Продолжается подготовка запуска к Международной космической станции (МКС) транспортного пилотируемого корабля "Союз ТМА-1" с экипажем четвертой российской экспедиции посещения МКС.
22 октября в 10 часов по московскому времени на космодроме Байконур состоялось заседание Технического руководства, на котором принято решение о заправке корабля "Союз ТМА-1" компонентами топлива и сжатыми газами.
Испанский астронавт Педро Дуке приступил к стажировке в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина в Звездном городке. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", сообщил 22 октября представитель Европейского космического агентства (ЕКА) в Москве Алан Фурнье-Сикр.
Он выступил в Звездном городке на представлении журналистам экипажа кратковременного посещения Международной космической станции (МКС), в состав которого вошел и астронавт ЕКА бельгиец Фрэнк де Винне.
"Мы полагаем, что из разряда стажировки Педро Дуке перейдет в разряд подготовки к космическому полету", - сказал Фурнье-Сикр. Такой переход, уточнил он, состоится лишь после подписания контракта на полет между ЕКА и Росавиакосмосом.
"Мы надеемся, что испанский астронавт совершит полет в 2003 году", - добавил представитель ЕКА. Он напомнил, что это будет уже третий астронавт Европейского космического агентства, который совершит подобный полет на российском космическом корабле для кратковременного посещения МКС. "Такие полеты уже совершил итальянец Роберто Витторио и сейчас готовится к полету Фрэнк де Винне", - указал представитель ЕКА.
Переговоры с Росавиакосмосом о возможном полете Педро Дуке на станцию уже ведутся, сообщил он.
Фурнье-Сикр констатировал, что дружеские связи ЕКА с Российским авиакосмическим агентством крепнут. "Мне приятно это подчеркнуть", - сказал он.
В Москве 22 октября состоялись похороны летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Николая Николаевича Рукавишникова. Проститься с 23-м космонавтом нашей страны пришли его товарищи по отряду, ученые, инженеры, общественные деятели. Выступившие на траурном митинге отдали дань уважения человеку, профессиональные навыки, героизм и мужество которого во многом способствовали нашим успехам в освоении космического пространства в 1960-1970-х годах.
В подмосковном Звездном городке 22 октября состоялось официальное представление журналистам членов основного и дублирующего экипажей Четвертой кратковременной экспедиции посещения Международной космической станции (МКС), которые 30 октября нынешнего года должны отправиться на орбиту. Если, конечно, не будет принято решение об отсрочке старта, что вполне возможно из-за происшедшей 15 октября аварии ракеты-носителя «Союз-У» на космодроме Плесецк.
В основной экипаж входят Сергей Залетин, Юрий Лончаков и Фрэнк Де Винне (Frank De Winne). В дублирующий – все тот же Юрий Лончаков и Александр Лазуткин. Им предстоит совершить 10-суточный полет на корабле «Союз ТМА-1». Основная цель экспедиции – замена в составе МКС корабля-спасателя «Союз ТМ-34». Во время пребывания на станции экипаж кратковременного посещения выполнит также ряд научно-исследовательских работ.
Сразу после аварии ракеты-носителя «Союз-У», происшедшей в Плесецке 15 октября нынешнего года, и гибели научно-исследовательского спутника «Фотон-М» с европейским оборудованием на борту, министр по науке и новым технологиям Франции Клоди Эньере (Claudie Haignere), в круг обязанностей которой входит и курирование космической деятельности, выпустила пресс-релиз, в котором выразила поддержку ученым и инженерам в связи со случившейся неудачей.
В релизе говорится (текст с сайта Российского аваиационно-космического агентства):
«Это тяжелое испытание для всех партнеров, которые были вовлечены в проект, связанные с КА «ФОТОН». Я выражаю со своей стороны полную поддержку всем ученым, для которых это событие не дало возможность осуществить новые эксперименты, а также всем инженерным работникам, ответственным за качество, приложившим немало усилий в осуществление этого проекта, и особенно специалистам КНЕС и ЕКА, а также различным промышленным организациям.
Мои мысли обращены сейчас особенно к моим российским коллегам, компетенция которых в космической области является общепризнанной и которые должны преодолеть последствия этой трагедии. Я уверяю их в моем доверии и поддержке. Носитель «Союз» имеет многолетнюю историю успешных запусков, и я уверена, что причины этой аварии будут очень скоро выявлены».
Предварительные результаты работы комиссии, расследующей аварию ракеты-носителя «Союз-У», происшедшую 15 октября нынешнего года на космодроме Плесецк, указывают на то, что ее причиной стал производственный дефект в двигателе первой ступени. Пока неизвестно насколько серьезна выявленная проблема и был ли это единичный случай или возможно появление аналогичных дефектов на других двигателях однотипных носителей. Хочется надеяться, что ракета, которая должна вывести на орбиту корабль «Союз ТМА-1» лишена таких неожиданностей.
Правительство Чили и руководство Европейской Южной обсерватории 21 октября подписали в Сантьяго соглашение о строительстве крупнейшей в мире обсерватории, передает РИА «Новости». Подписи под документом поставили министр иностранных дел Чили Мария Соледад Альвеар (Maria Soledad Alvear) и генеральный директор обсерватории Кэтрин Сераски (Catherine Cesarsky). Как считает Сераски, комплекс, в котором будут вестись астрономические наблюдения, должен стать своеобразным "окном во Вселенную", тщательно изучать которую уже в конце этого десятилетия позволят 64 подвижные антенны, каждая диаметром 12 м. Строительство обсерватории начнется в 2003 году и обойдется в 600 миллионов долларов. Доля участия Чили в этом проекте составит 2,5 %.
Новооткрытый астероид облетает Солнце по орбите, близкой к земной, время от времени становясь чуть ли не еще одной луной нашей планеты. Астрономы называют подобные объекты квазиспутниками, компаньонами или временными лунами.
Впрочем, "близко" - в данном случае понятие весьма относительное. На самом деле минимальное расстояние, на которое AA29 приближается к нам, в 150 раз больше, чем путь от Земли до Луны. Объект был впервые найден на фотографиях, полученных 9 января этого года Лабораторией поиска околоземных астероидов имени Линкольна (Lincoln Laboratory Near-Earth Asteroid Research - LINEAR), сообщает Space.com. Его обозначение - 2002 AA29. Размеры не превышают футбольного поля. AA29 путешествует под заметным наклоном к плоскости орбиты Земли - примерно в 10 градусов.
Компаньоном он является в том смысле, что на своем пути вокруг Солнца по хитроумной "подковообразной орбите" каждые 95 лет оказывается очень близко к Земле, да к тому же при этом находится под влиянием земной гравитации. Сблизится с Землей этот астероид 9 января 2003 года, когда расстояние до него сократится до 36,3 млн миль (58,3 млн км). И с этого момента начнется его 95-летний полет вдали от планеты перед новым сближением.
Но кроме этих сближений, ближайшее из которых состоится в следующем году, а следующее - в 2098-м, международная группа астрономов вычислила, что приблизительно раз в 600 лет астероид будет становиться "квазиспутником" Земли. Этот малый астероид появится на орбите Земли и будет наворачивать вокруг нее круги.
Фактически, поясняет член группы Пауль Вигерт (Paul Wiegert) из Королевского университета (Канада), и Земля, и астероид продолжают совместное движение вокруг Солнца, но относительное движение этого цикла астероида будет выглядеть как своего рода переход на спутниковую орбиту. Вычисления Сеппо Микколы (Seppo Mikkola) из Финляндии позволяют предположить, что астероид уже был таким квазиспутником приблизительно от 550 до 600 года н.э., но так как он - объект очень мелкий, - это никем не было тогда замечено.
Space.com указывает, что последний раз такого рода сближение было в 572 году и вновь повторится только в 2575-м. В течение длительного периода (десятки лет) астероид будет от Земле менее, чем в 18,6 млн милях (29,9 млн км), тогда как Луна - единственный истинный естественный спутник Земли - отдалена на 238 900 миль (384 402 км). Исследователи к тому же спешат уверить, что никакой опасности столкновения этого астероида с Землей нет - по крайней мере, в ближайшую 1000 лет.
За последние несколько лет были найдены еще несколько астероидов с орбитами, которые позволяют им сближаться с Землей. Например, таков астероид Круитне Cruithne. Но в отличие от AA29, который следует чуть ли не по орбите Земли, Круитне имеет очень причудливую орбиту и бегает то снаружи, то внутри земной орбиты. О том, что астероид 3753 Cruithne, открытый в 1986 году, является компаньоном Земли, сообщил в июне 1997 года Пауль Вигерт. Круитне имеет диаметр 5 километров. Его движение относительно Земли можно представить в виде подковообразной орбиты, складывающейся из годичных витков спирали, по форме напоминающих фасоль. Путь астероида по подкове занимает 385 лет. Благоприятные условия для наблюдения этого "спутника" с Земли наступят в XXII веке. Каждые 385 лет астероид сближается с Землей на минимальное расстояние, и ее гравитация изменяет большую полуось его орбиты от 0.997 до 1.003 а.е. (1 астрономическая единица равна расстоянию от Земли до Солнца) или обратно.
Такое движение является неустойчивым и с большой вероятностью Круитне столкнется с Венерой около 8000 года. Основная часть астероидов, впрочем, имеет орбиты, расположенные между Марсом и Юпитером - в поясе астероидов. Только очень немногие в силу каких-либо давних катаклизмов оказались в пространстве, занимаемом орбитой Земли. Еще у внешней границы главного астероидного пояса встречаются астероиды (они называются троянцами, соорбитальными астероидами (или ECAS)),которые движутся в своего рода блокировке с планетами. Их периоды обращения находятся в пропорциях 2:3 и 1:1 по отношению к периоду обращения "хозяина". Самый известный случай - Юпитер, он имеет более 400 сотен таких астероидов, обращающихся с планетой за 11.86 лет вокруг Солнца.
Астероиды с периодом обращения, соответствующим отношению 1:1, находятся прямо на орбите. Но они всегда движутся от него на удалении, равном радиусу юпитерианской орбиты, с опережением или отставанием (движение этих малых планет является достаточно устойчивым, так как они находятся в так называемых "точках Лагранжа", где уравниваются действующие на них гравитационные силы). Земля может также иметь подобные тела, хотя пока еще астрономам ни один не известен. 2002 AA29 не относится к троянцам, а представляет совершенно новый класс объектов. Эта находка первого орбитального компаньона Земли - объекта 2002 AA29 - вдохновляет исследователей на поиски других подковообразно-орбитальных объектов или земных троянцев - их исследование дало бы астрономам новые знания относительно эволюции орбит астероидов, а в будущем они могли бы даже послужить источниками космического сырья. К AA29 можно было бы послать космическую экспедицию, его орбита сильно упрощает подобную задачу...
В последнее время довольно часто из различных уголков мира приходят сообщения о падении весьма крупных метеоритов. Говорить о какой-либо тенденции пока рано, но сам по себе факт любопытен. Самая последняя информация поступила из города Томара в Португалии, в котором на крышу одного из домов свалилась ледяная глыба весом 20 кг. Сначала жители пригорода услышали доносящийся сверху резкий свистящий звук и увидели какое-то темное тело, несшееся к земле с огромной скоростью. Потом, вспоминает один из очевидцев, раздался грохот, как будто взорвался телевизор. От удара ледяная глыба развалилась на куски, повредив не только алюминиевые листы, но и стропила крыши дома, передает РИА "Новости".
Приехавший на место происшествия председатель собрания жильцов района Фернанду Граса сообщил журналистам, что "имел неосторожность даже попробовать ледышку на вкус". "Глупость, конечно, о которой я сейчас жалею. Ведь неизвестно, откуда она прилетела", - отметил Граса.
Один из португальских ученых, комментируя это событие по местному радио заявил, что "такое не могло случиться". Однако хозяин дома, на который упала ледяная глыба, неумолим: "Не желаю знать, что там говорят. Я сам ее видел".
Астронавт Европейского космического агентства /ЕКА/ испанец Педро Дуке (Pedro Doque), возможно, отправится на Международную космическую станцию /МКС/ в майской кратковременной экспедиции 2003 года. Как сообщили РИА "Новости" в московском представительстве ЕКА, полет Дуке станет следующим посещением этой станции после аналогичной экспедиции, которая готовится к старту в конце октября, и в которой, кроме двух российских космонавтов Сергея Залетина и Юрия Лончакова, принимает участие астронавт ЕКА Фрэнк де Винне (Frank De Winne).
Как отметили в офисе ЕКА, в настоящее время "такие переговоры ЕКА ведет с Росавиакосмосом, и принципиальных возражений cо стороны российских космических специалистов против такого полета нет. Осталось лишь урегулировать финансовые вопросы...
Это будет уже третий астронавт ЕКА после итальянца Роберто Виттори (Roberto Vittori) и бельгийца Фрэнка де Винне, который примет участие в экспедиции на российском пилотируемом корабле "Союз" к станции". Официальный представитель Росавиакосмоса Константин Крейденко сообщил РИА "Новости", что на полет Педро Дуке у российского авиакосмического агентства "пока нет никаких подписанных с ЕКА документов". Однако, как признают в Росавиакосмосе, между странами, участвующими в строительстве МКС, заключено соглашение о возможности кратковременных полетов на станцию в российском космическом корабле "Союз" в общей сложности пяти астронавтов ЕКА. В течение недельного их пребывания на МКС они, как и российские космонавты, должны провести там научно-исследовательские работы.
Ожидаемого в октябре нынешнего года обилия пусков российских ракет-носителей не будет. Это стало ясно после того, как штаб Космических войск РФ приостановил подготовку к старту РН "Молния-М" с военным спутником на борту. Пуск первоначально планировалось произвести 22 октября. Решение о новой дате старта будет принято дополнительно.
Как известно, на вторую половину октября были запланированы пять стартов. К настоящему времени состоялись два: 17 октября на орбиту была выведена астрофизическая обсерватория "INTEGRAL", а за два дня до этого в Плесецке взорвался "Союз-У". Эта авария и стала причиной того, что в текущем месяце, дай Бог, состоится еще только один запуск - пилотируемого корабля "Союз ТМА-1". Но 100-процентной уверенности в этом нет. Все зависит от того, что скажут специалисты, расследующие плесецкую аварию. Эксперты намерены огласить предварительные выводы уже 22 октября, тогда-то и наступит какая-то определенность в сроках и планах.
Школьники Вязниковского центра внешкольной работы Владимирской области участвуют в Международной молодежной
космической программе. В настоящее время центр подключен к работе по созданию микроспутника "Колибри-2". Он будет
выполнять мелко- и крупномасштабные снимки поверхности Земли. Этот спутник планируется использовать при изучении
географии и решении задач прикладного характера /экология, лесное хозяйство, ландшафтоведение/.
Это уже второй микроспутник, который создается при участии вязниковских школьников. Первым проектом программы
научно-образовательных школьных спутников, к участию в которой приглашен центр, стал запуск совместного
российско-австралийского микроспутника "Колибри-2000". В нем, вместе с учреждениями и организациями
ракетно-космической отрасли, участвовали школы города Обнинска, Калужской области, и две школы из Австралии.
Микроспутник был выведен на орбиту 20 марта 2002 года и совершил 711 витков вокруг Земли. В программу исследований
входило изучение околоземного космического пространства над Европой и Австралией, изучались процессы развития
магнитных бурь в магнитосфере Земли.
Международная молодежная космическая программа проводится под эгидой Федерации космонавтики России и при
активном участии ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Сергее Королева. Курирует вязниковских школьников
летчик-космонавт СССР Валерий Кубасов, сам уроженец города Вязники. Запланирован вывод на орбиту еще трех
"Колибри".
Как сообщили представители Российского авиационно-космического агентства, запуск космического корабля «Союз ТМА-1» с тремя космонавтами на борту состоится 30 октября нынешнего года. Это предварительное решение о сроках предстоящего пуска, а окончательное решение примет Государственная комиссия непосредственно перед стартом. На это решение может повлиять и то, к каким предварительным выводам придет комиссия, расследующая причины катастрофы в Плесецке, происшедшей 15 октября.
Джон Кармак (John Carmack), один из основателей компании Id Software и создатель таких легендарных компьютерных игр, как Doom и Quake, уже наигрался со своей коллекцией "Феррари" и вознамерился теперь побороться за так называемый X-приз. Куш размером $10 млн. должен достаться группе любителей, которая первой создаст пилотируемый космический корабль, способный совершить успешный полет с экипажем на борту.
"Понимаете, мне просто пришло в голову, - поясняет Кармак, - что за деньги, меньшие чем те, что я уже потратил на свои "Феррари" за прошедшее десятилетие, я мог бы построить себе персональный космический корабль". Кармак намерен бороться за приз в составе группы добровольцев, объединившихся в компанию под названием Armadillo Aerospace. Члены этой группы вот уже два года тайно работают над созданием космической ракеты. На Всемирном космическом конгрессе (World Space Congress), состоявшемся на прошлой неделе в г. Хьюстон, штат Техас, эта группа объявила, что вступает в борьбу за X-приз.
Среди конкурентов Armadillo - румынская Cosmonautics Romanian Association, обещающая построить такую ракету, какой отродясь не бывало. Всего за приз ведет борьбу 21 коллектив энтузиастов из разных стран мира, в том числе, россияне. Корабли со звучными именами, такими как Gauchito, Lucky Seven или, например, Green Arrow, согласно обещаниям создателей, будут использовать для взлета и посадки обычные аэродромы, привычные стартовые площадки или даже водную поверхность. Условия конкурса предполагают, что победителем станет тот, кто первым (но не позднее 1 января 2005 года) успешно отправит в космическое пространство на высоту не менее 100 км экипаж из трех человек. Затем в течение двух недель необходимо повторить это достижение все на том же аппарате. Времени остается все меньше, и разработчики спешат.
Один из них, аргентинец Пабло Де Леон, надеется запустить уменьшенную (в масштабе 2:1) модель своего аппарата Gauchito ("Маленький Ковбой") уже в начале 2003 года. "Мы не собираемся строить сверхсовременный космический корабль - только надежную и простую ракету и капсулу для экипажа с использованием широко распространенных технологий", - говорит он. Приз призом, а настоящая прибыль придет позднее, уверены разработчики прогулочных космических аппаратов. Индустрия космического туризма, зарождающаяся у нас на глазах, быстро набирает обороты. Опросы показывают, что только в одних США к 2021 году число потенциальных клиентов, способных оплатить суборбитальный полет, может достичь 15 тыс. человек. По данным маркетингового исследования, проведенного компанией Futron Corp., такой спрос может принести более $1 млрд.
Сегодня должно быть принято окончательное решение о времени запуска ракеты-носителя "Молния-М" с космическим аппаратом военного назначения на борту. Предварительно старт планировался на 22 октября с космодрома Плесецк, но из-за происшедшей несколько дней назад аварии ракеты-носителя "Слюз-У" может быть отложен на неопределенное время. Именно к такому решению склоняются специалисты, но последнее слово за Госкомиссией.
19 октября 2002 года в городе Анахейм, шт. Калифорния, США, стартовали игры 98-й Всемирной серии бейсбольной лиги. По существующей с 1910 года традиции, право первого броска в первой игре сезона получает кто-нибудь из известных людей. Девяносто два года назад бросок сделал президент США Уильям Говард Тафт (William Howard Taft), а в 2002 году впервые этой чести был удостоен астронавт, находящийся в космосе. Конечно, все это довольно условно, так как мяч с орбиты не мог долететь до стадиона. Но, тем не менее, теперь в истории бейсбольной лиги будет значиться, что первый удар нанесла Пегги Уитсон (Peggy Whitson), член экипажа Международной орбитальной станции. Кстати, брошенный Уитсон мяч принял российский космонавт Валерий Корзун. Теперь он тоже попал в историю игры, в которую в России играют немногие.
Происшедшая 15 октября нынешнего года в Плесецке авария ракеты-носителя "Союз-У", может негативно отразиться на планах дальнейшего строительства Международной космической станции. Так, например, в ближайшие дни должно быть принято решение о дате старта космического корабля "Союз ТМА-1" с членами четвертой экспедицией посещения. Вероятнее всего корабль будет запущен 31 октября или 1 ноября, хотя все же есть небольшой шанс, что старт состоится в ранее назначенный срок - 28 октября. Руководство американского аэрокосмического ведомства пока не намерено менять сроки запуска корабля "Endeavour", который планируется отправить в космос 10 ноября. Однако это придется делать, если "Союз ТМА-1" задержится на Земле более чем на неделю. Ситуация прояснится на следующей неделе, когда будут ясны первые причины плесецкой аварии. А пока остается ждать и надеяться на лучшее, хотя почему-то последние события вселяют не слишком много оптимизма.
Специалисты компании Astriun достигли серьезного успеха в подготовке к полету космического аппарата "Beagle-2", основной задачей которого является мягкая посадка на поверхность Марса. 18 октября в пустыне Калифорнии прошли испытания парашютной системы КА (парашют разработала американская компания Irvin Aerospace Inc.. Макет аппарата был сброшен с воздушного шара "Lindstrand" и мягко опустился на Землю, тем самым доказать правильность выбранных решений. Запуск "Beagle-2" намечен на 23 мая 2003 года с космодрома Байконур.
19 октября 2002 года в 12:30 мск в Москве на 71-м году жизни скончался летчик-космонавт СССР,
дважды Герой Советского Союза Николай Николаевич Рукавишников.
Н.Н.Рукавишников родился 18 сентября 1932 года в городе Томске в семье железнодорожников.
В 1951 году поступил в Московский механический институт (ныне Московский инженерно-физический
институт). В студенческие годы проявил склонность к научной работе. В 1957 году закончил институт и
получил квалификацию инженер-физик по специальности "Диэлектрики и полупроводники". После
окончания института работал в ЦНИИ-58, в ОКБ-1.
В 1967 году зачислен в отряд космонавтов ЦКБЭМ (ныне РКК "Энергия"). Прошел полный курс
подготовки к полетам на кораблях типа "Союз" и орбитальных станциях типа "Салют". Проходил
подготовку по советской "лунной" программе.
23 - 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полет в качестве инженера-испытателя
космического корабля "Союз-10". Программа полета предусматривала трехнедельную работу на борту
орбитальной космической станции "Салют". Однако из-за технических неисправностей работа на
станции была отменена и космонавты досрочно возвратились на Землю. Полет продолжался 1 сутки 23
часа 45 минут 54 секунды.
После первого космического полета продолжил подготовку к новым полетам. С мая 1973 года проходил
подготовку по советско-американской программе ЭПАС. Был назначен бортинженером второго
экипажа.
2-8 декабря 1974 года совершил второй космический полет в качестве бортинженера космического
корабля "Союз-16". В полете были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе
ЭПАС. Полет продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.
Являлся членом дублирующего экипажа при полете космического корабля "Союз-19" (июль 1975 г.). В
дальнейшем проходил подготовку по программам международных полетов. Являлся командиром
дублирующего экипажа при советско-чехословацком полете в марте 1978 года.
10-12 апреля 1979 года совершил свой третий космический полет в качестве командира космического
корабля "Союз-33". Полет проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на
борту орбитальной станции "Салют-6". Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и
корабль совершил преждевременную посадку. Полет продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.
Проходил подготовку к советско-индийскому полету, но из-за болезни в полете не участвовал.
За 3 рейса в космос налетал 9 суток 21 час 10 минут 35 секунд.
После ухода в 1987 году из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения
"Энергия". С 1999 года - на пенсии.
Председатель Федерации космонавтики СССР (1985-1991 гг.). Президент Федерации космонавтики
Российской Федерации (1992-1999 гг.).
Дважды Герой Советского Союза. Награжден тремя орденами Ленина. Герой МНР. Герой НРБ.
Награжден золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, почетным дипломом имени
В. М. Комарова (FAI).
Почетный гражданин городов Калуга, Томск, Кяхта (Россия), Караганда, Аркалык, Джезказган
(Казахстан), Сухэ-Батор (Монголия), Хьюстон (США).
Скончался 19 октября 2002 года.
В Хьюстоне, шт. Техас, в культурном центре имени Джорджа Брауна состоялась церемония включения в
списки городского зала славы (Houston Hall of Fame) ветерана американской космонавтики Джона
Янга (John Young). Этой чести он был удостоен в сентябре нынешнего года.
В списки городского зала славы - эквивалента почетного гражданства - включаются уроженцы Хьюстона, а также люди, которые длительное время проживали в городе и прославили его во всем мире. Япг как нельзя более подходит для этой роли. Он совершил шесть космических полетов, побывал на Луне и уже 40 лет живет и работает в Хьюстоне.
Утром 17 октября самолет ВВС США С-17 доставил в Космический центр имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида, телекоммуникационный спутник "TDRS-J" (Tracking and Data Relay Satellite-J), который 20 ноября предполагается вывести на геостационарную орбиту с помощью ракеты-носителя "Atlas-2AS". "TDRS-J" - третий в серии модифицированных аппаратов, предназначенных для использования в интересах американского аэрокосмического ведомства. Сейчас флот таких спутников насчитывает шесть КА. Спутник изготовлен специалистами компании Boeing Satellite Systems и имеет массу 3192 кг.
Майкл Рудольфи (Michael Rudolphi) назначен новым директором Космического центра имени Стенниса. Он приступил к исполнению своих обязанностей в ноябре после полета корабля "Endeavour" по программе STS-113.
Рудольфи начал карьеру в NASA в 1988 году, как менеджер проекта перспективных ракетных двигателей в Центре космических полетов имени Маршалла.
Запланированный на 31 октября - 1 ноября испытательный запуск межконтинентальной баллистической
ракеты РС-18 (15А35, УР-100Н УТТХ, SS-19, Stilletо) с космодрома Байконур, переносится на
неопределенное время, передает ИТАР-ТАСС. Перенос пуска связан с тем, что до сих пор на
космодром не прибыли представители завода имени Хруничева - изготовителя ракеты, которые, наряду
с военными, должны участвовать в подготовке к пуску ракеты и проводить ее проверки.
Пока неизвестно, как быстро прибудут гражданские специалисты и в случае их дальнейшей задержки, военные могут вначале подготовить и запустить ракету-носитель "Днепр", запуск которой планируется осуществить в начале декабря.
В монтажно-испытательном корпусе 254-й площадки космодрома Байконур 17 октября начались
заключительные тренировки экипажей предстоящей четвертой экспедиции посещения Международной
космической станции, сообщает сайт журнала "Новости космонавтики". Их старт на корабле "Союз-ТМА", ранее запланированный на 28 октября, отложен из-за аварии ракеты-носителя "Союз-У" в Плесецке. Примерка скафандров и кресел космического корабля на этот раз была не совсем обычной. Дело в том, что 1 октября в Росавиакосмосе приняли решение о том, что "Союз ТМА" полетит с тремя космонавтами на борту. И третьим стал командир экипажа дублеров Юрий Лончаков. В связи с чем, у него теперь двойной статус - командир экипажа дублеров и бортинженер-2 основного состава. Пришлось Лончакову тренироваться дважды.
В коротком интервью, данном корреспонденту ИТАР-ТАСС, космонавты отметили, что новый корабль им понравился, он стал просторнее и красивее, и у них практически не было замечаний.
Завершилась тренировка на веселой ноте. После того, как первый вице-президент РКК "Энергия" Николай Зеленщиков объявил космонавтам, что они могут набрать еще личных вещей весом в 100 килограммов, так как еще остался запас по весу, бортинженер дублеров Александр Лазуткин пошутил: "А может быть, меня возьмете четвертым? Я всего-то восемьдесят килограммов вешу". На что Зеленщиков ответил: "Трое полетят в креслах, а один на коленях". Что вызвало дружный взрыв хохота. По графику подготовки, 18 октября "Союз-ТМА" должен был быть отправлен на заправочную станцию на 31-й площадке космодрома для заправки компонентами топлива и сжатыми газами. Однако эту операцию отложили на сутки. Сейчас специалисты космодрома Байконур тщательно анализируют информацию об аварии ракеты-носителя "Союз-У", поступающую с Плесецка, чтобы определить свои дальнейшие действия.
Экипаж космонавтов четвертого кратковременного посещения /ЭП-4/ Международной космической станции /МКС/ планирует провести встречу с журналистами в Звездном городке 22 октября. Об этом РИА "Новости" 18 октября сообщил глава Росавиакосмоса Юрий Коптев. По словам Коптева, в настоящее время этот экипаж в составе российских космонавтов Сергея Залетина, Юрия Лончакова и астронавта Европейского космического агентства бельгийца Фрэнка де Винне (Frank De Winne) завершает предполетную примерку космических кресел пилотируемого корабля "Союз-ТМА" на Байконуре и космических скафандров, а также проводит сверку задания своего предстоящего 10-суточного полета на МКС и программу научно-исследовательских работ на станции.
Завершен полет космического корабля "Atlantis" по программе STS-112. На Землю возвратились астронавты Джеффри Эшби (Jeffrey Ashby), Памела Мелрой (Pamela Melroy), Дэвид Волф (David Wolf), Сандра Магнус (Sandra Magnus), Пирс Селлерс (Piers Sellers) и Федор Юрчихин.
Задние колеса "шаттла" коснулись посадочной полосы RW33 Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал 18 октября в 15:43:40 UTC (19:43:40 мск). Переднее колесо опустилось на бетон в 15:43:48 UTC (19:43:48 мск), а полностью корабль остановился в 15:44:35 UTC (19:44:35 мск). Продолжительность полета составила 10 дней 19 часов 57 минут 49 секунд.
В ходе 11-суточного полета астронавты доставили на борт Международной космической станции еще один элемент орбитального "дома" - ферму S1.
Экспедиция на МКС отложена из-за аварии при запуске спутника "Фотон-М". Решение о переносе старта было принято на заседании в Росавиакосмосе 18 октября. Дело в том, что космический корабль с участниками экспедиции должна вывести на орбиту ракета-носитель "Союз У". Неисправность в точно такой же ракете стала причиной аварии во время запуска "Фотона". Выяснением причин аварии занимается специальная экспертная комиссия, которая пока не пришла ни к каким выводам. "Мы хотим быть уверены, что с космонавтами ничего не произойдет в полете, и поэтому будем ждать заключения экспертов, которое поступит не раньше 22 октября", - заявил представитель Росавиакосмоса Михайличенко.
18 октября исполняется 13 лет с тех пор как зонд Galileo, который занимается исследованием Юпитера и его окрестностей, покинул космодром на мысе Канаверал в грузовом отсеке "шаттла" Atlantis. С борта "шаттла" Galileo выпустила в космос Шэннон Люсид, которая через несколько лет полгода провела на станции "Мир" и долгое время была рекордсменкой США по длительности пребывания в космосе.
До Юпитера зонд Galileo добирался 6 лет, на его орбиту он вышел в декабре 1995 г. Изначально предполагалось, что он будет исследовать Юпитер и его спутники в течение трех лет. Но с тех пор миссия его неоднократно продлевалась, так как зонд был в хорошем состоянии и передавал ценную научную информацию. Но через год он все-таки закончит свое существование: в сентябре 2003 г. он должен войти в плотные слои атмосферы Юпитера и сгореть там.
Самым важным событием в работе зонда на заключительном этапе его существования будет облет Амальтеи - самого ближнего к Юпитеру спутника. По размерам он совсем небольшой - около 125 км в длину. Амальтею специально приберегли для Galileo напоследок, так как в такой близости от Юпитера мощность его излучения очень высока, и электронное оборудование зонда и, в первую очередь, бортовой компьютер могут выйти из строя. Хотя зонд выдержал уже более трех предельно допустимых доз облучения. Из-за мощного излучения Юпитера бортовой компьютер Galileo уже неоднократно отключался и перезагружался, но так близко к Юпитеру Galileo еще не был, так что ожидать можно всего.
Сейчас на зонде идет подготовка к сближению с Амальтеей: проводится тестирование бортового оборудования и корректировка его траектории. 15 октября он прошел дальнюю от Юпитера точку своей орбиты на расстоянии 10,7 млн км, а 5 ноября расстояние между Galileo и верхнем краем облаков Юпитера должно составить всего 143 тыс. км. Это вдвое ближе его предыдущего "рекорда" и гораздо меньше, чем расстояние от Луны до Земли. 20 октября на зонде отключат спектрометр крайнего УФ-диапазона. Этот прибор плохо работает в условиях мощного облучения, поэтому его всегда выключали во время приближения к Юпитеру. Зато продолжают работать детектор космической пыли и магнетометр.
Но даже если при подлете к Амальтее бортовой компьютер зонда выйдет из строя, все равно Galileo достоин всяческих похвал. За 13 лет он совершил 39 облетов космических объектов, в числе которых были Венера, Земля, два астероида и четыре самых крупных спутника Юпитера (по несколько раз).
18 октября на острове Рождества в Тихом океане состоялись испытания малоразмерного прототипа нового японского космического корабля многоразового использования "Hope-X". Небольшой летательный аппарат длиной около 4 метров поднялся на 600-метровую высоту и вернулся обратно в полностью автоматическом режиме. Полет продолжался чуть меньше 10 минут. В ближайшее время планируется проведение еще нескольких испытаний, а через некоторое время и полноценного космического аппарата, целиком произведенного в Японии.
Причиной аварии ракеты-носителя "Союз-У" в Плесецке стали неполадки в блоке "Д", заявил журналистам 18 октября в Москве генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев. "Отклонения в работе двигателя начались сразу после старта, в частности, аномальные пульсации в пять-шесть раз превышали нормы среднестатистического давления. Затем был резкий бросок давления вниз, что, по всей видимости, было связано с протеканием перекиси водорода на одной из соединительных труб двигателя", - сказал Коптев. Он заявил, что окончательные причины аварии станут известны после завершения работы комиссии.
55 лет назад, 18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени с Центрального полигона министерства обороны (Капустин-Яр) был произведен первый старт баллистической ракеты в СССР.
Тогда ракета А-4 поднялась на высоту 86 километров и, разрушившись при входе в плотные слои атмосферы, достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта с отклонением около 30 км от цели.
Первая серия пусков была произведена с 18 октября по 13 ноября 1947 года. В этот период были запущены 11 ракет (по другим данным 10) А-4 из которых 9 достигли цели (хотя и с большим отклонением от заданной траектории) и 2 потерпели аварию.
На 10 лет (с 1947 по 1957 год) Капустин Яр был единственным местом испытаний советских баллистических ракет. В этих испытаниях принимали участие наши ведущие конструкторы ракетно-космической технике во главе с С.П.Королевым.
На полигоне проведены испытания ракет Р-1 (сентябрь - октябрь 1948 года, сентябрь - октябрь 1949 года), Р-2 (сентябрь - октябрь 1949 года), Р-5 (март 1953 года) и других.
На полигоне родились и прошли практическую обработку все основные направления отечественной космонавтики. С 1949 года здесь проводились метеорологические, геофизические, медико-биологические исследования с помощью ракет РБ-1; 1-РД; 1-РЕ, отработка на моделях конструкций, пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, аппаратуры для исследования Марса и Венеры, испытания беспилотного ракетоплана и т.д.
С 1957 года полигон участвовал в обеспечении запусков первых ИСЗ и с марта 1962 года осуществлял запуски спутников по программе “Космос”. Запуск в 1969 году первого спутника серии “Интеркосмос” положил начало международному сотрудничеству в освоении космического пространства. Из Капустина - Яра был запущен и первый индийский спутник “Ариабата”.
За время существования полигона отсюда было произведено 140 пусков ракет космического назначения (последняя - стартовала в апреле 1999 года), в том числе, в ходе их испытаний. На орбиту выведено свыше 86 космических аппаратов различного класса. Успешный полет многоразового корабля “Буран” в 1988 году также во многом закладывался здесь - он был предопределен испытаниями его модели “Бор”, также стартовавшей из Капустина Яра. А началось все 55 лет назад, с первого пуска первой баллистической ракеты А-4.
Ровно 35 лет назад автоматическая станция "Венера-4" достигла планеты Венеры и впервые в мире совершила плавный спуск в атмосфере "сестры Земли". Чтобы отметить сие событие и передать в полной мере дух той эпохи, привожу дословно текст сообщения ТАСС об этом знаменательном событии. Не все в нем соответствует действительности, кое-какие акценты смещены, но думаю, что читателем стоит вспомнить об одной из ярких страниц покорения космоса.
НОВАЯ ВЫДАЮЩАЯСЯ ПОБЕДА СОВЕТСКОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ В КАНУН 50-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
18 октября 1967 года советская автоматическая станция "Венера-4", пройдя расстояние около 350 миллионов километров, достигла планеты Венера.
В течение четырехмесячного полета станция позволила получить новые многочисленные данные о физических свойствах космического пространства.
При подлете к планете Венера станция зафиксировала отсутствие заметного магнитного поля и радиационных поясов планеты. Обнаружена слабая водородная корона.
Сегодня, 18 октября 1967 года, в 7 час. 34 мин. московского времени автоматическая станция "Венера-4" вошла со второй космической скоростью в атмосферу Венеры и от станции отделился спускаемый аппарат - научная лаборатория. После аэродинамического торможения спускаемого аппарата в атмосфере планеты автоматически сработала специальная парашютная система, и он продолжал плавное снижение в атмосфере Венеры.
Научные приборы спускаемого аппарата проводили непрерывные устойчивые измерения и передачу на Землю параметров атмосферы Венеры в течение полутора часов на протяжении 25 километров. Аппарат опустился на поверхность планеты, доставив второй вымпел с изображением Герба Союза Советских Социалистических Республик.
Проводились замеры давления, плотности, температуры и химического состава атмосферы Венеры.
На протяжении участка измерений температура атмосферы изменялась от 40 до 280 градусов Цельсия, атмосферное давление - от 1 до величины порядка 15 атмосфер. Измерения показали, что атмосфера Венеры почти полностью состоит из углекислого газа; кислород и пары воды составляют около полутора процентов; заметных следов азота не обнаружено.
Даные научных измерений обрабатываются и будут опубликованы.
Таким образом, советская автоматическая станция "Венера-4" впервые в мире осуществила плавный спуск и посадку на поверхность планеты и позволила получить ценнейшие данные о планете Венера.
Научные исследования, выполненные советской автоматической межпланетной станцией "Венера-4", - новая выдающаяся победа советской науки и техники, важнейший этап в исследовании планет Солнечной системы.
В Москве 17 октября состоялась встреча председателя правительства РФ Михаила Касьянова и премьер-министра
Таиланда Таксином Чинаватой. Особое внимание в ходе переговоров было уделено перспективам научно-технического сотрудничества, а также взаимодействию в космической сфере.
Ветеран американского аэрокосмического ведомства Марк Крэйг (Mark Craig) назначен новым заместителем директора Космического центра имени Джонсона по развитию и коммерции. До недавнего времени Крэйг исполнял обязанности директора Космического центра имени Стейнниса.
Марк Крейг начал работать в центре Джонсона в 1967 году, еще будучи студентом. Принимал участие в оеализации многих программ США, в том числе “Apollo”, “Apollo-Soyuz”, “Space Shuttle” и Международной космической станции.
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ И МБР
30 октября 2002 года (?)
С космодрома Байконур запланирован пуск ракеты-носителя "Союз-У" с пилотируемым космическим кораблем "Союз ТМА-1" на борту.
7 ноября 2002 года
С космодрома на мысе Канаверал запланирован пуск ракеты-носителя "Delta-2" с навигационным спутником "Navstar" ("GPS 2R-8") на борту.
8 ноября 2002 года (?)
С космодрома Куру во Французской Гвиане запланирован первый пуск ракеты-носителя "Ariane-5" с верхней ступенью "ECA". На орбиту должны быть
доставлены спутник связи "Hot Bird-7", принадлежащий Европейской организации спутниковой связи EUTELSAT, французский экспериментальный телекоммуникационный
спутник "Stentor" и макет дополнительной полезной нагрузки массой около 2 тонн.
10 ноября 2002 года
С космодрома на мысе Канаверал запланирован запуск космического корабля "Endeavour" по программе STS-113 с семью астронавтами на борту.
14 ноября 2002 года
С космодрома на мысе Канаверал запланирован первый пуск ракеты-носителя "Delta-4" со спутником связи "W5", принадлежащим Европейской организации спутниковой связи EUTELSAT.