На сайте РКК "Энергия" опубликован официальный пресс-релиз об итогах работы комиссии по анализу причин реализации баллистического режима
возвращения на Землю спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-1". Ниже приводится полный текст документа.
Результаты работы технической комиссии, созданной для анализа причин реализации баллистического режима возвращения на Землю спускаемого аппарата (СА) корабля "Союз ТМА-1", сообщил на пресс-конференции, проведенной в Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева для журналистов российских, международных телевизионных компаний и информационных агентств, а также представителей НАСА и Европейского космического агентства, Председатель комиссии - первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Н.И. Зеленщиков. На пресс-конференции присутствовали члены комиссии - руководители и специалисты РКК "Энергия", Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания, РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ЦНИИ машиностроения.
Комиссия констатировала, что в полете были проверены в основном все новые системы и элементы конструкции корабля. В полном объеме прошли испытания: новый пульт управления, холодильно-сушильные агрегаты системы терморегулирования, блок измерения линейных ускорений, конструкция СА, система записи и запоминания телеметрической и голосовой информации и все элементы комплекса средств приземления (бароблок, автоматика, модернизированный гамма-лучевой высотомер, двигатели мягкой посадки, новые кресла). Испытания нового спецвычислителя КС020-М - командного блока контура управляемого спуска - осуществить в полной мере не удалось вследствие перехода СА из режима автоматического управляемого спуска в баллистический спуск (БС). Однако телеметрическая информация показала, что этот вычислитель, переведенный при переходе в БС из командного в индикаторный режим, формировал необходимые команды в соответствии с заложенной логикой, в связи с чем к его работе нет замечаний.
Построение орбитальной ориентации корабля "Союз ТМА-1", включение двигательной установки, формирование тормозного импульса скорости и процесс разделения отсеков выполнены в соответствии с программой и технической документацией, без замечаний.
В течение 183 секунд после разделения отсеков корабля движение СА проходило по траектории управляемого спуска. Переход в режим БС был выполнен автоматически после формирования в системе управления движением (СУД) команды по признаку достижения спускаемым аппаратом максимально допустимого угла отклонения по рысканию. Функционирование СУД и средств приземления по каналам крена и тангажа не отличалось от расчетного.
Баллистический спуск был реализован штатно, в соответствии с заложенной логикой управления. Максимальная перегрузка при спуске не превышала 8,1 единицы. Комплекс средств приземления СА выполнил свою задачу штатно, ударные перегрузки находились в расчетных пределах.
Спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-1" осуществил посадку в районе расчетной точки баллистического спуска. Поисково-спасательная служба обеспечила поиск СА и экипажа в установленные сроки. В работе системы связи и пеленга на этапе спуска и посадки технических замечаний не выявлено.
При выполнении спуска экипаж корабля "Союз ТМА-1" выполнил необходимые действия по контролю и управлению в соответствии с бортовыми инструкциями и рекомендациями ГОГУ, показав при этом слаженность в работе и хорошее взаимопонимание. Экипаж проявил высокую психологическую устойчивость, выдержку и спокойствие. Особо отмечен в сложившейся ситуации высокий профессионализм Н.М. Бударина как командира корабля.
Вывод комиссии: причиной перехода в режим БС явилась неадекватная реакция блока управления спуском (БУСП-М), входящего в состав системы управления спуском, на сигналы с гироскопа КИ00-18 и измерителя угловых скоростей. В результате СА отклонился по углу рыскания на предельную величину, что повлекло за собой выдачу концевым выключателем гироскопа команды на переход в режим БС.
В ходе работы комиссии были проведены исследования БУСП-М. При его электрических испытаниях в составе СА, доставленного с места посадки в РКК "Энергия", были проведены многократные попытки имитации имевшей место полетной ситуации, однако воспроизвести ее не удалось. Только при искусственном отключении одного канала прибора в единичном случае (из сорока) было получена ситуация, близкая к полетной.
Анализ не выявил также взаимосвязи сложившейся ситуации с проведенными доработками СА. Аппаратура СУД в части соответствующих функций управления не подвергалась доработкам, начиная с корабля "Союз Т" (с 1979 года). Блок БУСП-М электрически не взаимодействует с вновь введенными на корабле спецвычислителем и блоком измерения линейных ускорений.
Проверки БУСП-М после возвращения на Землю показали, что его электрические характеристики полностью соответствуют требованиям технической документации.
Однако углубленный анализ по БУСП-М, проведенный в ходе работы комиссии, выявил особенность электрической схемы, которая при весьма редком сочетании входных сигналов по любым из трех каналов (тангаж, рыскание, вращение) может привести к блокированию сигнала и прекращению выдачи команд на исполнительные органы. Замечание имеет весьма низкую вероятность проявления, о чем свидетельствуют 48 успешно проведенных управляемых спусков кораблей типа "Союз", в том числе с участием БУСП-М, который до его установки на корабле "Союз ТМА-1" прошел летные испытания на корабле "Союз ТМ-29" в 1999 году. Работы по моделированию и воспроизведению данной ситуации в автономной схеме электрических проверок БУСП-М продолжаются.
Анализ бортовой документации, документации по управлению полетом, действий ГОГУ, взаимодействия поисково-спасательной службы с ЦУП-М и экипажем выявил ряд замечаний, которые существенно не повлияли на выполнение программы полета, но должны быть устранены в будущем.
Комиссия допускает корабль "Союз ТМА-2", работающий в настоящее время на орбите в составе МКС, к дальнейшему полету без каких-либо оговорок, касающихся бортовой аппаратуры корабля, но при этом обращает внимание на необходимость учета рекомендаций по действиям экипажа, ГОГУ, взаимодействию поисково-спасательной службы с ЦУП-М. Окончательный вариант заключения комиссии представлен на утверждение.
Начиная с корабля "Союз ТМА-3", рекомендовано провести доработку БУСП-М введением в него дополнительных элементов, исключающих повторение, хотя и маловероятной, но возможной ситуации, аналогичной произошедшей.
После ознакомления с основными результатами работы комиссии Н.И. Зеленщиков, руководители и специалисты, входившие в ее состав, ответили на вопросы журналистов и затем вместе с ними побывали на контрольно-испытательной станции Корпорации, где дали дополнительные пояснения по итогам работы комиссии и рассказали о ходе работ по проекту международной станции, в том числе о продолжающихся в РКК "Энергия" работах по сборке космических кораблей "Прогресс" и "Союз ТМА-3" в обеспечение реализации программы МКС в 2003 году.
Встреча продолжалась более двух часов.
В предыдущем выпуске "Последних космических новостей" сообщалось о возможных перемещениях в штаб-квартире NASA. Все, что тогда прошло со ссылкой на неофициальные источники информации, получило
подтверждение. 27 мая о предстоящих изменениях сообщил директор NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe).
Как и прогнозировалось, с поста руководителя штаб-квартиры аэрокосмического управления ушел
Кортни Стадд (Courtney Stadd). Новым местом его работы станет частный сектор. Отставка вступит в силу с 4 июля.
Место Стадда займет нынешний помощник директора NASA по внешним связям Джон Шумахер (John
Schumacher), которого, в свою очередь, сменит его нынешний заместитель Майк О’Брайан (Mike
O’Brien).
Источники в штаб-квартире NASA по-прежнему утверждают, что этими перемещениями дело не кончится и следует ждать
новых отставок и назначений.
Красноярское научно-производственное объединение прикладной механики имени академика Решетнева внесло новую лепту в развитие российско-европейского сотрудничества в области космоса, передает РИА "Новости". В последних числах апреля в Европарламенте, штаб-квартира которого находится городе Брюсселе (Бельгия), впервые прошла презентация-выставка предприятий Российского авиационно-космического агентства.
Как сообщает агентство "Пресс-Лайн", экспозицию НПО ПМ представил начальник патентно-информационного отдела Роман Туркенич. На днях он вернулся в город Железногорск, где находится объединение.
Европейское сообщество - один из главных игроков на арене международных экономических отношений. Правительство Российской Федерации заинтересовано в развитии партнерских отношений со странами ЕС, особенно в сфере космических технологий. Поэтому Юрий Коптев, генеральный директор компании "Росавиакосмос", принял решение "придать дополнительный стимулирующий импульс" партнерству России и стран ЕС в области космоса, как сказано в его письме Альберту Козлову.
НПО ПМ имеет уникальный опыт сотрудничества с европейскими фирмами. Начало было положено созданием спутника "Сесат" для европейской организации спутниковой связи ""Евтелсат". Затем совместно с фирмой "Алкатель" были изготовлены спутники "Экспресс-А". Сейчас вместе с французскими партнерами готовится к запуску первый из нового поколения телекоммуникационных космических аппаратов этой серии.
В перспективе - развитие проекта европейской глобальной навигационной системы "Галилео". Именно этот опыт сотрудничества с Европой и определил состав и главную идею нашей экспозиции в Европарламенте. Вниманию европейского сообщества НПО ПМ представило три космических аппарата: "Сесат", "Экспресс-А" и навигационный "Глонасс-М", который, возможно, послужит прообразом спутников "Галилео".
Выставка-презентация работала 4 дня. На встречах и круглых столах обсуждались перспективы сотрудничества ЕС с Россией в аэрокосмической области. Лейтмотивом этих выступлений звучала мысль о том, что западно-европейские фирмы сейчас обратили свой взор на российскую космическую продукцию. По признанию европейцев, российские технологии современны, удовлетворяют интересы заказчика и выигрывают в цене по сравнению с американскими.
31 мая 2003 года исполняется ровно 100 лет со дня публикации в журнале "Научное обозрение" труда К.Э. Циолковского
"Исследование мировых пространств реактивными приборами". О значении этой работы говорить не надо - все, кто
интересуется освоением космического пространства, знают о ней и знают о ее влиянии на становление практической
космонавтики.
Теперь читатели сайта "Энциклопедия "Космонавтика" могут ознакомиться с текстом этого труда в переводе на современный русский.
Благодарю Сергея Хлынина (Ростов-на-Дону) за помощь в подготовке этой публикации.
Россия намерена оказать техническую помощь Южной Корее по созданию наземных пусковых комплексов для ракет-носителей. Как известно, в настоящее время ведется разработка южнокорейского космического носителя, который впервые должен стартовать в 2005 году. "Вмешательство" российских специалистов делает такие планы вполне реальными.
Новое японское космическое агентство - конгломерат Национального космического агентства (National Space Development Agency, NASDA), Института космических исследований и аэронавтических наук (Institute of Space and Astronautical Sciences, ISAS) и Национальной аэрокосмической лаборатории (National Aerospace Laboratory) - будет носить наименование Японское агентство аэрокосмических исследований (Japanese Aerospace Exploration Agency, JAEA). Об этом сообщили представители NASDA.
Очередная попытка запуска в Бразилии национального космического носителя VLS (Veiculo Lancador de Satelites) будет предпринята в августе нынешнего года с космодрома Алькантара. Первые два пуска, предпринимавшиеся в 1997 и 1999 годах, завершились авариями. РН стоимостью 6,5 миллионов долларов будет способна доставлять грузы массой до 300 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 275 км.
Новая оценка космической деятельности в период 2003-2012 гг., сделанная Консультативным комитетом по коммерческому космическому транспорту (Commercial Space Transportation Advisory Committee, Comstac) и Федеральным авиационным управлением США (Federal Aviation Administration, FAA), отражает продолжающееся падение количества запускаемых в космос коммерческих космических аппаратов. Согласно сделанному прогнозу, в ближайшее десятилетие на геостационарную орбиту ежегодно будут выводиться по 23 спутника. Это на 14,6 % ниже оценки годичной давности. Приблизительно такое же снижение прогнозируется и на доходы от космической деятельности.
Стали известны некоторые подробности заседания мандатной комиссии в РКК "Энергия", состоявшейся 26 мая. Как сообщил Сергей Шамсутдинов на форуме сайта журнала "Новости космонавтики", комиссия прошла под председательством Ю.П.Семенова. На нее были представлены трое: Андрей Борисенко, Олег Артемьев и Марк Серов. Мандатная комиссия РККЭ рекомендовала всех троих представить на ГМВК.
Как стало сегодня известно, ГМВК планируется провести в Росавиакосмосе 29 мая.
Анна Завьялова, которая раньше также фигурировала в списке кандидатов, на мандатную комиссию не представлялась.
Оказывается, еще в январе 2003 года в РККЭ были проведены технические экзамены для своих претендентов (это кстати, давняя традиция). Экзамены сдавали все четверо. Однако по их результатам в числе претендентов остались только трое. Они то и представлялись на мандатную комиссию.
В течение двух дней (26-27 мая с г.) на космодроме Плесецк под руководством Командующего Космическими войсками генерал-полковника Анатолий Перминова проводятся инструкторско-методические занятия с руководящим составом Космических войск, которые завершатся расширенным заседанием Военного совета КВ 28 мая. На занятиях присутствуют начальники управлений и служб Командования КВ, начальники космодромов Плесецк, Байконур и Свободный, командующие объединениями, командиры соединений и частей Космических войск.
Программа работы в эти дни на космодроме очень насыщена и включает в себя ряд инструкторско-методических и показных занятий. Среди основных тем, рассмотренных в ходе занятий: организаторская работа командиров по календарному планированию. Организация гарнизонной и караульной службы, проведение технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, организация работы командиров по обеспечению безопасности личного состава при подготовке вооружения и военной техники к применению.
Занятия проходили в парке автомобильной техники, военной комендатуре, в одном из центров космодрома, на стартовых и технических площадках, где участникам сборов на практике были продемонстрированы последовательность действий военнослужащих при выполнении поставленных задач, будь то станция электроснабжения или ремонтная мастерская, монтажно-испытательный корпус для сборки ракет-носителей и космических аппаратов или котельная.
Проведены инструкторско-методические занятия по организации работы боевого расчета в ходе проведения запуска космического аппарата, организации и порядку подготовки ракеты-носителя к запуску, а также показаны действия расчетов космодрома при ликвидации возможных чрезвычайных (аварийных) ситуаций на вооружении и военной технике.
Особое внимание командующий Космическими войсками в ходе занятий обратил на подготовку коммунальных объектов Космических войск и, в частности, космодрома Плесецк, к зимнему периоду эксплуатации и приведению их к установленным требованиям. На показном занятии, посвященном именно этой важной проблеме, были продемонстрированы новые технологии в проведении кровельных работ и ремонте кровли. Их применение позволит значительно сократить временные рамки осуществления такого рода работ, а также обеспечит безопасность личного состава при их проведении.
“Для руководящего состава Космических войск эти занятия имеют важное значение, - отметил генерал-полковник Анатолий Перминов. - Наши военнослужащие должны уметь не только управлять орбитальной группировкой, но и знать, ценой каких усилий и откуда обеспечивается ее восполнение”.
(Вячеслав Давиденко, Начальник Пресс-службы Космических войск).
Российские эксперты с блеском вышли из затруднительной ситуации, созданной посадкой-падением космического корабля "Союз ТМА-1". По словам представителей РКК "Энергия", экстремальная посадка корабля 4 мая стала результатом эксперимента по испытанию новых кресел для членов экипажа.
Корабль возвращал на Землю российско-американскую экспедицию МКС в составе россиянина Николая Бударина и американцев Кеннета Бауэрсокса и Дональда Петтита, застрявших на орбите из-за приостановки полетов американских космических челноков после катастрофы шаттла "Колумбия". При посадке корабль внезапно перешел на баллистическую траекторию спуска, грозившую экипажу девятикратными перегрузками, и приземлился в 500 километрах от расчетной точки.
Не успели американские эксперты детально ознакомиться с официальными выводами российской комиссии по расследованию обстоятельств посадки, обнародованными на прошлой неделе, как наши специалисты преподнесли новую сенсационную версию случившегося. На пресс-конференции в понедельник первый заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Зеленщиков сообщил, что полет корабля "Союз ТМА-1" был испытательным. По словам конструктора, главным отличием модернизированного "Союза ТМА" от знаменитых "Союзов" является расширение диапазона антропометрических параметров космонавтов. Раньше космонавты не допускались к полету, если их рост и вес не укладывались в жесткие рамки, новый же корабль допускает практически любую комплекцию членов экипажа за счет модернизации кресел.
Испытания новой системы управления спуском г-н Зеленщиков также считает успешными и сожалеет лишь о том, что специалистам не удалось проверить новый установленный на корабле вычислитель из-за отказа одного из блоков и перевода корабля из автоматического режима спуска на неуправляемую баллистическую траекторию. Несмотря на это досадное недоразумение, по словам ракетостроителя, "анализ корабля не выявил никаких нарушений". По его словам, спуск по баллистической траектории является одним из вариантов штатного спуска корабля, он был предусмотрен документацией и прошел успешно.
Вероятно, подобное объяснение является исчерпывающим для профессионалов, однако остается неясным, какую именно задачу ставили перед собой разработчики, если отказ системы управления спуском является безусловным успехом ее испытаний?
Похоже, что дан "зеленый свет" работам по созданию европейской навигационной спутниковой системы Galileo. В ходе длительных переговоров между странами-членами Евросоюза при содействии Европейского космического агентства /ЕКА/ 26 мая был наконец достигнут компромисс, регулирующий вопросы финансирования между партнерами. Как известно, в течение последних десяти месяцев будущее проекта было поставлено под сомнение из-за серьезных разногласий ряда стран, включая Германию и Италию, по распределению заказов на конкретных предприятиях. Ожидается, что система Galileo, которая будет на первом этапе состоять из 30 спутников, вступит в строй к 2008 году.
Последняя ступень ракеты-носителя Delta-2 (21150 / 1991 018B), с помощью которой 8 марта 1991 года на околоземную орбиту был выведен телекоммуникационный спутник Inmarsat 2F2, прекратила свое существование. Вхождение ступени в плотные слои земной атмосферы произошло 26 мая в 04:16 UTC (08:16 мск) над точкой с координатами 23,5 град. ю.ш. и 24,6 град. в.д.
Сегодня Санкт-Петербург отмечает 300-ю годовщину со дня своего основания. Ну что тут еще скажешь!
Чего только не происходило за три века на брегах Невы: и петровские ассамблеи, и великие открытия, и выдающиеся
творения зодчества, литературы и искусства, и цареубийства, и три
революции, и прочее, и прочее, и прочее.
Свою лепту "северная столица" внесла и в историю отечественной космонавтики. Здесь жили и работали Засядко, Константинов, Кибальчич, Глушко и многие другие пионеры ракетной техники.
Здесь появилась Газодинамическая лаборатория, здесь, с Ржевского полигона, стартовали первые
советские пороховые ракеты Артемьева, и так далее, и тому подобное.
В коротеньком сообщении просто не охватить все многообразие работ по ракетной и космической тематике,
которые проводили и проводят питерские инженеры и ученые. Ну и, наконец, и сайт "Энциклопедия "Космонавтика" родился и уже шестой год живет в Санкт-Петерубрге.
Позравляю всех, кто имеет отношение к нашему городу или просто любит его, к юбилеем.
На минувшей неделе на одном из закрытых заседаний комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы космического корабля Co;umbia был заслушан бывший директор NASA Дэниэль Голдин (Daniel Goldin). Как заявил бывший руководитель аэрокосмического ведомства, он давно ждал этого приглашения, так как понимает, что членов комиссии интересуют не только технические подробности аварии, но и организация дел в NASA.
26 мая в РКК "Энергия" состоялось заседание мандатной комиссии, на которой рассматривались кандидатуры новых членов отряда космонавтов. Достоверных сведений о результатах заседания пока нет, кроме факта его проведения. По неофициальной информации, все кандидаты получили допуск и в конце недели будут представлены на ГМВК. В качестве возможных кандидатов в отряд космонавтов РКК "Энергия" ранее фигурировали: Завьялова Анна Георгиевна, 1975 г.р., работает в ЦУПе; Артемьев Олег Германович, 1970 г.р., инженер 292-го отдела; Борисенко Андрей Иванович, 1964 г.р., сменный руководитель полета РС МКС в ЦУПе; Серов Марк Вячеславович, 1974 г.р., инженер 106-го отдела.
В 2004 году на российский сегмент МКС будет установлена новая система спутниковой навигации АСН-М, предает РИА "Новости". Об этом сообщил 26 мая ведущий научный сотрудник РКК "Энергия" Михаил Михайлов, который принимает участие в Международной конференции по интегрированным навигационным системам на базе ЦНИИ "Электроприбор".
По его словам, разработчиком системы является РКК "Энергия", а соисполнителем - ФГУП "Российский институт радионавигации и времени" (Петербург). "Система АСН-М будет обеспечивать значительно более высокую точность навигации и ориентации", - сказал Михайлов. Сейчас это оборудование изготавливается в РКК "Энергия", в июне будут получены первые образцы. Как ожидается, в 2004 году система будет доставлена на МКС, отметил он.
Финансирование разработки и изготовления первых образцов оборудования осуществлялось РКК "Энергия", а также Европейским космическим агентством (ЕКА). ЕКА заинтересовано в этой системе, поскольку в рамках европейского участия в создании МКС оно является разработчиком космического грузового корабля ATV, который будет стыковаться с МКС в 2004 году, отметил Михайлов.
Он выразил надежду, что стыковка этого корабля пройдет уже с использованием новой системы спутниковой навигации.
Михайлов также отметил, что система впоследствии может быть использована не только на МКС. Она имеет блочную структуру и может применяться на любых орбитальных космических аппаратах (КА): в зависимости от задач КА система может быть собрана из нужных стандартных блоков. При этом программное обеспечение этих блоков будет разрабатываться под конкретные задачи КА, отметил Михайлов.
Российский космонавт Юрий Маленченко, работающий на МКС, приобщает своего американского коллегу Эдварда Лу к творчеству Владимира Высоцкого. Об этом корреспонденту ТАСС рассказала руководитель группы психологической поддержки Ольга Козеренко. Сейчас экипаж проходит период адаптации, поэтому у космонавтов больше свободного времени. Это время Маленченко и Лу используют по настроению. Кроме музыки в их распоряжении большая видеотека - российские и американские фильмы.
Космонавт Сергей Крикалев 23 мая на официальном открытии юбилейной декады в Ледовом дворце подарил Санкт-Петербургу флаг города, который побывал в космосе. Флаг был передан Крикалеву 3 октября 2002 года на пресс-конференции в Петропавловской крепости в преддверии
45-й годовщины со дня запуска первого спутника, а с собой в космос его взял Николай Бударин. Вернуться на Землю флаг должен был еще в марте, но из-за аварии Columbia немного подзадержался и возвратился лишь в мае. Но к юбилею Санкт-Петербурга, к счастью, успел.
Директор кинокартины "Первые на Луне" (Свердловская киностудия) Татьяна Устюжанина рассказала, что в недавно открытых документах Госархива РФ утверждается, что в 30-х годах на заводе "Уралхиммаш" был создан первый космический корабль, который стартовал к Луне в 1937 году и советский экипаж благополучно высадился на ее поверхность. "Фильм, основанный на реальных событиях, снимает кинорежиссер Алексей Федорченко, - сказала Татьяна Устюжанина. - Съемки фильма и монтаж будут закончены по плану в январе 2004 года. Снимаем на площадках "Уралхиммаша", только вот с погодой сейчас не везет. Но фильм выйдет, с финансированием пока перебоев нет, поскольку у нас солидный заказчик - Министерство культуры России".
По мнению астробиолога Чандры Викрамасингха и его коллег, вирус атипичной пневмонии, как и вирус гриппа-"испанки" 1918 года, попал на Землю из космоса. Как сообщает Грипп.ру, знаменитый астробиолог Чандра Викрамасингх (Chandra Wickramasinghe), еще в 1970-е годы предположивший внеземное происхождение жизни на Земле, прислал в известный медицинский журнал The Lancet письмо, подписанное им и двумя его коллегами. По оценкам Викрамасингха, ежедневно на Землю из межпланетного пространства падает до 20 тысяч бактерий на каждый квадратный метр. Причем большинство из этих микробов имеет сходство с земными микроорганизмами.
Так, например, странная пандемию гриппа 1917-1919 годов, получившая название "испанка", накрыла практически весь мир за очень короткое время. Ее эпидемиологическое поведение было крайне необычным. Заболевшие появились буквально в один и тот же день в очень далеких друг от друга регионах, в то время как, для распространения на очень небольшие расстояния болезни потребовались целые недели. Что касается вспышки SARS (атипичной пневмонии), то, по мнению Викрамасингха, даже на первый взгляд это событие наводит на мысли о внеземном происхождении вируса.
Во-первых, он никогда раньше не встречался на Земле, о чем уже давно известно (и что, кстати, вызывает также и подозрения в его искусственном происхождении).
Во-вторых, поскольку проявился он впервые именно в Китае, предполагается, что основная масса вируса попала на поверхность Земли в районе Гималаев, где слой стратосферы наиболее тонок, а уже потом спорадически выпадала на близлежащих территориях. Его распространение в глобальных масштабах будет зависеть от перемещения и смешивания воздушных масс в стратосфере, а это приведет к тому, что вирус будет попадать на поверхность Земли в различных регионах вместе с сезонными осадками в течение нескольких лет.
И хотя следует, как и прежде, предпринимать все возможные меры по удержанию распространения SARS, следует быть готовым к появлению новых очагов заболевания практически в любой части света (болезнь может появиться там и без контактов местных жителей с кем-то из заболевших ранее, и независимо от событий в Китае). "Новые случаи заболевания будут возникать до тех пор, пока стратосферный запас патогенных микроорганизмов не иссякнет", - пишет Викрамасингх.
Причиной перехода спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-1" в режим баллистического спуска является отказ в одном из приборов системы управления спуском. Ошибки экипажа не было. Об этом сообщил председатель комиссии по расследованию происшествия, первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Николай Зеленщиков на пресс-конференции 26 мая в Москве.
Согласно выводам специалистов, при спуске отказал блок управления спуском, используемый уже более 20 лет. "Прибор, находящийся в космическом аппарате, встал на упор, и сработал концевой включатель гироскопа", - сказал Зеленщиков. К новому программному обеспечению корабля специалисты претензий не имеют, сообщает "Интерфакс".
У специалистов также нет претензий и к действиям экипажа шестой основной экспедиции в составе россиянина Николая Бударина и двух астронавтов NASA Кеннета Бауэрсокса и Дональда Петтита.
Сразу после аварии президент РКК "Энергия" Юрий Семенов обвинил в произошедшем Дональда Петтита, сказав: "Американец нажал не ту кнопку. Корабль "сдурел" от непонятной команды".
4 мая спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-1" не вышел на расчетную точку приземления и приземлился более, чем в 400 км от нее.
Уже 14 лет во всемирной паутине регулярно появляются бюллетени Jonathan's Space Report, составленные Джонатаном Макдауэллом (Jonathan McDowell), в которых можно найти точную техническую информацию о космической деятельности всех стран мира. Еще несколько лет назад российские пользователи интернета только там могли найти оперативную информацию о наших кораблях и спутниках. Сейчас появились и другие аналогичные сайты, в том числе и на русском языке, но по-прежнему у Макдауэлла встречается интересная и полезная информация.
На минувшей неделе появился юбилейный, 500-й, выпуск бюллетеня Jonathan's Space Report. Хочу от имени читателей "Последних космических новостей" пожелать Джонатану творческих успехов и долголетия в сети.
24 мая 2003 года в 16:34 UTC (20:34 мск) с космодрома Сичан осуществлен пуск ракеты-носителя Chang Zheng-3A, которая вывела в космос китайский навигационный спутник Beidou-1C (27813 / 2003 021A). Это уже третий космический аппарат национальной навигационной системы Китая. Первые два спутника были запущены в 2000 году.
24 мая Москва простилась с известным журналистом, научным обозревателем газеты "Комсомольская правда" Ярославом Головановым. Он скоропостижно скончался в среду утром на 71-м году жизни.
На церемонию прощания в ритуальный зал Центральной клинической больницы пришли в субботу друзья, родственники и коллеги журналиста.
Ярослав Голованов внес вклад в историю журналистики и космонавтики, его книги навсегда останутся с нами, сказала дочь конструктура ракетной техники Сергея Королева Наталья.
"Ярослав принадлежал к лучшей части человечества, - заявил на церемонии поэт Евгений Евтушенко. - Он всегдя искал смысл - на земле, в космосе и в людях - и всегда находил его". Журналист Юрий Рост сказал, что Ярослав Голованов "прожил удивительную жизнь, связывая события и время".
Ярослав Кириллович Голованов родился в 1932 году в актерской семье. В 1956 году окончил ракетный факультет МВТУ имени Баумана и два года работал в НИИ, научным руководителем которого был академик Мстислав Келдыш. Затем более 40 лет Голованов работал в газете "Комсомольская правда".
Все эти годы главными темами Голованова были история науки и космонавтики. Именно он "открыл" для широкого круга читателей засекреченного генерального конструктора Сергея Королева. За годы своего творчества Голованов написал более 20 научно-художественных и прозаических книг, которые были изданы на 25 разных языках мира.
В 2001 году вышел в свет трехтомник Голованова "Заметки нашего современника", который охватывает полвека жизни автора и является, пожалуй, самой популярной работой журналиста и одного из самых известнейших публицистов России.
Свои соболезнования по поводу кончины Ярослава Кирилловича выразил родным, близким и коллегам известного публициста и писателя президент России Владимир Путин.
Заместитель директора NASA Уильям Редди (William Readdy) объявил о назначении директором Центра
космических полетов имени Маршалла Дэвида Кинга (David King), работавшего заместителем директора Центра. На этом посту он сменит Артура Стивенсона (Arthur
Stephenson), уходящего в отставку с 15 тюля с.г.
Кинг начал свою карьеру в NASA в 1983 году. Заместителем директора Центра имени Маршалла он работает с сентября 2002 года.
В преддверии Дня космонавтики санкт-петербургское издательство "Система" выпустило в свет мою книгу "Взлетая, падала ракета". Книга повествует о некоторых страницах истории советской (российской) космонавтики, которые можно объединить понятием "аварии и катастрофы". Кстати, первое издание, вышедшее ровно пять лет назад, так и называлось "Советская космонавтика: хроника аварий и катастроф".
Второе издание разительно отличается от первого.
Во-первых, расширенны временные рамки "действия". Отсчет начинается не с запуска первого спутника, а с создания знаменитой "семерки", которой суждено было стать первым космическим носителем.
Во-вторых, книга содержит много новой и уточненной информации, ставшей доступной в последние годы. Учтены те недостатки, на которые указывали читатели первого издания. За счет новых глав объем книги возрос вдвое.
В-третьих, по-прежнему опускаются описания аварий с боевыми ракетами, но сделано исключение для катастрофы на Байконуре, происшедшей 24 октября 1960 года. Слишком велико ее влияние на советские космические программы, да и среди погибших было немало людей, без упоминания которых история первых лет освоения космоса была бы неполной.
В-четвертых, существенно расширилась помещенная в конце книги хронологии аварий и катастроф. Теперь в нее в конспективной форме включены не только космические аварии, но множество инцидентов с геофизическими и боевыми ракетами, а также с подводными лодками, имевшими на своем борту ракетное оружие.
Как и в первом издании, не могу гарантировать, что в книге нет каких-либо неточностей или упущений. Слишком велик объем исходной информации и ряд деталей, вполне возможно, выпал из поля зрения автора. Да и не все страницы отечественной истории еще доступны, чтобы говорить о полноте картины.
Насколько правилен выбранный в книге подход к изложению событий - судить вам, читатели
А для и тех, кого заинтересует новое издание, сообщаю, что книгу можно сказать по электронной почте zhelez_al@mail.ru,
некоторое количество я могу взять в издательстве для распространения по себестоимости (110 руб. + почтовая пересылка).
Насколько я знаю, приобрести книгу можно будет в Санкт-Петербурге, в Доме военной книги на Невском проспекте.
Также осталось некоторое количество экземляров книг серии "Летопись космической эры". Кто заинтересуется, с условиями заказа можно ознакомиться ЗДЕСЬ.