НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


НОВОСТИ

      ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

Выпуск № 330 от 15 июля 2003 г.

АРХИВ НОВОСТЕЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ

    СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

      1. Итоговый отчет "комиссии Гемана" будет опубликован 25 августа, а пока выпущен рабочий сценарий.




          ВНИМАНИЕ !!!

          Сообщаю читателям о смене адреса своей электронной почты. Письма теперь следует направлять по zhelez_al@inbox.ru.





          15.07.2003 / 11:24    СПУТНИКИ GALAXY-4R И PAS-6B РАБОТАЮТ СО СБОЯМИ

          Два принадлежащих компании PanAmSat Corp. телекоммуникационных спутника - Galaxy-4R и PAS-6B - работают со сбоями, сообщил 14 июля журнал Wall Street Journal. По информации журнала, проблема в ионных двигателях, поддерживающих ориентацию на Солнце солнечных батарей. В результате этого на космических аппаратах наблюдается некоторый дефицит энергии. Оба спутника изготовлены на основе базовой платформы Boeing 601HP и относительно молоды - оба были запущены в пределах последних пяти лет.
          Это уже не первый случай, когда спутники типа Boeing 601HP испытывают проблемы с двигателями. Ранее из-за аналогичных проблем были потеряны аппараты PAS-5 и Galaxy-8i.





          15.07.2003 / 10:35    НА МАРСЕ ОБНАРУЖЕН СВЕЖИЙ КРАТЕР ОТ УДАРА МЕТЕОРИТА

          Американский зонд Mars Global Surveyor (MGS), который работает на орбите Марса, сфотографировал на марсианской поверхности вот этот кратер, оставшийся после удара метеорита. Его диаметр не превышает 400 м. По мнению специалистов, это совсем свежий кратер, так как он очень хорошо сохранился. В качестве доказательства они приводят лучеобразную картину выброса грунта вокруг этого кратера. Хотя может оказаться, что этому кратеру уже многие тысячи или даже несколько миллионов лет.
          Этот кратер расположен внутри намного большего по размерам кратера Crommelin в точке с координатами 5,6 градусов северной широты и 10 градусов западной долготы. На снимке Солнце освещает картину слева.

          ("Россия-Он-Лайн" по материалам NASA).

         Фото NASA.






          15.07.2003 / 10:29    В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ СОЗДАЕТСЯ ЦЕНТР КОСМОНАВТИКИ

          Создание еще одного научного центра начато в Красноярском крае. К его формированию приступила Российская академия космонавтики имени Константина Циолковского.
          В содружестве с Росавиакосмосом, Минобороны, Минсвязи и другими ведомствами новый научный центр будет заниматься не только спутниковыми технологиями, но и содействовать решению задач по использованию и развитию накопленного в российской космонавтике потенциала в интересах страны и ее международного сотрудничества.
          Научный центр создается на базе действующего уже почти полвека в городе Железногорске Научно-производственного объединения Прикладной механики /НПО ПМ/ имени академика Михаила Решетнева, в цехах которого изготавливается примерно 70 проц российских космических аппаратов различного назначения.
          Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе НПО ПМ, в связи с созданием нового научного центра в Железногорск прибыла делегация ученых во главе с президентом Российской Академии космонавтики Владимиром Сенкевичем.





          15.07.2003 / 10:18    НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В НАСА

          В NASA продолжаются кадровые изменения. 14 июля заместитель директора аэрокосмического агентства Уильям Редди (William Readdy) объявил о новых назначениях в космических центрах имени Кеннеди и имени Маршалла. Заместителем директора Космического центра имени Кеннеди назначен Вудро Уайтлоу (Woodrow Whitlow, Jr.), а заместителем директора Центра космических полетов имени Маршалла - Рекс Дживидин (Rex D. Geveden). Оба назначенца хорошо известны в NASA как высококлассные специалисты. Так, например, Дживидин являлся одним из руководителей проекта Gravity Probe B, целью которого является проверка Теории относительности Альберта Эйнштейна.





          15.07.2003 / 00:02    УЧАСТНИКИ БОРЬБЫ ЗА Х-ПРИЗ: THE DA VINCI PROJECT

         Продолжаю представлять участников борьбы за X-prize. Сегодня краткая информация еще об одной канадской команде.

         The Da Vinci Project

         Руководитель коллектива - Брайан Финей (Brian Feeney).
         Место дислокации - г. Торонто, пров. Онтарио, Канада.
         Регистрация как участника борьбы за X-prize - 2 июня 2000 г.
         Для осуществления прыжка в космос разрабатывается ракета-носитель, получивший наименование Wild Fire.
         Характеристика носителя:
         Высота - 4,8 м.
         Диаметр - 1,4 м.
         Стартовая масса - 3400 кг.
         Сухая масса - 1450 кг.
         Топливо - керосин.
         Окислитель - жидкий кислород.
         Тяга двигателей - 5000 Н.
         Экипаж, состоящий из трех пассажиров, будет размещаться в герметичной капсуле диаметром 1,4 м грузоподъемностью 390 кг.
         Метод старта - с борта воздушного шара.
         Максимальные перегрузки при старте - 3 g.
         Время работы двигательной установки - 100 с.
         Максимальная скорость - 4300 км/час.
         Максимальная высота подъема ЛА - 120 км.
         Метод спуска - баллистический.
         Максимальные перегрузки на участке спуска - 5,76 g.
         Метод посадки - с использованием надувной системы мягкой посадки.
         Общая продолжительность полета - 90-110 мин.
         Расстояние между местом старта и местом приземления - 10-100 км.
         Примечание: Без комментариев.

         Рисунок The Da Vinci Project.






          14.07.2003 / 15:42    НАЧАТА РЕКОНСТРУКЦИЯ АЭРОДРОМА "ПЛЕСЕЦК"

          В канун праздника - Дня космодрома Плесецк, который ежегодно отмечается 15 июля, в торжественной обстановке была заложена первая железобетонная плита на реконструируемой взлетно-посадочной полосе /ВПП/ аэродрома "Плесецк".
          Об этом в понедельник РИА "Новости" сообщил сотрудник пресс-службы Космических войск России Сергей Деревяшкин.
          "В укладке плиты принял участие начальник космодрома генерал-майор Анатолий Башлаков, - сообщил он. - Под плиту "на счастье" была заложена 10-рублевая монета выпуска 2003 года".
          По словам специалистов, после реконструкции, осенью 2003 года аэродром космодрома сможет принимать всю существующую современную военную и гражданскую авиатехнику, включая "тяжелую", отметил Деревяшкин.
          "А в последствии на удлиненную ВПП сможет осуществлять посадку многоразовая первая ступень /"Байкал"/ ракеты-носителя легкого класса "Ангара", - отметили в Космических войсках.
          Как дополнительно сообщили РИА "Новости" в Государственном космическом центре имени Хруничева, где разработана эта уникальная ступень ракеты "Ангара", с постройкой длинной ВПП - практически откроется возможность реализации проекта, предусматривающего возвращение на аэродром первой ступени ракеты после ее запуска. "Такой технический вариант многоразового использования конструкции ракеты в мировой практике будет осуществлен впервые", - отметили в космическом центре имени Хруничева.





          14.07.2003 / 14:04    ОТКРЫЛАСЬ XXV ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

          13 июля в Сиднее, Австралия, начала свою работу XXV Генеральная ассамблея Международного астрономического союза. В форуме участвуют около 1600 представителей из 66 стран. На ассамблее предполагается обсудить последние открытия в астрономии, которые могут в корне изменить наше представление о Вселенной. Работа ассамблеи продлится до 26 июля.





          14.07.2003 / 14:03    ГРАВИТАЦИОННЫЙ ЗОНД ОТПРАВЛЕН НА КОСМОДРОМ

          Космический аппарат Gravity Probe B, которому предстоит проверить Теорию относительности Альберта Эйнштейна, отправлен с завода компании Lockheed Martin Space Systems в Саннивэйле, шт. Калифорния, на Базу ВВС США Ванденберг, где пройдет его предстартовая подготовка. Запуск спутника планируется произвести с помощью ракеты-носителя Delta-2 15 сентября нынешнего года.





          14.07.2003 / 11:19    ПАМЯТИ Ю.А.МОЗЖОРИНА

          10 июля в ЦНИИ машиностроения (г. Королёв Московской обл.) была торжественно открыта мемориальная доска одному из известнейших организаторов и руководителей работ в области советской ракетно-космической науки, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий доктору технических наук, профессору Юрию Александровичу Мозжорину, сообщил сайт Центра управления полетом.
          На митинге, посвящённом открытию мемориальной доски Ю.А. Мозжорину, выступили генеральный директор ЦНИИмаш академик РАН Н.А. Анфимов, глава администрации города Королёва А.Ф. Морозенко, статс-секретарь – первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса Н.Ф. Моисеев, ветеран ракетно-космической отрасли академик РАН Б.Е. Черток.

         Фото ЦУП.






          14.07.2003 / 00:06    "КОМИССИЯ ГЕМАНА" ОПУБЛИКОВАЛА РАБОЧИЙ СЦЕНАРИЙ

          Комиссия, расследующая обстоятельства аварии космического корабля Columbia, представила на пресс-конференции 11 июля рабочий сценарий событий, происшедших непосредственно на всех стадиях полета: от старта до момента разрушения корабля. В нем обобщена вся информация, которую удалось собрать. Здесь и телеметрическая информация, и результаты компьютерного моделирования, и свидетельства очевидцев. Это наиболее полный сценарий из всех, которые публиковались до сегодняшнего дня.
          Полный текст документа объемом 12 Мб размещен на сайте "комиссии Гемана".
          В ходе пресс-конференции член комиссии Скотт Хаббард (Scott Hubbard) представил результаты последнего эксперимента, проведенного в Сан-Антонио, в Юго-западном научно-исследовательском институте. Как уже сообщалось, в результате воздействия на теплозащитное покрытие "шаттла" куска пены, выпущенного из газоразрядной пушки со скоростью около 800 км/час, в корпусе корабля образовалось отверстие внушительных размеров. Хаббард заявил, что тем самым можно считать практически доказанным предположение о фатальных повреждениях Columbia на старте.
          В ходе пресс-конференции была оглашена и другая интересная информация.
          Из данных комиссии следует, что большое количество высокопоставленных сотрудников NASA, руководивших полетом шаттла, допустили множество ошибок - как во время самого полета, так и впоследствии, при объяснении причин гибели корабля. Особое внимание членов комиссии привлекла запись совещания руководителей полета, состоявшаяся на пятый день после старта Columbia. Собравшиеся в Хьюстоне специалисты должны были обсудить ход полета и оценить риск, которому подвергся корабль после удара обломка внешней изоляции по термоизоляционным панелям левого крыла.
          Взяв слово, Линда Хэм (Linda Ham) - глава группы специалистов, управлявших полетом - заявила, что, по ее мнению, ей и ее коллегам не следует утруждать себя попытками получить более четкое изображение места повреждения, организовывать ремонтные работы в космосе или прорабатывать планы по внеплановой эвакуации экипажа. "Не думаю, чтобы мы могли тут что-нибудь поделать", - сказала она. Между тем, по словам специалистов из Независимой комиссии, именно на пятый день полета необходимо было предпринимать срочные меры, чтобы у экипажа шаттла могли появиться шансы на спасение.
          Изначально адмирал Харольд Геман (Harold Gehman) планировал составить отчет своей комиссии, работавшей над расследованием в течение полугода, таким образом, чтобы по возможности ни на кого не возглать персональную ответственность за катастрофу. Однако отдельные замечания его коллег, в том числе касавшиеся выступления Линды Хэм, проникли в прессу и стали достоянием гласности. Так, известно, что руководитель NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe) заявил на пресс-конференции 12 февраля, что удар куска теплоизоляционной обшивки по крылу был настолько маломощным, что его можно сравнить лишь с ударом куска пенопласта, оторвавшегося от впереди идущей машины, по капоту следующего за ней автомобиля. Однако по расчетам физиков это сравнение неточно - на самом деле удар, полученный Columbia, можно уподобить удару от 25-килограмммового мешка с цементом, падающего на лобовое стекло автомобиля, который движется со скоростью 60 миль в час.
          Кроме того, 5 февраля генерал-майор Майкл Костельник (Michael Kostelnik), заместитель первого помощника руководителя NASA, заявил журналистам, что оторвавшийся кусок обшивки по своим параметрам был вполне "обычным" - то есть не превышал размеров и веса других обломков, которые отрывались во время предыдущих стартов американских шаттлов. Однако довольно быстро стало известно, что на этот раз речь шла о гораздо более тяжелом куске, на 70 процентов превышавшем по своим размерам все известные до сих пор. По словам О'Кифа, приборы шаттла даже не зафиксировали удар по крылу, хотя, как оказалось, и это было не так. И в противоположность тому, о чем еще 1 февраля заявил руководитель программы шаттлов Роналд Дитмор (Ronald D. Dittemore), военные спутники легко могли сделать подробные снимки поврежденного места на корпусе Columbia, с помощью которых можно было бы определить характер полученных повреждений.
          Далее, Дитмор и Костельник 5 февраля заявили о том, что экипаж Columbia был сразу же поставлен в известность об инциденте при взлете, хотя на самом деле астронавтам сообщили об этом лишь на восьмой день полета, причем им было сказано, что это повреждение не стоит внимания и о нем нужно знать лишь для того, чтобы, вернувшись, не путаться при ответах на вопросы журналистов.
          Наконец, комиссия адмирала Гемана готовится оспорить ключевое высказывание, прозвучавшее 7 февраля из уст Дитмора, - о том, что специалисты NASA с самого начала предпринимали все меры, чтобы свести риск от разрушения термоизоляционной обшивки левого крыла к минимуму. По словам адмирала Гемана, почти все руководители NASA, комментировавшие события после гибели Columbia, вели себя подобно водителю, случайно оставшемуся в живых после крупной аварии и способному ответить на вопрос о ее причинах лишь следующее: "все было как обычно, я ничего не заметил".
          "Еще очень долго после катастрофы Columbia отрыв куска термоизоляции оставался для руководителей NASA слепым пятном", - заявил Геман. По словам одного из членов Независимой комиссии, нобелевского лауреата физика Дугласа Ошероффа (Douglas D. Osheroff), те же руководители и во время полета "приняли несколько принципиально неверных решений. Надеюсь, эти люди больше не будут работать в NASA".
          В конечном итоге Независимая комиссия адмирала Гемана пришла к следующему выводу: причиной гибели семи членов экипажа шаттла Columbia стал отрыв куска изоляционной обшивки, пробившей термоизоляцию на левом крыле. Подобные отрывы регулярно происходили и раньше, однако NASA не обращало на них внимания, потому что раньше это ни разу не заканчивалось гибелью корабля.





          14.07.2003 / 00:04    ПРОДОЛЖАЕТСЯ КАТАЛОГИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

          Потихоньку, полегоньку, Стратегическое командование США продолжает идентифицировать космические аппараты, выведенные на околоземную орбиту во время кластерного запуска ракеты-носителя "Рокот" с космодрома Плесецк. На ленте новостей уже сообщалось о включении в каталог макета российского спутника "Монитор-Е" (27840 / 2003 031A) и чешского спутника MIMOSA (27841 / 2003 031B). В минувшие выходные еще три каталогизированных объекта обрели собственные имена: канадский MOST (27843 / 2003 031D), японский CUTE-1 (27844 / 2003 031E) и американский Quakesat (27845 / 2003 031F). Другие аппараты пока не обозначены. 0Z





          14.07.2003 / 00:02    ВЫДАН ПЕРВЫЙ КОНТРАКТ НА СПУТНИК ЕВРОПЕЙСКОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ГАЛИЛЕО"

          Европейское космическое агентство предоставило британской компании Surrey Satellite Technology Limited контракт на изготовление первого спутника европейской навигационной системы Galileo. Контракт стоимостью 20 миллионов евро предусматривает изготовление космического аппарата GSTB-v2A (Galileo System Test Bed v2A) для тестирования системы.
          Всего навигационная система будет насчитывать 30 спутников.





          12.07.2003 / 00:05    РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ "АНГАРА" С КОСМОДРОМА ПЛЕСЕЦК ПОЛЕТЯТ НЕ ПОЗДНЕЕ 2005 ГОДА

          Ракеты-носители "Ангара" с космодрома Плесецк полетят не позднее 2005 года.
          Как сообщил в пятницу РИА "Новости" сотрудник пресс-службы Космических войск России /КВР/ Сергей Деревяшкин, такое мнение высказал генеральный директор ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Александр Медведев, накануне посетивший космодром и ознакомившийся с ходом ведущегося строительства стартового комплекса для всех трех модификаций - легкого, среднего и тяжелого класса - этой новой ракеты.
          "Мы не скрываем, что при создании таких сложных комплексов, всегда возникает много проблем. Но это чисто рабочий процесс", - отметил Медведев, на предприятии которого разработан космический ракетный комплекс /КРК/ "Ангара".
          "Строительство стартового комплекса - это более затратное и более сложное производство, чем создание самой ракеты-носителя. На втором этапе строительства - будет возведен технический комплекс", - уточнил Медведев.
          "Повышенное внимание к КРК "Ангара" космическим центром Хруничева и Космическими войсками уделяется по ряду причин,- пояснил он.- Во-первых, этот комплекс обеспечивает независимый доступ России в космос ракет тяжелого класса. Во-вторых, КРК "Ангара" является современной разработкой: при минимальных затратах она обладает максимальным техническим и экономическим эффектом".





          12.07.2003 / 00:03    ВОСЬМОЙ ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ЭКИПАЖ МКС НАЧАЛ ПОДГОТОВКУ К КОСМИЧЕСКОМУ ПОЛЕТУ

          Восьмой долговременный экипаж Международной космической станции /МКC/ - россиянин Александр Калери и американец Майкл Фоул, - а также астронавт Европейского космического агентства /ЕКА/, испанец Педро Дуке приступили к совместной подготовке к космическому полету.
          Об этом РИА "Новости" сообщил в пятницу ведущий специалист Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в Звездном городке Александр Подольский.
          По его словам, астронавты проходят совместные тренировки на тренажерах, изучают устройство пилотируемого космического корабля "Союз ТМА", на котором они совершат полет на МКС.
          "Затем, в конце сентября, за три недели до старта, сдадут зачеты и экзамены межведомственной комиссии. Старт этой экспедиции назначен на 18 октября", - уточнил Подольский.
          Он отметил, что параллельно ведется работа по уточнению программы их полета.
          "Калери и Майкл Фоул будут работать на станции полгода, Дуке - в пределах недели. Естественно, у них программа будет разной, - отметил Подольский. - После краткого пребывания на станции Дуке с 7-й долговременной экспедицией - Юрием Маленченко /Россия/ и Эдвардом Лу /США/ - возвратится на Землю".





          12.07.2003 / 00:02    УЧАСТНИКИ БОРЬБЫ ЗА Х-ПРИЗ: CANADIAN ARROW

         Продолжаю представлять участников борьбы за X-prize. Сегодня краткая информация о канадской команде.

         Canadian Arrow

         Руководитель коллектива - Джеффри Шерин (Jeoffrey Sheerin).
         Место дислокации - г. Лондон, пров. Онтарио, Канада.
         Регистрация как участника борьбы за X-prize - 8 ноября 2000 г.
         Для осуществления прыжка в космос разрабатывается ракета-носитель, созданный на базе немецкой баллистической ракеты Фау-2. Назван так же, как и коллектив - Canadian Arrow.
         Характеристика носителя:
         Высота - 16,2 м.
         Диаметр - 1,6 м.
         Стартовая масса - 14500 кг.
         Сухая масса - 6000 кг.
         Топливо - спирт.
         Окислитель - жидкий кислород.
         Тяга двигателей:
         Первая ступень - 25000 Н.
         Вторая ступень - 8000 Н.
         Экипаж, состоящий из трех пассажиров, будет размещаться в герметичной кабине грузоподъемностью 390 кг.
         Метод старта - вертикальный, с поверхности Земли.
         Максимальные перегрузки при старте - 5,4 g.
         Высота подъема с работающими двигателями - 34 км.
         Время работы двигательной установки 1-й ступени - 60 с.
         Максимальная высота подъема ЛА - > 100 км.
         Метод спуска - баллистический.
         Максимальные перегрузки на участке спуска - 7,5 g.
         Метод посадки - на парашюте на водную поверхность.
         Общая продолжительность полета - 45 мин.
         Расстояние между местом старта и местом приземления - 24 км.

         Примечание: Вероятно, один из самых главных претендентов на X-prize. По крайней мере, Canadian Arrow первой сформировала собственный отряд астронавтов.

         Фото Canadian Arrow.






          11.07.2003 / 12:30    В ОТРЯДЕ АСТРОНАВТОВ НАСА ПЕРЕБОР

          Американское аэрокосмическое агентство имеет слишком много астронавтов, ожидающих своего первого полета в космос, и должно привести их численность в соответствие с предполагаемым графиком пилотируемых миссий. Об этом 10 июля заявил офис генерального инспектора NASA в своем ежегодном докладе, который должен был быть опубликован еще в феврале нынешнего года, но потом был отсрочен из-за трагедии с Columbia. В документе указывается, что при общей нехватке специалистов в Космическом центре имени Джонсона, члены отряда астронавтов часто работают на технических должностях. Вероятно, практика такого использования астронавтов и является оправданием большой численности отряда. Однако, это неразумно с финансовой точки зрения, так как ту же работу могут выполнить за меньшие деньги рядовые инженеры. В настоящее время в отряде астронавтов NASA насчитывается 144 астронавта, почти треть из них ни разу не летала в космос и они могут вообще не полететь, учитывая сокращение флота «шаттлов» до трех кораблей. Зарплата начинающего астронавта превышает 80 тысяч долларов в год. Несмотря на доклад офиса генерального инспектора, руководство NASA намерено в 2004 году произвести новый набор, даже если «шаттлы» и не возобновят свои полеты весной следующего года.





          11.07.2003 / 10:33    РОССИЙСКИЕ КОСМОНАВТЫ ТРЕНИРУЮТСЯ НА БАЗЕ РАСФОРМИРОВАННОГО ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА

          Специалисты из Российского государственного научно-исследовательского центра подготовки космонавтов приступили к тренировке группы российских космонавтов на аэродроме бывшего Тамбовского летного училища, расформированного приказом Минобороны несколько лет назад. По сообщению областной радиостанции "Новый век", из Звездного городка в Тамбовскую область прибыло около 30 человек. Пятеро из них – кандидаты в космонавты. С ними каждый день работают профессионалы парашютного спорта. По словам инструкторов, база для прыжков с парашютом закрытого училища полностью соответствует современным требованиям. Как ожидается, по окончании обучения первой пятерки в Тамбов приедут ещё два отряда будущих космонавтов. Представители центра подготовки не исключают, что в будущем на территории бывшего училища будет создан постоянный "филиал" Звездного городка, в котором будет проходить летная подготовка космического отряда России.

          (www.regnum.ru).





          11.07.2003 / 10:31    АМЕРИКАНСКИЕ МАРСОХОДЫ НАЧИНЕНЫ РОССИЙСКИМИ ПРИБОРАМИ

          Альфа-источники на основе кюрия-244, изготовленные для космических исследований в Государственном научном центре РФ НИИ атомных реакторов /Димитровград, Ульяновская область/, должны определить, из чего состоит поверхность Марса и есть ли на "красной планете" вода. Как рассказали в пресс-службе НИИ, результаты исследования помогут ученым еще больше приблизиться к ответу на вопрос, была ли когда-нибудь жизнь на Марсе.
          Этими альфа-источниками оснащены роботы-марсоходы "Спирит" и "Опотъюнити", которые 10 июня и 8 июля были отправлены с мыса Канаверал /штат Флорида, США/ на Марс.
          Всего изготовлено 120 альфа-источников, каждый размером с копеечную монету, покрыт тонким слоем кюрия-244. Из них 12 /по шесть на каждый марсоход/ отправились в космос, остальные использовались для испытаний.
          "Перед институтом были поставлены жесткие технические условия: альфа-источники должны выдерживать температуру от минус 193 градусов до плюс 1 тыс градусов и работать в условиях глубокого вакуума",- отметили в НИИ.
          Принцип работы альфа-источника такова: источник испускает альфа-частицу, которая взаимодействует с породой грунта, выбивает вторичную частицу-протон, и по числу и энергии этих протонов можно судить о природных элементах поверхности Марса.
          Димитровградский ядерный центр уже принимал участие в подобных космических исследованиях в 1997 году, когда НАСА осуществила аналогичный проект. Тогда поверхность Марса исследовал роллер-самоходная тележка. В составе спектрометра, которым был оснащен роллер, находились и дмитровградские источники с нуклидом кюрия-244.

          (news.pravda.ru).





          11.07.2003 / 10:26    ПРОГРАММА ПОЛЕТОВ НА МКС НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД СТРОИТСЯ, ИСХОДЯ ИЗ "НЕБЛАГОПРИЯТНОГО СЦЕНАРИЯ"

          Программа полетов к международной космической станции (МКС) на следующий год строится, исходя из "пессимистичного сценария" - без возобновления экспедиций американских "шаттлов". Пока планируется, что в 2004 году к МКС будут отправляться только российские корабли: два пилотируемых "Союза" и минимум пять грузовых "Прогрессов". Об этом заявил сегодня первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса Николай Моисеев.
          "Мы надеемся, что американские коллеги смогут возобновить полеты "шаттлов" в первом квартале 2004 года, но, к сожалению, это лишь предположение, а график экспедиций на предположениях строить невозможно", - сказал Моисеев. Чтобы поддерживать МКС на орбите, к станции должны регулярно отправляться новые экипажи и грузы.
          Производственный цикл изготовления российских кораблей - около двух лет, поэтому сейчас уже строятся "Союзы" и "Прогрессы" для запусков в следующем году. "Если эмбарго на полеты "шаттлов" будет снято, это облегчит нашу задачу", - отметил зам. главы Росавиакосмоса.
          Он подчеркнул, что проект МКС разрабатывался таким образом, чтобы "операции обслуживания могли производить как российские, так и американские корабли". Поэтому с технической точки зрения Россия может обеспечить полет МКС своими силами. Однако это требует дополнительных средств.
          Так, бюджетные деньги, предусмотренные на финансирование отечественного сегмента МКС на весь 2003 год, были перечислены в первом полугодии. Кроме того, Росавиакосмос рассчитывает получить от правительства в августе 2.8 млрд. руб. "Пока мы берем кредиты и займы", - сказал Моисеев, добавив, что цена одного корабля составляет порядка 800 млн. руб. вместе с услугами по запуску. До конца нынешнего года еще предстоит запустить один "Союз" (октябрь) и два "Прогресса" (август и конец года). Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

          (izv.info).





          11.07.2003 / 10:20    САМАЯ СТАРАЯ ПЛАНЕТА НАШЕЙ ГАЛАКТИКИ

          Астрономы NASA обнаружили старейшую планету в нашей галактике, образовавшуюся около 13 миллиардов лет назад, сообщает Reuters.
          Как заявили в четверг представители NASA, планета, размер которой в два раза превосходит Юпитер, обнаружена в созвездии Скорпиона на расстоянии в 5600 световых лет от Земли. Открытая планета вращается вокруг пульсара и белого карлика.
          "Я считаю, что нам удалось обнаружить планету, принадлежащую к первому поколению после Большого взрыва", - заявил Стейнн Сигурдссон (Steinn Sigurdsson) из университета Пенсильвании. "Скорее всего, эта планета образовалась одновременно со своей звездой около 12,713 миллиарда лет назад, когда наша галактика только формировалась".
          Планеты Солнечной системы, по мнению ученых, относятся к третьему поколению планет, образовавшихся в нашей галактике.
          Новая планета была открыта после обработки данных, полученных при помощи космического телескопа космический телескоп Hubble. Новая планета недоступна для наблюдения. О ее существовании учeные узнали в ходе исследований гравитационного поля пульсара, вокруг которого она обращается.

          (lenta.ru).





          11.07.2003 / 10:18    ЗАГАДОЧНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ПЛУТОНА

          Тонкая атмосфера Плутона значительно увеличилась в размерах по сравнению с 1988 годом. Об этом свидетельствуют результаты наблюдений за планетой, проходившей через диски двух звезд, сообщает MEMBRANA.Ru.
          Атмосфера у этой планеты была открыта в 1985 году. По мнению специалистов, она преимущественно состоит из азота. В принципе, по мере удаления от Солнца (которое продолжается с 1989 года), газовая оболочка планеты должна была бы сжиматься.
          Однако происходит как раз обратное. По мнению астрономов, причиной явления может быть температурный интервал: свет и тепло от Солнца доходят до Плутона в течение очень длительного времени, и необходимое для испарения азота с поверхности планеты количество тепла накапливалось также очень долго.
          Ответы на эти вопросы может дать только зонд Pluto-Kuiper Express, который будет запущен ещё только в 2006 году, а до планеты доберётся не ранее 2015 года. По расчетам, именно к тому времени атмосфера Плутона должна будет сжаться окончательно.





          11.07.2003 / 10:01    ИНФРАКРАСНЫЙ ТЕЛЕСКОП ИЗ ПЕТЕРБУРГА

          На петербургском предприятии ОАО "ЛОМО" сдан заказчику - Сибирскому отделению РАН - первый в России специализированный инфракрасный телескоп. Как сообщили в отделе общественных связей "ЛОМО", телескоп предназначен для обнаружения объектов в космическом пространстве, их сопровождения, а также для траекторных наблюдений за ними.
          Прибор позволяет распознать даже слаборазличимые на фоне звездного неба объекты и определить их происхождение. Например, с помощью телескопа можно обнаружить так называемый "космический мусор", ставший в последние годы серьезной проблемой. Работа над телескопом велась на петербургском оптическом предприятии несколько лет, при разработке прибора были применены оригинальные конструкторские решения. В мире существует лишь несколько аналогичных систем, подчеркнули в отделе общественных связей, передает РИА "Новости".





          11.07.2003 / 00:06    ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ "КОМИССИИ ГЕМАНА" БУДЕТ ОПУБЛИКОВАН 25 АВГУСТА

          Комиссия, расследующая обстоятельства аварии космического корабля CoLumbia, отложила до августа публикацию своего итогового отчета. Если раньше в качестве возможной даты окончания работы фигурировало 25 июля, то теперь председатель комиссии Гарольд Геман (Harold Gehman) официально назвал срок 25 августа. По его словам, дополнительное время необходимо для того, чтобы дать возможность специалистам обработать 170 тысяч страниц документов, имеющихся в распоряжении комиссии. Предполагается, что объем итогового отчета не будет превышать 400 страниц.





          11.07.2003 / 00:05    "ОППОРТУНИТИ" ПРОДОЛЖАЕТ ПОЛЕТ

          Продолжается полет американского межпланетного зонда Opportunity. К настоящему моменту аппарат удалился от Земли на 6,6 миллионов километров. 10 июля был проведен маневр по уменьшению собственного вращения зонда. С помощью двигателей ориентации скорость вращения была снижена с 12-13 в минуту, до двух оборотов вокруг собственной оси. На 18 июля запланирована коррекция траектории полета. Прибытие Opportunity к Марсу ожидается 25 января 2004 года.





          11.07.2003 / 00:04    В ТОМСКЕ ОТКРЫТ ФИЛИАЛ РАКЦ

          В Томске на базе ФГУП научно-производственного центра (НПЦ) "Полюс" 10 июля состоялось торжественное открытие филиала Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ). Как отметили в департаменте информационной политики обладминистрации, Томское предприятие "Полюс" не случайно выбрано как базовое. Более 40 лет НПЦ "Полюс" занимается разработками в области космических исследований, имеет огромный научно-технический потенциал и является одним из лидеров российского космического приборостроения. В открытии филиала академии приняли участие президент РАКЦ, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки профессор Владимир Сенкевич, главный академик-секретарь Герой Советского Союза генерал-лейтенант Иван Мещеряков и другие.

          К сожалению, многие средства массовой информации, в том числе РИА "Новости", передавая сообщение об этом событии, называли РАКЦ Российской академией космических наук. Не знаю как кому, а мне данная ошибка обидна, особенно, если она распространяется на весь мир по каналам влиятельного информационного агентства.





          11.07.2003 / 00:02    УЧАСТНИКИ БОРЬБЫ ЗА Х-ПРИЗ: BRISTOL SPACEPLANES LIMITED

         Продолжаю представлять участников борьбы за X-prize. Сегодня краткая информация о британском коллективе.

         Bristol Spaceplenes Limited

         Руководитель коллектива - Дэвид Эшфорд (David Ashford).
         Место дислокации - г. Бристол, Англия, Великобритания.
         Регистрация как участника борьбы за X-prize - 11 февраля 1997 г.
         Для осуществления прыжка в космос разрабатывается ракета-носитель, получивший наименование Ascender.
         Характеристика носителя:
         Высота - 13,7 м.
         Диаметр - 7,9 м.
         Стартовая масса - 4500 кг.
         Сухая масса - ?.
         Топливо - водород.
         Окислитель - жидкий кислород.
         Тяга двигателей - 5000 Н.
         Экипаж, состоящий из трех пассажиров, будет размещаться в герметичной кабине грузоподъемностью 270 кг.
         Метод старта - горизонтальный с аэродрома.
         Высота включения ракетного двигателя - 8 км.
         Максимальная скорость - 2,8 М.
         Максимальная высота подъема ЛА - 100 км.
         Метод спуска - планирование.
         Метод посадки - горизонтальный на аэродроме.
         Расстояние между местом старта и местом приземления - 0 км.

         Примечание: Единственный проект, предусматривающий создание обычного самолета с ракетным двигателем. Маловероятно, что увенчается успехом

         Фото Bristol Spaceplanes Limited.






Росгосархив научно-технической документации



Герои страны

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2012. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
Последнее обновление 31.12.2012.