НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


hlopyshka.com
RB2 Network

RB2 Network


НОВОСТИ

      ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

Выпуск № 331 от 20 июля 2003 г.

АРХИВ НОВОСТЕЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ

    СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

      1. Запущен телекомуникационный спутник "Rainbow-1".
      2. Топ-лист звезд авиации и астронавтики.




          ВНИМАНИЕ !!!

          Сообщаю читателям о смене адреса своей электронной почты. Письма теперь следует направлять по zhelez_al@inbox.ru.





          19.07.2003 / 00:24    "МАРС ЭКСПРЕСС" ПОКА ИССЛЕДУЕТ ЗЕМЛЮ

          Хотя основной целью европейского межпланетного зонда Mars Express является Красная планета, которой он достигнет только в декабре нынешнего года, специалисты управляющие полетом станции уже сейчас проводят с помощью бортового оборудования исследования и эксперименты, во-первых, чтобы проверить работоспособность приборов, а, во-вторых, чтобы получить дополнительную информацию о системе "Земля-Луна". С помощью спектрометра OMEGA определен молекулярный состав земной атмосферы, океанов и некоторых континентов. Доминируют, что естественно, вода и углекислый газ. Идентифицированы также кислород, озон, метан, некоторые другие элементы. Все это можно увидеть на приведенном здесь графике, составленном специалистами Европейского космического агентства.

         Рисунок ESA.






          19.07.2003 / 00:22    ЗАВЕРШЕНО ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ RS-84

          Специалисты отделения компании Boeing Company в г. Кэнога-Парк, шт. Калифорния, США - Rocketdyne Propulsion & Power Division - завершили эскизное проектирование жидкостного ракетного двигателя RS-84, работающего на керосине. Он предназначен для космических кораблей следующего поколения. Удельная тяга - около 480 тысяч кг. Разработка нового двигателя ведется в рамках Космической пусковой инициативы (Space Launch Initiative).

         Рисунок Rocketdyne Propulsion & Power Division.






          19.07.2003 / 00:20    УЧАСТНИКИ БОРЬБЫ ЗА X-PRIZE: FLIGHT EXPLORATION

         Продолжаю представлять участников борьбы за X-prize. Сегодня совсем немного информации о британском коллективе.

         Flight Exploration

         Руководитель коллектива - Грэхэм Доррингтон (Graham Dorrington).
         Место дислокации - г. Лондон, Англия, Великобритания.
         Регистрация как участника борьбы за X-prize - 25 апреля 1997 г.
         Для осуществления прыжка в космос разрабатывается летательный аппарат, получивший наименование Green Arrow.
         Метод старта - вертикальный, с поверхности Земли.
         Метод посадки - на парашюте.
         Расстояние между местом старта и местом приземления - несколько км.

         Примечание: О каких-либо успехах этого английского коллектива не слышно уже давно. Так что, вряд ли стоит ждать от него победы.

         Рисунок Flight Exploration.






          19.07.2003 / 00:18    ПОЛЕТЫ АМЕРИКАНСКИХ "ШАТТЛОВ" ВОЗОБНОВЯТСЯ НЕ РАНЕЕ СЕРЕДИНЫ 2004 ГОДА, СЧИТАЕТ ГЛАВА "РОСАВИАКОСМОСА" ЮРИЙ КОПТЕВ

          Полеты американских "шаттлов" возобновятся не ранее середины 2004 года. Такую оценку высказал в интервью журналистам в Перми глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев, сопровождающий в рабочей поездке вице-премьера Бориса Алешина.
          По словам Коптева, российские ракеты "Союз" "будут использованы в качестве шлюпки для возвращения космонавтов с Международной космической станции как минимум до 2010 года, пока американцы не завершат свой проект орбитального космического самолета".
          Коптев напомнил, что подобный проект США планировали запустить в 2006-2008 году, однако, по оценкам экспертов, до 2010-2011 года его использование будет нереальным.





          19.07.2003 / 00:16    ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СТАРТУ НА МКС ДОСТАВЛЕНА РАКЕТА "СОЮЗ" И КОСМИЧЕСКИЙ ГРУЗОВОЙ КОРАБЛЬ "ПРОГРЕСС"

          В соответствии с графиком работы с Международной космической станции /МКС/ на космодром Байконур доставлена ракета "Союз" и космический грузовой корабль "Прогресс" для их подготовки к старту.
          Об этом в пятницу РИА "Новости" сообщил сотрудник пресс-службы Росавиакосмоса Вячеслав Михайличенко.
          До конца текущего года к МКС будут направлены три российских космических корабля - один пилотируемый и два грузовых. "Один из этих "грузовиков" и поступил на космодром", - отметил Михайличенко. Его запуск к МКС запланирован на 30 августа текущего года.
          "Специалисты космодрома в монтажно-испытательном корпусе приступили к проверке рабочих систем ракеты-носителя и космического корабля, а также - к подготовке этих космических объектов к соединению", - сообщили в пресс-службе.
          "Ракета-носитель "Союз" обеспечит вывод на орбиту "грузовика", который доставит на МКС "очередную порцию топлива, продуктов питания, воды и воздуха для работающей на станции 7-й долговременной экспедиции МКС в составе российского космонавта, командира экспедиции Юрия Маленченко и бортинженера, астронавта США Эдварда Лу.





          19.07.2003 / 00:14    ПЕНТАГОН ВЫДЕЛЯЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НА НОВОЕ ОРУЖИЕ

          Агентство по ПРО Минобороны США выделило дополнительно $242 млн. на программу разработки лазерного оружия воздушного базирования. Об этом пишет в своем последнем номере журнал "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи".
          Из этой суммы $160 млн. предназначено на строительство второго "Боинга-747", вооруженного лазерными пушками, способными поражать баллистические ракеты на разгонном участке траектории. Пентагон рассчитывает, что эта программа станет одним из основных элементов планируемой системы ПРО страны.
          Программа создания лазерной системы воздушного базирования была начата в 1994 году. Предполагается, что в 2008 году у Пентагона появятся семь "Боингов" с лазерными пушками, которые смогут сбивать ракеты с расстояния примерно 460 км. Один "Боинг" уже собран, и Агентство по ПРО планировало испытать эффективность лазера на реальной цели в декабре 2004 года.
          Кроме того, Пентагон хотел бы разместить лазерное оружие на космических аппаратах. В целом США намерены израсходовать в текущем году на проекты в области ПРО около $8 млрд., передает ИТАР-ТАСС.





          19.07.2003 / 00:12    РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС "ХРИЗАНТЕМА-С" ПРИНЯТА НА ВООРУЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

          Перспективный многоцелевой ракетный комплекс "Хризантема-С" принят на вооружение Российской армии. Об этом "Интерфаксу" сообщил в пятницу директор - главный конструктор ФГУП "Конструкторское бюро машиностроения" (КБМ) Валерий Гришин.
          По его словам, подготовка серийного производства перспективного многоцелевого комплекса начнется в текущем году.
          Всепогодный многоцелевой комплекс "Хризантема-С" предназначен для поражения современных и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, малотоннажных надводных кораблей, низколетящих дозвуковых воздушных целей, сооружений из железобетона и др.
          "Хризантема-С" обладает возможностью применения по объектам бронетанковой техники днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при наличии дымовых помех. Дальность стрельбы - 6 тыс. м, скорость полета ракеты - сверхзвуковая. Комплекс обеспечивает возможность одновременной стрельбы по двум целям. Боекомплект - 15 ракет.
          Конструкторское бюро машиностроения - одно из ведущих предприятий российской оборонки. Созданное в 1942 году, КБМ сегодня работает по четырем основным направлениям - переносные зенитные ракетные комплексы, противотанковые ракетные комплексы, оперативно-тактические ракетные комплексы и комплексы активной защиты бронетехники.





          19.07.2003 / 00:10    В ПЕРМИ БУДЕТ СОЗДАН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ

          В Перми будет создан единый федеральный центр двигателестроения, сообщил вице-премьер России Борис Алешин по итогам прошедшего в Перми совещания по развитию двигателестроительной отрасли, передает РИА "Новости". “Мы двигаемся к созданию единого центра в Перми, у него пока нет названия, но зато определены этапы развития”, - сказал вице-премьер.
          По его словам, предполагается создание “некоего альянса между предприятиями, производящими двигатели, а затем будет создана управляющая компания, где сконцентрируются ресурсы бизнеса и государства”. При этом “государство не планирует слить все предприятия в единый холдинг”, заявил Алешин. Он сослался на западный опыт, согласно которому компаний, производящих комплектующие составляющие, не должно быть меньше двух.





          19.07.2003 / 00:08    НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА "МАШИНОСТРОЕНИЕ"

          Галлай М.Л. Я думал: это давно забыто. 120 с.

          Последняя книга воспоминаний заслуженного летчика-испытателя, доктора технических наук, писателя М.Л. Галлая. Рукопись была завершена за три дня до его смерти. Перевернув последнюю страницу, Марк Лазаревич сказал: "Я закончил, я подвел итог". Книга состоит из небольших эпизодов, которые не вошли в его предыдущие книги по цензурным или другим ограничениям. Это истории, в которых, по словам автора, "ничего не выдумано", штрихи к портрету времени. Читатели узнают, как выбирался первый космонавт и историю его легендарного: "Поехали!", подробности испытаний реактивного истребителя МиГ-9 и множество других интересных сведений.

          Коротеев А.С, Пришлецов А.Б., Мартишин В.М. и др. Ракетные двигатели и энергетические установки на основе газофазного ядерного реактора. 432 с.

          Данная книга - первое систематизированное изложение результатов исследований, проводимых в НИИ тепловых процессов (ныне Исследовательский центр им. М.В. Келдыша) в 1954-1975 гг. под руководством чл. - корр. АН СССР В.М. Иевлева. Изложены методы расчетов критичности и результаты экспериментов на полостных реакторах с внешним замедлением, методы расчетов и результаты экспериментальных исследований рабочих процессов твэла реактора, теплофизических свойств рабочих сред; устойчивости и запуска двигателей и энергоустановок. Книга будет интересна не только специалистам ракетно-космической отрасли, но и специалистам других отраслей. Использование материалов издания в наземной ядерной энергетике позволит решить проблему безопасности с принципиально новых позиций.

          Фаворский В.В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность. В 2 кн. 910 с. Космическая техника и технологии оказали огромное влияние на развитие всех сфер деятельности человека. В предлагаемом читателю двухтомнике описаны основные события становления и развития ракетно-космической отрасли в СССР. Приведен обширный фактический материал, дан его обстоятельный анализ. Определены периоды и главные направления развития космических средств. Рассказано об организации работ по планированию, разработке, изготовлению и испытаниям ракетно-космической техники, об основных конструкторских коллективах, специалистах научно-исследовательских и испытательных организаций, руководящих органах ракетно-космической промышленности.

          Весь материал изложен в хронологической последовательности. Две книги соответствуют двум историческим этапам развития ракетно-космических средств. Первая книга охватывает события до середины 1970-х гг. и освещает начало освоения космического пространства. Во второй книге рассмотрены события второй половины 1970 - начала 1990-х гг. Отражена деятельность тысяч людей, внесших серьезный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетно-космической промышленности, использованы воспоминания и высказывания выдающихся организаторов и видных специалистов отрасли. Приведено большое количество ранее не публиковавшихся фотографий. В приложении к изданию содержится большой материал справочного характера.

          ("Книжное обозрение").





          19.07.2003 / 00:06    КОНЦЕПЦИЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ НУЖДАЕТСЯ В ПОПРАВКАХ

          АВТОРЫ статьи "Россия строит воздушно-космическую оборону" ("НВО" N 7, 2003 г. ) Борис Чельцов и Сергей Волков аргументируют создание новой концепции ВКО в первую очередь разработкой принципиально нового класса оружия в "воздушно-космической сфере". Имеются в виду гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), способные действовать и в воздухе, и в космосе. Однако подобные доводы представляются весьма спорными, и вот почему.

          ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

          О возможности появления ГЗЛА много говорилось еще в 1992 - 1993 гг. По прогнозу тогдашнего главкома ПВО генерал-полковника Прудникова, эскадрильи гиперзвуковых летательных аппаратов американцы должны были применить уже в 2000 г. Как видим, ничего похожего не произошло. Тем не менее нас продолжают убеждать, что именно ГЗЛА в скором будущем будут представлять едва ли не главную опасность для обороны нашей страны.
          Работы над ГЗЛА во многих странах ведутся уже более 30 лет. В наиболее реальных проектах в настоящее время обосновано обязательное использование водородной технологии, которое неизбежно предполагает необходимость очень сложной и громоздкой наземной инфраструктуры. Температура жидкого водорода (217 градусов) в обычных условиях приводит к его быстрому испарению, повышению давления в баках, поэтому в готовности к пуску ГЗЛА может находиться всего лишь несколько десятков минут. Тогда как на то, чтобы привести его в эту готовность, уйдет несколько суток. Ведь баки необходимо охлаждать жидким азотом и гелием, удалять из них следы кислорода (иначе образуется взрывоопасная смесь). Да и времени для самой заправки жидким водородом требуется немало.
          Таким образом, о поддержании ГЗЛА в постоянной боеготовности (а это обязательное требование, предъявляемое к стратегическим средствам нападения) и речи быть не может. Принятие решения о применении ГЗЛА оружия должно состояться за несколько суток до расчетного момента пуска.
          Вторая сторона, не менее важная для оценки возможности использования ГЗЛА в военных целях, - это-реальность формирования группировки, позволяющей решать одновременно задачи поражения стратегически важных объектов, ведения стратегической воздушной разведки, перехвата воздушно-космических целей, вывода на околоземные орбиты спутников различного назначения, а также переброски войск и военной техники на трансконтинентальную дальность. При этом количество ГЗЛА в группировке в основном будет определяться рядом факторов: стоимостью их создания и применения; появлением задач, которые или нельзя решить существующими средствами, или решение по критерию "реализуемость - эффективность - стоимость" предпочтительно; возможными техническими и технологическими ограничениями.
          Необходимо учитывать и то, что при высоких скоростях движения ГЗЛА следует различать подлетное время к цели и время, необходимое для достижения условий поражения наземных или морских объектов. В частности для того, чтобы с космической орбиты на земную поверхность была доставлена ударная головная часть, нужна заблаговременная выдача тормозного импульса и соответственно определенные затраты энергии. Только спуск с орбиты может занимать порядка 10 минут, а 15 - 20% массы ГЧ будет составлять масса топлива, потребного для создания тормозного импульса.
          Вдобавок для набора гиперзвуковой скорости надо иметь значительное время и большое расстояние, что практически исключает применение ГЗЛА при дальности до цели менее 1000 км. Практически ничего нового не внесут эти летательные аппараты и в решение задач стратегической разведки - при полете на высотах 35 - 40 км они уступят аппаратам космической разведки по полосе обзора и захвата порядка 10 раз и в 3 раза по времени пролета. К тому же из-за вибрации от работы двигательных установок вряд ли удастся достичь требуемых значений линейного разрешения на местности от специальной аппаратуры наблюдения оптико-электронного и радиолокационного классов. Не будет отличаться также качество функционирования фотографических средств на ГЗЛА и на обычных самолетах. Чрезвычайно проблематично выполнение ГЗЛА задач десантирования, поскольку крайне трудно достичь необходимой для этого размерности аппаратов и решить существующие медико-биологические проблемы.

          ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

          По оценкам специалистов США, стоимость программы создания двух одноступенчатых летных лабораторных образцов ГЗЛА, способных выходить на опорную орбиту, составит не менее 17 млрд. долл. И это неудивительно: каждый ГЗЛА представляет собой уникальный летательный аппарат с очень сложной системой обслуживания. Как и в системе "Спейс Шаттл", это могут быть только отдельные образцы, ориентированные на более дешевый способ выведения грузов в космическое пространство за счет многократного их использования.
          В США только на первом этапе работ над ГЗЛА в 1970-х гг. ставились задачи, подобные затронутым в статье Чельцова и Волкова. В последующем цели возможного использования гиперзвуковых летательных аппаратов неоднократно корректировались, а сроки выполнения программы их создания не раз переносились. Соответственно менялись интерес к их применению и как результат уровень ежегодного финансирования. В настоящее время он не превышает 65 - 70 млн. долл. в год (в 1980-1990 гг. по 200-280 млн. долл. ). Вероятно, выделяемые ныне на ГЗЛА деньги обеспечивают только сохранение рабочих мест в американских научных и производственных учреждениях, а также дают возможность продолжать исследования многочисленных технологических и технических проблем гиперзвуковых летательных аппаратов.
          Судя по всему, наиболее вероятно в ближайшие 10 - 15 лет создание ГЗЛА как средства выведения в космос, т. е. появление нового класса многоразовых одноступенчатых средств с горизонтальным взлетом и горизонтальной посадкой в качестве альтернативы кораблям "Спейс Шаттл". В целом же роль и место ГЗЛА в системе стратегических вооружений в концепции воздушно-космической обороны значительно преувеличена, что может негативно повлиять как на совершенствование традиционных средств поражения высокой точности (в том числе крылатых ракет, использующих сверхнизкие траектории), так и на решение более актуальных проблем, связанных с малым временем полета ракет, стартующих с носителей воздушного и морского базирования вблизи границ России.

          ВОПРЕКИ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

          Полный и исключительный суверенитет государств на воздушное пространство над ними признан международным правом. В то же время договором "О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела" 1967 г. установлено: космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
          На протяжении многих лет правительство СССР и впоследствии России неоднократно пыталось добиться делимитации воздушного и космического пространства, чему препятствовали США и ряд стран ярко выраженной проамериканской ориентации. В случае введения понятия "единое воздушно-космическое пространство" неизбежно будет затронут принцип государственного суверенитета на воздушное пространство.
          Сторонники такого подхода доказывают, что принцип государственного суверенитета на воздушное пространство устарел. Фактически предпринимается попытка лишить государства права на защиту своих национальных интересов, которая приводит к юридическому разоружению перед лицом агрессии.
          Тем более странной представляется позиция по "единому воздушно-космическому пространству", положенная в основу концепции ВКО. Вопрос о разграничении воздушного и космического пространства носит не только и не столько военный. а главным образом политический характер. Использование понятия "единое воздушно-космическое пространство" противоречит официальной позиции России.

          ВАЖНОЕ ПОНИМАНИЕ

          Можно согласиться с тезисом о возрастающей роли и месте в современной войне как воздушного, так и космического пространства. Последнее имеет свои ярко выраженные особенности. Применение космических сил и средств, создание и эксплуатация космической техники на протяжении всего времени с момента их появления велись специализированными воинскими формированиями. О понимании руководством нашего государства возрастающей роли космоса в обороне страны свидетельствует создание Космических войск (KB) и вывод их из состава РВСН.
          Правильная постановка Борисом Чельцовым и Сергеем Волковым вопроса о необходимости системной увязки существующих средств и систем видов и родов войск ВС РФ в трактовке авторов сведена к стремлению к "единому руководству и единому замыслу развития средств и систем различных видов и родов войск ВС, способных вести борьбу с воздушно-космическим противником". Такой подход для видов и родов войск, имеющих свое предназначение (как правило, сферу своей деятельности), цели и задачи, далеко выходящие за рамки интересов ВКО, нельзя считать правомерным. Функции руководства и разработка замысла должны осуществляться Генеральным штабом, а его реализация в системе вооружений - соответствующими генеральными заказчиками.
          Подготовку окончательной редакции концепции ВКО следует более детально увязывать с ролью и местом видов ВС и родов войск на основе внесения необходимых поправок, определяющих главное направление угрозы, а также пути противодействия им в различных сферах - воздухе и космосе.

          (Эдуард Викторович Алексеев - доктор технических наук, профессор, "Независимое военное обозрение" (Москва), 11.07.2003 г .).





          19.07.2003 / 00:04    ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СБОРКИ В КОСМОСЕ

                    К предприятиям и НИИ Нижегородской области, работающих на космическую отрасль, присоединился и Павловский инструментальный завод, сообщает "Индустрия-Инженерная газета". По заказу Российской космической корпорации "Энергия" его специалисты изготовили комплект инструментов для сборки космических аппаратов.
          Набор гаечных ключей, отверток, кусачек и других необходимых сборщикам "подручных средств", сделанный из особой, высокопрочной стали, включает 83 предмета. В него входят и специальные миниатюрные зеркала для монтажа труднодоступных узлов и агрегатов. А также браслеты, к которым крепится инструмент на тот случай, чтобы, выпав из рук рабочего, он не стал плавающим в невесомости "посторонним предметом".           "Ранее подобная продукция покупалась в США, у наших коллег по освоению космоса, - рассказал главный инженер предприятия Михаил Малешов. - Теперь же, устранив после прошедших испытаний замечания заказчиков, мы будем поставлять "Энергии" отечественный инструмент. Причем дешевле американского в 12 раз".





          19.07.2003 / 00:02    НАБОР В КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА

          Войсковая часть 12517 объявляет о приеме офицеров и прапорщиков всех профилей и специальностей, состоящих в запасе, на военную службу по контракту, сообщает калужская газета "Весть". Требования к офицерам запаса: возраст до 40 лет (не проходившим военную службу - до 33 лет); уволенные по организационно-штатным мероприятиям, истечении срока контракта, семейным обстоятельствам и собственному желанию. Войсковая часть 12517 входит в состав Космических войск России, оснащена передовой техникой и вооружением, выполняет уникальные задачи по защите космических рубежей нашей Родины. Все вопросы и справки адресовать командиру части.
          Адрес части: 141271, Московская область, г. Клин-9, войсковая часть 12517.
          Дерзайте!





          18.07.2003 / 14:09    МАЛЕНЧЕНКО НЕ СМОЖЕТ ЖЕНИТЬСЯ В КОСМОСЕ ИЗ-ЗА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

          Российский космонавт Юрий Маленченко не сможет жениться в космосе из-за проблем, связанных с законодательством. Как сообщил начальник отряда космонавтов РКК «Энергия» Павел Виноградов, для совершения бракосочетания пришлось бы нарушить ряд законов России и США (невеста Маленченко в настоящее время находится на территории этой страны), в частности, положение о необходимости присутствия и жениха и невесты.
          Ранее поступила информация, что командир экипажа МКС собирается жениться во время своего пребывания на орбите





          18.07.2003 / 12:58    ИНДИЙСКИЙ СПУТНИК ДОСТАВЛЕН В ГВИАНУ

          Российский грузовой самолет Ан-124 доставил во Французскую Гвиану готовящийся к запуску индийский спутник INSAT-3E, передает ИТАР-ТАСС.
          Спутник третьего поколения массой 2.750 кг будет выведен на орбиту с ракеты-носителя Ariane-5, которая стартует с космодрома Куру в конце августа этого года.
          В ближайшие 40 дней INSAT-3E пройдет серию наземных испытаний. Помимо этого, на спутник будет установлена внешняя аппаратура, в частности, антенны и панели солнечных батарей.





          18.07.2003 / 12:52    МАЛЕНЧЕНКО СОБИРАЕТСЯ ЖЕНИТСЯ ПРЯМО В КОСМОСЕ

          Космонавт Юрий Маленченко, находящийся в настоящее время на МКС, собирается жениться во время своего пребывания на орбите. Его невеста в это время будет находиться на земле.
          Церемония пройдет по всем правилам: Маленченко на орбиту передали фрак и обручальное кольцо, сообщает ИТАР-ТАСС.
          Свадьба должна состояться в следующем месяце. Сам Маленченко, возглавляющий экспедицию на МКС, должен вернуться на Землю в октябре текущего года.





          18.07.2003 / 11:35    КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ОТПРАВИЛАСЬ К МЕСТУ ПАДЕНИЯ ВИТИМСКОГО МЕТЕОРИТА

          Совместная экспедиция Института солнечно-земной физики СО РАН, института геохимии им. Виноградова СО РАН и Комитета по метеоритам РАН отправилась сегодня в Бодайбо, а затем к предполагаемому месту падения Витимского метеорита, передает РИА "Новости". Руководит объединенной экспедицией заместитель заведующего лабораторией метеоритики института геохимии РАН Дмитрий Бадюков.
          Как сообщил заведующий астрономической лабораторией ИГУ и участник экспедиции Сергей Язев, экспедиция носит комплексный характер, в ее составе 11 человек, включая журналиста, а также члена иркутского астрономического клуба. Две недели, считает Сергей Язев, вполне достаточно, чтобы либо обнаружить фрагменты метеорита, либо смириться с безрезультатностью дальнейших поисков.
          Как сообщило агентство "Телеинформ" со ссылкой на управляющую делами мэрии города Бодайбо Екатерину Шестакову, ранее, 9 июля в Бодайбо прибыла экспедиция из Екатеринбурга. 12 ученых и студентов намеревались осмотреть район, где американский спутник зафиксировал вторую точку траектории полета болида на высоте 30 км.
          Официальный научный руководитель экспедиции - известный екатеринбургский ученый, член комитета по метеоритам Российской академии наук Виктор Граховский. Исследовательская группа была заброшена вверх по реке Тахтыге. По полученным сведениям, ученым удалось обнаружить многочисленные следы полета болида, а также записать интересные свидетельства очевидцев. Ученые планируют завершить экспедицию к 30 июля.





          18.07.2003 / 11:34    ПОЧЕМУ РАЗВИВАЛСЯ АМЕРИКАНСКИЙ ФЛАГ НА ЛУНЕ

          История доставки на Луну экспедицией "Аполлона 11" американского флага полна драматизма и непредвиденных обстоятельств.
          Некоторые детали этого сверхсекретного проекта раскрыл один из бывших сотрудников космического цента имени Джонсона, входивший в команду инженеров, готовивших запуск корабля.
          По утверждению Тома Мозера (Tom Moser), которого цитирует ABC News, решение о транспортировки флага было принято на закрытом заседании Конгресса весной 1969 года. Американские законодатели стремились избежать огласки до последнего момента, так как установка национального флага являлась неоднозначным политическим шагом.
          Прежде всего, требовалось обойти утвержденное в ООН соглашение, согласно которому космические объекты не могли стать объектом претензий ни одной из заинтересованных сторон. Помимо этого, проект требовал решения целого ряда технических проблем.
          Как и куда поместить флаг в посадочном модуле, чтобы он не был поврежден во время полета и, в то же время, был легко доступен для астронавтов? Как защитить его от резкого изменения температуры на поверхности Луны?
          В итоге, флаг, обработанный специальными составами, противостоящими высоким температурам, был помещен в бокс, прикрепленный прямо к лестнице посадочного модуля. Сам флаг снабдили раскладным флагштоком и специальной телескопической антенной, которая должна была удерживать флаг в развернутом состоянии.
          Однако, как утверждает Мозер, после приземления астронавты обнаружили, что эта антенна повреждена. "Это был самый ужасный момент, - признал в дальнейшем астронавт Баз Олдрин, принимавший участие в установке флага. - На нас смотрел весь мир, а мы не могли выдвинуть телескопическую антенну". Астронавтам так и не удалось полностью распрямить флаг.
          Именно этим специалисты NASA объясняют странное поведение национального флага на безветренной лунной поверхности. На фотографиях экспедиции он предстает развивающимся. В дальнейшем, этот конфуз и породил массу слухов о грандиозной мистификации, которую руководство США преподносило как программу покорения Луны.

          ("Россия-Он-Лайн").





          18.07.2003 / 11:24    ПОЛЯРНАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ СДЕЛАЛА ПЕРВУЮ НЕЙТРИННУЮ КАРТУ НЕБА

          Уникальная астрономическая обсерватория, погребенная под полутора километрами льда на Южном полюсе, произвела первое обследование высокоэнергетических нейтрино. Исследователи надеются, что данные Антарктического мюонного и нейтринного детектора (AMANDA II) позволят сделать новые открытия как в физике элементарных частиц, так и в астрономии. Нейтрино – одна из самых распространенных, но трудноуловимых форм вещества во Вселенной. Часть этих крошечных частиц, как считается, возникает в таких яростных космических явлениях как возбужденные галактические ядра, сталкивающиеся черные дыры и, предположительно, вспышки гамма-лучей. Но поскольку нейтрино могут проходить сквозь планеты и звезды практически беспрепятственно, их очень сложно заметить.
          "Это первые данные нейтринного телескопа, обладающие реальным научным потенциалом", - считает участник проекта Фрэнсис Хатцен из университета Висконсина. – "это самый высокочувствительный способ исследовать высокоэнергетические космические нейтрино".
          Amanda II впервые позволит астрономам установить взаимосвязи между приходящими нейтрино и такими астрономическими объектами, как активные галактические ядра. "Если удастся найти точечные источники нейтрино, это будет одно из самых перспективных открытий в физике космических частиц", считает Ален Уотсон из Лидского университета (Великобритания). – "Это будет означать, что перед нами источник ускорения протонов до чрезвычайно высоких энергий".
          Amanda II – гигантский телескоп, устремленный к центру Земли. Таким образом большинство фоновых частиц отражается планетой, а телескоп получает возможность сфокусироваться только на приходящих нейтрино. Обсерватория состоит из 677 стеклянных детекторов, соединенных друг с другом 19 оптоволоконными кабелями, каждый из которых протянулся на сотни метров. Детекторы установлены вокруг колонных антарктического льда высотой 500 и диаметром 200 метров. Детекторы способны замечать излучение, возникающее в результате столкновения между нейтрино и другими частицами, такими как протоны и нейтроны во льду. Во время таких столкновений возникают мюоны, оставляющие слабый световой след в том же направлении, к котором перемещается нейтрино.
          В дальнейшем планируется увеличить обсерваторию, добавив новые детекторы. Ученые собираются увеличить объем напичканного инструментами льда до кубического километра, а потом романтично назвать это Ледовым Кубом.

          (NTR.ru).

         Рисунок University of Lids.






          18.07.2003 / 11:14    ДО КОНЦА ГОДА БУДУТ ИЗГОТОВЛЕНЫ ЕЩЕ 3-4 РН "ПРОТОН"

          В текущем году было произведено семь ракет-носителей "Протон" и до конца года планируется произвести еще три-четыре. Об этом заявил журналистам в Перми глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, сопровождающий в рабочей поездки вице-премьера Бориса Алешина.
          Он также сообщил, что ракеты-носители "Протон" будут производиться в России еще не менее 15 лет. "Несмотря на то, что сейчас ведутся разработки нового двигателя РД-191 для новой ракеты "Ангара" "Протоны" имеют право на жизнь еще не менее 15 лет", - сказал Юрий Коптев.
          "Коммерческий рынок "Протонов" просел в два раза, однако государство в последнее время активизировалось в этом направлении", - подчеркнул глава Росавиакосмоса.





          18.07.2003 / 11:08    ПЛАНЕТЫ БУДУТ ИСКАТЬ В СОЗВЕЗДИИ ЯЩЕРИЦЫ

          В 2007-2008 годах Европейское космическое агентство собирается вывести на околоземную орбиту космический телескоп Eddington, названный в честь английского астронома Артура Стенли Эддингтона (Arthur Stanley Eddington), разработавшего теорию процессов, проходящих в недрах звезд.
          Одной из задач этого телескопа будет поиск планет у далеких звезд. Определен и район этих поисков - небольшое созвездие Ящерицы, которое находится между двумя известными созвездиями северного полушария неба - Лебедь и Кассиопея. Созвездие Лебедя хорошо видно летом высоко над головой - оно имеет форму креста, как лебедь в полете. Кассиопею легко узнать по ярким звездам, расположенным в виде буквы "W". Если соединить прямой линией самые яркие звезды в этих созвездиях, то созвездие Ящерицы будет как раз посередине между ними.
          К настоящему времени известно более сотни планет у далеких звезд, но все они относятся к категории газовых гигантов, таких как Юпитер. А в созвездии Ящерицы астрономы надеются найти небольшие твердые планеты, подобные нашей Земле. Пока с помощью наземных телескопов, даже самых мощных, это невозможно. Для поиска таких планет необходимы специальные средства, каковым и должен стать космический телескоп Eddington.
          Созвездие Ящерицы выбрали для поиска не случайно. В нем нет ярких звезд, то есть они не будут "слепить" такой чувствительный телескоп, каким является Eddington, и он без помех сможет исследовать этот участок неба. Этот телескоп будет искать твердые планеты, фиксируя изменения светимости звезд. Если по диску звезды проходит ее планета, то яркость звезды уменьшается, пусть и на очень малую величину. Если такие изменения яркости звезды происходят периодически, то это может оказаться верным признаком наличия у нее планеты. Правда, далеко не все звезды имеют планеты, и не все из них ориентированы так, чтобы мы могли зафиксировать проход планеты по диску звезды. Поэтому телескопу Eddington придется исследовать в поисках планет порядка 20 тысяч звезд, подобных нашему Солнцу.
          И все равно в таком поиске присутствует изрядная доля везения. Например, если планета раз в год проходит по диску своей звезды и делает это в течение нескольких часов, то уловить этот момент довольно сложно.

          ("Россия-Он-Лайн" по материалам SpaceRef).





          18.07.2003 / 10:47    ФОТОРЕПОРТАЖ С ОСТРОВА ДЕВОН

          На марсианской научно-исследовательской станции в кратере канадского острова Девон продолжается полевой сезон. 17 июля в базовый лагерь экспедиции прибыл марсоход Mars-1, созданный в рамках финансируемого NASA проекта HMP (Haughton-Mars Project) и предназначенного для передвижения по Красной планете членов будущих пилотируемых экспедиций. Вот небольшой фоторепортаж об этом событии, сделанный исследователями.

     

     

     





          18.07.2003 / 10:32    МАРС И ЛУНА СБЛИЗИЛИСЬ



          17 июля на звездном небе можно было увидеть достаточно редкое явление - сближение Луны и Марса. Естественно, что два небесных тела как были разделены миллионами километров, так и остались на таком же расстоянии, но земные наблюдатели могли видеть их совсем рядом. Вот снимок, сделанный Беки Рамотовски (Beaky Ramotowski) из Сан-Антонио, шт. Техас.





          18.07.2003 / 10:22    ЗЕМЛЯ И ЛУНА В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОКАМЕРЫ



          Европейское космическое агентство распространило фотографию Земли и Луны, сделанную 3 июля нынешнего года с борта межпланетного зонда Mars Express, движущегося в сторону Марса. В момент съемки аппарат удалился на 8 миллионов километров от нашей планеты.





          18.07.2003 / 10:10    АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ СЛИШКОМ ПРЕУВЕЛИЧЕНА

          Британские и российские ученые установили, что количество астероидов, которые могут столкнуться с Землей, став причиной гигантских разрушений, было завышено раз в пятьдесят. Результаты нового компьютерного моделирования показывают, что астероид диаметром 200 метров и более сталкивается с Землей один раз в 160 000 лет, а не раз в 3 000-4 000 лет, как предполагалось прежде.
          Важность проблемы предупреждения подобных катастроф вызвана тем, что при гипотетическом столкновении с нашей планетой небесного тела диаметром в километр произойдет массовая гибель флоры и фауны, а также погибнет до четверти всего населения Земли. Теперь ученые несколько снизили остроту вопроса: по новым данным, такое происходит только в среднем один раз в 700 000 лет. Результаты работы, выполненной Филом Блэндом (Phil Bland) из Imperial College (Лондон) и Натальей Артемьевой из Института динамики геосферы (Москва), представлены в их совместной работе, опубликованной в журнале Nature. В настоящее время астрономическое сообщество ведет интенсивную оценку количества астероидов, орбиты которых пересекают орбиту Земли, а также изучает вспышки в верхних слоях атмосферы, вызываемые метеорами, и свежие ударные кратеры на Луне. В результате общее представление о возможном количестве таких объектов уже сложилось.
          Однако, по мнению Блэнда и Артемьевой, это еще не все. Большинство астероидов, по их мнению, представляют собой не цельные тела, а конгломерат из более мелких кусков, слабо связанных гравитацией, которые рассыпаются на облака космической "щебенки", как только оказываются в гравитационном поле Земли. Степень разрушений, причиненных подобным облаком метеоритов при падении на нашу планету, будет зависеть во многом от того, на какой высоте над Землей произойдет дезинтеграция астероида - в отдельных случаях практически вся энергия может диссипировать в атмосфере, в других, как в случае с Тунгусским метеоритом, разрушения на Земле могут оказаться весьма значительными.
          Кроме того, процесс распада астероида в гравитационном поле Земли зависит от его состава. До 93% всех астероидов представляют собой каменистые тела, остальные большей частью железные и при их падении разрушения будут особенно значительными. Блэнд и Артемьева провели моделирование процессов распада в процессе падения на нашу планету как каменных, так и железных астероидов массой от килограмма до миллиардов тонн. Выяснилось при этом, что каменные астероиды относительно эффективно "поглощаются" самой атмосферой, но вот железные достигают поверхности Земли, и именно они, по всей видимости, и ответственны за появление небольших ударных кратеров на нашей планете.
          Тему столкновения Земли с небесным телом сейчас с упоением разрабатывают не только серьезные ученые, но и Голливуд. В фильмах Deep Impact и Armageddon привлекается всеобщее внимание как к самой угрозе, так и к созданию средств ее предупреждения. 65 млн. лет назад падение астероида уже привело к климатическим изменениям, вследствие чего вымерли динозавры. А Тунгусский метеорит, другое небесное тело неизвестной природы и куда меньшего размера, в 1908 году упало в Сибири, уничтожив все на площади в тысячу квадратных километров. Что касается более вероятных событий, то, по мнению ученых, раз в 200-400 лет в результате падения на Землю объектов диаметром 3-5 метров образуются кратеры диаметром до 100 метров.

          (CNews.ru по материалам журнала Nature и агентства Reuters).





          18.07.2003 / 10:05    РОССИЙСКИЙ АСТРОФИЗИК ПОЛУЧИЛ ПРИЗ В 150 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

          Известный российский астрофизик Рашид Сюняев, в настоящее время - директор института астрофизики имени Макса Планка в Германии, а также редактор журналов Astronomy Letters и Astrophysics and Space Physics Reviews, получил престижный приз 2003 года за работы в области космологии, присуждаемый фондом Питера Грюбера. Размер приза составляет $150 тыс.
          Золотую медаль, а также чек на указанную сумму Сюняев получил в оперном театре Сиднея на церемонии открытия 25-й Генеральной ассамблеи международного астрономического союза. "Мы весьма рады возможности отметить работы профессора Сюняева, а также отдать дань заслугам российской школы астрофизической космологии", - отметил председатель фонда Питер Грюбер.
          За время своей долгой и весьма плодотворной работы Сюняев внес вклад в создание основ современной космологии. Наиболее известные его работы относятся к взаимодействию излучения, оставшегося после Большого Взрыва, с материей, а также к процессам излучения в окрестностях черных дыр. Они являются основой наиболее быстро развивающейся в наши дни области астрономии, связанной с наблюдениями фонового микроволнового излучения, а также с рентгеновской астрономией.
          В своей ответной речи Сюняев выразил признательность своему учителю Якову Зельдовичу, совместно с которым он выпустил свои наиболее известные работы. "Я очень благодарен судьбе за знакомство и совместную работу с Яковом Зельдовичем, - сказал Сюняев. - Он научил меня тому, как можно использовать хорошо известную физику для понимания Вселенной".

          (CNews.ru по материалам журнала Nature).

         Фото СФН.






          18.07.2003 / 08:47    ЗАПУЩЕН ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ СПУТНИК "RAINBOW-1"

          17 июля 2003 года в 23:45 UTC (18 июля в 03:45 мск) с площадки SLC-41 Станции ВВС США “Мыс Канаверал”, шт. Флорида, стартовыми командами компании Lockheed Martin Astronautics при поддержке боевых расчетов 45-го космического крыла ВВС США по заказу компании International Launch Services осуществлен пуск ракеты-носителя Atlas-5/521 (AV-003), которая вывела в космос телекоммуникационный спутник Rainbow-1 [Cablevision-1] (27852 / 2003 033A), принадлежащий американской компании Cablevision. Через 1 час 40 минут 26 секунд после старта спутник отделился от носителя.
          Космический аппарат массой 4328 кг изготовлен специалистами компании Lockheed Martin Commercial Space на основе базового блока A2100. Основной задачей спутника является непосредственное радиовещание для клиентов на территории США.





          18.07.2003 / 00:05    КОСМОНАВТЫ ПОСЕТИЛИ "ЭНЕРГОМАШ"

          15 июля 2003 года ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко" - мирового лидера по производству жидкостных ракетных двигателей, посетила группа космонавтов РКК "Энергия" имени С.П.Королева в составе: П.В.Виноградов, А.С.Иванченков, С.К.Крикалев, С.В.Трещев, М.В.Тюрин и Ф.Н.Юрчихин. Практически все космонавты знакомы с двигателями энергомашевцев на личном опыте. Они стартовали в космос на космических кораблях, оснащенных РД-107 и РД-108, на которых, кстати, состоялся знаменитый полет первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
          Следует отметить, что этот визит космонавтов состоялся почти после многолетнего перерыва (последний раз на НПО был В.В.Аксенов в феврале 1984 г.). Целью посещения Энергомаша стало знакомство с современным производством, обсуждение проблем развития предприятия, как основной составляющей российского жидкостного ракетного двигателестроения.
          Во встрече с космонавтами принял участие генеральный директор и генеральный конструктор НПО Энергомаш академик РАН Борис Каторгин. Космонавты посетили демонстрационный зал, испытательные стенды и побывали на производстве двигателей. От имени группы космонавтов такую запись в книге посетителей оставил летчик-космонавт А.Иванченков. "Двигатели, создаваемые в Вашем коллективе, вселяют уверенность у каждого космонавта в должной надежности их работы в натурных условиях. Наши полеты в космос абсолютное этому подтверждение".

          (Пресс-служба НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко).





          18.07.2003 / 00:04    "СОХО" ВНОВЬ НА СВЯЗИ

          Возобновилось поступление информации с солнечной обсерватории SOHO, прервавшееся в конце июня нынешнего года. Как известно, на космическом аппарате вышел из строя поворотный механизм антенны высокого усиления и теперь каждые три месяца на пару недель обсерватория будет "замолкать". Если, конечно, специалистам не удастся реанимировать систему. Но, даже в усеченном варианте, информация с SOHO поистине бесценна для науки.





          18.07.2003 / 00:02    УЧАСТНИКИ БОРЬБЫ ЗА Х-ПРИЗ: DISCRAFT CORPORATION

         Продолжаю представлять участников борьбы за X-prize. Сегодня краткая информация еще об одной американской команде.

         Discraft Corporation

         Руководитель коллектива - Джон Блумер (John Bloomer).
         Место дислокации - г. Портленд, шт. Орегон, США.
         Регистрация как участника борьбы за X-prize - 18 октября 1996 г.
         Для осуществления прыжка в космос разрабатывается летательный аппарат, получивший наименование The Space Tourist.
         Метод старта - горизонтальный, с поверхности Земли.
         Метод посадки - горизонтальный, на поверхность Земли.
         Расстояние между местом старта и местом приземления - 0 км.

         Примечание: Очень мало информации о данном проекте. Вероятнее всего, шансов на победу у Блумберга немного.

         Рисунок Discraft Corporation.






          17.07.2003 / 17:06    В НАСА ПРОДОЛЖАЮТСЯ КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ

       Новым менеждером программы полетов кораблей многоразового использования назначен Майкл Уитмор (Michael Wetmore). К своим обязанностям он приступает немедленно.
       В обязанности Уитмора на новом посту войдут все аспекты полетов кораблей от старта до приземления. Некоторое время пока ему не будет найдена замена, Уитмор будет исполнять обязанности директора работ с кораблями многоразового использования в Космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал.





          17.07.2003 / 13:04    БЭКХЕМ ПОЛУЧИЛ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛЕТАТЬ В КОСМОС

       Английская компания Starchaser Industries, который руководит большой энтузиаст ракетостроения Стив Беннетт (Steve Bennett), готовится принять участие в конкурсе X Prize. То есть она собирается до 1 января 2005 г. дважды в течение двух недель поднять на высоту 100 км над землей и вернуть обратно корабль с экипажем из трех человек.
       Беннетт собирается быть пилотом корабля, который дважды совершит суборбитальный полет. Остальные четыре "билета" в космос он планировал продать богатым любителям острых ощущений. Причем два из них уже проданы по 250 тыс. фунтов стерлингов за штуку. Остались два билета. Один из них бесплатно получит победитель международного конкурса, а последний Беннетт решил предложить за 500 тыс. фунтов известному английскому футболисту Дэвиду Бэкхему (David Beckham), и написал ему письмо с приглашением.
       На этот поступок его подвигло недавнее интервью Бэкхема, во время которого он сказал, что хотел бы по окончании своей футбольной карьеры слетать в космос и даже совершить экспедицию на Луну. Беннетт решил предложить Бэкхему в целях подготовки к полету на Луну совершить суборбитальный полет над Землей, во время которого он в течение 4 минут будет испытывать состояние невесомости. О том, что ответил Бэкхем, пока не сообщается.

       ("Россия-Он-Лайн" по материалам Ananova).





          17.07.2003 / 10:18    38 ЛЕТ НАЗАД ПЕРВЫЙ РАЗ СТАРТОВАЛ “ПРОТОН”

       Австралийский ученый предупреждает: Вселенная может кишеть (на изолированных участках пространства) многочисленными беззвездными галактиками. Бред Уоррен из Австралийского Национального университета нашел галактики, которые состоят из большого количества газа и всего нескольких звезд. "Если вы будете искать в них газ с помощью радиотелескопа, вы увидите большое количество газа. Если же вы станете искать звезды с помощью телескопа оптического, вы увидите лишь горстку звезд на небе". По каким-то причинах в этих галактиках звезды не смогли возникнуть из галактического водорода - осталось только выяснить, почему.
       Бреду Уоррену удалось обнаружить двадцать газовых галактик, в которых очень мало звезд. Такие галактики замечали и раньше, но работа Уоррена показало, что они весьма распространены и гораздо более странные, чем можно было бы предположить.
       Такие галактики находят в крупных межгалактических пустотах – обширных участках пространства между обычными галактиками. В этих областях почти ничего нет – здесь попадаются только одинокие звезды, оторванные от родных галактик, доживающие изолированную жизнь прежде чем погибнуть.

       (NTR.ru). Пустые галактики – обширные диски водорода диаметром в десятки тысяч световых лет (немного меньше нашей Галактики). Хотя их масса в миллиард и боле раз больше Солнца, в них существует только несколько еле заметных звезд в центре. По неизвестным причинам все обилие газообразного водорода не трансформировалось в звезды. По словам Уоррена, причина может заключаться в их удаленности. "Эти галактики изолированы. Они не получают стимуляции со стороны других галактик, которая способствует возникновению звезд. Или же в самих галактиках происходит нечто, что задерживает образование звезд, но ограничивает распространение газа".





          17.07.2003 / 00:04    38 ЛЕТ НАЗАД ПЕРВЫЙ РАЗ СТАРТОВАЛ “ПРОТОН”

       16 июля 1965 года с космодрома “Байконур” впервые успешно стартовала в двухступенчатом варианте ракета-носитель тяжелого класса УР-500 (8К82) - будущий “Протон”, разработанная в ОКБ-52 (ныне ГКНПЦ им. М.В.Хруничева) под руководством главного конструктора Владимира Челомея.
       Тогда она вывела на орбиту научную станцию “Протон-1” массой 12,2 тонны (для комплексного изучения космических частиц с высокими энергиями и решения других задач исследования космоса), давшую название целому классу тяжелых ракет-носителей, созданных на базе МБР УР-500: “Протон”; “Протон-КМ”, “Протон-К” и “Протон-М”.
       Реализация проекта началась с апреля 1962 года (Постановление ЦК КПСС и Совмина), эскизный вариант был подготовлен в 1963 году, первый показ МБР УР-500 в натуральную величину руководству страны прошел весной 1964 года.
       При подготовке и проведении первого пуска 16 июля 1965 года ракету-носитель на Байконуре называли “Геркулес” (по другим версиям - “Атлант”), однако прижилось наименование “Протон”, по названию первого спутника, выведенного с помощью УР-500 на орбиту.
       Летные испытания проходили в течение года (4 пуска, 3 из которых - успешные). На вооружение РН была принята в 1966 году в двух вариантах: трехступенчатом - для выведения объектов двадцатитонного класса на низкие орбиты и четырехступенчатом (с разгонным блоком) - для выведения КА на высокие орбиты (в том числе на геостационарную) и на отлетные траектории.
       За эти годы ракета-носитель УР-500, “Протон”, “Протон-КМ”, “Протон-К” и последняя ее модификация “Протон-М” (слетавшая пока два раза), по подсчетам пресс-службы Космических войск, стартовали с космодрома “Байконур” 300 раз.
       Она выводила на орбиту космические аппараты “Космос”, “Экран”, “Радуга”, “Горизонт”, аппараты для исследования Луны, Марса, Венеры и кометы Галлея, орбитальные станции “Салют”, “Мир”, модули “Квант”, “Кристалл”, а также “Заря” и “Звезда” для МКС.
       До конца 2003 года “Протон” стартует еще не менее 7-8 раз с космическими аппаратами различного назначения.
       По мнению специалистов Космических войск, эксплуатирующих две пусковые установки “Протон” на “Байконуре” и не один год работающих с ней, “…эта ракета-носитель пока еще не имеет равных в своем классе отечественных ракет и отличается высокой степенью надежности…”.

       (Пресс-служба КВ РФ).

         Фото КВ РФ.






          17.07.2003 / 00:02    НАСА СОЗДАЕТ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

       Руководство NASA признало, что назрела необходимость исправить серьезные проблемы с управлением и безопасностью и сообщило, что создает специальную службу, посвященную испытаниям и проверке безопасности космических программ, передает The Washington Post.
       Центр инженерных служб и безопасности будет действовать в Исследовательском центре Лэнгли в Хэмптоне, Вирджиния. В нем будут работать около 250 инженеров и экспертов, как сотрудничающих с NASA, так и представителей других организаций.
       Напомним, что независимая комиссия по расследованию гибели шаттла Columbia на прошлой неделе заявила, что проблемы с системой управления и безопасности NASA так же повинны в катастрофе, как и фрагмент изолирующего покрытия топливного бака, который и повредил крыло шаттла.

       (lenta.ru).





          16.07.2003 / 12:29    РОССИЯ И УКРАИНА ВЕДУТ ПЕРЕГОВОРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РН "ЗЕНИТ" НА БАЙКОНУРЕ

       Россия и Украина в настоящий момент разрабатывают проект совместного использования Байконура для коммерческих запусков космических аппаратов на ракетах-носителях "Зенитах", в котором будут учтены интересы группы российских и украинских компаний, а также совместного предприятия "Морской старт", владеющего правами на коммерческие запуски этих ракет. Об этом сообщил заместитель генерального директора Росавиакосмоса Александр Кузнецов, передает ПРАЙМ-ТАСС.
       Международный консорциум "Морской старт" с участием России, США, Украины и Норвегии осуществляет коммерческие пуски "Зенитов" с морской платформы из Тихого океана.
       "Зениты", способные выводить на геостационарную орбиту аппараты весом до 3,5 т, можно использовать в качестве дополнения к "Протонам", на которые сейчас "завязана" вся российская программа коммерческих запусков", - сказал А.Кузнецов. Стоимость запусков будет несколько ниже, чем на "Протонах", к тому же совместный проект позволит эффективно использовать объекты "Зенита" на Байконуре (15 процентов всей инфраструктуры космодрома) и сохранить большую группу российских и украинских предприятий, занятых производством этой ракеты, отметил замглавы Росавиакосмоса.
       "В этом году Россия и Казахстан должны подписать межправительственное соглашение о продлении сроков аренды Байконура на 50 лет, поэтому вопрос об оптимизации использования космодрома очень актуален", - подчеркнул А.Кузнецов. Он не исключил, что "Зениты" в ближайшее время будут задействованы и по российским национальным программам.
       Очередной этап переговоров по проекту пройдет в Киеве с 17 по 19 июля.

       ("Спейс-Информ").





          16.07.2003 / 12:18    РОССИЯ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ НАУЧНОЙ ПРОГРАММЫ НА МКС

       Россия останется без научной программы на Международной космической станции (МКС), если в ближайшее время не запустит лабораторный модуль. Такое мнение высказал сегодня заместитель генерального директора Росавиакосмоса Александр Кузнецов.
       "После вывода на орбиту американского научного модуля, который пристыкуется к МКС с помощью крана-манипулятора, российский модуль чисто технически не сможет причалить к соседнему узлу в автоматическом режиме", - пояснил он. По словам Кузнецова, "российский научный модуль находится в высокой стадии готовности, но не может быть дооснащен научной аппаратурой и запущен на орбиту из-за недостаточного финансирования".
       Россия играет важную роль в проекте МКС и может получить большую отдачу от эксплуатации ее ресурсов, но в настоящее время вынуждена направлять все усилия на поддержание станции в рабочем состоянии, что не дает заметного экономического эффекта, отметил Кузнецов.
       "Большую отдачу можно получить только от научно-исследовательских работ на орбите", - сказал он. После гибели шаттла "Колумбия" и прекращении полетов американских "челноков" сложилась непростая ситуация, когда России пришлось взять на себя всю тяжесть по доставке экипажей и грузов на МКС.
       В результате выделяемые на программу бюджетные средства были брошены на строительство дополнительных пилотируемых "Союзов" и грузовых "Прогрессов", отметил замглавы Росавиакосмоса. По его словам, возникла очень серьезная проблема, которую "необходимо решить в кратчайшие сроки". Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.





          16.07.2003 / 12:09    АСТРОНАВТЫ НА БОРТУ "КОЛУМБИИ" БЫЛИ ЖИВЫ ЕЩЕ МИНУТУ, ПОСЛЕ ТОГО, КАК С НИМИ ПРЕРВАЛАСЬ СВЯЗЬ

       Астронавты на борту Columbia были живы еще минуту, а может и больше, после того, как с ними прервалась связь. Специалисты полагают, что они погибли после того, как корабль начал разваливаться на части в небе над штатом Техас.
       Обычно вопрос о судьбе членов экипажа не обсуждался на широкой публике из-за уважения к чувствам членов их семей, но, после публикации «комиссией Гемана» рабочего сценария событий, волей неволей вновь привлек к себе внимание. В рабочем сценарии уточнены времена основных событий, которые сопровождали катастрофу.
       Первые признаки грядущего несчастья были зафиксированы в 13:48:39 UTC, когда «шаттл» уже четыре с половиной минуты двигался в земной атмосфере. Последующие 10 минут бортовые компьютеры удерживали курс корабля, несмотря на повреждения, которые препятствовали нормальному полету.
       Впервые связь с экипажем прервалась в 13:58:40 UTC, когда бортовые компьютеры зафиксировали увеличение давления в шинах Columbia. Командир корабля Рик Хазбанд (Rick Husband) произнес: «И, м-м, Хью…». Спустя секунд 30 Чарльз Хобо (Charles Hobaugh) в Хьюстоне запросил борт: «Колумбия, это Хьюстон, мы видим ваше сообщение о давлении в шинах, но не получили от вас подтверждение». Моментом позже Хазбанд произнес: «Роджер, м-м, о…». После 13:59:32 UTC связь с Columbia, как голосовая, так и по каналам телеметрии, прервалась.
       Однако бортовой самописец, позже обнаруженный в обломках, продолжал записывать процесс развития катастрофы. Поступление телеметрической информации неожиданно возобновилось в 14:00:02.66 UTC и продолжалось до 14:00:04.826 UTC, после чего окончательно прекратилось. В этот момент левое крыло корабля уже было полностью разрушено. Однако бортовой самописец еще 13 секунд писал телеметрию, пока в 14:00:18 UTC не «умолк» навсегда.
       Но, как полагают, астронавты еще были живы и их смерть наступила чуть позже. Когда именно, этого мы не узнаем никогда.





          16.07.2003 / 12:08    TELEDESIC ОКОНЧАТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ СВОИХ ПЛАНОВ

       Компания Teledesic, некогда планировавшая создать созвездие из почти тысячи телекоммуникационных спутников для скоростного доступа в интернет, обратилась в Федеральную комиссию по связи США с просьбой аннулировать выданное несколько лет назад разрешение на использование частотного диапазона, т.к. «разочаровалась в своих намерениях». Компания Teledesic была создана в 1991 году и намеревалась запустить 840 небольших космических аппаратов для осуществления своих планов. Несмотря на финансовую поддержку таких бизнесменов как Крэйг МакКоу (Craig McCaw) и Билл Гейтс (Bill Gates), денег на проект не хватило и количество спутников в созвездии было уменьшено сначала до 288, а потом до 30. Но и это не спасло идею.





          16.07.2003 / 11:13    КОРПОРАЦИЯ "БОИНГ" НА 5 ЛЕТ УХОДИТ С РЫНКА КОММЕРЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ

       Аэрокосмическая корпорация "Боинг" объявила вчера, что на пять лет уходит с рынка коммерческих космических запусков. Как отметил глава "Боинга" Филипп Кондит, нынешнюю ситуацию на этом рынке можно охарактеризовать как ужасную - существенно упал спрос на ракеты-носители и спутники при одновременном росте стоимости самих запусков. По его словам, "Боинг" будет продолжать выполнять заказы Пентагона, для вывода грузов которого на орбиту у корпорации есть тяжелый носитель "Дельта-4".
       Как указывают эксперты, за весь прошлый год во всем мире было всего три заказа по выводу в космос коммерческих спутников, которые бы оправдывали использование такого носителя, как "Дельта- 4". Корпорация стала испытывать проблемы на этом рынке с момента приобретения в октябре 2000 года компании "Хьюз электроникс", которая была в то время ведущим мировым производителем спутников.
       Предполагалось, что эта сделка обеспечит "Боингу" доминирующие позиции в строительстве и запуске спутников в то время, как эксперты предсказывали, что в ближайшие пять лет объем рынка этих услуг возрастет в три раза. Однако этого не произошло. Доходы корпорации значительно сократились. Если в 2001 году корпорация заработала $2.8 млрд., то в прошлом - $492 млн. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

       ("Финансовые известия").





          16.07.2003 / 10:35    ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ПОРУЧИЛ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ПРОФИНАНСИРОВАТЬ СОЗДАНИЕ РН "ЦИКЛОН-4"

       Президент Украины Леонид Кучма поручил правительству страны профинансировать в 2004-2006 годах создание ракетоносителя "Циклон-4". Как сообщили РИА "Новости" во вторник в пресс-службе администрации главы украинского государства, такой указ Леонид Кучма подписал с целью обеспечения реализации украинско-бразильского проекта создания космического ракетного комплекса /КРК/ "Циклон-4". В документе президент Украины подчеркнул значение осуществления этого проекта для инновационного развития экономики страны, эффективного использования научно-технического потенциала и производственного потенциала космической отрасли Украины.
       Планируется, что правительство будет оказывать финансовую поддержку украинским предприятиям-исполнителям проекта через механизмы удешевления целевых кредитов, а также путем предоставления государственных гарантий по кредитам, которые получат исполнители заказа. Ожидается, что в создании ракетоносителя будут задействованы около 100 украинских предприятий.
       Согласно указу, в течение 2003-2006 Национальное космическое агентство Украины должно разработать конструкторскую документацию, подготовить производство и создать ракетоноситель "Циклон-4".
       Стоимость создания совместного украинско-бразильского КРК "Циклон-4" оценивается в 180 млн долларов. Ожидается, что первый пробный запуск состоится в 2005-2007 годах с бразильского космодрома Алкантара. О своей готовности использовать ракетоносители для доставки грузов на международную космическую станцию заявили США.





          16.07.2003 / 10:33    США ЗАПУСТЯТ РОССИЙСКИЙ ПЛУТОНИЙ В КОСМОС

       Россия будет поставлять в США неоружейный плутоний-238, который будет использоваться в Америке для космических аппаратов. Контракт на поставки заключен, доложил президенту России глава Минатома РФ Александр Румянцев.
       "Хотя срок действия договора России и США по мирному использованию атомной энергии истек несколько лет назад, наблюдается оживление сотрудничества", - отметил министр. Так, по его словам, активно ведется сотрудничество по контракту ВОУ-НОУ, по которому Россия поставляет для американских атомных станций переработанный бывший оружейный уран. "Контракт реализуется точно по графику, при этом высокую дисциплину демонстрируют и российские, и американские участники", - констатировал глава Минатома.
       Кроме того, доложил министр, рассматривается возможность контактов с США по утилизации атомных подводных лодок. Сотрудничество в этой сфере Россия уже ведет с Японией, Норвегией, Великобританией, "ФРГ готова выделить 25 млн долларов на утилизацию подлодок Северного флота", сказал Румянцев.

       (news.pravda.ru).





          16.07.2003 / 10:31    В США ПРОХОДЯТ ИСПЫТАНИЯ ПРОТОТИПА ЗЕРКАЛ ДЛЯ ИНФРАКРАСНОГО ТЕЛЕСКОПА

       Инфракрасный космический телескоп нового поколения американцы назвали Webb в честь Джеймса Вебба (James E. Webb), администратора NASA времен полетов на Луну кораблей Apollo. На проект его разработки и постройки NASA запланировало около 825 млн дол. Основная задача этого телескопа - увидеть первый свет Вселенной, который "зажегся" около 11 млрд лет назад, когда начали формироваться первые звезды и галактики.
       Запуск этого телескопа состоится не раньше 2011 года, но к настоящему моменту работы по этому проекту ведутся уже 8 лет. Сейчас в летно-космическом центре им. Маршала идет тестирование двух прототипов зеркал для этого телескопа, построенных компаниями Eastman Kodak и Ball Aerospace. В начале осени планируется их этих двух прототипов выбрать один. Центр им. Маршалла был выбран для их испытаний потому, что там есть достаточно большую испытательную камеру (высота зеркал составляет около 8 м), где можно поддерживать сверхнизкие температуры, как в далеком космосе (около -370 градусов С).
       Так как телескопу предстоит "увидеть" инфракрасное излучение, то его нужно будет поместить в холодную область космоса. Такое место находится на расстоянии около 1,5 млн км от Земли. Если к телескопу Hubble, который находится на околоземной орбите, уже не раз летали астронавты для его ремонта и модернизации, то к телескопу Webb никакой "шаттл" не долетит, поэтому все в нем должно быть сделано "на века" (или хотя бы на срок гарантийной эксплуатации).

       ("Россия-Он-Лайн").





          16.07.2003 / 10:29    КОМПАНИЯ LORAL ОБЪЯВИЛА О БАНКРОТСТВЕ

       Компания Loral Space & Communications (LOR), производитель спутников и оператор сети спутниковой связи, объявила во вторник, что подала документы на банкротство по статье 11 закона США о банкротствах. Статья 11 предусматривает реорганизацию компании-банкрота и предоставляет ей защиту от кредиторов на период реорганизации. Долги Loral достигли к настоящему времени $2,1 млрд., и компания не в состоянии их погасить. Росту долгов способствовал продолжительный спад в аэрокосмическом секторе и в секторе телекоммуникаций. Почти половину общих долговых обязательств Loral, $959 млн., составляют долги банкам. В основном они образовались из-за инвестиций, сделанных Loral в оператора спутниковой связи Globalstar, который уже проходит процедуру банкротства по статье 11.
       Loral сообщила, что продала часть своей спутниковой сети компании Intelsat. Оставшуюся часть сети, состоящую из пяти спутников, Loral планирует сохранить за собой. Компания намерена также сохранить бизнес по производству спутников.

       (www.k2kapital.com).





          16.07.2003 / 10:25    ПОКА "ШАТТЛЫ" НА ПРИКОЛЕ, ОБСЛУЖИВАВШЕЕ ИХ МОРСКОЕ СУДНО БУДЕТ ВЫЛАВЛИВАТЬ УСКОРИТЕЛИ "АТЛАСА"

       Завтра 17 июля с космодрома на мысе Канаверал должна стартовать ракета Atlas 5, которая выведет на орбиту телекоммуникационный спутник Rainbow 1.
       Но интересен этот запуск не спутником, а тем, что впервые будет сделана попытка выловить в океане два отработанных твердотопливных ускорителя этой ракеты.
       Займется ловлей специальное морское судно, которое обычно вылавливает в Атлантике твердотопливные ускорители, использующиеся при запусках "шаттлов" (они потом используются повторно во время следующих запусков). "Шаттлы" сейчас все равно на приколе, так что моряки поупражняются на других объектах.
       Твердотопливные ускорители от ракеты Atlas 5 имеют в длину около 20,5 м. Во время запуска их двигатели работают в течение 90 секунд. Еще через 30 секунд они отстреливаются от первой ступени ракеты и падают в Атлантический океан на расстоянии 167-177 км от берега, где глубина составляет около 850 м. На этот раз их падение затормозят парашюты. Ускорители должны упасть в воду на расстоянии около 3 км друг от друга со скоростью от 270 до 350 км в час. При старте "шаттлов" парашюты позволяют существенно больше уменьшить скорость входа ускорителей в воду - до 80 км в час.
       Ускорители от ракеты Atlas 5 проектировались для одноразового использования. Но если их завтра выловят в море, то еще раз использовать их не будут, но они нужны для проведения послеполетной инспекции, которая будет полезна для проектирования новых ракет. Особенно конструкторов интересует область сопла двигателя.
       Правда, организаторы этого проекта - руководство подразделения запусков ракет Atlas компании Lockheed Martin - не очень-то надеются на то, что отработанные ускорители удастся найти в море. По их словам, вероятность этого составляет менее 1%. При такой скорости падения, возможно, от ускорителей останутся одни обломки, которые утонут. Но пока никто точно не знает, что с ними происходит при таком ударе о воду. Это и предстоит выяснить.
       Так что завтра перед запуском ракеты Atlas 5 в море выйдет судно Liberty Star с командой из 19 человек, в числе которых будут специалист по вылавливанию ускорителей "шаттлов" и два сотрудника компании Lockheed Martin. Курс к месту падения ускорителей судну должны указать два самолета, оборудованные радарами и инфракрасными камерами, которые будут следить за процессом запуска ракеты и отделением от нее твердотопливных ускорителей. На борту судна Liberty Star есть две небольших лодки, которые будут спущены на воду, если в воде удастся обнаружить ускорители. Далее процесс их вылавливания будет производиться вручную.
       Например, при ловле твердотопливных ускорителей "шаттлов", водолазы вставляют в их сопло пробку со шлангом, через который внутрь подается сжатый воздух, чтобы вытеснить воду, после чего плавающие ускорители буксируют обратно в порт. С ускорителями от ракеты Atlas, если их найдут в океане, будет сделано то же самое.

       ("Россия-Он-Лайн" по материалам SpaceflightNow).

         Фото NASA.






          16.07.2003 / 10:21    ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ "УВЕКОВЕЧИЛИ" В КОСМОСЕ

       В честь президента Российской академии художеств (РАХ), известного скульптора Зураба Церетели названа малая планета номер 18284. Комитет по наименованию малых планет Международного астрономического союза присвоил планете, открытой 10 августа 1970 года в Крымской астрофизической обсерватории, имя Зураба Церетели 1 мая.
       Во вторник свидетельство об этом мастеру вручит президент Российской академии наук Юрий Осипов, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу РАХ.
       Официальное уведомление о присвоении имени разослано во все астрономические организации мира.
       В качестве обоснования присвоения звезде имени Зураба Церетели приводятся заслуги российского мастера, являющегося также создателем монументов, установленных в ряде стран, и автором скульптурных, живописных и графических работ, экспонирующихся в музеях всего мира. Церемония вручения сертификата состоится в здании Российской академии художеств на Пречистенке.
       (dni.ru).

         Фото ИТАР-ТАСС.






          16.07.2003 / 10:18    РАЗРАБОТЧИКИ КОСМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ СТОЛКНУЛИСЬ С ФИНАНСОВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ

       Агентство по противоракетной обороне США (Missile Defense Agency - MDA) решило продлить сроки программы Brilliant Pebbles по созданию в космосе сети мини-спутников для перехвата и уничтожения вражеских ракет: вместо завершения в 2005 году исследование решено продолжить, по крайней мере, до 2008 года. Главная причина, как и следовало ожидать, технические проблемы, в частности втом, что касается миниатюризации и веса. Но возникли также финансовые трудности, сообщает MEMBRANA.Ru . Программа сталкивается с сопротивлением Конгресса, некоторые члены которого вообще предлагают прекратить финансирование создания оружия в космосе.
       Некоторые сторонники космических перехватчиков всё же считают, что необходимые технологии имеются и огорчены изменением точки зрения MDA. Пентагон, в свою очередь, планирует создать наземные перехватчики, которые могли бы уничтожать ракеты не в полёте, а на старте. Рассмотрение контрактов по этой программе под названием KE Boost намечено на конец 2003 года.

       (izv.info).





          16.07.2003 / 10:15    iPAQ'и ПОЛЕТЯТ В КОСМОС

       Компания Hewlett-Packard планирует запустить свои наладонники в космос на борту трансорбитального космического корабля TrailBlazer, в рамках первой коммерческой миссии по исследованию лунной поверхности. Предположительно полет будет осуществлен в конце этого года. iPAQ'и будут участвовать в дистанционном управлении спутниками: планируется интегрировать их в общую систему управления кораблем. На эти машинки возложат обязанности по обеспечению синхронизации и сохранности некоторых данных во время полета к орбите Луны.
       Кроме того, наладонники используют для беспроводной связи с камерами, установленными за пределами космического корабля. Потоковое видео будет транслироваться на КПК, обрабатываться и передаваться на Землю. В будущем планируется использовать программное обеспечение карманных компьютеров для работы с электронной почтой для связи групп исследователей на орбите и непосредственно на поверхности Луны.

       (hpc.ru).





          16.07.2003 / 00:05    ТОП-ЛИСТ ЗВЕЗД АВИАЦИИ И АСТРОНАВТИКИ

       Некоторое время назад "Последние космические новости" уже сообщали о топ-листе звезд авиации и астронавтики, который составила редакция американского журнала Aviation Week and Space Technology. В выпуске № 327 были помещены выдержки из этого списка, но сейчас появилась возможность опубликовать его целиком. Что я и делаю. Обращаю внимание на то, что жирным шрифтом выделены фамилии людей, имевших отношение к космонавтике. Кроме того, возможны ошибки в русском переводе имен и фамилий, а также в указании гражданства. Буду благодарен за помощь в устранении ошибок.

       1 Уилбур и Орвилл Райт (Wilbur and Orville Wright), США
       2 Вернер фон Браун (Wernher von Braun), Германия / США
       3 Роберт Годдард (Robert Goddard), США
       4 Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Италия
       5 Гленн Куртис (Glenn Curtiss), США
       6 Чарльз Линдберг (Charles A. Lindbergh), США
       7 Уилльям Митчелл (William L. "Billy" Mitchell), США
       8 Кларенс Джонсон (Clarence L. "Kelly" Johnson), США
       9 Нейл Армстронг (Neil A. Armstrong), США
       10 Даниэль Бернулли (Daniel Bernoulli), Нидерланды
       11 Чарльз Йегер (Charles E. "Chuck" Yeager), США
       12 Отто Лилиенталь (Otto Lilienthal), Германия
       13 Базз Олдрин (Buzz Aldrin), США
       14 Уилльям Боинг (William Boeing), США
       15 Алан Шепард (Alan B. Shepard, Jr.), США
       16 Генри Арнольд (Henry H. "Hap" Arnold), США
       17 Манфред фон Рикхтхофен (Manfred von Richthofen), Германия
       18 Самуэль Лэнгли (Samuel P. Langley), США
       19 Игорь Сикорский (Igor I. Sikorsky), Россия / США
       20 Жюль Верн (Jules Verne), Франция
       21 Джон Нортроп (John K. Northrop), США
       22 Херб Келлехер (Herb Kelleher), США
       23 Эдвард Рикенбахер (Edward V. "Eddie" Rickenbacker), США
       24 Жак-Этьен и Жозе-Мишель Монтгольфье (Jacques-Etienne and Joseph-Michel Montgolfier), Франция
       25 Кристофер Крафт (Christopher Kraft), США
       25 Антуан де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupery), Франция
       26 Куртис ЛеМэй (Curtis LeMay), США
       27 Эрнс Мах (Ernst Mach), Германия
       28 Джоан Триппе (Juan Trippe), США
       29 Элберт Рутан (Elbert "Burt" Rutan), США
       30 Теодор фон Карман (Theodore von Karman), Венгрия / США
       31 Альберто Сантос-Дюмон (Alberto Santos-Dumont), Бразилия
       32 Джеймс Ван Аллен (James Van Allen), США
       33 Александр Грэхэм Белл (Alexander Graham Bell), США
       34 Бен Рич (Ben Rich), США
       35 Алвин Джонсон (Alvin M. "Tex" Johnston), США
       36 Ричард Брэнсон (Richard Branson), США
       37 Юрий Гагарин, СССР / Россия
       38 Октаве Чануте (Octave Chanute), США
       39 Джеймс Дулиттл (James "Jimmy" H. Doolittle), США
       40 Александр Гюстав Эйфель (Alexandre Gustave Eiffel), Франция
       41 Роберт Крэндэлл (Robert "Bob" Crandall), США
       42 Экипаж космического корабля Challenger, США
       43 Луи Блерио (Louis Bleriot), Франция
       44 Дональд Даглас (Donald Douglas), США
       45 Клэйр Чинао (Claire L. Chenault), США
       46 Уилл Роджерс (Will Rogers), США
       47 Джеймс Ловелл (James A. Lovell, Jr.), США
       48 Роберт Гувер (Robert "Bob" Hoover), США
       49 Томас Келли (Thomas H. Kelly), США
       49 Клеман Адер (Clement Ader), Франция
       50 Хью Драйден (Hugh Dryden), США
       51 Пьер-Жорж Латекоер (Pierre-Georges Latecoere), Франция
       52 Марсель Блох (Дассо) [Marcel Bloch (Dassault)], Франция
       52 Роже Бетей (Roger Beteille), Франция
       53 Вирджил Гриссом (Virgil I. "Gus" Grissom), США
       54 Фердинанд фон Цеппелин (Ferdinand von Zeppelin), Германия
       55 Жаклин Орьоль (Jacqueline Auriol), Франция
       56 Артур Кларк (Arthur C. Clarke), Великобритания
       57 Исороки Ямамото (Isoroku Yamamoto), Япония
       58 Даниэль и Гарри Гуггенхейм (Daniel and Harry Guggenheim), США
       59 Анне Морроу Линдберг (Anne Morrow Lindbergh), США
       60 Роберт Колльер (Robert J. Collier), США
       61 Грегори Бойнгтон (Gregory "Pappy" Boyington), США
       62 Элмер Спирри (Elmer Sperry), США
       63 Джеймс Стюарт (James "Jimmy" Stewart), США
       64 Даглас Корриган (Douglas "Wrong Way" Corrigan), США
       65 Константин Циолковский, СССР / Россия
       66 Патрисия Уагстафф (Patricia "Patty" Wagstaff), США
       66 Фрэнк Уиттли (Frank Whittle), США
       67 Карл Саган (Carl Sagan), США
       67 Сергей Королев, СССР / Россия
       68 Альберт Бойд (Albert Boyd), США
       69 Рене Лидюк (Rene Leduc), Франция
       70 Джон Янг (John W. Young), США
       71 Жене Родденберри (Gene Roddenberry), США
       72 Валентина Терешкова, СССР / Россия
       73 Томас Бранифф (Thomas E. Braniff), США
       74 Уолтер Уилльямс (Walter C. "Walt" Williams), США
       75 Жан Мермоз (Jean Mermoz), США
       76 Анри и Морис Фарман (Henri and Maurice Farman), Франция
       77 Пол Побережный (Paul Poberezny), США
       78 Жан Бертен (Jean Bertin), Франция
       79 Салли Райд (Sally K. Ride), США
       80 Ролан Гаро (Roland Garros), Франция
       81 Осборн Рейнольдс (Osborne Reynolds), Великобритания
       82 Эмели Эрхарт (Amelia Earhart), США
       83 Жорж Гюйнеме (Georges Guynemer), Франция
       84 Г. Дж. Уэллс (H.G. Wells), Великобритания
       85 Жан-Пьер Эньере (Jean-Pierre Haignere), Франция
       86 Джеймс МакДоннелл (James S. McDonnell, Jr.), США
       86 Робер Эно-Пельтри (Robert Esnault-Pelterie), Франция
       87 Аллан и Малколм Лоугхид (Локхид) [Allan and Malcom Loughhead (Lockheed)], США
       87 Марсель Буйю-Лафон (Marcel Bouilloux-Lafont), Франция
       88 Ричард Бонг (Richard Bong), США
       89 Джон Гленн (John H. Glenn, Jr.), США
       90 Джеймс Уэбб (James E. Webb), США
       90 Фредди Локер (Freddie Laker), США
       91 Лоуренс Спирри (Lawrence Sperry), США
       92 Даглас Бадер (Douglas Bader), США
       93 Говард Хьюз (Howard Hughes), США
       94 Вилли Мессершмитт (Willy Messerschmitt), Германия
       95 Луи Бреге (Louis Breguet), Франция
       96 Уилльям Моффетт (William A. Moffett), США
       97 Уилльям Халсей (William "Bull" Halsey), США
       98 Джордж Мюллер (George Mueller), США
       99 Анри Дейч Дитч де ла Мерт (Henri Deutsch de la Meurthe), Франция
       100 Борис Петров, СССР / Россия





          16.07.2003 / 00:04    УЧЕНЫЕ ИКИ ПРИМУТ УЧАСТИЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОЕКТЕ ПОЛЕТА НА ВЕНЕРУ

       Ученые Института космических исследований (ИКИ) Российской академии наук примут участие в европейском проекте полета на Венеру автоматической станции "Венера-Экспресс". Об этом РИА "Новости" во вторник сообщил заместитель директора ИКИ РАН Олег Кораблев.
       "Мы примем участие в подготовке двух спектрометров, которые будут предназначены для определения температур и скорости перемещения разных слоев атмосферы нашей соседней планеты на высоте до 90 км от ее поверхности", - отметил ученый.
       Он сообщил, что атмосфера Венеры вращается быстрее самой планеты и "это является своеобразной загадкой, которую еще предстоит разрешить".
       "Новые данные, которые будут получены с космической станции "Венера-Экспресс", кроме того, помогут ученым понять некоторые процессы формирования погоды, которые происходят при "парниковом эффекте", - сказал Кораблев. "Сопоставление атмосферных явлений Венеры, Земли и Марса существенно расширят наши знания о климатологии", - сказал он.





          16.07.2003 / 00:02    УЧАСТНИКИ БОРЬБЫ ЗА Х-ПРИЗ: PABLO DE LEON & ASSOCIATES

         Продолжаю представлять участников борьбы за X-prize. Сегодня краткая информация об аргентинском коллективе.

         Pablo De Leon & Associates

         Руководитель коллектива - Пабло де Леон (Pablo de Leon).
         Место дислокации - г. Буэнос-Айрес, Аргентина.
         Регистрация как участника борьбы за X-prize - 10 февраля 1997 г.
         Для осуществления прыжка в космос разрабатывается ракета-носитель, получивший неофициальное наименование Gauchito.
         Характеристика носителя:
         Высота - 12 м.
         Диаметр - 2,2 м.
         Стартовая масса - 8000 кг.
         Сухая масса - 2400 кг.
         Топливо - гибридное топливо.
         Окислитель - жидкий кислород.
         Тяга двигателей - 250000 Н.
         Экипаж, состоящий из трех пассажиров, будет размещаться в герметичной кабине грузоподъемностью 300 кг.
         Метод старта - вертикальный, с поверхности Земли.
         Максимальные перегрузки при старте - 3 g.
         Высота подъема с работающими двигателями - 36 км.
         Время работы двигательной установки - 60 с.
         Максимальная скорость - 1,2 км/с.
         Максимальная высота подъема ЛА - 106 км.
         Метод спуска - баллистический.
         Максимальные перегрузки на участке спуска - 4 g.
         Метод посадки - на парашюте.
         Расстояние между местом старта и местом приземления - 80 км.
         Примечание: Как и для проекта да Винчи, комментарии излишни.

         Рисунок Pablo De Leon & Associates.






Росгосархив научно-технической документации



Герои страны

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2012. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
Последнее обновление 31.12.2012.