ВВС США вновь не удалось запустить метеоспутник DMSP 5D3 F-16. Как и сутки назад предстартовый отсчет был остановлен за два часа до предполагаемого момента пуска. Причиной новой отсрочки стали проблемы бортового и наземного оборудования. Конкретнее представители ВВС ничего не сказали. Новая дата старта не установлена.
DMSP 5D3 F-16 преследует какой-то злой рок. Первоначально его запуск был запланирован еще на январь 2001 года, но затем многократно переносился по различным причинам. Поочередно в графике пусков фигурировали даты: июнь, август, ноябрь, декабрь 2001 года, 30 января, 1 февраля, 6 октября 2002 года, 18 июня, 19 июля, 14 сентября 2003 года, 15 октября, 16 октября. И вот новый срыв.
Спутник DMSP 5D3 F-16 массой 1154 кг разработан и изготовлен специалистами компании Lockheed Martin Missile and Space.
Успешно завершился полет корабля Shen Zhou-5. В отличии от предыдущих лет, мировые информационные агентства публикуют довольно много фотоматериалов на эту
тему. Ниже приведены снимки, распространненые AP PHOTO. На первых двух - Ян Ливэй (в центре) и его дублеры Чжай Чжиган (справа) и Не Хайшэнь (слева). На последующих - Ян Ливэй и корабль после приземления. На
последнем - жена и сын Ян Ливэя.
После завершения полета первого китайского космонавта Ян Ливэя на околоземной орбите остался орбитальный модуль корабля Shen Zhou-5, который в течение нескольких последующих месяцев будет находиться в автономном полете. Судя по всему, в каталоге Стратегического командования США он получит номер 28049, а в международном реестре обозначение 2003 045G.
О полезной нагрузке, которую несет модуль, ничего не сообщается. Эксперты не исключают, что часть оборудования имеет военное назначение.
Также не сообщается ни о продолжительности автономного полета, ни о программе полета.
МВД России внедряет систему спутникового слежения за автотранспортными средствами, передает ИТАР-ТАСС. Об этом на пресс-конференции в Москве заявил сегодня начальник Главного управления вневедомственной охраны (ГУВО) министерства Михаил Суходольский.
Он сказал, что принцип действия новой разработки основан на тотальном контроле милиции за передвижением автомашины, в которой установлен специальный датчик. В центре мониторинга специалисты в режиме реального времени видят на табло с картой города местонахождение автомобиля.
Первый китайский тайконавт Ян Ливэй, совершивший полет на космическом корабле "Шэньчжоу-5", провел короткую пресс-конференцию на борту самолета, на котором он летел в Пекин, сообщает CNN.
Тайконавт заявил, что посадка была для него намного тяжелее чем взлет, но все прошло хорошо "благодаря годам физической и психологической тренировки".
"Корабль хорошо подчинялся управлению. Я чуствую себя замечательно и горжусь своей родиной", - цитирует слова Яна Ливэя агентство Reuters.
Спускаемый аппарат космического корабля "Шэньчжоу-5" с Яном Ливэем на борту совершил успешную посадку в китайской провинции Внутренняя Монголия 16 октября в 06:23 по пекинскому времени. Тайконавт провел в космосе 21 час, совершив 14 витков вокруг Земли.
Первыми словами космонавта по прибытии на землю стали: "Космос просто великолепен".
По данным на 12:00 по московскому времени, Ян Ливей прибыл в Дом космонавтов в пекинском космическом городке, где ему предствоит пройти медицинское обследование. Как сообщает "Синьхуа", спускаемая капсула в ближайшее время будет доставлена по железной дороге в китайскую столицу.
Во время возвращению на Землю экипажа седьмой основной экспедиции Международной космической станции (МКС) будут обеспечены беспрецедентные меры безопасности. Об этом сообщил "Интерфаксу" в четверг на космодроме Байконур начальник центра авиационного и космического поиска и спасения Владимир Попов. "Принимая во внимание опыт прошлой посадки, мы просчитывали возможный вариант баллистического спуска. Теперь бригада спасателей будет находиться и в районе возможного баллистического спуска", - сообщил Попов.
В районе спуска, отметил он, будет находиться девять спасательных вертолетов и три самолета, и два вертолета и один самолет будут находиться в зоне баллистического спуска. По его словам, такие меры предосторожности не принимались уже несколько лет: "Ведь 20 лет уже не было прецедентов баллистического спуска".
Кроме того, он сообщил, что теперь у экипажа есть спутниковая связь, что "также облегчает связь космонавтов с поисковыми службами".
Посадка экипажа запланирована на ранее утро 28 октября в районе Аркалыка. В капсуле пилотируемого корабля будут находиться члены экипажа седьмой основной экспедиции – Юрий Маленченко и Эдвард Лу, а также астронавт европейского космического агентства Педро Дуке, который отправляется с восьмой экспедицией.
4 мая этого года спускаемый аппарат пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-1" при возвращении с МКС на Землю не долетел порядка 500 км до заданного района приземления. Позднее было установлено, что это было связано с его уходом на баллистическую траекторию неуправляемого полета, в то время как специалисты готовились к его посадке в автоматическом управляемом режиме.
Завершившийся несколько часов назад полет Яи Ливэя на корабле Shen Zhou-5 является одним из самых коротких орбитальных полетов в истории мировой пилотируемой космонавтики. Еще меньшую продолжительность имели:
полет Юрия Гагарина на корабле "Восток-1" 12 апреля 1961 года - 1 час 48 минут;
полет Вирджила Гриссома (Virgil Grissom) и Джона Янга (John Young) на корабле Gemini-3 23 марта 1965 года - 4 часа 53 минуты;
полет Джона Гленна (John Glenn) на корабле Frendship-7 20 мая 1962 года - 4 часа 55 минут 23 секунды;
полет Малколма Карпентера (Malcolm Carpentre) на корабле Aurora-7 24 мая 1962 года - 4 часа 26 минут 5 секунд;
полет Уолтера Ширры (Walter Schirra) на корабле Sigma-7 3 октября 1962 года - 9 часов 13 минут 11 секунд;
полет Нейла Армстронга (Neil Armstrong) и Дэвида Скотта (David Scott) на корабле Gemini-8 16 марта 1966 года - 10 часов 41 минуту 26 секунд.
Полет первого китайского космонавта на время затмил все иные события, имеющие отношение к космонавтике. А между тем жизнь продолжается.
"Последние космические новости" уже проинформировали читателей о продолжающейся подготовке к старту корабля "Союз ТМА-3". Все идет по плану, носитель с кораблем установлен на стартовой площадке, космонавты проходят последние предполетные медицинские обследования.
Еще одно важное событие произошло 15 октября в США - NASA опубликовала скорректированный план возобновления полетов кораблей многоразового использования. В своей первой редакции документ увидел свет в начале сентября, но спустя несколько дней уже потребовал своей ревизии, что и было сделано.
В своем новом виде план предусматривает проведение довольно большого объема дополнительных работ для выполнения рекомендаций комиссии, расследовавшей причины катастрофы Columbia. Уточнены многие технические аспекты, изменены сроки.
О том, что следующий полет "шаттлов" сможет состояться не ранее сентября 2004 года уже сообщалось, а скорректированный план лишний раз показал, что не все так просто.
С текстом документа можно ознакомиться в Интернете по адресу http://www.nasa.gov/pdf/52353main_RTF_REV1_101503.pdf.
На этой неделе в Малайзии было официально объявлено о предстоящем конкурсе на вакантные места двух космонавтов. Заявления могут присылать все желающие граждане страны.
Малаец отправится в космос на борту российского "Союза" предположительно в 2005 году.
По словам министра обороны Малайзии Наджиба Разака (Najib Razak), никакой дискриминации при отборе не будет: женщины имеют одинаковые шансы с мужчинами. Правда, каковы будут критерии отбора (за исключением отменного здоровья), пока не сообщается.
Первый китайский космонавт Ян Ливэй прибыл из района приземления посадочного модуля корабля "Шэньчжоу-5" во Внутренней Монголии в китайскую столицу - Пекин, сообщает РИА "Новости".
Космонавт прилетел в Пекин спецсамолетом, который приземлился в закрытом аэропорту Сицзяо. Центральное телевидение КНР передало со ссылкой на специалистов, что состояние здоровья астронавта нормальное, но он нуждается в отдыхе. Китайские СМИ называют первого китайского космонавта "народным героем". В китайской столице и других китайских городах начались митинги, посвященные успешному запуску первого китайского космонавта. В ряде городов Китая начался сбор подписей под приветствием китайскому астронавту.
Через несколько часов после приземления первого китайского космонавта официальные власти Китая заявили, что будут и далее продолжать разработку проекта "Шэньчжоу". Возможно, следующий пилотируемый космический аппарат будет запущен в течение двух лет, передает Associated Press.
Также было заявлено, что Китай имеет планы по строительству космической станции. Однако, как сообщают власти, Китай не будет строить космические аппараты многоразового использования.
На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску космического корабля "Союз ТМА-3" с космонавтами Александром Калери, Майклом Фоуэлом (Michael Foale) и Педро Дуке (Pedro Duque) на борту.
16 октября осуществлена операция по транспортировке ракеты-носителя с кораблем на стартовую позицию. В 01:00 UTC (05:00 мск) тепловоз с ракетой выкатился из монтажно-испытательного корпуса, и вскоре она уже стояла на 5-й пусковой установке 1-й площадки космодрома.
Запуск РН "Союз-ФГ" запланирован на 18 октября в 05:38 UTC (09:38 мск).
Успешно завершен полет первого китайского космонавта.
Тормозной импульс был выдан 15 октября 2003 года в 21:35 UTC (16 октября в 01:35 мск), а в 22:23 UTC (16 октября в 02:23 мск) спускаемый аппарат корабля с находившимся в нем Ян Ливэем приземлился на территории провинции Внутренняя Монголия. Итак, первая китайская миссия продолжалась 21 час 23 минуты.
По сообщению агентства Синьхуа, космонавт хорошо перенес полет и сейчас находится в руках медиков.
Близится к завершению полет Shen Zhou-5 с первым китайским космонавтом на борту. В настоящий момент корабль совершает 13-й виток, а уже на следующем пойдет на посадку. Приземление в провинции Внутренняя Монголия ожидается 15 октября в 22:14 UTC (16 октября в 02:14 мск).
Посадка - одна из самых сложных операций при космическом полете. В СССР и США три экипажа не вернулись на Землю ("Союз-1", "Союз-11" и Columbia). Поэтому пожелаем китайцам удачи и ждем Ян Ливэя на Земле.
Вновь отложен пуск ракеты-носителя Titan-23G № G-9 ‘Cindy Marie’ с военным метеорологическим спутником DMSP 5D3 F-16 на борту. Причиной отсрочки стало отставание предстартовых операций от графика.
Первоначально запуск был запланирован еще на январь 2001 года, но затем многократно переносился по различным причинам. Поочередно в графике пусков фигурировали даты: июнь, август, ноябрь, декабрь 2001 года, 30 января, 1 февраля, 6 октября 2002 года, 18 июня, 19 июля, 14 сентября 2003 года. Теперь его попытаются запустить вечером 16 октября.
Китайский космонавт Ян Ливэй, находящийся в настоящее время в космосе, переговорил со своей семьей. "Я чувствую себя хорошо. Вид из космоса изумительной", - сказал космонавт своей жене, также занятой в китайской космической программе.
Ян Ливэй продемонстрировал на телеэкране флаги КНР и ООН, которые он взял с собой на орбиту, а также передал привет всем землянам, которые следят за его полетом.
Китайские корабли наблюдения Beihai No.102, De Kun и De Yi, обеспечивавшие сопровождение корабля Shen Zhou-5 во время сегодняшнего старта, передислоцированы из Южно-Китайского в Желтое море с тем, чтобы обеспечить проведение поисковых и спасательных работ в случае нештатного приводнения корабля Shen Zhou-5 на воду. Это может произойти в том случае, если тормозной импульс окажется недостаточным для перевода корабля на расчетную траекторию спуска и посадка пройдет с перелетом.
Ян Ливэй приступил к выполнению программы научных экспериментов в космосе. Об этом сообщило китайское центральное телевидение. Научная программа включает эксперименты по изучению микрогравитации и состояния окружающей среды.
Баланс вкладов участников Международной космической станции (МКС) в жизнеобеспечение станции "может быть пересмотрен на октябрьской встрече в Москве глав космических агентств стран-партнеров". Такое мнение высказал в беседе с ИТАР-ТАСС официальный представитель Росавиакосмоса Сергей Горбунов, комментируя заявление руководителя NASA Шона О'Кифа о возобновлении полетов шаттлов не ранее осени 2004 г.
"Россия будет поддерживать станцию в рабочем состоянии до возобновления полетов шаттлов, однако бесконечно долго это продолжаться не может", - подчеркнул С.Горбунов.
"В соответствии с международным соглашением по МКС, Россия должна доставить на орбиту 11 основных экспедиций, сейчас к старту готовится уже восьмой экипаж", - отметил представитель Росавиакосмоса. К тому же, в соответствии с программой МКС, начиная с 2006 г, предусмотрена отправка на станцию экипажей из 6 человек, а "Союзы" могут доставить на орбиту только троих, добавил он. Поэтому, "не исключено, что на встрече в Москве будут пересмотрены обязательства участников программы МКС", считают в Росавиакосмосе.
Как сообщил ИТАР-ТАСС президент ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий Семенов, "при достаточном финансировании корпорация готова строить дополнительные корабли для МКС, в том числе и по заказу NASA". "Официального обращения от американского космического ведомства по этому вопросу в Росавиакосмосе пока не получали", - уточнил С.Горбунов.
В ближайшие две недели в правительстве РФ будет разработана новая схема финансирования строительства российских космодромов. Об этом РИА "Новости" сообщили в секретариате вице-премьера РФ Бориса Алешина, который провел совещание по развитию российских космодромов.
"Речь идет в первую очередь о строительстве универсальной стартовой площадки на космодромах Плесецк и Свободный, пригодных для пуска новейших моделей отечественных ракетоносителей "Ангара" и "Русь", - заявили в секретариате вице-премьера.
В настоящее время строительство российских космодромов производится из гособоронзаказа. Пока неизвестно, какой будет форма финансирования - из федеральной целевой программы, отдельной строчкой бюджета, из оборонзаказа или иными способами, отметили в секретариате.
Строительство универсальных стартовых площадок в Плесецке может быть завершено к 2005 году, а на космодроме Свободный (Дальний Восток) - к 2010 году.
"Объемы финансирования не являются предметом дискуссий, самое главное - формы финансирования", - подчеркнули в ведомстве вице-премьера.
В секретариате Алешина также отметили необходимость дальнейшей эксплуатации находящегося в Казахстане космодрома Байконур, так как "на российских космодромах приоритет будет отдан пока что военному космосу".
Совещание по развитию космодромов проходило в рамках подготовки к одному из заседаний правительства, на котором в ближайшее время в закрытом режиме будет рассматриваться состояние российской космической отрасли.
Вице-премьер российского правительства Виктор Христенко приветствует запуск в космос Китаем своего пилотируемого аппарата. "Это величайшее достижение Китайской Народной Республики, которая теперь стала третьей в перечне стран, имеющих собственных космонавтов", - заявил Христенко в среду на пресс-конференции.
"Безусловно, это очень серьезное, знаковое событие, которое демонстрирует возможности китайской науки, техники и экономики", - сказал вице-премьер. Об этом сообщает РИА "Новости".
Атомный подводный крейсер Северного флота "Архангельск" выполнил в среду стрельбу баллистической ракетой из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Об этом РИА "Новости" сообщил помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало.
"Подлодка под командованием капитана второго ранга Владимира Волкова выпустила ракету в 14.00 мск", - сказал Дыгало.
Как сообщил Дыгало, Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов выразил благодарность командиру и экипажу подводного крейсера за проявленные мастерство и профессионализм.
В данном сообщении РИА "Новости" есть какая-то неточность. Если речь идет о пуске ракеты с подводной лодки К-525 "Архангельск" (проект 949), то это не может быть баллистическая ракета, т.к лодки данного проекта оснащены крылатыми ракетами П-700 "Гранит" с дальностью стрельбы 550 км, что не позволяет поразить цель на Камчатке. Если все-таки был пуск баллистической ракеты, то запущена она не с "Архангельска".
15 октября на космодроме Байконур состоялось заседание Технического руководства, рассмотревшего готовность ракеты-носителя "Союз-ФГ" и корабля "Союз ТМА-3" к старту. Были заслушаны руководители служб космодрома и представители
промышленных предприятий, участвующих в подготовке запуска.
Принято решение осуществить вывоз РН на стартовую позицию. Операция начнется 16 октября в 01:00 UTC (05:00 мск).
Весь мир приветствует успех китайской космонавтики. Руководители многих стран мира уже поздравили китайцев с запуском первого космонавта. Особое воодушевление царит в Индии и Пакистане - азиатских странах, имеющих собственные планы по освоению космоса.
А между тем, полет Shen Zhou-5 продолжается. Пилот корабля Ян Ливэй доложил об успешном проведении маневра по подъему орбиты, в результате которого "Священный челн" поднялся до высоты 343 км.
Как сообщает агентство Синьхуа, в Китае в настоящее время идет поиск обломков ракеты-носителя, которые должны были упасть в китайском автономном районе Внутренняя Монголия. Среди обломков должен находиться "черный ящик" - магнитный самописец ракеты, фиксирующий данные полета. Расшифровка записей "черного ящика" позволит получить сведения, которые невозможно получить с помощью телеизмерений.
Накануне запуска первого в Китае пилотируемого космического корабля корреспонденты агентства Синьхуа прибыли на космодром Цзюцюань в провинции Ганьсу. Кто мог ждать, что в обширной гоби перед глазами предстанет прекрасный пейзаж поздней осени? Космодром "Цзюцюань", строительство которго было начато в 1958 году, стал зеленым "космическим городком" в безграничной пустыне.
Как сообщил заместитель начальника космодрома "Цзюцюань", в последние годы наряду с проведением научных испытаний, на космодроме уделялось повышенное внимание улучшению экологической среды. Среднегодовые осадки здесь составляют 40 миллиметров, испарения -- более 3600 миллиметров. Космодром реализовал ряд проектов по искусственному выращиванию и орошению деревьев и лугов, осуществлению лесопосадок на огражденных участках, защите лесов от пожаров, борьбе с болезнями и вредителями евратских тополей и др. Благодаря этим мерам космодром превратился в красивый городок в гоби.
Благодаря усилиям многих поколений на территории космодрома появилось более 60 искусственных оазисов, где более 600 квадратных метров трвяного покрова на одного человека. Кроме того, на территории космодрома созданы два парка, парк скульптур и бассейн.Начинается сооружение Международного парка, на территории водохранилища Дунфэн действует турбаза.
Китайский космодром Цзюцюань, расположенный на краю Бадань-Цзилиньской пустыни в низовьях реки Хэйхэ, был открыт 20 октября 1958 года. Он является старейшим и самым крупным космодромом Китая, единственным в стране космодромом, приспособленным для запуска пилотируемых космических аппаратов и одним из крупнейших космодромов мира. К настоящему времени с этого космодрома были успешно запущены 33 спутника и 4 непилотируемых космических корабля, а также проведен более 1000 экспериментальных запусков других ракет разного типа.
За годы своего существования космодром Цзюцюань установил 9 рекордов в истории китайской космонавтики. В сентябре 1960 года с космодрома была успешно запущена первая ракета ближнего действия советского производства, работающая на отечественном топливе; в ноябре 1960 года успешно прошел запуск первой ракеты отечественного производства; в октябре 1966 года впервые был успешно проведен испытательный запуск ракеты, несущей ядерную боеголовку; в апреле 1970 года состоялся запуск первого искусственного спутника Земли /ИСЗ/ "Дунфанхун"; в ноябре 1975 года был успешно запущен первый спутник многоразового использования для ведения фоторазведки; в мае 1980 года впервые была запущена ракета-носитель дальнего действия; в сентябре 1981 года впервые с помощью одной ракеты были успешно выведены на орбиту 3 ИСЗ; в августе 1987 года был осуществлен первый коммерческий запуск зарубежного спутника; 20 ноября 1999 года был впервые успешно запущен непилотируемый космический корабль "Шэньчжоу". На момент декабря 2002 года с этого космодрома уже успешно стартовали 4 экспериментальных беспилотных космических корабля.
15 октября с.г. с космодрома Цзюцюань отправился первый космонавт Китая в космическое пространство. А в недалеком будущем с этого космодрома Китай планирует осуществить запуск собственной космической лаборатории и космической станции.
Время запуска первого китайского пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-5" было определено на основе точных вычислений, учитывающих траектории движения небесных тел, орбитального полета космического корабля, работы наземных систем управления полетом, слежения и связи, а также прогноза метеоусловий.
Генеральный конструктор системы запуска корабля в рамках национальной программы пилотируемых космических полетов Чжоу Цзяньпин сказал, что самым важным из указанных факторов является обеспечение нормального режима работы солнечных элементов питания корабля "Шэньчжоу-5". Когда корабль перейдет к режиму работы от солнечных батарей, они должны находиться под прямым углом к солнечным лучам.
Кроме того, для нормальной работы инфракрасных измерительных приборов космический корабль должен находиться на орбите под определенным углом. Это позволит чувствительной аппаратуре избежать помех, вызванных солнечной радиацией.
Как и было запланировано, осуществлен маневр по подъему орбиты космического корабля Shen Zhou-5. Двигатель корабля был в ключен приблизительно в
07:50 UTC (11:50 мск) и обеспечил переход на орбиту высотой около 343 км.
Пока у китайцев все идет согласно расчетам. Дай Бог, чтобы и дальше не было сбоев.
Первую ракету изобрели китайцы. "Огненная стрела", применяемая со 2-3 века н.э. - это бумажная трубка, заполненная порохом (как бумага, так и порох изобретены в Поднебесной империи) и привязанная к обыкновенной стреле. Лучник поджигал порох в трубке и пускал примитивную ракету из лука. Пороховой заряд увеличивал дальность полета до 300 метров (на 100 метров дальше обычной), оперение обеспечивало устойчивость в полете, а попав в цель, оружие не только пробивало ее, но и поджигало. У китайских воинов имелось тяжелое реактивное оружие аналогичной конструкции - "копья яростного огня".
Впрочем, место и время изобретения пороха и ракет (так же, как бумаги с шелком), оспаривают многие историки. Точно можно сказать, что в 15 веке у китайцев уже были ракеты, поскольку в хрониках того времени описан полет мандарина Ван-Гу на небеса. Вельможа построил странный агрегат - сидение, прикрепленное к двум коробчатым воздушным змеям и обвешанное сорока семью пороховыми ракетами. Слуги одновременно подожгли ракеты, и... отчаянный энтузиаст взлетел на небо в прямом и переносном смысле. Можно смеяться над подвигом "первого китайского космонавта", но тот действительно вошел в историю освоения космоса - именем Ван-Гу назван кратер в самом центре обратной стороны Луны.
Отец китайской космонавтики
Основатель китайской космонавтики Цзэн Ху-Шэн родился в 1911 году. В 1935 он отправился на учебу в Соединенные Штаты Америки, где заинтересовался исследованиями реактивного движения и довольно быстро вошел в число ведущих ученых в области космонавтики. В 1938 Ху-Шэн стал одним из основателей JPL - главной космической лаборатории США. В 1945 году ему поручили задание государственной важности - собрать и вывезти из оккупированной Германии все материалы по ракетной программе рейха, с которым он превосходно справляется. Ху-Шэн первым из представителей Нового света встретился с отцом германской ракеты Вернером фон Брауном и вывез его в Штаты. В 1949 году китаец разработал так называемый "Космоплан Цзэна". Этот проект затем лег в основу американской программы "Спейс шатл". В Китай, где как раз шла культурная революция Мао Цзэдуна, ученый возвращаться не хотел, но и американские расизм, маккартизм и антикоммунизм ему тоже не нравились. В 1950 году ФБР помещает известного ученого, гражданина США и члена коммунистической партии Цзэна Ху-Шэна под домашний арест. В 1955 году в результате международных переговоров президент США Эйзенхауэр отдает китайского ракетчика КНР.
Вернувшись на родину, Ху-Шэн в 1956-1960 годах работал по советско-китайской программе передачи ракетно-ядерных технологий и обучению китайских студентов в вузах СССР. Затем отношения между странами прервались, но накопленный опыт позволил КНР испытать в 1961 году собственную версию советской баллистической ракеты Р-2, которая в свою очередь была почти полностью скопирована с немецкой "Фау-2", а в 1966-м - поставить на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету. Политическая борьба эпохи культурной революции тормозит ракетные исследования. Большое везение для КНР, что Ху-Шэн в те годы вообще остался жив. Тем не менее, в 1970-м удалось запустить первый китайский спутник "Донгфангхонг - 1" ("Красный Восток - 1"). Следующие 10 лет конструктор разрабатывал пилотируемый космический корабль, а в мае 1980-го успешно испытал беспилотный прототип, но в декабре правительство прекратило финансировать национальную космическую программу - государственная казна была пуста. Полеты возобновились только в 1985-м. К этому времени китайские инженеры усовершенствовали ракету-носитель "Чанчжэн" ("Великий поход"), с помощью которой стали запускать в космос не только собственные аппараты, но и коммерческие спутники иностранных государств. К октябрю 2000 года КНР запустила 47 аппаратов (доля успешных запусков - более 90%).
Сегодня в распоряжении КНР три космодрома (Цзюцюань, Сичуань, Тайюань) и аппараты следующих типов:
- Автоматические корабли с возвращаемой капсулой, которые используются для фотосъемки планеты и научных экспериментов (кроме Китая только США и Россия умеют возвращать грузы с орбиты).
- Невозвращаемые научно-исследовательские спутники.
- Спутники связи (телефония, ТВ).
- Метеорологические спутники, в том числе для предупреждения землетрясений.
- Спутники собственной навигационной системы "Бейду", аналогичной американской GPS и российско-французской КОСПАС-SARSAT (пока "Бейду" работает в экспериментальном режиме).
- Пилотируемые корабли "Шэньчжоу" ("Священный челн", другой распространенный вариант перевода - "Волшебная лодка").
Священный челн
Цзэн Ху-Шэн задумал китайский пилотируемый корабль еще в 1968 году, а первый полет должен был состояться в 1973-м. Однако реальность сдвинула планы на 30 лет. Рывок в пилотируемой программе произошел в 1994 году, когда остро нуждающаяся в деньгах Россия продала Китаю технологии производства корабля "Союз", стыковочного узла, систем жизнеобеспечения и скафандров, а в 1996-м двое китайцев прошли курс тренировок в российском Центре подготовки космонавтов.
20 ноября 1999 года был осуществлен запуск космического корабля "Шэньчжоу-1". Полет был беспилотным, спускаемый аппарат успешно приземлился.
10 января 2001 года стартовал "Шэньчжоу-2"с обезьяной, собакой, кроликом и улитками на борту. Полет длился 7 дней.
25 марта 2002 года КНР запустила "Шэньчжоу-3", орбитальный модуль которого пробыл в космосе полгода.
Полет "Шэньчжоу-4" продлился с 30 декабря 2002 года по 5 января 2003 года.
Инженеры из Поднебесной значительно доработали наш аппарат. Во-первых, "Шэньчжоу" больше по размерам, а плоскости солнечных батарей способны поворачиваться, чтобы постоянно оставаться перпендикулярными солнечным лучам. Во-вторых, его служебный модуль (цилиндрический отсек в носовой части) полностью автономен - собственная система жизнеобеспечения, солнечные батареи и двигатели. Фактически это маленькая орбитальная станция, которую можно оставить в космосе для длительного полета.
Технические параметры "Шэньчжоу" ("Союза"):
- Полная масса - 7,8 тонн (7,25).
- Длина - 8,65 метров (7,48).
- Наибольший диаметр - 2,8 метров (2,72).
- Наибольший размах солнечных батарей - 19,4 метров (10,06).
Фантастика в чертежах
Планы КНР по освоению космоса не просто впечатляют - они заставляют остальные космические державы рыдать:
- 2004 - Отработка на кораблях "Шэньчжоу" стыковки, маневрирования и выхода в открытый космос.
- 2005 - Пилотируемая орбитальная станция (аналог летающей сейчас Международной космической станции), полет к Луне автоматической станции.
- 2011 - Луноход.
- 2012 - Доставка лунного грунта на Землю.
- 2016 - Пилотируемый облет Луны.
- 2020 - Двухместный аэрокосмический самолет, высадка космонавтов на Луну.
- 2030 - Обитаемая лунная база.
Таким образом, к 2020-2030 году КНР планирует не только догнать РФ и США в освоении космоса, но и перегнать их. Тогда Китай можно будет спокойно переименовать из Поднебесной империи в Небесную. Конечно, от планов до их воплощения в реальность - не одна тысяча ли. Но уже сейчас китайские планы вынудили американцев задуматься о том, как бы не отстать в космической гонке. Официальные представители НАСА заявили о том, что ведут разработки ядерного двигателя, аэрокосмического самолета (старт и посадка на обычном аэродроме), хотят возродить лунную программу, отправить людей на Марс и даже послать экспедицию из 200 человек за пределы Солнечной системы. Планы обеих держав попахивают фантастикой, но по крайней мере - научной. Остальные государства, в том числе и Россия, даже мечтать о подобном не могут.
Впрочем, рядовые обитатели державы с пятым в мире ВВП о своих космических перспективах отзываются сдержанно.
"Для китайцев - по крайней мере тех, кто живет в Шанхае - все это не очень важно", - заявила корреспонденту Ленты.Ру жительница города. Китайцы и без космоса знают, что их страна - передовая в научно-техническом отношении, да и людей в космосе побывало уже очень много. ТВ о предстоящем полете рассказывает мало и сдержанно, возможно опасаясь неудачи. Несколько лет назад на стартовой площадке взорвалась ракета, и погибли 6 человек, так что там знают, что во время запуска всякое может случиться. Тем не менее, шанхайцы уверены, что все пройдет хорошо.
Примечание. В тексте статьи сохранены написания китайских имен и наименований в том виде, как это сделано на сайте Lenta.ru. Достаточно много неточностей, на что обратили внимание некоторые читатели.
После четырех часов работы первый китайский космонавт Ян Ливэй, совершающий первый истории Китая пилотируемый космический полет, получил возможность пообедать и сделать перерыв.
Отдых космонавта, находящегося на околоземной орбите борту космического корабля "Шэньчжоу-5", начался примерно в 13:15 по пекинскому времени, когда корабль совершал второй виток вокруг Земли. Перерыву предшествовал обед: как сообщает агентство "Синьхуа", в пищевой рацион космонавта входили блюда традиционной китайской кухни: мясо курицы в кусочках, рис с орехами, финиками и другими деликатесами.
Видеоизображение, полученное Центром управления полетами КНР с борта космического аппарата, демонстрирует спокойно лежащего в космическом кресле 38-летнего китайского космонавта, выражение его лица спокойное, дыхание ровное. Через полчаса после старта, когда состоялся первый сеанс связи Ливэя с Землей, он лично сообщил, что его состояние нормальное и он чувствует себя хорошо. Следующий перерыв на отдых Ян Ливэй возьмет после того, как "Шэньчжоу-5" начнет десятый виток вокруг планеты.
Контроль за ходом выполенения космической программы осуществляет Сеть наблюдения и управления полетами космических аппаратов, которую китайские СМИ называют системой передового уровня. Руководство полетом первого китайского космонавта осуществляет пекинский Центр по командованию и управлению космическими полетами, который получает данные с наземных станций слежения, в том числе с измерительного корабля "Янвань-1" в Тихом океане.
"Система контроля космического пространства Космических войск России сопровождает китайский пилотируемый корабль «Шэньчжоу-5», который стартовал в среду в 9:00 по пекинскому времени с космодрома «Цзюцюань», на видимом участке траектории полета", - сообщил в среду начальник пресс-службы Космических войск России полковник Вячеслав Давиденко агентству "Интерфакс".
Он отметил, что представители Китайской Народной Республики не обращались к российской стороне за какой-либо помощью в обеспечении полета.
Как известно, китайская пилотируемая космическая программа была разработана при помощи российских специалистов.
NASA приняло решение о переводе Управления, занимающегося изучением обломков космического корабля Columbia, из Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне, шт. Техас, в Космический центр имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида. Таким образом, теперь в одном месте будут находится как сами обломки «шаттла», так и специалисты, которым поручено изучить все аспекты катастрофического возвращения корабля на Землю 1 февраля нынешнего года.
Данное управление было создано в NASA 28 апреля 2003 года.
Специалисты NASA отобрали двух индийских школьников - 16-летнего Саатвика Агарвэла (Saatvik Agarwal) и 14-летнего Вигнана Паттамату (Vignan Pattamata) - для участия в исследованиях Марса с помощью марсоходов Spirit и Opportunity, в настоящее время находящихся на траектории полета к Красной планете. Оба войдут в команду школьников и студентов, которую сформировало американское аэрокосмическое ведомство в рамках программы подготовки будущих исследователей космоса.
Китайский космонавт Ян Ливэй стал 431-м землянином, находившимся / находящимся в орбитальном космическом полете. Такой порядковый номер, вероятнее всего, он и получит в мировом перечне космонавтов.
Однако, китаей является 432-м человеком, побывавшим в космосе. Нельзя забывать, что в 1963 году американский летчик-испытатель Джозеф Уокер (Joseph Walker) дважды поднимался на ракетном самолете Х-15 на
высоту более 100 км, что по определению FAI является границей космоса.
Сейчас достаточно модно стало рассуждать: кого считать космонавтом, а кого не считать. Приводятся различные аргументы в
пользу той или иной точки зрения. Но давайте взглянем на эту проблему не с эмоциальной, а с юридической точки зрения.
В 1960 году FAI, опираясь на исследования Теодора фон Кармана, определило границу между земной атмосферой и космическим
пространством - 100 км. Причем не только определила, но и юридически оформила это в своих документах.
С тех пор все полеты летательных аппаратов на высотах ниже этой отметки рассматриваются как авиационные, а выше - как
космические.
В связи с этим, я хотел бы обратиться к любителям создавать собственные теории и составлять собственные списки космонавтов:
не надо создавать велосипед и пытаться пересмотреть то, что имеет правовую базу. Да, может быть 100 км - весьма условная граница, но
но она принята юридически и до того момента, пока ООН, FAI или иная авторитетная организация не сформулирует иное определение, давайте пользоваться тем, что есть. Ну а если очень хочется внести свою лепту в космическое право,
то разделите понятия "космонавт", как профессия, с понятием "человек, побывавший в космосе".
Китаец Ян Ливэй стал 15-м космонавтом, совершающим орбитальный космический полет в одиночку. Такого не было уже 34,5 года.
Но если в 1960-х годах одиночные полеты советских и американских космонавтов определялись возможностями техники, то сейчас на первый план вышла политика. Скорее всего, в Китае решили, что первый китаец в космосе должен быть одним. Для пропаганды это очень важно.
Но не буду анализировать доводы "за" и "против" такого решения китайского руководства, а просто напомню, кто еще в одиночку покорял просторы Вселенной.
В 1961 году это сделали Юрий Гагарин на "Востоке-1" и Герман Титов на "Востоке-2".
В 1962 году - Джон Гленн (John Glenn) на Frindship-7, Малколм Карпентер (Malcolm Carpenter) на Aurora-7, Андриян Николаев на "Востоке-3", Павел Попович на "Востоке-4" и Уолтер Ширра (Walter Schirra) на Sigma-7.
В 1963 году - Гордон Купер (Gordon Cooper) на Feith-7, Валерий Быковский на "Востоке-5" и Валентина Терешкова на "Востоке-6". Кстати, Терешкова была и остается единственной женщиной, своершившей полет не в составе экипажа космического корабля.
В 1967 году - Владимир Комаров на "Союзе-1".
В 1968 году - Георгий Береговой на "Союзе-3".
В 1969 году - Владимир Шаталов на "Союзе-4" (от старта до прибытия на корабль Алексея Елисеева и Евгения Хрунова) и Борис Волынов на "Союзе-5" (от момента отбытия с корабля Алексея Елисеева и Евгения Хрунова до посадки).
В 2003 году - Ян Ливэй на Shen Zhou-5.
Вот и все на данный момент. И не исключено, что этот список еще очень долго не будет пополняться.
Примечание. Я не включаю в этот список космонавтов, которые оставались на борту кораблей и орбитальных станций в одиночку, когда их коллеги работали в открытом космосе, а также астронавтов с Apollo-9, 10, 11, 12, 14, 15, 16 и 17, когда их коллеги улетали в лунных модулях. Учтены только те, кто стартовал или садился на Землю в одиночку. А все остальные в космосе работали, и работали в составе экипажей.
Старт Shen Zhou-5 стал важнейшим событием сегодняшнего дня. Все ведущие информационные агентства об этом сообщили с пометкой "срочно". Вот небольшой фоторепортаж из Китая, подготовленный фоторепортерами
агентства Reuters.
Первый китайский космонавт Ян Ливэй (Yang Liwei) родился в июне 1965 года в округе Сайчжун (Saizhong) провинции Ляонин (Liaoning)
на северо-востоке Китая.
После окончания в 1983 году средней школы поступил в авиационное училище, которое окончил в 1987 году. Служил в частях ВВС Народной освободительной армии Китая. Подполковник.
В 2000 году был отобран в отряд космонавтов Китая.
Женат на Чжан Юмэй (Zhang Yumei). В семье растет сын.
Директор NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe) заявил, что запуск первого китайского космонавта является важным достижением в освоении космоса, передает Reuters. В связи с этим NASA пожелало Китаю продолжать успешную программу осуществления пилотируемых полетов в космос.
Полет первого китайского уосмонавта проходит успешно. Об этом сообщает Синьхуа. Сейчас корабль завершает второй виток вокруг Земли.
Полет Shen Zhou-5 продлится около 21 часа. Как ожидается, спускаемый аппарат с Ян Ливэем на борту приземлится 15 октября в 22:15 UTC (16 октября в 02:15 мск) на территории провинции Внутренняя Монголия.
Председатель КНР Ху Цзиньтао поприветствовал первый в истории страны запуск управляемого космического корабля. Об этом сообщает государственное информационное агентство Синьхуа.
В ходе выступления Ху назвал полет первого китайского космонавта большой победой и заявил, что это - “исторический шаг китайского народа на вершину мировой науки и технологии”.
15 октября 2003 года в 01:00:03.497 UTC (05:00:03.497 мск) с космодрома Цзюцюань китайскими специалистами осуществлен пуск ракеты-носителя Chang Zheng-2F, которая вывела в космос космический корабль Shen Zhou-5 (28043 / 2003 045A) с первым китайским космонавтом на борту.
Корабль пилотирует Ян Ливэй (Yang Liwei).
После отделения от последней ступени носителя, корабль вышел на орбиту с начальными параметрами:
наклонение - 42,4 град.;
период обращения - 89,6 мин;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 200 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 350 км.
"Китайскому Гагарину" 38 лет. После окончания средней школы учился в авиационном учмлмще, а затем служил в частях ВВС Китая.
По мере поступления новой информации "Последние космические новости" будут сообщать читателям подробности полета.
Если верить гонконгским источникам, до старта Shen Zhou-5 осталось несколько часов. Уже на космодром прибыли высшие китайские руководители, уже прошло "парадное" заседание государственной комиссии, на котором назван первый китайский космонавт (пока его имя широкой публике неизвестно). Одним словом, все готово к тому моменту, когда китайцы выйдут в космос.
В минувшие сутки разве что ленивый газетчик не написал хотя бы несколько слов о китайской космонавтике. Вспомнили все: и отцов китайской космической техники, и все состоявшиеся в Китае космические старты, и проведенные эксперименты. Были рассмотрены и военные аспекты китайской космонавтики, и планы на будущее.
Вновь активно обсуждали вопрос: "Как называть первого китайца в космосе?" Варианты стандартные: либо "чайнанавт" ("chinanaut"), либо "тайконавт" ("taikonaut"), либо "юханюань" ("yuhangyuan"). А по мне, хоть ты американец, хоть француз, хоть китаеец, а по-русски все равно они будут "космонавтами", и не надо язык ломать.
Ждать осталось немного. "Последние космические новости" будут находится в дежурном режиме и как только сообщение о запуске будет подтверждено, проинформируют об этом своих читателей. Следите за новостями!
Жители города Байконур (Казахстан), где расположен главный российский космодром, во время выборов депутатов Госдумы будут голосовать по Одинцовскому избирательному округу Московской области. Об этом сообщил представитель территориальной избирательной комиссии Байконура.
По его словам, для организации голосования более 20 тыс. россиян, живущих в этом городе, Центральная избирательная комиссия сформировала территориальную комиссию, которая в свою очередь организует восемь избирательных участков.
На Байконуре живут и работают в основном военнослужащие, а также сотрудники Федерального космического центра (ФКЦ) и предприятий "Росавиакосмоса".
Продолжается подготовка к запуску на Международную космическую станцию российского транспортного космического корабля "Союз ТМА-3" с экипажами восьмой основной экспедиции и пятой российской экспедиции посещения.
14 октября головной блок ракеты-носителя "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-3" был перевезен из монтажно-испытательного корпуса (МИК) космических аппаратов в МИК ракет-носителей на общую сборку.
В Росавиакосмосе получили официальное подтверждение из Китая о запуске первого пилотируемого корабля "Шэньчжоу-5". Как сообщил корр. ИТАР-ТАСС первый заместитель главы российского космического ведомства Николай Моисеев, "китайская сторона уведомила, что старт состоится 15 октября в первой половине дня, если не помешают погодные условия".
"Мы приветствуем это событие и поздравляем Китай с вступлением в клуб космических держав, которые имеют свою пилотируемую программу", - отметил Моисеев. По его словам, "все страны мира в какой-то мере используют результаты космической деятельности, а более 40 государств обладают собственным потенциалом, который позволяет создавать те или иные элементы космической техники". "Но пилотируемые программы имеют только 3 страны - Россия, США и Китай", - подчеркнул Моисеев.
Россия и Китай сотрудничают в области освоения космического пространства уже около десяти лет, отметил Моисеев. По его словам, регулярно проходят встречи в рамках двусторонней комиссии по космосу.
Два китайских летчика - Ли Цзиньлун и У Цзе по просьбе китайской стороны в 1996-97 годах прошли подготовку в российском Центре подготовки космонавтов /ЦПК/, сообщили корр.ИТАР-ТАСС в Звездном городке. "Сейчас они готовят "тайконавтов", как называют в Китае космонавтов", - отметил собеседник агентства. Кто станет первым в истории Китая покорителем космоса, мир узнает только после запуска, считают в ЦПК.
Большой азимутальный телескоп РАН приступил к наблюдению за военными спутниками по заказу Военно-космических сил РФ, сообщает РБК. Соответствующий договор подписан между Специальной астрофизической обсерваторией (САО), в состав которой входит оптический телескоп, и главкоматом ВКС.
Как сообщил директор обсерватории член-корреспондент РАН Юрий Балега, телескоп будет осуществлять оптико-радиолокационное наблюдение объектов на геостационарной орбите Земли: спутников, космических зондов, орбитальных аппаратов.
В настоящее время САО является единственным российским астрономическим центром наземных наблюдений объектов Вселенной. Диаметр главного зеркала Большого азимутального телескопа, находящегося в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, составляет шесть метров. Все работы в области наземной оптической и радиоастрономии в России ведутся с этого объекта.
Семен Ариевич Косберг, видный советский конструктор авиационных и ракетных двигателей, родился 14 октября 1903 г. в г. Слуцке Минской губернии в семье кузнеца. Учился в училище, работал кузнецом и слесарем, служил в Красной Армии. Закончил Московский авиационный институт и с 1931 года работал в Центральном институте авиационного моторостроения, где прошел путь от инженера до начальника крупного исследовательского отдела, занимающегося разработкой топливных систем непосредственного впрыска (НВ) для авиационных моторов.
Талантливый инженер и энергичный организатор С. А. Косберг в 1940 году назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33, а 13 октября 1941 года – главным конструктором основанного им ОКБ № 296 (В дальнейшем – ОКБ-154, ныне КБХА).
С. А. Косберг был одним из тех молодых энтузиастов, которым выпала честь создания советской авиационной техники и, в числе первых, закладки прочного фундамента ракетной техники. Ему было свойственно высокое сознание ответственности, техническое предвидение, что вывело ОКБ на передовые позиции науки и техники и позволило стать одним из мировых лидеров по созданию жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для различных видов ракетной техники.
С. А. Косберг тесно сотрудничал с научно-исследовательскими институтами, генеральными конструкторами авиационной техники А. Д. Швецовым, А. А. Микулиным, В. Я. Климовым, А. М. Люлькой, В. А. Добрыниным, С. А. Лавочкиным, А. Н. Туполевым, с главными конструкторами ракетно-космических систем С. П. Королевым, В. Н. Челомеем.
В 1941 – 1945 гг. руководил разработкой топливных систем авиационных моторов для боевых самолетов, широко применявшихся в Отечественной войне.
Под руководством С. А. Косберга в 1954 – 1965 гг. были созданы ЯРД для боевых самолетов, зенитных управляемых ракет, целый ряд ЖРД для ракет-носителей С. П. Королева. «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», выполнивших исторические задачи по освоению космического пространства, в числе которых первый полет человека в космос, а также ЖРД для боевой ракеты Р-9А. За этим последовали разработки более совершенных и мощных ЖРД для ракеты-носителя «Протон» и боевых ракет УР-200, РС-10 В. Н. Челомея.
С. А. Косберг неизменно сочетал конструкторскую деятельность с научной и общественной работой. Доктор технических наук, автор более 150 научных работ и многих изобретений.
Удостоен звания Герой Социалистического Труда, присвоения Ленинской премии, награжден орденами Ленина, «Знак Почета», Отечественной войны ! степени, Красной Звездой и медалями.
В начале 1965 года С. А. Косберг погиб в результате автомобильной катастрофы при исполнении служебных обязанностей.
Его имя широко известно всем коллективам, принимавшим участие в работах по созданию авиационной и ракетной техники, как в нашей стране, так и за рубежом.
Память о С. А. Косберге увековечена – его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
(Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры).
23 сентября 2003 г. в Российском авиационно-космическом агентстве состоялось совещание руководителей предприятий промышленности России и Украины, которое завершилось подписанием договоров на проведение работ по модернизации ракетно-космического комплекса (РКК) «Циклон-2».
Начало развития данного проекта было положено совместным Решением от 30 января 2001 г. Российского авиационно-космического агентства и Национального космического агентства Украины, подтвержденного Меморандумом глав двух агентств Ю.Н. Коптева и А.А. Негоды от 14 февраля 2002 г.
В развитие этого решения было выпущено Постановление Правительства Российской Федерации а 321 от 3 июня 2003 г., в котором было принято предложение Росавиакосмоса, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о проведении на внебюджетной основе работ по модернизации РКК «Циклон-2» российскими и украинскими организациями и дальнейшей коммерческой эксплуатации модернизированного комплекса «Циклон-2К».
Указанным постановлением данные работы внесены в подпрограмму «Средства выведения космических аппаратов» Федеральной космической программы России на 2001-2005 годы.
Программой предусмотрено повышение энергетических возможностей двухступенчатой РН «Циклон-2» (разработка ГКБ «Южное», эксплуатируется на космодроме «Байконур» с 19б9 года, всего проведено 104 пуска – все успешные) путем дооснащения разгонным блоком АДУ-600 (разработка ГРЦ «КБ имени академика В.П.Макеева») с необходимой доработкой стартового комплекса и наземной инфраструктуры космодрома Байконур в целях соответствия потребностям мирового рынка запусков полезных нагрузок.
Головными предприятиями по проекту определены:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры»;
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный ракетный центр «Конструкторское бюро имени академика В. П. Макеева»;
Федеральное государственное унитарное предприятие «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»;
Федеральное государственное унитарное предприятие «Отдельное конструкторское бюро «Вымпел»;
Государственное конструкторское бюро «Южное» имени академика М.К. Янгеля (Украина);
Государственное предприятие Производственное объединение «Южный машиностроительный завод имени А.М.Макарова» (Украина).
Заказчиком проведения модернизации ракетно-космического комплекса и использования модернизированного комплекса для коммерческих запусков космических аппаратов определено закрытое акционерное общество «Пусковые услуги».
Начиная с 2005 года, модернизированный комплекс обеспечит запуск с космодрома Байконур на средневысотные солнечно-синхронные орбиты космических аппаратов массой порядка 1500 кг.
На прошедшей неделе экипаж седьмой основной экспедиции в составе командира Юрия Маленченко и научного сотрудника НАСА Эдварда Лу начал плановую подготовку к возвращению домой. Ежедневно на эту работу отводилось не менее часа.
В четверг экипаж в скафандрах «Сокол» провел примерку размещения в индивидуальных ложементах, предохраняющих космонавтов от неблагоприятных воздействий при входе в плотные слои атмосферы и при приземлении. Эта примерка и соответствующая подгонка вызвана тем, что долговременное пребывание космонавта в невесомости приводит к некоторому увеличению его роста, так как его позвоночник слегка растягивается.
Подобную примерку провел на Земле и экипаж прибывающей 20 октября на МКС восьмой основной экспедиции в составе командира Майкла Фоэла и бортинженера Александра Калери, а также испанца Педро Дуке, который летит на станцию как член экспедиции посещения.
В пятницу оба экипажа получили возможность обсудить на телеконференции работы, связанные с передачей смены и проведением научных исследований во время совместного восьмидневного полета. Экипаж седьмой экспедиции просмотрел на компьютере уроки по использованию пневматического вакуумного комплекта «Чибис», создающего отрицательное давление на нижнюю часть тела, который будет использовать Маленченко согласно российской методике по возвращению к гравитации.
Продолжались запланированные научные исследования. Командир участвовал в российском медико-биологическом эксперименте по изучению особенностей фармакологического воздействия в условиях космоса, а Лу в американском лабораторном модуле провел проверку датчиков ускорения и мониторов, а также электросборку в рамках эксперимента по изучению процесса пайки в космосе. Этот эксперимент даст информацию, полезную для будущей сборки станции и работ по техобслуживанию.
В конце недели, вследствие сбоя одного из регуляторов мощности лишился питания переключатель видео в лабораторном модуле. Эта поломка не повлияет на проведение таких важных операций, как сближение и стыковка. Диспетчеры полета на Земле уже исследуют причину отказа и возможность замены модуля.
"По мере внедрения результатов космических исследований во все более широкие сферы, освоение космического пространства становится одним из важных факторов, способствующих социально-экономическому развитию", -- заявил в интервью корр. Синьхуа руководитель Центра космических исследований Академии наук Китая Гу Идун, главный конструктор и главный координатор корабельной системы в рамках национальной программы пилотируемых космических полетов Китая.
Гу Идун в качестве примера привел США, которым освоение космических технологий дало новый экономический потенциал, оценивающийся в 2 трлн американских долларов. По словам Гу Идуна, это положительный опыт внедрения научных результатов, достигнутых человеком в ходе активного освоения космоса, начатого в 70-х годах прошлого века.
Высокая прибыль способствует притоку инвестиций. За первые 10 лет нынешнего столетия в масштабе всего мира в связанные с космосом отрасли промышленности, по оценкам экспертов, будет инвестировано 650 -- 800 млрд американских долларов. Гу Идун заметил, что в 2010 году "космические" активы США достигнут 500 - 600 млрд долларов, что равняется активам, которыми в настоящее время США владеют в Европе.
"Китайская программа пилотируемых космических полетов имеет исключительно важное значение для развития отрасли, занимающейся изучением и освоением космоса", -- констатировал Гу Идун. С 1987 года Китай запускает и возвращает с орбиты искусственные спутники Земли, на которых находятся семена растений. За прошедшие годы Китай добился отрадных успехов в селекции новых сортов растений в специфических условиях космоса.
"Космос предоставляет уникальные условия для развития космических биотехнологий, а также разработки и освоения новых материалов", -- подчеркнул ученый.
Китайские власти отменили трансляцию запуска первого пилотируемого космического корабля, намеченного на ближайшие дни, передает BBC News. Как передают местные СМИ, такое решение было принято в связи с возможным неудачным запуском.
Престижной премии Американского астронавтического общества за 2003 год удостоен помощник директора Лаборатории реактивного движения Томас Гэвин (Thomas Gavin). Вручение награды состоится 19 ноября в ходе ежегодной конференции общества.
Гэвин пришел на работу в Лабораторию реактивного движения в 1962 году. В своей нынешней должности работает с 1991 года. Участвовал в реализации программ Voyager, Galileo, Cassini. Награжден многими медалями NASA.
Сегодня очень много пишут о завтрашнем полете первого китайского космонавта. Информационные агентства спешат довести до читателей любую информацию, которая приходит из Поднебесной. Эксперты продолжают спорить о конструкции корабля, о программе полета, о том, кто полетит. Но большая часть людей просто ждет этого события, которое станет по настоящему эпохальным для всей мировой космонавтики.
О его значении будут много рассуждать, а как оно повлияет на будущее, мы сможем понять еще не скоро. Но факт остается фактом - спустя 42 года после полета Юрия Гагарина еще одна страна выходит на путь пилотируемого освоения просторов космоса.
Ну а пока старт не состоялся, давайте посмотрим на стартовую позицию, где в готовности находится ракета-носитель Chang Zheng-2F. Снимок был сделан 29 сентября американским спутником IKONOS. С высоким разрешением его можно увидеть по адресу http://www.spaceimaging.com/gallery/spacepics/china_launch_complex_SI_09_29_03.jpg.
Сошла с орбиты и сгорела в плотных слоях земной атмосферы последняя ступень китайской ракеты-носителя Chang Zheng-3A (23416 / 1994 080B), с помощью которой 29 ноября 1994 года в космос был запущен телекоммуникационный спутник Zhongxing-5. Объект вошел в атмосферу 13 октября 2003 года в 09:30 UTC (13:30 мск) над точкой с координатами 4 град. с.ш. и 89 град. в.д.
Гонконгская газета Wen Wei Po сообщила 14 октября имена трех китайских космонавтов, отобранных накануне для первого пилотируемого полета. Основным кандидатом газета называет
Ян Ливэй (Yang Liwei) , его дублером - Чжай Чжиган (Zhai Zhigang). Запасным пилотом определен Не Хайшэнь (Nie Haisheng).
Так это или не так, проверим завтра.
10 сентября 2003 года в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации за ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) был закреплен спутниковый комплекс, ранее принадлежавший ЗАО "БОНУМ 1".
В его составе: космический аппарат (КА) "Бонум-1" на геостационарной орбите в позиции 56° в.д., приемные и передающие земные станции спутниковой связи, расположенные в Москве в Останкино, в Одинцовском районе Московской области и в Екатеринбурге. 1 октября 2003 года весь коллектив ЗАО "БОНУМ 1" принят на работу в ГП КС. КА "Бонум-1" стал 11-м по счету спутником связи и вещания в составе орбитальной группировки ГП КС. На базе полученных 10 сентября 2003 года наземных технических средств будет организован филиал ГП КС - Центр космической связи "Сколково".
Для обеспечения беспрерывности оказания услуг с использованием КА "Бонум-1" на всей территории обслуживания спутника ГП КС принимает на себя обязательства по всем контрактам с клиентами, ранее заключенным ЗАО "БОНУМ 1". Свободную емкость спутника "Бонум-1" планируется использовать для телерадиовещания (непосредственное телевизионное вещание в расширенном Ku- диапазоне частот) и организации широкополосного доступа к сети Интернет.
Европейское космическое агентство (ЕКА) в 2008 г. собирается запустить в космос очередной космический телескоп Eddington, основная цель которого - поиск у далеких звезд небольших "твердых" планет подобных нашей Земле. Конечно, такие планеты телескоп не будет видеть непосредственно, но он сможет определить их наличие у исследуемой звезды по косвенному признаку: планета, проходящая по диску звезды, периодически вызывает уменьшение интенсивности излучения данной звезды. Таким способом Eddington сможет обнаружить планеты размером с Марс и даже меньше. Напомним, что нынешние телескопы способны обнаружить только газовые гиганты, радиус которых в десятки раз больше радиуса Юпитера - самой большой планеты солнечной системы.
А если Eddington сможет найти планеты размером с Марс (диаметр - 6795 км) и даже меньше, то, может быть, ему удастся обнаружить и некоторые спутники больших планет. Например, спутник Сатурна Титан имеет диаметр 5150 км, а четыре самых крупных спутника Юпитера Ганимед, Каллисто, Ио и Европа имеют диаметры, соответственно, 5262, 4800, 3630 и 3140 км.
Но даже если спутники у обнаруженной планеты будут маловаты для их детектирования (например, спутник планеты, подобный нашей Луне, Eddington не сможет обнаружить), они проявят свое присутствие воздействием на движение "родительской" планеты. Во всяком случае, гравитационное влияние Луны на Землю заставляет последнюю отклоняться от своей круговой орбиты, и такое небольшое отклонение телескоп Eddington сможет зафиксировать.
Группа специалистов с факультета геологии университета Абердина и биоинженеров с факультета электроники университета Глазго (Великобритания) получили грант в размере 428 тыс. фунтов стерлингов на трехлетний проект по разработке технологии обнаружения биомолекул в камнях земного и марсианского происхождения с целью определения истории эволюции жизни на Земле и Марсе.
Биомолекулы, или органические соединения, некогда образовавшиеся в биологическом, то есть живом, объекте, будут искать в воде, которая оказалась внутри камней миллионы или даже миллиарды лет назад.
Для исследований будут взяты не только метеориты, имеющие марсианское происхождение, но и земные камни. Последние нужны хотя бы для проверки новой технологии поиска признаков жизни (а то вдруг окажется, что жизни на Земле нет и никогда не было).
Для исследования камней предполагается использовать метод поверхностного резонансного комбинационного рассеяния SERRS (surface enhanced resonance Raman scattering). С его помощью планируется обнаружить в имеющихся в камнях вкраплениях воды тончайшие слои биомолекул. Если это удастся, то можно будет считать доказанным тот факт, что в тот момент, когда в результате тех или иных процессов вода попала внутрь камня, в ней существовали какие-то формы жизни.
Этот проект также предполагает проработку проблемы миниатюризации оборудования, необходимого для анализа камней на наличие признаков жизни, чтобы эту установку можно было со временем погрузить на космический корабль и отправить исследовать какую-нибудь планету (тот же Марс хотя бы).
Исламабад провел очередное испытание баллистической ракеты среднего радиуса действия, передает REuters. Как сообщили пакистанские военные, ракета Hatf-IV/Shaheen-1 класса "земля-земля" способна нести ядерную боеголовку.
Итак, если верить неофициальным источникам в Гонконге, до старта космического корабля Shen Zhou-5 с первым китайским космонавтом на борту остается чуть более суток. Судя по всему, так оно и есть. Недаром в понедельник агентство Синьхуа, официальный рупор Пекина,
распространило три сообщения о предстоящем событии. И хотя никакой конкретики в них не было, факт появления такого объема информации может говорить о том, что полет вот-вот начнется.
Если старт намечен на 15 октября, то во вторник начнется предстартовый
отсчет. Подготовка носителя и корабля пройдет в два этапа.
Приблизительно за сутки до пуска начнется цикл проверок всех бортовых
систем и наземного оборудования. Ну а непосредственный обратный отсчет начнется за несколько часов до старта, когда на стартовую позицию прибудут космонавты (основной пилот и его дублер).
Есть кое-какая, правда также неофициальная, информация и о самом полете. Он рассчитан на 14 витков и продлится около 21 часа. Правда, если возникнут какие-либо опасения за жизнь космонавта, планируется полет прервать уже после одного оборота вокруг Земли.
Если все пойдет благополучно, то корабль выйдет на орбиту высотой 200 х 350 км с наклонением 42,4 градуса, а после двух витков скруглит орбиту до 350 км.
Надеюсь, что следующая информация о китайском полете перейдет из разряда домыслов и предположений в категорию факта, и мы наконец-то узнаем имя первого китайского космонавта.
Продолжается подготовка к запуску на Международную космическую станцию российского транспортного космического корабля "Союз ТМА-3" с экипажами восьмой основной экспедиции и пятой российской экспедиции посещения.
13 октября основной и дублирующий экипажи транспортного корабля "Союз ТМА-3" произвели контрольный осмотр корабля в стартовой конфигурации в монтажно-испытательном корпусе.
XVIII Всемирный конгресс космонавтов начал 13 октября свою работу в Токио, Япония. Принять в нем участие приглашены 60 космонавтов - по 20 из России и США, и столько же из всех других стран, представителям которых доводилось совершать космические полеты.
Работа форума продлится до 19 октября.
Три китайских космонавта прибыли на космодром на северо-западе страны, откуда должна быть произведен старт первого в Китае пилотируемого космического аппарата. Об этом в понедельник сообщает правительство Китая. Как передает официальное агентство «Синьхуа», в космос отправится лишь один из кандидатов, имя которого держится в секрете. Во вторник космонавты должны провести заключительные тренировки перед стартов, в ходе которых выявится «победитель».
По информации местных СМИ, запуск должен быть осуществлен в период между 15 и 17 октября. Предполагается, что китайский космический корабль совершит 14 витков вокруг Земли.
На этой неделе Китай собирается провести запуск на околоземную орбиту первого своего пилотируемого космического корабля. Как предполагается, старт корабля Shenzhou 5 состоится в период с 15 по 17 октября. Но даже если он по каким-то причинам состоится позднее, уже ясно, что Китай в ближайшем будущем станет третьей страной мира, которая будет заниматься пилотируемой космонавтикой. В связи с чем известный американский астронавт Баз Олдрин (Buzz Aldrin), который стал вторым человеком, походившим по Луне, посоветовал NASA начать сотрудничество с Китаем в космической области. Он также считает, что США следует рассмотреть возможность "приглашения" китайцев на МКС, это могло бы быть выгодно для всех. Например, уже в 2006 г. Китай мог бы предоставить свой корабль Shenzhou для использования в качестве спасательной капсулы для экипажа МКС (сейчас для этого используются российские корабли "Союз", которые меняются раз в полгода). Возможно, Олдрин полагает, что китайский корабль обойдется американцам дешевле.
Президент и генеральный конструктор российской ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий Семенов представил премьер-министру Казахстана Даниалу Ахметову программу создания в Казахстане совместного предприятия по производству спутников на базе универсальной космической платформы. Об этом говорится в сообщении, распространенном пресс-службой премьер-министра Республики Казахстан.
Проект позволит внедрить в Казахстане высокие технологии в области космических систем телекоммуникаций, включает в себя создание наземного комплекса управления полетом, телепорта, центра приема и обработки информации, техническое содействие в модернизации телекоммуникационной инфраструктуры республики, а также обучение казахстанских специалистов методам разработки, изготовления, испытаний и запуска космических аппаратов. Г-н Ахметов поручил республиканскому министерству транспорта и коммуникаций и аэрокосмическому комитету в месячный срок рассмотреть все варианты и альтернативные предложения по созданию национального спутника и внести этот вопрос на рассмотрение правительства Казахстана.
Казахстан нуждается в собственной системе спутниковой связи и вещания, считает г-н Ахметов, однако прежде, чем приступить к реализации масштабного проекта, необходимо подготовить собственные кадры и определить сферы использования спутника с учетом интересов страны. В частности, он обратил внимание руководителей министерств и ведомств на аспекты использования спутника в исследовании зоны Каспия, приграничных территорий, изучения аграрных проблем.
Два спутника связи "Ямал-200" для ОАО "Газком" будут запущены 20 ноября сего года, сообщил гендиректор компании Николай Севастьянов. По его словам, запуск спутников позволит расширить возможности для действия сетей спутниковой связи и реализовать концепцию спутникового резервирования.
Один из спутников будет охватывать территорию России и СНГ, второй - Европу, Ближний Восток, Северную Африку и Азию. Всего в рамках Федеральной космической программы для ОАО "Газком" с 1999 по 2005 гг. на орбиту должны быть выведены пять спутников связи.
9-11 октября в Москве в Международном Центре-Музее Рерихов состоялось пленарное заседание Международной научной конференции "Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века". Конференция прошла как одно из мероприятий Всемирной космической недели ООН, тема которой в этом году "Космос: внеземные горизонты".
С приветствием к участникам форума обратился Президент Федерации космонавтики РФ, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник Владимир Коваленок.
Подробнее о конференции можно прочитать в разделе "Федерация космонавтики" на сайте "Космический мир".
Индийская организация космических исследований ISRO сообщила, что подготовка к старту ракеты-носителя PSLV-C5 в Космическом центре имени Сатиша Дхавана идет успешно. Самый ранний срок запуска - 16 октября, но, вероятнее всего, это случиться чуть позже.
В ходе запуска на околоземную орбиту будет выведен спутник для исследования природных ресурсов Земли IRS-P6 (RESOURCESAT) массой 1360 кг и 40-килограммовый микроспутник
HAMSAT.
Продолжается подготовка к запуску на Международную космическую станцию российского транспортного космического корабля "Союз ТМА-3" с экипажами восьмой основной экспедиции и пятой российской экспедиции посещения.
На космодроме Байконур выполнена накатка головного обтекателя ракеты-носителя на космический корабль.