ПОЛОЖЕНИЕ О РОССИЙСКОМ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОМ
АГЕНТСТВЕ
(Утверждено Постановлением Правительства РФ от 25
октября 1999 г. N 1186)
1. Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
реализацию государственной политики, координацию и государственное
регулирование деятельности предприятий и организаций в области
космической деятельности, проведения работ по боевой ракетной технике
стратегического назначения, авиационной и ракетно-космической технике
военного назначения, по гражданской авиационной технике, в области
экспериментальной авиации, а также выполнение федеральной космической
программы России и федеральной целевой программы развития гражданской
авиационной техники России.
Российское авиационно-космическое
агентство является государственным заказчиком по созданию и
эксплуатации авиационной и космической техники научного и социально-
экономического назначения, применяемой для государственных нужд, по
созданию гражданской авиационной техники, федеральных целевых
программ, а также совместно с Министерством обороны Российской
Федерации - заказчиком авиационной и космической техники, применяемой
как в научных и социально-экономических целях, так и в целях обороны
и безопасности Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Российское авиационно-космическое агентство руководствуется в
своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим
Положением.
3. Основными задачами Российского авиационно-космического агентства
являются:
1) обеспечение реализации государственной политики в области
исследования и использования космического пространства в мирных
целях;
2) организация и координация работ, выполняемых ракетно-космической
промышленностью по боевым ракетным комплексам стратегического
назначения наземного и морского базирования, космическим системам
и комплексам военного назначения (при сохранении за Министерством
обороны Российской Федерации функций государственного заказчика
указанной техники);
3) организация и обеспечение функционирования объектов космодрома
Байконур, находящихся в ведении Агентства, для подготовки и
проведения запусков космических аппаратов различного назначения, в
том числе в интересах обороны и безопасности страны, а также по
программам международного сотрудничества и коммерческим
проектам;
4) осуществление контроля и совершенствование порядка создания и
производства ракетных и космических комплексов;
5) разработка совместно с Министерством обороны Российской Федерации,
Российской академией наук, заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и организациями и представление в
установленном порядке проектов федеральной космической программы
России, федеральной целевой программы развития гражданской
авиационной техники России, государственного оборонного заказа по
авиационной и ракетно-космической технике и доведение их до
соответствующих предприятий и организаций;
6) выполнение функций государственного заказчика по созданию
космических систем, комплексов и средств научного и
социальноэкономического назначения, в том числе наземных объектов
космической инфраструктуры;
7) обеспечение совместно с Министерством обороны Российской Федерации
выполнения государственного оборонного заказа, научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ по авиационной и
ракетно-космической технике различного назначения на предприятиях
и в организациях, находящихся в ведении Российского авиационно-
космического агентства;
8) развитие совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти научно-исследовательской и испытательной
базы космонавтики, создание научно-технического и технологического
задела для совершенствования авиационной и ракетно-космической
техники;
9) обеспечение совместно с Министерством обороны Российской Федерации
запусков космических аппаратов научного и социально-экономического
назначения и управления ими;
10) организация работ по осуществлению пилотируемых космических
полетов, а также по отбору и подготовке космонавтов;
11) взаимодействие в пределах своей компетенции с соответствующими
органами государств - участников Содружества Независимых
Государств и других иностранных государств в области исследования
и использования космического пространства;
12) организация и координация работ по коммерческим авиационным и
космическим проектам и содействие их осуществлению;
13) формирование и обеспечение реализации государственной научно-
технической и промышленной политики в области авиационной и
ракетно-космической техники, разработка и организация выполнения
программы развития, конверсии и структурной перестройки
авиационной и ракетно-космической промышленности;
14) обеспечение выполнения работ по созданию и использованию
авиационной и космической техники в научных и социально-
экономических целях, в том числе работ по международным
авиационным и космическим проектам, а также закупка и поставка в
установленном порядке авиационной и космической техники для
реализации федеральной космической программы России и федеральной
целевой программы развития гражданской авиационной техники
России;
15) организация и координация работ, выполняемых авиационной
промышленностью по боевым ракетным комплексам воздушного и
наземного базирования, авиационным комплексам военного назначения,
по военной авиационной технике и вооружению, авиационной и
космической технике двойного назначения в интересах обороны и
безопасности Российской Федерации (при сохранении за Министерством
обороны Российской Федерации функций государственного заказчика по
указанным комплексам и технике);
16) реализация межправительственных соглашений в области
авиационной и космической техники и участие в пределах своей
компетенции в формировании рынка авиационной и космической
техники, в том числе международного;
17) реализация государственной политики в области стандартизации,
унификации, метрологии и управления качеством авиационной и
ракетно- космической техники;
18) решение вопросов обеспечения летной годности, организация
сертификации авиационной и космической техники гражданского
назначения, авиационных и космических услуг, систем качества и
производства, а также проведение сертификации на право управления
предприятиями и организациями авиационной и ракетно-космической
промышленности независимо от формы собственности;
19) выдача лицензий на виды космической деятельности и в рамках
своей компетенции на разработку, производство, утилизацию военной
авиационной техники;
20) организация разработки и выполнения на предприятиях авиационной
и ракетно-космической промышленности мероприятий по
мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации;
21) обеспечение выполнения работ по гарантийному надзору,
промышленной утилизации и уничтожению выводимой из эксплуатации
военной авиационной и ракетно-космической техники, выпускаемой
предприятиями и организациями, находящимися в ведении
Агентства;
22) внедрение новых высокоэффективных форм подготовки и
переподготовки кадров в условиях конверсии и структурной
перестройки авиационной и ракетно-космической промышленности;
23) обеспечение промышленной и экологической безопасности на
предприятиях и в организациях, находящихся в ведении
Агентства.
4. Российское авиационно-космическое агентство в соответствии с
возложенными на него основными задачами осуществляет следующие
функции:
1) организует совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и организациями системные исследования по
обоснованию основных направлений развития авиационной и ракетно-
космической техники различного назначения и определению ее
тактико- технических характеристик;
2) определяет совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и организациями приоритетные научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы и объемы
закупок и поставок космической техники, необходимые для
выполнения федеральной космической программы России и федеральной
целевой программы развития гражданской авиационной техники
России, участвует совместно с Министерством обороны Российской
Федерации в определении приоритетности работ и объемов поставок в
целях выполнения долгосрочной программы создания и использования
авиационной и космической техники военного назначения, боевой
ракетной техники и государственного оборонного заказа;
3) подготавливает на основании федеральной космической программы
России, федеральной целевой программы развития гражданской
авиационной техники России и представляет в Министерство
экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской
Федерации бюджетную заявку на очередной год;
4) участвует в разработке программы вооружения в части авиационной и
космической техники двойного и военного назначения, ракетных
комплексов стратегического назначения и средств боевого
управления стратегическими ядерными силами;
5) участвует в разработке и реализации международных договоров
Российской Федерации по сокращению и ликвидации стратегических
наступательных вооружений;
6) обеспечивает эксплуатацию объектов космодрома Байконур,
находящихся в ведении Российского авиационно-космического
агентства;
7) участвует в обеспечении безопасности ядерного оружия, организует
выполнение работ по гарантийному и авторскому надзору в отношении
боевой ракетной техники;
8) организует разработку и обеспечивает контроль за реализацией мер
пожарной безопасности на предприятиях, а также на объектах
космодрома Байконур, находящихся в ведении Агентства;
9) осуществляет координацию работы ведомственной охраны предприятий
и организаций, находящихся в ведении Агентства;
10) организует и координирует работу по проведению коммерческих
запусков космических аппаратов;
11) издает в пределах своей компетенции методические рекомендации по
вопросам страхования рисков и ответственности при осуществлении
космической деятельности и обеспечивает контроль за их
выполнением;
12) выдает по согласованию с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти технические задания на научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы, заказчиком
которых является Российское авиационно-космическое агентство;
13) обеспечивает совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти выполнение научно-исследовательских,
экспериментальных и опытно-конструкторских работ в области
космической техники научного и социально-экономического
назначения, производит закупку такой техники и совместно с
Министерством обороны Российской Федерации ее эксплуатацию;
14) финансирует строительство наземных объектов космической
инфраструктуры гражданского назначения и совместно с
Министерством обороны Российской Федерации (при долевом
финансировании) - объектов двойного назначения, а также объектов
наземной экспериментальной базы и объектов предприятий и
организаций, находящихся в ведении Агентства, в соответствии с
федеральной космической программой России, долгосрочной
программой создания и использования космической техники военного
назначения и государственным оборонным заказом;
15) разрабатывает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации предложения по долевому финансированию
научноисследовательских, экспериментальных и опытно-
конструкторских работ в области авиационной и ракетно-космической
техники двойного назначения;
16) разрабатывает ежегодно совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и организациями и утверждает
совместно с Министерством обороны Российской Федерации план
запусков космических аппаратов научного и социально-
экономического назначения;
17) вносит по согласованию с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти в Правительство Российской Федерации
предложения о принятии в эксплуатацию космических систем и
комплексов научного и социально-экономического назначения;
18) вносит совместно с Министерством обороны Российской Федерации в
Правительство Российской Федерации предложения о принятии в
эксплуатацию и на вооружение авиационных и космических систем,
комплексов, космических ракетных комплексов двойного назначения,
по которым указанные Агентство и Министерство являются
государственными заказчиками;
19) принимает в эксплуатацию по согласованию с Министерством обороны
Российской Федерации космические средства научного и социально-
экономического назначения (кроме космических систем и
комплексов);
20) обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации создание новых технологий, материалов и научно-
технического задела для разработки перспективных образцов
авиационной и ракетно-космической техники;
21) утверждает совместно с Министерством обороны Российской Федерации
и по согласованию с другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти в соответствии с законодательством
Российской Федерации нормативно-технические документы,
определяющие порядок разработки, испытаний и эксплуатации
авиационной и ракетно-космической техники, обязательные для
исполнения предприятиями и организациями, участвующими в
реализации федеральной космической программы России, долгосрочной
программы создания и использования авиационной и космической
техники военного назначения и государственного оборонного
заказа;
22) обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации (на долевой основе), другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти поддержание и
развитие космодромов, центров управления полетами, командно-
измерительных комплексов и иных наземных объектов космической
инфраструктуры, используемых для реализации федеральной
космической программы России, годовых планов запусков и полетов
космических аппаратов различного назначения, испытаний боевой
ракетной техники;
23) обеспечивает поддержание и развитие объектов наземной
экспериментальной базы, необходимой для отработки авиационной и
космической техники;
24) разрабатывает предложения по вопросам обеспечения безопасности,
проводит на предприятиях и в организациях, находящихся в ведении
Агентства, единую политику в области защиты сведений,
составляющих государственную тайну, и сохранения коммерческой
тайны;
25) участвует совместно с Министерством обороны Российской Федерации
и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной
области в организации работ по использованию подлежащих
сокращению или ликвидации стратегических ракетных систем для
запуска космических аппаратов гражданского назначения;
26) образует по согласованию с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти координационные советы по
направлениям создания авиационной и космической техники в мирных
целях;
27) привлекает внебюджетные финансовые средства для реализации
федеральной космической программы России, федеральной целевой
программы развития гражданской авиационной техники России и
выполнения работ, отнесенных к компетенции Российского
авиационно-космического агентства;
28) заключает в установленном порядке договоры с зарубежными
партнерами на выполнение (в том числе на коммерческой основе)
международных авиационных и космических программ и проектов;
29) взаимодействует с соответствующими органами государств -
участников Содружества Независимых Государств при реализации
Соглашения о совместной деятельности по исследованию и
использованию космического пространства в мирных целях;
30) обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти реализацию международных обязательств
Российской Федерации в области авиационной и космической
деятельности, развитие взаимовыгодного сотрудничества с
организациями иностранных государств;
31) в установленном порядке проводит совместно с Министерством
иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти переговоры о
заключении международных соглашений в области исследования и
использования космического пространства в мирных целях и
заключает международные соглашения с организациями иностранных
государств;
32) представляет Российскую Федерацию в Межгосударственном совете по
космосу Содружества Независимых Государств;
33) ведет Регистр космических объектов Российской Федерации,
представляет в ООН информацию о запускаемых Россией космических
аппаратах;
34) участвует в подготовке стандартов, применяемых при создании и
эксплуатации космической техники, а также нормативных документов
по обеспечению требований безопасности при производстве,
испытаниях и эксплуатации гражданской космической техники;
35) информирует общественность о деятельности Агентства, организует
совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти выставки авиационной и ракетно-космической
техники, подготовку и издание научно-технической литературы по
авиации и космонавтике;
36) разрабатывает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации, Российской академией наук и заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти проекты
законодательных и иных нормативных правовых актов,
регламентирующих исследование и использование космического
пространства;
37) приобретает, арендует, сооружает, реконструирует и эксплуатирует
космическую и иную технику гражданского и двойного назначения
(включая космические аппараты и ракеты-носители), здания и
сооружения, другое имущество, приобретает патенты, лицензии, ноу-
xay;
38) заключает договоры (контракты) на проведение фундаментальных,
научно-исследовательских, экспериментальных, опытно-
конструкторских и технологических работ, работ, связанных с
эксплуатацией авиационной и космической техники, запусками
космических аппаратов, поддержанием и развитием объектов наземной
космической инфраструктуры, экспериментальной базы, с капитальным
строительством и выполнением других задач, возложенных на
Российское авиационно-космическое агентство;
39) представляет Российскую Федерацию в соответствии со своей
компетенцией в международных организациях, действующих в области
исследования и использования космического пространства;
40) осуществляет государственное регулирование и координацию
деятельности предприятий и организаций по исследованию,
разработке, производству и поставкам ракетно-космической техники
различного назначения, а также по оказанию зарубежным
организациям и фирмам услуг в области космической
деятельности;
41) участвует совместно с Министерством обороны Российской Федерации,
другими заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти в разработке предложений по обеспечению обороноспособности
Российской Федерации и контроля за выполнением международных
договоров с использованием космических средств;
42) вносит в установленном порядке предложения о кандидатурах
представителей Российской Федерации в органах управления открытых
акционерных обществ;
43) организует и контролирует деятельность предприятий и организаций,
находящихся в ведении Агентства, в области обеспечения
безопасности полетов авиационной техники;
44) координирует деятельность предприятий и организаций, находящихся
в ведении Агентства, в области обеспечения безопасности
эксплуатации взрывоопасных производств;
45) координирует и регулирует в пределах своей компетенции
внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций,
находящихся в ведении Агентства, по разработке и производству
образцов авиационной и космической техники или ее элементов;
46) участвует в проведении работ по международной стандартизации
космической и авиационной техники;
47) осуществляет разработку в установленном порядке нормативных
правовых актов в области экспериментальной авиации;
48) координирует работу по медицинскому освидетельствованию летно-
испытательного и летно-транспортного персонала экспериментальной
авиации;
49) организует и контролирует деятельность предприятий и организаций,
находящихся в ведении Агентства, в области оказания услуг по
эксплуатации и ремонту авиационной и космической техники, в том
числе за рубежом;
50) разрабатывает и осуществляет техническую политику, направленную
на обеспечение безопасных условий труда на предприятиях и в
организациях, находящихся в ведении Агентства;
51) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
использованием бюджетных средств, кредитов, внебюджетных средств,
а также разрабатывает и вносит в установленном порядке
предложения по формированию и осуществлению налоговой,
финансовой, кредитной, ценовой политики и по другим вопросам,
связанным с научно-производственной, социальной и хозяйственной
деятельностью предприятий и организаций, находящихся в ведении
Агентства;
52) участвует в разработке и реализации программы приватизации, в
развитии предпринимательства и конкуренции;
53) организует совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, предприятиями и организациями
маркетинговые исследования, разрабатывает долгосрочные и
краткосрочные прогнозы развития авиационной и ракетно-космической
промышленности;
54) проводит экспертизу и утверждает проекты строительства,
расширения, реконструкции и технического перевооружения
предприятий и организаций, находящихся в ведении Агентства;
55) принимает меры по правовой защите объектов интеллектуальной
собственности, а также осуществляет защиту государственных
интересов при решении вопросов использования указанных объектов,
созданных за счет средств федерального бюджета;
56) привлекает на договорной основе экспертов для консультаций,
подготовки и рассмотрения вопросов, касающихся деятельности
Агентства, формирует временные творческие коллективы и рабочие
группы для решения отдельных научно-технических проблем;
57) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти,
предприятий и организаций информацию, необходимую для выполнения
возложенных на Агентство задач;
58) издает в пределах своей компетенции в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, нормативные правовые акты
и осуществляет контроль за их исполнением;
59) создает в установленном порядке территориальные органы и
зарубежные представительства для обеспечения своей
деятельности;
60) осуществляет другие функции в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
5. Российское авиационно-космическое агентство возглавляет
генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Правительством Российской Федерации.
6. Заместители генерального директора Российского авиационно-
космического агентства назначаются на должность и освобождаются от
должности Правительством Российской Федерации. Распределение
обязанностей между заместителями осуществляется генеральным
директором Агентства.
7. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата
Российского авиационно-космического агентства осуществляется за счет
средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное
управление.
8. Генеральный директор Российского авиационно-космического
агентства:
1) руководит деятельностью Агентства;
2) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
Агентство задач, устанавливает степень ответственности своих
заместителей и руководителей структурных подразделений Агентства
за руководство отдельными областями его деятельности и работу
предприятий и организаций, находящихся в ведении Агентства;
3) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата
Агентства в пределах установленных Правительством Российской
Федерации численности и фонда оплаты труда работников, а также
смету расходов на его содержание в пределах ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете на государственное
управление;
4) назначает на должность и освобождает от должности руководителей
структурных подразделений и других работников центрального
аппарата Агентства;
5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственной службе вопросы, связанные с прохождением
федеральной государственной службы в Агентстве;
6) назначает на должность и освобождает от должности руководителей
предприятий и организаций, находящихся в ведении Агентства, в
установленном порядке заключает, изменяет и расторгает контракты с
ними, а также утверждает уставы этих предприятий и
организаций;
7) утверждает положения о структурных подразделениях Агентства;
8) направляет работников Агентства в служебные командировки, в том
числе за пределы Российской Федерации, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
9) издает в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации самостоятельно, а в
необходимых случаях совместно или по согласованию с другими
федеральными органами исполнительной власти приказы и инструкции,
подлежащие обязательному исполнению работниками Агентства, а также
предприятиями и организациями, находящимися в ведении
Агентства;
10) учреждает знаки отличия Агентства и награждает ими работников
предприятий и организаций, находящихся в ведении Агентства, а
также иных лиц, принимающих активное участие в создании
авиационной и ракетно-космической техники и работах по
исследованию и использованию космического пространства.
9. В Российском авиационно-космическом агентстве образуется
коллегия в составе генерального директора (председатель коллегии)
и его заместителей, входящих в нее по должности, а также
руководителей структурных подразделений Агентства, ведущих ученых
и специалистов.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются
Правительством Российской Федерации по представлению генерального
директора Агентства.
10. Коллегия Российского авиационно-космического агентства
рассматривает на своих заседаниях наиболее важные вопросы обеспечения
работ в области исследования и использования космического
пространства, развития авиационной техники, деятельности Агентства,
его структурных подразделений, подбора, расстановки и подготовки
кадров, социально-экономического развития предприятий и организаций,
находящихся в ведении Агентства, а также другие вопросы, относящиеся
к его компетенции.
Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как
правило, приказами генерального директора Российского авиационно-
космического агентства.
11. При Российском авиационно-космическом агентстве создается из
числа руководящих работников, ученых, конструкторов,
высококвалифицированных специалистов Агентства, Российской академии
наук, Министерства обороны Российской Федерации, других
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также
предприятий и организаций авиационной и ракетно-космической
промышленности, представителей общественных организаций и независимых
экспертов научно-технический совет, являющийся коллегиальным
совещательным органом.
Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются
генеральным директором Российского авиационно-космического
агентства.
12. Российское авиационно-космическое агентство является юридическим
лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской
Федерации и со своим наименованием, расчетный и иные счета в
банковских учреждениях.
|