6 июня в г. Сан-Антонио, шт. Техас, сотрудники Юго-западного научно-исследовательского института провели эксперимент, который, по их мнению, подтвердил гипотезу о том, что причиной катастрофы космического корабля Columbia было повреждение обшивки "шаттла" обломком изоляции внешнего топливного бака при старте.
В ходе этого эксперимента панель крыла шаттла, взятая с другого американского космического челнока - Discovery, подверглась обстрелу фрагментом теплоизоляционной пены, весом 762 г, который был выпущен со скоростью 842 км/ч.
После удара пены в обшивке крыла образовалась трещина более чем 7,5 сантиметров. Исследователи утверждают, что в ходе эксперимента им достаточно точно удалось воссоздать условия старта "Колумбии".
Эксперимент снимали на высокой скорости 12 видеокамер, шесть из которых находились внутри крыла. После окончания эксперимента ученые просмотрели запись одной из камер, на которой было видно как пена обрушивается на панель крыла, сотрясая его. В результате, на панели образовалась трещина, которую можно заметить даже невооруженным глазом. По мнению исследователей, это именно то, что случилось с обшивкой корабля при старте, и что стало причиной катастрофы.
За экспериментом наблюдали около 100 человек, среди которых были два астронавта, ранее совершавших полеты на шаттлах. Присутствовавший при эксперименте Скотт Хаббард (Scott Hubbard), один из участников расследования катастрофы "Колумбии", сказал: "Как мне представляется, это значительный шаг вперед в расследовании катастрофы, но нам нужно еще закончить серию испытаний. Нам предстоит еще многое выяснить, чтобы понять, что произошло с Columbia.
Сошла с орбиты и сгорела в земной атмосфере последняя ступень ракеты-носителя Ariane 42P (25895 / 1999 046В), с помощью которой 4 сентября 1999 года на околоземную орбиту был выведен корейский телекоммуникационный спутник Koreasat-3. Ступень вошла в атмосферу 6 июня 2003 года в 14:50 UTC (18:50 мск) над точкой земной поверхности с координатами 7 град. с.ш. и 108 град. в.д.
На шведском ракетном полигоне в Кируна 9 июня должны начаться летные испытания прототипа японского корабля многоразового использования Hope-X. Эксперименты проводятся в рамках соглашения, заключенного в прошлом году японским космическим агентством NASDA и Европейским космическим агентством. Предусмотрено три сброса летательного аппарата с борта воздушного шара с высоты 30 км. Основная цель исследований - изучение аэродинамических особенностей Hope-X весом около 500 кг. Первый этап летных испытаний аппарата прошел осенью прошлого года на тихоокеанском острове Рождества.
6 июня 2003 года в 22:15:15 UTC (7 июня в 02:15:15 мск) с 39-й пусковой установки 200-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур стартовыми командами Росавиакосмоса при поддержке боевых расчетов Космических войск РФ по заказу компании International Launch Services осуществлен пуск ракеты-носителя “Протон-К” (8К82К) с разгонным блоком “Бриз-М”, которая вывела в космос телекоммуникационный спутник AMC-9 (GE-12) (27820 / 2003 024А), принадлежащий компании SES Americom. Первоначально предполагалось использовать для запуска космического аппарата разгонный блок ДМ-3, но он был заменен на “Бриз-М” после неудачи с выведением на орбиту телекоммуникационного спутника Astra-1K (тогда подвел именно блок ДМ-3). Старт РН “Протон-К” неоднократно откладывался по различным причинам. Последовательно назывались различные даты: декабрь 2002 года, 10, 28 февраля, 15 марта, 28 апреля, 19 мая, 12 июня 2003 года. Последняя дата, в конце концов, была сдвинута вперед.
КА АМС-9 предназначен для дистанционной связи, цифрового телевидения, передачи данных и видеоконференции на рынке услуг связи в Северной Америке. Изготовлен специалистами компании Alcatel Space на основе базового блока Spacebus 3000B3. Оснащен 24-мя транспондерами, работающими в С-диапазоне, и 24-мя - в Ku-диапазоне. Его стартовая масса 4100 кг.
Циклограмма выведения (расчетная):
0 - старт.
00:02:03,165 - отделение 1-й ступени (зона падения № 25, Карагандинская обл., Казахстан).
00:05:31,31 - отделение 2-й ступени (зона падения № 310, Алтайский край, Россия, Восточно-Казахстанская обл., Казахстан).
00:05:43 - сброс ГО (зона падения № 310, Алтайский край, Россия, Восточно-Казахстанская обл., Казахстан).
00:09:33,308 - выключение ДУ 3-й ступени.
00:09:43,428 - отделение КГЧ.
00:11:19 - 1-е включение двигателя РБ.
00:19:32 - выключение двигателя РБ.
01:09:26 - 2-е включение двигателя РБ.
01:24:56 - выключение двигателя РБ.
03:30:56 - 3-е включение двигателя РБ.
03:40:55 - выключение двигателя РБ.
03:41:40 - сброс ДТБ.
03:42:51 - 4-е включение двигателя РБ.
03:47:52 - выключение двигателя РБ.
08:08:16 - 5-е включение двигателя РБ.
08:34:53 - выключение двигателя РБ.
08:54:45 - отделение КА.
Продолжается полет межпланетного зонда Mars Express, выведенного на траекторию полета к Красной планеты в минувший понедельник. 6 июня в 05:30 UTC (09:30 мск) аппарат удалился от Земли на расстояние в 1 миллион километров. А накануне была проведена первая коррекция траектории полета. Напомню, что прибытие зонда к Марсу запланировано на 25 декабря.
"Последние космические новости" уже цитировали статью Джеймса Оберга (James Oberg) на сайте NBC News о внутреннем докладе NASA по изучению возможности спасения экипажа Columbia в случае, если бы о повреждениях обшивки стало известно вовремя. Сейчас имеется возможность ознакомить читателей с оригиналом некоторых страниц доклада. Все иллюстрации присланы Обергом, который постоянно снабжает сайт "Энциклопедия "Космонавтика" интересными материалами. Большое спасибо ему за это. Для просмотра снимков надо дважды щелкнуть мышью по уменьшенным изображениям.
В Иркутской области найдено место падения в сентябре прошлого года гигантского Витимского метеорита, передает "Интерфакс".
Экспедиция научной организации "Космопоиск" обнаружила в 60 км от поселка Мама участок леса площадью около 100 квадратных километров, где сожжены и повалены деревья. Как сообщил в пятницу заместитель главы администрации Мамско-Чунского района Александр Богун, также найдены фрагменты метеорита.
Метеорит упал в ночь с 24 на 25 сентября в сопках в тайге между городом Бодайбо и поселком Балахнинский в районе реки Витим. Хотя место падения находится на значительном удалении от населенных пунктов, люди почувствовали сильный толчок, сопоставимый по воздействию с землетрясением, рассказал собеседник агентства. Кроме того, был слышен сильный грохот. Над местом падения метеорита время от времени были заметны вспышки света.
Группа "АльфаСтрахование" 4 июня 2003г. выплатила страховое возмещение в размере 140 млн. руб. предприятию "ЦСКБ-Прогресс" по договору страхования космического аппарата "Фотон-М" N1. Как сообщили АБН (www.abnews.ru) в пресс-службе страховщика, 12 августа 2002г. между "ЦСКБ-Прогрес" и группой "АльфаСтрахование" был заключен договор страхования космического аппарата "Фотон-М" на случай полной его гибели. Лимит ответственности страховщика при этом составил 140 млн. руб. 15 октября на 20-ой секунде полета ракета-носитель "Союз" с космическим аппаратом "Фотон-М" на борту, стартовавшая с космодрома Плесецк, взорвалась. Для проведения страхового расследования катастрофы Группа "АльфаСтрахование" привлекла сюрвейерскую фирму "Эйрклеймс", уже имеющую успешный опыт расследования "космических" происшествий. По результатам проведенного расследования и на основании Заключения Государственной межведомственной комиссии по анализу причин аварийного пуска катастрофа была признана страховым случаем. По словам заместителя начальника управления страхования крупных проектов Олега Романова, "осуществить своевременную выплату страхового возмещения клиенту стало возможным благодаря оперативной работе нашего партнера - международного страхового брокера "Marsh", через которого было обеспечено перестрахование на международном рынке". Отметим, что наиболее крупное страховое возмещение в размере 6 млн. долл. компания выплатила ГП "Космическая связь" по договору страхования космического аппарата "Экспресс-А" N1 (ракетоноситель "Протон"), погибшего во время запуска. Напомним, что с октября 2001г. Группа "АльфаСтрахование" объединяет ОАО "АльфаСтрахование" (ОАО "Восточно-Европейское Страховое Агентство"), ООО "АльфаСтрахование" (ООО "Альфа-Гарантии") и ЗАО "АСК Остра-Киев". Группа имеет лицензии на 90 видов страхования.
2 июня с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический аппарат Mars Express. Для его запуска использовался российский ракетоноситель в комплексе с разгонным блоком "Фрегат". Это произведенное в МПО им. Лавочкина устройство представляет собой четвертую ступень ракетоносителя.
"Фрегат" нужен, для того чтобы вывести аппарат с околоземной орбиты на высокую (геостационарную или межпланетную) орбиту, и представляет собой красивую конструкцию из шести сферических баков. В момент старта разгонный блок был расположен на третьей ступени ракетоносителя, а на ней находился Mars Express. В комбинации с "Союзом" "Фрегат" позволяет запускать к Марсу космические аппараты массой свыше тонны. Начальный вес Mars Express - около 1200 килограммов.
Однако ракетоноситель и разгонный блок - отнюдь не вся техника для Mars Express, созданная в России. Как сообщил научный руководитель российской исследовательской группы, принимающей участие в проекте, заместитель директора Института космических исследований (ИКИ) Олег Кораблев, российские ученые приняли активное участие в создании приборов, размещенных на межпланетной станции.
Среди них - картирующий спектрометр "Омега" для ведения ареографических и ареологических наблюдений. С его помощью исследователи надеются в разных диапазонах проводить спектральные исследования минерального состава поверхности Красной планеты. "Омега" позволит получить карту распределения на поверхности Марса определенных химических веществ.
Сканер "Омеги" почти полностью разработан в ИКИ, и по словам О.Кораблева, практически не отличается от похожего прибора с аппарата "Марс-96". Для создания сканера использовалась запасная модель прибора, размещавшегося на погибшем в 1996 году аппарате. На его основе сканер для "Омеги" был изготовлен в отделении ИКИ в Тарусе и "подогнан" к условиям работы и техническим особенностям Mars Express.
Еще один прибор, созданный при участии российских исследователей - планетарный спектрометр Фурье. Он изучает спектр, и, прежде всего, тепловое излучение поверхности и атмосферы Марса. Идея этого устройства была выдвинута в России еще в 1986 году, а его реализация вначале планировалась учеными ИКИ совместно с коллегами из Восточной Германии. Однако после объединения Германии группа исследователей распалась, и сотрудники ИКИ наладили сотрудничество с итальянцами, которые постепенно начали играть ведущую роль в проекте. Впрочем, российские ученые тоже приняли участие в создании сканера (идея россиян, реализация поляков). К тому же, на спектрометре Фурье стоят детекторы инфракрасного излучения, разработанные и изготовленные учеными ИКИ.
Группой Олега Кораблева полностью создан и универсальный спектрометр SPICAM, предназначенный для атмосферных исследований. В числе других задач прибор позволяет исследовать верхние слои атмосферы Марса (150 километров и выше) в ультрафиолетовом диапазоне спектра. Он также позволит исследовать разные марсианские атмосферные явления, вроде полярных сияний. Сведения, полученные с помощью этого аппарата, вероятно, сыграют важную роль при разработке новой космической техники.
Дело в том, что многие современные космические корабли, особенно аппараты NASA, в целях экономии топлива приспособлены к выходу из космоса на орбиту Земли или любой другой планеты посредством торможения о ее атмосферу. Возвращаясь из космоса, аппарат вначале оказывается на более высокой орбите. Но затем, за счет трения об атмосферу, снижается. Плотность верхних слоев марсианской атмосферы непостоянна. Если она окажется слишком высокой, аппарат при использовании такого метода торможения может перегреться.
Для торможения Mars Express такая технология не используется, но она применялась для американских аппаратов. Если когда-нибудь состоится полет человека на Марс, ее применение будет обязательно: масса космического корабля с большими запасами топлива может оказаться недопустимо большой, так что необходимо будет экономить любыми способами.
Кроме того, в ИКИ создан так называемый инфракрасный канал SPICAM - небольшой прибор весом всего в 700-800 граммов. Он позволит измерять уровень содержания водяных паров в атмосфере Марса. Любопытно, что воду в марсианском грунте впервые удалось обнаружить с помощью российских приборов. Российский прибор HEND, который и сейчас работает на Mars Odyssey, помог определить, что в на глубине до 2-3 метров в полярных районах Марса, а также в двух местах на экваторе содержание воды в почве достигает 35 процентов. О. Кораблев полагает, что прибор для исследования воды в дальнейшем можно усовершенствовать - приспособить для получения карт источников воды.
"Росавиакосмос" и ИКИ активно участвовали в техническом оснащении межпланетной станции. Роль российских ученых в чисто исследовательской части проекта тоже весьма велика. По словам О.Кораблева, в следующем проекте ЕSA Venus Express она станет еще больше.
Копию первого советского спутника, запуск которого в 1957 году положил начало освоению космического пространства, не смогли продать с интернет-аукциона Ebay, сообщает информационное агентство Reuters.
Точная копия созданного в 1950-х годах спутника модели ПС-1 была выставлена на продажу американской компанией Sovietski Collection, специализирующаяся на антиквариате времен СССР. Торги начались с заявленной цены в 25 тысяч долларов США.
По словам Роба Фесса (Rob Fess), представителя расположенной в Сан-Диего компании-продавца, - "Этот лот вызвал среди участников торгов ажиотаж. Очень скоро цена возросла до 200 тысяч, а затем до 500 тысяч долларов".
"Когда же мы увиди, что ставки поднялись сначала до двух миллионов, а вскоре и до 99 миллионов долларов, мы обратились к администрации аукциона с просьбой снять спутник с торгов", - рассказал Фесс.
Представитель интернет-аукциона Кевин Пурсглав (Kevin Pursglove) сказал, что, несмотря на то, что Ebay Inc. является известной и уважаемой организацией с ежедневным товарооборотом в 50 миллионов долларов, время от времени, когда на торги выставляется подобный лот, некоторые участники могут сорвать торги, делая нереальные ставки.
Сатурн знаменит не только своими кольцами. Это одна из самых ветреных планет в нашей солнечной системе. Однако за последние 25 лет (срок по астрономическим масштабам мизерный) на Сатурне скорость ветров на экваторе снизилась чуть ли не вдвое (хотя она и сейчас немаленькая).
В 1980-1981 г. мимо Сатурна пролетал зонд Voyager, и на основе сделанных им фотографий была вычислена скорость экваториального ветра, она составила около 1700 км/ч. В 1996-2002 годах за Сатурном наблюдали с помощью космического телескопа Hubble. И выяснилось, что на экваторе Сатурна скорость ветра неожиданно упала до 990 км/час.
Пока астрономы не могут ответить на вопрос, почему это произошло. Здесь следует отметить, что ветры на планетах газовых гигантах, таких как Юпитер и Сатурн, имеют не такую природу как, например на "твердой" Земле. На Земле основным генератором ветров является солнечное облучение поверхности нашей планеты. А на Юпитере и Сатурне есть еще один мощный генератор ветров - внутренний источник тепла. И хотя интенсивность внутреннего разогрева на Сатурне не превышает интенсивности солнечного излучения на Земле, скорость ветра на Сатурне во несколько раз превышает скорость земных ураганов.
Этому есть два разных объяснения. Согласно первому из них, на планетах гигантах ветры проникают очень глубоко в газовую толщу планеты и вытягивают за собой на поверхность тепло, выделяемое из ее недр, за счет чего и разгоняются до вышеуказанных скоростей. Вторая версия гласит, что циркуляция ветров в атмосфере газовых гигантов происходит практически так же как на твердых планетах, но Солнце нагревает только верхний слой атмосферы и ветры достигают высоких скоростей за счет большой разности температур в верхних и нижних слоях атмосферы. Обе гипотезы имеют свои недостатки, но ни одна из них не объясняет мощных ветров именно на экваторе планеты.
Для объяснения этого явления, скорее всего, придется проводить долговременные измерения ветров в экваториальной области Сатурна, их сезонные изменения и зависимость от интенсивности излучения Солнца.
2 июня с космодрома Байконур к Марсу отправился европейский исследовательский зонд Mars Express, на борту которого находится спускаемый аппарат Beagle 2, созданный в Великобритании. До цели зонду лететь еще полгода, а наземный ЦУП, который находится в Дармштадте (Германия), уже проводит проверки бортового оборудования. Например, Beagle 2 вчера успешно прошел первый тест. Он состоял в том, что по команде с Земли были отвинчены три болта, удерживавших спускаемый аппарат вместе с зондом Mars Express во время запуска.
Через некоторое время инженерам ЦУПа предстоит произвести кратковременное включение бортового двигателя для коррекции траектории движения Mars Express'а к Марсу.
Туманность Trifid (трехнадрезная, трехраздельная) в каталоге фигурирует под наименованием M20. Она находится в нашей галактике Млечный Путь на расстоянии около 9 тысяч световых лет от нас. Увидеть ее можно только в хороший телескоп (лучше в ультрафиолетовый). Выглядит она очень эффектно.
Представленный здесь снимок был сделан с помощью космического телескопа Hubble. На нем видно, что эта туманность представляет собой облако газа и пыли, подсвечиваемое изнутри большой центральной звездой, масса которой в несколько раз превышает массу нашего Солнца. Звезда эта не видна за облаками пыли, но ее мощное ультрафиолетовое излучение ионизирует газ, разогревает пыль и вообще красиво освещает этот кусочек Вселенной.
("Россия-Он-Лайн" по материалам Space.com).
На днях к Марсу стартовал европейский зонд Mars Express, в течение июня туда же должны отправиться два американских зонда-близнеца. Все они должны прилететь к Красной планете в декабре-январе. Но есть и еще один космический аппарат, который сейчас находится на пути к Марсу. Это - японский зонд Nozomi, дорога которого оказалась очень извилистой.
Он был запущен к Марсу почти 5 лет назад в июле 1998 г., но до Марса пока не добрался из-за разных технических проблем. Неприятности начались в декабре 1998 г. во время маневра при облете Земли, в результате которого Nozomi должен был выйти на нужную траекторию, чтобы прибыть к Марсу в октябре 1999 г. Однако из-за неполадок с двигателем это сделать не удалось, и Nozomi пошел на новый виток вокруг Солнца. А инженеры из ЦУПа стали выбирать новую траекторию его движения, чтобы суметь и до Марса добраться и сохранить топливо для маневров на его орбите.
Однако на этом неприятности не закончились. На зонде вышел из строя передатчик S-диапазона, так что сейчас для связи с Землей на нем остался только передатчик X-диапазона. Кроме того, солнечные панели Nozomi пострадали во время одной из мощных вспышек на Солнце, и вышла из строя система питания. Одно время зонд даже был объявлен потерянным, но, через несколько месяцев связь с ним была восстановлена (не зря его назвали Nozomi - по-японски "надежда", а надежда, как известно, умирает последней).
В декабре прошлого года Nozomi успешно произвел маневр в гравитационном поле, и еще один аналогичный маневр ему предстоит совершить 19 июня этого года. И если все пройдет нормально, то в декабре-январе Nozomi сможет выйти на околомарсианскую орбиту.
На орбите Марса Nozomi должен будет заняться исследованиями верхних слоев атмосферы этой планеты и ее взаимодействием с солнечным ветром. Кроме того, в научной программе Nozomi значатся исследования магнитного поля Марса, фотографирование поверхности этой планеты и ее двух спутников Фобоса и Деймоса.
6 июня в 5 часов 00 минут по московскому времени осуществлен вывоз ракетно-космического комплекса "Союз" из монтажно-испытательного корпуса на стартовую площадку. Ракета-носитель "Союз-У" с космическим кораблем "Прогресс М1-10" под обтекателем установлена на 5-й пусковой установке 1-й площадки. Начались работы по программе первого стартового дня.
Запуск космического корабля "Прогресс М1-10" планируется осуществить 8 июня 2003 г. в 14 ч 34 мин по московскому времени.
8 июня NASA официально присвоит собственные имена двум марсианским станциям, которые в настоящее время имеют обозначения MER-A и MER-B. Это произойдет всего за четыре часа до того, как к Красной планете отправится первая из них. Оба названия были выбраны по результатам конкурса, проведенного аэрокосмического ведомства. Его итоги держатся в секрете от публики.
Шторм, пронесшийся над штатом Техас, вынудил отложить проведение намеченного на 5 июня эксперимента по изучению последствий соударения куска изоляции с обшивкой «шаттла». Исследования в этом направлении ведутся в Юго-западном научно-исследовательском институте в Сан-Антонио. Сроки новой попытки пока не определены. Исследователи выразили свое разочарование в связи с отсрочкой, так как на данный эксперимент возлагались большие надежды в плане выяснения причин гибели Columbia.
В конце мая - начале июня нынешнего года с ракетного полигона на острове Уоллопс, шт. Вирджиния, США, были осуществлены успешные пуски двух геофизических ракет типа Black Brant-XI (полетные задания 39.005 DP и 39.006 DP). Запуски осуществлялись специалистами NASA, но научная программа в обоих случаях была подготовлена армейскими учеными. Первый пуск состоялся 30 мая в 09:35 UTC, а второй 2 июня также в 09:35 UTC. О подробностях не сообщается.
К сентябрю текущего года будет полностью профинансирована программа строительства космодрома и его инCфраструктуры на острове Куру /Французская Гвиана/, где в запусках будет использована российская ракета-носитель среднего класса, аналог ракет13"00юз".
&ШТОРМ проект реализуется согласно соглашению между Росавиакосмосом и Европейским космическим агентством /ЕКА/.
Об этом в эксклюзивном интервью в четверг РИА "Новости" заявил глава Росавиакосмоса Юрий Коптев.
"На сегодняшний день уже четыре европейские страны, входящие в ЕКА, приняли решение о финансировании этого проекта, что составляет 62 проц от необходимых средств,- отметил он.- До сентября еще восемь европейских стран сообщат о своем финансовом вкладе в проект".
Коптев сообщил, что Россия не будет финансировать строительство космодрома и его инфраструктуры, она внесет свой вклад в качестве своей ракеты-носителя, которую создаст для этого космодрома.
Он отметил также, что космодром на Куру будет использован для коммерческих запусков космических аппаратов.
Первый старт российской ракеты планируется осуществить в 2006 году. До этого времени на космодроме будет построена специальная стартовая площадка. Проект оценивается в 314 млн евро, сказал Юрий Коптев.
Продолжается подготовка к запуску на Международную космическую станцию российского транспортного грузового корабля "Прогресс М1-10".
5 июня в монтажно-испытательном корпусе завершена общая сборка ракеты-носителя с головным блоком.
Сгорела в атмосфере последняя ступень ракеты-носителя «Циклон-3» (20390 / 1989 100В), с помощью которой 27 декабря 1989 года на околоземную орбиту был выведен военный космический аппарат «Космос-2053». Вхождение в атмосферу произошло 5 июня в 04:09 UTC (08:08 мск) над точкой с координатами 40 град. ю.ш. и 23 град. з.д.
Продолжается подготовка к запуску на Международную космическую станцию российского транспортного грузового корабля "Прогресс М1-10".
4 июня головной блок ракеты-носителя "Союз-У" с космическим кораблем "Прогресс М1-10" отправлен из монтажно-испытательного корпуса космических аппаратов на общую сборку.
3 июня председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал постановление правительства № 323 «Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН». На Российское авиационно-космическое агентство возложена ответственность за участие в работе Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет по космосу), Международного комитета по контролю над наркотическими средствами, в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в Программе ООН по контролю за наркотическими средствами, во Всемирной метеорологической организации (ВМО), в Международном союзе электросвязи (МСЭ), в Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в Международной организации по стандартизации (ИСО), в Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальском протоколе о запрещении веществ, разрушающих озоновый слой.
На сайте комиссии по расследованию причин катастрофы космического корабля Columbia размещена презентация, представленная на состоявшемся 4 июня в Хьюстоне, шт. Техас, брифинге для журналистов. Материалы касаются результатов натурных испытаний, проведенных в Юго-западном научно-исследовательском институте в Сан-Антонио, шт. Техас, по моделированию ситуации соударения куска изоляции с обшивкой «шаттла» на 82-й секунде полета. На представленных фотографиях хорошо видны результаты такого воздействия, полученные на стенде, а также содержится краткое описание условий, при которых происходили испытания.
На НПО ПМ завершился очередной этап работы по контракту с итальянской фирмой Alenia Spazio (Аления Спацио), в результате которого был создан и испытан Демонстратор системы спутниковой связи (SDRS), предназначенный для имитации условий высокоэллиптической орбиты в системе управления авиаперелетов через Северный полюс. Генеральным заказчиком проекта выступило Итальянское космическое агентство. На испытаниях Демонстратора присутствовали специалисты от Alenia Spazio и эксперт по качеству от Итальянского космического агентства. По словам зарубежных специалистов, работа была выполнена на высоком уровне.
Стоит отметить, что на данном этапе НПО ПМ продемонстрировало заказчику, что существует реальная возможность управления кросс-полярными перелетами при помощи спутника. Предполагается, что этим летом пройдет окончательное рассмотрение Демонстратора Итальянским космическим агентством. Заметим, что этот шаг во многом определит дальнейшее участие НПО ПМ в проекте "Северный воздушный мост", так как следующим этапом является создание экспериментального спутника связи на высокоэллиптической орбите.
Подчеркнем, что НПО ПМ имеет, пожалуй, самый значительный среди космических фирм опыт создания подобных систем связи, охватывающих все северное полушарие. На его счету - более 130 космических аппаратов, выведенных на высокоэллиптическую орбиту. Стоит отметить, что для края проект "Северный воздушный мост" особенно актуален, поскольку наиболее реальные маршруты кросс-полярных перелетов пролегают через Красноярский регион. По мнению разработчиков, если самолеты полетят над Сибирью, то Красноярск смело можно будет назвать перевалочным пунктом на пути из Америки в Азию.
"Партнерство России и Европы в области космоса по его масштабности без преувеличения можно назвать стратегическим". Такой комментарий официального представителя МИД России Александра Яковенко распространяет департамент информации и печати министерства. А.Яковенко отметил, что на заседании в Париже 27 мая Совет Европейского космического агентства (ЕКА) на министерском уровне дал "зеленый свет" реализации проекта создания инфраструктуры запуска ракет-носителей "Союз" в Гвианском космическом центре Куру. Принятое решение предусматривает выделение на данную программу около 314 млн. евро. Франция, которая выступила наиболее последовательной сторонницей этого проекта, берет на себя основную финансовую нагрузку. Остальные расходы поделят Германия, Бельгия, Австрия, Испания, Италия и Швейцария. К осени 2003г. намечено подготовить к подписанию комплект соглашений и контрактов, которые составят юридическую базу проекта, а также необходимую техническую документацию с тем, чтобы до конца текущего года начать полномасштабные строительные работы на Куру, которые продлятся около 2,5 лет. По оценкам экспертов, первые запуски "Союза" во Французской Гвиане можно будет осуществить в 1-ой половине 2006г. По мнению авторитетных европейских экспертов, взаимодействие Европы с Россией в космической отрасли – это "стратегически обоснованный и политически важный для Европы выбор".
Новая трехмерная карта окрестностей Солнечной системы отображает область Галактики размером порядка 1000 световых лет. Судя по ней, Солнечная система находится в центральной части большой "дыры" в Галактической плоскости, оставленной, по всей видимости, звездой, взорвавшейся один-два миллиона лет назад. Карта создана астрономами из Калифорнийского университета в Беркли и их французскими коллегами.
Карта меняет устоявшиеся представления об окрестностях Солнца. По ним, наша система располагается как раз в середине огромного облака горячего газа - нагретого до миллиона градусов водорода, плотность которого в 100-1000 раз меньше, чем средняя плотность межзвездного газа в Солнечной системе. Газовый "пузырь" окружен "стеной" из более плотного холодного газа.
Теперь же выяснилось, что в окрестностях Солнечной системы имеются нерегулярные полости газа низкой плотности, который прорывается сквозь окружающие его плотные газовые стены, создавая в них своеобразные "туннели". Астрономы полагают, что связанные друг с другом газовые полости, напоминающие структуру губки, образовались в результате взрыва сверхновых либо под действием необычайно сильных межзвездных ветров, "выдувших" газ из обширных регионов, которые впоследствии, при столкновениях друг с другом, образовали соединительные каналы.
Если подобная структура из связанных друг с другом газовых полостей характерна для всей Галактики, а не только ближайших окрестностей Солнца, это открытие станет весьма убедительным подтверждением современной теории строения Галактики, которой вот уже три десятка лет.
На данный момент о происхождении полостей в межзвездном газе можно только догадываться. Газовая полость, в которой находимся мы, образовалась несколько миллионов лет назад под действием либо взрыва сверхновой, проделавшей "дыру" в галактической плоскости, либо мощного звездного ветра от десяти или более горячих звезд, либо мощной гамма-вспышки, или даже при прохождении через регион массивной звезды.
Разрешить загадку происхождения газовых полостей ученые надеются с помощью созданных в Беркли спутника CHIPS (Cosmic Hot Interstellar Plasma Spectrometer), запущенного в декабре прошлого года, и спектрометра SPEAR (Spectroscopy of Plasma Evolution from Astrophysical Radiation), который должен быть установлен на борту корейского спутника KAISTSAT-4, и спутника НАСА FUSE (Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer), который уже ведет поиски горячего газа. Ключевым же фактором, обусловившим возможность создания карты, стали данные, полученные с помощью европейского спутника Hipparcos ("Гиппарх"). Они позволили с высокой точностью определить расстояния до ближайших к нам звезд, значительно уточнив предыдущие значения, полученные с Земли с помощью измерений их параллакса.
(CNews.ru по материалам SpaceDaily).
4 июня 2003 года в 19:23 UTC (23:23 мск) с 1-й пусковой установки 132-й стартовой площадки 1-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ Плесецк боевыми расчетами Космических войск РФ осуществлен пуск ракеты-носителя "Космос-3М", которая вывела в космос спутник "Космос-2398" (27818 / 2003 023A). Запуск осуществлен в интересах Министерства обороны РФ.
Официально о назначении космического аппарата ничего не сообщается, но эксперты полагают, что это военный навигационный спутник. системы. Данные аппараты изготавливаются в НПО прикладной механики в г. Железногорск, Красноярский край. Их масса 820 кг. В различных источниках они имеют разные обозначения 11Ф627, "Парус", "Циклон-Б".
Командующий Космическими войсками генерал-полковник Анатолий Перминов высоко оценил профессионализм и слаженность в действиях испытателей и боевых расчетов пуска космодрома Плесецк, передает РИА "Новости".
С успешным проведением запуска боевой расчет также поздравила полномочный представитель президента России по Северо-Западному федеральному округу Валентина Матвиенко. В день запуска она работала на космодроме и посетила ряд объектов, где ей были продемонстрированы образцы новой техники, показан алгоритм подготовки ракет-носителей и космических аппаратов к запускам. Валентина Матвиенко ознакомилась с ходом строительства площадки под новую ракету-носитель "Ангара", а также посетила переоборудованный стартовый комплекс под новейшую ракету-носитель "Союз-2", отметили в пресс-службе Космических войск.
В 20:27 UTC (5 июня в 00:27 мск) спутник вышел на целевую орбиту с параметрами:
наклонеие орбиты - 83 град.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 967 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 1014 км.
"Экипаж космического корабля Columbia можно было бы спасти, если бы заранее стало известно о его повреждении, а вот сам "шаттл" был обречен", - пишет Джеймс Оберг (James Oberg) на страницах NBC News. Таков смысл 34-страничного внутреннего доклада NASA, попавшего в распоряжение издания.
В течение всего двухнедельного полета Columbia журналисты обсуждали характер возможных повреждений обшивки корабля от удара куска изоляции на 81-й секунде миссии, но никогда всерьез не рассматривался вопрос об организации спасательной экспедиции, так как никто не видел в ней необходимости. Уже после трагедии комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы попросила сотрудников NASA рассмотреть возможные сценарии спасения экипажа, которые могли бы быть реализованы в кризисной ситуации.
Группа экспертов во главе с Джоном Шэнноном (John Shannon) рассмотрела различные варианты: спасательную миссию, ремонт на орбите, изменение параметров входа в атмосферу. 22 мая доклад был представлен "комиссии Гемана" и чуть позже в сокращенном виде оглашен перед журналистами.
В полном варианте доклада, попавшем в руки NBC News, подробно расписаны все действия как астронавтов, так и наземных служб. Специалисты при разработке возможных сценариев исходили из двух предпосылок:
1. О катастрофическом повреждении обшивки Columbia стало бы известно сразу же после старта.
2. NASA было бы готово рискнуть запустить "шаттл" Atlantis ранее запланированного срока.
В этом случае, на 3-й день полетом должно было бы быть проведено фотографирование корабля с помощью военных наземных систем наблюдения и с помощью разведывательных спутников. В это же время экипаж должен был готовиться к выходу в открытый космос, который мог бы состояться на 5-й день полета.
Эта работа вне корабля должна была отличаться от обычных выходов, так как, во-первых, он заранее не планировался, а, во-вторых, астронавтам пришлось бы принять дополнительные меры предосторожности, чтобы еще более не повредить теплозащитное покрытие. Фотографирование места повреждения и визуальный осмотр помогли бы установить степень повреждений.
Последующие 20 дней должны были быть потрачены на подготовку к старту Atlantis, а экипажу экономить расходные материалы, чтобы сделать возможным 30-суточное пребывание корабля на орбите. Если к тому времени "шаттл" не удалось бы подготовить к старту, то оставшиеся запасы воздуха на Columbia предполагалось бы использовать для двух дополнительных выходов в открытый космос, в ходе которых астронавты попытались бы заделать пробоину в теплозащитном покрытии.
Для этого предполагалось использовать подручные материалы из списка оборудования Columbia и научного модуля Spacehab. В докладе приводится подробный список этих материалов: от металлических деталей до канистр с водой. Все это помогло бы на время сдержать поток плазмы и сделать возможным приземление корабля. Но это только в случае единичной пробоины. Если бы повреждения были бы более масштабны, то ремонт становился бы проблематичным.
После проведения ремонта и облегчения корабля за счет выброса в космическое пространство части грузов, можно было бы попытаться посадить корабль. Анализ изменения угла входа в атмосферу и возможность перераспределения при этом тепловых нагрузок показал, что нужного эффекта при этом не достигается. Однако, проведенный ремонт мог бы обеспечить возможность покидания экипажем кабины корабля на высоте около 10 км. Дальнейшее снижение Columbia происходило бы в автоматическом режиме.
Как полагают специалисты, единственным надежным вариантом спасения все-таки следует признать запуск второго "шаттла". В этом случае оба корабля бы сблизились и два члена экипажа Atlantis вышли бы в открытый космос и доставили в шлюзовую камеру Columbia два пустых скафандра. Обратно на борт своего корабля они возвратились бы в сопровождении двух членов экипажа гибнущего "шаттла". Эта операция должна была быть повторена трижды. Atlantis с 11 астронавтами на борту должен был приземлиться на мысе Канаверал через сутки после окончания эвакуации. Ну а поврежденный "шаттл" предполагалось свести с орбиты и затопить в Тихом океане.
Сейчас легко составлять различные сценарии и рассуждать о том, что было бы, если бы… История, как все знают, не имеет сослагательного наклонения и мы имеем то, что имеем - Columbia погибла и ее уже не вернешь.
В американском аэрокосмическом ведомстве окончательно определились с датой запуска марсианского зонда MER-A. Старт состоится 8 июня 2003 года в 18:05:55 UTC. К пункту назначения космический аппарат прибудет в январе 2004 года.
Компьютерное моделирование и анализ результатов натурных испытаний на минувшей недели в Юго-западном научно-исследовательском институте дают специалистам основание полагать, что намеченные на 5 июня эксперименты по изучению воздействия кусков изоляции на обшивку "шаттла" помогут наконец-то получить ответ на волнующих всех вопрос: "Были ли фатальными повреждения космического корабля Columbia на 82-й секунде полета?" Правда, это не будет означать, что причина трагедии будет определена со 100-процентной точностью, но какой-то свет пролить все-таки удастся. Как известно, именно удар куска изоляции по кромке левого крыла Columbia при старте считается наиболее вероятной версией случившегося, но вот доказать это пока никак не удается и вряд ли удастся.
В Космический центр имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида, доставлены очередные модули Международной космической станции (МКС) - модуль Node-2, изготовленный в Италии по заказу NASA для Европейского космического агентства, и японский экспериментальный модуль Kibo. На космодроме новые фрагменты МКС пройдут проверки и предполетную подготовку, а потом на кораблях многоразового использования будут доставлены на орбиту. Правда, неизвестно когда это произойдет - из-за аварии Columbia полеты "шаттлов" приостановлены и пока неизвестно, когда возобновятся.
NASA приняло решение отменить миссию SPIDER (Spectroscopy and Photometry of the IGMs Diffuse Radiation) по программе небольших исследовательских спутников (SMEX) из-за опасения, что основной прибор космического аппарата будет иметь меньшую чувствительность, чем рассчитывали в аэрокосмическом ведомстве. Решение об отмене полета было принято еще 20 мая, но стало известно только сейчас. Эта миссия была выбрана в июле прошлого года в числе двух научно-исследовательских миссий. Его стоимость оценивалась в 89 миллионов долларов. Запуск спутника предполагалось осуществить в 2005 году.
Инициатор и руководитель работ по SPIDER профессор Бостонского университета Суприа Чакрабарти (Supriya Chakrabarti) выразил сожаление в связи с отменой миссии и заявил, что в ближайшее время был намерен представить на суд специалистов "разумное решение проблемы". "Но теперь это уже не имеет смысла", - заявил ученый.
На американском аукционе e-Bay выставлен на продажу советский спутник.
В описании лота на сайте аукциона продавец - американская фирма, специализирующаяся на антиквариате времен СССР, - утверждает, что продающийся предмет является одним из советских спутников 1950-х годов модели ПС-1, который почти идентичен первому космическому аппарату, запущенному на орбиту в 1957 году.
В описании утверждается, что было построено несколько спутников для испытаний и других целей.
Согласно заявлению продавца, раритет был обнаружен в научном институте неподалеку от Киева. Он, как утверждается на сайте, легче, чем спутник, летавший в космос, поскольку радиотехника была снята с него в 60-ые годы в целях соблюдения режима секретности, сообщает РИА 'Новости'.
Начальная цена на этот предмет составила 25 тысяч долларов. Торги продлятся до 5 июня.
На момент публикации материала были поданы 4 заявки на этот лот. После четырех заявок цена на спутник составила 26 тысяч 100 долларов.
Кроме того, здесь же можно купить настоящий гидрокостюм советского космонавта с надписью "СССР". Вот описание этого лота на сайте аукциона:
"Товарищ космонавт, в случае приземления на воду, пожалуйста, оденьте специальный оранжевый костюм, который располагается под вашим сиденьем". Если вас зовут не Деннис Тито (первый космический турист) или вы не бывший космонавт, то вы наверняка не слышали это объявление перед полетом. Космонавты использовали подобные этому гидрокостюмы, когда их корабли приземлялись в море. Это модель 60-80-х годов, она находится в отличном состоянии".
Начальная цена костюма - 445 долларов. На момент публикации материала заявок на этот лот подано не было. Торги будут прекращены 10 июня.
Продолжается полет европейского межпланетного зонда Mars Express. 4 июня около 05:00 UTC (09:00 мск) аппарат пересек орбиту Луны.
Но рандеву двух небесных тел (естественного и искусственного) не было, так как траектория полета Mars Express лежит вне плоскости орбиты Луны.
На сегодня запланированы еще две операции, связанные с полетом зонда. Во-первых, будет ослаблено крепление посадочного модуля Beagle-2, который был жестко зафиксирован на Mars Express при старте. А, во-вторых,
поздно вечером предполагается произвести коррекцию траектории полета.
Рано утром 4 июня на космодроме Байконур состоялся вывоз на стартовую позицию ракеты-носителя "Протон-К", который должен вывести на околоземную орбиту американский телекоммуникационный спутник АМС-9. Ракета установлена на 39-й пусковой установке 200-й площадки космодрома.
Старт "Протона-К" запланирован на 6 июня в 22:15:15 UTC (7 июня в 02:15:15 мск). Первый в этом году коммерческий запуск планировался еще в конце апреля, однако из-за неполадок в разгонном блоке "Бриз-М" старт был отложен.
Страховое Открытое Акционерное Общество "Русский Страховой Центр" произвёло выплату более 12 млн. руб. страхового возмещения НИЦ им. Г.Н. Бабакина в связи с пропажей космического аппарата КД-2. Как сообщили АБН (www.abnews.ru) в пресс-службе страховщика, уникальный космический проект предполагал запуск ракеты-носителя "Волна" с борта атомной подводной лодки типа "Кальмар", выведение КД-2 на суборбитальную траекторию и выполнение демонстрационных операций по входу в атмосферу, спуску и посадке аппарата с надувным тормозным устройством. Работа по выявлению причин нештатной ситуации, возникшей 12 июля 2002г. при проведении пуска РН "Волна" с КД-2, проводилась межведомственной комиссией, в состав которой входили представители СОАО "РСЦ". Отметим, что среди предоставленных "РСЦ" страховых покрытий в области космической деятельности следует отметить страхование вывода на орбиту первого элемента международной космической станции - функционального грузового блока "Заря" в 1998г., страхование запусков КА "Метеор" и КА "Экран" (ЦЭНКИ) в 2001г., осуществленных в рамках Федеральной космической программы. Напомним, что СОАО "Русский Страховой Центр" учреждено в 1992г. Лицензии Министерства финансов N4286Д и ФСБ РФ позволяют "РСЦ" осуществлять свыше 73 вида страхования, в том числе с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Одним из акционеров компании является ФГУП "Рособоронэспорт".
Вторая космическая конференция по материаловедению открылась сегодня в Калуге. Она собрала более 70 ведущих ученых из 30 институтов Москвы, Санкт-Петербурга, Королева и Новосибирска. Калугу представляет научно-исследовательский институт космического материаловедения. Организаторами конференции стали Совет по космосу РАН, министерство промышленности, науки и технологий. Как сообщает калужская радиостанция "ОКА", тематика симпозиума включает научные работы о росте неорганических кристаллов и биокристаллов в условиях микрогривитации, физики жидкости и процессе горения в условиях космоса. Почетным гостем этой четырехдневной конференции стал космонавт Сергей Авдеев.
Используя высокотехнологичные детали, приобретенные через Интернет, один новозеландский умелец строит у себя в гараже… крылатую ракету. В послании для тех, кто хочет последовать его примеру, "левша" утверждает: "Чтобы собрать ракету совсем не нужно быть большим ученым в этой области".
По словам Брюса Симпсона, он планирует опубликовать на своем веб-сайте пошаговую инструкцию создания ракеты с реактивным двигателем, способной преодолевать расстояние в 100 км менее чем за 15 минут, пишет газета New Zealand Herald.
Ракета может нести небольшую боеголовку весом в 10 кг. Как утверждает механик-любитель, никакие ВВС остановить ее не смогут.
49-летний Симпсон, являющийся по профессии разработчиком Интернет сайтов, отмечает, что его ракетный проект, стоимость которого не превышает 5.000 новозеландских долларов (2,850 долларов США), направлен на то, чтобы предупредить правительства всех стран о том, сколь легко могут террористы последовать его примеру.
"Безусловно, цель моего проекта - не дать в руки террористов или других социально опасных элементов схемы создания крылатых ракет, но доказать, что все страны и государства должны быть готовы к подобным атакам не только из-за рубежа, но и в пределах своих собственных границ", - говорится в послании Симпссона, опубликованном на его сайте.
Пока нет окончательной ясности с датой запуска американского межпланетного зонда MER-A. Лишь сегодня в NASA намерены определить, когда станция
отправится в путь. И хотя специалисты продолжают ориентироваться на 8 июня, полной уверенности в этом нет. Но будем надеяться, что европейский зонд
Mars Express не окажется одиноким на своем пути к Красной планете.
В Австралии разрабатывается технология, которая позволит самолету (или космическому аппарату) самостоятельно проводить диагностику и, при необходимости, ремонтировать неисправные узлы и системы без вмешательства человека. Разработчик - научно-промышленная исследовательская организация CSIRO (Commonwealth Scientific & Industrial Research Organisation).
Новая технология основана на принципе так называемых "интеллектуальных поверхностей". Они представляют собой системы с искусственным интеллектом, обладающие достаточной гибкостью, чтобы эффективно действовать в непредвиденных ситуациях. Благодаря самоконфигурируемости, самовосстанавливаемости и адаптивности к новым условиям они могут эффективно работать при минимальном вмешательстве человека. Согласно определению, предлагаемому разработчиками, "интеллектуальная поверхность - это среда, состоящая из многочисленных элементов, которые способны "чувствовать" и "действовать", обмениваться информацией друг с другом, "понимать" ситуацию, а также взаимодействовать с человеком, обеспечивая при этом высокую надежность, самоуправляемость и масштабируемость".
"Интеллектуальные поверхности когда-нибудь заменят существующие тяжеловесные инженерные системы, в которых каждое увеличение сложности всего комплекса ведет только к повышению вероятности поломок, которых можно избежать благодаря предлагаемому новому подходу, - заявил доктор Джефф Джеймс (Geoff James), руководитель проекта. - Потребность в этом новом подходе проиллюстрировала трагедия с разрушением в феврале шаттла "Колумбия", которое, по всей видимости, стало следствием разрушения плиточного покрытия вследствие непредвиденного удара. Это событие продемонстрировало, что даже самое тщательное инженерное обследование и пристальное внимание специалистов не могут гарантировать отсутствия сбоев. Новый способ создания сложных систем изначально основывается на том, что человеческие ошибки и неожиданные события неизбежны, и базируется на гибкости, которая позволит обнаруживать аномалии еще до того, как они приведут к поломкам, создавая, тем самым, истинно интеллектуальные поверхности, которые смогут самостоятельно заделывать образовавшиеся пробоины".
"Интеллектуальные поверхности" найдут применение не только в авиации. Они смогут управлять заводами и производственными процессами, следить за скотом на фермах и урожаем, а также, к примеру, обобщать данные по состоянию здоровья и распространять их по всему региону. Они смогут радикально изменить сам характер взаимоотношений человека и окружающего мира, позволяя аккумулировать информацию, распределять ее и использовать для принятия решений.
В Санкт-петербургском издательстве "Галея Принт" вышла из печати книга "Космос: день за днем. Апрель - июнь". Ее авторы, Дмитрий Исаакович и
Сергей Дмитриевич Манты, рассказывают на ее страницах о космических событиях, календарно связанных с 4-м, 5-м и 6-м месяцами года. Тираж - 800 экз.
Семейство лун самой большой планеты Солнечной системы Юпитера увеличилось еще на одного члена. На минувшей неделе Международный астрономический союз объявил об открытии спутника, получившего предварительное обозначение S/2003 J21. Это удалось сделать команде астрономов во главе с профессором Университета Британской Колумбии Бреттом Глэдманом (Brett Gladman), работавшей на Канадско-французско-гавайском телескопе. Впервые новый спутник увидели на фотографии, сделанной 6 февраля нынешнего года, а затем открытие было подтверждено в результате наблюдений в феврале, марте и апреле.
Теперь у Юпитера известны 61 спутник.
Чем ближе окончание расследования причин катастрофы космического корабля Columbia, тем чаще и чаще звучит вопрос: “Когда состоится следующий полет “шаттла”?” И хотя многие оптимисты в NASA называют в качестве возможной даты 1 октября нынешнего года, им мало кто верит. Также как и в дату, прозвучавшую в минувшем месяце из уст Джеймса Халселла (James Halsell), отвечающего в аэрокосмическом ведомстве за координацию усилий по возобновлению пилотируемых полетов - 3 декабря. Независимые эксперты чаще всего ориентируются на период январь-апрель 2004 года, но это также чисто эмпирически, так как никто не знает, какие рекомендации будут сформулированы в заключении “комиссии Гемана”. Работы много, признают в NASA, но она будет сделана и астронавты смогут вновь отправится на работу в космос.
Сегодня на ленте новостей уже цитировалось сообщение ntv.ru о царящем в США буме на космические ритуальные услуги. Вот некоторые подробности о деятельности компании Celestis, занимающаяся похоронами в космосе. Стоит данная услуга от 995 долларов (самое последнее предложение компании). В данный момент 78 человек считаются похороненными в космосе. Среди них, в основном, люди, которые были увлечены идеей космических полетов, но только таким образом смогли прикоснуться ко Вселенной. Из известных личностей можно назвать Джина Родденберри (Gene Roddenberry), одного из создателей сериала Star Treck, и Юджина Шумейкера (Eugene Shoemaker), известного астронома.
Намеченный на декабрь нынешнего запуск космического аппарата Celestis-5 с прахом нескольких десятков людей, станет шестой подобной миссией и пятой, в которой в качестве места захоронения используется околоземная орбита.
Первый подобный пуск состоялся 21 апреля 1997 года и носил название “The Founders’ Flight”. В его ходе на околоземную орбиту были доставлены капсула с прахом следующих землян:
AISNER Mark David, 1903 - 1992.
ATA Katsuya Stephen, 1991 - 1996.
BOUTILIER John, 1930 - 1995.
CONTI Gerald G., 1916 - 1991.
EHRICKE Krafft A., 1917 - 1984.
ELLIOTT Harvey B., 1934 - 1995.
EWING Joseph W., Jr., 1942 - 1996.
FALTER Andre Dan, 1953 - 1994.
FARMER Bill, 1910 - 1995.
FRANKLIN Beauford R., 1922 - 1994.
HAMLIN Benson, 1915 - 1996.
HAWLEY Todd, 1961 - 1995.
HEAD Richard S., 1904 - 1994.
HEAGERTY Patrick, 1955 - 1996.
KUHL James C., 1921 - 1990.
LAMKIN Omer, 1925 - 1985.
LEARY Timothy, 1920 - 1996.
MAYER Wallace W., 1916 - 1996.
O’NEILL Gerald K., 1927 - 1992.
RODDENBERRY Gene, 1921 - 1991.
SHARPE James W., 1958 - 1995.
SLACK Charles William III, 1953 - 1995.
SPELLMAN James, Sr., 1930 - 1996.
STERRETT John Kenneth, 1922 - 1983.
Вторые похороны под девизом “The Ad Astra Flight” прошли 10 февраля 1998 года. Были захоронены:
CHESTON Stephen T., 1941 - 1997.
COUKART Fred, 1925 - 1997.
DAVEY Thomas F., 1918 - 1996.
ELSBERRY Daniel Neil, 1966 - 1996.
FIELD Jacqueline A., 1937 - 1997.
GAUVAIN Stephen S., 1945 - 1996.
HANNON Jean Paula Krieg, 1937 - 1997.
HOEK Danny van der, 1982 - 1997.
INGRAM Joe E., 1932 - 1996.
JOSEPHSON Vernal, 1913 - 1997.
LAMBERT Michael A., 1965 - 1997.
LUOMA Lloyd G., 1925 - 1997.
PARKIN William, Jr., 1977 - 1997.
PRYOR Paul Loar, 1912 - 1997.
ROBINSON Theresa, 1920 - 1996.
ROSSELL Rafael R., 1931 - 1997.
ROWE Curt D., 1954 - 1994.
SANTORE Anthony F., 1911 - 1992.
TELESCO-SANTORE Catherine, 1914 - 1997.
SMITH Shirley, 1933 - 1996.
SWANSTROM Bobbie Joy, 1952 - 1997.
TABER John W., 1915 - 1997.
TRONDSEN Daniel C., 1951 - 1997.
WIDING Raymond V., 1909 - 1997.
WISCHMEYER Irving J., 1921 - 1997.
31 июля 1999 года состоялись похороны на Луне. В тот день завершился полет американского межпланетного зонда Lunar Prospector, который был сведен с орбиты и упал на поверхность нашего естественного спутника. Кроме аппаратуры, на борту зонда находилась капсула с прахом известного астронома Юджина Шумейкера (Eugene Shoemaker), погибшего в автокатастрофе незадолго до старта космического аппарата.
Третьи похороны на околоземной орбите прошли 20 декабря 1999 года под девизом “The Millennial Flight”. Список захороненных:
BENNETT Charles Oren, 1928 - 1999.
BERMAN Carol Marks, 1932 - 1999.
BROUSSARD Phyllis Schmid, 1920 - 1999.
BROWN Gregory August Allyn, 1984 - 1999.
CARR Charles, 1956 - 1999.
CHOW Fung Yau, 1947 - 1999.
CLOSE Gary Jay, 1940 - 1999.
CODDINGTON Brian Reed, 1974 - 1998.
COMPTON David Ralph, 1944 - 1999.
DERY Omer, 1927 - 1999.
HAMILTON Charles L., Jr., 1943 - 1997.
HENSELEIGH Robert Hollis, 1918 - 1989.
INAMURA Takaaki, 1927 - 1999.
KANEFIELD Jon Samuel, 1956 - 1998.
KASAMATSU Koji, 1967 - 1995.
KRAUSE Carola, 1983 - 1999.
LEASURE John R., Jr., 1949 - 1998.
LILLY William Joseph, 1962 - 1996.
MICHINO Tomoyuki, 1972 - 1998.
MYERS Ricky Alan, 1972 - 1999.
MULDER Cornelius Martinas Johannes (Kees), 1969 - 1998.
MULLOY Dan, 1972 - 1997.
PARKS Gary D., 1955 - 1998.
STEED Benjamin, 1962 - 1999.
TAMBURO Joseph Edward, Jr., 1951 - 1998.
TAWARA Kikuko, 1932 - 1999.
VITTI Jim C., 1957 - 1999.
WADA Takao, 1938 - 1997.
Последние, на сегодняшний день, похороны состоялись 21 сентября 2001 года под девизом “The Odyssey Flight”. В тот день на околоземной орбите предполагалось захоронить:
BARINGER Jason Michael, 1981 - 2001.
BURGHARDT Emanuel F., 1946 - 2001.
CASTRO Raul, 1939 - 2000.
CLAY Charles Stafford, 1916 - 2001.
CORE David, 1906 - 2001.
CORE Inez Mae (Geske), 1910 - 1982.
DUANE William Richard Galt, Jr., 1928 - 1996.
DUTTON Jeffrey William, 1950 - 1996.
GENEST Allyson Diana, 1961 - 1999.
GRIFFIN Ian Michael, 1971 - 2000.
HAGOOD Robert Walker III, 1946 - 2000.
HAHN Robert Ronald, 1939 - 2000.
HART Marcus, ??.
JOHNSON Nancy Lewis, 1925 - 1998.
KELLEY Thomas Gerald, 1945 - 2000.
KERRIGAN Francis J., 1949 - 2000.
KNOWLES Lisa, 1965 - 2001.
KOJIMA Yoshihiro, 1970 - 2000.
KOJIMA Yusuke, 1925 - 1997.
LOMBARD Patrick Winthrop, 1971 - 2001.
LUNSFORD Daniel, 1951 - 2001.
MASUMOTO Sadao, 1942 - 2000.
MATTOON Douglas Joseph, 1946 - 2000.
McCORMICK Robert Edward, 1946 - 2000.
MILLER Charles Augustus, 1931 - 2001.
MORIMOTO Yoshihiko, 1954 - 2000.
MUELLER Jerry, 1955 - 1999.
MUTO Osamu, 1975 - 1998.
NAGATA Mitsue, 1924 - 2000.
NELSON Donald Edward, 1935 - 2000.
NEWMAN Jack Josey James, Sr., 1919 - 2001.
NUMADATE Tomoko, 1924 - 2001.
OHASHI Takeshi, 1949 - 1998.
QUESNELL James Earl, 1936 - 2000.
RAMCHANDANI Puran, 1949 - 2001.
SACHSE Klaus Karl Rheinhold Ernst, 1929 - 1991.
SCHULTZ Roger J., 1916 - 1999.
SCHULTZ Dorthea G., 1918 - 1988.
SUCHARSKI Genevieve Ann Kamakanoe, 1981 - 2000.
TOMIZAWA Hidenobu, 1974 - 1999.
TSUKAMOTO Kazuo, 1913 - 1999.
UNTERSWEG Dietmar. 11/06/1962 - 15/03/2000.
WEST Mareta N., 1915 - 1998.
WULFES Left-Lennart, 1984 - 2001.
YAMADA Mayumi, 1971 - 2000.
Этот пуск завершился аварией носителя и все капсулы с прахом покойных утонули в водах Тихого океана.
Продолжается подготовка к запуску на Международную космическую станцию российского транспортного грузового корабля "Прогресс М1-10".
3 июня в МИК КА произведен авторский осмотр корабля " Прогресс М1-10". Выполнена накатка головного обтекателя ракеты-носителя на космический корабль.
Во время ограбления квартиры в Москве погиб известный российский ученый, академик РАН генерал-майор авиации Александр Красовский, сообщил во вторник источник в ГУВД столицы.
Тело 82-летнего Красовского нашла накануне вечером его дочь в ванной квартиры в доме на Петровско-Разумовской аллее, где он жил.
По данным следствия, примерно за два часа до прихода дочери в квартиру ученого ворвались неизвестные. Избив хозяина, они закрыли его в туалете, похитили его парадный китель с орденами Красной Звезды, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Отечественной войны, а также звездой Героя Социалистического Труда и другими наградами, после чего скрылись.
Пытаясь выбраться из туалета, Красовский выбил окно между туалетом и ванной, однако не рассчитал свои силы, упал и скончался от телесных повреждений.
По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется расследование.
Александр Аркадьевич Красовский родился 10 апреля 1921 года в городе Кировград, Свердловская обл. В течение почти 40 лет он возглавлял кафедру «Авиационная автоматика и телемеханика» (ныне «Пилотажно-навигационные комплексы летательных аппаратов») ВВИА им. Н.Е.Жуковского (ныне ВАТУ). На этапе создания пилотируемых орбитальных космических станций коллектив кафедры вел НИР по бортовым системам управления КЛА совместно с КБ В.Челомея и КБ С.Королева. На кафедре А.Красовского изучали теоретические основы борто-вых систем управления ЛА летчики-космонавты Ю.Гагарин, Г.Титов, А.Леонов, П.Попович, Г.Шонин, В.Терешкова и др.; адъюнктом кафедры был летчик-космонавт В.Комаров.
А.А.Красовский - создатель научной школы в области одноканальных систем управления и векторных систем измерения координат движения ЛА, на базе работ которой созданы носимые зенитные ракетные комплексы. В числе специалистов этой научной школы - ряд главных конструкторов предприятий оборонной промышленности. В результате работ созданной Красовским школы корреляционных экстремальных навигационных систем приняты на вооружение крылатые ракеты наземного и авиационного базирования. Заслуги коллектива кафедры в указанных областях отмечены Государственными премиями СССР и РФ.
В космонавтике применяются разработки А.Красовского по теории эргатических систем (человек - машина) и тренажеростроения, по методике подготовки и оценке степени подготовленности операторов управления ЛА. Многочисленные ученики А.Красовского занимают ответственные посты в РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина и управлениях ВВС, связанных с космонавтикой. Среди них - создатели комплекса сквозной подготовки летчиков-космонавтов на базе центрифуги ЦФ-18.
Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР и РФ, академик РАН.
Теоретические основы и прикладные проблемы дистанционного зондирования поверхности Земли и атмосферы в повестке дня открывшейся сегодня в Иркутске всероссийской научно-практической конференции. Ее проводит Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН с участием ученых и специалистов из многих городов, в том числе Москвы, Владивостока, Казани, Нижнего Новгорода, Томска.
Как сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС в оргкомитете конференции, за последние 10-15 лет использование данных спутникового зондирования получило широкое распространение в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исследовании окружающей среды, для нужд лесного, сельского хозяйства и так далее. Например, научный центр оперативного мониторинга Земли Росавиакосмоса представит доклад о методике космического мониторинга наводнений с использованием данных различного разрешения с российских и зарубежных аппаратов. О своих программах расскажут также ученые государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева, центра космического мониторинга Института солнечно-земной физики СО РАН и другие.
В Росавиакосмосе и НАСА с удовлетворением воспринято заявление президентов России и США о намерении 2 стран активно сотрудничать в создании Международной космической станции /МКС/ и в освоении космоса. Об этом сообщил пресс-секретарь главы Росавиакосмоса Сергей Горбунов в эксклюзивном интервью РИА "Новости" в понедельник.
По его словам, "такое единство взглядов лидеров России и США на важнейшую проблему продолжения строительства станции радует". Вместе с тем, он отметил, что "хотелось бы, чтобы после благожелательных слов президента США о роли России в этом проекте - последовала хотя бы какая-нибудь материальная помощь со стороны США для изготовления дополнительных космических кораблей для поддержания МКС в работоспособном сотоянии".
Как дополнительно сообщили РИА "Новости" в Росавиакосмосе, согласно информации из США, специалисты НАСА также рады поддержке президента Буша "в усилиях НАСА по налаживанию работы на МКС".
Один из высокопоставленных специалистов НАСА отметил что, "слова президента могут стать решающими для продолжения проекта".
Он напомнил, что "в преддверии публикации результатов расследования о причинах гибели шаттла "Колумбия" в адрес работы НАСА раздаются жесткие голоса конгрессменов США, а иногда даже звучат требования о прекращении полетов оставшихся космических челноков".
Запуск с космодрома "Байконур" автоматической межпланетной станции "Марс-Экспресс" - это отличный пример результативного международного сотрудничества в области науки. Об этом заявил в беседе с лорд Сэйнсбери, курирующий в кабинете министров Великобритании вопросы науки. "Это проект, которому мы в Великобритании придаем особое значение, но это - прежде всего международный проект, в результате которого автоматическая станция отправилась в полет к Марсу с Байконура, - отметил он. - В работе над этим проектом принимали участие многие научные коллективы и только благодаря их усилиям этот проект стал реальностью".
По словам лорда Сэйнсбери, ученые ищут ответы на фундаментальный вопрос - была ли ранее жизнь на Марсе. "Это - самый главный вопрос, - отметил он. - Автоматическая станция "Марс-Экспресс" сможет собрать огромное количество научной информации. Но самый волнующий момент наступит Yтром 25 декабря, когда спускаемый аппарат "Бигл-2" коснется поверхности планеты".
Автоматическая станция "Марс-Экспресс" Европейского космического агентства была успешно запущена в космос в понедельник вечером с космодрома Байконур.
В этом году в США особый бум нетрадиционных ритуальных услуг, и то, что порой делают с прахом своих близких раскованные американцы вряд ли одобрят даже в странах христианской цивилизации. Традиционный путь – в белых тапочках ногами вперед – больше не считается светлым. Рекламные творцы имиджа добрались и до покойников.
Умерших американцев кремируют. Перед полетом «космонавтов» пересыпают в капсулу, способную выдержать перепады давления и температур. Можно заказать надпись. Например: «Лети спокойно, дорогой папа». Затем капсулы помещают в контейнер, а контейнер - в один из отсеков ракеты. Экипаж к запуску готов. Все удовольствие – пять тысяч долларов. Хоронить на земле в среднем вдвое дороже.
Тяжелее всего живым. Им еще только предстоит сделать выбор, который с каждым годом становится все богаче. Главный принцип Америки – все, что не запрещено, разрешено – отныне распространяется и на загробную жизнь. А с тех пор, как кремацию благословила церковь, число желающих избежать унылых похорон утроилось.
В Ла-Пальме на Канарских островах на телескопе WASP (wide-angle search for planets), который принадлежит международному консорциуму университетов и астрономических организаций, начался монтаж первой из трех новых камер, с помощью которых будет идти поиск новых планет за пределами нашей солнечной системы.
К настоящему моменту астрономы разных стран мира обнаружили у относительно недалеких звезд около сотни планет. Но с новым оборудованием на телескопе WASP планируется найти более тысячи планет, которые по размерам сравнимы с Юпитером. Например, около звезды HD 23079 есть планета, которая втрое тяжелее Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды по почти круговой орбите радиусом примерно равным расстоянию между Солнцем и Марсом. Один виток вокруг звезды она делает за 628 земных дней.
Три новых камеры телескопа WASP будут каждую минуту измерять с высокой точностью яркость примерно миллиона звезд. На возможное существование планет у какой-либо звезды будет указывать периодическое изменение ее яркости. Такие звезды будут исследоваться более подробно. Как сообщается, чувствительность новых камер будет так высока, что они смогут зафиксировать даже пролет вблизи звезд астероидов.
Причем каждая из камер будет работать под управлением "робота", а вмешательство человека будет сведено к минимуму. Согласно проекту, первая камера будет генерировать 30 Гбайт информации за одну безоблачную ночь, а когда будут установлены все три камеры, то поток информации возрастет до 16 Тбайт в год. Так что компьютерам астрономов придется немало поработать, чтобы обработать этот объем данных. Предполагается, что телескоп WASP с одной камерой начнет работу уже летом этого года.
2 июня 2003 года в 17:45:26.236 UTC (21:45:26.236 мск) с 6-й пусковой установки 31-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур стартовыми командами Росавиакосмос при поддержке боевых расчетов Космических войск РФ по заказу компании Starsem осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с разгонным блоком "Фрегат", которая вывела на траекторию полета к Марсу европейский межпланетный зонд Mars Express (27816 / 2002 022A).
Циклограмма запуска:
Старт - 0.
Отделение 1-й ступени - 118,1 с.
Ступень упала на территории Карагандинской обл., Казахстан (зона падения № 70).
Сброс ГО - 254,28 с.
Створки ГО упали на территории Восточно-Казахстанской и Карагандинской обл., Казахстан (зона падения № 69).
Отделение 2-й ступени - 287,48 с.
Ступень упала на границе Восточно-Казахстанской обл., Казахстан, и Республики Алтай, РФ (зона падения № 306).
Сброс ХО - 297,73 с.
ХО упал на границе Восточно-Казахстанской обл., Казахстан, и Республики Алтай, РФ (зона падения № 309).
Выключение ДУ 3-й ступени - 525,21 с.
Отделение РБ с КА - 528,51 с.
Включение ДМТ СОЗ - 533,5 с.
1-е включение МД - 588,5 с.
Выключение МД - 608,9 с.
Включение ДМТ СОЗ - 4612,3 с.
2-е включение МД - 4667,3 с.
Выключение МД - 5499,1 с.
Отделение КА - 5511,2 с.
Дублирующая команда на отделение КА - 10994,2 с.
Межпланетный зонд Mars Express изготовлен специалистами компании Astrium. Его размеры 1,5 х 1,8 х 1,4 м, масса - 1070 кг. Основная задача - изучение Марса с ареоцентрической орбиты.
Состав бортовой аппаратуры межпланетного зонда Mars Express:
MARSIS (Sub-Surface Sounding Radar/Altimeter - подповерхностный зондирующий радар / высотомер) - предназначен для радарного зондирования поверхности Марса и определения подповерхностного состава грунта, а также для изучения ионосферы. HRSC (High Resolution Stereo Camera - стерео камера высокого разрешения) - предназначена для составления трехмерной карты марсианской поверхности с разрешением 10 м, а также карты отдельных районов с разрешением 2 м. OMEGA (Visible and Infrared Mineralogical Mapping Spectrometer - спектрометр для составления минералогической карты в видимом и инфракрасном диапазонах) - предназначен для изучения минералогического состава марсианского грунта. SPICAM (Ultraviolet and Infrared Atmospheric Spectrometer - ультрафиолетовый и инфракрасный атмосферный спектрометр) - предназначен для изучения состава атмосферы Марса. PFS (Planetary Fourier Spectrometer - планетарный спектрометр Фурье) - также предназначен для определения состава атмосферы Марса. ASPERA (Energetic Neutral Atoms Analyser - энергетический нейтральный анализатор атомов) - предназначен для изучения заряженных частиц во внешней атмосфере Марса. MaRS (Mars Radio Science Experiment - эксперимент по радиозондированию Марса) - предназначен для сопутствующего изучения марсианской атмосферы при информационном обмене между космическим аппаратом и Землей.
На борту Mars Express находится посадочный модуль Beagle-2. Инициатором его создания стал профессор британского Открытого университета Колин Пиллинджер (Colin Pillinger).
Посадочный модуль также изготовлен специалистами компании Astrium по заказу Европейского космического агентства. Основной задачей космического аппарата станет поиск признаков жизни на поверхности Красной планеты.
Согласно полетному заданию, отделение Beagle-2 от Mars Express должно произойти 19 декабря 2003 года, а посадка на Красную планету - 25 декабря. В качестве места посадки Beagle-2 выбран район Марса с центром, имеющим координаты 10.6 N, 270 W. Если все пройдет удачно, то с борта посадочного модуля на Землю будет передан фрагмент одной из песен английской группы Blur.
Первоначально планировалось, что масса посадочного модуля составит 108 кг, но ограничение по весу, наложенное организаторами миссии к Марсу, заставило ограничиться лишь 60 кг.
Свое название космический аппарат получил в честь судна Beagle, на котором в позапрошлом веке путешествовал Чарльз Дарвин (Charles Darwin), готовя свой труд о происхождении жизни на Земле. Миссия на Марс рассматривается ее организаторами как продолжение дела Дарвина и именно поэтому посадочный модуль в названии имеет цифру “2”.
В течение полугода в составе Международной космической станции (МКС) будут находиться сразу два российских грузовых корабля "Прогресс" и корабль-спасатель "Союз", сообщили в понедельник в Центре управления полетами (ЦУП).
"Сразу два российских грузовых корабля и один корабль-спасатель будут впервые находиться в составе станции. Грузовой космический корабль "Прогресс-М1-10" стартует к МКС 8 июня. Принято решение не отстыковывать предыдущий грузовик от станции, ведь двигателями двух грузовых кораблей легче управлять МКС", - сообщил представитель ЦУПа.
Он отметил, что наличие двух "грузовиков" позволяет также более рационально расходовать топливо при маневрах по коррекции орбиты.
В связи с гибелью американского шаттла Сolumbia и приостановкой полетов шаттлов все операции по поддержанию работоспособности станции легли на Россию.
Семинар, посвященный обсуждению международных аспектов европейской космической политики (The International Dimension of Europe's future Space Policy), начал свою работу 2 июня в Праге, Чехия. Участники форума намерены обсудить как общеевропейские задачи по исследованию космического пространства, так и деятельность отдельных государств в области космонавтики. Основная задача - интеграция усилий Европы. Семинар продлится два дня.
Сегодняшний день для космодрома необычный. Именно 2 июня считается годовым праздником прославленного Государственного испытательного космодрома Байконур (начальник космодрома генерал-лейтенант Леонид Баранов). “Байконур” получил свое первое наименование: научно-исследовательский испытательный полигон № 5 (5-й НИИП МО), его строительство реально началось с начала 1955 года.
Уже в мае 1957 отсюда был произведен первый пуск МБР Р-7 конструкции С.П.Королева, в октябре того же года был запущен первый ИСЗ, а в апреле 1961 года стартовал в космос Ю.А.Гагарин. Здесь осуществлялись совместные летно-конструкторские испытания, проводились испытания ракетно-космической техники и научные исследования в этой области, а также производилась оценка их результатов.
С момента создания на Байконуре были испытаны несколько поколений жидкостных МБР, ставших основой РВСН, а также 15 типов новых ракет-носителей, среди которых: “Восток”, “Восход”, “Молния”, “Союз”, “Циклон”, “Протон”, “Н -1”, “Зенит”, “Энергия”, “Рокот” и их модификации.
Отсюда стартовали космические аппараты серии “Космос”, “Метеор”, многочисленные модификации спутников связи, навигации, зондирования Земли, военного назначения, межпланетные космические станции. Это единственный в стране космодром, откуда осуществляются полеты космонавтов, а на период расследования причин катастрофы “Колумбии” пилотируемые старты на МКС проводятся только отсюда.
За всю историю существования Байконура с его площадок стартовало 1206 ракет-носителей, запущено 1265 космических аппаратов различного назначения и около 1200 межконтинентальных баллистических ракет. Здесь испытано около 40 основных типов ракет, более 80 модификаций космических аппаратов. В настоящее время “Байконур” имеет возможность проводить пуски 7 типов ракет-носителей: от тяжелых “Протонов”, до легких “Циклонов”. В эксплуатации находятся 9 стартовых комплексов с 15 пусковыми установками, 34 технических комплекса подготовки ракет и космических аппаратов. Космодром осуществляет до 70% запусков космических аппаратов по федеральным и международным программам. Только в 2002 году с него было запущено 15 ракет космического назначения и выведено на орбиту 22 космических аппарата, произведены пуски двух МБР.
Непростые времена пережил космодром после распада СССР, оказавшись на территории суверенного Казахстана. В соответствии с соглашениями, подписанными Президентами России и Казахстана 28 марта 1994 года, “Байконур” передан России в аренду на 20 лет, а сейчас прорабатывается вопрос о пролонгации этого договора на перспективу.
На 2003 год с “Байконура” запланировано не менее 20 стартов ракет космического назначения.
Торжества по случаю дня рождения южной космической гавани прошли 1 июня на космодроме Байконур, а его ветераны и поклонники провели теплую дружескую встречу в Центральном Доме Российской Армии в Москве.