Продолжается полет космического корабля “Союз ТМА-2” с космонавтами Юрием Маленченко и Эдвардом Лу (Edward Lu) на борту. 26 апреля 2003 года в 08:12:03 UTC (12:12:03 мск) на 4-м витке был включен двигатель корабля, в результате чего корабль получил приращение скорости 26,09 м/с. Время работы двигателя составило 63,7 с.
Параметры орбиты после коррекции составляют:
наклонение - 51,65 град.;
период обращения - 90,61 мин.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 302 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 331 км.
Старт российской ракеты-носителя "Протон" с американским спутником, запланированный на 29 апреля с космодрома "Байконур", отложен на 2,5 недели. Об этом сообщил журналистам в субботу на космодроме глава Росавиакосмоса Юрий Коптев.
По его словам, "выявлены замечания" по одной из систем на разгонном блоке. Для того, чтобы их устранить, "Протон" пришлось вернуть в монтажно-испытательный комплекс. "Мы не можем играть в рулетку", - заявил Коптев.
Продолжается полет космического корабля “Союз ТМА-2” с космонавтами Юрием Маленченко и Эдвардом Лу (Edward Lu) на борту. 26 апреля 2003 года в 07:28:43 UTC (11:28:43 мск) на 3-м витке был включен двигатель корабля, в результате чего корабль получил приращение скорости 31,24 м/с. Время работы двигателя составило 76,7 с.
Параметры орбиты после коррекции составляют:
наклонение - 51,65 град.;
период обращения - 89,69 мин.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 217 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 310 км.
Директор NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe) огласил состав экипажа корабля многоразового использования Atlantis, который первым отправится в космос после возобновления полетов "шаттлов". Правда, дата полета пока не названа, но, вероятнее всего, он взлетит где-то в начале следующего года.
Командовать Atlantis по программе STS-114 будет Эйлин Коллинс (Eileen Collins). Вместе с ней в экипаж включены: пилот Джеймс Келли (James Kelly), специалисты полета Стефен Робинсон (Stephen Robinson) и японский астронавт Соити Ногути (Soichi Noguchi).
Кроме них на корабле будут находиться члены экипажа 9-й экспедиции на МКС. Кто именно, будет уточнено позднее.
СТАТУС: Космонавт-испытатель отряда космонавтов ЦПК ВВС. Командир космического корабля “Союз ТМА-2”, командир экипажа 7-й экспедиции на борт Международной космической станции. ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 22 декабря 1961 г.; г.Светловодск, Кировоградская обл., УССР (Украина). ОБРАЗОВАНИЕ: 1977 г. - средняя школа в г. Светловодск (с золотой медалью); 1983 г. - Харьковское высшее военное авиационное училище им. С.И.Грицевца; 1993 г. - Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского. ВОИНСКАЯ СЛУЖБА: Проходил службу в советских ВВС (летчик, старший летчик, командир звена в подразделениях истребительной авиации Одесского военного округа). КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: С 1987 г. в отряде космонавтов ЦПК имени Ю.А.Гагарина. С декабря 1987 г. по июнь 1989 г. проходил курс общекосмической подготовки. В 1993 г. готовился в качестве командира дублирующего экипажа 15-й основной экспедиции на борт комплекса "Мир" вместе с Талгатом Мусабаевым и Германом Арзамазовым. КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 1-й полет - с 1 июля по 4 ноября 1994 года в качестве командира корабля "Союз ТМ-19" и 16-й основной экспедиции на борт комплекса "Мир" продолжительностью 125 дней 22 часа 53 минуты 36 секунд. Во время полета совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 11 часов 6 минут.
2-й полет - с 8 по 20 сентября 2000 г. в качестве специалиста полета корабля Atlantis по программе STS-106 продолжительностью 11 дней 19 часов 11 минут 1 секунда. Основной задачей полета являлась доставка грузов на борт Международной космической станции и ее подготовка к полету в пилотируемом режиме. Во время полета совершил выход в открытый космос продолжительностью 6 часов 14 минут.
За два рейса в космос налетал 137 дней 18 часов 4 минуты 37 секунд.
Начавшийся 26 апреля 2003 г. полет третий в карьере Ю.И.Маленченко. НАГРАДЫ: Герой Российской Федерации. Национальный Герой Казахстана. Ордена и медали СССР, России, Казахстана. Медаль NASA "За космический полет" (2000 г.). СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Женат на Елене Леонидовне Маленченко. Имеет сына Дмитрия.
СТАТУС: Астронавт NASA. Бортинженер корабля “Союз ТМА-2”, бортинженер экипажа 7-й экспедиции на борт Международной космической станции. ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 1 июля 1963 г.; г. Спрингфилд, шт. Массачусеттс, США. ОБРАЗОВАНИЕ: 1980 г. - средняя школа имени Р.Л.Томаса в городе Уэбстер, шт. Нью-Йорк, США; 1984 г. - Корнелльский университет (бакалавр в области электроники); 1989 г. - Стэнфордский университет (докторская степень по физике). РАБОТА: Работал в научно-исследовательских центрах США. Специалист в области солнечной физики и астрофизики. КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: декабрь 1994 г. - отобран в отряд космонавтов NASA; март 1995 г. - март 1996 г. - общекосмическая подготовка в Космическом центре имени Джонсона. КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ: 1-й полет - с 15 по 24 мая 1997 г. в качестве специалиста полета корабля Atlantis по программе STS-84 продолжительностью 9 дней 5 часов 19 минут 56 секунд. Основной задачей полета являлась стыковка и работа на борту российского орбитального комплекса "Мир".
2-й полет - с 8 по 20 сентября 2000 г. в качестве специалиста полета корабля Atlantis по программе STS-106 продолжительностью 11 дней 19 часов 11 минут 1 секунда. Основной задачей полета являлась доставка грузов на борт Международной космической станции и ее подготовка к полету в пилотируемом режиме. Во время полета совершил выход в открытый космос продолжительностью 6 часов 14 минут.
За два рейса налетал 21 день 30 минут 57 секунд.
Начавшийся 26 апреля 2003 г. полет третий в карьере Эдварда Лу. НАГРАДЫ: Медали NASA "За космический полет" (1997 г., 2000 г.). СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Не женат. УВЛЕЧЕНИЯ: Воздушная акробатика, игра на пианино, теннис, серфинг, путешествия.
СТАТУС: Космонавт отряда РКК "Энергия". Командир дублирующего экипажа корабля “Союз ТМА-2”. ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 13 мая 1956 г. в г. Юрмала Латвийской ССР (Республика Латвия). ОБРАЗОВАНИЕ: 1973 г. - средняя школа № 5 г. Юрмала; 1979 г. - Московский физико-технический институт; 1983 г. - аспирантура Московского физико-технического института. РАБОТА: С 1979 г. работает в НПО (ныне РКК) "Энергия". КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: 13 апреля 1984 г. назначен на должность кандидата в космонавты НПО "Энергия". С ноября 1985 г. по октябрь 1986 г. проходил общекосмическую подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина. 28 ноября 1986 г. решением Межведомственной комиссии присвоена квалификация космонавта-испытателя. Неоднократно проходил подготовку в составе экипажей для полетов на борт орбитального комплекса "Мир". Многократно являлся дублером бортинженеров экипажей кораблей “Союз ТМ”. С марта 1994 г. - заместитель начальника 291-го отдела (отряд космонавтов) РКК "Энергия". КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ: 1-й полет - с 17 марта по 10 августа 1992 г. в качестве бортинженера космического корабля "Союз ТМ-14" и 11-й основной экспедиции на борт комплекса "Мир" продолжительностью 145 дней 14 часов 10 минут 32 секунды. Во время полета совершил выход в открытый космос продолжительностью 2 час 3 мин.
2-й полет - с 17 августа 1996 года по 2 марта 1997 г. в качестве бортинженера космического корабля "Союз ТМ-24" и 22-й основной экспедиции на борт комплекса "Мир" продолжительностью 196 дней 17 часов 26 минут 13 секунд. В ходе полета совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 12 часов 36 минут.
3-й полет - с 3 апреля по 16 июня 2000 г. в качестве бортинженера космического корабля "Союз ТМ-30" и 28-й основной экспедиции на борт комплекса "Мир" продолжительностью 72 дня 19 часов 42 минуты 17 секунд.
За 3 рейса в космос налетал 415 дней 3 часа 19 минут 2 секунды. НАГРАДЫ: Герой Российской Федерации. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Стал первым, кому было присвоено почетное звание “Летчик-космонавт РФ”. СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Женат на Светлане Леонидовне Калери (урожденная Носова). В семье растет сын Олег (1996 г. р.). УВЛЕЧЕНИЯ: Спорт, чтение книг, выращивание цветов.
СТАТУС: Астронавт NASA, бортинженер дублирующего экипажа корабля “Союз ТМА-2”. ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 6 января 1957 г. в г. Лаут, Англия, но детские годы провел в г. Кембридж, Англия. ОБРАЗОВАНИЕ: 1975 г. - средняя школа Кингс-Скул в г. Кентбери, Англия; 1978 г. - Королевский колледж университета в Кембридже (бакалавр в области физики); 1982 г. - Астрофизическая лаборатория университета в Кембридже (доктор в области физики). РАБОТА: Еще в студенческие годы участвовал в научных экспедициях по изучению морского дна, в том числе, по соглашению с правительством Греции, в изучении остатков древнегреческой цивилизации на дне Средиземного моря. Осенью 1981 г. добровольцем участвовал в погружениях к затонувшему в 1543 г. галлеону The Mary Rose; 1982 - 1983 гг. - научный сотрудник компании McDonnell Douglas Aircraft Corporation; 1983 - 1987 гг. - сотрудник Космического центра имени Джонсона. КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: июнь 1987 г. - отобран в отряд космонавтов NASA; август 1987 г. - август 1988 г. - общекосмическая подготовка в Космичексом центре имени Джонсона. КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ: 1-й полет - со 24 марта по 2 апреля 1992 г. в качестве специалиста полета корабля Atlantis по программе STS-45 продолжительностью 8 дней 22 часа 9 минут 28 секунд. Основной задачей полета являлось проведение исследований земной атмосферы.
2-й полет - с 9 по 17 апреля 1993 г. в качестве специалиста полета корабля Discovery по программе STS-56 продолжительностью 9 дней 6 часов 8 минут 24 секунды. Основной задачей полета являлось проведение исследований земной атмосферы.
3-й полет - со 2 по 11 февраля 1995 г. в качестве специалиста полета корабля Discovery по программе STS-63 продолжительностью 8 дней 6 часов 28 минут 15 секунд. Основной задачей полета являлось сближение с российским орбитальным комплексом "Мир". В ходе полета совершил выход в открытый космос продолжительностью 4 часа 39 минут.
4-й полет - стартовал в космос 15 мая 1997 г. в качестве специалиста полета корабля Atlantis по программе STS-84. С 17 мая до 3 октября работал на борту российского орбитального комплекса "Мир" вместе с российскими космонавтами. В ходе полета совершил выход в открытый космос продолжительностью около 6 часов. Возвратился на Землю 6 октября 1997 года на борту корабля Atlantis по программе STS-86. Продолжительность пребывания в космосе составила 144 дня 13 часов 47 минут 21 секунда.
5-й полет - с 20 по 28 декабря 1999 г. в качестве специалиста полета корабля Discovery по программе STS-103 продолжительностью 7 дней 23 часа 10 минут 47 секунд. Основной задачей полета являлся ремонт орбитального телескопа Hubble. Во время полета совершил выход в открытый космос продолжительностью 8 часов 10 минут.
За пять рейсов налетал 178 дней 23 часа 44 минут 15 секунд. НАГРАДЫ: Медали NASA "За космический полет" (1992 г., 1993 г., 1995 г., 1997 г., 1999 г.). СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Женат на урожденной Ронде Батлер (Rhonda Butler). Имеют двоих детей.
УВЛЕЧЕНИЯ: Серфинг, подводное плавание, программирование.
Космический корабль “Союз ТМА-2” с космонавтами Юрием Маленченко и Эдвардом Лу (Edward Lu) на борту выведен на околоземную орбиту.
26 апреля 2003 года в 04:02:39.26 UTC (08:02:39.26 мск) корабль отделился от 3-й ступени носителя и вышел на орбиту с параметрами:
наклонение - 51,63 град.;
период обращения - 88,62 мин.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 195 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 235 км.
В каталоге Космического командования США корабль получил номер 27781. В международном регистре он получил индекс 2003 016А.
На орбиту вокруг Земли также вышла и 3-я ступень РН “Союз-ФГ”, которая получила в каталоге номер 27782 и международный регистрационный индекс 2003 016В.
Основной задачей полета является доставка на борт Международной космической станции членов 7-й основной экспедиции, а также грузов, необходимых для длительного пребывания космонавтов на борту международного комплекса.
Продолжается полет ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. 26 апреля 2003 года в 04:02:36 UTC (08:02:36 мск) отключен двигатель 3-й ступени носителя.
Продолжается полет ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. 26 апреля 2003 года в 03:58:48 UTC (07:58:48 мск) произведено отделение хвостового отсека. Спустя некоторое время ХО упал на границе Восточно-Казахстанской области, Республика Казахстан, и Республики Алтай, РФ (зона падения № 309).
Продолжается полет ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. 26 апреля 2003 года в 03:58:38 UTC (07:58:38 мск) произведено отделение 2-й ступени носителя. Спустя некоторое время отработанная ступень упала на границе Восточно-Казахстанской области, Республика Казахстан, и Республики Алтай, РФ (зона падения № 306).
Продолжается полет ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. 26 апреля 2003 года в 03:56:28 UTC (07:56:28 мск) произведен сброс створок головного обтекателя. Спустя некоторое время створки ГО упали на территории Карагандинской области, Республика Казахстан (зона падения № 69).
Продолжается полет ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. 26 апреля 2003 года в 03:55:49 UTC (07:55:49 мск) произведено отделение 1-й ступени носителя. Спустя несколько минут ступень упала на территории Карагандинской области, Республика Казахстан (зона падения № 67).
Продолжается полет ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. 26 апреля 2003 года в 03:55:44 UTC (07:55:44 мск) произведен сброс двигательной установки системы аварийного спасения корабля. Спустя несколько минут ДУ упала на территории Карагандинской области, Республика Казахстан (зона падения № 16).
26 апреля 2003 года в 03:53:51 UTC (07:53:51 мск) с 5-й пусковой установки 1-й площадки 5-го государственного испытательного космодрома "Байконур" стартовыми командами Росавиакосмоса при поддержке боевых расчетов Космических войск РФ осуществлен пуск ракеты-носителя “Союз-ФГ” (11А511У-ФГ) № Э15000-005 с кораблем “Союз ТМА-2” (11Ф732 № 212) на борту.
Космический корабль пилотирует экипаж в составе: МАЛЕНЧЕНКО Юрий Иванович, командир корабля, командир 7-го экипажа МКС, Россия (3-й полет в космос);
ЛУ Эдвард Цзан (LU Edward Tsang), бортинженер корабля, бортинженер 7-го экипажа МКС, США (3-й полет в космос).
При старте корабля “Союз ТМА-2” экипаж дублировали космонавты КАЛЕРИ Александр Юрьевич, Россия, и ФОУЛ Колин Майкл (FOALE Colin Michael), США.
Масса корабля “Союз ТМА-2” при старте составила 7136 кг.
26 апреля 2003 года в 01:10 UTC (05:10 мск) автобус с космонавтами Юрием Маленченко и Эдвардом Лу (Edward Lu) прибыл на 1-ю площадку космодрома Байконур. На лифте космонавты поднялись на вершину ракеты и заняли свои места в кабине космического корабля “Союз ТМА-2”.
26 апреля 2003 года в 00:50 UTC (04:50 мск) автобус с космонавтами Юрием Маленченко и Эдвардом Лу (Edward Lu) выехал с 254-й площадки космодрома в сторону стартового комплекса на 1-й площадке.
Командир экипажа космического корабля “Союз ТМА-2” Юрий Маленченко 26 апреля 2003 года в 00:45 UTC (04:45 мск) доложил председателю Государственной комиссии о готовности экипажа к полету.
На 1-й площадке 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур вечером 25 апреля 2003 года (ночью 26 апреля по московскому времени) состоялось заседание Государственной комиссии, на котором принято решение о заправке топливом ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. Вслед за принятием решения стартовые расчеты Росавиакосмоса приступили к заправке ракеты топливом и окислителем.
На 5-м Государственном испытательном космодроме Байконур завершаются последние приготовления к запуску ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. 25 апреля 2003 года в 21:50 UTC (26 апреля в 01:50 мск) автобус с космонавтами Юрием Маленченко и Эдвардом Лу (Edward Lu) прибыл на 254-ю площадку.
На 5-м Государственном испытательном космодроме Байконур продолжается подготовка к старту ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз ТМА-2” на борту. 25 апреля 2003 года в 20:50 UTC (26 апреля в 00:50 мск) с 17-й площадки отправился автобус с космонавтами Юрием Маленченко и Эдвардом Лу (Edward Lu), которым через несколько часов предстоит отправиться в космос. Их путь лежит на 254-ю площадку.
Вечером 25 апреля 2003 года на 200-й площадке 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором было принято решение о проведении заправки топливом ракеты-носителя “Протон-К” с американским телекоммуникационным спутником AMC-9 (GE-12) на борту.
До старта космического корабля "Союз ТМА-2" с космонавтами Юрием Маленченко и Эдвардом Лу (Edward Lu) на борту остается
меньше 10 часов. По традиции космонавты накануне полета посмторели фильм "Белое солнце пустыни". Киносеанс считается непременным атрибутом
предстартовой подготовки и ни один экипаж не уходил в космос, не вспомнив перипетии этого культового фильма.
В ближайшие часы космонавты наденут скафандры и отправятся на старт. "Последние космические новости" будут вести репортаж о
взлете корабля в режиме on-line.
Коллекционеры почтовых марок получают возможность приобрести раритеты, проштампелеванные в космосе. Об этом РИА "Новости" сообщили в пятницу в Росавиакосмосе.
"С этой целью создано специальное почтовое отделение, которое взяло на себя функции приема таких марок, которые затем будут отправлены на борт Международной космической станции /МКС/, где космонавты погасят их специальным штемпелем. "Космические марки" после этого будут доставлены на Землю и через вышеупомянутое почтовое отделение вручены коллекционерам", - уточнили в Росавиакосмосе.
Стоимость каждой такой марки будет в пределах 20-30 тыс долларов. Полученные таким образом средства пойдут на поддержание космической деятельности.
В авиакосмическом агентстве пояснили, что высокая стоимость "космических марок" обусловлена высокой стоимостью доставки на МКС грузов. Так доставка на станцию 1 кг груза обходится до 20 тыс долларов, а возвращение его обратно на Землю - до 60 тыс долларов. Час работы экипажа на борту станции - около 20 тыс долларов.
"Первыми космическими "почтальонами" станут космонавты 7-й постоянной экспедиции, которые отправятся завтра на МКС, - заключили в Росавиакосмосе. - Кроме того, они в день своего старта проштампелюют 50 специальных открыток, на 10 из которых оставят свои автографы. Эти открытки также будут проданы".
Финансирование космической отрасли в 2004 г планируется осуществлять исходя из сумм, предусмотренных для федеральной космической программы, причем с учетом инфляции. Об этом в беседе с ИТАР-ТАСС сообщил 24 апреля генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев после заседания комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества.
По его словам, с 1992 по 2002 гг расходы на поддержание российской военной и гражданской космической группировки составили 4,369 млрд долл. При этом сумма внебюджетного финансирования составила 5,176 млрд долл. "Эти цифры наглядно демонстрируют тот факт, что государственное агентство умеет самостоятельно зарабатывать деньги", - отметил глава Росавиакосмоса.
При этом, по мнению Ю.Коптева, "государственное финансирование должно хотя бы осуществляться в определенных федеральной программой объемах, тогда можно быть уверенным, что российский космос по-прежнему будет занимать достойное место в мире".
Сотрудник Космического центра имени Кеннеди, уличенный в краже обломков разбившегося «шаттла» Columbia, был 24 апреля выпущен из тюрьмы под залог в 25 тысяч долларов. 44-летний Майкл Панкевич (Michael Pankiewicz) был арестован 23 апреля и в тот же день ему было предъявлено обвинение. Панкевич работал в центре 15 лет, но теперь будет уволен.
Соединенные Штаты не намерены выделять России дополнительные средства на ее космическую программу, так как уверены, что российская сторона в состоянии профинансировать обслуживание Международной космической станции. Об этом заявил 24 апреля один из сотрудников Государственного департамента США на условиях анонимности. «Мы думаем, что они могут это сделать», - сказал дипломат. Он также заявил, что нынешняя ситуация вокруг МКС не заставит американскую сторону отменить закон, препятствующий финансирование российской космической программы из-за сотрудничества России и Ирана. «На наш взгляд, ситуация вокруг российско-иранского ядерного сотрудничества не улучшается, а, наоборот, ухудшается», - добавил источник.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов вылетает в пятницу на Байконур, где 26 апреля он будет присутствовать при старте экспедиции космонавтов к Международной космической станции /МКС/. Об этом РИА "Новости" сообщили в пресс-службе верхней палаты парламента.
В пятницу поздно вечером, как ожидается, Миронов встретится с представителями руководящего состава комплекса "Байконур", Российского авиационно-космического агентства и министерства обороны, а также осмотрит стартовый комплекс ракеты-носителя "Протон".
Утром в субботу Сергей Миронов встретится с экипажем космического корабля перед стартом, а также будет присутствовать при докладе экипажа председателю Государственной комиссии и при посадке экипажа в космический корабль.
Уже после запуска космического корабля "СоюзТМА-2", планируется, что Сергей Миронов встретится с генеральным директором Росавиакосмоса Юрием Коптевым и президентом РКК "Энергия" Юрием Семеновым.
Спикер Совета Федерации посетит также международную космическую школу и возложит цветы к памятнику погибшим ракетчикам.
В субботу Миронов вернется в Москву.
Российское правительство предлагает отказаться от обязательной ратификации международных договоров в области космической деятельности.
Такое предложение, сообщили РИА "Новости" в Департаменте правительственной информации, содержится в решениях по итогам сегодняшнего заседания кабинета министров.
МИД России и Минюст России подтвердили нецелесообразность обязательной ратификации таких договоров.
Росавиакосмос в представленных документах к заседанию правительства констатировал, что в рамках правоприменительной практики действующего закона "О космической деятельности" "возникли проблемы, связанные с выполнением требования обязательной ратификации международных договоров и соглашений Российской Федерации по космической деятельности".
Неурегулированность этого вопроса, указывает Росавиакосмос, приводит к "прямым значительным потерям времени в процессе оформления предполагаемых международных договоров и соглашений и, как следствие, к экономическим потерям при заключении и реализации международных контрактов".
В ДПИ отметили, что сравнительный анализ предложений и требований по ратификации, закрепленных в ряде законов РФ, свидетельствует о возможности отмены обязательной ратификации каждого договора /включая межведомственные соглашения/ в области космической деятельности.
Государственная комиссия в пятницу утром на космодроме Байконур утвердила основной и дублирующий экипажи седьмой основной экспедиции на Международную космическую станцию. Основной экипаж седьмой экспедиции МКС утвержден в составе командира, российского космонавта Юрия Маленченко и бортинженера, астронавта NASA Эдварда Лу (Edward Lu). Дублирующий экипаж утвержден в составе командира Александра Калери и бортинженера Майкла Фоэла (Michael Foale).
Старт экспедиции на МКС планируется на 07.54 мск 26 апреля.
25 апреля 2003 года в 05:45 UTC (09:45 мск) на 39-й пусковой установке 200-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур завершена вертикализация ракеты-носителя «Протон-К» с американским телекоммуникационным спутником AMC-9 (GE-12) на борту.
Старт ракетно-космической системы запланирован на 28 апреля.
25 апреля 2003 года в 04:00 UTC (08:00 мск) на 5-м Государственном испытательном космодроме Байконур начата установка ракеты-носителя “Протон-К” с американским телекоммуникационным спутником AMC-9 (GE-12) на 39-ю пусковую установку 200й площадки.
25 апреля 2003 года в 03:30 UTC (07:30 мск) на 5-м Государственном испытательном космодроме Байконур завершена транспортировка на стартовую позицию ракеты-носителя “Протон-К” с американским телекоммуникационным спутником AMC-9 (GE-12). Ракетно-космическая система доставлена на 200-ю площадку, откуда 28 апреля запланирован ее пуск.
25 апреля 2003 года в 00:30 UTC (04:30 мск) на 5-м Государственном испытательном космодроме Байконур начата транспортировка на стартовую позицию ракеты-носителя “Протон-К” с американским телекоммуникационным спутником AMC-9 (GE-12).
Космическое агентство Бразилии сообщило, что в ближайшие дни ожидается падение на территории страны остатков итальянского спутника, передает агентство Reuters. По оценке итальянских специалистов, наиболее вероятной датой падения спутника BeppoSAX является 1 мая, однако падение может произойти в любое время с 29 апреля по 4 мая. Спутник довольно крупный - его масса составляет 1,4 тонны. По оценкам специалистов при входе в плотные слои атмосферы атмосферы аппарат распадется на 42 фрагмента, часть из которых достигнет поверхности Земли. Как ожидается обломки упадут в малонаселенной Амазонской низменности.
Встреча глав космических агентств России и США состоится 5 мая в Москве, передает агентство ИТАР-ТАСС. Об этом сообщил генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев.
"Мы намерены обсудить программу дальнейшего финансирования МКС в рамках намеченного совместного выступления президентов России и США в области взаимного сотрудничества в космической сфере", - отметил Коптев. По его словам, делегация NASA во главе с директором агентства Шоном О'Кифом (Sean O'Keefe) прибудет в Москву 4 мая.
24 апреля 2003 года в Киеве в выставочном комплексе НЦАОМУ открылась первая образовательно-научная конференция школьников “Звездный путь” (“Зоряний шлях”).
Целью конференции является развитие заинтересованности учеников в углубленном изучении космического пространства, обмен знаниями и информацией в области астрономии, физики, природных явлений и экологии Космоса, техническим творчеством и ракетно-космическим моделированием.
В Оргкомитет конференции вошли представители Днепропетровского национального университета, Национального аэрокосмического университета им. М. Жуковского “ХАИ”, Национального технического университета Украины “КПИ”, НЦАОМУ.
На него приглашены: Поляков М.В. - д.т.н., ректор ДНУ, Джур Е.О. - д.т.н., профессор, директор физико-технического института ДНУ, Белан М.В. , Кулик А.С., Деменко В.Ф. - деканы факультетов НАУ им. М. Жуковского “ХАИ”, Ясинский В.В. - директор Инстутута доуниверситетской подготовки КПИ, Збруцкий О.В. - профессор, декан КПИ, ведущие специалисты ГКБ “Южное”, Днепропетровского национального университета, Днепропетровской медицинской академии.
Подробности на сайте www.unaec.dp.ua.
24 апреля 2003 года в 11:00:30 UTC (15:00:30 мск) российский военный спутник "Космос-2397" отделился от разгонного блока ДМ2, с
помощью которого производилось выведение аппарата на целевую орбиту.
На 1-й площадке 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур 24 апреля в 10:30 UTC (14:30 мск) начаты Генеральные испытания ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз ТМА-2» на борту.
Специалисты пытаются понять природу смертельного вируса атипичной пневмонии, поразившего страны Азии. Двое британских исследрвтелей опубликовали в одной из национальных газет статью, в которой пишут о том, что, возможно, вирус атипичной пневмонии - это организм из космоса, который был занесен на Землю в районе Гималаев.
Один из ученых, Шандра Уиксемахингхе, работает в астробиологическом центре Кардиффского университета в Уэльсе. Он по-своему объясняет основы этой теории. "В результате последних исследований в нескольких областях науки мы можем предположить, что жизнь появилась на Земле 4 миллиарда лет назад, когда в Землю врезалась комета", - говорит Шандра Уиксемахингхе.
Теория, которой сейчас начинают придерживаться все больше ученых, состоит в том, что живые микроорганизамы попали на Землю вместе с кометой 4 миллиарда лет назад. Если это так, объясняет ученый, то жизнь появилась не на Земле, а была занесена извне. "Кометы продолжают влиять на Землю, и вполне вероятно, что какие-то микробы из космоса могли попасть на Землю таким же способом и в наши дни", - говорит ученый из Кардифского университета. Об этом сообщает ВВС World.
Компания SGI объявила о заключении контракта на поставку суперкластера SGI Altix 3000 британскому консорциуму COSMOS, возглавляемому профессором Стивеном Хоукинсом из Кембриджского университета. Проект COSMOS позволит экспертам проводить совместные исследования в области моделирования истории Вселенной начиная с первых долей секунд после Большого Взрыва и до сегодняшнего дня, т.е. за временной интервал порядка 14 млрд. лет.
Данный контракт является частью соглашения о долгосрочном сотрудничестве, заключенного ранее между возглавляемым профессором Хоукинсом консорциумом COSMOS и компанией SGI (эти организации работают вместе с 1997 г.). Изначально в качестве вычислительной платформы в COSMOS использовался 32-процессорный сервер SGI Origin 2000, который позднее был заменен на более мощный 64-процессорный сервер семейства SGI Onyx с системой хранения данных CXFS. В новой же 64-разрядной системе SGI Altix 3000, представленной на рынок в январе текущего года, объединены архитектура супервычислений SGI, 128 процессоров Intel Itanium 2 и операционная система Linux. В состав решения, установленного в Кембриджском университете, также входит дополнительное графическое оборудование и дополнение к системе хранения данных CXFS в виде 2-гигабайтной сети хранения данных и системы хранения SGI TP9400 объемом 6 терабайт.
Новая система Altix 3000 сформирует ядро британской сети для космологических исследований (CosmoGrid) и будет обслуживать совместные научные исследования участников консорциума посредством интеграции высокопроизводительных вычислений, комплексного управления данными, а также средств удаленной совместной визуализации с использованием разработанных компанией SGI визуализационных технологий на базе локальных сетей. Членами консорциума COSMOS являются факультет прикладной математики и теоретической физики Института астрономии и Кавендишская лаборатория Кембриджского университета, а также Лондонский королевский колледж, Портсмутский университет и Университет Сассекса.
Профессор Стивен Хоукинс уверен, что «приобретенный консорциумом COSMOS суперкластер – SGI Altix 3000 – позволит нам эффективно работать с огромным количеством поступающих данных о нашей Вселенной». По словам же Пола Шелларда, директора COSMOS по супервычислениям, «суперкластер Altix даст нам возможность легко проверить наши математические модели Вселенной, «примерив» их на огромное количество данных, полученных в ходе космологических наблюдений».
18 апреля командование космодрома "Плесецк" получило официальное предписание от главного государственного инспектора по охране природы Архангельской области Анатолия Миняева о приостановлении с 1 июня эксплуатации ракетно-космического комплекса "Рокот" за нарушение федерального закона "Об охране окружающей среды". Поводом послужило отсутствие на стартовой площадке "Рокота" действующей системы очистных сооружений. Это ставит под угрозу два коммерческих запуска "Рокота" общей стоимостью $30 млн., запланированных в этом году. Еще в 1999 году, после завершения работ по созданию в Плесецке стартового и технического комплексов ракеты легкого класса "Рокот", разработчик носителя, Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, подал необходимые документы для проведения государственной экологической экспертизы. Ракета "Рокот" ее прошла, причем первой в России. В заключении экспертной комиссии отмечалось, что "ожидаемое воздействие носителя на окружающую среду не превысит допустимых пределов, а его эксплуатация не ухудшит сложившуюся обстановку на космодроме "Плесецк". Эти слова вызвали раздражение у архангельских экологов, поскольку на протяжении последнего десятилетия взаимоотношения между ними и космодромом приняли характер позиционных боев. Экологи требуют, чтобы космодром после каждого запуска осуществлял выплату компенсаций за экологический вред проживающему в его окрестностях населению, а космодром держит круговую оборону.
Два месяца назад около 6 тыс. жителей Мезенского и Лещуконского районов Архангельской области (там падают отработанные первые ступени стартующих из Плесецка носителей) обратились к губернатору Анатолию Ефремову с требованием защитить их интересы. По закону "Об охране окружающей среды" космодром должен компенсировать наносимый экологический ущерб, но по постановлению правительства компенсацию можно получить лишь с коммерческих пусков. "Рокот" к таковым относится, однако отделяющиеся части именно этого носителя на территорию Архангельской области не падают. Тогда экологи, изучив перечень замечаний, изложенных в приложении к акту о государственной экологической экспертизе "Рокот", обнаружили указания на необходимость проведения ремонтно-строительный работ на канализационно-очистных сооружениях стартового и технического комплексов.
Главный специалист Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды по Архангельской области Иван Петров разъяснил "Ъ": "Происходящее нарушение экологической безопасности влечет за собой загрязнение почвы и подземных вод. По нашим подсчетам, для обустройства требуется около 10 млн. рублей. Однако космодром государственный, а комплекс "Рокот" - коммерческий, но денег все равно не нашлось". Позиция эколога категорична: "Нынешнее предписание - это только начало. Если адекватной реакции не последует, то будет суд, решением которого запуски "Рокот" могут быть вообще запрещены".
Учитывая, что на июнь и сентябрь запланировано два коммерческих старта "Рокота", пресс-секретарь космодрома "Плесецк" Анна Потехина заявила корреспонденту "Ъ", что сейчас ведутся переговоры с подрядчиками и определяются источники финансирования для устранения указанных экологами недостатков. А к сентябрю все необходимые работы должны быть завершены.
Анатолий Миняев, главный государственный инспектор по охране природы Архангельской области: "Объекты экологического характера на комплексе "Рокот" не построены. К их строительству даже не приступали. В таких случаях закон требует приостановить действие объекта, введение в действие которого произведено с нарушением природоохранного законодательства. Мы поступили четко в соответствии с буквой закона. Если объекты не будут построены, то старты будут прекращены. А сейчас появился к тому же прекрасный повод: ведь последний пуск "Рокота" был осуществлен в июне прошлого года, а очистных сооружений так и нет, канализация до сих пор не отремонтирована. Поэтому я, как государственный инспектор, был просто обязан приостановить незаконную деятельность ракетного комплекса".
Денис Пивнюк, заместитель гендиректора ГКНПЦ имени Хруничева: "Сейчас в соответствии с решением гендиректора центра уже заключены договоры на разработку проекта по созданию необходимых очистных сооружений. Эти документы будут представлены на рассмотрение и согласование в экологическую экспертизу Министерства природных ресурсов. Мы рассчитываем, что к 15 июня проект строительства может быть полностью согласован. Параллельно центр приступил к переговорам с потенциальными подрядчиками на выполнение строительных работ. Определяются и источники финансирования. Но без осуществления коммерческих стартов "Рокотов" не будет и средств на создание очистных сооружений. При подготовке и проведении очередного пуска "Рокота" в июне будут приняты все меры по исключению случаев загрязнения окружающей среды. А строительство очистных сооружений планируется завершить к концу сентября".
“Крылья “шаттлов” никогда не были рассчитаны, чтобы выдержать удар какого-либо твердого тела. И не надо быть специалистом в области физики, чтобы это понять”, - заявил Роберт Томпсон (Robert Thompson), один из руководителей программы создания кораблей многоразового использования в 1970-х годах, на Пятых публичных слушаниях по проблеме Columbia, состоявшихся 23 апреля в Хьюстоне. В NASA никогда серьезно не рассматривали такую возможность и, в конце концов, это привело к трагедии. Томпсон считает, что в будущем надо больше внимания уделять всем процедурам подготовки корабля к полету и только это поможет избежать новой катастрофы, пока “шаттлы” будут летать.
В NASA завершается прием заявок от преподавателей американских школ и колледжей, желающих стать астронавтами в рамках образовательной программы аэрокосмического ведомства. Крайний срок подачи заявок 30 апреля, причем сделать это могут не только сами учителя, но и их ученики. С января нынешнего года, когда прием был открыт, уже поступило 7851 заявление. Многоступенчатый отбор завершится в следующем году, но лишь единицы из тысяч будут зачислены в отряд астронавтов NASA. Гибель Columbia не остановила аэрокосмическое ведомство, которое намерено довести свою затею до конца.
Неполадки бортовой камеры заставили японское аэрокосмическое агентство перенести запуск спутника MTSAT-1R (Multifunctional Transportation Satellite) с середины 2003 года на начало 2004 года. Этот космический аппарат должен не только заменить на геостационарной орбите метеорологический спутник Himawari (GMS-5), но и предоставить услуги по управлению воздушным движением над Японией. Запуск спутника MTSAT-1 в 1999 году был аварийным, поэтому и приходится запускать резервный аппарат.
В Хьюстоне 23 апреля прошли Пятые публичные слушания, посвященные проблеме гибели космического корабля Columbia. Основное внимание на них было уделено проблеме эксплуатации летательных аппаратов, изготовленных 20 и более лет назад, а также социальным последствиям крупных техногенных катастроф.
В качестве экспертов к участию в них были привлечены главный инженер программы Space Shuttle Милтон Силвер (Milton Silveira), менеджер программы поддержки полетов кораблей многоразового использования от компании Rockwell Джордж Джеффс (George Jeffs), проектный менеджер кораблей многоразового использования Аарон Кохен (Aaron Cohen), руководитель интеграционной программы поддержки кораблей многоразового использования Оуэн Моррис (Owen Morris), сотрудник компании RAND Corporation Джин Гибмэн (Jean Gebman), руководитель одного из подразделений Базы ВВС Райт-Паттерсон Майкл Карпентер (Michael Carpenter) и Диана Вагхэн (Diane Vaughan) профессор социологии Бостонского колледжа.
С презентациями, сопровождавшими доклады Карпентера и Вагхэн можно ознакомиться на сайте "комиссии Гемана".
Проверка топливного бака ET-94, полной копии топливного бака ET-93 разрушевшегося 1 февраля при входе в атмосферу шаттла Columbia, показала наличие значительного количества дефектов - полостей и перекрытия последовательных слоев - именно в том месте, от которого при взлете оторвался значительный кусок термоизоляционной пены. Помимо этого вычисление сечения рассеяния различных деталей аппарата, видимых наземным радаром, показали, что объект, отделившийся от шаттла на второй день полета, не мог быть ни чем иным, как заглушкой на левом крыле: сечения рассеяния остальных деталей значительно отличаются от наблюдаемых.
Как сообщил член комиссии по расследованию происшествия с шаттлом Columbia Стив Туркотт, полученные сведения поддерживают одну из основных версий причин произошедшего: при старте отвалившийся от топливного бака кусок пены сильно ударил переднюю кромку левого крыла. После этого уже в полете T-образная заглушка была потеряна шаттлом, в результате чего при входе в атмосферу во внутреннюю полость крыла проникла плазма, разрушившая в итоге весь аппарат.
Как считает Туркотт, теперь NASA для возобновления полетов придется сделать две вещи - научиться проверять на земле термозащитную пену, не разрушая ее слой (а возможно, и вовсе заменить использующийся в настоящее время для нее материал), и проводить в космосе осмотр поверхности аппаратов - например, с борта спутников-шпионов.
Тем не менее технологии контроля пены пока не существует, считает руководство NASA, а способны ли спутники-шпионы обнаружить щели шириной в 2,5 см - именно такая, в соответствии с изложенной выше версией, привела к трагедии Columbia, пока также непонятно.
Циклограмма выведения на орбиту спутника «Космос-2397»:
0 - старт;
+ 00:02:06.02 - отделение 1-й ступени носителя;
+ 00:03:03 - сброс головного обтекателя;
+ 00:05:30.18 - отделение 2-й ступени носителя;
+ 00:09:34.45 - выключение двигателя 3-й ступени носителя;
+ 00:09:44.08 - отделение разгонного блока и космического аппарата от носителя;
+ 01:13:25.25 - 1-й включение двигателя разгонного блока;
+ 01:20:28.01 - выключение двигателя разгонного блока;
+ 06:33:49.42 - 2-е включение двигателя разгонного блока;
+ 06:37:02.02 - выключение двигателя разгонного блока;
+ 06:37:17.02 - отделение спутника от разгонного блока.
Районы падения отработанных элементов РН:
1-я ступень - № 25, Карагандинская обл., Республика Казахстан;
Головной обтекатель - № 4, Карагандинская обл., Республика Казахстан;
2-я ступень - № 326, Республика Алтай, Республика Тува, Республика Хакасия, РФ.
Интересный снимок марсианской поверхности передал на Землю межпланетный зонд Mars Global Surveyor. На фотографии один из участков области Утопия с характерным для этого района рельефом поверхности. Отснят район с центром, имеющим координаты 44.9 N, 85.3 E.
Полеты в космос - это тяжелая работа. Но человек остается человеком и всегда найдет возможность скрасить свое пребывание вдали от дома. Наверное поэтому на орбите так популярны розыгрыши и высоко ценится чувство юмора.
Вот небольшой штрих к пребыванию на борту Международной космической станции экипажа 6-й основной экспедиции. Этот снимок распространило NASA. На нем российский космонавт Николай Бударин за работой, а на панели плакат: «Строительство космической станции. Ограничение скорости 17500 миль в час - 28000 километров в час» (Space Station Construction. Speed Limit 17,500 mph - 28,000 rm/h).
24 апреля 2003 года в 04:23:13 UTC (08:23:13 мск) с 24-й пусковой установки 81-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур боевыми расчетами Космических войск РФ осуществлен пуск ракеты-носителя "Протон-К" с разгонным блоком ДМ2, которая вывела в космос спутник "Космос-2397" (27775 / 2003 015А). Запуск осуществлен в интересах Министерства обороны РФ. В 04:33 UTC (08:33 мск) космический аппарат вышел на опорную орбиту.
Официально о назначении полезной нагрузки ничего не сообщается, но аналитики полагают, что запущенный спутник является элементом системы предупреждения о ракетном нападении. Космический аппарат должен быть выведен на геостационарную орбиту над Атлантическим океаном, откуда будет вести круглосуточное наблюдение за пусками ракет с североамериканского континента.
По данным газеты "Коммерсант", спутник относится к типу УС-КМО (71Х6). В литературе встречается и другое наименование спутника - "Прогноз-2". Его масса - 2155 кг. Изготовитель - НПО имени С.А.Лавочкина.
На космодроме Байконур рано утром 24 апреля осуществлен вывоз на стартовую позицию ракеты-носителя "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-2" на борту. Носитель установлен в 5-й пусковой установке 1-й площадки космодрома.
Старт запланирован на утро 26 апреля.
На космодроме Байконур продолжается подготовка к старту ракеты-носителя "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-2" на борту. 23 апреля в монтажно-испытательном корпусе РН завершена общая сборка РН с головным блоком.
Руководитель программы полетов кораблей многоразового использования Рон Диттермор (Ron Dittemore) покинет свой пост позже в нынешнем году, уже после того, как комиссия, расследующая обстоятельства катастрофы Columbia, завершит свою работу. Об этом заявил 23 апреля представитель американского аэрокосмического ведомства Майкл Костелник (Michael Kostelnik). Тем самым он фактически подтвердил недавние слухи об уходе Диттермора. "Нам очень трудно будет подыскать замену для Диттермора", - заявил Костельник.
Очередной робототехнический элемент конструкции Международной космической станции, изготовлением которого занимается Канадское космическое агентство (CSA), получил собственное имя. Об этом 23 апреля сообщил министр промышленности Канады Аллан Рок (Allan Rock), отвечающий в канадском кабинете министров за деятельность CSA. Отныне робот будет носить наименование Dextre. Доставка робота на околоземную орбиту намечена на 2005 год. Основной задачей нового робота будет техническое обслуживание внешних поверхностей МКС.
Полеты кораблей многоразового использования могут возобновиться уже в нынешнем году или в начале следующего года, чтобы снять напряженность в снабжении Международной космической станции. Об этом заявил 23 апреля представитель американского аэрокосмического ведомства Майкл Костелник (Michael Kostelnik). Однако, он поостерегся давать какие-либо гарантии возобновления миссий, сославшись на отсутствие к настоящему времени заключительного акта работы комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы Columbia.
В преддверии Дня космонавтики санкт-петербургское издательство "Система" выпустило в свет мою книгу "Взлетая, падала ракета". Книга повествует о некоторых страницах истории советской (российской) космонавтики, которые можно объединить понятием "аварии и катастрофы". Кстати, первое издание, вышедшее ровно пять лет назад, так и называлось "Советская космонавтика: хроника аварий и катастроф".
Второе издание разительно отличается от первого.
Во-первых, расширенны временные рамки "действия". Отсчет начинается не с запуска первого спутника, а с создания знаменитой "семерки", которой суждено было стать первым космическим носителем.
Во-вторых, книга содержит много новой и уточненной информации, ставшей доступной в последние годы. Учтены те недостатки, на которые указывали читатели первого издания. За счет новых глав объем книги возрос вдвое.
В-третьих, по-прежнему опускаются описания аварий с боевыми ракетами, но сделано исключение для катастрофы на Байконуре, происшедшей 24 октября 1960 года. Слишком велико ее влияние на советские космические программы, да и среди погибших было немало людей, без упоминания которых история первых лет освоения космоса была бы неполной.
В-четвертых, существенно расширилась помещенная в конце книги хронологии аварий и катастроф. Теперь в нее в конспективной форме включены не только космические аварии, но множество инцидентов с геофизическими и боевыми ракетами, а также с подводными лодками, имевшими на своем борту ракетное оружие.
Как и в первом издании, не могу гарантировать, что в книге нет каких-либо неточностей или упущений. Слишком велик объем исходной информации и ряд деталей, вполне возможно, выпал из поля зрения автора. Да и не все страницы отечественной истории еще доступны, чтобы говорить о полноте картины.
Насколько правилен выбранный в книге подход к изложению событий - судить вам, читатели
А для и тех, кого заинтересует новое издание, сообщаю, что книгу можно сказать по электронной почте zhelez_al@mail.ru,
некоторое количество я могу взять в издательстве для распространения по себестоимости (110 руб. + почтовая пересылка).
Насколько я знаю, приобрести книгу можно будет в Санкт-Петербурге, в Доме военной книги на Невском проспекте.
Также осталось некоторое количество экземляров книг серии "Летопись космической эры". Кто заинтересуется, с условиями заказа можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
23 апреля в 15 часов по московскому времени на космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором принято решение о вывозе ракеты-носителя "Союз-ФГ" с космическим кораблем
"Союз ТМА-2" на стартовую позицию. Операция по установке носителя на 5-й пусковой установке 1-й площадки космодрома намечено провести утром 24 апреля.
Старт запланирован на 26 апреля.
Комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы космического корабля Columbia опубликовала рисунок, на котором в графическом виде приведена информация о всех возможных
вариантах развития аварии, которые рассматривались комиссией. О том, что из этих вариантов остались два, на ленте новостей уже сообщалось. Но рисунок интересен сам по себе, да и для следящих за ходом расследования
является важным документом в копилке фактов.
Надеюсь, что читатели «Последних космических новостей» помнят сообщение из выпуска № 314 о китайских юаньхуанях. Тогда был приведен полный список китайского отряда, но фамилии будущих космонавтов были даны на английском языке в китайской транскрипции. Дабы не исказить, я поостерегся переводить их на русский.
Сейчас хочу это сделать, воспользовавшись информацией, помещенной на форуме журнала «Новости космонавтики». Перевод выполнен сотрудником Центра интерактивного изучения китайского языка "EX ORIENTE LUX” Sat Abhava (боюсь ошибиться, поэтому эту фамилию пишу латиницей).
Итак как же зовут китайских юаньхуаней:
Deng Qingming - Дэн Цинмин
Li Qinglong - Ли Цинлун
Jing Haipen - Цзин Хайпэнь
Liu Buoming - Лю Буомин
Liu Wang - Лю Ван
Zhao Chuandong - Чжао Чуаньдун
Nie Haishen - Не Хайшэнь
Zhai Zhigang - Чжай Чжиган
Chen Quan - Чэнь Цюань
Wu Jie - У Цзе
Yang Liwei - Ян Ливэй
Fei Junlong - Фэй Цзюньлун
Pan Zhanchun - Пань Чжаньчунь
Zhang Xiaoguan - Чжан Сяогуань
Относительно правильности написания фамилии Liu Buoming переводчик выражает сомнение. По его мнению, исходя из правил китайского языка, должно быть написано Liu Buming, тогда перевод будет звучать Лю Бумин, или Liu Boming, тогда в переводе на русский - Лю Бомин.
Украина и Россия готовят на декабрь запуск предназначенного для исследования Земли спутника "Сич-1М". Об этом сообщил журналистам в Киеве заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины Эдуард Кузнецов. Запуск космического аппарата (КА) "Сич-1М" планируется осуществить ракетой носителем "Циклон-3" с российского космодрома "Плесецк". Как отметил замглавы украинского космического ведомства, проект по совместной разработке и использованию космического аппарата "Сич-1М" входит в число приоритетных программ сотрудничества между Украиной и РФ в космической сфере, передает "Интерфакс-Украина".
На "Сич-1М" будет установлена аппаратура, позволяющая осуществлять наблюдение Земли из космоса в оптическом, инфракрасном и СВЧ диапазонах, что существенно расширяет возможности проведения наблюдений в условиях облачности и в тёмное время суток. На борту КА будет также установлена аппаратура для выполнения научных исследований Земли, океанов, изучению геологии, климата, экологии и др. Получаемая с КА информация будет использоваться для обеспечения решения вопросов хозяйственного комплекса Украины и России.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, оснащение КА "Сич-1М" радиолинией, совместимой по частоте со стандартными радиолиниями зарубежных КА, создаёт хорошую основу для перспектив международного сотрудничества и продвижения получаемой с КА "Сич-1М" информации на международный рынок в рамках Комитета по спутникам наблюдения Земли (CEOS). "Сич-1М" создаётся как последующая модификация и дальнейшее развитие КА "Сич-1", запуск которого был успешно проведен в 1995 году.
В Хьюстоне вечером 22 апреля состоялась очередная пресс-конференция членов комиссии, расследующей обстоятельства катастрофы космического корабля Columbia. Джеймс Хэллок (James Hallock) и Стивен Туркотт (Stephen Turcotte) рассказали о самых последних данных, которые были получены в результате исследования найденных фрагментов погибшего корабля, а также при расшифровке записей бортового самописца.
Стенограмма пресс-конференции будет опубликована позднее, а пока на сайте комиссии можно ознакомиться с презентациями, которые сопровождали выступления.
Компания Pratt & Whitney Space Propulsion завершает разработку нового ракетного двигателя RL60. Работа завершена на 90 % и, как ожидается, в сентябре начнутся огневые испытания двигателя. RL60 разрабатывается для использования на верхних ступенях различных ракет-носителей и обеспечивает тягу более 27 тонн с удельным импульсом 465 секунд.
Национальный центр космической науки в Лейстесере, Великобритания, был выбран как центр управления полетом Beagle-2 - посадочного модуля, который будет доставлен на поверхность Марса межпланетной станцией Mars Express. Запуск станции запланирован на начало июня нынешнего года, а к цели она должна прибыть 24 декабря.
В начале 2004 года в районе Красной планеты должны оказаться сразу четыре посланца Земли --два американских марсохода, европейский зонд и японская межпланетная станция Nozomi.
К сожалению, уже давно к Марсу не летали российские корабли, а когда-то они были там частыми гостями.
Также, как и в других подобных проектах, Барт Рутан (Burt Rutan) предполагает использовать двухэтапную схему выведения. Самолет-носитель White Knight доставит на высоту более 10 км аппарат SpaceShipOne, где последний будет отделен и с помощью ракетного двигателя поднимется на высоту 100 км. Во многом новая конструкция схожа с ракетным самолетом Х-15, но использует новые технологии, позволяющие уменьшить динамические и тепловые нагрузки на корпус. Специалисты заявляют, что продемонстрированный 18 апреля прототип аппарата поражает своей законченностью и готовностью к полету.
Кстати, сам Рутан планирует впервые поднять самолет на космическую высоту в преддверии 100-летия первого полета самолета братьев Райт, т.е. до конца текущего года. Источник финансирования проекта по-прежнему неизвестен, но вся работа оценивается в 20-30 миллионов долларов.
Задержка с запуском инфракрасного телескопа SIRTF позволила специалистам NASA запланировать на конец апреля старт ракеты-носителя Pegasus-XL с астрономическим спутником Galex на борту. Ранее предполагалось осуществить этот пуск в начале мая, чтобы «развязать» старты двух космических носителей. Теперь это планируется сделать 28 апреля в 12:00 UTC (16:00 мск).
16 апреля 2003 года в Москве на 64-м году жизни скончался доктор физико-математических наук, профессор, бывший кандидат в космонавты Марс Нургалиевич Фаткуллин.
Родился 14 мая 1939 г. в селе Старое Шаймурзино-Дрожжановского района Татарской АССР (ныне Республика Татарстан). Долгие годы работал в ИЗМИРАНе. С 1967 г. по 1970 г. он проходил подготовку к космическим полетам в группе космонавтов АН СССР.
Похороны Фаткуллина состоялись 19 апреля на Троекуровском кладбище.
Комиссия, расследующая обстоятельства катастрофы корабля Columbia, объявила о проведении своих очередных мероприятий.
На 22 апреля запланирована очередная пресс-конференция членов комиссии, на которой предполагается рассказать о последних событиях, связанных с изучением обломков разбившегося «шаттла», с анализом данных бортового самописца и прочими работами, ведущимися специалистами.
На 23 апреля запланировано проведение Пятых публичных слушаний по проблеме катастрофы. В качестве экспертов к участию в них привлекаются главный инженер программы Space Shuttle Милтон Силвер (Milton Silveira), менеджер программы поддержки полетов кораблей многоразового использования от компании Rockwell Джордж Джеффс (George Jeffs), проектный менеджер кораблей многоразового использования Аарон Кохен (Aaron Cohen), руководитель интеграционной программы поддержки кораблей многоразового использования Оуэн Моррис (Owen Morris), сотрудник компании RAND Corporation Джин Гибмэн (Jean Gebman), руководитель одного из подразделений Базы ВВС Райт-Паттерсон Майкл Карпентер (Michael Carpenter) и Диана Вагхэн (Diane Vaughan) профессор социологии Бостонского колледжа. Основное внимание на слушаниях предполагается уделить вопросам эксплуатации летательных аппаратов, изготовленных 20 и более лет назад.
А 27-28 апреля «комиссия Гемана» намерена провести в своей шта-квартире в Хьюстоне семинар, посвященный проблемам безопасности эксплуатации сложных технических устройст. К участию в семинаре приглашены представители промышленности и академических кругов.
Как уже сообщалось на минувшей неделе, комиссия, расследующая обстоятельства катастрофы космического корабля Columbia, сформулировала две первые рекомендации аэрокосмическому агентству по вопросу возобновления полетов «шаттлов». Кратко их суть уже была изложена на страницах «Последних космических новостей». С оригиналом на английском языке все желающие могут с сегодняшнего дня ознакомиться на сайте «комиссии Гемана».
17 апреля 2003 года в возрасте 78 лет скончался Джон Рилей (John Riley), долгое время являвшийся представителем NASA. Часто его называли одним из "голосов программы Apollo".
Джон Рилей родился 8 февраля 1925 года в городе Трентон, шт. Монтана, США. После окончания средней школы поступил на службу в ВМС США. После окончания Второй мировой войны поступил в Канзаский университет, который окончил в 1947 году. Работал в газетах Канзаса и Миссури, а затем был принят в компанию General Dynamics. В 1959 году поступил на службу в NASA, где проработал 33 года в отделе по общественным связям. Во время полетов кораблей Apollo именно голос Рилея озвучивал в Центре управления полетом основные этапы лунной эпопеи. За участие в спасении экипажа корабля Apollo-13 был награжден медалью Свободы. С 1992 года - на пенсии.