Контракт между "Росавиакосмосом" и американским поп-певцом Лэнсом Бассом на коммерческий полет на Международную космическую станцию (МКС) может быть расторгнут. Об этом корреспонденту РИА "Новости" сообщил 7 августа глава пресс-службы "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов. По его словам, согласно контракту, из США в Россию должна поступить часть средств, которые выплачиваются за предстоящий полет. Однако деньги не переведены до сих пор. "Если условия контракта будут и дальше нарушаться, "Росавиакосмос" его расторгнет", - отметил Горбунов. В "Росавиакосмосе" дополнительно уточнили, что за свой коммерческий космический полет на станцию прежние туристы - предприниматели Дэннис Тито (Dennis Tito) и Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth) - заплатили примерно по 20 миллионов долларов каждый. Ситуация с Лэнсом Бассом несколько иная - его полет бралась оплатить одна из голливудских киногрупп с тем, чтобы съемки певца в космосе затем использовать в телешоу.
На космодроме Байконур началось планирование подготовки к запуску ракет, выполняемых Восьмым испытательным
управлением, сообщает сайт журнала "Новости космонавтики". Боевые расчёты должны будут произвести испытательный
запуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 (15А35, УР-100Н УТТХ, SS-19, Stilletо) 1 ноября 2002 года. Ракета
будет оснащена эквивалентом головной части с полетным заданием попадания на Камчатку. Запуск будет выполняться по
программе продления ресурса ракет, стоящих на боевом дежурстве.
На 4 декабря назначен старт ракеты 15А18 (РС-20, Р-36М УТТХ , “Satana”). Предполагается, что в этом запуске на орбиту
будет выведен искусственный спутник Земли, и тогда в полетное задание боевой ракеты будет внесено соответствующее
задание, а в официальных сообщениях ракета будет называться “Днепром”. Запуск 15А18 также выполняется по программе
продления ресурса ракет, и вывод спутника является конверсионным применением боевой ракеты. Возможно, что пуски
будут разнесены по времени, с тем, чтобы не создавать напряженности в работе боевых расчетов. Военные выражают
уверенность, что они смогут до конца года произвести оба пуска. Даже если возникнут проблемы с полезной нагрузкой для
“Днепра”, то запуск будет выполнен с габаритно-весовым эквивалентом головной части.
В рамках программы Space Launch Initiative космическое агентство NASA ведет сейчас разработку систем для следующего
поколения космических кораблей многоразового использования. В частности Центр космических полетов имени Маршала
совместно с компанией Boeing Rocketdyne разрабатывает прототип основного двигателя будущего "шаттла" RS-84, который
работает на керосине. Правда, остальные два кандидата в двигатели, разрабатываемые другими компаниями, работают на
жидком водороде. Какой именно проект будет выбран, еще неизвестно.
В принципе, идея использования керосина в качестве топлива для ракетных двигателей совсем не нова. На керосине
работали двигатели F-1 на ракетах "Saturn V", которые запускали корабли "Apollo" к Луне в конце 1960-х годов. В условиях
конкурса на создание двигателя второго поколения указывается, что он должен иметь более интегрированную конструкцию
и меньше составных деталей, он должен быть более надежным, более простым в работе и более дешевым, чем нынешний
двигатель для "шаттла". В новом керосиновом двигателе RS-84 используется ступенчатый цикл сжигания топлива, который
обеспечивает более высокий КПД, чем был у двигателя F-1, за счет повторного использования части топлива и окислителя в
преднасосе основной камеры сгорания. Этот преднасос нагревает топливо для подачи в турбонасос, который впрыскивает
его в основную камеру сгорания. Новый двигатель отличается от F-1 и по размерам (в меньшую сторону, конечно же).
Однако с керосином есть определенные проблемы. КПД двигателя на керосине ниже, чем жидководородного двигателя.
Кроме того, керосин при сгорании оставляет на компонентах двигателя пленку из продуктов своего горения, и со временем
топливопроводы забиваются. Копоть от сгорания керосина остается также на лопатках турбин. Все это является большим
недостатком для повторно используемого двигателя, который должен выдержать 100 полетов.
Впервые ученым удалось осуществить моделирование огромной спиральной галактики, подобной нашему Млечному Пути.
В качестве "исходного материала" специалистами Кембриджского Университета был взят воображаемый куб шириной 15
миллионов световых лет, содержащий 390 тысяч виртуальных частиц, имитирующих газ и невидимую темную материю. На
первом этапе развития частицы газа собрались вокруг сжатой под действием гравитации гало темной материи. Затем, по
мере попадания облаков газа в ее центр, по всему диску начали появляться первые звезды. Примерно через 900 млн. лет
окончательно сформировались три звездных спиральных рукава, подобные существующим сейчас у многих галактик
космоса. На конечном этапе, перед тем как через центр галактики пролегла прямая полоса, три рукава объединились в
один.
Радиус смоделированной галактики возрастом 1.7 млрд. лет составляет около 30 тыс. световых лет. Созданный на основе полученных данных видеролик (размером 2.2 Мб) можно получить по адресу http://www.ast.cam.ac.uk/~ljw/NEWSC/Animations/newsci_small.avi.
Российская выставка "Авиакосмические технологии и оборудование" состояится с 13 по 17 августа 2002 года в Казани. Об
этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили в оргкомитете выставки.
Ее организаторы - правительство Татарстана, Министерство экономики и промышленности, администрация г. Казани,
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Выставочный центр ОАО "Казанская ярмарка" при
поддержке ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование".
Тематика выставки охватывает вертолеты и самолеты всех типов и назначений; авиационные и ракетные двигатели; бортовое и наземное оборудование; системы навигации и управления полетами; системы спасения и жизнеобеспечения; аэродромное оборудование; авиационные технологии и материалы; авиационное вооружение; системы ПВО; системы и средства связи и управления; средства и системы контроля силовой установки и энергоснабжения; средства объективного контроля, диагностики и испытаний; аэрокосмические средства и системы; перспективные материалы; робототехника; конверсионные высокие технологии; средства обработки информации; системы государственного опознавания.
Главком ВВС Владимир Михайлов высказался за создание системы воздушно-космической обороны страны, которая
объединила бы в своем составе силы и средства всех видов Вооруженных сил по решению задач борьбы со средствами
воздушно-космического нападения (СВКН) противника. Об этом он заявил в интервью Интерфаксу-АВН.
Михайлов сказал, что "с принятием на вооружение ведущими государствами мира перспективных средств
воздушно-космического нападения, способных при выполнении боевой задачи выходить из воздушной сферы в космос и
наоборот, вопрос раздела сфер ответственности теряет свою актуальность".
В 2006 году в России планируется начать коммерческую эксплуатацию первого в мире комплекса "Воздушный старт". Об
этом заявил президент одноименной авиационно-космической корпорации Анатолий Карпов, передает ИТАР-ТАСС.
Вопросы, связанные с ходом реализации в стране этого проекта, обсуждались на научно-техническом совете в Российской
Академии космонавтики имени Циолковского. "Воздушный старт" предназначен для выведения легких спутников на низкие,
средние и высокие круговые орбиты, а также на высокоэллиптические орбиты, включая геопереходные, и на траектории к
Луне и планетам. Энергетика "Воздушного старта" обеспечивает выведение спутников массой около трех тонн на опорную
орбиту той же высоты.
По словам А.Карпова, выводимые в космос спутники могут применяться как в интересах коммерции, так и "обеспечения
безопасности России". В качестве платформы для старта ракеты-носителя (РН) в проекте "Воздушный старт" используется
тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан" с минимальными переделками. Сама РН "Полет" - двухступенчатая.
Она создается на базе высоконадежного ракетного двигателя на жидком топливе НК-43. В качестве второй ступени
используется модифицированный блок РН "Союз".
Особенностью проекта является то, что в нем, по словам Карпова, "используются готовые компоненты, кооперация и
наработки предшествовавших десятилетий". Наряду с российскими участниками, корпорация "Воздушный старт"
проводит работы с иностранными партнерами. Это китайская промышленная корпорация "Великая стена" и "Китайская
академия по технологиям средств выведения", индонезийский Центр аэронавтики и Национальный институт авиации и
космонавтики, южноафриканский ракетный полигон и летно-испытательный центр.
По словам Карпова, "большой интерес к проводимым в России работам проявляют США". По оценке специалистов,
коммерческая цена пусков с использованием "Воздушного старта" будет на 20-30 проц меньше среднего уровня цен на
мировом рынке пусковых услуг. Ожидается, что это привлечет заказчиков и обеспечит окупаемость проекта за 3-3,5 года
при внутренней норме доходности 25-30 процентов.
Американский исследовательский зонд "Stardust" отправился в полет в феврале 1999 года. Целью его экспедиции является
сбор образцов пыли и газа вблизи кометы Wild 2, к которой зонд должен приблизиться 2 января 2004 года. Эти образцы зонд
должен доставить на Землю для дальнейших исследований. Они в специальной капсуле будут сброшены на землю на
парашюте, когда зонд будет в очередной раз пролетать мимо нашей планеты.
С момента запуска зонда прошло немало времени, и на пути к комете оборудование "Stardust" не простаивает. В частности,
во время одного из маневров в гравитационном поле Земли для коррекции своей траектории и увеличения скорости
движения зонд провел съемку поверхности Луны с расстояния 98 км. А в ноябре этого года зонд должен пролететь мимо
астероида Annefrank и сфотографировать его.
Недавно "Stardust" начал сбор межзвездной пыли, которая заполняет всю нашу Галактику. Особенно ее много в
центральном "слое" Млечного пути. Это скопление звездной пыли можно увидеть на ночном небе: это темная полоса,
разделяющая вдоль Млечный путь. Эта полоса пыли поглощает излучение далеких звезд и звезд, которые находятся в
центре нашей галактики. Эта пыль пролетает через солнечную систему как ветер. До декабря этого года зонд "Stardust"
будет двигаться в том же направлении, что и поток межзвездной пыли, поэтому условия для ее сбора будут оптимальными.
Частички пыли должны застревать в специальных контейнерах с аэрогелем, имеющих сотовую структуру. Когда эти
пылесборники прибудут на Землю, то ученые для исследования пыли должны будут сначала извлечь ее частички из
аэрогеля. Предполагается, что зонд соберет и древнюю и молодую пыль. Древняя пыль должна находиться в окрестностях
кометы Wild 2. Почти вся орбита этой кометы располагается очень далеко от Солнца, поэтому она практически не
разрушается под действием его излучения и в ней должны сохраниться вещества, из которых около 5 млрд лет назад
образовалась наша солнечная система. Но сейчас зонд находится в районе, где должна быть молодая пыль,
образовавшаяся из молодых звезд.
Это уже второй сеанс сбора молодой пыли для зонда "Stardust", первый был в 2000 году и продолжался около полутора
месяцев. Потому ученые сравнят молодую и древнюю пыль и, наверное, смогут восстановить картину эволюции нашей
галактики.
В программе работ нынешнего экипажа МКС (командир Валерий Корзун, бортинженеры Пегги Уитсон и Сергей Трещев),
который находится на станции уже третий месяц, есть два выхода в открытый космос. Первый из них должен состояться 16
августа, а второй - неделю спустя. В обоих будет участвовать командир Валерий Корзун, но во время первого его будет
сопровождать Пегги Уитсон, а во время второго - Сергей Трещев.
Первой паре предстоит установить на модуле "Звезда" специальные панели, которые должны защитить этот модуль от
ударов космического мусора, а также закрепить на внешней поверхности станции контейнеры с образцами российских
материалов (это нужно для исследования воздействия на них жестких условий открытого космоса).
Во время второго выхода в открытый космос наши космонавты должны установить на МКС две дополнительные антенны
для любительской радиосвязи и контейнер с образцами японских материалов (с той же целью, что и российских).
Так что
сейчас экипаж занят подготовкой к этим выходам. Но не забывает о повседневных работах и экспериментах. Например,
Пегги Уитсон занята выращиванием соевых бобов в условиях невесомости, экспериментом SUBSA по выращиванию
бездефектных полупроводниковых кристаллов и съемкой земной поверхности. Корзун и Трещев опять занимались системой
генерации кислорода "Электрон", в которой периодически возникают неполадки. На станции опять не работает беговая дорожка, поэтому экипажу приходится заниматься физическими упражнениями на других тренажерах - на велоэргометре и на имитаторе нагрузки.
Австралийские учёные выдвинула гипотезу, согласно которой ставится под сомнения постоянство фундаментальной
величины, на которую операются наиболее фундаментальные законы современной физики - скорости света. По мнению
группы учёных, возглавляемых физиком-теоретиком Полом Дэвисом (Paul Davis) из университета Maсquarie в Сиднее,
скорость света меняется. Согласно новой гипотезе, значение величины скорости света в пустоте, которое сейчас считается
неизменым параметром, с течением времени уменьшается. Если это действительно так, физикам необходимо будет
пересмотреть ключевые принципы существования вселенной.
В первую очередь, речь идёт о специальной теории относительности Эйнштейна, так как принципы релятивистской механики
базируются, в частности, на постулате постоянства скорости света в пустоте. "Впрочем, это ни в коем случае не означает,
что старые книжки нужно выбросить. Суть любой научной революции в том, что старые теории интегрируются в новые", -
сказал в интервью агентству Reuters Пол Дэвис.
Новая гипотеза базируется на информации, собранной астрономом Джоном Веббом (John Webb). Он обнаружил, что
характеристики света от квазара, удалённого от земли приблизительно на 3,7 миллиона парсеков, не соответствуют
ожидаемым. Как отмечают астрофизики, из этого наблюдения возможны два вывода - либо о непостоянстве скорости света,
либо о переменной величине заряда электрона. Однако второе предполагает нарушение принципа неуменьшения энтропии,
т.е. второго начала термодинамики. Поэтому учёные сделали заключение, что скорость света со временем уменьшается.
"То, что мы видим, это, возможно, начало смены парадигмы в физике. Трудно предполагать, какой из двух
фундаментальных постулатов окажется отвергнутым, - отметила участница проекта астрофизик Тамара Дэвис (Tamara
Davis) - Это уже происходило, например, сто лет назад, когда появились общая и частная теории относительности". Она
подчеркнула, что сделанные предположения - только первые наброски возможной теории, способной стать более общей
системой, чем теория относительности. Предположение об изменчивости скорости света в пустоте может стать ключом к
разгадке проблемы объяснения мгновенных взаимодействий во вселенной - помочь раскрыть природу гравитации.
Более того, возможно, это много даст не только для фундаментальной науки, но и для прикладного применения. Дэвис
также сделала ряд смелых предположений, отмечает Reuters: "из сегодняшних теорий вытекает, что максимальная
возможная скорость равна скорости света. Но, если ограничение исчезнет - это будет даже увлекательнее Star Trek.
Кто знает? Всё может стать возможным".
В Космическом центре имени Маршалла 1 августа состоялось испытание двигателя (уменьшенная версия)
твердотопливного ускорителя кораблей многоразового использования системы "Space Shuttle". Испытание проводилось для
проверки нового жаростойкого материала, используемого в качестве изоляционного в соплах двигателя. Во время
испытания двигатель проработал 21 секунду.
За испытанием наблюдали более 100 приглашенных зрителей, среди которых были члены экипажа корабля "Endeavour", совершившие в июне нынешнего года полет на Международную космическую станцию по программе STS-111.
Руководители NASA, компании Lockheed Martin и правительства штата Миссисипи 5 августа приняли участие в торжественной церемонии открытия Центра космоса и технологий компании Lockheed Martin в Миссисипи (Lockheed Martin Mississippi Space & Technology Center) на территории Космического центра имени Стенниса. Как считают, создание этого центра в значительной степени облегчит взаимодействие промышленности с учреждениями аэрокосмического ведомства США и позволит сократить время проведения разработок, а также повысит качество космической техники. Для штата Миссисипи открытие центра означает новые рабочие места.
Американское аэрокосмическое ведомство присудило свою ежегодную премию за лучшие работы в области программирования (2002 Software of the Year Award) группе сотрудников Космического центра имени Джонсона во главе с Джеральдом Ле Беем (Gerald LeBeau). Таким образом отмечен их вклад в разработку программного обеспечения для космического корабля "Mars Odyssey", совершающего в настоящее время полет по орбите вокруг Марса. Группа Ле Бея расчитала маневр аэродинамического торможения, позволившего провести выведение межпланетного зонда на ареацентрическую орбиту наиболее оптимально.
Вопрос о возможности 10-дневного полета на Международную космическую станцию (МКС) в качестве туриста номер 3
американского поп-певца Лэнса Басса должен решиться на этой неделе. Об этом корреспонденту РИА "Новости" сообщил
5 августа сотрудник пресс-службы "Росавиакосмоса" Константин Крейденко.
"Все упирается в финансирование полета. В настоящее время этот вопрос находится в стадии решения", - отметил он. За
свой космический полет на станцию первые два туриста - предприниматели Дэннис Тито (Dennis Tito) и Марк Шаттлуорт
(Mark Shuttleworth) заплатили по 20 миллионов долларов (Так в информации РИА "Новости". По имеющимся сведениям
было заплачено меньше, 12 и 14 миллионов соответственно - А.Ж.). Ситуация с Лэнсом Бассом несколько иная - его полет бралась оплатить одна из голливудских киногрупп с тем, чтобы съемки певца в космосе затем использовать в телешоу.
Как сообщила компания Echostar Communications Corporation в своем пресс-релизе, запуск ракеты-носителя "Протон-К" с принадлежащим компании спутником "Echostar-8" состоится 20 августа в 05:15 UTC (09:15 мск) с 23-й пусковой установки 81-й площадки космодрома Байконур.
Американские ученые призывают космическое агентство NASA организовать беспилотный полет к обратной стороне Луны
для сбора образцов в наиболее старом и глубоком из известных кратеров - бассейне Эйткена (Aitken Basin) у южного
полюса Луны. Многие специалисты полагают, что бассейн Эйткена хранит свидетельства, по которым можно судить не
только об эволюции самой Луны, но и о раннем периоде формирования Земли.
Однако, американское аэрокосмическое
ведомство пока не обладает необходимыми для реализации данного проекта технологиями. Подобные полеты осуществлялись только советскими специалистами в начале 1970-х годов, а потом, после окончания "лунной гонки", доставкой грунта с других планет никто не занимался. Сейчас есть проекты доставки марсианского грунта на Землю, но вряд ли эти полеты могут превзойти достижения отечественной науки и техники 30-летней давности.
Намеченный на 2 августа нынешнего года пуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Протон-К" с американским телекоммуникационным спутником "Echostar-8" не состоялся. О причинах отсрочки пока ничего не сообщается. Вероятнее всего, это связано с необходимостью проведения дополнительных проверок на спутнике. По неофициальной информации, следующей возможной датой старта может стать 10 августа.
2 августа 2002 года сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы российский (советский) спутник связи "Молния-1-66" (16220 / 1985 103А). Космический аппарат был запущен 28 октября 1985 года и уже давно выведен из эксплуатации, исчерпав свой ресурс.
1 августа сенат США одобрил назначение бывшего астронавта Фредерика Грегори (Frederick Gregory) на должность заместителя администратора NASA. В иерархии американского космического ведомства это второй по значимости пост.
После посещения в середине июля 2002 года космодрома Байконур делегацией Европейского космического агентства, и переговоров с российской стороной, уточнен ряд деталей подготовки к запуску спутника "Mars Express" в июле 2003 года, сообщает сайт журнала "Новости космонавтики". К этому времени должен быть приведен в готовность комплекс по обслуживанию полезных нагрузок фирмы Starsem в МИКе на 112-й площадке космодрома. Работы на этом комплексе начинаются с 20 августа 2002 года. До 1 ноября 2002 года в МИКе на 112-й площадке должно быть восстановлено теплоснабжение. Кроме того, будет выполнена герметизация между уцелевшими первым и вторым, и разрушенным третьим пролетом МИКа. После проведения этих работ начнется реконструкция комплекса обслуживания полезных нагрузок фирмы Starsem для его адаптации под спутник "Mars Express". Доставка аппарат на космодроме ожидается в феврале 2003 года.
С космодрома в Плесецке осенью будет запущен первый алжирский спутник "Alsat-1", передает ИТАР-ТАСС. Космический аппарат весом в сто килограммов разработан совместно алжирскими и британскими специалистами. Он уже прошел технические испытания в британском космическом центре. Запуск "Alsat-1" будет произведен в рамках международной программы. Программа предусматривает мониторинг земли для предупреждения последствий наводнений, лесных пожаров, землетрясений и других стихийных бедствий.
NASA начинает распространять свои новости на русском языке. С этой целью в Исследовательском центре имени Эймса
создана специальная служба - Ames-novosti, которая будет переводить сообщения и рассылать их подписчикам по
электронной почте. Подписку на новости смогут оформить все желающие. Новости будут бесплатно рассылаться по
электронной почте, для их получения нужно послать запрос на адрес ames-novosti-request@lists.arc.nasa.gov,
указав в теме письма: subscribe.
Для тех, ко по той или иной причине не имеет возможности оформить подписку, начиная со второй половины августа на страницах "Последних космических новостей" новости NASA будут регулярно публиковаться.
Американское космическое агентство NASA начало работы по проекту создания повторно используемых ускорителей для
ракет-носителей второго поколения. Сейчас твердотопливные ускорители "шаттлов", отработав, падают в Атлантический
океан на парашютах, а специальные суда их там подбирают и возвращают обратно на мыс Канаверал.
Идея ускорителей нового поколения состоит в том, чтобы они после отделения от "шаттла" не падали в море, а своим ходом
возвращались на заданный наземный аэродром. Предполагается, что такие самостоятельно возвращающиеся ускорители
будут оснащены реактивными двигателями, которые будут включаться после отключения ракетных двигателей и отделения
от "шаттла".
Пока этот проект находится на стадии определения требований к таким двигателям и оценки риска их
использования. В качестве кандидатов рассматриваются несколько двигателей для военных и гражданских реактивных
самолетов.
Астроном-любитель из Германии Себастьян Хениг (Sebastian Hoenig) 22 июля этого года открыл новую комету. Он
обнаружил ее в свой 25-сантиметровый телескоп Meade в районе созвездия Пегаса в том "пустом" месте под названием
"Большая Площадь" (Great Square), где обычно видны далекие космические объекты. В тот день он выехал с телескопом на
машине в свое любимое место для наблюдений - лес Оденвальд в окрестностях Гейдельберга. У него не было с собой ни
звездного атласа, ни даже клочка бумаги, поэтому он записал координаты нового объекта на этикетке пустой бутылки из-под
воды.
Хениг смотрел на этот объект довольно долго и определил, что он движется на север со скоростью около 3 угловых минут в
час. На следующий день Хениг отправил по электронной почте сообщение с описанием своих наблюдений в Центральное
бюро астрономических телеграмм (Central Bureau of Astronomical Telegrams, CBAT), которое располагается в Кембридже
(шт. Массачусетс). Однако на следующий день ни сам Хениг, ни кто-либо другой из астрономов не смогли увидеть новый
объект из-за яркого света Луны и из-за того, что его местоположение было довольно неопределенным, ведь он довольно
быстро перемещался.
В общем, это оказалась комета, которую вновь увидел только 27 июля астроном из Японии Кенити Кадота (Kenichi Kadota).
Он обнаружил комету на 8 градусов к северу от того места, где ее видел Хениг, но открытие Хенига было наконец-то
подтверждено.
Следует отметить, что предыдущая комета, открытая с территории Германии, была обнаружена в 1946 г. С тех пор большую
активность в этом деле проявляют японцы. Хотя Хениг не новичок в деле охоты за кометами, он обнаружил 20 комет на
снимках, сделанных космическим телескопом "SOHO" и публикуемых в Internet.
Астрономы уже подсчитали, что комета
Хенига достигнет самой ближней к Солнцу точки своей орбиты приблизительно 1 октября. Тогда она будет располагаться
между орбитами Венеры и Земли в своем движении по почти параболической орбите, наклоненной под углом в 73 градуса
относительно плоскости орбиты Земли. Сейчас комету Хенига можно легко заметить в небольшой телескоп, если он
установлен в северном полушарии Земли. Комета выглядит как немного смазанная звезда 10-й величины, которая
медленно движется от Андромеды к Кассиопее. К середине августа она приблизится к Солнцу и станет ярче (как звезда 9-й
величины). При этом она переместится к зениту, а потом начнет пересекать Большую Медведицу с севера на юг.
С 27 июля на космодроме Байконур начались работы по непосредственной подготовке к реализации программы
"INTEGRAL". Как сообщает сайт журнала "Новости космонавтики", помимо подготовки рабочего места для работы с
космическим аппаратом, предстоит провести существенные доработки на стартовом комплексе "Протон" на 200-й площадке
космодрома.
В частности, начинается монтаж и будут введены в строй: система измерения нагрузок при транспортировке и установке
ракеты космического назначения; новая система радиолиний; новая система контроля параметров разгонного блока;
система выдачи готовности космического аппарата; система энергоснабжения будет дополнена источником бесперебойного
питания.
Удивительные и непонятные изменения происходят в последнее время с формой Земли. Как сообщают американские ученые на страницах авторитетного журнала "Science", с 1998 года наша планета начала расширяться в зоне экватора.
Известно, что земной шар не имеет правильной формы - он приплюснут на полюсах, и форма такая от бессилия названа учеными "геоид", то есть "подобный Земле". Однако последние исследования с помощью космических спутников показали, что по экваториальной линии происходит увеличение диаметра Земли, то есть планета становится чуть более приплюснутой.
Ученые столь озадачены этим феноменом, что пока не могут дать ясный ответ, что происходит с нашей планетой, отмечает ИТАР-ТАСС. Ряд из них считает, что внутри Земли идут новые процессы, которые вызывают необычное движение ее верхнего слоя, однако что именно происходит с нашей планетой и чем это чревато - пока неясно.
В Ракетно-космической Корпорации "Энергия" имени С.П. Королева состоялось заседание Совета Главных конструкторов под председательством генерального конструктора академика РАН Семенова Ю.П., на котором были рассмотрены результаты начального этапа разработки проекта ракетно-космического комплекса "Онега", эксплуатация которого предполагается на российском космодроме Плесецк.
Комплекс разрабатывается на основе глубокой модернизации высоконадежной ракеты-носителя среднего класса "Союз" с учетом опыта работ и задела по созданию современных ракетно-космических систем, в том числе в области ракетного двигателестроения, создания бортовых систем автоматического управления ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, объектов наземной космической инфраструктуры.
Проектом предусматривается решение широкого спектра задач по выведению космических аппаратов (КА) различного назначения на околоземные орбиты, включая геостационарную. При этом для их доставки с космодрома Плесецк на высокоэнергетические орбиты предполагается использовать вновь создаваемые блок третьей ступени и космический разгонный блок с двигательными установками, работающими на топливе кислород+водород.
Предусматривается несколько этапов повышения энергетических возможностей ракеты-носителя, в частности, с использованием на разгонном блоке солнечной энергодвигательной установки, работающей на топливе кислород+водород. Все это позволит увеличить массу КА на геостационарной орбите до величины, сопоставимой с возможностями современных и модернизируемых на перспективу ракет-носителей тяжелого класса, эксплуатируемых на космодроме Байконур. Головной разработчик комплекса "Онега" - РКК "Энергия". Разработку проекта осуществляют ведущие российские предприятия ракетно-космической промышленности, зарекомендовавшие себя в работах по ракете-носителю "Союз", многоразовой ракетно-космической системе "Энергия-Буран", ракетно-космическому комплексу "Морской старт" и другим системам.
В заседании Совета принимали участие генеральные и главные конструкторы, руководители и представители предприятий, участвующих в разработке проекта, а также представители организаций, осуществляющих независимую экспертизу проекта. Совет Главных конструкторов рассмотрел и одобрил представленные результаты проектирования ракетно-космического комплекса "Онега" и, с учетом заключений независимых экспертов, рекомендовал разработчикам приступить к эскизному проектированию комплекса, исходя из обеспечения начала его летных испытаний в 2005 году.
31 июля во второй половине дня Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" имени С.П. Королева посетила делегация представителей НАСА во главе с Майклом Костелником - помощником заместителя администратора агентства по программе Международной космической станции (МКС), недавно назначенным на этот пост.
Цель посещения - встреча с руководством Корпорации и ознакомление с направлениями ее деятельности, в том числе по программе МКС и другим космическим проектам. Делегацию встречал Президент, генеральный конструктор РКК "Энергия" им. С.П. Королева академик РАН Ю.П. Семенов. Майкл Костелник и сопровождающие его лица, в том числе Майкл О'Брайен (помощник заместителя администратора НАСА по международным отношениям), Фрэнк Баззард (главный инженер МКС), Вильям Бэрри (специалист по международным программам), Роберт Кабана (директор пилотируемых программ, представитель НАСА в России) и другие, ознакомились с историей предприятия, производством и ходом работ, посетили контрольно-испытательную станцию (КИС) РКК "Энергия", где проводятся окончательная сборка и комплексные испытания пилотируемых и грузовых космических кораблей, модулей орбитальных станций (в настоящее время - модулей российского сегмента МКС), разгонных блоков типа ДМ и ДМ-SL, спутников связи типа "Ямал".
Они с большим интересом осмотрели находящиеся в главном зале КИС образцы космической техники разработки Корпорации, развернутую там же выставку продукции социально-бытового назначения, побывали в цехе сборки пилотируемых космических кораблей типа "Союз", на мемориальной площади предприятия, сфотографировались у памятника его основателю - основоположнику отечественной практической космонавтики академику С.П. Королеву. Делегация посетила также музей Корпорации, где с интересом осмотрела множество уникальных исторических экспонатов, среди которых побывавшие в космосе пилотируемые космические корабли, реальные образцы первых искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций, орбитальной станции "Салют", орбитального комплекса "Союз-Аполлон", макеты баллистических ракет и ракет-носителей, созданных коллективом предприятия, предметы рабочего кабинета С.П. Королева.
Делегация находилась на предприятии в течение трех часов.
Британские ученые завершили составление трехмерной карты небольшого, но хорошо сохранившегося, кратера на дне Северного моря, который образовался в результате удара метеорита. Предполагается, что этот метеорит упал на Землю приблизительно 60-65 млн лет назад. Этот кратер получил название Silverpit ("серебряная впадина"), его размер в поперечнике - около 9,5 км. Там, где он находится, глубина моря составляет 36 м, но над самим кратером лежит слой осадочных пород толщиной около 270 м.
Предполагается, что он образовался уже после глобальной катастрофы, случившейся в результате падения другого метеорита в районе полуострова Юкатан в Центральной Америке, после которого вымерли динозавры. Большинство кратеров, оставшихся на поверхности суши после падения крупных метеоритов, сохранились довольно плохо из-за эрозии почвы под действием дождей, ветров и землетрясений на протяжении миллионов лет. А кратер Silverpit сохранился под слоем осадочных пород сохранился очень хорошо. Он выглядит как чаша с несколькими концентрическими кольцами внутри, которые остались от ударных волн, распространявшихся от места удара во все стороны. Основная часть кратера Silverpit имеет диаметр 2,4 км. В центре его находится пик, который образовался, скорее всего, в результате отдачи земных пород в ответ на мощный удар космического тела. Вокруг основной впадины ученые насчитали как минимум десяток концентрических колец. Обнаружили кратер Silverpit совершенно случайно. Сделали это геофизики, работавшие по заказу нефтедобывающей компании. Они исследовали данные сейсмической разведки, собранные в районе, который находится в море на расстоянии около 130 км от северо-восточного побережья Англии.
Космонавты Валерий Корзун, Пегги Уитсон (Peggy Whitson) и Сергей Трещев продолжают выполнение программы полета Пятой длительной экспедиции на борт Международной космической станции (МКС). 1 августа основной задачей экипажа стала коррекция орбиты станции. Маневр был осуществлен путем включения двигателей грузового транспортного корабля "Прогресс М1-9". Подъем высоты орбиты МКС проводится регулярно с тем, чтобы поддерживать ее на необходимом уровне.
Экипаж также продолжил работы в рамках технологического эксперимента "Плазменный кристалл-3" и провел очередные тренировки с канадским манипулятором "Canadarm-2". Энергобаланс, герметичность, тепловой режим станции в норме. Самочувствие членов экипажа хорошее, полет проходит по программе.
В ночь с 31 июля на 1 августа (по московскому времени) в Космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида, состоялось совещание менеджеров пилотируемой программы США, на котором были приняты ряд важных решений, касающихся продолжения программы полетов кораблей многоразового использования системы "Space Shuttle".
Во-первых, решено, что микротрещины в топливоприводах, обнаруженные на всех кораблях, будут заварены. Это и наиболее простое с технической точки зрения решение, да и времени на это потребуется меньше всего.
Во-вторых, утвержден график следующих полетов "шаттлов".
Первым на орбиту должен отправиться 28 сентября "Atlantis" по программе дальнейшего строительства Международной космической станции (МКС). Ранее предполагалось, что старт состоится 26 сентября, но теперь решено сдвинуть его на два дня, которые будут затрачены на дополнительные проверки бортовых систем. 26 августа "Atlantis" будет перемещен в здание вертикальной сборки, где и пройдут ремонтные работы, а 3 сентября - вывезен на стартовую позицию.
Вторым в космос стартует 2 ноября "Endeavour". Теоретически его можно было бы запустить и раньше, но в американском аэрокосмическом ведомстве была названа именно эта дата, чтобы исключить одновременное пребывание в космосе двух пилотируемых кораблей - американского "челнока" и российского "Союз ТМА-1" с очередной экспедицией посещения. Старт "Союза" по-прежнему намечается на 22 октября.
В ходе 10-дневной миссии в составе МКС будет произведена замена корабля-спасателя. У входящего в настоящий момент в состав комплекса корабля "Союз ТМ-34" гарантия истекает 11 ноября. А намечавшийся на июль нынешнего года полет корабля "Columbia" с научной миссией состоится в конце года. Сборка МКС важнее, поэтому и полеты к ней поставлены в графике раньше полета "Columbia".
Новые измерения, проведенные в Стэндфордском исследовательском центре (штат Калифорния), где установлен линейный ускоритель элементарных частиц, позволили ученым продвинуться в понимании того, почему во Вселенной вещество преобладает над антивеществом. Результаты эксперимента подтверждают сделанные ранее теоретиками предположения о нарушении баланса вещества и антивещества в природе. Однако ученые говорят, что проведенные исследования поставили больше вопросов, чем ответов: опыты с ускорителем не могут дать полного объяснения, почему в космосе так много вещества - миллиарды галактик, наполненных звездами и планетами.
В результате Большого взрыва должно было образоваться одинаковое количество вещества и антивещества, которые затем аннигилировали. Однако наблюдаемая нами Вселенная заполнена только веществом, а антивеществa до сих пор в больших количествах обнаружить не удалось. В земных условиях ученым удалось "приручить" антивещество - теперь в лабораториях можно получать античастицы, а в Европейском Центре Ядерных Исследований (СERN) после 15 лет работы по проекту ATRAP удалось даже создать и сохранить простейшие атомы антивещества - атомы антиводорода.
Ученым из Стенфорда в серии экспериментов на линейном ускорителе удалось точно измерить параметр, отражающий степень асимметрии между веществом и антивеществом. Физики наблюдали эффект, называемый несохранением комбинированной четности. Для наблюдения такого эффекта ученые изучали B-мезоны и анти-B-мезоны, частицы с очень коротким периодом жизни порядка триллионных долей секунды. Миллионы B-мезонов и анти-B-мезонов возникали в результате столкновения в ускорителе пучков электронов и позитронов. Первые результаты были получены в 2001 году, и они четко продемонстрировали несохранение комбинированной четности у B-мезонов. "Это было важным открытием, но необходимо собрать еще очень много данных, чтобы убедиться в факте существования показателя асимметрии в качестве фундаментальной константы квантовой физики, - считает Стюарт Смит (Stewart Smith) из Принстонского университета. - Эти результаты потребовали трех лет интенсивных исследований и анализа 88 миллионов событий". Новые измерения согласуются с так называемой "стандартной моделью", которая описывает элементарные частицы и их взаимодействие.
Подтвержденная степень несохранения комбинированной четности сама по себе недостаточна для объяснения преобладания вещества над антивеществом во Вселенной. "Судя по всему, кроме несохранения комбинированной четности, есть и другие фундаментальные причины, которые вызвали в итоге преобладание во Вселенной вещества, превратившегося в звезды, планеты и живые организмы, - прокомментировал Хассан Джоэри (Hassan Jawahery), сотрудник университета в Мэриленде. - В будущем мы, возможно, сможем понять эти скрытые процессы и ответить на вопрос, что привело Вселенную к ее нынешнему состоянию, и это будет самое захватывающее открытие".
Ученые из Квинслендского Университета впервые обнаружили свидетельства бомбардировки поверхности Земли метеоритами в эпоху ее формирования около 4 млрд. лет назад. Древнейшие метеоритные кратеры на поверхности Луны и других тел Солнечной системы давно известны, однако геологические процессы, происходившие на Земле, коренным образом изменили ее поверхность, оставив мало свидетельств катастрофических событий, происходивших на заре существования нашей планеты.
Исследовательская группа Квинслендского Университета в составе докторов Ронни Шонберга (Ronny Schoenberg) и Бальца Камбера (Balz Kamber), а также профессора Кена Коллерсона (Ken Collerson) проанализировала состав пород возрастом 3,8 млрд. лет из западной Гренландии, собранных профессором Стивеном Мурбатом (Stephen Moorbath), и с северного Лабрадора, собранных профессором Коллерсоном. Удалось установить, что эти крайне древние трансформированные осадочные породы, из которых состояла когда-то кора молодой Земли, имеют аномалии в распределении изотопов химического элемента вольфрама.
Как раз такие аномалии прежде наблюдались в метеоритах, однако в образцах горных пород Земли отмечаются впервые. "Ученым неизвестен механизм, который мог бы объяснить сохранение подобной аномалии в ходе геологических процессов в коре и мантии Земли, - сообщил профессор Коллерсон. - Следовательно, нам остается предположить, что эти породы должны содержать вкрапления, попавшие на планету с метеоритами. Данная находка может повлиять на наши представления о возникновении жизни на Земле, поскольку подобные чудовищные столкновения должны были привести к уничтожению не только всех возможных форм живых организмов, но и сложных молекул, попадавших на Землю в особом типе метеоритов под названием углеродистые хондриты".
В середине июля нынешнего года очень много писалось о пуске ракеты-носителя "Волна" с борта
атомной подводной лодки К-44 "Рязань" с аппаратом "Демонстратор-2", в ходе которого предполагалось
провести испытание надувной системы мягкой посадки. Как известно, эксперимент закончился неудачей -
аппарат, якобы, упал в районе полигона "Кура" на Камчатке, но найти его не удалось.
В качестве возможных причин безрезультатного поиска назывались малые размеры аппарата, сильно
пересеченная местность и тому подобное. Однако, хочу напомнить, что еще на рубеже 1960-1970-х
годов по заказу конструкторов днепропетровского ОКБ-586 (ныне ГКБ "Южное") сотрудниками ОКБ
технической кибернетики (ныне санкт-петербургский ЦНИИ робототехники и технической кибернетики)
была создана система поиска головных частей (ГЧ) ракет в районе именно полигона "Кура". В ГЧ
помещался изотопный источник гамма-излучения, способный работать при любых ударах и других
воздействиях. Район предполагаемого падения головных частей сканировался низколетящим
вертолетом с гамма-локатором. Во всех испытаниях головные части обнаруживались меньше чем за
час. Самыми трудными для обнаружения были случаи их падения в болото или на воду, где наиболее
сильно ослаблялось излучение от источника. Но и тогда все ГЧ были найдены.
Для НИЦ имени Г.Н.Бабакина, где и была создана надувная система мягкой посадки, неудача с
"Демонстратором-2" уже не первая, причем проблемы возникают именно с поиском приземлившегося
оборудования. Может быть есть смысл использовать разработку тридцатилетней давности?
Кстати сказать, об изотопном источнике гамма-излучения есть упоминание в моей статье о ЦНИИ РТК,
опубликованной в третьем номере журнала "Новости космонавтики" за нынешний год.
Работа по поиску
ГЧ привела к появлению в тематике ЦНИИ РТК еще одного направления работ - радиологическому
мониторингу. Это оборудование неплохо зарекомендовало себя при ликвидации
последствий аварии в Чернобыле.
При цитировании данной информации ссылка на первоисточник, а именно на "Энциклопедию "Космонавтика", обязательна.
Болгария приступит на следующей неделе к утилизации ракетных комплексов советского производства
СС-23, сообщает РИА "Новости". Об этом заявил 1 августа министр обороны Болгарии Николай
Свинаров.
По словам министра, предполагется утилизировать все компоненты комплексов за исключением
двигателей. Их уничтожение начнется после получения результатов экспертизы влияния двигателей на
окружающую среду. Болгария располагает 8 комплексами СС-23. Они были поставлены в страну в
середине 80-х годов.
Эксперты отмечают, что утилизация ракетных систем СС-23 класса "земля-земля" с дальностью действия 300 км является одним из главных условий возможного принятия Болгарии в члены НАТО.
Ровно год прошел с того дня, когда с космодрома Плесецк в рамках Федеральной космической программы был осуществлен запуск солнечной обсерватории «Коронас-Ф», предназначенной для изучения Солнца и солнечно-земных связей, но и сегодня все служебные системы и научный комплекс космической обсерватории функционируют в штатном режиме. Ориентация спутника сохраняется на прежнем уровне и позволяет получать изображения Солнца с высоким пространственным разрешением.
Как сообщает Росавиакосмос, среди результатов годичной работы российско-украинского аппарата: обнаружение областей с супергорячей плазмой и прослеживание их быстрой динамики, осуществление детальной диагностики плазмы солнечных вспышек по данным о рентгеновских спектрах, получение новых сведений о глобальных колебаниях Солнца и высокоэнергичном излучении вспышек в рентгеновском и гамма диапазонах, о солнечных космических лучах в околоземном космическом пространстве.
Полет «Коронаса-Ф» продолжается.
Продолжается работа космонавтов Валерия Корзуна, Пегги Уитсон (Peggy Whitson) и Сергея Трещева на борту Международной космической станции (МКС). Намеченные на 31 июля работы выполнены полностью. Космонавты, в частности, провели технологический эксперимент «Плазменный кристалл-3» и осуществили техническое обслуживание системы «Электрон» и замену пылефильтров в служебном модуле.
Продолжалась подготовка стыковочного отсека к внекорабельной деятельности. Проведена тренировка по работе с канадским роботом-манипулятором “Canadarm-2”. Полет проходит нормально, самочувствие космонавтов хорошее.
Наше светило продолжает демонстрировать свой взбалмошный характер. После серии сверхмощных вспышек в середине июля, активность несколько снизилась. Правда, это отнюдь не означает, что на Солнце все спокойно.
Вот, например, снимок, сделанный солнечной обсерваторией “SOHO” 1 августа в 05:30 UTC (09:30 мск). Гигантский протуберанец в нижней части снимка свидетельствует о том, что на Солнце произошла новая мощная вспышка. Пока неизвестны даже ее параметры, но зрелище впечатляет.
29 – 31 июля 2002 года в НКАУ (г. Киев) состоялось первое заседание совместной рабочей группы по подготовке документов для создания космического ракетного комплекса “Циклон – 4” на пусковом центре Алкантара (Бразилия), передает агентство "Спейс-Информ".
Рабочую встречу открыли Генеральный директор НКАУ Александр Негода и Чрезвычайный и Полномочный посол Федеративной Республики Бразилия в Украине Элдер де Мораес. Заседание совместной рабочей группы проходило под председательством Генерального директора Бразильского космического агентства (БКА) Даниэла Боржеса Нетто и Первого заместителя Генерального директора НКАУ Валерия Комарова.
Были рассмотрены технические и организационые вопросы, предусмотренные Планом совместных работ. В результате обсуждения согласован перечень оборудования специального наземного комплекса “Циклон-4”, распределена ответственность за выполнение работ и согласованы финансовые взносы украинской и бразильской сторон в совместное предприятие (СП), которое будет создаваться для реализации проекта. По результатам заседания подписан протокол. Предусматривается, что в октябре текущего года в Бразилии состоится второе заседание совместной рабочей группы, на котором будут подготовлены проекты уставных документов СП. Создание СП планируется до конца 2002 года.
Первый пуск новой ракеты-носителя “Atlas-5”, разработанной и изготовленной компанией Lockheed Martin, теперь назначен на 21 августа нынешнего года. Стартовое окно продолжительностью 89 минут откроется в 22:05 UTC (22 августа в 02:05 мск). На орбиту должен быть доставлен европейский телекоммуникационный спутник “Hot Bird-1”.
Назначение конкретной даты старта РН “Atlas-5” совсем не означает, что она взлетит именно 21 августа. Уже столько раз долгожданный пуск откладывался, что никто не сможет точное число отсрочек. Но будем надеяться, что старт все-таки уже близок и арсенал средств выведения пополнится новой ракетой. Тем более, что на ее первой ступени установлен российский двигатель РД-180.
Концерн Boeing и немецкая компания CargoLifter AG подписали контракт о совместном изучении перспективных концепций стратосферных дирижаблей. Контрактом предусматривается подробное исследование проектов стратосферных платформ, в основе которых - аппараты легче воздуха.
"Это новая важная сфера деятельности для "Боинга", - заявил Чарли Гатри (Charlie Guthrie), директор подразделения перспективных разработок Boeing Unmanned Systems. - Компания CargoLifter обладает опытом и возможностями по разработке летательных аппаратов легче воздуха, и мы рады работать с ней. В настоящее время многие ведут исследования и разработки в области создания стратосферных платформ, предназначенных для обеспечения связи и ведения наблюдений за местностью. Дирижабли могли бы оказаться вполне подходящей платформой для решения подобного рода задач".
"Реструктурированная компания CargoLifter рада возможности воспользоваться собственным обширным опытом в деле разработки летательных аппаратов легче воздуха, чтобы помочь "Боингу" занять лидирующие позиции на рынке стратосферных дирижаблей, - заявил доктор Вольфганг Шнайдер, главный управляющий компании. - Рынок этот значительно вырос на протяжении последнего десятилетия". Компания CargoLifter AG, расположенная в южной части Берлина, разрабатывает дирижабли для доставки грузов, а также решения иных задач. Компания имеет опыт в области научных исследований, проектирования, конструирования и постройки дирижаблей и других летательных аппаратов легче воздуха. Прототип первого аппарата компании CL75 проходит испытания с октября прошлого года. Он сможет поднимать в воздух 86 тонн грузов либо в качестве крана, либо как буксируемое транспортное средство. Следующий аппарат компании, дирижабль CL160, сможет перевозить крупногабаритные и тяжелые грузы на большие расстояния.
Греко-кипрский оператор связи Hellas Sat Concortium Ltd. заключила контракт с компанией Astrium на спутник связи "Hellas Sat-1". Космический аппарат будет изготовлен на основе недостроенного спутника "Intelsat-K-TV", от которого ранее отказался заказчик. Запуск "Hellas Sat-1" планируется произвести во втором квартале 2003 года. Спутник будет выведен на геостационарную орбиту в точку над 39 градусом восточной долготы. Его назначение - обслуживание предстоящих в 2004 году в Афинах летних Олимпийских игр.
До ноября, по крайней мере, отложен ранее планировавшийся в августе пуск российской ракеты-носителя "Протон-К" с люксембургским спутником связи "Astra-1K". Причиной отсрочки стала просьба владельца космического аппарата компании SES-Astra к изготовителю компании Alcatel Space о проведении дополнительных проверок.
Согласно последним планам компании Sea Launch, до конца 2002 года состоится всего лишь два, а не четыре, пуска ракет-носителей "Зенит-3SL" с морской стартовой платформы "Odyssey" из акватрии Тихого океана. Пока не сообщается, какие именно спутники будут при этом запущены, но аналитики полагают, что, вероятнее всего, это будут "Telstar-8" и "Galaxy-13". На 2003 год планируется шесть пусков с морского космодрома.
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ И МБР
20 августа 2002 года
С космодрома Байконур запланирован пуск ракеты-носителя "Протон-К" с американским телекоммуникационным спутником "Echostar-8" на борту.
21 августа 2002 года
С космодрома на мысе Канаверал запланирован первый пуск ракеты-носителя "Atlas-5" с телекоммуникационным спутником "Hot Bird-6" на борту.
27 августа 2002 года
С космодрома Куру запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-5G" с телекоммуникационным спутником "Atlantic Bird-1" на борту.