М. К. Янгель поступил в Московский авиационный институт.
        С 1935 г., еще студентом, Михаил Кузьмич начал работать в авиационном конструкторском бюро знаменитого конструктора Н. Н. Поликарпова. Дипломный проект выполнил на тему "Высотный истребитель с герметической кабиной".
        В 1937 г. Янгель с отличием оканчивает институт и, получив специальность инженера-механика по самолетостроению, приходит в КБ Н. Н. Поликарпова, начав работу конструктором второй категории. По мере приобретения опыта Михаил Кузьмич выполнял обязанности помощника главного конструктора, ведущего инженера и заместителя директора завода, принимал непосредственное участие в разработке истребителей И-153, И-180, двухмоторного тяжелого истребителя сопровождения дальних бомбардировщиков (ведущий проекта) и других самолетов, а также в их испытательных полетах.
        В феврале - августе 1939 г. М. К. Янгель от КБ Н. Н. Поликарпова с группой ведущих авиационных специалистов был в служебной командировке в США, где на заводах различных фирм занимался приобретением конструкторской и технологической документации по производству самолетов и авиационных моторов.
        В годы Великой Отечественной войны М. К. Янгель назначается исполняющим обязанности директора завода, обеспечивающего разработки КБ Н. П. Поликарпова, и ответственным за эвакуацию завода в Сибирь. На новом месте работы, в эвакуации, Михаил Кузьмич занимает ряд руководящих должностей. С 1946 по 1948 гг. он находился на руководящей работе в аппарате Министерства авиационной промышленности.
        В 1948 г. М. К. Янгель поступает в Академию авиационной промышленности - отраслевое учебное заведение высшей категории. В марте 1950 г. он оканчивает академию по специальности "Самолетостроение".
        Согласно приемной записке, подписанной директором НИИ-88 Л. Р. Гонором и главным конструктором, начальником ОКБ-1 НИИ-88 С. П. Королевым, Янгель был зачислен в штат ОКБ-1 на должность начальника отдела приборов и систем управления. В 1951 г. Михаил Кузьмич становится заместителем главного конструктора ОКБ-1 НИИ-88 С. П. Королева, а в 1952 г. - директором института.
        В 1953 г. директором НИИ-88 назначается видный организатор производства, начальник главка Министерства оборонной промышленности А. С. Спиридонов, а М. К. Янгель переводится на должность главного инженера.
        В этот период времени ракетная техника, разрабатываемая ОКБ-1 НИИ-88, бурно развивалась. Заканчивались работы над новой баллистической ракетой (БР) дальнего действия (ДД) Р-2; создавалась стратегическая ракета Р-5 бесстабилизированной схемы с несущими баками с дальностью полета 1200 км; проводились серьезные проектные исследования но комплексным темам Н-1, Н-2 и Н-3, которые были посвящены решению проблем разработки бесстабилизированных БРДД и изучению возможности создания и перспектив развития таких ракет на высококипящих компонентах топлива. Естественно, занимая ведущие руководящие инженерные должности, М. К. Янгель находился в центре творческой деятельности ОКБ-1 и НИИ-88 и являлся прямым ее участником.
        В 1952 г. для серийного производства БРДД Р-1 и Р-2 выделяется строящийся автомобильный завод № 586 в Днепропетровске. На нем создается ОКБ-586 для "ведения" документации серийного производства этих ракет. Основу ОКБ-586 составили специалисты ОКБ-1 и других подразделений НИИ-88.
        В 1954 г. правительство по ходатайству Министерства обороны поручает ОКБ-586 разработку стратегической БР на стабильных компонентах топлива Р-12 с дальностью полета 2000 км. Главным конструктором указанной ракеты в ОКБ-586 назначается М. К. Янгель, как сторонник нового направления развития баллистических ракет - использования в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота или азотного тетроксида.
        Следует отметить, что переход от окислителя - жидкого кислорода - на азотную кислоту был в то время сложным и, по существу, революционным шагом. Во-первых, это объяснялось существованием авторитетного, достаточно убедительного и подкрепленного успехами создания ракет Р-2, Р-5М и Р-7 мнения ОКБ-1 о том, что только топлива, в качестве окислителя которых используется жидкий кислород, имеют несомненную перспективу при создании ракет с большой дальностью полета, особенно межконтинентальных. Упомянутые топлива, энергетически емкие и экологически чистые, позволяют разрабатывать более компактные и легкие ракеты. Во-вторых, нерешенностью проблемы создания для таких ракет мощных ракетных двигателей, работающих на самовоспламеняющихся компонентах топлива с использованием стабильного окислителя. Из-за высокочастотной неустойчивости процесса горения данного топлива разрушалась двигательная установка с большой тягой, тогда как у ракетных двигателей, работающих на жидком кислороде, таких недостатков не было. В-третьих,. необходимостью поиска конструкционных материалов, стойких к агрессивной азотной кислоте в течение продолжительного периода времени, исчисляемого годами, и топлива, которое сохраняло бы свою стабильность весь период боевой эксплуатации ракеты.
        Однако выявленные при разработке ракеты Р-11 с дальностью 250 км в ОКБ-1 НИИ-88 эксплуатационные преимущества баллистических ракет на высококипящем окислителе по сравнению с БР на жидком кислороде были столь привлекательными и важными для их боевой эксплуатации (особенно при боевом дежурстве в заправленном состоянии) в плане обеспечения высокой боеготовности и живучести, что Министерство обороны смело пошло по новому, еще не подкрепленному опытом, направлению развития стратегических ракет.
        М. К. Янгель, являясь убежденным сторонником указанного направления, энергично взялся за решение принципиально новых задач проектирования таких БР.
        В 1958 г. ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля заканчивает испытание одноступенчатой баллистической ракеты Р-12 массой 42 т с дальностью полета 2000 км. В 1959 г. эта ракета принимается на вооружение. Летная отработка более совершенной БР с дальностью полета 4500 км заканчивается в 1961 г. приемом ее на вооружение.
        В 1958 г. М. К. Янгель начинает разработку двухступенчатой с поперечным делением межконтинентальной ракеты Р-16 с моноблочной головной частью массой 140 т. Эта БР удовлетворяла всем современным тогда требованиям боевой эффективности и превосходила по своим основным параметрам американские межконтинентальные ракеты типа "Атлас" и "Минитмен-1". Несмотря на катастрофу, произошедшую при пуске первой ракеты Р-16 в конце 1960 г. ее летно-конструкторские испытания были закончены в 1961 г., и в этом же году на боевое дежурство был поставлен полк таких ракетных комплексов.
        Надо отметить, что все три указанных ракетных комплекса - Р-12, Р-14 и Р-16 имели наземный вид старта. Появление космической фоторазведки и увеличение точности стрельбы межконтинентальными ракетами вероятного противника делало данные комплексы весьма уязвимыми. Поэтому ОКБ-586 М. К. Янгеля в короткое время модифицирует их с целью размещения в защищенных шахтных сооружениях для несения боевого дежурства и запуска из шахт с использованием маршевых двигателей. Шахтные пусковые установки (ШПУ) разрабатывались с таким расчетом, чтобы сохранить все основные конструктивные решения ракеты.
        Работы над ШПУ были начаты ГСКБспецмаш под руководством главного конструктора В. П. Бармина в 1960 г., и соответственно в 1963 и 1964 гг. ракетные комплексы Р-12У, Р-14У и Р-16У были приняты на вооружение. Главным конструктором маршевых двигателей этих ракет был В. П. Глушко, главным конструктором систем управления ракет Р-12, Р-14 - Н. А. Пилюгин, главным конструктором системы управления ракеты Р-16 - В. Г. Сергеев. Они в значительном количестве были поставлены на боевое дежурство и составили основной ракетный потенциал страны.
        На базе БР Р-16 М. К. Янгель разрабатывает еще более совершенную и мощную стратегическую межконтинентальную ракету Р-36 массой 180 т с моноблочной головной частью, принятую на вооружение в 1967 г. Данная ракета была разработана в двух вариантах: в обычном баллистическом и в орбитальном. Во втором случае головная часть выводится ракетой на низкую круговую околоземную орбиту с высотой порядка 200 км и с орбиты стартует в направлении цели, Это, как полагали, должно было привести к значительному усложнению системы ПРО вероятного противника, поскольку боеголовка могла проходить к цели с двух противоположных сторон. Использование орбитальной ракеты, естественно, снимало все ограничения дальности стрельбы. Такая орбитальная БР, которая могла поражать все цели на поверхности земного шара, была принята на вооружение в 1968 г.
        С появлением в США новой межконтинентальной ракеты, размещенной в сильно укрепленных шахтных сооружениях и несущей три боевых блока, наводящихся с высокой точностью на индивидуальные, далеко разнесенные цели, нарушалось сложившееся к тому времени стратегическое равновесие. В связи с этим необходимо было серьезно повысить стойкость находившихся на боевом дежурстве межконтинентальных ракетных комплексов с шахтными стартами Р-36 М. К. Янгеля и УР-100 В. Н. Челомея, а их было уже более 1000. КБ "Южное" и ЦНИИ машиностроения вышли в 1969 г. с предложением о значительном упрочнении имеющихся шахтных пусковых установок за счет внутреннего утолщения ствола шахты и открывающейся крыши. Однако при использовании такого метода увеличения стойкости ракетных комплексов потребовалось новое поколение ракет делать с минометным стартом. Кроме этого, в порядке повышения боевой эффективности ракет Р-36М и МР-УР100 вводилась разделяющаяся головная часть с наведением боевых блоков на индивидуальные цели, за счет чего существенно возрастали эффективность, боеготовность, точность и живучесть комплекса при действии поражающих факторов ядерного взрыва. Предложенные КБ "Южное" и ЦНИИ машиностроения конструктивные решения новых ракетных комплексов Р-38М и МР-УР-100 под упрочненные шахтные сооружения ракет Р-З6 и УР-100 вызывали серьезные сомнения в их успешной реализации у некоторых ведущих конструкторов, в том числе и у В. И. Челомея. Однако М. К. Янгель смело пошел на новые в практике ракетостроения решения. К сожалению, из-за преждевременной смерти, последовавшей в 1971 г., ему не удалось их претворить в жизнь. Все сложнейшие проблемы успешно решены КБ "Южное" под руководством нового главного конструктора В. Ф. Уткина, его первого заместителя.
        М. К. Янгель, помимо боевой ракетной тематики, эффективно занимался также разработкой ракет-носителей и космических объектов в интересах Министерства обороны и науки. В ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля были разработаны: легкий носитель "Космос" на базе ракеты Р-12, проект легкого носителя "Интеркосмос" на базе ракеты Р-14, средний носитель "Циклон" на базе ракеты Р-36 с автоматизированным безлюдным стартом. Созданы ряд спутников научного назначения серии "Космос" и "Интеркосмос", спутники для юстировки системы ПРО и другие.
        Таким образом, перечисленные здесь объекты стратегического вооружения и ракетно-космической техники свидетельствуют о выдающемся конструкторском таланте Михаила Кузьмича, его умении находить. быстрые и неординарные решения в сложных условиях развития ракетного вооружения. Простота ракетных конструкций Янгеля при высоких летно-технических характеристиках, надежность функционирования и удобство эксплуатации сделали направление развития ракетного вооружения с использованием высококипящих компонентов топлива основой ракетного вооружения войск стратегического назначения - ракетно-ядерного щита нашего государства. Вклад Михаила Кузьмича в создание такого щита является одним из решающих. Вызывают восхищение быстрота творческого мышления Янгеля, многообразие разработанных им различных ракетных комплексов и практически отсутствие не нашедших применения проектов. Созданные в свое время по заказу Минобороны интересный и компактный подвижный грунтовой межконтинентальный комплекс РТ-20П с хорошими, даже по современным меркам, боевыми характеристиками не был принят на вооружение по капризу нового министра обороны, так как последний посчитал нецелесообразным вообще иметь подвижные комплексы на вооружении РВСН. В настоящее время такие комплексы составляют и обоснованно значительную долю ракетного потенциала.
        Михаил Кузмич Янгель скончался 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия.

        (Текст биографии воспроизведен с сайта ЦНИИМАШ с любезного разрешения авторов).

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 17.04.2016.