Причиной катастрофы шаттла Columbia могло стать столкновение с метеоритом. Об этом сообщили в NASA, подчеркнув, что эта версия маловероятна. Даже столкновение с объектом очень маленьких размеров могло бы послужить причиной значительных неполадок и последующей катастрофы, сообщили представители NASA. “Действительно, столкновение с метеоритом вероятно, но мы не считаем, что именно это стало причиной падения Columbia, тем не менее эта версия также будет рассмотрена, но она не входит в число основных”, - заявил представитель NASA в интервью американской газете Los Angeles Times.
NASA отказывается от предположения, что причиной катастрофы шаттла Columbia послужил обломок изоляции топливного резервуара, сообщает Associated Press.
Как заявил прессе в среду руководитель программы шаттлов Рон Диттмор (Ron Dittemore), члены комиссии тщательно изучили видеозапись столкновения шаттла с осколком изоляции (весом около 1,1 килограмма), после чего пришли к выводу, что это происшествие не могло послужить причиной катастрофы корабля. Даже удвоив при расчетах скорость объектов во время удара, инженеры пришли к выводу, что обломок не мог нанести Columbia сколько-нибудь серьезных повреждений.
Диттмор сообщил, что сейчас специалисты NASA внимательно исследуют попытку автопилота шаттла сохранить, несмотря на лобовое сопротивление и усиливающийся ветер, постоянную скорость корабля в течение последних минут полета.
Диттмор добавил, что теперь специалисты предполагают, что произошло еще какое-то событие, ставшее роковым для космического челнока. Также он сообщил, что в последние минуты полета автопилот активно действовал управляющими плоскостями, пытаясь стабилизировать траекторию корабля. Кроме того, для погашения скорости были выпущены специальные ракеты.
Помимо поиска новых причин трагедии, комиссия пытается восстановить информацию о последних 32 секундах полета, которая была получена, но не была обработана Центром управления из-за плохого качества сигнала. "Возможно, именно эти 32 секунды помогут нам понять причину произошедшего", - сказал Диттмор.
Два жителя штата Техас арестованы по обвинению в краже фрагментов космического челнока Columbia, сообщает CNN.
Мэри Хипп (Merrie Hipp) и Брэдли Джастин Годет (Bradley Justin Gaudet) были арестованы в среду. По утверждениям полицейских, Хипп утаила от властей найденную ею монтажную плату, а Годет забрал себе фрагмент внутренней термозащиты корабля. Обоим подозреваемым предъявлено обвинение в присвоении государственной собственности.
Власти обязали всех, нашедших части погибшего корабля, передать их в распоряжение поисковых групп не позднее 17:00 в пятницу. Те, кто не последуют этим указаниям, будут преследоваться по закону.
В данный момент полиция расследует 17 уголовных дел против людей, пытавшихся продать обломки шаттла на интернет-аукционе eBay.
Тем временем сбор фрагментов корабля, найденных на территории Техаса, осложнен ухудшившимися погодными условиями.
В ходе доклада Совету Безопасности ООН госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) заявил, что за последние годы Ирак установил на некоторые из своих ракет новые двигатели, использование которых позволяет увеличить далность поражения объектов почти вдвое по сравнению с тем, что разрешено резолюциями Совета Безопасности ООН.
Как заявил Пауэлл, дальность некоторых из этих ракет превосходит 1200 километров, что позволяет ракетам долететь до Израиля и даже до России. //“Газета.Ru”
17-18 апреля 2003 года в г. Дубна Московской области Российский национальный оператор спутниковой связи ФГУП “Космическая связь” (ГПКС) проводит 8-ю ежегодную Конференцию операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания Российской Федерации.
Цель Конференции:
Обсудить вопросы, связанные с реализацией Программы обновления российской национальной спутниковой группировки и вводом в эксплуатацию в период до 2005 года пяти новых российских космических аппаратов серии “Экспресс-АМ”. Скорректировать зоны покрытия новых космических аппаратов с учетом потребностей рынка телекоммуникаций России и СНГ.
Ключевая тема Конференции:
Состояние и перспективы развития российской спутниковой национальной группировки для создания единого информационного пространства России и стран СНГ и развития рынка услуг спутниковой связи.
Участникам Конференции предлагается обсудить проекты с использованием спутниковой связи для расширения возможностей по предоставлению услуг доступа к сети Интернет, телерадиовещания, создания корпоративных и мультисервисных сетей в России и СНГ.
Вниманию участников Конференции будет предоставлена информация о мировых тенденциях развития спутниковой связи, о совместных проектах ГПКС с ведущими зарубежными операторами спутниковой связи (Intelsat, Eutelsat, ChinaSat и др).
Особое внимание будет уделено транспортной среде для реализации программы “Электронная Россия” и новым проектам ГПКС с использованием цифровых методов передачи информации, в том числе проекту “Народный экран” - создание федеральной общедоступной сети кинопроката с использованием спутниковых каналов.
В Конференции примут участие:
Министр Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д. Рейман, руководитель Департамента радио, телевидения и спутниковой связи Минсвязи России В.И. Павлов, генеральный директор ГПКС А.П. Дука. Планируются выступления представителей глав администраций субъектов Федерации, представителей международных маркетинговых, региональных организаций спутниковой связи, представителей российских и зарубежных операторов спутниковой связи, а также презентации производителей телекоммуникационного оборудования.
В рамках Конференции пройдет выставка телекоммуникационного оборудования. Компании, заинтересованные в организации презентации, могут обратиться в Оргкомитет Конференции за дополнительной информацией.
Более подробная информация о Конференции представлена на Интернет-сайте ГПКС по адресу www.rscc.ru.
Представитель правительства Индии заявил в среду, что к концу года индийская армия сможет провести испытания первой в стране баллистической ракеты дальнего радиуса действия, передает Reuters. С таким заявлением в кулуарах авиа-шоу в Бангалоре выступил советник министра обороны Индии по научно-техническим вопросам В.К. Аатре. По его словам, ракета Agni-3, способная нести ядерную боеголовку, будет иметь дальность полета свыше трех тысяч километров. //Reuters
Группы специалистов NASA отправились в гтаты Калифорния и Аризона, чтобы проверить поступившие оттуда сообщения об обнаружении фрагментов корабля Columbia, потерпевшего катастрофу 1 февраля нынешнего года. Если поступившая из западных штатов США информация подтвердится, то это может оказать большую помощь в понимании причин аврии, так как это должны быть самые ранние обломки шаттла, который потерял их в начале крушения.
После гибели американского корабля Columbia Россия готова подставить плечо Соединенным Штатам в выполнении международных космических программ, заявил министр промышленности, науки и технологии России Илья Клебанов, выступая в среду на пресс-конференции в Ереване. "Россия потрясена этой трагедией", - сказал Клебанов.
Он сообщил, что российская сторона готова взять на себя выполнение полетов американских астронавтов в полном объеме. "Пока Соединенные Штаты будут решать вопросы со своими ракетами- носителями, мы готовы увеличить работу наших носителей", - заявил министр. //Интерфакс
Правительство Великобритании дало согласие на использование американцами радарной базы раннего оповещения Файлигдэйлс в рамках создающейся системы национальной ПРО, сообщает Reuters. Об этом сегодня заявил министр обороны Британии Джефф Хун, обращаясь к британскому парламенту. По его словам, в скорейшем времени он сообщит о решении Лондона в Пентагон.
В 2001 году почти в течение 12 месяцев технические специалисты NASA занимались разработкой систем эвакуации астронавтов в случае возникновения серьезных неисправностей на шаттлах, сообщает сайт газеты The Washington Post. В рамках программы стоимостью 5 миллионов долларов инженеры планировали установить на космических кораблях системы, подобные катапультам боевых самолетов. В качестве другой возможности для эвакуации астронавтов рассматривалась отделяющаяся кабина экипажа, опускающаяся на землю на парашютах.
Все указанные разработки были отвергнуты руководством национального управления по аэронавтике из-за вопросов, связанных с их массой, потенциальной эффективностью и надежностью. В NASA существуют подробные планы спасения астронавтов при взлете, посадке и даже нахождении шаттлов на низкой орбите. Однако при выходе космических челноков в космос спасение экипажа представляется пока чрезвычайно сложной задачей.
Значительную роль при отказе от создания эвакуационных систем сыграла и их стоимость. По некоторым оценкам, установка отделяемых спасательных капсул на шаттлы могла обойтись NASA в 1 миллиард долларов. Кроме того, инженеры отметили, что монтаж спасательных аппаратов требует внесения значительных изменений в конструкцию челнока и в итоге дает очень малую вероятность спасения жизней астронавтов.
После катастрофы "Челленджера" инженеры установили на шаттлах систему эвакуации, которая позволяет астронавтам разгерметизировать кабину и покинуть ее, чтобы затем спуститься на землю на парашютах. Однако работа этой системы возможна только при движении на небольших скоростях, и в случае с "Колумбией", которая начала разделяться на части при движении на скорости около 9 километров в секунду, говорить о спасении было нереально.
Испанский астронавт Педро Дуке считает российские космические корабли "Союз" более надежными. Об этом он заявил в среду на пресс-конференции в Мадриде, подчеркнув, что такого же мнения придерживаются и его коллеги.
По его словам, такая точка зрения сформировалась "не только потому, что на них /"Союзах"/ не было серьезных инцидентов, а потому, что имеются средства, позволяющие спасти экипаж в случае необходимости". На шаттлах, отметил он, таких систем нет. На "Союзе" же "имеется система, которая "выдергивает" астронавтов из космического корабля, если на нем возникли проблемы или он развалился, после чего члены экипажа спускаются на землю на парашютах", указал испанец. "Естественно, что никто не будет летать на других космических кораблях, пока они вызывают сомнения", - подчеркнул он.
Как передает корреспондент РИА "Новости", в 1992-1994 годах Педро Дуке проходил стажировку в Звездном городке и был дублером одного из космонавтов, но так и не сумел тогда побывать в космосе. В 1998 году он совершил полет на американском космическом корабле "Дискавери" вместе с астронавтом-ветераном Джоном Гленном.
Испанский астронавт еще в 2002 году на пресс-конференции очень высоко отозвался о надежности кораблей "Союз", а также о качестве и методах подготовки космонавтов в России. Тогда он отметил, что хотя внутренняя обстановка в "Союзе" "более спартанская", при взлете он мягче "Дискавери" и других аналогичных американских аппаратов, у которых "в начале запуска очень сильная вибрация". Кроме того, по мнению Дуке, если в США при подготовке астронавтов "учат выполнять определенные действия в четко запрограммированной последовательности", то в России космонавтам "дают более фундаментальную подготовку, позволяющую им случае необходимости принимать самостоятельные решения, хотя и они должны придерживаться определенных инструкций".
Экипаж Международной космической станции приступил к разгрузке грузового транспортного корабля "Прогресс М-47", доставившего на орбиту топливо, научное оборудование и грузы для обеспечения жизнедеятельности космонавтов. Общий вес грузов достигает 2,5 тонн.
Данные измерений шаттла Columbia были переданы на Землю. "Миссия Columbia будет иметь чрезвычайно высокое научное значение", - это удивительное на первый взгляд заявление сделал после катастрофы челнока Билл Ридди, директор NASA по науке.
Хотя материалы по более чем 80 экспериментам общей массой в 4 тонны при катастрофе транспортного корабля пропали, многие сведения за 16 суток полета были отправлены на Землю по спутниковой связи, пишет сегодня Die Welt (перевод на сайте Inopressa.ru). В их числе важные данные по онкологии, а также по исследованию роста растений в условиях невесомости.
Несколько экспериментов относились к практическим областям применения, как, например, процессам горения. В частности, речь идет о самом маленьком пламени, полученном в лабораторных условиях. Его величина составляет примерно одну двухсотую долю от размера пламени при горении спички. Результаты данной серии экспериментов должны способствовать сокращению выделения сажи в процессах горения. На борту Columbia также проводились эксперименты с запахами. Одна парфюмерная фирма, заказавшая коммерческий эксперимент после того, как во время предыдущих полетах шаттлов выяснилось, что розы в условиях невесомости пахнут иначе, чем на земле, собиралась создать новый аромат.
Институт физиологии при Высшей спортивной школе спорта в Кельне принимал участие в экспериментах проводимых на Columbia, связанных с частотой биения сердца и кровяным давлением. Большинство экспериментальных данных, полученных во время полета, имеются на Земле, сообщил руководитель проекта Уве Хоффманн. Однако проектом также предусматривалось, и это было его существенной частью, обследование астронавтов после их возвращения. Катастрофа ошеломила также сотрудников Германского цента авиационных и космических полетов (DLR) в Кельне, пишет газета.
DLR имел на бортe миниэкосистему "Cebas" (Closed Equilibrated Biological Aquatic Syste m). Условия данного эксперимента предусматривали исследование пресноводных рыб, водяных улиток, растений и микроорганизмов в условиях замкнутого цикла. Цель этих опытов заключалась в том, чтобы выявить влияние невесомости на физиологию и морфологию аквариумных жителей. Его результаты должны были способствовать получению новых данных о процессах обмена в костных тканях человека и болезнях, ограничивающих движение.
Еще за два дня до катастрофы астронавт Уильям МакКул сообщил из космоса об успешном ходе данного эксперимента. "Благодаря спутниковой связи, которая была налажена с астронавтами на орбите, мы смогли сохранить очень ценную информацию, - сказал Билл Ридди. - Мы благодарны этому экипажу за то, что именно он сообщил нам так много новых данных".
(NEWSru.com).
Сошла с орбиты и сгорела в плотных слоях земной атмосферы последняя ступень ракеты-носителя "Союз-У" № Э15000-680 (27682 / 2003 006В), с помощью которой в космос был выведен грузовой транспортный корабль "Прогресс М-47". Вхождение ступени в атмосферу было зафиксировано 4 февраля 2003 года в 14:55 UTC (17:55 мск) над точкой с координатами 33 град. с.ш. и 0 град. долготы.
Сгорела единственная на Сахалине астрономическая научно-исследовательская станция - ЮСНИС. Это произошло 1 февраля, около 16 часов. Помещение станции выгорело полностью, сообщает regions.ru.
Ввиду отсутствия финансирования на продолжение научной деятельности, станция не функционировала более 10 лет. ЮСНИС вела наблюдения за искусственными спутниками Земли и была ровестницей отечественной космической отрасли. Станция обладала высокоточным оборудованием и была единственным центром подобного рода на Дальнем Востоке страны. В ее работе принимало активное участие не одно поколение студентов, работали преподаватели, ныне продолжающие свою научную и педегогическую деятельность в различных вузах страны.
Причина возгорания не определена, но вероятнее всего пожар случился из-за замыкания в электропроводке. Перед этим в здание было совершено проникновение со взломом (возможно бомжа, такие случаи уже были). Уничтожено все научное оборудование. Неизвестна пока сумма причененного ущерба и дальнейшая судьба станции. Для приобретения нового оборудования и перестройки здания потребуются большие капиталовложения. Последний владелец станции - Институт Естественных Наук (СахГУ).
Один из двигателей корабля Columbia упал на территории штата Луизиана.
Об этом сообщил журналистам заместитель руководителя NASA Майкл Костельник. По его словам, сейчас специалисты ведут работы на месте падения двигателя.
Как сообщает телекомпания CNN, в окрестностях города Хемпфилл в штате Техас также были обнаружены крупные части фюзеляжа Columbia и его шасси.
Об уязвимости некоторых элементов космических челноков в случае попадания туда при старте инородных тел NASA было осведомлено еще девять лет назад, сообщает Associated Press.
Как заявил Пол Фишбек (Paul Fischbeck), профессор инженерии в университете Карнеги, работавший над этой темой, в 1994 году руководство космического агентства было проинформировано о том, что попадание инородных элементов на нижние плоскости крыльев шаттла при старте может стать причиной повреждений, ведущих к катастрофе космического аппарата.
Девять лет назад Фишбек с коллегой провели сравнительный анализ повреждений, полученных шаттлами в пятидесяти запусках - с 1981 по 1991 года. По его словам, при старте повреждения получали от трех до 150 плиток термозащиты. В среднем же минимум 25 плиток термостойкого слоя корабля имели вмятины глубиной более двух с половиной сантиметров.
Исследования показали: наибольшему риску подвергалась изоляция нижних частей обоих крыльев в районе присоединения их к фюзеляжу сразу за кабиной экипажа. "Там находятся очень важные элементы. Потеря их на данном участке может привести к потере корабля", - заявил Фишбек.
Подобная неполадка пока выступает одной из основных версий в расследовании катастрофы - специалисты NASA считают, что ее первопричина - в нарушении термоизолирующих свойств нижней части левого крыла.
По словам Фишбека, в 1994 году для снижения риска повреждений крыльев NASA внесло изменения в некоторые материалы конструкции челнока и правила его эксплуатации, направленные на то, чтобы при старте на заправленном топливном баке ракеты-носителя образовывалось как можно меньше льда.
Специалисты стран-участниц программы работы Международной космической станции провели сегодня первый раунд консультаций по планам полетов на МКС. Об этом сообщил пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов.
Он подчеркнул, что Россия продолжает выполнять свою космическую пилотируемую программу пока без изменений, по ранее намеченным планам. Коррективы в график и в схему полетов на МКС могут быть внесены только после выяснения причин аварии американского "шаттла" "Колумбия". По мнению Горбунова, различные высказывания относительного дальнейших планов полетов к МКС, которые сейчас делают представители различных организаций, можно рассматривать лишь как варианты, но не как окончательное решение. До момента, пока НАСА не закончит расследование причин катастрофы "Колумбии" и не сформирует свое представление о дальнейшем участии в программе МКС, никаких изменений в российской программе полетов не будет.
"Мы будем вести переговоры и принимать согласованные решения", - подчеркнул пресс-секретарь Росавиакосмоса. Он также отметил, что сегодняшние консультации специалистов стран-участниц МКС проходили на уровне технических управлений, и подобные контакты будут продолжены, передает ИТАР-ТАСС.
Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) официально уведомило власти Израиля об идентификации останков первого израильского астронавта Илана Рамона, погибшего в катастрофе челнока Columbia, сообщается на сайте газеты Ha'aretz.
"Точность идентификации стопроцентная", - подтвердил бригадный генерал ВВС Израиля Ронни Фолк (Ronnie Falk), отвечающий за связи с американскими военными.
По утверждению генерала, в ближайшие несколько дней останки могут быть доставлены на родину, где состоится церемония погребения.
Кроме этого, эксперты NASA сообщили об обнаружении части флага ВВС Израиля, который Илан Рамон взял с собой в космический полет.
Китай заявил в среду, что продолжит, как и было запланировано, подготовку к запуску астронавтов в космос, несмотря на катастрофу шаттла Columbia, сообщает Reuters. Китай планирует отправить первого астронавта во второй половине этого год. Таким образом, Китай станет третьей страной, осуществляющей пилотируемые космические полеты. В дальнейшем Китай планирует отправить человека на Луну. С ноября 1999 по январь 2003, Китай осуществил четыре непилотируемых космических полета. Китайская программа пилотируемых полетов тесно связана с военными и ее подробности держатся в строгом секрете.
В Хьюстоне, шт. Техас, в Космическом центре имени Джонсона прошла траурная церемония, посвященная памяти погибших астронавтов, в которой приняли участи президент Джордж Буш (George Bush) с супругой, родственники погибших астронавтов, астронавты Джон Гленн (John Glenn), Нил Армстронг (Neil Armstrong) и другие известные люди.
Выступая на церемонии, Джордж Буш отметил, что "мы не выбираем стремление к исследованиям и открытиям - это стремление записано в человеческих серцах". Астронавты шаттла "Колумбия" совершали свой полет в космос ради человечества и "все человечество у них в долгу", подчеркнул президент США.
После окончания церемонии Буш провел частные встречи с родственниками погибших астронавтов.
Так уж получилось, но проект бюджета на 2004 год поступил в Конгресс США 3 февраля, через два дня после гибели корабля Columbia. Поэтому, естественно, верстался он без учета трагических последствий, которые обязательно внесет
происшедшая авария в тот раздел, где речь идет о выведении средств на исследования космоса. Коррективы обязательно будут, поэтому подробно анализировать цифры особого смысла нет. Желающие могут
ознакомиться с проектом по адреса: Budget Briefing Presentation (PDF),
Budget Summary (PDF),
Strategic Plan (PDF),
Detailed Budget Estimate (PDF 32 MB),
NASA Budget Fiscal Year 2004 (PDF) и
NASA Budget Fiscal Year 2004 Apendix (PDF). Только предупреждаю, что некоторые файлы достаточно объемны, поэтому у кого интернет
медленный, лучше не связывайтесь.
4 февраля 2003 года в 14:49:03 UTC (17:49:03 мск) осуществлена стыковка грузового транспортного корабля "Прогресс М-47" и Международной космической станции. На Международную космическую станцию доставлены компоненты топлива, расходное оборудование, оборудование для научных экспериментов, контейнеры с пищей и посылки для экипажа.
Главный ашкеназийский раввин Израиля Меир Лау заявил, что имеющейся информации достаточно, чтобы согласно религиозным законам признать погибшим Илана Рамона, первого израильского космонавта.
"Израильтяне видели в Рамоне символ высоты национального духа. Каждый считал его своим представителем в космосе, человеком, прославляющим государство Израиль", - сказал Главный ашкеназийский раввин Израиля. Меир Лау сообщил, что раввинат признает космонавта погибшим, несмотря на то, что тело Рамона не найдено: отныне семья может соблюдать траур по всем правилам иудаизма.
"К нашему глубокому горю, - заявил главный раввин Израиля, - наша страна не раз сталкивалась с трагическими случаями, когда граждане Израиля были убиты, а место их погребения оставалось неизвестным. Вспомним гибель израильского судна "Эйлат" в 1967 году, субмарины "Дакар" в 1968, террористическую атаку на ВТЦ 11 сентября, в которой также погибли израильтяне". Об этом сообщает портал Credo.Ru.
Из штата Аризона сообщают об обнаружении обломков, которые предположительно могут являться фрагментами разбившегося 1 февраля космического корабля Columbia. Четыре фрагмента обнаружены в графстве Фениск, а один - в графстве Яйвапахи, в центральной части штата. Сейчас обломки исследуются экспертами NASA и пока нельзя однозначно утверждать, что это части Columbia. Власти допускают, что причиной появления этих обугленных фрагментов могли стать и другие пожары, происшедшие в графствах Феникс и Яйвапахи в минувшую субботу.
Если посмотреть на карту США, то можно увидеть, что Аризона лежит гораздо западнее Техаса, куда упала основная масса обломков "шаттла". Если данное сообщение будет подтверждено, то оно может в корне изменить возможную картину трашедии. В момент пролета Аризоны "шаттл" находился на высоте около 100 км и, следовательно, он стал разваливаться на несколько минут раньше, чем считается сейчас.
"Неудача - мать успеха”, - так агентство Синьхуа процитировало в своем откликe на трагедию “Колумбии” специалиста по аэронавтике Ци Цзайкана. "Из этого надлежит извлечь уроки, чтобы свою работу выполнить лучше и мечту китайской нации о полете в космос осуществить без сучка - без задоринки”,- приводит газета “Жэньминь жибао” слова эксперта по космическим технологиям Академии наук Китая Ту Шоу-э. Из этих высказываний явствует: на поприще управляемого космоплавания Китай твердо намерен достичь успеха - но так, чтобы “мать-неудача” не была, по возможности, “китаянкой”.
Напомню, что ЧП-трагедии пилотируемых космических аппаратов до настоящего времени дважды коснулись Советского Союза (при этом погибло 4 космонавта) и четырежды - США (погибло 17 космонавтов). Других стран чаша сия миновала, ибо в “клуб” пилотируемого космоплавания пока что входят лишь две названные страны. Но уже подана третья заявка - от Китая.
…“Колумбия” стартовала на исходе года Коня и погибла в первый день года Козы по традиционному китайскому календарю, тогда как, по странному совпадению, именно при смене года по общепринятому григорианскому календарю благополучно завершились эксперименты с “Шэньчжоу”, пионером китайского космоплавания. Нет ли в том какого-то “намека свыше” на передачу эстафетной палочки?
Космический корабль “Шэньчжоу” (в переводе - “Волшебная ладья”) с порядковым номером “4” стартовал 30 декабря 2002 года и приземлился 5 января 2003 года, после чего в Пекине было официально объявлено: следующая “Ладья” (“Шэньчжоу” под номером “5”) полетит уже с космонавтом на борту - не позднее конца 2003 года. " ЧП с “Колумбией” не окажет какого-либо прямого воздействия на нашу космонавтику”,- заявил на страницах китайской молодежной газеты “Чжунго циньняньбао” эксперт Института космических технологий КНР Минь Гуйжун.
Естественно, что Китай в не меньшей степени, чем США или Россия интересуется технологической стороной трагедии челнока “Колумбия”. И кто знает, не намерен ли Китай “принять эстафету” - не решит ли он со временем разделить заботы России о поддержании жизнеспособности Международной космической станции в случае, если США предпочтут - под воздействием “матери-неудачи” - свернуть свою программу пилотируемого космоплавания?
Израиль может обратиться к США с просьбой согласиться на подготовку к полету в космос еще одного израильского космонавта, передает Ha'aretz.
Министр финансов и вице-премьер правительства Израиля Сильвен Шалом (Silvan Shalom) заявил во вторник, что когда он в 1998 году посещал Илана Рамона (Ilan Ramon), проходившего тогда тренировку в Хьюстоне, тот сообщил, что существует возможность того, что Израиль станет партнером НАСА по программе разработки космической станции, и его полет может увеличить эту вероятность.
"Поэтому мы придерживаемся мнения, что Израиль должен продолжить сотрудничество с НАСА, и одной из возможных форм этого сотрудничества стала бы подготовка к отправке в космос еще одного израильского астронавта", - сказал Шалом.
В ходе консультаций США и Израиля, проведенных после гибели шаттла Columbia, стороны пришли к договоренности о том, что Израиль заинтересован в подготовке еще одного астронавта, так как это имеет и символической, и практической значение.
Между тем, на данном этапе официальная просьба Израиля будет иметь лишь символический смысл: на ближайшие годы состав космических миссий США уже определен.
Еще неизвестно, когда именно Израиль обратится к США с такой просьбой, однако это может произойти уже во вторник, когда президент США Джордж Буш (George Bush) проведет встречу с семьей Рамона.
Напомним, что тело израильского астронавта, погибшего в субботу во время неудачной посадки шаттла Columbia, еще не опознано. В обломках шаттла обнаружены тела четырех из семи членов экипажа шаттла. Как ожидают, их опознание займет несколько недель. Для участия в поисках израильтянина в Луизиану прибыл представитель военного раввината Израиля полковник Цви Блейк (Zvi Blake).
Очередной экипаж основной экспедиции не сможет в запланированные сроки сменить космонавтов предыдущей экспедиции, считает заместитель генерального конструктора российской космической корпорации "Энергия" Валерий Рюмин.
Напомним, 24 ноября с американского космодрома на мысе Канаверал стартовал шаттл Endeavour. Он доставил на Международную космическую станцию шестой постоянный экипаж в составе командира Кеннета Бауэрсокса, научного сотрудника Дональда Петтита и бортинженера Николая Бударина.
Кроме этого, Endeavour повез на станцию очередной элемент массивной фермы для монтажа солнечных батарей и другого оборудования МКС. Старт этого космического челнока также несколько раз откладывался. Сначала была обнаружена утечка кислорода в системе жизнеобеспечения.
В ходе устранения неисправности ремонтники случайно задели манипулятор шаттла. Анализ этой неполадки задержал старт шаттла еще на неделю. В конце концов, специалисты NASA сделали вывод о том, что расслоение углеродного материала, из которого выполнена "рука" шаттла не помешает полету.
Это подтвердилось в ходе испытаний манипулятора, проведенных экипажем Endeavour после выхода челнока на орбиту. Для улучшения рабочих характеристик манипулятора все его сочленения были дополнительно смазаны в ходе предполетной подготовки шаттла на Земле. Манипулятор успешно справился со всеми тестовыми заданиями.
Спустя неделю по завершении работы на станции шаттл Endeavour отстыковался от нее и вернулся на Землю с пятой постоянной экспедицией космонавтов, проработавшей на МКС с июня прошлого года.
Ранее планировалось заменить шестой экипаж 1 марта. К этому времени они должны были закончить свою трехмесячную командировку. Однако в связи с последними событиями - гибелью американского шаттла Columbia - смены экипажа, намеченной на первый день весны, не состоится.
Как рассказал гендиректор космической корпорации "Энергия" Валерий Рюмин, в этом году планировалось запустить два "Союза" - в конце апреля и в октябре.
В нынешней ситуации планы придется скорректировать. "Союз" будет использован только для смены основного экипажа. Однако, ближайший корабль будет готов только к концу апреля - началу мая. Только тогда и вернутся на землю члены шестой основной экспедиции.
В свою очередь, замдиректора института медико-биологических проблем Валерий Богомолов подчеркнул, что экипаж шестой основной экспедиции не чувствует себя оторванным, находясь на МКС. "У него есть корабль-спасатель "Союз", на котором он в любой момент может вернуться.
Вопрос о консервации Международной космической станции (МКС) в этом году не стоит, считают в “Росавиакосмосе”, передает "Интерфакс".
“На этот год вопрос о консервации МКС вообще не стоит. На ближайший год все пилотируемые программы на МКС будет обеспечивать Россия”, - сказал пресс-секретарь “Росавиакосмоса” Сергей Горбунов. Он отметил, что Россия технически готова к этому, однако “надо договориться о финансировании”.
Определена новая дата старта ракеты-носителя "Протон-К" с космическим аппаратом "АМС-9" ("GE-12"), сообщает ИТАР-ТАСС. Согласно новой программе подготовки, спутник связи будет доставлен на космодром 28 февраля, а сам старт должен состояться 31 марта, а не 15 марта как было запланировано ранее.
Предполагается, что 7 февраля будет принято решение о том, какой разгонный блок будет использован при запуске ДМ-3 или "Бриз-М".
Неограниченное использование космического пространства в военных целях несет угрозу миру. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", заявил 4 февраля глава МИД России Игорь Иванов, выступая перед коллективом государственного космического центра имени Хруничева.
По словам Иванова, "если сейчас не поставить надежный барьер, есть опасность, что околоземное пространство может превратиться в место гонки вооружений".
Как подчеркнул глава российского МИД, в наших общих интересах добиваться, чтобы космос стал ареной мирного сотрудничества, а не военной конфронтации.
По словам министра, проблеме демилитаризации космического пространства придают важное значение в российском МИД.
Глава МИД России также считает необходимым сохранить практику льготного режима для товаров космической отрасли России.
Как заявил глава МИД России Игорь Иванов, "важная составляющая поддержки государства - установление льготного порядка таможенного оформления товаров - объектов сотрудничества" в космической сфере.
Иванов признался, что часто российское правительство критикуют за то, что такой порядок установлен для космической отрасли. Вместе с тем, считает российский министр, установление льготных режимов в отношении тех отраслей, которые выполняют принципиально важные задачи страны на международной арене - мировая практика. "Мы не должны от нее отказываться",- сказал он.
Кроме того, отметил министр, необходимо добиваться обеспечения максимальной последовательности и единообразия договорной практики в этой сфере. В частности, отметил министр, заключение любых контрактов на вывоз высокотехнологических изделий должно предшествовать заключение соответствующего межправительственного соглашения по охране технологий.
Такое решение политико-правовых вопросов, связанных с экспортными контрактами, должно "стать нормой для российских участников международного сотрудничества", - подчеркнул глава МИД России.
Игорь Иванов призвал "не допустить срыва реализации программы Международной космической станции".
Как передает корреспондент РИА "Новости", Игорь Иванов подчеркнул, что "сегодня все мы скорбим с нашими американскими партнерами в связи с гибелью шаттла "Колумбия" - это общая потеря".
По мнению главы российского МИД, в этот тяжелый момент необходимо наращивать всестороннее взаимодействие для совместного освоения космического пространства, проявить солидарность в решении существующих проблем. "Важно не допустить срыва реализации МКС", - сказал глава российского внешнеполитического ведомства.
Он отметил, что в МИД России придают особое значение космической отрасли. В частности, Иванов заверил, что "российская космонавтика может и впредь опираться на твердую поддержку со стороны российской дипломатии".
По его словам, хотя российская космическая промышленность имеет всемирное признание, конкуренция в этом отрасли очень высока. И в этой связи, заметил министр, российский МИД будет оказывать все необходимое содействие для участия предприятий этой отрасли в международных проектах.
В качестве позитивного факта сотрудничества в космической отрасли Иванов назвал, прекращение США практики квотирования в сфере коммерческих космических запусков. По его словам, это в интересах российской космической промышленности.
Глава МИД отметил, что сейчас речь идет о разработке и заключении соглашений в сфере космической отрасли. Иванов напомнил, что подобные соглашения уже заключены с Австралией, Бельгией, Германией и Италией. По словам министра, в настоящее время готовятся к подписанию соглашения с Европейским космическим агентством. Общее же число соглашений уже составляют более 20, сообщил Игорь Иванов.
Сорок два года минуло с тех пор, как первая шимпанзе была запущена на орбиту. Ныне приматов, которые помогли США выиграть космическую гонку, уволили с воинской службы и переселили во Флориду.
В 50-е годы военно-воздушные силы США "призвали на службу" десятки шимпанзе для целей космических исследований, разместив колонию обезьян в Аламогордо, штат Нью-Мексика. Все они прошли тренировочный курс: вертелись в центрифугах и испытывались на выносливость при нулевой гравитации - а две даже слетали в космос.
По возвращении на землю их торжественно встретили, парадами и приветственными телеграммами от президента. Однако в 70-х в НАСА решили сосредоточиться на полетах человека, и космическая роль приматов ограничилась участием в испытании надежности привязных ремней.
В последние годы оставшиеся 266 шимпанзе, 41 из которых - прямые потомки уже умерших обезьян-космонавтов, использовались для медицинских исследований, включая испытания препаратов от СПИДа и малярии.
Теперь они отправлены в заповедник площадью в 200 акров в Южной Флориде, где им предстоит мирно дожить свой век, лакомясь фруктами и орехами.
Детям экипажа шаттла Columbia будет помогать фонд, опекавший младших членов семей астронавтов шаттла Challenger. Через 17 лет после первой катастрофы не расформированный фонд повторит кампанию 1986 года, передает CNN.
"Трастовый фонд детей команды шаттла" был создан при поддержке НАСА. Его целью было помочь подрастающим сыновьям и дочерям погибших астронавтов с медицинским обслуживанием и образованием. Выплаты тогда составили 1,2 миллиона долларов, их разделили на семь семей. После того как эта задача была выполнена, председатель совета фонда сопротивлялся попыткам расформировать его.
"Это ужасный удар, что через 17 лет мы должны делать это снова, - заявил председатель совета фонда Делберт Смит (Delbert D. Smith). - Это печальное занятие, но из предыдущего опыта мы знаем, как оно необходимо".
17 лет назад основная часть суммы была собрана благодаря пожертвованиям частных лиц. В фонд приходили детские письма с 25-центовыми монетами. В то же время, вклады корпораций были мизерными.
Прием пожертвований для детей астронавтов шаттла Columbia начинается с понедельника. После катастрофы челнока сиротами осталось 12 детей. Компенсации семьям погибших пока собирается выплачивать только "фонд детей команды шаттла Challenger".
Национальное управление США по океанографии и атмосферным исследованиям (NOAA) объявило о вступлении в строй нового малого орбитального телескопа SXI, работающего в рентгеновском диапазоне. Его основными задачами будут наблюдение за состоянием Солнца и передача на Землю информации о солнечных вспышках. В NOAA ожидают, что с помощью телескопа удастся фиксировать на 70% больше вспышек на Солнце, чем с применением современных наземных средств.
Новый спутник позволит NOAA значительно повысить точность прогнозирования солнечной активности. Время новой вспышки можно будет предсказывать с точностью до двенадцати часов, тогда как прежде точность лучших прогнозов составляла около ста часов. Не секрет, что сильные солнечные вспышки могут оказывать отрицательное влияние на радиосвязь, работу электроники на Земле и в космосе, а также оказывать негативное воздействие на линии электропередач. Поэтому точные данные о солнечной активности важны многим как в частном, так и в государственном секторе. Наряду с NOAA, данные, получаемые с помощью SXI, будут использовать американские военные.
Телескоп SXI установлен на борту метеорологического спутника GOES-12, выведенного на орбиту в июле 2001 года. До последнего времени прибор проходил тщательные испытания. Теперь он окончательно вступил в строй и будет делать ежеминутные рентгеновские снимки всего солнечного диска.
Полеты туристов в космос решено приостановить в связи с катастрофой космического корабля "Колумбия". Генеральный директор агентства Росавиакосмос Юрий Коптев в интервью ИНТЕРФАКСУ отметил, что в сложившейся ситуации МКС не может находиться на орбите без людей.
"Это исключает возможности коротких экспедиций на МКС, а значит, и коммерции по туристическому направлению тоже ожидать не следует", - сказал Коптев.
В техасском округе Накодочес власти не справляются с огромным объемом работ в связи с обнаружением многочисленных обломков шаттла Columbia.
Как сообщила в понедельник телекомпания CNN, власти округа каждый час получают в среднем 25 звонков с сообщениями о найденных фрагментах Columbia.
В округе Накодочес уже найдено свыше 1 тыс. 200 обломков шаттла, и у властей не хватает людей для того, чтобы оперативно отреагировать и обеспечить их должную охрану. При этом, по свидетельству жителей округа, в ряде случаев обломки упали на участки территорий, прилегающих к частным домам и представительствам компаний, а также на фермы и сельскохозяйственные угодья, где они продолжают находиться до сих пор, сообщает РИА 'Новости'.
В этой связи власти округа рассчитывают в ближайшее время получить указания от федеральных властей относительно того, как поступить с теми фрагментами шаттла Columbia, которые представляются наиболее важными.
Обломки шаттла найдены уже в 33 округах Техаса, а также в западной части Луизианы.
В ряде округов в понедельник закрыты школы, на территорию которых упали фрагменты шаттла Columbia. Агентству по охране окружающей среды дано специальное разрешение изъять обломки с территории учебных заведений.
За медицинской помощью обратились 70 человек, дотронувшихся до обломков шаттла.
Около 70 человек, дотронувшихся до обломков шаттла Columbia в графстве Накодочес в Техасе, обратились за медицинской помощью в графстве.
Об этом на пресс-конференции сообщили власти графства, на которое обрушилась значительная часть обломков взорвавшегося в субботу космического корабля.
По словам шерифа и судьи графства, никто из местных жителей не пострадал. Люди обращались в местные медучреждения исключительно в целях предосторожности. Ни у одного из них каких-либо симптомов заболевания или отравления выявлено не было
Американский космический корабль - шаттл "Колумбия" потерпел катастрофу, скорее всего, от факторов внешнего воздействия. Такое мнение в понедельник высказал первый человек планеты, вышедший в открытый космос, российский космонавт Алексей Леонов.
"Корабль не взорвался, а разрушился, причем скоротечно - это видно по телевизионной "картинке", - сказал он. - А причиной разрушения могли стать оторвавшиеся при старте от его оболочки огнеупорные плитки". По словам космонавта, при возвращении корабля на землю эти плитки размером 20х20х50 мм предохраняют шаттл от плазмы, температура которой достигает 3 тыс градусов по Цельсию. "Если пластинки оторвались "цепочкой" около левого крыла, - а их отрыв видели сами астронавты при старте, - то при возвращении шаттла на Землю плазма, как автогеном, могла прожечь в месте отрыва следующий, оголенный дюралевый слой корабля, и высокая температура ворвалась во внутренний объем шаттла, разрушив его", - сказал Алексей Леонов.
По его словам, есть свидетельства, что левое крыло корабля в этом процессе как бы завернулось и оторвалось, в результате шаттл потерял устойчивость, закувыркался и разрушился. "К Земле уже летели четыре разорванных куска корабля", - отметил космонавт. Алексей Леонов указал, что в 1975 году, перед первой стыковкой американского шаттла и российского космического корабля "Союз", в котором российский космонавт принимал участие, он проходил подготовку в США.
"Я хорошо знаю устройство американского корабля и делал несколько его тренировочных посадок на тренажере. 500 кг резервного топлива и двигатели шаттла расположены в его хвосте. Они не взорвались на шаттле "Колумбия", а значит трагедия произошла не от взрыва, а от разрушения, - подчеркнул космонавт. - Я не сомневаюсь, что у комиссии, расследующей причины аварии, уже имеется достаточно данных, чтобы сделать заключение. При этом важны записи радиосвязи с экипажем и данные телеметрии, которые есть у комиссии". "Причину катастрофы нужно искать на земле, а не в воздухе", - заключил Алексей Леонов, передает РИА "Новости".
В связи с катастрофой шаттла "Колумбия" на Россию ляжет большая нагрузка по обеспечению деятельности МКС. Такое мнение высказал заместитель генерального директора РКК "Энергия", директор российской части программы МКС Валерий Рюмин.
"Нам для продолжения экспулатации МКС, для бесперебойной отправки экипажей и их деятельности на борту МКС надо иметь в год где-то 6 грузовых кораблей "Прогресс" и 2-3 пилотируемых корабля "Союз",- сказал Рюмин в интервью "Российской газете" в номере за вторник.
Отвечая на вопрос, готова ли Россия к этому, Рюмин отметил: "Если будут деньги, то технически мы ко всему готовы, в том числе и производить необходимое количество кораблей". Однако сейчас "пока запускаем в год не более двух "Союзов-ТМА" и трех "Прогрессов". Это все, чем мы реально располагаем",- сказал заместитель гендиректора РКК "Энергия".
Рюмин предположил, что США могут полностью заморозить программу полетов "шаттлов" на МКС на полтора-два года. При этом он не исключил, что "перерыв в полетах может быть и меньше, если станет понятно, что причина катастрофы носит случайный характер и быстро поправима". Рюмин напомнил, что после гибели астронавтов "Челленджера" в 1986 году американцы прервали пилотируемые полеты на 32 месяца.
Заместитель гендиректора РКК "Энергия" допускает возможность, что станция на какое-то время останется необитаемой, хотя называет этот вариант самым нежелательным. "Станция проектировалась с учетом постоянного присуствия там экипажа. Конечно, она в состоянии летать и без космонавтов, но это крайне нежелательно",- заявил он.
При этом Рюмин отметил, что существует разные варианты развития событий и все они будут тщательно обсуждаться. Он сообщил, что в апреле с Байконура стартует корабль "Союз" с новым экипажем, который сменит 6-ю основную экспедицию, работающую сейчас.
По данным "Российской газеты", американские "челноки" доставляли на МКС 80 проц пассажиров и 90 проц грузов.
Росавиакосмос предложил готов "оказать любое содействие" НАСА в расследовании трагедии шаттла "Колумбия" и предупреждении повторения подобных инцидентов в будущем. Об этом говорится в послании, направленном сегодня главой Росавиакосмоса Юрием Коптевым администратору НАСА Шону О"Кифу в связи с катастрофой шаттла "Колумбия".
В письме подчеркивается, что сотрудники и ветераны российского космического ведомства "как и все россияне, скорбят по поводу невосполнимой утраты и искренне соболезнуют американским друзьям, коллегам, всем гражданам США". "Я хотел бы выразить семьям и близким погибших астронавтов чувства свои глубокие искренние соболезнования по поводу этой трагедии и разделить Вашу боль по поводу того ущерба, который нанесен космической программе США", - отметил Коптев, передает ИТАР-ТАСС.
В Центре имени Хруничева предлагают использовать практически готовый функциональный грузовой блок для доставки тяжелых грузов на МКС. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", заявил на встрече во вторник с главой МИД России Игорем Ивановым генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им.Хруничева Александр Медведев.
По его словам, ФГБ-2 "изготовлен на 70 проц и может быть доработан и запущен" к МКС. Он сравнил этот блок с большим грузовиком. Медведев подчеркнул также, что Центр им.Хруничева "готов сделать еще один такой, если понадобиться". ФГБ-2 прошел "полный объем испытаний на Земле и поэтому гигантских денег это не потребует", указал он.
Гендиректор отметил, что "только Россия имеет такой богатый опыт по созданию таких долговременных станций". По его словам, у европейцев не все получается даже на Земле.
"Совместно, объединив опыт Центра им.Хруничева и РКК "Энергия", можно решить задачу по продлению жизнеобеспечения Международной космической станции", - подчеркнул он.
В лесу на востоке штата Техас в понедельник вечером обнаружена носовая часть Columbia, передает СNN со ссылкой на шерифа графства Сабин Тома Мэддокса.
По словам обнаруживших носовой конус шаттла поисковиков, этот фрагмент космического корабля при падении вошел глубоко в землю. По словам шерифа, нос корабля “в очень хорошем состоянии”. Сегодня начнутся работы по ее извлечению.
Как уже сообщалось, ранее в графстве Накогдочес уже обнаружен большой кусок передней части фюзеляжа шаттла с фрагментом кабины. Как сообщил шериф графства Накогдочес Томас Кэрс, в останках были обнаружены фрагменты кресла астронавта.
Президент США Джордж Буш намерен во вторник побывать на траурной церемонии в связи с гибелью семи членов экипажа Columbia, которая будет проходить в космическом центре Джонсона в Хьюстоне, предает Associated Press. Главу Белого дома и его супругу будет сопровождать руководитель NASA Шон О'Киф. Об этом в понедельник стало известно из заявления американского аэрокосмического агентства. =
На траурной церемонии будут присутствовать члены семей погибших астронавтов, их друзья, сотрудники NASA и специальные гости. Мероприятие пройдет на том же месте, где 17 лет назад прошла церемония символического прощания с экипажем шаттла Challenger.
Все крупнейшие американские телекомпании планируют вести прямую трансляцию этого события.
Россия не планирует возобновлять работы по созданию космического челнока "Буран". Об этом заявил в интервью Интерфаксу генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев. По его словам, реанимировать программу Буран практически невозможно. Работы по ней были приостановлены еще в 88 году. За этот период потеряны мощности и технологии. Коптев добавил, что над созданием Бурана работали специалисты больше тысячи предприятий, объединить их в нынешних условиях практически невозможно.
Семьи семи погибших астронавтов шаттла Columbia обратились к руководству NASA и американской нации с заявлением, в котором они призвали не прекращать пилотируемые космические полеты из-за случившейся трагедии. В обращении, зачитанном главой программ пилотируемых полетов NASA Биллом Рэдди, члены семей астронавтов поблагодарили агентство за поддержку и общество за сочувствие.
“16 января мы наблюдали, как наши любимые отправились в сверкающее безоблачное небо. Их сердца были полны энтузиазма, гордости за родину, веры в Бога и желания идти на риск во имя познания. Познания, которое поможет улучшить жизнь всего человечества. 16-ти дневная миссия Columbia была прервана всего лишь за несколько минут. Они всегда будут жить в нашей памяти. И хотя мы глубоко скорбим о потерях, которые понесли наши семьи, как скорбели семьи членов экипажей Apollo 1 и Challenger, мы считаем, что отважное освоение космоса должно продолжатся несмотря ни на что”, - говорится в обращении членов семей погибших астронавтов шаттла Columbia.
В прошедшие выходные сайты американского космического агентства подверглись хакерской атаке. По данным британской компании Mi2g, атака была нацелена на девять серверов, установленных в Лаборатории реактивного движения NASA (JPL). Эти серверы управляли работой веб-сайта Лаборатории, на главной странице которого хакеры разместили политические воззвания о недопустимости войны против Ирака. По данным Mi2g, все серверы работали под управлением ОС Sun Solaris.
Атака на серверы JPL началась в субботу в 14:00 по времени Тихоокеанского побережья США и продолжалась в течение полутора часов. Технический персонал Лаборатории быстро узнал об атаке и принял необходимые меры. Однако ликвидация последствий атаки заняла около пяти часов, в течение которых сайт JPL был недоступен. По мнению экспертов, взлом сайта JPL никак не связан с катастрофой шаттла Columbia. Он нес исключительно политическую нагрузку.
Позже представитель NASA Брайан Данбар подтвердил информацию о взломе, но отказался сообщить технические подробности. Кто взломал сайт JPL также пока неизвестно. В Mi2g на основе информации в различных хакерских форумах и конференциях подозревают во взломе группу хакеров Trippin Smurfs.
Одновременно в NASA сообщили, что основной сайт американского космического агентства не подвергался атакам хакеров. Некоторые странности в его работе объясняются действиями администраторов, которые изменили конфигурацию серверов для обработки большего числа запросов. Это было необходимо из-за резко возросшей нагрузки на сайт NASA после катастрофы шаттла Columbia.
Таможенные формальности при прохождении грузов через таможни Байконура значительно упрощены, сообщает пресс-служба ФГЦ "Байконур".
Российские и казахстанские таможенные службы начали работать по новым правилам, которые разработаны на основе Соглашения между таможенными ведомствами РФ И РК об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых и вывозимых с комплекса "Байконур". Правила утверждены Приказом Государственного таможенного комитета РФ в сентябре 2002 года и Агентства таможенного контроля РК от 25 декабря 2002 г. В дополнение к ранее действующему Соглашению, которое освобождало товары и грузы от таможенных платежей и налогов, новые правила отменяют грузовые таможенные декларации. Упрощение таможенных формальностей не распространяется на коммерческие грузы. В настоящее время таможенные службы обоих государств отрабатывают каналы электронной связи для обмена статистической информацией.
В связи с катастрофой американского шаттла "Колумбия" Росавиакосмос пока не получал от США предложений по увеличению объемов участия РФ в программе Международной космической станции, однако уже начал работу по ускорению производства космических кораблей "Союз", передает Странаюру со ссылкой на агентство Reuters. Об этом заявил журналистам заместитель главы "Росавиакосмоса" Георгий Полищук, сопровождающий в рабочей поездке по Уралу секретаря Совета Безопасности РФ Владимира Рушайло.
По его словам, тема ускорения производства "Союзов", используемых для доставки на МКС сменных экипажей и экипажей посещения, будет обсуждаться сегодня на встрече Рушайло с руководством занимающегося разработкой систем управления кораблями екатеринбургского НПО "Автоматика". "Оптимальным является цикл в 1,5-2 года, - сказал Полищук. - Однако мы работаем над тем, как его сократить". "Возможно, в программе МКС произойдет перераспределение удельного веса в сторону России, но только после соответствующего предложения со стороны НАСА, - сказал он. - Пока же никаких официальных предложений от американской стороны нам не поступало".
По мнению заместителя руководителя Российского авиационно-космического агентства, сейчас стратегия космических держав "должна быть направлена на сохранение и поддержание станций". "На минимально необходимом уровне мы обладаем таким потенциалом, - сказал он, - но без шаттлов МКС будет тяжело". Тем не менее Полищук убежден в том, что Россия и США смогут найти оптимальный выход из сложившейся ситуации, передает ИТАР-ТАСС.
В Израиле во вторник прошли тренировочные пуски противоракет Patriot. Согласно заявлению министерства обороны Израиля, учебные стрельбы, которые проходили в рамках совместных американо-израильских военных учений в пустыне Негев, прошли успешно.
Несколько ведущих российских новостных агентств распространили новость о том, что якобы катастрофа, произошедшая с шаттлом "Колумбия" может быть связана с тем, что управление челноком Центр управления полетами осуществлял через Интернет.
Как пишет РИА "Новости", во время последнего полета космического шаттла "Колумбия" был поставлен эксперимент, в ходе которого общение Центра управления полетом и "челнока" осуществлялось с помощью Интернета. РИА "Новости" подчеркиваю, что в ходе последнего полета "Колумбии" использовался специальный интернет-протокол ОМНИ (от сокращения английских слов "экипаж на орбите как узел интернета"), который впервые применялся в космосе на шаттле "Колумбия". Т.е. управление "Колумбией" через Интернет было экспериментом для NASA.
Впервые космический корабль получил свой адрес в сети Интернет и стал полноправным веб-узлом, связываясь с Землей через спутник. Это немаловажно для шаттла, который постоянно движется, что затрудняет его связь с Землей. Данное агентство также отмечает, что после катастрофы космического "челнока" появились сообщения о том, что катастрофа шаттла "Колумбия" якобы могла быть каким-то образом связана с экспериментами с Интернетом, ставившимися в ходе полета.
В то же время, радиостанция "Эхо Москвы" также сообщила о новой версии катастрофы, которую связывают с системой управления через Интернет.
Версия, о возможности сбоев системы управления через Интернет не кажется такой уж невероятной, особенно учитывая недавнюю эпидемию вируса "Helkern", который вывел из строя компьютерные системы целых городов и крупных компании, в том числе и софтверного гиганта.
Однако, как отмечает "Интерфакс", от официальных источниковNASA, так и не поступило сообщения или опровержения этой версии.
Cошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы российский спутник "Космос-1849" (18083 /
1987 048А). Вхождение аппарата в атмосферу зафиксировано 3 февраля 2003 года в 22:27 UTC (4
февраля в 01:27 мск) над точкой земной поверхности с координатами 48 град. ю.ш. и 28 град. з.д.
КА типа "Око" системы предупреждения о ракетном нападении был запущен 4 июня 1987 года, но уже несколько лет не использовался по своему назначению из-за выработки ресурса.
Россия и США начали консультации о будущем Международной космической станции (МКС). Об этом сообщил представитель Росавиакосмоса Вячеслав Михайличенко. "Конкретные решения будут приняты после того, как НАСА проинформирует нас, на сколько замораживаются старты американских челноков после воскресной трагедии с "Колумбией", - уточнил он.
В случае если НАСА поставит на прикол свои шаттлы на срок от года и более, а это, по мнению представителя Росавиакосмоса, "наиболее вероятный вариант", "Россия внесет коррективы в свою космическую программу". В частности, возможно, будут отменены экспедиции посещения. Вместо них к МКС будут стартовать только основные экипажи. "Хотя не исключен и смешанный вариант, как это практиковалось на "Мире", - "Союзы" станут доставлять на орбиту новый основной экипаж и одного космонавта экспедиции посещения", - отметил Михайличенко. Кроме того, по его словам, грузовым "Прогрессам" придется возить к МКС больше топлива в ущерб научному оборудованию.
В то же время, руководитель Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США Шон О'Киф не исключил возможности возобновления миссий в космос уже к июню. Он подчеркнул, что будет сделано все возможное для выяснения причин гибели экипажа корабля "Колумбия", передает "Интерфакс".
На вопрос журналистов о возможности направить новый "челнок" для замены экипажа Международной космической станции, он ответил, что новый запуск состоится, "как только будут установлены причины катастрофы и устранена возможность ее повторения".
Вместе с тем, глава НАСА напомнил, что после гибели астронавтов "Челленджера" в 1986 году пилотируемые полеты были прерваны в США на 32 месяца.
НАСА понадобится еще примерно день для того, чтобы получить все данные по катастрофе шаттла "Колумбия". Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", сообщил в понедельник на пресс-конференции в космическом центре Джонсона в Хьюстоне /штат Техас/ руководитель программы шаттлов Рон Диттмор.
Вместе с тем, высокопоставленный представитель НАСА подчеркнул, что продолжаются поиски обломков шаттла. Он отметил, что к настоящему моменту не найдено каких-либо деталей, которые могли бы указать на причину катастрофы.
Диттмор отметил, что несмотря на то, что представители НАСА хотели бы обнаружить жаростойкую пластину космического "челнока", которая была повреждена куском термоизоляции при взлете, это похоже "на поиски иголки в стогу сена".
По его словам, один из свидетелей утверждает, что видел, как от корпуса корабля отделилось нечто, напоминающее такую пластину. Эти сведения, отметил он, сейчас тщательно проверяются.
Рон Диттмор выразил надежду, что удастся собрать достаточное количество обломков "Колумбии" для реконструкции трагедии.
Возможная потеря одной из защитных термических плиток на старте не могла привести к катастрофе шаттла "Колумбия". Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", на пресс-конференции в ЦУПе НАСА в Хьюстоне /штат Техас/ сообщил руководитель программы шаттлов Рон Диттмор.
По его словам, версия о том, что небольшой кусок обшивки внешнего топливного бака ударил по левому крылу "челнока" в момент отделения от корабля при взлете, по-прежнему прорабатывается. Однако, что касается повреждения плитки, то даже повреждение одной или двух из них, каждая размером 15х15 см, не могло бы привести к разрушению шаттла при снижении, сказал представитель НАСА.
Резкий рост температуры на шаттле "Колумбия" перед его катастрофой не был вызван возможной потерей защитной термической плитки. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", на пресс-конференции в ЦУПе НАСА в Хьюстоне /штат Техас/ сообщил руководитель программы шаттлов Рон Диттмор.
По его словам, зафиксированное повышение температуры в шахте для шасси и левом крыле "челнока" перед катастрофой составило 30-40 градусов по Фаренгейту.
Диттмор указал, что если бы был прорыв корпуса, температура была бы значительно выше. Он подчеркнул, что при снижении, когда шаттл окутан плазмой, температура за бортом достигает 2000 градусов по Фаренгейту.
Как указал представитель НАСА, рост температуры внутри корабля свидетельствует лишь о какой-то проблеме, возникшей на борту. Он отметил, что эксперты пока гадают об истинных причинах этого факта.
По мнению Диттмора, причины катастрофы, вероятно, в другом. "Это что-то другое", - сказал он, указав, что, возможно, специалисты так никогда и не узнают, что же случилось на самом деле.
В ходе пресс-конференции Рон Диттмор сообщил новые, уточненные данные по проблемам, обнаруженным на борту шаттла, перед самой катастрофой. По его словам, в 16:52 мск, т.е. за 24 минуты до планировашейся посадки, три датчика на шасси в отсеке внутри корабля показали неожиданный и резкий рост температуры.
Это, как отметил представитель НАСА, было первое указание возникших на борту челнока неполадок.
В 16:53, когда шаттл летел над Калифорнией, 4-й датчик в левом шасси показал повышение температуры на 30-40 градусов по Фаренгейту. В 16:55 5-й датчик показал рост температуры. Затем в 16:57, когда шаттл летел над штатами Аризона и Нью-Мексико, вышли из строя температурные датчики верхнего и нижнего покрытия левого крыла.
В 16:59, когда "Колумбия" уже была над востоком Техаса, бортовой компьютер, реагируя на обозначившийся крен корабля на левую сторону, дал команду правому маневровому двигателю включиться на 1,2 секунды, чтобы выровнять корабль. Вскоре после этого связь с кораблем оборвалась, сообщил представитель НАСА.
Отец нынешнего главы Белого дома, экс-президент США Джордж Буш-старший (George Bush, Sr.) и бывшая "первая леди" США Барбара Буш (Barbara Bush) посетили в понедельник центр управления полетами в космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, где приняли участие в сеансе связи с российско-американским экипажем международной космической станции, передает РИА "Новости".
Буш-старший во время разговора по радио с командиром экипажа станции Кеннетом Бауэрсоксом (Kenneth Bowersox) заявили о своей поддержке работы, которую ведут на орбите два американских астронавта и один российский космонавт.
"Я хочу, чтобы вы, Дон и Николай знали, что мы о вас думаем, очень в вас уверены и любим то, что вы там делаете", - заявил экс-президент.
В составе международного экипажа сейчас на станции работают два американца - Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит (Donald Pettit), а также россиянин Николай Бударин.
Во вторник космический центр Джонсона посетит Джордж Буш-младший с супругой Лорой, которые примут участие в церемонии памяти астронавтов, погибших во время катастрофы Columbia.
NASA через свой сайт обратилось ко всем пользователям интернета с просьбой предоставить фото и видеоматериалы, на которых оказался запечатлен процесс падения шаттла "Колумбия", сообщает BBC. Руководители NASA полагают, что с помощью полученных дополнительных сведений сумеют получить внятную картину событий, происходивших на шаттле в последние минуты.
Для получения информации от пользователей интернета NASA открыло специальный сайт. Доступ к безымянному серверу, владельцем которого является Johnson Space Center, можно будет получить, указывая в качестве пароля адрес своей электронной почты.
Участники расследования просят присылать материалы в форматах Real Video и JPEG и снабжать их текстовыми комментариями. Эксперты уже приступили к изучению снимков, запечатлевших старт шаттла "Колумбия", во время которого от корабля отделилось несколько фрагментов.
С момента гибели Columbia прошло слишком мало времени, чтобы строить долгосрочные прогнозы. Пока мы живем больше эмоциями, чем здравым смыслом, поэтому не надо заниматься пророчествами, но стоит вспомнить какое влияние на пилотируемую космонавтику оказали предыдущие аварии космических кораблей, совпровождавшиеся человеческими жертвами. Ни одна из них не прошла бесследно.
В январе 1967 года во время предстартовых тренировок заживо сгорел экипаж корабля Apollo-1. Как следствие, реализация программы полетов к Луне была отложена на 1,5 года и американцы высадились на лунную поверхность в тюле 1969 года, а не на год раньше при ином раскладе.
В апреле того же года при возвращении на Землю погиб советский космонавт Владимир Комаров. Результатом этой трагедии стало то, что до октября 1968 года пилотируемых полетов в Советском Союзе не было и мы проиграли лунную гонку.
В конце июня 1971 года погиб экипаж корабля "Союз-11". На два с лишним года прервались пилотируемые полеты в нашей стране, задержалась программа создания орбитальных станций, да и многое другое пошло иначе, чем хотелось.
Гибель в январе 1986 года корабля Challenger не только прервала реализацию программы Space Shuttle на 2,5 года, но и заставила американцев в корне пересмотреть свои взгляды на роль многоразовых кораблей в доставке грузов на орбиту. Например, американские военные вообще отвергли "шаттлы" как носитель для своих грузов.
И вот гибель Columbia. Вновь жертвы, вновь не предсказуемые последствия. То что эти события повлияют на пилотируемую космонавтику, вне всякого сомнения. Но вот насколько, это станет ясно приблизительно через месяц.
Некоторые возможные события, которые могут произойти после катастрофы Columbia.
1. Не исключено, что в ближайшие два-три месяца уйдет в отставку со своего поста директор NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe). Даже если будет доказано, что причинами трагедии стали технические, а не организационные, причины, О'Киф, как истинный администратор, возьмет вину за происшедшее на себя.
2. Вполне вероятно, что в отставку уйдут и руководители ряда подразделений NASA, отвечающие за пилотируемые полеты и безопасность. Кто конкретно, предположить сложно, но крайних обязательно найдут именно по этим двум направлениям работ.
3. Также возможно, что в 2004 году корпус астронавтов NASA пополняться не будет. Вероятнее всего набор сдвинут на один год, в лучшем случае. А в худшем сценарии новых астронавтов будут набирать не ранее 2006 года.
4. Велики шансы, что недавно возрожденная программа "Учитель в космосе" будет отменена. Впервые ее отменили после катстрофы Challenger в 1986 году, когда погибла Криста МакОлифф (Christa McAuliffee). В нынешнем году планировалось послать в космос ее дублера, Барбару Морган (Barbara Morgan), и вот новая трагедия.
5. Не исключено, что кардинально будет пересмотрен бюджет NASA на 2004 год, а возможно и на 2003 год. Дополнительные средства пойдут на повышение безопасности при пилотируемых полетах, а также на скорейшую разработку нового корабля. Именно нового корабля, а не на изготовление нового "шаттла".
Все, что связано с программой создания Международной космической станции, пока оставим без рассмотрения, так как это очень щекотливая проблема, от которой во многом зависит будущее пилотируемой космонавтики.
Сошла с орбиты и сгорела в атмосфере последняя ступень российской ракеты-носителя "Молния-М" (27614 / 2002 059В), с помощью которой 24 декабря 2002 года на орбиту был выведен военный спутник "Космос-2393". 3 февраля в 06:43 UTC (09:43 мск) ступень вошла в земную атмосферу над точкой с координатами 41,8 град. ю.ш. и 45,2 град. в.д.
В настоящее время Международной космической станции /МКС/ не угрожают какие-либо серьезные проблемы. Такое мнение, как передает корреспондент РИА "Новости", высказал в понедельник на пресс-конференции в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне заместитель руководителя этой организации Майкл Костельник.
Он, в частности, отметил, что во вторник ожидается стыковка со станцией грузового российского корабля "Прогресс", который доставит еду и другие необходимые запасы.
Другим важным вопросом, указал Костельник, является необходимость периодического вывода МКС, постепенно теряющей необходимую высоту в ходе своего полета, на более высокую орбиту. Однако, сказал он, в нынешнем календарном году этого делать не потребуется.
Заместитель руководителя НАСА также напомнил, что в апреле этого года запланирован запуск с Байконура российского корабля "Союз", который направится к станции. По его словам, это даст возможность при необходимости вернуть на Землю кого-либо из членов нынешнего экипажа МКС, испытывающих дополнительную нагрузку в связи с увеличением срока пребывания на станции.
Костельник также отметил, что дальнейшие работы по сооружению МКС будут временно приостановлены, однако это не представляет проблемы для пребывания экипажа на борту станции.
Таким образом, подчеркнул он, по крайней мере до конца мая - начала июня нет никаких проблем с жизнеспособностью и обеспечением станции.
Костельник указал, что главный вопрос в настоящее время заключается в том, чтобы определить, когда можно будет вернуться к полетам на МКС, каков будет их график, а также график сооружения станции. В этой связи он напомнил, что согласно первоначальному плану до 19 февраля следующего года, когда планировалось закончить сооружение "американского ядра" станции, предполагалось осуществить 7 полетов шаттлов к станции, в том числе и полет "Колумбии" в январе следующего года.
Запуски американских кораблей многоразового использования, в отличии от пусков одноразовых носителей с
коммерческими нагрузками, никогда не страховались. Не стала исключением и погибшая Columbia. Застрахованными были
лишь жизни астронавтов, да научная лаборатория Spacehab, принадлежавшая одноименной компании.
Сейчас компании Spacehab, Inc. объявила о потере груза стоимостью 100 миллионов долларов, а также о потенциальных убытках в ближайшем будущем от несостоявшихся контрактов. Руководители компании предполагают, что ряд потенциальных клиентов откажутся от своих намерений после происшедшей катастрофы. Сумма, на которую был застрахован модуль Spacehab, неизвестна, но можно предположить, что и она нанесет немалый ущерб рынку страхования космических грузов, который в конце минувшего года итак испытал потрясения после аварии РН "Союз-У" (15 октября), неудачи с выводом на орбиту спутника Astra-1K (25 ноября) и аварии РН Ariane-5ECA.
Проект запуска российских носителей "Союз" с расположенного на экваторе космодрома Куру во Французской Гвиане столкнулся с новым препятствием, пишет "Инженерная газета". Независимая комиссия по космической политике Франции рекомендовала правительству страны полностью отказаться от этих планов. Или по крайней мере отложить их на неопределенное время по финансовым причинам. Предложения комиссии должны быть проанализированы в двухмесячный срок министерствами, занимающимися вопросами обороны и научных исследований.
Правительство Франции, как и Европейское космическое агентство (ЕКА), в принципе поддерживает идею переоборудования под "Союзы" одного из стартовых комплексов на космодроме Куру, который используется в коммерческих целях консорциумом "Арианспейс". Однако проект может быть реализован только в том случае, если партнеры сумеют изыскать источники финансирования среди правительств, банков и частных компаний. По оценкам специалистов, речь идет о сумме в 250-300 млн долларов.