Определена дата новой попытки запуска инфракрасного телескопа SIRTF. Если не возникнут новые сложности, то ракета-носитель Delta-2 с телескопом на борту должна взлететь со стартового комплекса SLC-17B Станции ВВС США «Мыс Канаверал» 27 августа нынешнего года. Телескоп будет доставлен на космодром в начале августа, после чего предстоит его установка на ракете и проведение полного цикла предполетных проверок.
Ранее телескоп предполагалось запустить 26 апреля нынешнего года, но его пришлось отложить буквально за несколько дней до намечаемой даты.
Президентом и исполнительным директором компании United Space Alliance назначен Майкл МакКалли (Michael McCulley). На этом посту он сменит Расселл Турнер (Russell Turner). Назначение вступает в силу с 15 мая.
Компания United Space Alliance - совместное предприятие ведущих американских аэрокосмических компаний, созданное для обслуживания кораблей многоразового использования.
Космическое командование США в последние дни каталогизировало ряд новых объектов, связанных с запусками спутников в предыдущие годы. В основном это мелкие фрагменты распада ступеней и космических аппаратов, но одновременно в каталог включены последние ступени ракет-носителей Agena D (27785 / 1968 063В, 27786 / 1969 036В, 27787 / 1970 069В), с помощью которых в 1968, 1969 и 1970 годах на геостационарные орбиты выводились разведывательные спутники типа Canyon. Как пишет на своем сайте Джонатан Макдауэлл (Jonathan McDowell), всегда вызывало удивление отсутствие этих ступеней в каталоге, так как во время последующих пусков каталогизация объектов производилась. Тем не менее, считалось, что во время запусков конца 1960-х годов спутники выводились на рабочую орбиту вместе со ступенями. Теперь оказывается, что это не так. Пока непонятно, почему именно сейчас все эти ступени включены в каталог.
Это картина марсианского лета в южном полушарии планеты передана на Землю с борта зонда Mars Global Surveyor. Отснятый район имеет центр с координатами 40,2 S и 122,3 W.
В Москве прошли переговоры генерального директора "Росавиакосмоса" Юрия Коптева и главы американского авиационно-космического агентства NASA Шона О'Кифа. Оценки их результатов разнятся от сдержанно-оптимистических до категорически пессимистических. Некоторые российские масс-медиа прямо охарактеризовали итоги встречи как "полный провал надежд российской стороны".
Под "надеждами" имеются в виду расчеты получить заказы (и, соответственно, средства для их реализации) на строительство новых и переоборудование действующих российских космических "челноков", которые могли бы заменить американские "шаттлы", пока действует запрет на их запуск. Он был введен после катастрофы корабля "Колумбия", взорвавшегося при заходе на посадку более трех месяцев назад, и не будет отменен до тех пор, пока специалисты не выяснят причины аварии.
"Росавиакосмос" не согласен
"Ни о каком провале переговоров и речи быть не может, поскольку никакие конкретные результаты в их итоге не планировались", - заявил в интервью Русской службе Би-би-си пресс-секретарь Российского авиационно-космического агентства Сергей Горбунов. То, что состоялось, он называет "обменом мнениями" по поводу проблем сотрудничества России и США в области космических программ вообще и в работе над проектом Международной космической станции (МКС) в частности, а также по поводу новых перспективных проектов - например, полета на Марс.
"Шон О'Киф очень высоко оценил усилия России по поддержанию жизнедеятельности МКС в тот период, когда Штаты ограничены в возможности полноценно участвовать в проекте", - сказал Сергей Горбунов. Он отметил, что сокращение участия США в проекте МКС отрицательно скажется на деятельности "Росавиакосмоса" и затем, "по касательной" - на деятельности других российских космических предприятий и ведомств.
"Мы же рассчитывали на один объем работы, на одну смету, а в итоге получаем совсем другое, и это не может не отразиться на нашей работе", - сказал Сергей Горбунов. Как положительный итог переговоров он отметил тот факт, что в их ходе получено принципиальное согласие главы NASA на то, чтобы допускать к участию в тендерах на изготовление того или иного космического оборудования российские предприятия наряду с американскими.
Есть ли у российских компаний, в частности, у ракетно-космической корпорации "Энергия", шанс получить заказы на доставку к МКС грузов для американского сегмента станции? Сергей Горбунов ответил уклончиво: "На российский модуль мы можем летать и сейчас, кораблей у нас хватает. Для того, чтобы стыковаться с американским модулем, нужны или новые корабли, или переоборудование уже существующих.
"Если американцам это понадобится, думаю, они нам скажут", - завершил свое интервью пресс-секретарь "Росавиакосмоса".
Глава NASA пока этого не сказал. Как не назвал и более или менее конкретного срока окончания расследования катастрофы "Колумбии", от чего зависит возобновление полетов американских шаттлов на МКС.
В то же время известно, что привлечь Россию в качестве полноценного партнера американским коллегам мешает закон, принятый в период, когда ее подозревали в активном военно-техническом сотрудничестве с Ираном. Отмена его в компетенции нынешнего главы администрации США, но иранская тема в двусторонних отношениях далеко не исчерпана - хотя бы как инструмент политического давления.
Нужны ли в космосе люди?
Сама катастрофа американского корабля будто бы подтвердила сказанное президентом Джорджем Бушем-младшим вскоре после получения им "прописки" в Белом доме. А высказался он в том смысле, что Америке надо как следует подумать, насколько соответствует ее национальным интересам столь масштабное участие в проекте МКС (напомним: США обязались ежегодно тратить в ходе его реализации 75 миллиардов долларов).
Тут же и в России активизировались противники дальнейшего развития пилотируемой космонавтики. Их доводы сводились к простой арифметике: стоит ли и дальше рисковать человеческими жизнями и тратить деньги? Ведь любой современный прибор способен лучше человека "разглядеть" и зафиксировать из космоса то, что надо людям. При этом ни одно устройство не требует, чтобы ему доставляли воздух, воду и пищу - при том, что стакан простой воды на орбите стоит около шести тысяч долларов.
Такую точку зрения полностью разделяет летчик-космонавт СССР Константин Феоктистов, который принял участие в дискуссионной программе "Радиус". Он убежден, что пилотируемая космонавтика полностью исчерпала себя и должна уступить место беспилотной.
"Космонавты за пределами Земли сделали все, что могли сделать. Теперь надо думать о будущем, а не заботиться о давно утраченном имидже великой космической державы", - утверждает космонавт.
С Константином Феоктистовым принципиально не согласен эксперт в области космической политики Юрий Караш. "Все равно рано или поздно мы вернемся к необходимости участия человека в космических проектах. Так стоит ли терять наработанный опыт, который в будущем придется восстанавливать с гораздо большими потерями?", - спрашивает он.
Вряд ли стоит отказываться от пилотируемой космонавтики вообще только потому, что были допущены отдельные тактические ошибки - в частности, при проектировании МКС, которая создавалась без учета реальных потребностей современной науки всего лишь как увеличенная копия почившей в океане российской станции "Мир", считает бывший директор советского Института космических исследований, а ныне профессор Мерилэндского университета академик Роальд Сагдеев.
В конце концов, станцию можно и нужно улучшить, что же касается будущего мировой космонавтики, то она без сомнения должна развиваться по обоим направлениям, утверждает академик.
При посадке по баллистической траектории у спускаемого аппарата "Союза ТМА-1" оборвалась одна из строп парашюта, после чего сразу исчезла голосовая связь с Землей. Об этом своим родным рассказал Николай Бударин: "После нескольких минут тяжелейших перегрузок мы почувствовали сильный удар. Бауэрсокс спросил: "Коля, а это что?", и я ответил: "Это мы приехали". Слова Бударина передала сегодня теща космонавта Надежда Чуйкова, долгие годы проработавшая в Ракетно-космической корпорации "Энергия".
После приземления Бударин, выполнявший при спуске обязанности командира, самостоятельно открыл люк спускаемого аппарата "Союза" и буквально вытащил оттуда своих американских товарищей. Это едва ли не первый подобный случай за всю историю длительных космических полетов, заявил официальный представитель Центра управления полетами Валерий Лындин.
Медики считают, что космонавтам, проработавшим месяцы на орбите и отвыкшим от земного тяготения, лучше дождаться поисковиков, которые помогут покинуть капсулу. После этого космонавтов обычно сразу же усаживают в специальные шезлонги.
Похожий случай на "Союзе", рассказал Лындин, был в 1975 году, когда космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров самостоятельно покинули капсулу. Однако, во-первых, тогда случилась авария при запуске, а во-вторых, экипаж приземлился в горах Алтая, где не могли сесть вертолеты с поисково-спасательными группами, отметил представитель ЦУПа. Тогда во время отделения второй ступени произошла нештатная ситуация, и ракета-носитель начала заваливаться набок. В результате сработала система безопасности, и кабина с космонавтами была отстрелена, после чего она благополучно приземлилась на парашюте. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Главы космических агентств всех стран-участниц международной космической станции (МКС) проведут совещание в сентябре. На нем будут обсуждаться дальнейшие действия по реализации проекта МКС. Об этом договорились в ходе переговоров в Москве руководители Росавиакосмоса и НАСА Юрий Коптев и Шон О'Киф, сообщил пресс-секретарь Коптева Сергей Горбунов.
По словам Горбунова, на сегодняшних переговорах никаких решений о финансировании работ по МКС не принималось. Тем более не шла речь о дополнительном финансировании американской стороной российской космической индустрии. "Так вопрос с нашей стороны даже не ставился", - подчеркнул он.
Тем не менее, после катастрофы американской "Колумбии" и временного прекращения полетов "шаттлов", всю нагрузку по доставке экипажей и грузов на МКС взяла на себя Россия. Чтобы обеспечить запуски внеплановых кораблей, Росавиакосмос получит из госбюджета дополнительные ассигнования. Однако, по словам Горбунова, Россия приветствовала бы, если к финансированию этих работ подключились и другие участники МКС, передает ИТАР-ТАСС.
РКК "Энергия" уточнила время приземления космического корабля "Союз ТМА-1". Как говорится в официальном пресс-релизе, спускаемый аппарат корабля коснулся
земной поверхности произошло 4 мая 2003 года в 02:12 UTC (06:12 мск).
Это странно, так как при баллистическом спуске временной интервал от момента входа в атмосферу до момента посадки меньше, чем при штатном приземлении. А
расчетное время посадки, напоминаю, было 02:06:48 UTC (06:06:48 мск).
Ганженко Валерий Павлович назначен на должность Заместителя Генерального директора по космическим программам ФГУП “Космическая связь” (ГП КС).
В.П. Ганженко родился 27 ноября 1939 года. В 1963 году закончил Ленинградский Механический Институт по специальности “Автоматические системы управления”. С 1963 года по 1998 год работал в Научно-производственном объединении “Прикладная механика”, где прошел путь от инженера до Первого заместителя Генерального Конструктора и Первого заместителя Генерального директора. В ГП КС с марта 1998 года В.П. Ганженко работал в должности директора космических программ.
В.П. Ганженко - кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Российской инженерной академии, действительный член Российской академии естественных наук, награжден Правительственными наградами, участвовал в разработке, создании и сдаче в эксплуатацию 30 космических систем, в числе которых “Молния”, “Галс”, “Экспресс”, “Экспресс-А”. В настоящее время В.П. Ганженко в ГП КС руководит службой космических программ и осуществляет технический контроль и координацию работ по реализации Программы обновления российской национальной спутниковой группировки гражданского назначения.
Японская корпорация JSAT Corporation предоставила американской компании Lockheed Martin Commercial Space Systems контракт на изготовление телекоммуникационного спутника JSAT-9. Запуск космического аппарата предполагается осуществить в 2005 году. Созданный на основе платформы AX2100-AX спутник будет помещен на геостационарную орбиту в точку над 132 град. в.д.
Ровно 100 студенческих и школьных команд будут бороться за приз в 59 тыс. долларов в рамках соревнований по пускам моделей ракет, которые пройдут 10 мая близ городка Грэйс-Медоус, шт. Виржиния, США. Правила довольно жесткие - построенная собственными руками двухступенчатая ракета должна подняться на высоту 500 м, ни больше, но и ни меньше. В точке максимального подъема от ракеты должен быть отделен полезный груз - два сырых яйца, которые неповрежденными на парашюте должны достигнуть поверхности Земли. Кто сумеет соблюсти все условия соревнований, тот и победит.
Главный приз победителю соревнований будет вручать директор NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe).
Представители Индийской организации космических исследований объявили о дате второго пуска своей ракеты-носителя GSLV, способной доставлять грузы на геостационарную орбиту. Старт запланирован из Космического центра имени Сатиша Дхавана на 8 мая. Во время запуска в космос будет выведен экспериментальный технологический спутник GSAT-2.
В первый раз РН GSLV взлетела 18 апреля 2001 года.
Россия и США договорились о начале совместных работ по исследованию Марса, передает "Интерфакс". Об этом сообщил пресс-секретарь главы Росавиакосмоса Сергей Горбунов сразу после завершения переговоров между генеральным директором Российского авиационно-космического агентства Юрием Коптевым и главой американского аэрокосмического агентства NASA Шоном О'Кифом.
Он сообщил, что обе стороны договорились также о начале совместных работ в области исследования Марса, и о проведении совместных программ полетов автоматических межпланетных станций. Кроме того, было принято решение о том, что Россия сможет принимать участие в американских космических тендерах.
По словам Горбунова, Коптев проинформировал О'Кифа о том, что было сделано российской стороной в части финансирования программы Международной космической станции (МКС).
Глава NASA сообщил о ходе расследования катастрофы американского корабля "Колумбия" и отметил, что специалистам потребуется еще 2-2,5 месяца для того, чтобы сказать, что произошло с потерпевшим аварию шаттлом и когда возобновятся полеты других кораблей.
Встреча руководителей космических агентств всех стран-партнеров по МКС состоится ориентировочно только в начале осени этого года, отметил Горбунов. По его словам, срок такой встречи также обсуждался в ходе разговора руководителей Росавиакосмоса и NASA
Главы космических ведомств России и США Юрий Коптев и Шон О'Киф обсудят сегодня будущее международной космической станции /МКС/. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в Росавиакосмосе.
Директор NASA Шон О' Киф прибыл в воскресенье в Москву, чтобы наблюдать за приземлением экипажа шестой экспедиции МКС и встретить космонавтов в Звездном городке. Сегодня состоятся его переговоры с генеральным директором Росавиакосмоса Юрием Коптевым.
"МКС - крупнейший мировой проект, в котором участвуют 16 стран. Но основная нагрузка по его реализации ложится на Россию и США", - сказал накануне ИТАР-ТАСС Ю.Коптев. Он воздал должное своему американскому коллеге, который, "несмотря на трудную ситуацию после гибели шаттла Columbia, нашел возможность лететь в Россию с семьями приземлившихся астронавтов Кеннета Бауэрсокса и Дональда Петтита".
О' Киф, выступая накануне перед журналистами в Центре управления полетами, подчеркнул важность сотрудничества между США и Россией в области освоения космоса. "Мы продемонстрировали наше партнерство, показали, на что мы способны вместе", - сказал он и добавил, что "Гагарин и Шепперд были бы горды нашими сегодняшними усилиями".
Оба руководителя космических ведомств подтвердили, что на переговорах будет обсуждаться вопрос о дальнейшем финансировании программы МКС и дали понять, что в этом вопросе должны быть значительные подвижки.
Российские и американские космические агентства приступили к расследованию причин, по которым космический корабль "Союз ТМА-1" изменил курс и район приземления, передает The Washington Post.
Напомним, что в воскресенье корабль "Союз ТМА-1" совершил посадку в степи на территории Казахстана, к северу от Аральского моря, отклонившись примерно на 500 километров к западу от намеченного района.
Главы Росавиакосмоса и NASA подчеркнули, что главным является успех приземления, однако сообщили, что будет проведено тщательное расследование всех обстоятельств, повлекших за собой это изменение.
Юрий Семенов, президент РКК "Энергия", сообщил, что необычное приземление могло быть вызвано неисправностью корабля, человеческой ошибкой или особенностями вхождения корабля в атмосферу. "Мы, несомненно, выясним, что явилось причиной произошедшего", - заявил он.
Напомним, что еще в воскресенье Семенов сделал в эфире телеканала ТВС первые заявления, проясняющие причины нештатного поведения спускаемого аппарата. По его словам, это было вызвано ошибкой американского астронавта, который "нажал не на ту кнопку".
На сайте NASA опубликован интересный документ Entry Options Tiger Team, связанный с недавней катастрофой космического корабля Columbia. Он подписан руководителем полета Лероем Кэйном (LeRoy Cain) и датирован 22 апреля 2003 года.
Это результаты исследований, проведенных сотрудниками аэрокосмического агентства, касающиеся возможности уменьшения посадочного веса «шаттла». На графиках и диаграммах показывается как изменяются нагрузки на корабль при входе в атмосферу, как меняется тепловое воздействие на его обшивку.
Рассмотрены три возможных сценария развития событий. Краткий итог: если бы вес Columbia был бы уменьшен на 14219 кг (за борт «полетели» бы предметы потребления и лаборатория Spacehab), то нагрев обшивки уменьшился бы на 7-27 % на различных участках поверхности; уменьшение веса на 10407 кг привел бы к уменьшению нагрева на 6-23 %; уменьшение веса на 9255 кг - уменьшение температурного воздействия на 6-23 %. Правда, при снижении веса корабля возникает ряд других проблем: непонятно поведение выброшенных в космос фрагментов, да и проведение самого процесса не отработано на тренажерах. Будут проблемы и с выходом космонавтов в открытый космос.
Подробнее с результатами исследований можно ознакомиться на http://www.nasa.gov/pdf/9057main_EntryOptionsFinal.pdf.
Интеренет-издания космической тематики продолжают довольно бурно комментировать вчерашние события, связанные с приземлением космического корабля «Союз ТМА-1». Стоит отметить, что тон комментариев весьма доброжелателен и никто не драматизирует ситуацию, хотя все едины во мнении о серьезности случившегося.
Интересную подборку документов опубликовал сайт Spaceref.com. Касаются они не вчерашнего инцидента, а вопросов, связанных с пилотируемой космонавтикой. В том числе с возможностью посадок российских кораблей на территории США.
Для интересующихся отправляю всех на ссылку http://www.spaceref.com/news/viewnews.html?id=815.
Снимок района северного полюса Марса передан на Землю с борта межпланетного зонда Mars Global Surveyor, кружащего над поверхностью Красной планеты. Отснятый район имеет центр с координатами 85,2 N и 4,4 W. Хорошо видны слоистые структуры, которые, как полагают, состоят из смеси пыли и льда.
Экипаж 6-й длительной экспедиции Международной космической станции - российский космонавт Николай Бударин и американские астронавты Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит - в воскресенье вечером прибыли в пансионат Звездного городка в Подмосковье, где оказались в руках медиков Центра подготовки космонавтов имени Гагарина. Врачи определят срок их реабилитации, передает РИА "Новости".
По мнению врачей, космонавты перенесли перелет из Казахстана на военный подмосковный аэродром Чкаловский, находящийся недалеко от Звездного городка, удовлетворительно.
Состояние здоровья российского космонавта Николая Бударина и Кеннета Бауэрсокса несколько лучше, чем Дональда Петтита. Вместе с тем, если учесть, что экипаж пробыл в космосе 161 сутки, спуск их прошел не по автоматической или пилотируемой, а по баллистической траектории и 2-часовой обрыв радиосвязи с поисково-спасательной группой, этого будет достаточно для того, чтобы они ощутили дополнительные нервные перегрузки, считают медики.
Но в целом, по их мнению, экипаж в целом со всеми неожиданностями приземления справился профессионально.
Вместе с тем, как отметил глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, будет создана комиссия, которая разберется, почему корабль отклонился от заданной траектории спуска и совершил посадку на расстоянии в 460 км от заданной точки приземления, почему была прервана радиосвязь и т.д. Этому, как считает Коптев, поможет регистратор - бортовой самописец, который находился внутри спускаемого космического корабля "Союз ТМА-1", на котором приземлились космонавты Космонавтов на аэродроме Чкаловский встретили российские и американские специалисты. Как передают из Звездного городка, глава НАСА Шон О'Киф поблагодарил Росавиакосмос за благополучное возвращение 6-й экспедиции на Землю.
До сих пор нет точной информации о причинах сегодняшнего отклонения спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-1" от расчетной траектории спуска. Слова президента РКК "Энергии" Юрия Семенова о том, что всему виной неправильные действия одного из американских космонавтов, я расцениваю только как фрагмент возможного (именно возможного, а не имевшего место в действительности) сценария развития событий, но не весь сценарий. Судя по всему, с запозданием произошло выключение ТДУ и корабль устремился к Земле более полого, чем рассчитывалось. А вот почему не удалось обеспечить нужный импульс, почему двигатель проработал дольше, не ясно.
Вряд ли это только от одного тумблера, занявшего неправильное положение. Кроме того, есть и "защита от дурака", которая как раз и рассчитана на подобные ситуации. Ну, а чтобы отвлечься от вопросов без ответов, давайте вспомним анекдот из времен полетов космонавтов социалистических стран на советских космических кораблях.
После возвращения советско-монгольского экипажа с орбиты Земли, корреспондент обратился к космонавту Жугдэрдэмидийну Гуррагче.
- Каково Ваше самочувствие после полета?
- Самочувствие хорошее, отвечает космонавт, только очень руки болят.
- А отчего?
- Во время полета на орбите командир мне все время подсказывал: "Это не трогай, это не включай, это не бери!"
Получается, что и американцев в будущем придется бить по рукам, если они продолжат летать на наших кораблях?
Неподалеку от города Остер-Крик в графстве Бразориа, шт. Техас, США, 3 мая членами Ассоциации любителей космических полетов (Amateur Spaceflight Association) осуществлен пуск небольшой ракеты TLV-7, созданный своими силами. В ходе недолгого полета ракета достигла высоты 3428,5 м, после чего опустилась на Землю на парашюте. Это седьмая ракета, запущенная членами ассоциации и самая мощная на данный момент. В дальнейшем энтузиасты планируют создать еще более мощный носитель, который станет первым, построенным любителями, достигшим высоты более 100 км, т.е. космоса. Этот полет планируется осуществить в 2004 году.
Экипаж шестой основной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС), возвратившийся в воскресенье утром на Землю, в 18:40 прибыл спецрейсом из Астаны в подмосковный аэропорт "Чкаловский".
Как сообщили представитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина агентству "Интерфакс", в состав экипажа входят российский космонавт Николай Бударин, астронавты NASA Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит.
На подмосковном аэродроме "Чкаловский" их встречали не только члены семей, но и генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев, а также директор NASA Шон О'Киф.
Космический корабль "Союз ТМА-1" в 02:43 расстыковался с МКС, вышел на расчетную орбиту для спуска на Землю, после чего по командам из ЦУПа двигатели корабля выдали необходимый тормозной импульс.
По словам главы российской космической корпорации "Энергия" Юрия Семенова, причиной аварийного спуска - приземления в "баллистическом" режиме стали неквалифицированные действия одного из американских космонавтов. Он не уточнил, кого именно.
По словам Семенова, "американец нажал не ту кнопку" и спускаемый аппарат начал "дуреть" от таких команд.
На борту МКС остался нести вахту до октября этого года сокращенный экипаж седьмой экспедиции в составе российского космонавта Юрия Маленченко и астронавта NASA Эдварда Лу.
Может причина "жесткой" посадки корабля действительно в неквалифицированных действиях кого-то из американцев. Лишь бы не было это попыткой свалить вину с больной головы на здоровую..
К приземлившемуся в Казахстане космическому кораблю "Союз ТМА-1", доставившему на Землю 6-ю длительную экспедицию космонавтов международной космической станции - российского космонавта Николая Бударина, американских астронавтов Дональда Петтита и Кеннета Бауэрсокса - около 11.00 мск прибыли два вертолета со спасателями и врачами. Об этом РИА "Новости" сообщил в воскресенье представитель НАСА по связям со средствами массовой информации в российском Центре управления полетами (ЦУП) Сергей Пузанов.
Сегодняшнее приземление спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-1" с космонавтами Кеннетом Бауэрсоксом (Kenneth Bowersox), Николаем Будариным и Дональдом Петтитом (Donald Pettit), заставившее в какой-то момент вспомнить события трехмесячной давности, когда погибла Columbia, может весьма негативно сказаться на дальнейшей программе работ на борту Международной космической станции. Если читатели помнят, в последние дни американцы выражали сильное беспокойство в надежности российского корабля и его приземление вдали от расчетного района посадки дает весомый аргумент сторонникам консервации МКС.
Очень хочется надеяться, что здравый смысл восторжествует и никаких поспешных решений приниматься не будет. Тем более, что сегодня в Москву прибывает директор NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe) как раз для обсуждения будущности МКС. Правда, его разговор с Генеральным директором Росавиакосмоса Юрием Коптевым изначально планировался в другом ключе, но ясно, что посадка "Союз ТМА-1" внесет в беседу определенные коррективы. Какие именно, станет ясно после переговоров.
Ну а положительный момент сложившейся на данный момент ситуации - продолжающаяся работа на борту Международной космической станции экипажа 7-й экспедиции. Пока космонавты будут на орбите, проект МКС будет жить.
Благополучно завершилась 6-я основная экспедиция на борт Международной космической станции. Утром 4 мая 2003 года космонавты Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox), Николай Бударин и Дональд Петтит (Donald Pettit) возвратились на Землю. Увы, не обошлось без волнений. Но по порядку о сегодняшних событиях.
Посадка спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-1" была запланирована на 02:06:48 UTC (06:06:48 мск) в 90 км к северу от казахстанского города Аркалык. До самого последнего момента все шло нормально и большинство информационных агентств передали сообщения о благополучном завершении экспедиции. Однако, через 1,5 часа после этого в новостях замелькали сообщения о том, что корабль пока не найден и ничего неизвестно о судьбе экипажа. Выяснилось, что посадка совершена не в заданном районе, а в 480 км от него, в точке с координатами 49,37 N и 61,2 Е. Лишь в 04:41 UTC (08:41 мск) поступили сообщения, что поисковым командам удалось обнаружить аппарат и космонавтов близ него. Вертолеты спасательной службы должны достигнуть района посадки в 06:20 UTC (10:20 мск) и лишь тогда что-то проясниться.
Пока нет никакой информации о причинах нештатной посадки, а также о том, как космонавты перенесли неожиданное "приключение". Вероятно, некоторые подробности станут известны в течение дня. Следите за лентой новостей.
Космонавты Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox), Николай Бударин и Дональд Петтит (Donald Pettit)
возвратились на Землю. Спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-1" 4 мая 2003 года в 02:06:48 UTC
(06:06:48 мск) совершил мягкую посадку на территории Казахстана, в точке с координатами 49,37 N и 61,2 E. Это более чем в 500 км от запланированной точки. Время посадки вероятно будет уточнено.
Поисковым командам лишь через два часа удалось обнаружить спускаемый аппарат с космонавтами. Кажется все нормально. Подробности позже.
Продолжительность полета космонавтов составила 161 сут 1 час 17 мин 1 с.
4 мая 2003 года в 01:40:09 UTC (05:40:09 мск) произошло разделение отсеков космического корабля "Союз ТМА-1". Спускаемый аппарат с космонавтами Кеннетом Бауэрсоксом (Kenneth Bowersox), Николаем Будариным и Дональдом Петтитом (Donald Pettit) устремился к Земле.
4 мая 2003 года в 01:12:27 UTC (05:12:27 мск) включен тормозной двигатель космического корабля "Союз ТМА-1". Расчетная продолжительность работы двигателя 255 секунд, В результате этого скорость корабля должна уменьшится на 115,2 м/с.
Близится к завершению полет экипажа 6-й основной экспедиции на борт Международной космической станции. Космонавты Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox), Николай Бударин и Дональд Петтит (Donald Pettit) покинули борт МКС и перешли в кабину космического корабля "Союз ТМА-1", на котором они должны возвратиться на Землю. Люк между кораблем и станцией был закрыт 3 мая 2003 года в 19:38 UTC (23:38 мск).
Комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы космического корабля Columbia сообщила о проведении 6 мая своей очередной пресс-конференции и Шестых публичных слушаний. Оба мероприятия пройдут в Хьюстоне, шт. Техас. К участию в слушаниях приглашены Даг Уайт (Doug White), директор оперативных требований отдела орбитальных элементов компании United Space Alliance; Пол Хилл (Paul Hill), руководитель полета NASA для кораблей многоразового использования и Международной космической станции; Дэйв Уиттл (Dave Whittle), руководитель группы обеспечения безопасности полетов в управлении кораблей многоразового использования; Стивен Рикман (Steven Rickman), руководитель группы термодинамики управления кораблей многоразового использования, и Брайан Кент (Brian Kent) из научно-исследовательской лаборатории ВВС США.
Множество личных вещей бывших астронавтов США выставлены в интернете на аукцион, организованный сайтом collectspace.com. Свои вещи
передали организаторам Джеймс Ловелл (James Lovell), Роберт Криппен (Robert Crippen), Оуэн Гэрриотт (Owen Garriott), Альфред Уорден (Alfred Worden), Джон Гленн (John Glenn), Эдвин Олдрин (Edwin Aldrin), Майкл Коллинз (Michael Collins), Эдгар Митчелл (Edgar Mitchell), Чарльз Дбюк (Charles Duke), Джек Лусма (Jack Lousma), Уильям Поуг (William Pogue), Джерральд Карр (Gerald Carr), Пол Вейц (Paul Weitz), Ричард Хаук (Richard Hauck), семья Алана Шепарда (Alan Shepard).
Все вырученные от аукциона деньги пойдут на стипендии студентам американских университетов. Подача заявок начинается 24 мая.
Коллекционеры, заинтересованные в приобретении космических сувениров, могут ознакомиться с полным каталогом вещей на сайте collectspace.com/auction.
Близится к завершению полет экипажа 6-й основной экспедиции на Международной космической станции. Если все пойдет штатно, то 4 мая в 02:06 UTC (06:02 мск) спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-1" с космонавтами Кеннетом Бауэрсоксом (Kenneth Bowersox), Николаем Будариным и Дональдом Петтитом (Donald Pettit) совершит посадку на территории Казахстана.
Западные СМИ обращают внимание на тот факт, что впервые профессиональные американские космонавты приземляются на борту российского космического аппарата. Правда, один американец - первый космический турист Деннис Тито (Dennis Tito) - уже испытал на себе "прелести" посадки на "Союзе", но его в США обычно не принимают в расчет.
По большому счету в приземлении иностранцев в наших спускаемых аппаратах нет ничего необычного и ничего сверх естественного. Вот кто из граждан других стран возвращался на Землю на советских (российских) кораблях:
Misterrogers - так отныне будет называться астероид, числящийся в каталоге под номером 26858. Свое имя он получил в честь Фреда Рождерса (Fred Rogers), создателя и ведущего популярной телевизионной передачи "Mister Rogers", одной из тем которой всегда являлись астрономические открытия. Роджерс скончался 24 февраля нынешнего года и наименование малой планеты - это своеобразная дань уважения известного популяризатора естественных наук. Малая планета Misterrogers обращается вокруг Солнца за 3,5 года. Она была отккрыта в 1993 году астрономом Паломарской обсерватории Э.Хелин (E.F. Helin).
Установлен новый мировой рекорд скорости для рельсовых транспортных средств, передает Associated Press. В США на испытательном монорельсовом стенде на авиабазе Холломан, снаряд, приводимый в движение реактивными двигателями разогнался до скорости около 10300 км/ч, что в 8,6 раз больше скорости звука. Предыдущий рекорд был установлен там же в 1982 году и составлял 9850 км/ч.
В результате аварии на борту дизельной китайской подводной лодки погибли 70 человек, передает информационное агентство Xinhua.
Инцидент, по официальным сообщениям, случился в "недавние дни" и был вызван "механическими неполадками". Соболезнования, направленные членам семей экипажа от имени Цзян Цземиня, датированы 2 мая.
На данный момент известно, что субмарина номер 361 затонула в территориальных водах Китая неподалеку от острова Наньчаншаньдао. После чего подводная лодка была отбуксирована в порт.
По информации сайта Sinodefence.Com, данная субмарина (тип 035) относится к классу "Мин" и приписана к восточному флоту.
Орбитальный телескоп Hubble вновь функционирует в нормальном режиме и продолжает научные наблюдения. Специалистам, осуществляющим управление полетом космического аппарата, удалось раскрутить гироскопы №№ 1, 2 и 4, и стабилизировать телескоп. Именно три гироскопа и нужны для нормального функционирования аппарата. Теперь на Hubble два неработающих гироскопа - №№ 3 и 5, что вызывает обеспокоенность специалистов, т.к. выход из строя еще одного, при невозможности отправки на орбиту ремонтной миссии на корабле многоразового использования, может поставить вопрос о досрочном сведении Hubble с орбиты.
Отставной генерал-лейтенант Роджер ДеКок (Roger DeKok), бывший заместитель командующего Космического командования ВВС США, скончался 24 апреля в Омахе, шт. Небраска. Он покинул свой пост всего год назад. ДеКок начал свою карьеру в американских ВВС в 1968 году. Практически вся его служба была связана с разработкой и эксплуатацией военных космических систем.
Ассоциация любителей космических полетов (Amateur Spaceflight Association) планирует запустить 3 мая с площадки в графстве Бразориа, шт. Техас, небольшую ракету, которая должна подняться на высоту около 3 км. Если запланированный полет будет успешным, то энтузиасты ракетной техники намерены запустить ракету в два раза большую по размерам еще в текущем году. Как заявил руководитель группы Роб Морехед (Rob Morehead), данный полет - это не только веха в работе Ассоциации, но большое достижение графства Бразориа, которое наряду с двумя другими графствами Техаса претендует на право разместить на своей территории Техасский космопорт.
Сотни червей, находившиеся на борту космического корабля Columbia, пережили его катастрофу, сообщает агентство CNN. Контейнеры, в которых содержались черви вида Caenorhabditis elegans, были найдены среди обломков несколько недель назад, однако до последнего времени они не вскрывались. После вскрытия контейнеров выяснилось, что черви живы. Все они были направлены в космос для проведения биологического эксперимента.
Финансовые проблемы могут заставить Французское космическое агентство (CNES) отказаться от реализации ряда космических программ, в том числе проекта отправки посадочной ступени Netlander на Марс и запуска гамма-обсерватории GLAST. Об этом сообщил 30 апреля президент CNES Янник д'Эската (Yannick d'Escatha). Прошлый год космическое агентство Франции закончило с дефицитом в 35 миллионов евро.