Новым менеджером программы создания Международной космической станции от компании Boeing Company назначен Джон Элбон (John Albon). На этом посту он сменит Джо Миллса (Joe Mills). Boeing Company - основной подрядчик NASA по МКС.
Администрация США располагает сведениями о том, что Северная Корея разрабатывает новую баллистическую межконтинентальную ракету на основе российских технологий. Как сообщается на сайте ABC News, в Вашингтоне полагают, что ракета будет способна поражать цели на расстоянии до 9,5 тысяч миль, то есть практически любые объекты на территории США. По утверждению анонимного источника в администрации, базовой моделью для нового северокорейского носителя стала советская баллистическая ракета морского базированию, обозначенная в западной классификации как SS-N-6 (Р-27). Южнокорейская разведка высказывала предположение о том, что Пхеньян продемонстрирует новую ракету во время военного парада, посвященного 55-й годовщине образования КНДР, однако этого не произошло. С 1998 года в Северной Корее действует мораторий на ракетные испытания, но, как полагают американские эксперты, северокорейские ракетные технологии могут совершенствоваться на территории Ирана.
Несмотря на то, что работа комиссии, расследовавшей обстоятельства катастрофы космического корабля Columbia, формально завершена, в интернете продолжается публикация разнообразных документов, имеющих отношение к происшедшей 1 февраля с.г. трагедии. Самое последнее, что появилось, - электронная переписка специалистов аэрокосмического ведомства в период после гибели «шаттла», в которой обсуждаются различные версии случившегося. На 11 сентября уже размещено 3203 страницы таких документов. Проанализировать их в оперативном режиме просто нет возможности, поэтому всех, кого интересуют детали, отправляю в соответствующий раздел сайта NASA.
Все нынешнее лето специалисты NASA были заняты восстановлением работоспособности спутника дистанционного зондирования земной поверхности Landsat-7, проблемы с которым начались в мае. Первоначально считалось, что всему виной сбои в программном обеспечении, но сейчас выяснилось, что неполадки в механике - камеры космического аппарата не могут быть правильно сориентированы на Землю, в результате чего не удается получить ту информацию, на которую ученые рассчитывали. И сделать в этой ситуации практически ничего невозможно. Что NASA будет делать с «проблемным» спутником, пока не решено, но вряд ли целесообразно эксплуатировать его длительное время, постоянно борясь с трудностями и не получая тот результат, который хотелось бы.
Директор NASA Шон О’Киф (Sean O’Keefe) пожелал успеха китайским специалистам, готовящим полет первого тайконавта. «Вступление Китая в клуб стран, обладающих возможностью отправлять людей в космос, является важным шагом в покорении Вселенной», - заявил О’Киф. Первый полет китайского пилотируемого корабля ожидается в октябре нынешнего года.
Почти в 400 млн долларов обошлось правительству США изучение причин катастрофы космического корабля "Колумбия", в результате которой 1 февраля погибли семь астронавтов. Как сообщил 11 сентября директор НАСА Шон О'Киф (Sean O'Keefe), средства были затрачены на поиски обломков шаттла и работу специальной комиссии. В сборе фрагментов корабля на территории штатов Техас и Луизиана участвовали 14 тыс. человек, в том числе добровольцев, а расходы на это в размере 235 млн долларов взяло на себя Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям. Позже НАСА пришлось выделить 20 млн долларов, чтобы по кусочкам сложить в единое целое то, что сохранилось от шаттла, разрушившегося при вхождении в плотные слои атмосферы. Работа экспертов, осматривавших обломки "Колумбии", а также эксперименты по определению обстоятельств катастрофы, проводившиеся в научном центре НАСА в Сан-Антонио, обошлись в 112 млн долларов. Еще около 20 млн долларов пошло непосредственно на деятельность независимой комиссии, которая подготовила 248-страничный доклад о причинах трагедии и рекомендации по повышению безопасности космических полетов. По оценкам НАСА, внесение технологических изменений в конструкцию кораблей в соответствии с этими рекомендациями будет относительно недорогим - в пределах нескольких десятков миллионов долларов, хотя точная сумма пока не определена, поскольку конкретные инженерные решения еще только предстоит выбрать. Космическое ведомство США надеется, что шаттлы смогут вернуться на орбиту весной следующего года.
Указом Президента РФ от 9 сентября 2003 г. начальником РГНИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина назначен летчик-космонавт РФ, генерал-майор В.В.Циблиев, который ранее занимал должность первого заместителя начальника РГНИИ ЦПК. Этим же указом Президент РФ первым заместителем начальника РГНИИ ЦПК назначил летчика-космонавта РФ, полковника В.Г.Корзуна, ранее занимавшего должность командира отряда космонавтов РГНИИ ЦПК. В ближайшее время ожидается соответствующий приказ по Министерству обороны, и тогда В.В.Циблиев и В.Г.Корзун вступят в свои новые должности. Вероятно, следует ожидать, что в ближайшее время В.В.Циблиев и В.Г.Корзун будут повышены в воинском звании. Нынешний начальник РГНИИ ЦПК летчик-космонавт СССР, генерал-полковник П.И.Климук указом Президента РФ (точная дата пока неизвестна, но предположительно в августе 2003 г.) был уволен из Вооруженных сил в запас по достижении предельного возраста для военнослужащих. Пока П.И.Климук продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность нового начальника РГНИИ ЦПК. Назначение В.Г.Корзуна первым заместителем начальника РГНИИ ЦПК означает, что он покидает отряд космонавтов. Новый командир отряда космонавтов РГНИИ ЦПК пока не назначен.
Сегодня 12 сентября в США в Санта-Фе откроется Вторая ежегодная конференция по космическим лифтам (Second Annual Space Elevator Conference), спонсорами которой являются Национальная лаборатория в Лос-Аламосе и Институт научных исследований (Institute for Scientific Research Inc., ISR). Она будет работать 4 дня. Официально откроет конференцию знаменитый писатель-фантаст Артур Кларк, автор всемирно-известной "Космической Одиссеи, 2001 год". Правда, лично он присутствовать в Санта-Фе не будет. Он сейчас находится в своем доме в Шри-Ланке, и его выступление будет транслироваться через спутник. Именно Артур Кларк первым придумал космический лифт, который фигурирует в нескольких его фантастических романах. Пока космический лифт остается фантастикой, но уже не такой уж нереальной. Раз уж по космическим лифтам второй раз проводят конференцию, то их реализация - это дело не такого уж далекого будущего. На конференции будут обсуждаться научные и инженерные проблемы, которые неизбежно возникнут при строительстве первого космического лифта. Особые надежды энтузиасты космических лифтов возлагают на недавнее открытие углеродных нанотрубок, обладающих феноменальной прочностью. Кстати, NASA уже выделило грант директору ISR по науке д-ру Брэдли Эдвардсу (Bradley Edwards) на исследование возможности конструирования и постройки космического лифта. Космический лифт - это революционно новый способ доставки грузов в космос. Принцип его работы выглядит следующим образом: один конец "троса" крепится на плавучей платформе, которая располагается в океане на экваторе, а второй конец крепится к космической станции, которая находится на геостационарной орбите на высоте более 36 тыс. км., между двумя концами троса перемещается подвижная платформа на электрической тяге и поднимает в космос целые спутники и детали космических станций. По оценкам специалистов, космический лифт, который сможет каждый день поднимать на низкую околоземную орбиту 5 тонн грузов, может быть создан уже через 15 лет. Стоимость доставки с помощью такого лифта 1 кг груза на околоземную орбиту с нынешних 20-80 тыс. дол. снизится до 200 дол. С помощью этого лифта можно будет построить в космосе стартовую площадку для космических аппаратов, отправляющихся к Луне, Марсу, Венере и астероидам. И стоимость таких запусков будет намного дешевле, чем сейчас при использовании ракет. Ну, а пользуясь первым относительно небольшим космическим лифтом, можно будет строить новые более крупные лифты, уходящие еще дальше в космос, так что стоимость доставки в космос грузов и людей должна снизится еще больше.
Обломки шаттла Columbia, собранные в штатах Техас и Луизиана после катастрофы, произошедшей 1 февраля 2003 г., будут доступны для всех ученых исследователей. Об этом 12 сентября официально сообщила NASA. Для 84 тыс. фрагментов шаттла был специально освобожден целый этаж, площадью 632 кв метра в здании штаб-квартиры NASA. "Изучение обломков Columbia будет доступно для всех ученых и исследователей. Благодаря результатам их исследований мы надеемся в будущем усовершенствовать наши летательные аппараты", - заявил представитель NASA.
Важный шаг сделан в деле создания нового космического телескопа (James Webb Space Telescope) - специалисты NASA одобрили конструкцию зеркал телескопа. Компания Northrop Grumman, главный субподрядчик аэрокосмического ведомства, рекомендовала пртнять предложение компании Ball Aerospace & Technologies Corporation в качестве основы зеркальной системы телескопа. Изготовление зеркал на бериллиевой основе начнется весной следующего года.
Один из участников борьбы за X-prize, британская компания Starchaser готовит к летным испытаниям возвращаемую капсулу Nova-2, изготовленную в рамках проекта создания трехместного пилотируемого суборбитального корабля Thunderbird. Сброс капсулы с самолета-носителя С-135 планируется произвести в районе Красного озера в штате Аризона. Первые испытания Nova-2 в пилотируемом варианте [пилот Тед Стронг (Ted Strong)] прошли там же в июле нынешнего года и выявили необходимость использования при приземлении тормозного парашюта. Сейчас капсула доработана и до конца нынешнего года должнаа быть вновь испытана. На этот раз ее будет пилотировать Стив Беннет (Steve Bennett), создатель и руководитель борющегося ха X-prize коллектива. Компания Starchaser - один из фаворитов в борьбе за награду и Беннетт очень надеется на победу.
7 сентября 2003 года в возрасте 66 лет скончался Годфри Анзик (Godfrey Anzic), инженер NASA, один из создателей систем связи для спутников, кораблей многоразового использования и наземных станций слежения. Он начал работать в Исследовательском центре имени Льюиса (ныне Исследовательский центр имени Гленна) в 1963 году и на всю жизнь связал свою судьбу с NASA. Совсем недавно, 8 августа с.г., Анзик был награжден медалью аэрокосмического управления "За исключительные заслуги".
Администрация президента США Джорджа Буша готовит новую программу пилотируемых космических полетов в обстановке строгой секретности, не консультируясь с Конгрессом. Об этом заявили конгрессмены на заседании комитета Палаты представителей по науке. При этом они потребовали, чтобы Буш лично объяснил, какую политику намерена проводить администрация в сфере освоения космоса, пишет газета Washington Post. Как демократы, так и республиканцы неоднократно упрекали Американское космическое агентство (NASA) в отсутствии долгосрочной программы пилотируемых полетов. Пока руководство NASA лишь дало понять, что агентство намерено продолжить эксплуатацию Международной космической станции (МКС) и разработать новые космические корабли на замену устаревающим шаттлам. В августе этого года представители Белого дома сообщили, что администрация совместно с NASA готовит программу освоения космоса на ближайшие 20-30 лет, однако никаких подробностей предоставлено не было. Остается неясным, как Белый дом и NASA намерены решать целый ряд принципиальных вопросов - какой должна быть роль военных в освоении космоса, нужна ли США база в открытом космосе, какие именно корабли должны заменить шаттлы и исследование каких планет следует считать приоритетным. На заседании комитета Палаты представителей по науке конгрессмены также потребовали от NASA как можно скорее завершить работу над бюджетом агентства на 2004 год. Представитель NASA впервые сообщил, что возобновление полетов шаттлов, запланированное на март будущего года, обойдется сравнительно дешево - менее чем в 1 миллиард долларов. Руководитель космического агентства Шон О'Киф (Sean O'Keefe) заявил, что затраты на модернизацию программы полетов шаттлов, чего потребовала комиссия по расследованию катастрофы шаттла Columbia, будут небольшими.
Джонатан Макдауэлл (Jonathan McDowell) сообщил на своем сайте о том, что от запущенного 14 декабря 2002 года японского микроспутника Micro-LabSat (27600 / 2002 056D) отделены два крошечных спутника в рамках эксперимента по инспекции космических объектов (RITE - Remote Inspection Technology Experiment). Оба объекта имеют размер около 10 см, но не были каталогизированы Стратегическим командованием США. Отделение произошло 14 марта 2003 года в 01:40 UTC и 14 мая 2003 года в 01:50 UTC. На сайте японского космического агентства NASDA приводится мало подробностей этого эксперимента, но можно понять, что отделенные объекты представляли собой мишени для калибровки камер основного аппарата. Ниже приведена схема эксперимента, а также снимок, сделанный камерой Micro-LabSat 14 марта 2003 года.
В Комитете по науке палаты представителей Конгресса США продолжаются слушания по результатам работы комиссии, расследовавшей причины катастрофы космического корабля Columbia. 10 сентября конгрессмены вторично заслушали председателя комиссии адмирала Гарольда Гемана (Harold Gehman). Адмирал сообщил, что его комиссия возобновит работу ровно через год, чтобы проверить, как NASA выполнило рекомендации, сформулированные в итоговом отчете. Слушания продлятся еще несколько дней.
КНДР использовала российскую технологию для разработки новой ракеты средней дальности, которая может стать наиболее действенной и точной в арсенале Пхеньяна, передает агентство Reuters. Об этом сообщили в среду представители американской администрации на условиях анонимности. По словам экспертов, Пхеньян создал ракету на основе новой схемы вместо старой технологии "Скад", что является значительным продвижением в вопросе разработки оружия. Ракета разработана на основе русской ССН-6, баллистической ракеты подводного базирования, появившейся в 1969 году. Кроме того, по их словам, есть "признаки" того, что КНДР начала ограниченный выпуск ракет большей дальности - Taepo Dong 2, которые могут достичь США и возможно уже готовы к экспорту.
Уже несколько дней на сайте Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры "висит" сообщение о затоплении утром 5 сентября с.г. в водах Тихого океана грузового транспортного корабля "Прогресс М1-10", за несколько часов до этого отстыкованного от Международной космической станции. Ссылка на информацию агентства Росбизнесконсалтинг. Хочу проинформировать тех, кто случайно забрел на сайт ЦЭНКИ - "Прогресс М1-10" еще на околоземной орбите и будет затоплен только в начале октября. Ну а кое-кто поторопился.
NASA может отказаться от использования многоразовых шаттлов в своей космической программе. По данным американского журнала Time, американские астронавты, возможно, будут летать в более привычных одноразовых капсулах - обновленной версии космических аппаратов, которые использовались в проекте "Аполлон". Как пишет Time, вывод о целесообразности использования одноразовых космических аппаратов содержится в материалах комиссии по расследованию катастрофы шаттла Columbia. Кроме того, об этом говорят сами астронавты. К преимуществам подобной конструкции можно отнести ее модульность, то, что капсулу можно легко переделывать под каждую конкретную миссию, а также то, что ее можно вывести за пределы околоземной орбиты, например, можно будет опять слетать на Луну. Катастрофа челнока Columbia, которая стоила жизни 11 астронавтам, поставила NASA перед необходимостью как можно скорее подыскать достойную замену шаттлам. Разумеется, в ряду других вариантов специалисты вспомнили и "золотые времена" американской космонавтики - программу "Аполлон". Теоретически, технология одноразовых космических кораблей не только более безопасна, но и более перспективна. Майкл Костелник, один из ведущих специалистов NASA по космическим полетам, признает, что корабль типа "шаттла" выводить за пределы околоземной орбиты не представляется возможным. Так что когда перед NASA встанет необходимость задуматься о строительстве следующего поколения космических аппаратов, выбор может быть отдан более традиционным одноразовым кораблям, которые обладают более широкими возможностями. При этом даже без особых технологических модернизаций корабли типа Apollo смогут выводить на орбиту команду из 6-7 астронавтов. На Apollo в 70-х годах никогда не летали больше трех человек, однако уже тогда на корабле было место для 6 человек. Учитывая, что электронная начинка за 30 лет стала занимать намного меньше места, возможно, только за счет модернизации электроники удастся освободить место для седьмого астронавта или дополнительного груза. Со ссылкой на источник в конгрессе США Time пишет, что до катастрофы Columbia перспективы одноразовых космических аппаратов выглядели не особенно радужно, однако после 1 февраля акценты сместились. Единственное, что вызывает явное отторжение - "вероятная необходимость вылавливать мужчин и женщин из какого-нибудь океана, после многих лет, которые приучили нас к посадкам на полосу Космического центра Кеннеди". Еще один довод в пользу того, чтобы сменить шаттлы на что-нибудь иное - их количество. В настоящее время в работоспособном состоянии остались лишь три челнока - Discovery, Atlantis и Endeavour, и если хотя бы один из них выйдет из строя, поддерживать нормальный график снабжения Международной космической станции они не смогут. Кроме того, на размышления наводит и практика русских, пишет Time. Несмотря на репутацию крайне подкованных в технологическом плане покорителей космоса, они используют исключительно одноразовые корабли, и с 1971 года не было ни одной фатальной аварии. Американские одноразовые корабли серии Apollo потерпели катастрофу лишь однажды. Конечно, об абсолютной безопасности в таком опасном деле говорить не приходится, но уж точно посадить пятитонный посадочный отсек проще, чем шаттл весом в 100 тонн. Наконец, один из главных доводов в пользу одноразового корабля - необходимость разработать новый космический корабль к 2006 году. Ранее NASA полагала потратить до 10 лет на разработку качественно нового "челнока", однако когда такого времени нет, гораздо проще чуть-чуть подновить проект "Аполлон". Впрочем, шаттлы не будут выведены из строя по крайней мере до тех пор, пока МКС не будет полностью отстроена. Ведь только челноки могут доставлять большие по весу грузы на орбиту и, главное, обратно на Землю. Однако необходимо помнить, что нынешние космические челноки - плод компромиссов, вызванных необходимостью экономить каждый доллар. При их разработке по требованию администрации президента Никсона было сэкономлено 5 млрд долларов. Поистине астрономическая сумма. Из-за этого шаттлы только садятся самостоятельно, а взлетают с помощью ракеты-носителя - и после финального отсчета этот процесс невозможно контролировать. Именно такая технология взлета стала причиной трагедий на шатллах Columbia (топливный бак повредил обшивку крыла, которое расплавилось при посадке) и Challenger (взрыв вскоре после старта).
С 80-х годов XX столетия земля стала теплее, чем когда-либо в предыдущие восемнадцать веков, утверждают ученые. Они реконструировали климат на основании анализа ледниковых покровов, растительности и других источников. Исследователи считают, что их работа дала недвусмысленные свидетельства того, что люди влияют на мировой климат. Тем не менее скептики продолжают настаивать, что любое человеческое вмешательство слишком скромно по размерам, чтобы объяснить происходящее. К таким выводам пришли Филип Джоунс из университета Восточной Англии (Великобритания) и Михаэль Манн из университета Вирджинии (США), сообщает NTR.Ru. Ранее ученые установили, что XX век был самым теплым за последнюю тысячу лет. Чтобы проверить гипотезу о том, что мир мог быть теплее до этого, Джоунс и Манн попытались реконструировать климат с начала нашей эры. Они изучили стволы древних деревьев из разных регионов мира и составили каталог местных климатических условий - ширина годичных колец на этих деревьях свидетельствовала о состоянии климата. Они также изучили пробы льда, взятые в ледовых шапках Гренландии и Антарктиды, проанализировав пузырьки древнего воздуха на предмет информации о климате, существовавшем тогда, когда образовывался лед. Третьим источником информации стали исторические хроники, особенно из Нидерландов, Швейцарии и Китая. Авторы исследования не смогли собрать достаточно сведений о состоянии Южного полушария, но с удовлетворением показали, что северная часть планеты ныне переживает самый теплый период за последние две тысячи лет. И хотя тогда некоторые территории были теплее, чем сейчас, средняя температура все-таки была ниже. Ученые утверждают, что за последние 20 лет планета нагрелась примерно на 0.2 градуса - на столько же она нагревалась или остывала в прошлом за век. В ответ на заявление о том, что тысячу лет назад на севере Британских островов было достаточно тепло для разведения виноградников, авторы исследования отвечают, сто сейчас их там гораздо больше, чем тогда. Что же касается путешествия викингов из Исландии в Гренландию в 980 году, то искали они там не теплый климат, а просто землю. Авторы исследования заново интерпретировали загадочный факт более частого замерзания Темзы в прошлом - по их словам, прежняя конструкция лондонского моста через реку позволяла ей замерзать гораздо легче.
10 сентября 2003 года в 11:31 UTC (15:31 мск) с территории Базы ВВС США Ванденберг, шт. Калифорния, совместными боевыми расчетами 576-го испытательного эскадрона 30-го Космического крыла, базирующегося на Базе ВВС США Ванденберг, и 91-го Космического крыла, базирующегося на Базе ВВС США Минот, шт. Сев. Дакота, осуществлен пуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman-3 (полетное задание GT-181GM). Общее руководство испытательным пуском осуществлял заместитель командующего 30-го Космического крыла полковник Уэйн Льюис (Wayne Louis). Стартовые операции проводились под контролем командира 576-го испытательного эскадрона полковника Энтони Блэйлока (Anthony Blaylock). Боевыми расчетами командовал капитан Роб Лайт (Rob Light) из 576-го эскадрона. Основной целью запуска являлась проверка боевых возможностей штатной МБР. Спустя приблизительно 30 минут после запуска три головные части ракеты успешно поразили учебные цели в районе тихоокеанского полигона на атолле Кваджлейн.
Представители компании Lockheed Martin Corporation сообщили 10 сентября о заключении с компанией EchoStar Communications Corporation контракта на изготовление очередного спутника связи. Это уже 4-й контракт, заключаемый Lockheed Martin Corporation в текущем году. Космический аппарат будет изготовлен на основе базового блока А2100. Запуск запланирован на III квартал 2005 года.
Компания Analex Corporation (штаб-квартира в Александрии, шт. Вирджиния) удостоена премии Космического центра имени Кеннеди за 2003 год как лучший субподрядчик из сферы малого бизнеса. Церемония вручения премии состоится позже нынешней осенью. Специалисты Analex Corporation занимаются в Центре имени Кеннеди работами по предстартовой подготовке ракет-носителей и космических аппаратов. В ее активе работы по марсианским станциям Spirit и Opportunity, по носителям Atlas-2, Atlas-5, Delta-2 и Delta-4.
Росавиакосмос" до конца года введет на орбиту 7 космических спутников. Об этом заявил заместитель генерального директора "Росавиакосмос" Георгий Полищук. В рамках программы "Электронной России" будут введены 3 спутника связи, 3 - навигации, 1 - картографирования. Кроме того, Г.Полищук заявил, что "Росавиакосмос" участвует в программе создания системы оперативного контроля за экономически важными и опасными объектами. Опытные участки уже созданы на Дальнем Востоке и в Центральном федеральном округе.
NASA распространило изображения планеты Сатурн, сделанные весной нынешнего года камерами космического телескопа Hubble. В этот период кольца планеты были наклонены на 26 градусов к земному наблюдателю, т.е. условия для съемки были благоприятны. А такое случается раз в 29,5 лет.
Грузовой транспортный корабль «Прогресс М-48», состыковавшийся с Международной космической станцией 31 августа нынешнего года, доставил на борт комплекса, среди прочих грузов, и оборудование для проведения экспериментов, подготовленных специалистами Европейского космического агентства. Их проведением займется астронавт Педро Дуке (Pedro Duque), который прибудет на МКС на борту российского космического корабля «Союз ТМА-3» в октябре 2003 года. Один из экспериментов - WINOGRAD - подготовлен в рамках программы работы со студентами и предусматривает выявление отличий в скорости размножения бактерий Winogradski в космосе и на Земле. Еще один эксперимент - PROMISS-2 - предусматривает изучение фундаментальных процессов, происходящих при кристаллизации белка. В ходе эксперимента NEUROCOG будет изучаться влияние факторов космического полета на психическую деятельность человека, а в ходе эксперимента CARDIOCOG - изменение сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности человека. Запланировано проведение и других экспериментов. На приведенном здесь снимке - корабль «Прогресс М-48» незадолго до стыковки.
Компания International Launch Services (ILS) объявила о заключении двух контрактов на запуски телекоммуникационных спутников при помощи ракеты – носителя «Протон» с использованием разгонного блока «Бриз –М». Во второй половине 2004 года в рамках договора с американской компанией SES Americom запланирован запуск ракеты «Протон/Бриз М» с космическим аппаратом «AMC–15». КА «AMC–15» построит подразделение концерна Lockheed Martin компания Lockheed Martin Commercial Space Systems (LMCSS) на базе геостационарных спутников связи Ku/Ka диапазона серии А2100. Новый спутник пополнит уже существующую систему связи спутников SES AMERICOM, обеспечивающих глобальное покрытие для кабельных телевизионных и радиоканалов, телекоммуникационные услуги и передачу данных на территории Северной Америки. В 2005 г. по заказу малазийского оператора связи Binariang Satellite Systems Sdn. Bhd ракета-носитель «Протон М/Бриз М» доставит на орбиту космический аппарат (КА) «MEASAT-3», который изготовят на основе базового блока Boeing-601 специалисты компании Boeing Satellite Systems. «MEASAT-3» будет оснащен 24 транспондерами в С-диапазоне и 24 - Ku-диапазона. В течение 15 лет он будет обслуживать клиентов в Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в северной Африке, Азии и Австралии. Разработчиком и изготовителем ракеты-носителя «Протон» и разгонного блока «Бриз-М» является Государственный космический центр имени М.В.Хруничева. International Launch Services (ILS) - российско-американское совместное предприятием (1995г.). В состав ILS входят американская корпорация Lockheed Martin (США) и ее российские партнеры - Государственный космический центр им. М.В. Хруничева и Ракетно-космическая корпорация «Энергия». К настоящему времени с 1996 года было осуществлено 30 коммерческих запусков РН «Протон», дважды с использованием модернизированного разгонного блока «Бриз М». Выход РБ «Бриз-М» на мировой рынок состоялся 30 декабря 2002 года, когда с помощью ракеты-носителя «Протон-М» на орбиту был выведен телекоммуникационный космический аппарат «Nimiq-2». 7 июня 2003 года «Протон К/Бриз М» успешно доставила на геостационарную орбиту спутник связи АМС-9, изготовленный французской компанией Аlcatel по заказу SES Americom. Ранее компания ILS уже объявила о заключении контракта с канадской компанией Telesat на запуск в 2005 году канадского телекоммуникационного спутника Anik F1R при помощи модернизированного носителя «Протон М/ Бриз М».
Сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы орбитальный модуль космического корабля Shen Zhou-4 (27634 / 2002 061C), который с 5 января нынешнего года совершал автономный полет после отделения от него спускаемого аппарата. Вхождение модуля в атмосферу зафиксировано 9 сентября 2003 года в 06:03 UTC (10:03 мск) над точкой поверхности с координатами 19 град. с.ш. и 62 град. з.д. Завершение полета орбитального модуля Shen Zhou-4 можно рассматривать как один из признаков скорого запуска корабля Shen Zhou-5 с первым китайским космонавтом на борту.
Спутник NOAA-N, изготовление которого ведет компания Lockheed Martin Space Systems по заказу Национального управления США по изучению океанов и атмосферы, получил 6 сентября с.г. повреждения в результате производственной аварии на заводе в Саннивэйле, шт. Калифорния. Космический аппарат упал на пол во время планового перемещения внутри производственного помещения. Как заявили представители компании-изготовителя, степень ущерба пока еще не оценена и этим специалистам предстоит заниматься в ближайшие дни. По неофициальной информации, причиной инцидента стала безалаберность технического персонала, который "положился на авось" (как нередко бывает и у нас). Запуск спутника NOAA-N запланирован на 2008 год.
Представители компании Arianespace объявили 9 сентября о подписании контракта с компанией SES Astra на запуск телекоммуникационного спутника Astra-1KR. Старт запланирован на вторую половину 2005 года. Изготовлением космического аппарата занимаются специалисты американской компании Lockheed Martin Commercial Space Systems.
10 сентября 2003 года исполнилось бы 70 лет летчику-космонавту СССР, Герою Советского Союза Евгению Васильевичу Хрунову. В связи с юбилеем намечено проведение ряда мероприятий. Одно из них состоится 10 сентября в Москве в помещении Мемориального музея космонавтики, а спустя два дня - в Непрядвенской средней общеобразовательной школе-интернате им. Е.В.Хрунова в поселке Непрядва Воловского района Тульской области, где с 5-го по 7-й класс учился будущий космонавт.
Международные российско-американо-канадские учения по спасению космонавтов при аварийной посадке проходят в Геленджике, передает РИА "Новости". Основные мероприятия учений «Сарекс-МКС-2003» запланированы на среду. Сценарий учений предполагает отработку совместных действий в условиях чрезвычайной ситуации в случае пожара на борту МКС и срочной эвакуации с нее экипажа, сообщили в штабе учений. Бухта Геленджика условно выбрана в качестве запасного полигона Азово-Черноморского региона. Здесь по сценарию должен приводниться спускаемый аппарат «Союз». В учениях задействованы команды парашютно-десантной службы Черноморского флота и Федерального управления авиационно-космического поиска и спасения, самолеты, в том числе Ан-26 и Ка-27, несколько кораблей и специальные лодки «Стриж». Подобные учения проходят уже в десятый раз.
Российские ученые планируют запустить космический аппарат для изучения спутника Марса Фобоса в 2009 году, передает "Интерфакс" со ссылкой на Центр имени Бабакина. Основной целью миссии аппарата станет доставка образцов грунта с Фобоса на Землю. Ранее сообщалось, что аппарат под названием "Марс-Фобос-Грунт" должен был отправиться к Марсу в 2005 году. Однако агентство не уточняет, идет ли речь о том же самом аппарате или о другом. Между тем сотрудник Центра Виктор Кудряшов, заявил, что "проект является приоритетным в российской федеральной космической программе. Запуск будет произведен при помощи ракетоносителя среднего класса "Союз" с космодрома Байконур". Ожидается, что аппарат достигнет орбиты Марса через год, после чего произведет посадку на Фобос и в течение суток будет проводить эксперименты. С помощью специальных буровых устройств "Марс-Фобос-Грунт" возьмет пробы грунта и соберет образцы камней. "После этого от аппарата отделится возвращаемый модуль и с помощью своих двигателей начнет обратный путь к Земле", - рассказал В.Кудряшов. Он также отметил, что "оба спутника Марса - Фобос и Деймос - представляют огромный интерес для ученых всего мира, с точки зрения исследования истоков формирования Солнечной системы". В 1980-х годах российские ученые уже предпринимали попытки запуска на Фобос научных аппаратов, но они были неудачными. Однако ученым при подготовке и проведении этих экспедиций все же удалось отработать многочисленные детали межпланетных полетов, в том числе приемы посадки на небольшие небесные тела.
Атомные часы размером со спичечный коробок можно использовать для производства более точных автоматизированных бортовых навигационных систем, говорят их создатели. Как сообщает New Scientist (перевод на сайте Inopressa.ru), ученые исследовательского управления ВМФ разработали функционирующие атомные часы объемом 40 кубических сантиметров. Миниатюрные часы Rubidium Atomic Clock настолько точны, что отстают всего на одну секунду за 10 тысяч лет. При этом они потребляют всего 1 ватт. Размер существующих атомных часов обычно на несколько порядков больше (около 4,8 тыс. кубических сантиметров, а потребляемая мощность составляет около 50 ватт). Глава исследовательской группы Джон Ким говорит, что механизм достаточно мал, чтобы его можно было вмонтировать в ракету или беспилотный летательный аппарат. Затем бортовой компьютер может использовать часы для расчета местонахождения на основе скорости и времени. Некоторые современные ракеты рассчитывают свое местонахождение и находят цель на основе данных системы глобального позиционирования (GPS). Но эта система может быть уязвимой для помех. Другими бортовыми навигационными средствами являются гироскоп и скоростомер, но они гораздо менее точны. По словам Кима, точность используемых часов может существенно изменить точность навигации. "Если часы очень точны, погрешность очень мала, - сказал он New Scientist. - При менее точных часах погрешность может составить 30 футов вместо трех". Атомные часы обеспечивают точность, измеряя вибрацию атомных ядер и облаков окружающих их электронов. Она стабильна в пространстве и времени. Атомные часы на основе рубидия менее точны, чем цезиевые или водородные, но их миниатюризация гораздо легче. Ким говорит, что производство часов будет относительно дешевым, около 2 тыс. долларов за штуку. Атомные часы чрезвычайно важны для глобальной навигации. Часы большего размера установлены на спутниках GPS и дают очень точный временной параметр для каждого сигнала. Получатели, находящиеся на земле, в результате имеют возможность понять, где находится каждый из спутников, и вычислить собственные координаты. Атомные часы применяются и на земле для синхронизации оборудования компьютерной сети.
Сотрудник NASA 44-летний Михаил Панкевич признался в краже двух 5-сантиметрорых обломков шаттла Columbia во время операции по поиску частей разбившегося шаттла в штате Техас, передает агентство Associated Press. В апреле Панкевичу были предъявлены обвинения в краже государственного имущества, перевозке краденого через границы штатов и дачу ложных показаний. Максимальное наказание за эти преступления – 25 лет лишения свободы и штраф в $750 тыс. Однако, дав признательные показания, сотрудник NASA, скорее всего, избежит тюремного заключения.
Сегодня северокорейцы празднуют 55-ю годовщину образования КНДР. Эксперты полагали, что эта дата будет отмечена рядом событий, которые могут оказать влияние на политическую ситуацию в Азии, да и во всем мире. Они предрекали, что КНДР продемонстрирует свою новую баллистическую ракету дальнего радиуса действия, способную поражать объекты на территории США, а также объявит себя ядерной державой. Но ничего не произошло. На военном параде в Пхеньяне не было ни ракеты, ни какой-либо иной военной техники - только солдаты. И о ядерном статусе северокорейские лидеры посчитали нужным умолчать. И правильно сделали.
9 сентября 2003 года в 04:29 UTC (в 08:29 мск) с площадки SLC-40 Станции ВВС США "Мыс Канаверал" стартовыми командами компании Lockheed Martin Astronautics при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла осуществлен пуск ракеты-носителя Titan-401B № В-36, которая вывела в космос спутник USA-171 (27937 / 2003 041А).
Циклограмма выведения (расчетная):
Т-0:00:00 - старт; Т+0:02:11 - включение двигателя 1-й ступени носителя; Т+0:02:26 - отделение твердотопливных ускорителей; Т+0:03:30 - сброс створок головного обтекателя (позже упали в Атлантический океан); Т+0:05:23 - выключение двигателя 1-й ступени, включение двигателя 2-й ступени, отделение 1-й ступени носителя (позже упала в Атлантический океан); Т+0:09:19 - выключение двигателя 2-й ступени носителя; Т+0:09:28 - отделение ПН со ступенью Centaur от 2-й ступени носителя; Т+0:09:49 - 1-е включение двигателя ступени Centaur; Т+0:12:00 - выключение двигателя ступени Centaur; Т+0:21:52 - 2-е включение двигателя ступени Centaur; Т+0:27:05 - выключение двигателя ступени Centaur; Т+5:39:хх - 3-е включение двигателя ступени Centaur; Т+5:41:хх - выключение двигателя ступени Centaur; Т+5:49:хх - отделение спутника от ступени Centaur.
О назначении запущенного спутника официально не сообщается, кроме того, что это разведывательный аппарат, принадлежащий Национальному разведывательному управлению США (National Reconnaissance Office). В литературе встречаются его наименования Mentor-3 и NRO L-19. Масса оценивается в 5200 кг.
Штаб-квартира NASA распространило 8 сентября текст Комплексного плана своих действий, который должен способствовать возобновлению полетов кораблей многоразового использования. По сути дела, это официальный ответ аэрокосмического ведомства на опубликованный недавно итоговый отчет комиссии, расследовавшей причины катастрофы Columbia. План предусматривает проведение мероприятий по всем рекомендациям комиссии, как первостепенной важности, так и тем, которые могут быть реализованы уже после возобновления полетов. План устанавливает и предварительную дату следующего полета "шаттла" - март 2004 года, хотя делается оговорка, что все может измениться в ходе работ. С полным текстом документа (78 страниц) можно ознакомиться по адресу http://www.nasa.gov/pdf/49874main_RTF_08092003.pdf.
В Санкт-петербургском издательстве "Система" вышел из печати очередной том "Летописи космической эры", вобравший в себя события 1960 года. Все, кто желает приобрести книгу может заказать ее по электронной почте zhelez_al@inbox.ru. Цена издательства 80 рублей + почтовые расходы. В отличии от предыдущих книг серии, количество книг для продажи ограничено. Также можно приобрести и три предыдущие книги серии. Условия продажи можно узнать в разделе РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ.