Проблема дополнительного финансирования Российского авиационно-космического агентства на период моратория на запуски американских кораблей многоразового использования, введенного после произошедшей 1 февраля катастрофы "шаттла" Columbia, до сих пор не урегулирована. Генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев, находящийся в США с рабочей поездкой, подтвердил это в четверг в интервью ИТАР-ТАСС.
По его словам, "вопрос решен только в объеме перераспределения средств", то есть в рамках поддержанной ранее президентом и премьер-министром РФ инициативы, предусматривающей "переброску 1,2 млрд руб /из бюджета Росавиакосмоса/ с третьего-четвертого квартала на второй квартал". "Эта операция проведена, за май-июнь дополнительные средства выплачены промышленности, что дало возможность несколько активизировать работы, связанные со строительством кораблей и ракет", - отметил Ю.Коптев. "Мы ждем начала сентября, когда правительство будет рассматривать вопрос о распределении дополнительных доходов бюджета, - сказал глава Росавиакосмоса. - Наши все обоснования там присутствуют".
Российские пилотируемые и грузовые корабли "Союз" и "Прогресс" в период моратория на эксплуатацию "шаттлов" остаются единственным средством доставки на МКС экипажей и полезных грузов. В соответствии с имеющимися планами, в текущем году к станции отправятся один "Союз" и два "Прогресса". В 2004 г намечается 2 запуска "Союзов" и 4-5 запусков "Прогрессов".
Малайзия намерена в скором времени при помощи России войти в клуб участников космических экспедиций, заявил малайзийский посол в Москве Камаруддин бин Мустафа в преддверии визита в Куала-Лумпур президента РФ Владимира Путина. По словам дипломата, "сейчас ведется активный отбор кандидатов для предполетной подготовки в России".
Эта работа "близка к завершению". В настоящее время "специалисты двух стран обсуждают детали программы полета с участием малайзийского исследователя и другие связанные с этим вопросы". "Достижения России в освоении космоса не могут не восхищать, и мы хотели бы развивать сотрудничество в этой области", - подчеркнул Камаруддин бин Мустафа.
В этих целях правительство Малайзии "изучает возможности направить в Россию группу стажеров для обучения в университетах и академиях, ведущих подготовку специалистов в космической области". Сейчас в российских учебных заведениях обучаются около 400 студентов из Малайзии, отметил посол. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Прекратил свое существование спутник Osumi (04330 / 1970 011A) - первый японский искусственный спутник Земли, выведенный на орбиту 11 февраля 1970 года. Средства контроля зафиксировали вхождение спутника в атмосферу нашей планеты в ночь на 2 августа 2003 года. Таким образом, срок существования объекта составил 12225 суток.
Запланированный на 3 августа нынешнего года пуск ракеты-носителя Delta-4M с телекоммуникационным спутником DSCS-3 B6, принадлежащим Министерству обороны США, отложен. Причиной задержки стали выявленные в ходе предстартовой подготовки проблемы в теплоизоляционном покрытии носителя и в антенне системы ликвидации ракеты. Новая дата старта не установлена, но, как сообщают источники на мысе Канаверал, он не состоится ранее 6 августа.
Член комиссии по расследованию обстоятельств аварии космического корабля Columbia, лауреат Нобелевской премии Даглас Ошерофф (Douglas Osheroff) опасается, что руководство американского аэрокосмического агентства кардинально не изменит организацию работ по обеспечению безопасности пилотируемых космических полетов и, как следствие, возможны новые катастрофы. К такому выводу ученый пришел, анализируя работу NASA после гибели Challenhger в 1986 году и работу агентства в ходе аварии нынешнего года. Ошерофф увидел много общего в двух трагедиях и считает, что гибели Columbia можно было бы избежать.
Корабли морского космодрома - Odyssey и Sea Launch Commander - достигли экваториальной зоны Тихого океана с долготой 154градуса з.д., откуда 8 августа предполагается произвести пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL". В ходе запуска на геостационарную орбиту будет выведен американский телекоммуникационный спутник Echostar-9 [Telstar-13]. Это будет второй старт с морского космодрома в текущем году.
Комиссия, расследующая причины катастрофы космического корабля Columbia, выпустила Рекомендацию № 5, в которой сформулированы новые требования для кораблей многоразового использования, направленные на обеспечение безопасности полетов. В документе указывается на необходимость получения с борта космического корабля изображений обшивки внешнего топливного бака после его отделения. Естественно, эти снимки должны иметь высокое разрешение. Также указывается на необходимость получения детальных изображений нижней части "шаттлов" и передних кромок его крыльев. Выполнение обоих этих требований является необходимым условием для возобновления полетов кораблей многоразового использования.
За первые шесть месяцев 2003 года Индия провела 20 испытательных пусков ракет семи типов. Общая стоимость программы летных испытаний составила 16 миллионов долларов. Об этом 30 июля сообщил министр обороны Индии Джордж Фернандес (George Fernandes).
Не исключено, что в будущем корабли многоразового использования будут садиться только на Базе ВВС США Эдвардс в штате Калифорния, а не в Космическом центре имени Кеннеди в штате Флорида. Это дороже, но безопасней для населения ряда американских штатов, над которыми обычно пролетают приземляющиеся "шаттлы". Такой вариант дальнейшей программы пилотируемых полетов рассматривается в настоящее время в NASA. Причина, естественно, в аварии Columbia, взорвавшейся в небе над Техасом.
С 3 августа уходит в отставку директор по внешним связям Космического центра имени Кеннеди Джоанн Морган (JoAnn Morgan). Тем самым завершается ее 45-летняя карьера в американском аэрокосмическом управлении. Она была первой женщиной, назначенной на одну из ключевых должностей в NASA. Все остальные дамы шли уже по ее стопам.
Американское аэрокосмическое агентство решает судьбу знаменитого космического телескопа Hubble. Он прослужил науке на околоземной орбите больше 13 лет. Каждые три года космонавты чинят и усовершенствуют его аппаратуру, но с каждым разом затраты на его обслуживание растут.
Поэтому специалистам NASA предстоит решить нелегкую проблему: списать телескоп и остаться без глаз и ушей в космосе или вкладывать огромные суммы в ремонт космического аппарата, который в любой момент выйти из строя.
В четверг Китай и Россия, подразумевая что их предложение найдет поддержку и со стороны Соединенных Штатов, заявили о растущей угрозе "Звездных войн" и призвали к скорейшему началу переговоров о запрете использования оружия в космосе.
Обе крупнейшие ядерные державы предложили вынести этот вопрос на ближайшую сессию Организации Объединенных Наций. Данная инициатива была поддержана участниками Конференции по разоружению спустя год после представления данного предложения о подписании международного договора, известного как ПАРОС (PAROS), которое тогда встретило холодный прием в Вашингтоне.
Если во время не заключить соответствующие соглашения, мир могут ожидать "страшные события", - так охарактеризовал складывающуюся в мире ситуацию китайский посол Ху Ксиаоди, выступая на форуме, в котором приняли участие 66 стран. Он также подчеркнул важность усилий по обеспечению "контроля за космическим пространством".
"Риск гонки вооружений в космосе все больше возрастает", - добавлял он, намекая на программу Национальной противоракетной обороны (НПРО) США, которую американское правительство запустить в сентябре следующего года.
Многострадальный проект космического агентства NASA по отправке к Плутону беспилотного автоматического зонда за время своего существования вытерпел немало. Его неоднократно вписывали в планы NASA, а потом вычеркивали. Наконец, он все-таки опять попал в план программы New Frontiers ("Новые рубежи") и были назначены ориентировочное время запуска (январь 2006 г.) и ракета-носитель (Atlas 5).
И вот опять над этим проектом сгущаются тучи. На прошлой неделе Палата представителей Конгресса США проголосовала за сокращение на 55 млн дол. бюджета программы "Новые рубежи" на 2004 год. А всего на эту программу на 2004 г. было запланировано 130 млн дол., и почти все эти деньги должны были пойти на финансирование проекта миссии к Плутону. Так что если урезание бюджета будет одобрено Сенатом, то подготовить зонд к 2006 году, похоже, уже не удастся.
А откладывать запуск тоже нельзя, так как Плутон, двигаясь по эллиптической орбите, слишком далеко улетит от Солнца, в связи с чем его тонкая атмосфера замерзнет и выпадет в виде изморози на поверхность, так что и исследовать будет нечего. Даже если запуск отложить всего на год, то зонду не удастся использовать для разгона гравитационное поле Юпитера и путешествие до Плутона займет на 3 года больше времени, что добавит к стоимости проекта еще 70-80 млн дол. Пока же стоимость проекта оценивается в 504 млн дол., причем около 300 млн дол. нужно будет потратить еще до запуска аппарата, а остальные деньги пойдут на обслуживание зонда, уже летящего к Плутону.
Космонавт-рекордсмен Георгий Гречко до сих пор жалеет затопленную орбитальную космическую станцию "Мир". Об этом дважды Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Ленина, совершивший три полета в космос и установивший мировой рекорд по продолжительности полетов в невесомости, заявил на пресс-конференции в Саранске. Руководство аэрокосмической отрасли страны, вопреки мнению большинства специалистов отказавшись продлить жизнь "Миру", совершило "большую ошибку в стратегии освоения космоса", заявил Гречко. "Последний полет на российскую орбитальную станцию был совершен с целью приведения ее в порядок - с тем, чтобы она проработала еще 2-3 года", - отметил он. - Космонавты свою задачу выполнили, их поблагодарили за отличную работу, а всего через полгода "Мир" затопили". Будущее российской космонавтики Георгий Гречко видит в мрачных тонах. "Когда взлетает самолет - есть некая "точка возврата", когда лайнер еще можно вернуть назад, - образно говорит он.- Мне кажется, что мы такую точку возврата в космос теряем". В качестве примера, достойного уважения, Гречко называет Китай, который стремится разрабатывать собственную космическую программу, передает ИТАР-ТАСС.
Разработанный специалистами NASA и Университета Джона Хопкинса (John Hopkins University) бортовой компьютер нового типа успешно прошёл испытание космическим излучением.
Модуль адаптивного оборудования (Adaptive Instrument Module — AIM), установленный на австралийском спутнике FedSat 1, подвергся "бомбардировке" космической радиацией — так же, как и любая другая аппаратура на любом спутнике. В результате произошёл сбой в блоке оперативной памяти AIM, однако модуль сумел в автономном режиме обнаружить ошибку и перестроиться так, чтобы ошибка в памяти не вызвала сбоев в обработке данных.
Компьютерные устройства, которые в настоящее время используются на спутниках, как правило собираются под какую-то одну задачу, так что их функционал не подлежит расширению в принципе.
В AIM используется набор микросхем Field Programmable Gate Array (FGPA) производства Xilinx, который, благодаря которому AIM можно перепрограммировать и расширять его возможности уже после старта. Естественно, подобный подход значительно практичней.
Проблема в том, что FGPA весьма и весьма зависит от программной памяти, которая, в свою очередь, довольно существенным образом страдает от воздействия космической радиации.
Инженеры NASA и Университета Джона Хопкинса нашли решение: рабочая память AIM сопоставляется с "шаблоном" — содержимым flash-чипа, на который радиация не влияет.
Как пишет корреспондент Би-Би-Си в Москве Зульфикар Исмаилиан, высший экономический Совет иранского правительства отменил решение о приобретении в России спутника связи, известного под названием «Зохре».
Этим же решением распущен специальный комитет, созданный три года назад для осуществления соответствующей программы.
Официальные иранские инстанции не сообщили об отмене программы. Вместе с тем, как заявил пресс-секретарь Российского космического агентства (РКА) Константин Крейденко, между Россией и Ираном не существует никаких преград для осуществления космической программы.
Константин Крейденко отметил, что спутники связи относятся к числу аппаратов, которые Россия может поставлять всем странам, и для продажи такого спутника Ирану нет никаких препятствий. По словам пресс-секретаря, Иран, видимо, сам не нуждается в приобретении российского спутника связи.
Однако, как заявил генеральный директор Центра изучения современного Ирана в Москве Раджаб Сафаров, Иран нуждается в таком спутнике связи и на протяжении последних трех лет терпеливо ждал осуществления названной программы. По словам этого эксперта, РКА всячески задерживало выполнение данной программы.
Генеральный директор Центра изучения современного Ирана заявил, что до сих пор РКА так и не приняло решение об изготовлении спутника связи «Зохре» и не давало соответствующих поручений ни одной российской компании, занимающейся изготовлением космической техники. Кроме того, из-за задержек со стороны РКА Иран не может профинансировать программу.
Отвечая на вопрос корреспондента Би-Би-Си о причинах подобных задержек со стороны РКА, Раджаб Сафаров сказал, что генеральный директор РКА Юрий Коптев находится под давлением американцев и под любыми предлогами делает все, чтобы иранская программа спутниковой связи не была осуществлена.
Как отметил Раджаб Сафаров, Иран не может бесконечно ждать и вправе отказаться от названной программы. Он может приобрести подобный спутник во Франции, Италии или Германии. В результате отмены программы Россия лишится прибыли почти в 200 млн. долларов.
К столетию со дня первого полета братьев Райт, которое будет отмечаться 17 декабря 2003 г., в летно-космическом центре им. Маршалла космического агентства NASA занялись воссозданием первой в мире ракеты на жидком топливе. Такая ракета была построена и впервые запущена в 1926 году одним из пионеров ракетостроения Робертом Годдардом. Его имя теперь носит один из центров NASA, но действующую копию его ракеты делают почему-то не в нем. В качестве топлива в ракете Годдарда использовались бензин и жидкий кислород.
Всего будет сделано две копии ракеты Годдарда, одна из них рабочая, а вторая - полноразмерный макет для музея. Рабочая копия сейчас проходит наземные тесты в центре им. Маршалла. По нынешним меркам это совсем небольшая ракета, ее длина - чуть больше 3 м. Во время первого исторического полета 26 марта 1926 г. в Обурне (шт. Массачусетс) ракета поднялась на высоту 12,5 м. Полет этот продолжался всего 2,5 секунды, но именно с него идет отсчет современного ракетостроения.
Проектом воссоздания этой ракеты в центре им. Маршалла занимается группа из 22 инженеров-добровольцев. Они поставили перед собой цель сделать максимально точную копию из тех же материалов, которые использовались Годдардом в 77 лет назад. Задача усложняется тем, что никаких чертежей и даже эскизов Годдарда не сохранилось, и полагаться приходится только на фотографии и воспоминания очевидцев. Так что, несмотря на богатый опыт в современном ракетостроении, постройку первой ракеты нельзя назвать легким делом. Как говорят участники проекта, им приходится сталкиваться с теми же проблемами, что и Годдарду 77 лет назад. Но они считают такую работу очень полезной с профессиональной точки зрения, ведь свою историю нужно знать, хотя бы для того чтобы не повторять старых ошибок. Да и народная мудрость не зря гласит, что новое - это хорошо забытое старое.
Ученые из Международного научно-исследовательского объединения "Космопоиск", изучив место падения Витимского метеорита пришли к выводу, что, скорее всего, речь идет о столкновении с Землей в 2002 году огромной кометы.
"Когда мы прибыли на место падения космического тела, то обнаружили картину, похожую на ту, которую ученые наблюдали на месте падения Тунгусского метеорита. Я убежден, что в данном случае мы столкнулись с падением на Землю кометы, ведь метеориты не оставляют радиоактивных элементов и никак не вредят здоровью людей", - заявил на пресс-конференции в пятницу в Москве руководитель "Космопоиска" Вадим Чернобров.
В подтверждение этой гипотезы он рассказал, что через три дня после падения метеорита у местных жителей обострились болезни, связанные с давлением, через семь дней - с почками и суставами. "Кроме того, радиоактивный фон повысился в два раза. Однако в настоящее время он уже не превышает 16-17 микрорентген в час - величины безвредной для здоровья людей", - добавил Чернобров.
Между тем, руководитель "Космопоиска" отметил, что последствия падения метеорита в районе реки Витим в ночь с 24 на 25 сентября 2002 года сравнимы с разрушениями, причиняемыми взрывом авиабомбы мощностью от 200 килотонн до 1 мегатонны в тротиловом эквиваленте.
Эпицентр падения небесного тела представляет собой неправильный эллипс (длина осей - 10 и 6 км) со сплошным вывалом леса. В зоне размером 3 х 2 км наблюдаются следы пожара, предполагаемый лучевой ожог на вершинах гор прослеживается на расстоянии не менее 10 км от эпицентра.
Исследователь из Мельбурнского университета (штат Виктория, Австралия) Ник Хоффман высказал интересную гипотезу, объясняющую наличие на поверхности Красной планеты в районе Моря Эллады точек с аномально высокой температурой. Эти точки отчетливо видны на снимке (см. фото ниже), выполненном камерой THEMIS аппарата Mars Odyssey. Температура аномальных точек примерно на 10° выше температуры окружающей поверхности, независимо от времени суток и от того, освещены ли они Солнцем или нет.
Выступая на шестой Международной конференции по исследованию Марса в Пасадене, штат Калифорния, Хоффман высказал мнение о том, что причиной температурных аномалий может быть термальная или вулканическая активность, приводящая к выбросам водяного пара. Попадая в атмосферу, этот пар очень быстро замерзает и может приводить к появлению своеобразных ледяных "башен" - образований, аналогичных имеющимся в Антарктике. Эти образования получаются в результате контакта горячего пара и газа с холодным воздухом. Высота антарктических ледяных башен может достигать 10 м. Одну из них, расположенную на горе Эребус, можно увидеть на этом фото.
По мнению Хоффмана, на Марсе, с его уровнем гравитации, высота ледяных башен может достигать 30 м. Более того, Хоффман полагает, что в подобных районах Красной планеты может существовать жизнь. Из-за выбросов горячего пара и газа в таких зонах может находиться жидкая вода, а кроме того, Море Эллады является впадиной, слой атмосферы над которой достаточно толст. По мнению ученого, уже в скором будущем гипотезу о существовании ледяных башен можно будет проверить экспериментально. В 2004 г. облачность над Морем Эллады рассеется, и Mars Odyssey сможет сделать фотографии этого участка поверхности Марса. Скорее всего, глыбы льда на них будут выглядеть светлее остальной поверхности.
Недавно в Лаборатории реактивного движения (JPL) космического агентства NASA был выключен ионный двигатель, который проработал в вакуумной камере в общей сложности 30'352 часа, что составляет почти 3,5 года. Это - рекорд. Но в самой камере на испытательном стенде он находился дольше - почти 5 лет. При этом никаких поломок с ним не случалось. Что подтверждает надежность таких двигателей и хорошие перспективы их использования на автоматических зондах, отправляющихся в дальние космические путешествия. В качестве топлива в этом двигателе используется газ ксенон.
Ионный двигатель, работавший в JPL, был сделан в качестве дубликата для двигателя, который был установлен на зонде Deep Space 1, который отправился в космос в октябре 1998 г., а сейчас он, выполнив всю основную программу, направляется к комете Боррелли. Двигатель самого зонда проработал в космосе 16'265 часов, а двигатель, установленный в JPL, включили незадолго до запуска Deep Space 1, чтобы проверить его работу при разных режимах. Изначально он был рассчитан на 8000 часов работы, но он легко преодолел этот рубеж. И хотя он так и не сломался, тем не менее, было решено прекратить испытания, так как стенд нужен для проведения испытаний отдельных компонентов ионных двигателей в интересах других проектов NASA, в частности для предстоящей миссии зонда Dawn, который в 2006 году должен отправиться к двум крупным астероидам - Весте и Церере.
Первый космический турист американский миллионер Дэннис Тито (Dennis Tito) в 2001 году на неделю слетал на МКС на российском корабле "Союз" и заплатил за это 20 млн дол. Недавно заявил о готовности инвестировать разработку и постройку суборбитальной ракеты (не указывая конкретного проекта), которая могла бы катать любителей острых ощущений. Таким способом он хочет поспособствовать тому, чтобы как можно больше людей смогли долететь до космоса и хотя бы ненадолго испытать чувство невесомости.
Тито заявил, что он готов подписать чек и даже, фигурально выражаясь, взял ручку в руку. Но его сильно беспокоит, каким образом государство, то есть администрация США, собирается регулировать такие суборбитальные полеты. И пока не будет ясности в этом вопросе Тито тот самый чек подписывать не будет, чтобы не выбрасывать деньги на ветер. Во всяком случае, он считает, что если регулированием суборбитальных полетов займется Федеральное управление авиации США, то оно загубит это дело на корню.
Поэтому Тито в числе других активистов и потенциальных бизнесменов от космоса собирается обратиться к Конгрессу США с просьбой об установлении четких правил полетов суборбитальных ракет и не отдавать это дело на откуп бюрократам из Федерального управления авиации, которые записали суборбитальные ракеты в одну графу с экспериментальными самолетами.
В числе борцов за "права суборбитальных ракет" есть и разработчики аппаратов, которые претендуют на приз X Prize, то есть они собираются до 1 января 2005 г. дважды в течение двух недель поднять свои аппараты с экипажем из трех человек на высоту 100 км над землей и безопасно вернуть их обратно. Они требуют, чтобы к их детищам относились как к ракетам, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поскольку дело самолетов летать, а для их ракет падение является нормальным состоянием. И если к суборбитальным ракетам применять те же правила, что к самолетам, но коммерческие полеты в ближний космос не начнутся никогда.
Сейчас на космодроме на мысе Канаверал идет подготовка к запуску инфракрасного космического телескопа SIRTF (Space Infrared Telescope Facility), который является четвертым и последним телескопом, построенным по проекту "Великие обсерватории" космического агентства NASA.
Вообще-то, запуск SIRTF'а должен был состояться еще 15 июля прошлого года, но он был отложен из-за неготовности телескопа к полету. По этой же причине была перенесена и следующая дата запуска - 5 декабря 2002 г. Затем старт переносился неоднократно по самым разным техническим причинам, в частности в апреле три задержки были связаны с соплом одного из девяти твердотопливных ускорителей ракеты Delta 2. Теперь, вроде бы, все проблемы разрешены, ускоритель заменили, и назван новый день запуска - 23 августа 2003 г.
Так что остается надеяться, что SIRTF скоро присоединится к трем другим "великим обсерваториям" - космическим телескопам Hubble, CGRO (Compton Gamma Ray Observatory) и Chandra, которые охватывают видимый, гамма- и рентгеновский диапазон длин волн.
На SIRTF установлен инфракрасный телескоп с диаметром апертуры 85 см и разное научное оборудование с системой криогенного охлаждения. Телескопу SIRTF предстоит исследовать такие объекты, которые с Земли увидеть невозможно, так как атмосфера задерживает большую часть инфракрасного излучения.
Проект создания Международной космической станции (МКС) слишком важен, чтобы от него можно было отказаться.
Такую точку зрения высказал генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев на пресс-конференции, состоявшейся после завершения встречи глав космических агентств стран-участниц проекта создания МКС.
Главы космических ведомств США, России, Европы, Канады и Японии впервые с момента гибели шаттла "Колумбия" встретились во вторник в Монтерее (штат Калифорния), чтобы обсудить и согласовать дальнейшие планы работ по созданию МКС.
Они выразили поддержку этому проекту, несмотря на возникшие задержки, возросшие нагрузки и проблемы с доставкой к станции ее узлов, вызванные тем, что флот американских шаттлов после катастрофы "Колумбии" прекратил свои полеты.
Трагедия "Колумбии" касается не только НАСА, это и наша трагедия, заявил глава Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден.
Со своей стороны директор НАСА Шон О'Киф сообщил, что полеты шаттлов возобновятся не ранее конца зимы - начала весны 2004 года. По его словам, основное внимание впредь будет сосредоточено на проблеме безопасности.
Он также сообщил, что могут произойти некоторые изменения в частоте полетов шаттлов, поскольку новые правила осуществления запусков требуют, чтобы они происходили только в светлое время суток, когда этот процесс можно заснять на кинопленку для последующего анализа.
Участники встречи не сообщили ничего конкретного о каких-либо изменениях в программе работ по МКС. По их словам, никаких решений по поводу дальнейшего строительства станции не должно приниматься до возобновления полетов шаттлов. Российские космические корабли продолжат доставку на МКС грузов и экипажей вплоть до возобновления полетов американских шаттлов.
Начальник управления пилотируемых программ Росавиакосмоса Михаил Синельщиков сообщил, что конкретное обсуждение дальнейших планов работ по строительству МКС состоится на следующей встрече глав космических агентств стран-участниц проекта создания станции, которая пройдет в октябре в Москве в период смены экипажей станции.
Разговор о каких-то конкретных датах может идти только после опубликования в конце августа официального отчета комиссии НАСА, занимавшейся расследованием причин катастрофы шаттла "Колумбия" и его представления конгрессу США. По словам Синельщикова, "участники завершившейся встречи пришли к выводу, что на данный момент ничего более определенного сказать нельзя". Об этом передает ИТАР-ТАСС.
Катастрофа космического челнока Columbia заставила руководство NASA сменить приоритеты и потребовать ускорения разработки нового космолета для перевозки экипажа Международной космической станции.
На сегодняшний день, как сообщает SunSpot.net, над проектом работают три крупнейшие авиакосмические фирмы США: Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman в сотрудничестве с Orbital Sciences. Еще недавно предполагалось, что готовый к полетам космоплан должен быть представлен заказчику в 2010 году, однако сразу же после крушения «Колумбии» планы изменились: теперь NASA настаивает на ускорении опытно-конструкторских работ, а космоплан должен появиться уже к 2008 году.
Технические требования, предъявляемые к аппарату, не изменились: он должен брать на борт как минимум четырех астронавтов, быть более безопасным, более маневренным на орбите и более дешевым при запуске, чем ныне эксплуатируемые корабли класса space shuttle.
Пикантность ситуации заключается в том, что ни один из подрядчиков пока не имеет даже приблизительной концепции будущего летательного аппарата и стоит в положении известного буриданова барана, пытаясь выбрать из двух альтернатив: сделать маленький космоплан типа шаттла, либо сделать большую спасательную капсулу, типа спускаемых аппаратов времен миссий Apollo.
В России завершают создание самого экономичного в мире космического аппарата "Космос-1", сообщил главный специалист научно-исследовательского центра им.Бабакина Виктор Кудряшов.
"Во время движения в космосе аппарат будет использовать энергию давления солнечных лучей, и, не исключено, что такой вид передвижения позволит реализовать идею полетов к объектам дальнего космоса", - сообщил Кудряшов.
По его словам, после вывода на орбиту "Космос-1" раскроет парус, который изготовлен из тонкой микронной пленки с нанесенным на нее металлическим покрытием и площадь которого составляет 600 кв м. "Именно парус и станет движителем космического аппарата", - сообщил Кудряшов.
Вес "Космоса-1" составляет менее 100 кг. Спутник построен российскими специалистами. "В проекте также участвуют специалисты США, заинтересовавшиеся необычной и простой русской идеей использования давления света", - сообщил Кудряшов. По его словам, экспериментальный запуск "Космоса-1" запланирован на осень 2003 года. Он будет осуществлен с помощью ракеты-носителя "Волна" с российской подводной лодки в Баренцевом море.
Первая попытка запуска такого "спутника-парусника" в 2001 году завершилась неудачей. Аппарат не отделился от последней ступени ракеты-носителя и сгорел в атмосфере. "Мы надеемся, что второй запуск окажется более удачным", - сказал Кудряшов. Об этом сообщает РИА "Новости".
Австрийский парашютист Феликс Баумгартнер стал первым в истории человеком, который сумел перелететь через Ла-Манш без помощи мотора. Он совершил "воздушное путешествие" с прикрепленным к спине графитовым крылом.
Рано утром в четверг австриец совершил прыжок с высоты 9000 метров в районе Дувра. Затем он спланировал на расстояние 35 километров до Франции. После семи минут в воздухе Феликс совершил посадку в районе города Кале.
Скорость полета на некоторых участках достигала 360 км/ч, а температура - минус 68 по Цельсию.
Феликсу Баумгартнеру - 34 года. Он бывший механик и мотоциклист. Накануне полета Феликс выразил уверенность, что его полет будет удачным.
"Я сам буду как бы самолетом. У меня нет двигателя: я использую только законы аэродинамики и собственные навыки," - сказал парашютист в интервью британской газете "Дейли Телеграф".
Обмундирование Феликса - костюм обтекаемой формы и крыло величиной 1,82 метров, наполненное углекислым газом.
Полет уже получил название "Икар-2" в честь героя греческой мифологии.
Перелет через Ла-Манш не первый проект австрийца, связанный с большой высотой.
В 1999 году он совершил прыжок c самого высокого здания в мире - 452-метровых башен-близнецов "Петронас" в Куала-Лумпуре (Малайзия).
В тот же год он совершил прыжок с парашютом с правой руки статуи Христа в Рио де Жанейро (высота - 30,5 м). Может быть, это и дало толчок его амбициям.
"Я хочу стать Богом небес," - сказал Баумгартнер в интервью "Дейли Телеграф".
Когда-то у Марса была одна большая луна, от которой остались лишь две небольшие глыбы - Фобос и Деймос. Такую новую гипотезу происхождения этих двух спутников красной планеты высказал профессор Вирджинского университета Фред Сингер.
Большинство ученых до сих склоняется к мнению, что Фобос и Деймос - это астероиды, попавшие в свое время в гравитационный плен Марса. Однако эта теория, как рассказал вчера репортерам Сингер, вступает в противоречие с законами физики и не может объяснить, почему оба спутника двигаются вокруг планеты по почти круглым и почти экваториальным орбитам.
"Решение загадки орбит спутников дает ключ к понимаю их происхождения", - отметил профессор. Он считает, что уже во время процесса формирования планеты или сразу же по его завершении у Марса появилась луна, которая разрушилась под воздействием гравитационных сил планеты. "Ее самые массивные части были притянуты к поверхности, - высказал мнение профессор. - Небольшие же части остались на орбите". Их в 1877 году открыл американский астроном Асаф Холл, давший им названия - Фобос и Деймос.
Компьютерное моделирование, по словам Сингера, подтверждает его гипотезу. Но лучшим доказательством будет сравнение химического состава образцов грунта спутников. Профессор также высказал предположение, что более крупный спутник - Фобос (его наибольший поперечник - около 26 км) через несколько миллионов лет прекратит свое существование. На Деймосе же Сингер предлагает создать постоянную базу и именно оттуда, используя роботы, вести исследования Марса. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
В Щелкове совет депутатов присвоил звание почетный гражданин района Герою Советского Союза
летчику-космонавту Валентине Терешковой. Как стало известно "Московскому комсомольцу", этого
звания она удостоена за развитие международных экономических и культурных связей, популяризацию истории и традиций отечественной пилотируемой космонавтики, большой вклад в развитие Щелковского района, деловое сотрудничество с органами местного самоуправления. С 1997 года это звание получили восемь человек.
NASA предполагает возобновить полеты космических кораблей многоразового использования, приостановленные после произошедшей 1 февраля катастрофы шаттла Columbia, в апреле следующего года. Об этом сообщил в четверг генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев, находящийся в США с рабочей поездкой. Он, в частности, принимал участие в состоявшейся во вторник в Монтерее встрече глав космических ведомств стран-участниц проекта создания Международной космической станции (МКС).
Рассказывая об итогах этого совещания, Коптев отметил, что работа комиссии, занимающейся в США расследованием причин гибели Columbia приближается к завершению. Отчет о своей деятельности комиссия подготовит "только в конце августа".