Индийская организация космических исследований сообщила, что запущенный 8 мая нынешнего года экспериментальный телекоммуникационный спутник G-SAT-2 успешно выведен на геостационарную орбиту. Для этого 9, 10 и 11 мая были проведены три включения двигателя общей продолжительностью 90 минут 6 секунд, что обеспечило общее приращение скорости аппарата в 1,66 км/с. 12 мая на аппарате были развернуты солнечные батареи и выдвинута антенна. Все бортовые системы функционируют нормально.
Сейчас G-SAT-2 находится над 36 град. в.д. и медленно дрейфует в сторону своей постоянной позиции - над 48 град. в.д.
Новый экипаж МКС - россиянин Валерий Маленченко и американец Эдвард Лу, обживая орбитальный дом, в первую очередь освоил так называемый "маршрут срочного покидания станции" в случае экстренной эвакуации на Землю на корабле "Союз". "Таковы требования безопасности, - сообщил официальный представитель Центра управления полетами Валерий Лындин. - К счастью, воспользоваться этим маршрутом ни одному из экипажей МКС, пока не пришлось".
Космические "новоселы" с 28 апреля осваиваются на станции, где им предстоит жить до осени. "В течение первых недель работы на орбите новому экипажу ежедневно выделяется несколько часов для изучения бортовой документации, аппаратуры и адаптации к МКС, - сообщил Лындин. - Несмотря на многомесячные наземные тренировки на полномасштабных макетах, космонавтам надо освоиться в реальных условиях работы в невесомости".
Кроме знакомства со станцией и выполнения программы экспериментов, экипажу ежедневно приходится поливать доставшийся им в наследство от Николая Бударина огород. Перед возвращением на Землю он воплотил в жизнь свою мечту - собрал первый урожай гороха на орбите. Почти 180-тонная международная станция состоит сейчас из российских служебного и грузового модулей "Звезда" и "Заря", американской лаборатории "Дестини", стыковочных модулей, фермы с солнечными батареями. К МКС пристыкованы российские пилотируемый корабль "Союз ТМА-2" и "грузовик" "Прогресс М-47", передает ИТАР-ТАСС.
Проблемы на телескопе Хаббла начались еще 30 апреля – в скором времени после того, как отметили тринадцатую годовщину телескопа. Вышел из строя один из гироскопов, с помощью которых осуществляется управление телескопом. Пока телескоп оставался в "безопасном режиме", инженеры из центра управления прилагали титанические усилия, чтобы включить вместо вышедшего из строя гироскопа один из резервных. На этот раз все закончилось благополучно, и уже в среду вечером телескоп вышел на связь.
Однако проблема в том, что на телескопе Хаббла имеется три основных гироскопа и три запасных. Сломавшийся гироскоп был уже вторым с момента последней операции по обслуживанию телескопа на орбите, состоявшейся в феврале 2002 года. Теперь в резерве остался только один.
По словам официального представителя НАСА Нэнси Нил (Nancy Neal), поломка гироскопа может быть связана с неоднородным распределением смазки либо с попаданием пылинки. Ранее этот гироскоп уже дважды удавалось привести "в чувство", однако на этот раз восстановить его работоспособность так и не удалось.
В подобном состоянии телескоп уже оказался в 1998 году, когда на нем имелось четыре действующих и два поломанных гироскопа. Однако в течение 1999 вышли из строя еще два, что вынудило руководство НАСА срочно отправить к телескопу бригаду ремонтников на борту шаттла. В ходе проведенных работ были заменены все шесть гироскопов.
Однако теперь, продолжай развиваться ситуация на телескопе Хаббла по наихудшему сценарию, ремонтникам лететь будет уже не на чем - все шаттлы после катастрофы "Колумбии" в феврале остаются на Земле на неопределенный срок, а других кораблей нет. Российские "Союзы", с помощью которых удается поддерживать сообщение с МКС, вряд ли пригодны для выполнения работ такого уровня на телескопе Хаббла, да и просто не могут быть выведены на орбиту телескопа Хаббла при старте с космодрома Байконур.
Пока что инженеры из исследовательского центра НАСА им. Годдарда разработали программное обеспечение, которое позволит телескопу продолжить работу всего на двух гироскопах. Следующая миссия по обслуживанию телескопа Хаббла была запланирована на ноябрь 2004 года. Предполагалось, что она станет последней, и после нее телескоп будет работать вплоть до 2010 года, когда проект должен быть завершен.
Пять школьных команд моделистов-ракетчиков поделили между собой приз в 59 тысяч долларов на соревнованиях, состоявшихся 10 мая близ Грейт-Мидоу, шт. Виржиния, США. По условиям состязаний для победы нужно было построить двухсутпенчатую ракету, от которой на высоте ровно 500 м должен был отделиться полезный груз - два сырых яйца. У кого получится доставить яйца на Землю в целости и сохранности, тот и объявлялся победителем. Как видим, таковых оказалось целых пять - средняя школа г. Бунсборо, шт. Мэриленд; Вашингтонская международная школа, округ Колумбия; средняя школа "Вэйл-Кристиан" в г. Эдвардс, шт. Колорадо; средняя школа "Пабле" в г. Девитт, шт. Нью-Йорк; средняя школа "Ваккамау" в г. Паулейс-Айленд, шт. Южная Каролина.
Призы победителям вручали директор NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe), сенатор Майкл Энзи (Michael Enzi), директор Космического центра имени Маршалла Арт Стивенсон (Art Stephenson), директор музея аэронавтики и космонавтики Джек Дэйди (Jack Dailey), писатель Хомер Хикэм (Homer Hickam) и астронавт Джей Эпт )Jay Apt).
Индия 11 мая провела вторые за последние три дня испытания ракеты Astra класса "воздух-воздух", передает Associated Press. Как сообщила индийская пресса, запуск был осуществлен на полигоне Чандипур в восточном прибрежном штате Орисса. Дальность ракеты составляет от 25 до 40 километров, она разработана индийской Организацией военных исследований и разработок.
В Вашингтоне в штаб-квартире NASA 9 мая состоялась пресс-конференция, на которой заместитель директора агентства Майкл Костельник (Michael Kostelnik) официально представил журналистам нового руководителя программы полетов кораблей многоразового использования Уильяма Парсонса (William Parsons). Парсонз заменил на этом посту ушедшего в отставку Рональда Диттмора (Ronald Dittemore).
По собственному признанию нового главы программы, он испытывает "некоторую тревогу", принимая руководство в тот момент, когда весь парк американских кораблей многоразового использования находится "на приколе", а расследование обстоятельств гибели Columbia еще не закончено. "Это, возможно, не самое простое время для принятия подобного решения, однако я готов принять вызов", - прокомментировал свое назначение Парсонc. Он выразил уверенность в том, что программа пилотируемых полетов вскоре вновь будет запущена, не согласившись, таким образом, с мнением многих конгрессменов о том, что оставшиеся челноки стоит запускать только в автоматическом режиме до момента создания нового поколения космических кораблей.
"Я взялся за эту работу с твердой уверенностью, что мы вновь полетим в космос, в этом и состоит моя задача", - сказал Парсонc.
Со стенограммой пресс-конференции (на английском языке) можно познакомиться на сайте Spaceref.com.
На сайте комиссии, расследующей обстоятельства катастрофы космического корабля Columbia, опубликованы стенограммы двух мероприятий, состоявшихся 6 мая в Хьюстоне. В тот день прошли пресс-конференция членов комиссии, а также Шестые публичные слушания по проблеме аварии. Самое основное, что прозвучало в тот день, читатели могли узнать из выпусков "Последних космических новостей", ну а с полными текстами можно ознакомиться сейчас.
Рекомендую читать стенограммы одновременно с просмотром презентаций, которые также были размещены на сайте комиссии.
Новым менеджером программы полетов кораблей многоразового использования назначен Уильям Парсонс (William Parsons), работавший директором Космического центра имени Стенниса. На этом посту он сменит Рональда Диттмора (Ronald Dittermore), подавшего в отставку в конце апреля.
Парсонс начинал свою "космическую" карьеру в середине 1980-х годов, работая по программе подготовки военных грузов для их запусков с помощью "шаттлов". После свертывания программы он перешел на работу в Космический центр имени Кеннеди.
Каждый день NASA публикует снимки, сделанные членами экипажа Международной космической станции или связанными с работой космонавтов на орбите. На этот раз американское аэрокосмическое агентство немного изменило своей практике и "Снимком дня" назвало фотографию казахской девушки, встречавшей 4 мая в аэропорту города Астана американских астронавтов Кеннета Бауэрсокса (Kenneth Bowersox) и Дональда Петтита (Donald Pettit) вскоре после посадки корабля "Союз ТМА-1". Для американцев все происходившее было такой экзотикой, что они не поленились внести снимок в космическую летопись.
Очередной снимок марсианской поверхности, переданный на Землю американским межпланетным зондом Mars Global Surveyor. На фотографии характерный для южного полушария ландшафт. Одна из возможных причин появления всех этих выпуклостей в правой верхней части снимка - наличие подповерхностного льда. Отснятый район имеет центр с координатами 37 S и 84 W.
Имена сотен тысяч землян будут выгравированы на мини-CD, который межпланетный зонд Deep Impact доставит 4 июля 2005 года к ядру кометы Tempel-1. Запуск космического аппарата запланирован на декабрь 2004 года и он станет первым рукотворным объектом, предназначенным для исследования внутреннего строения кометы и ее ядра не с пролетной траектории, а в результате столкновения с небесной странницей. При приближении к комете от Deep Impact будет отделен небольшой аппарат из меди, который на большой скорости врежется в ядро и вызовет образование облака пыли, которую будут изучать с помощью аппаратуры научного модуля.
Все желающие оставить себя в скрижалях истории должны посетить сайт Deep Impact. Прием заявок будет продолжаться до февраля 2004 года.
Вирус атипичной пневмонии, получивший широкое распространение в Поднебесной, никак не скажется на китайских планах по отправке в космос человека. В Центре подготовки космонавтов под Пекином, где проходят подготовку кандидаты на полет, предприняты все необходимые меры безопасности, передает агентство Синьхуа. По имеющейся информации, полет космического корабля Shen Zhou-5 в пилотируемом варианте должен состояться в ноябре нынешнего года.
До конца 2003 года Россия запустит 10 спутников военного назначения. Об этом в интервью корреспонденту агентства ИТАР-ТАСС сообщил представитель Министерства обороны РФ. Запуски будут производиться с космодромов Байконур и Плесецк.
Офис образовательных программ NASA в конце апреля оказался буквально завален заявлениями от педагогов, желающих совершить полет в космос. За семь дней около 1100 учителей прислали свои резюме. Еще около 3000 рекомендаций прибыли от студентов и школьников, желающих видеть своих педагогов на борту космического корабля. Пока в NASA не подведены окончательные итоги этого "нашествия", но речь идет о многих тысячах желающих. Из этого числа в отряд астронавтов NASA будут включены лишь пятеро.
В Юго-западном научно-исследовательском институте в Сан-Антонио, шт. Техас, США, начаты первые эксперименты по изучению возможного воздействия кусков изоляции на обшивку кораблей многоразового использования. Исследования проводятся по просьбе комиссии, расследующей причины катастрофы корабля Columbia. Как известно, именно поражение корпуса "шаттла" на 82-й секунде полета считается наиболее вероятной причиной его гибели. Эксперименты проводятся на газодинамической ударной установке, представленной на помещенном здесь снимке.
Вооруженные силы Индии провели 9 мая 2003 года первые успешные испытания своей новой ракеты Astra (Weapon) класса "воздух-воздух". Об этом сообщил пресс-секретарь министерства обороны Индии. Пуск ракеты был произведен с испытательного полигона в Чандипуре, в 200 км от столицы штата Орисса Бхубанешвар. Ракета Astra имеет диапазон действия от 25 до 40 км.
Причина катастрофы Columbia, возможно, никогда не будет выяснена, передает агентство Reuters. Такое заявление сделал
глава NASA Шон О`Киф (Sean O'Keefe). По его словам, можно узнать только предположительную причину падения
"шаттла", но уже это будет большим достижением и послужит основанием для скорейшего возобновления программы
полетов кораблей многоразового использования.
"Я бы хотел знать наверняка, что стало причиной катастрофы, но мы не можем ни о чем утверждать со всей уверенностью. Жизнь не так проста. Мы можем только узнать возможную причину падения Columbia", - сказал глава NASA.
Шон О`Киф заявил, что группа экспертов, расследующая причины катастрофы, не смогла выяснить причины падения Columbia. Но скоро будет обнародована рабочая версия причин катастрофы. На данный момент основной версией катастрофы по-прежнему является повреждение крыла "шаттла" куском отвалившейся теплоизоляции, но по словам О`Кифа, это не единственная и, возможно, не главная причина падения Columbia. Говоря о возобновлении полетов, глава NASA заявил, что на возобновление этой программы не уйдет “огромного количества времени” и "шаттлы" не будут перестраиваться.
9 мая 2003 года в 04:29:25 UTC (08:29:25 мск) с японского космодрома Kagoshima стартовыми командами Института космических исследований и аэронавтики (Institute for Space & Aeronautical Sciences, ISAS) осуществлен пуск ракеты-носителя M-V, которая вывела в космос межпланетный зонд MUSES-C (27809 / 2003 019A).
Основной задачей полета является проведение исследований астероида 1998 SF36. В июне 2005 года зонд должен выйти на орбиту вокруг астероида и будет вращаться вокруг него в течение нескольких месяцев. Вслед за этим на малую планету будет совершена посадка и взяты образцы грунта для доставки на Землю. А на 1998 SF36 будет оставлено немного земного грунта. Кроме того, на борту MUSES-C размещена пластина с именами 877490 землян.
Космический аппарат создан специалистами компании NEC по заказу ISAS. Его масса 500 кг. Запуск MUSES-C неоднократно откладывался. Последними в качестве возможных дат старта фигурировали 24 ноября 2002 года и 5 мая нынешнего года.
Дефицит в 150 миллионов евро ставит под угрозу осуществление ряда миссий Европейского
космического агентства (European Space Agency, ESA), в том числе и отложенный до начала
следующего года полет межпланетного зонда Rosetta. Для того, чтобы сохранить работоспособность
аппарата и перепланировать его на новую цель требуется не менее 78 миллионов евро. Руководство
ESA отказывается жертвовать другими полетами ради Rosetta. Где будут найдены деньги на ее запуск (и будут ли найдены вообще), пока непонятно.
Американские компании Lockheed Martin и Spectrum Astro достигли соглашения об объединении усилий в разработке системы глобального позиционирования следующего поколения GPS III. Как заявили представители Spectrum Astro, "мы поняли, что действуя вместе, мы добьемся лучшего результата, чем по отдельности".
8 мая 2003 года в 11:28 UTC (15:28 мск) из Космического центра имени Сатиша Дхавана (космодром Шрихарикота) стартовыми командами Индийской организации космических исследований (Indian Space Research Organization, ISRO) осуществлен пуск ракеты-носителя GSLV / 12KRB (D2), которая вывела в космос экспериментальный телекоммуникационный спутник G-Sat-2 ‘GramSat’ (27807 / 2003 018А). Через 17 минут спутник вышел на околоземную орбиту с начальными параметрами 352 х 35900 км х 19,3 град.
Космический аппарат создан специалистами ISRO. Его вес 1825 кг.
Комиссия, расследующая причины нештатной посадки пилотируемого космического корабля "Союз ТМА1", на данный момент практически полностью отвергла версию ошибки экипажа и склоняется только к техническим причинам, заявил в четверг источник в комиссии, сформированной в Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Королева (Королев, Московская область), передает "Интерфакс".
По словам источника, специалисты прослушали внутренние переговоры членов экипажа корабля, записанные на регистраторе, извлеченном в среду из доставленного во вторник вечером в РКК "Энергия" спускаемого аппарата. "Голосовая запись полностью подтверждает слова российского космонавта Николая Бударина и показывает, что все члены экипажа действовали абсолютно грамотно", - отметил источник. По его словам, во время спуска с орбиты командир корабля Бударин подробно говорил о всех предпринимаемых действиях экипажа, фиксировал голосом испытываемые перегрузки, сообщал о раскрытии парашюта и так далее.
Американские специалисты не будут участвовать в работе комиссии, расследующей причины нештатной посадки космического корабля «Союз ТМА-1», но будут ознакомлены с результатами расследования. Об этом в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщил первый заместитель Генерального директора РКК «Энергия» Николай Зеленщиков.
Американцы не участвовали в разработке корабля «Союз ТМА» и не смогут оказать эффективную помощь в расследовании. Зеленщиков также напомнил, что российские специалисты не были приглашены к расследованию причин катастрофы корабля Columbia, происшедшей 1 февраля нынешнего года.
Посадка космического корабля «Союз ТМА-1» была «мягкой», а не «жесткой», как об этом сообщили представители некоторых средств массовой информации. Штатное приземление обеспечил прибор "Кактус", созданный сотрудниками санкт-петербургского ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.
Расшифровка данных телеметрии показала, что отклонение от оптимальной схемы посадки произошло на участке входа в атмосферу, когда автоматика по невыясненной пока причине выбрала баллистическую траекторию спуска. А вот срабатывание двигателей мягкой посадки произошло вовремя и было штатным.
Довольно редкое явление - прохождение Меркурия по диску Солнца - смогли наблюдать 7 мая астрономы всего мира. Вот один из снимков события, сделанный шведскими астрономами.
Комиссия, разбирающаяся в причинах нештатной посадки космического корабля "Союз ТМА-1", намерена представить результаты своего расследования к 23 мая. Об этом в четверг корреспонденту РИА "Новости" сообщили в Росавиакосмосе.
4 мая корабль с международным экипажем на борту, возвращаясь с Международной космической станции, совершил посадку на территории Казахстана "в нештатном режиме". Спускаемый аппарат не долетел 460 км до планируемой точки посадки.
По предварительным данным специалистов, кроме того, вместо автоматического, мягкого режима посадки, корабль шел по так называемой "баллистической траектории", отчего вместо трехкратных перегрузок экипаж испытал 9-кратные.
"В распоряжении комиссии имеются телеметрические данные, полученные в процессе спуска корабля. Они находятся в хорошем состоянии. Сохранились в хорошем состоянии и магнитные записи переговоров экипажа корабля с Землей. Это дает надежду, что работа комиссии будет завершена уже через две недели", - уточнили в Росавиакосмосе.
Там отметили, что члены экипажа корабля - российский космонавт Николай Бударин и американские астронавты Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит - проходят в настоящее время медицинскую реабилитацию в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина в Звездном городке. Чувствуют они себя в пределах послеполетной нормы, и их официальная встреча в Звездном городке пройдет 19 мая.
В минувшем месяце в США состоялся лишь один пуск геофизической ракеты. 17 апреля 2003 года в 03:01:54 UTC (07:01:54 мск) с ракетного полигона White Sands стартовала ракета типа Black Brant IX (полетное задание NASA 36.201 UL). Запланированные эксперименты, подготовленные сотрудниками Юго-Западного научно-исследовательского института, провести не ужалось из-за отказа оборудования. Максимальная высота подъема ракеты составила около 300 км.
Росавиакосмос уточнил дату старта ракеты-носителя "Протон-К" / "Бриз-М" с американским телекоммуникационным спутником АМС-9 (GE-12) на борту. Пуск РН состоится с космодрома Байконур 19 мая нынешнего года, если не возникнут новые технические проблемы, которые уже не раз заставляли переносить старт.
Экипаж шестой долговременной экспедиции МКС отрицает, что сбой в режиме посадки корабля "Союз ТМА-1" произошел по их вине. Об этом, согласно сообщению РИА "Новости", члены экипажа - российский космонавт Николай Бударин, американские астронавты Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит - заявили на брифинге в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина, который прошел во вторник в Звездном городке.
При посадке спускаемый аппарат космического корабля "Союз-ТМА-1" на 460 километров отклонился от заданной траектории. По утверждению президента РКК "Энергия" Юрия Семёнова, к отклонению от траектории при посадке спускаемого аппарата с членами шестого постоянного экипажа МКС привела ошибка одного из американских космонавтов. "Когда мы спускались, то американский космонавт - понятно, для него это новый корабль - нажал не ту кнопку", - сообщил он телекомпании "ТВС".
Единственным американцем, который играл активную роль в посадке, был Бауэрсокс. Бауэрсокс отметил, что "кнопка" в управлении корабля существует, но она плотно закрыта. Вдобавок, Бударин внимательно стерёг её, пошутил он.
"Экипаж при спуске корабля не нажимал ни на какие кнопки, тем более ошибочно, как об этом сообщил ряд средств массовой информации", - заявил Бударин. По словам Бударина, после поступившей из Центра управления полетами команды на включение автоматического режима спуска на корабле неожиданно сработала система "КОС", которая перевела спуск на баллистическую траекторию.
"Из-за нештатной баллистики спуска нам пришлось выдержать очень большие перегрузки. Нас сильно вдавило в кресла, было трудно дышать. Но такая плотная фиксация в креслах помогла нам перенести "жесткую" посадку корабля", - рассказывает Бударин. "Бударин самостоятельно открыл люк капсулы корабля, в которой мы спускались, выполз из капсулы, вытащил нас и мы полтора часа ползали и лежали на земле", - сообщил Бауэрсокс.
Бударин тем временем пытался связаться с поисковой группой, организовывал радиосвязь. При приземлении произошел обрыв нескольких строп парашюта, в которые была вплетена антенна радиопередатчика корабля и связь оборвалась. Космонавты пытались использовать радиостанцию США, которая была в капсуле корабля, но она оказалась маломощной.
Командир экспедиции Бауэрсокс отметил, что будущим космическим пилотам все же надо учитывать, что космос оказывает на людей сильное влияние, и у них могут быть ошибки. "Мы будем ждать анализ комиссии", - сказал он.
"Категоричности в оценке действий экипажа, которая появилась в СМИ, не должно быть. Все покажет проверка телеметрии", - подчеркнул он.
В среду Меркурий по своей орбите будет двигаться между Землей и Солнцем, сообщает "Газета.ру" со ссылкой на агентство Reuters. Это редкое астрономическое явление происходит несколько раз за столетие. Невооруженным глазом можно будет увидеть четко очерченную точку, медленно двигающуюся вдоль солнечного диска. Наблюдатели из Азии, Африки и Европы лучше всех увидят это явление, называемое астрономами "транзитом". Жители Северной Америки застанут лишь последние 20-30 минут пятичасового движения Меркурия через Солнце. Движение Меркурия начнется около 13 часов по московскому времени.
Быстрыми темпами пополняется коллекция снимков марсианской поверхности. Вот еще одна фотография, переданная на Землю с борта зонда Mars Odyssey. Кратеры, следы лавы, ямы и другие неровности неподалеку от вулкана Алба-Патера в области Тарсис. Отснят район размерами 57,5 х 23 км с центром, имеющим координаты 27,1 N и 115 W.
Комиссия, расследующая обстоятельства катастрофы космического корабля Columbia, опубликовала предварительное заключение о причинах гибели «шаттла».
Как уже неоднократно сообщалось, корабль погиб из-за попадания внутрь левого крыла нагретого до высоких температур газа, что привело к разрушению его конструкции и дальнейшему распаду на фрагменты. Газ попал внутрь корпуса через трещину в районе поврежденного теплозащитного покрытия на кромке крыла, в районе керамических плиток 8 и 9.
Однако, в заключении признается, что причина первичного повреждения обшивки так и не определена. Версия о фатальном повреждении корпуса на 81-й секунде полета пока не получила достаточного подтверждения, хотя и считается весьма вероятной.
До того момента, как комиссия опубликует свое окончательное заключение, будут проведены натурное и компьютерное моделирование процессов, сопровождавших полет Columbia на начальном и заключительном этапах полета. Лишь после этого комиссия надеется с большей чем сейчас вероятностью назвать причину катастрофы.
О выводах комиссии рассказал на состоявшейся 6 мая в Хьюстоне пресс-конференции председатель комиссии адмирал Гарольд Геман (Harold Gehman). С презентацией, сопровождавшей его выступление, можно ознакомиться на сайте комиссии.
Там же можно увидеть и презентацию бригадного генерала Дуайна Диала (Duane Deal), также выступившего перед журналистами.
В Хьюстоне, шт. Техас, США, 6 мая состоялись Шестые публичные слушания по проблеме катастрофы Columbia. С презентациями, сопровождавшими выступления специалистов, можно ознакомиться на сайте «комиссии Гемана». Рекомендую специалистам и всем интересующимся космонавтикой ознакомиться с этими материалами. Очень много интересной детальной информации.
Группа американских специалистов, в состав которой входят и многие бывшие астронавты NASA, предлагает использовать командный модуль корабля Apollo для доставки и возвращения на Землю экипажей Международной космической станции. Естественно, «начинка» модуля должна быть полностью заменена. По их мнению, это наиболее дешевый и наиболее простой способ обеспечения безопасности астронавтов при отсутствии надежного корабля-спасателя. Кроме того, размеры модуля теоретически позволяют производить эвакуацию с орбиты до 5 астронавтов (в этом его отличие от «Союзов»).
Позже в текущем месяце на шведском ракетном полигоне в Кируна должна начаться летные испытания прототипа, созданного японскими специалистами для изучения поведения летательного аппарата на гиперзвуковых скоростях. Прототип имеет размер 2,7 м и меньше другого экспериментального образца, который испытывался осенью прошлого года на островах Кирибати в Тихом океане. Испытания в Швеции предполагают подъем аппарата на высоту в несколько километров на борту воздушного шара и его последующий сброс. Поверхности Земли аппарат должен будет достигнуть на парашюте.
Чтобы эксплуатировать корабли многоразового использования до 2020 года аэрокосмическое ведомство должно затратить не менее 8,7 миллиарда долларов на поддержание кораблей и наземного оборудования в должном техническом состоянии, а также на меры по обеспечению безопасности экипажей. Так считают эксперты, представившие свое заключение руководству NASA. Названная сумма не включает в себя затраты, которые необходимо сделать для модернизации кораблей после гибели Columbia.
По мнению специалистов, данные инвестиции помогут уменьшить вероятность гибели корабля на старте со значения 1:78 до 1:868. Соответственно вероятность гибели на других стадиях полета уменьшится со значения 1:145 до 1:361.
Ровно через неделю, 13 мая, со стартовой площадки близ города Форт-Манфред в графстве Уиллас на юге штата Техас должна стартовать метеорологическая ракета Super Loki. Это уже второй запуск в текущем году метеорологической ракеты данного типа с данной стартовой позиции. Первый раз Super Loki стартовала отсюда 17 февраля 2003 года. Округ Уиллас - один из трех районов штата Техас, которые борются за право разместить на своей территории будущий коммерческий космопорт.
На 27 мая намечено заседание Совета министров стран, входящих в Европейское космическое агентство, на котором должен быть рассмотрен кризис космической отрасли Европы после прошлогодней аварии ракеты-носителя Ariane-5ECA. Происшедшая катастрофа довольно болезненно ударила по компании Arianespace и по некоторым национальным космическим агентствам, в первую очередь по французскому CNES. Министры попытаются найти пути выхода из кризиса, а также определят стратегию общих действий на мировом космическом рынке.
В преддверии Дня космонавтики санкт-петербургское издательство "Система" выпустило в свет мою книгу "Взлетая, падала ракета". Книга повествует о некоторых страницах истории советской (российской) космонавтики, которые можно объединить понятием "аварии и катастрофы". Кстати, первое издание, вышедшее ровно пять лет назад, так и называлось "Советская космонавтика: хроника аварий и катастроф".
Второе издание разительно отличается от первого.
Во-первых, расширенны временные рамки "действия". Отсчет начинается не с запуска первого спутника, а с создания знаменитой "семерки", которой суждено было стать первым космическим носителем.
Во-вторых, книга содержит много новой и уточненной информации, ставшей доступной в последние годы. Учтены те недостатки, на которые указывали читатели первого издания. За счет новых глав объем книги возрос вдвое.
В-третьих, по-прежнему опускаются описания аварий с боевыми ракетами, но сделано исключение для катастрофы на Байконуре, происшедшей 24 октября 1960 года. Слишком велико ее влияние на советские космические программы, да и среди погибших было немало людей, без упоминания которых история первых лет освоения космоса была бы неполной.
В-четвертых, существенно расширилась помещенная в конце книги хронологии аварий и катастроф. Теперь в нее в конспективной форме включены не только космические аварии, но множество инцидентов с геофизическими и боевыми ракетами, а также с подводными лодками, имевшими на своем борту ракетное оружие.
Как и в первом издании, не могу гарантировать, что в книге нет каких-либо неточностей или упущений. Слишком велик объем исходной информации и ряд деталей, вполне возможно, выпал из поля зрения автора. Да и не все страницы отечественной истории еще доступны, чтобы говорить о полноте картины.
Насколько правилен выбранный в книге подход к изложению событий - судить вам, читатели
А для и тех, кого заинтересует новое издание, сообщаю, что книгу можно сказать по электронной почте zhelez_al@mail.ru,
некоторое количество я могу взять в издательстве для распространения по себестоимости (110 руб. + почтовая пересылка).
Насколько я знаю, приобрести книгу можно будет в Санкт-Петербурге, в Доме военной книги на Невском проспекте.
Также осталось некоторое количество экземляров книг серии "Летопись космической эры". Кто заинтересуется, с условиями заказа можно ознакомиться ЗДЕСЬ.