НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


НОВОСТИ



Выпуск № 170, приложение


Архив новостей.

    СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

      1. Он сказал: "Поехали". И тут же купил 13 крутых иномарок.
      2. Ракетодрама-3.
      3. Когда "оно" грянет, чем ответит Земля?
      4. Герберт Уэллс был реалистом.



ОН СКАЗАЛ: "ПОЕХАЛИ!". И ТУТ ЖЕ КУПИЛ 13 КРУТЫХ ИНОМАРОК

          На имя космонавта Юрия Романенко за один месяц было оформлено пять "Тойот-Лэндкруизер", две "Тойоты-Лексус", две "Ауди", две "Субару", "Гранд-Чероки" и "Мерседес". А на ветерана, Героя Советского Союза Глеба Молчанова - 23 иномарки зараз. Все машины приобретались в личное пользование

          В "черном списке" покупателей иномарок - еще 119 фамилий самых уважаемых людей страны: Героев Советского Союза и России. В основном (кроме космонавтов) - 80-летние старики-ветераны. Но именно они, немощные и небогатые, сумели в 1999 году протащить в Россию разом 900 новеньких и дорогущих авто, любое из которых тянет на два-три миллиона рублей.
          В то, что наши герои ворочают такими деньгами и держат личные гаражи с дюжинами "Мерседесов", не поверилось сразу. Многие из них с костылями-то еле управляются. А большую часть своей геройской пенсии тратят на такси до участковой поликлиники.
          Пришлось провести журналистское расследование.Оказалось: у многих героев не только джипов - даже стареньких "Жигулей" нет.
          Но и покупка ими иномарок - тоже правда. Да такая, что каждому из них государство теперь выставило счет на десятки миллионов рублей. Старики, бравшие Берлин и Кенигсберг, люди, перед которыми все мы в долгу, сами оказались великими должниками. Они глотают горстями лекарства и не могут понять: как же их так жестоко надули?!.


          Законы-то дырявые!

          В эту историю герои вляпались просто. Как известно, на рубежах нашей родины "лютует" таможня, взимая с всяк ввозящего в страну красавицу-иномарку аж до 60 процентов ее стоимости. В пользу государства, конечно. Только кому ж охота отваливать казне такие деньжищи?
          Везти машины тайными партизанскими тропами? Попадешься не сразу, так через год первому же сержанту ГИБДД. Документа-то на машину не будет. Сегодня автокриминал работает чище: дыру находят не в границе, а в законах. Чтобы и пошлин не платить, и машину "отмыть".
          До апреля 1999 года автодельцы вовсю пользовались льготами ликвидаторов Чернобыльской аварии. А когда эту халяву прикрыли, взяли в оборот героев. Механизм действовал с безотказностью автомата Калашникова. Ветеранам даже не надо было никуда ходить. У них одалживали "геройскую книжку" и несли ее в суд, который тут же решал: "Пошлину не брать".

          А судьи кто?

          Есть в статусе героев такая закавыка: мол, они освобождаются от таможенных платежей в размерах, предусмотренных законом. Только вот закона с этими самыми размерами в природе нет. Получается, нету и поблажек.
          Это затвердил в августе 1999 года специальным письмом Верховный суд России, разослав его по городам и весям.
          Однако все 900 геройских иномарок оказались в России уже после появления этого письма. И все они без единой копейки были растаможены в одном-единственном городе - Смоленске.
          Строчку закона о героях смоленские судьи читали как бы до половины. А письмо Верховного суда, получается, не читали вовсе.
          - Любой из нас вправе иметь собственное мнение, как применять закон, - сказали "КП" в Областном смоленском суде. - И никто не имеет права за это наказывать.
          Взаправду ли верили смоленские служители Фемиды, будто древний дед, еще участник боев под Халхин-Голом, будет раскатывать сразу на 4 одинаковых джипах "Мицубиси-Паджеро"? Этого теперь не проверишь. Но разрешал их ему бесплатно ввезти один и тот же судья, в один день.
          Особо отличились, осчастливливая ветеранов иномарками, судьи: Л. Ковалева, А. Федоришин, А. Сидницкая, Н. Журкова, В. Разенкова и А. Пудов. Их подписи мелькают под "геройскими" решениями судов особенно часто.
          В результате осенью 1999 года Смоленск превратился из города-героя в город героев. Число граждан, носящих это высокое звание, в считанные недели увеличилось здесь с 7 человек до 120! Нет, никакой победоносной войны в это время тут не велось. Герои со всей страны прописывались в Смоленске пачками ради того, чтобы только иметь право обратиться в здешний суд.
          Таможенники пробовали было запретить везти через Смоленскую область вообще хоть какую железяку. Не помогло. Машины гнали другими маршрутами, но оформляли все равно в "родном" смоленском суде.

          Почем шли "звездочки" на капоте?

          По какой цене шло с молотка звание Героя? По очень сходной. За каждую иномарку ветеранам перепадало 5 или 10 тысяч рублей.
          - В судебных заявлениях герои писали, что покупают машины в личное пользование, - рассказывает прокурор Смоленской транспортной прокуратуры Нина Васильева. - Но установлено, что ни один (!) автомобиль до них так и не дошел. Все машины проданы через солидные московские автосалоны.
          А перед самыми новогодними праздниками ветераны, чьими документами ловко попользовались, получили убийственные подарки. Всем им вручили счета за неуплаченные государству пошлины. От 5 до 50 миллионов рублей каждому. Нет денег - прощайся с имуществом.

          За неуплату отдашь квартиру

          В Смоленске я честно обошел половину геройских адресов. Всюду мне давали от ворот поворот: никаких ветеранов и космонавтов не знаем.
          Многие герои в самом деле не были в Смоленске ни разу в жизни. Их заочно прописывали здесь "обходительные молодые люди".
          Из семи настоящих героев-смолян не испугался рассказать "КП" правду о том, как их надули, только Иван Александрович Николаев - боевой летчик, штурмовавший Кенигсберг. Остальные ветераны, заслышав о иномарках, шарахались от журналистского удостоверения, как от гранаты с вырванной чекой.
          - Вам за что Героя дали?
          - А за всю войну разом. Я и орудием командовал, три танка подбил. И на У-2 летал - "ночном бомбардировщике". И на штурмовике. Однажды меня зенитки прямой наводкой расстреляли. Я до аэродрома дотянул, только сел - самолет развалился.
          - Сколько лет-то вам?
          - 78.
          - Машина есть?
          - Откуда?
          - Так 13 иномарок за вами числится!
          - Приходил ко мне незнакомец и долго уговаривал, мол, раз льгота есть, надо пользоваться. Не хотел я. Да детям подмога понадобилась. Дал он мне немножко долларов. А потом принесли счет: я должен вернуть государству 7 миллионов рублей!
          С ума сошли. Я таких денег в жизни не видел. Обещали, если за две недели деньги не найду, имущество описать. Двухкомнатная квартира - вот все мое имущество.
          Ни я, ни мои земляки-герои не виноваты. Решения выносил суд. Нас учили суду верить. Вот он пускай деньги и возвращает.

          Космонавту не досталось ни копейки

          Юрий Романенко - дважды Герой Советского Союза, летал в космос три раза.
          За 3 недели октября 1999 года на Юрия Викторовича оформлено сразу 13 иномарок. Следствию космонавт заявил: "Я дал копии своих документов человеку, который представился работником какого-то Фонда поддержки героев. Он уговорил меня вступить в этот Фонд. Ни о каких машинах я не знал".
          Космонавт назначил мне встречу в своем московском офисе. Но в последний момент передумал. Секретарша объявила: шеф уехал, не ждите.
          - Это неприятная история. Не хочу о ней даже говорить, - объяснился Романенко по телефону.
          - Так вам не давали денег за оформление машин?
          - Нет. И вообще я прохожу по делу свидетелем.

          Полдеревни запрягает джипы в розвальни

          Сегодня герои для автокриминала - уже отработанный шлак. Теперь машины модно оформлять в братской Белоруссии, где пошлины в десятки раз ниже, чем в России. Но делается это опять же через суд. И опять не где-нибудь, а в Смоленске.
          - На хрена тебе в эту дыру? - вопрошал смоленский таксист, пока мы ехали с ним на разбитой вдрызг "Волге" в пригородную деревеньку Чекулино.
          - Там на каждого второго колхозника джип оформлен.
          - Да ну?
          На пятаке против перекошенного чекулинского сельсовета собрались человек двадцать. Привезли газовые баллоны - народ грузил их на санки и, кряхтя, тащил по избам.
          - Чего не на машинах? - завожу разговор с двумя молодками в пуховых платках.
          - Дык у маво кобеля "Москвич" совсем сломался. Старый больно. А ишшо в селе только два "жигуля". В них баллон не залезает.
          - Зарабатываете хорошо?
          - На ферме-то? По 600 рублей.
          Брызгая паром, пронеслась лошаденка с двумя пузатыми баллонами на телеге. Успеваю прыгнуть в нее. Дергаю за рукав небритого мужика с вожжами.
          - Как звать?
          - Павлом.
          Смотрю в список чекулинских автобогатеев.
          - Так ты джип аж за 2 миллиона рублей на днях купил. Чего на лошади ездишь?
          - Нету джипа. И миллионов нет, меня даже из колхоза выперли. А бумажки на машину - было, подписывал. Знакомый хорошо попросил.

Расплата

          Жалеть героев теперь без толку. Если следствие установит, что они брали за прокат своего высокого звания хоть один доллар - пиши пропало: им припаяют все неуплаченные в казну пошлины в полном размере.
          Эти люди - действительно честь и гордость нации. Золотые Звезды каждый из них отвоевал или отработал сполна. Но обеспеченной жизни за это от родины никто из них не дождался.
          Им приходится "крутиться", как всем. И попадать в переделки - вроде этой.
          Но обида в другом. Почему всю вину и всю расплату за аферу с иномарками взвалили на героев, а не на перегонщиков машин или судей?
          Кто-нибудь ответит?


          Андрей СЕДОВ.
          (Наш спец. корр.)
.
          Москва - Смоленск.

          "Комсомольская правда", 17 января 2001 года.





РАКЕТОДРАМА-3

          В прошлом году "Новая газета" опубликовала серию материалов о том, какие экологические беды несет безответственное освоение космоса. О том, что за благими намерениями и миллионами долларов напрочь забывают о безопасности тех, кто живет неподалеку от космодромов и стартовых площадок. О том, что уничтожение ядерных ракет, задуманное ради сохранения жизни на Земле, оборачивается для сотен людей загубленным здоровьем. Резонанс эти статьи получили достаточный. По крайней мере наметилась возможность диалога между военными и учеными-экологами, в котором примут участие и корреспонденты нашей газеты.
          Мы обязательно проинформируем читателей, чем завершится "круглый стол", посвященный данной проблеме и намеченный на ближайшее время. Сегодня мы публикуем третий материал из этой серии. Он посвящен одной конкретной судьбе.
          "Я хочу рассказать о той системе, которая сложилась в космических частях Министерства обороны России, и об отношении государственного здравоохранения, социальных служб к людям, отслужившим в таких войсках. Пусть узнают и простые люди, и узкие специалисты о том, что происходило со мной и с другими ребятами, и дадут свою оценку. Почему к нам относятся, как к списанному мусору? За что нас сбрасывают со счетов? Нам приказывали, мы выполняли, делали работу и делали ее хорошо".
          И вот что далее рассказал пришедший в Институт социологии РАН старший сержант запаса Виктор Шульгин, отслуживший в космической части космодрома Плесецк с 1990 по 1992 г.

          Боевые работы

          В 1990 году я окончил медицинское училище в Ярославле, а через 3 месяца меня призвали в армию. Заключение военной комиссии: здоров на все "сто". Направили в Плесецк, в космические части Минобороны. Служил санинструктором на пусковом комплексе "Лесное", входил в боевой расчет в составе аварийно-спасательной группы. В мою задачу входило обслуживать все работы, связанные с гептилом и меланжем.
          При заправке ракеты находился от нее в 100-150 метрах, а при пуске должен был оставаться на поверхности, в то время как все остальные прятались в подземных бункерах. А стартовую площадку, согласно приказу, покидал последним. Мне пришлось участвовать где-то в 22-23 пусках, в том числе и коммерческих пусках США, Франции, Японии, включая международную программу "КОСПАС-САРСАТ".
          Конечно, средства индивидуальной защиты были при мне (противогаз с кислородом), но пользоваться им при проведении боевых работ запрещалось: применять его можно только при взрыве ракеты. А ведь, например, перекачка топлива из цистерн - вещь опасная, тем более что гептил нередко проливался, а я находился от заправщиков на расстоянии 50-70 метров. Иногда приходилось оказывать экстренную медицинскую помощь при остром отравлении в 15-20 метрах от самих цистерн. Обслуживал также боевые профилактические работы: промывку цистерн. И все так же без противогаза.
          А сжигание паров гептила? Плюс аварийные выбросы этих паров в атмосферу, как, например, осенью 1991 года... Облако накрыло казармы, находящиеся в 1,5 км от места аварии. Я тогда был вместе с двумя солдатами. Ничего: отлежались в казарме 3-4 дня. После этой аварии в медпункте несколько дней стоял запах гептила.
          Вода, которую пили солдаты из нашей части, имела привкус железа и специфический запах. Как медик я производил регулярные заборы проб из кранов в казармах, пищеблоке, душевой на содержание компонентов ракетного топлива. И периодически обнаруживал превышение ПДК гептила - в среднем в 4 раза. Один случай запомнил особенно хорошо. Весна 1991 г. В пробе питьевой воды из крана в казарме ПДК гептила превысило в 8 раз. Доложил начальнику медслужбы. Он только спросил: "Из какого крана?" И все. А ведь питьевая вода поступала из трех скважин глубиной 30 метров, расположенных на пусковой площадке. Встает вопрос: если на глубине 30 метров 8 ПДК, то сколько его в поверхностных водах? Вокруг части много болот. Летом и осенью - постоянные испарения. Опять вопрос: что мы пили и чем мы дышали?
          Душ для помывки солдат. Периодически в нем мыли спецкостюмы заправщики - смывали гептил. И снова вопрос: кто может сказать, какова его концентрация была в душевой?
          Во всех помещениях на пусковой площадке - постоянный запах гептила. Казармы же солдат, расположенные в старых кирпичных зданиях 50-х годов, не проветривались. Шинели, ватники хранились возле постелей. В рационе солдат мяса практически не было, несмотря на собственную свиноферму. Фруктов не давали никогда. Из свежих овощей - свекла, капуста, картошка. Иногда репчатый лук и чеснок.
          Вокруг части на болотах росли белые грибы весом в 1,5 кг на ножке в 40 см. Они никогда не бывали червивыми, но при употреблении их в пищу возникали тяжелые отравления. Клюква вокруг части также была необыкновенных размеров: с крупную черешню. Отличалась большой сочностью. Каждую осень весь личный состав направлялся в деревню Бараново, в 20 км от части, для сбора такой же крупной клюквы, которая в необыкновенном изобилии росла на болотах вокруг деревни. Клюква собиралась тоннами и направлялась в Москву, уж не знаю - генералам или на продажу. Весной солдаты заготавливали и березовый сок.

          Провалы в памяти

          Всего у нас было где-то 450-500 человек личного состава, все они обращались за медицинской помощью по ночам исключительно ко мне. Основные жалобы солдат после пуска и профилактических работ: приступы слабости с тошнотой, головокружением, длительной головной болью, иногда рвотой. После каждого пуска 75-80 процентов солдат лежали "в лежку" в течение 3-4 дней.
          Солдаты постоянно жаловались на боли в желудке, поносы, тошноту, слабость, сопровождавшиеся резким падением артериального давления: до 40 на 80. Каждую неделю 4-5 больных с такими жалобами я отвозил в поликлинику города Мирного, но им ставили один и тот же диагноз: "острое пищевое отравление", хотя ни разу не было установлено, что пища недоброкачественная или в ней обнаруживались болезнетворные бактерии.
          Примерно у 45-50 процентов личного состава наблюдалось воспаление десен с кровотечением, расшатывались зубы, нередко они вообще вываливались при чистке. Кариес у 100 процентов. Кроме того, солдаты жаловались на выпадение волос, кожный зуд. Любая царапина превращалась в долго не заживающий гнойник. Кожа солдат поражена пиодермией, стрептодермией. На каждой ноге от 20 до 30 трофических язв, на лечение которых уходило полтора месяца. (При этом солдаты не освобождались от несения службы.)
          Частыми были обращения с жалобами на усталость, раздражительность, бессонницу, кошмарные сновидения, приступы гнева с последующими провалами памяти.
          Себя больным за время службы я не считал, хотя с января 1991 года - после пусков, заправки, переливания топлива, профилактических работ и сжигания паров гептила - стали появляться головные боли, головокружения, тошнота, гипотонические кризы с резким падением артериального давления, как и у солдат, которых я лечил. Летом 1991 года начались болезни ротовой полости, тоже стали выпадать волосы, появились кожный зуд, аллергическая сыпь, ринит, крапивница, ухудшилось зрение. В январе 1992 года возникли нарушения сердечной деятельности: тахикардия, аритмия. Весной 1992 года обнаружились расстройства нервной системы: сон стал прерывистым, с кошмарными сновидениями; появились беспричинная раздражительность, взрывчатость, сильная утомляемость, снизилась работоспособность. Стала болеть печень. К врачу не обращался, лечился самостоятельно - все-таки "красный" диплом.
          Но после увольнения болезни стали усиливаться. В 1998 году пять раз ложился в больницу. Но на комиссии ВТЭК врачи говорили, что у меня обычная дистония. В Московском институте экспертизы труда дали заключение: в группе инвалидности не нуждается, трудоспособность сохранена. Врачи отказывались рассматривать мое заболевание в связи со службой в космической части, так как документов, подтверждающих это, у меня нет. Наконец мне дали третью группу инвалидности по общему заболеванию, не связанному со службой в армии, и пенсию в 350 рублей. А после многочисленных запросов военкомата из космодрома Плесецк ответили, что я в работах с гептилом участия не принимал.
          Тяжело сознавать, что доходишь до точки: я не мог просто подняться на второй этаж - страшные боли в позвоночнике. А мне говорят: "Вот если бы ваша служба была связана с радиацией, это серьезно. А ваша служба не была связана с особым риском, и в военном билете никаких отметок нет".
          Поймите, я ничего не требую, я просто прошу по-человечески помочь в вопросах диагностики, профилактики и в лечении. Тем более не я один такой...

          Независимое расследование

          Решили проверить слова бывшего сержанта и провести свое независимое расследование. Во-первых, потребовалось немало времени, чтобы ознакомиться с официальными документами, подтверждавшими участие Шульгина в боевых работах, связанных с гептилом и меланжем. Командование об этом говорить особо не хотело, хотя косвенные доказательства мы нашли.

"Краснознаменный ордена Трудового Красного Знамени космодром Плесецк.


ГРАМОТА.


          Награждается ефрейтор Шульгин Виктор Анатольевич.
          За активное участие в запусках космических аппаратов, успехи в боевой и политической подготовке...

          29 марта 1991 г."

          В это же время мать Шульгина получает письмо от командира части В. Батова, в котором он "сердечно благодарит ее за воспитание сына, надежного защитника нашей Родины", и приглашает ее принять участие в слете солдатских матерей в г. Мирном с тем, чтобы она "наглядно убедилась в том, какие важные государственные задачи выполняются при непосредственном участии ее сына Виктора Анатольевича"...
          В Генштабе РВСН осенью 1991 г. был издан приказ "О поощрении ефрейтора В. Шульгина за оказание экстренной медицинской помощи на боевом дежурстве при подготовке ракетоносителя к пуску". Благодаря его грамотным действиям удалось спасти жизнь трем военнослужащим прямо на глазах генералов РВСН, прибывших из Москвы на ответственный пуск.
          Еще больше усилий нами было затрачено на поиски самой космической части под условным названием "Лесного". В "Новой архангельской газете" мы нашли схему космодрома Плесецк, из которой следовало, что "Лесное" - это пусковые комплексы ракетоносителей "Космос-3М". И тут выяснилось, что в 20 километрах от комплекса существует деревня Бараново.
          Обследование состояния здоровья жителей этого села учеными-медиками из Архангельской государственной медицинской академии показало, что практически все они страдают токсическим гепатитом, вызванным, по мнению ученых, именно гептилом. Наиболее вероятной причиной является загрязнение грунтовых вод. Если концентрация гептила в грунтовых водах деревни Бараново такая же, как на пусковой площадке "Лесное", что достаточно вероятно, то можно ожидать, что и грунтовые воды города Мирного также заражены гептилом.
          Город Мирный - закрытый населенный пункт, и нам не удалось выяснить, являются ли грунтовые воды и там источником питьевой воды. Но сама возможность их загрязнения гептилом очень велика.
          Существует предположение, что и на других пусковых площадках в радиусе 20 километров от "Лесного" грунтовые воды также загрязнены гептилом. Об этом говорит структура заболеваемости военнослужащих срочной службы космодрома, начальник медслужбы которого привел в областной газете (от 22.03.94 г.) следующие данные. На первом месте - болезни органов пищеварения, на втором - ротовой полости, на третьем - инфекционные.
          Это практически полностью совпадает с тем, о чем говорил санинструктор "Лесного" Шульгин. Более того, начмед космодрома сообщил, что подобная же картина общей заболеваемости военнослужащих срочной службы характерна для всех ракетных войск. Если же говорить о клинической картине хронического отравления гептилом, то в ней важное место занимают желудочно-кишечные расстройства, которые легко выдать за острое пищевое отравление.
          Далее, согласно выводам сотрудника ЦВКГ РВСН В.И. Демьянова, "у офицеров и прапорщиков в условиях боевого дежурства со стажем более 5 лет обнаруживаются патологическая подвижность зубов, гингивит, остеопороз, а после 10 лет - пародонтит". При этом экспериментально (на животных) установлено, что ракетное топливо действует на ткани полости рта при вдыхании их паров в результате загрязнения воздушной среды. Все эти данные содержатся в диссертации Демьянова, который сделал сенсационное заключение: "Проблема заболеваемости тканей пародонта ведет к снижению боеспособности РВСН".
          Можно было, конечно, не согласиться с таким широким обобщением, если бы не история, рассказанная Шульгиным. Следует только отметить, что в условиях боевого дежурства офицеров и прапорщиков концентрация гептила в воздушной среде была ниже 1 ПДК. При этом нужно учесть, что эта величина была постоянной, а солдаты находились в условиях, когда концентрация гептила колебалась, что утяжеляло интоксикацию.
          Осталось разобраться только с клюквой и березовым соком, которые в качестве деликатесов русского Севера отправляются в Москву. Здесь ситуация столь анекдотична, сколь и абсурдна.
          Когда в 1990-1992 годах массовое экологическое движение охватило Архангельскую область, общественность выступала против загрязнения космодромом природной среды, военные стали требовать от правительства создать на его и прилегающих к нему районах...национальный парк. А в последние годы "ученые" с космодрома "установили", что гептил... полезен для биосферы и самовоспроизводится в районах падения ступеней ракет. Об этом писал командир космодрома Ю. Журавлев главе администрации Ижемского района Республики Коми, на земли которого падают ступени ракетоносителя "Космос-3М". Если с первой частью этого пассажа можно и нужно спорить, то вторая не вызывает сомнений.
          И что в итоге? По всей видимости, солдаты пусковой площадки "Лесное" и сегодня пьют воду с гептилом и заготавливают клюкву и березовый сок для Москвы. Так и слышится голос генерала-академика: "Закусывайте нашей клюквой! Пейте на здоровье наш березовый бальзам с гептилом 8 ПДК!"
          Только очень хочется узнать, подают ли его в столовой Генштаба?

          Владимир ЛУПАНДИН,
          доктор медицинских наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН;
          Геннадий ДЕНИСОВСКИЙ,
          заведующий сектором

          "Новая Газета", 18 января 2001 года.





КОГДА "ОНО" ГРЯНЕТ, ЧЕМ ОТВЕТИТ ЗЕМЛЯ?

          Российские ученые разработали систему планетарной защиты землян от астероидной опасности - "Цитадель". И что важно: проект не только на бумаге, основные компоненты системы в разное время уже прошли "натурную" обкатку в космосе.
          Ученые бьют тревогу: человечеству угрожают пришельцы из космоса - астероиды. Наиболее опасны самые крупные из них, размером более километра. Столкновение с Землей одного такого "камушка" приведет к самым ужасным последствиям.

          Какие камни несут апокалипсис?

          Насколько все серьезно? Вопрос непраздный. Слухи о том, что к Земле летит "оно" и вот-вот произойдет лобовая космическая атака, возникают с завидной регулярностью. Только в этом году тревога билась дважды: мол, астрономы обнаружили "объект", который может врезаться в нашу планету в 2030 году. И оба раза следовал "отбой".
          Специалисты поднимали архивы со старыми фотографиями звездного неба, где этот самый "объект" уже присутствовал, хотя и не был официально открыт. Делали более точные расчеты траектории. Оказалось, что минимальное расстояние между "незнакомцем" и Землей через тридцать лет составит аж одиннадцать радиусов лунных орбит. А значит, встреча отменяется. Пока.
          Как бы ни хотелось кому-то свести разговоры об астероидной опасности к кухонным сплетням, она действительно существует. И недооценивать этот факт не только глупо, но и преступно. Вот самый свежий пример. Буквально за неделю до Нового года на расстоянии 800 тысяч километров от Земли пролетел 50-метровый небесный странник. Из-за своих малых размеров он был обнаружен уже в непосредственной близости от нашей планеты.
          Не стоит забывать, что в XX веке люди несколько раз сталкивались с падающими на их голову небесными камнями. О Тунгусском метеорите, прилетевшем на Землю в 1908 году, россияне наслышаны. Его взрыв был такой силы, что, считай, разорвались разом с полтысячи ядерных бомб. Благо врезался он в глухую сибирскую тайгу. А ведь ученые подсчитали: припозднись "камешек" с "визитом" часа на четыре - прямиком угодил бы в Петербург.
          Но тунгусская катастрофа - далеко не самая страшная. Ученые обнаружили пять сохранившихся метеоритных кратеров диаметром более 100 км и около сорока - размером "пожиже". Это какая же чудовищная сила оставила после себя многокилометровую воронку?.. Сейчас известно одиннадцать метеоритных кратеров диаметром более 100 метров. Их возраст - менее ста тысяч лет. Только в минувшем веке было три серьезных удара, нанесенных из космоса: 1908 год - Тунгуска, 1930-й - Амазонка, 1947-й - Сихотэ-Алинь.
          Скажете, все это дела давно минувших дней? Отнюдь.
          - В 1972 году астероид размером с Тунгусский - примерно 60-80 метров - вошел в земную атмосферу над территорией Америки и выскочил над Канадой, - рассказывает старший научный сотрудник Института астрономии РАН, кандидат физико-математических наук Александр БАГРОВ. - И Америка, и Канада, без преувеличения, оказались на волосок от мощного взрыва.
          За последние десять лет крупные небесные тела несколько раз пролетали совсем близко от Земли - на расстоянии, сравнимом с расстоянием до Луны...
          Более того, астрономы зафиксировали: в атмосфере взорвалось и сгорело около десятка тел. Они небольшие - до сорока метров, однако долети до Земли - натворили бы столько бед, что мало не покажется.
          Но это те, что специалисты зарегистрировали над сушей. А сколько камней долетело до океана и сгинуло в его пучине?.. Вот почему ученые убеждены: имеющиеся у них цифры можно спокойно умножить на три.
          - Оценки, основанные на данных о регистрируемых потоках космических тел, показывают: события, подобно тунгусскому, происходят раз в 100-200 лет, - говорит Александр Викторович.
          Сегодня астероидная опасность велика как никогда, подчеркивают ученые.
          Почему? Да потому, что наша планета все насыщается техногенными объектами - ядерными, химическими, биологическими. И даже небольшой космический метеорит способен принести с собой смерть и разрушения. А что уж говорить о телах в триста-пятьсот и больше метров.
          Всего шесть лет назад мир стал свидетелем самой настоящей звездной войны: осколки кометы Шумейкера-Леви-9 "пикировали" на Юпитер. Глыбы льда и горных пород, нередко размером с добрую гору, врезались в планету со скоростью свыше 200 тысяч километров в час... Геологические данные говорят о том, что и наша любимая Земля не раз подвергалась столь страшным ударам из Вселенной. Когда-то динозавры не выдержали именно такой "атаки".

          Звездные войны по чистой случайности

          Утешает одно: подобные катаклизмы происходят все-таки редко - с "перерывами" в десять-сто тысяч лет. Кстати, что касается Юпитера, это тот самый случай, когда ученые впервые в истории сумели заранее предсказать неминуемое столкновение планеты-гиганта и кометы.
          И здесь возникает несколько вопросов. Прежде всего такой: известно ли ученым, сколько точно потенциально опасных для землян космических объектов блуждает по "закромам" нашей Солнечной системы?
          Накопленная к настоящему времени информация о них неполна, не скрывают специалисты.
          Наиболее изучены самые внушительные по размерам - более одного километра. Их довольно просто наблюдать наземными телескопами. Причем астрономы прямо заявляют: открыта пока лишь примерно тысяча таких "странников". А это менее половины существующих всего - орбиты остальных пока просто не обнаружены. Правда, ученые ожидают, что к 2010 году их знания о крупных космических "камнях" будут куда весомее.
          Сложнее обстоит дело с наблюдением относительно мелких астероидов.
          Почему? Их очень много. Скажем, тел размером более ста метров может быть 100-200 тысяч и больше. Любопытно, как выглядят эти космические "убийцы". Среди тысяч вряд ли найдутся хотя бы два одинаковых "камня": их форма может напоминать шар, сигару, картофелину и даже... собачью косточку.
          Откуда же берутся астероиды? Очень интересную гипотезу развивает Александр Багров. Он, в частности, убежден: это осколки планеты... Фаэтон.
          - Так что, она действительно была и раскололась? - спрашиваю я.
          - В середине ХIХ века Генрих Ольберс выдвинул гипотезу, согласно которой между Марсом и Юпитером находится большая планета. Эта гипотетическая планета получила название Фаэтон, - рассказывает ученый. - Но на самом деле такой планеты там не оказалось. Недоумение астрономов было настолько велико, что они придумали объяснение: мол, эта планета просто-напросто не успела "родиться", поскольку громадный Юпитер своим притяжением "высосал" из космоса вещество, которое могло пойти на образование Фаэтона. Однако, изучая миграцию космических тел в Солнечной системе, я пришел к выводу: такая планета существовала. Она возникла наряду с другими около пяти миллиардов лет назад, но на начальном этапе эволюции была разрушена из-за столкновения с каким-то огромным объектом. Расчеты показывают: для этого достаточно было столкновения с Фаэтоном тела размером в тысячу километров.
          Наверняка эта гипотеза покажется кому-то не совсем убедительной. Хотя ее косвенное доказательство налицо - так называемый пояс астероидов, расположенный как раз между Марсом и Юпитером. Но не следует думать, что нам угрожают только остатки Фаэтона.
          - Мы еще так мало знаем о нашей Солнечной системе, - замечает доктор физико-математических наук, заведующая отделом Института астрономии РАН Лидия РЫХЛОВА. - Ведь есть не только главный пояс астероидов, но и более отдаленные, где скапливается масса вещества. До них трудно "дотянуться". Но, безусловно, со временем доберемся.

          "Цитадель" на ближней орбите

          Способно ли человечество противостоять космическим "пришельцам"?
          Способно, в один голос утверждают ученые, если объединить имеющиеся у нас возможности. Для этого даже не нужно стремиться "вычерпать" все астероиды, что, например, обязались сделать американцы в течение ближайших двадцати лет.
          - Мы не можем себе позволить программу "обнаружения и каталогизации" всех астероидов. Да это и не нужно, - говорит Лидия Рыхлова. - Главное - организовать международную программу слежения за вновь открытыми астероидами, создать надежную систему защиты - своеобразный "зонтик" вокруг Земли.
          И такой проект системы планетарной защиты землян от космической опасности российские ученые уже разработали. Название у него, как и подобает, грозное - "Цитадель".
          - В свое время у нас в стране были созданы и прошли натурную отработку практически все основные компоненты системы, - делится ведущий конструктор НПО имени С.А. Лавочкина Анатолий ЗАЙЦЕВ. - К ним относятся многие образцы ракетно-космической техники, ядерного оружия, средства связи, навигации, управления и т.д. И сейчас представляется уникальная возможность применить все это для защиты человечества.
          Как будет действовать "Цитадель"? Если не вдаваться в подробности, то примерно так. После обнаружения опасного небесного тела к наблюдению за ним подключаются средства наземного и космического базирования. В созданном Центре планетарной защиты оценивается степень угрозы и намечается план действий. Предложения докладываются руководству страны.
          Наконец, после согласования на межправительственном уровне дается команда на запуск двух космических аппаратов - "разведчика" и "перехватчика" с ядерными зарядами на борту... Подрыв! Космический "агрессор" или уничтожается, или отклоняется с попадающей в Землю траектории. По такой же схеме будут перехватываться и более крупные объекты на значительных удалениях от Земли.
          - Сделав такую систему, мы сможем обнаруживать направляющиеся к нам объекты за месяцы и даже годы. Сконцентрировав усилия региональных служб в разных уголках мира, мы сумеем противостоять самой серьезной опасности, - говорит Анатолий Зайцев.
          - Насколько реально осуществление этого проекта? И когда?
          - Конечно, не все так просто, - рассуждает Анатолий Васильевич. - Надо решить проблемы не столько даже научно-технические, сколько организационные, политические, экологические, этические. И тогда уже в ближайшем десятилетии система может заработать.
          - А где, простите, взять деньги?
          - Разумеется, речь идет о многих миллионах долларов. Но система должна создаваться не одной страной - страховым фондом человечества.
          Итак, российские ученые предлагают решить своеобразный тест для человечества - на способность справиться с глобальной проблемой, которая вот уж действительно камнем падает на наши головы. Правда, пока возникает очень много неясностей. Не аукнется ли на Земле "ядерная бомбардировка" астероидов? Не возникнет ли соблазна кое у кого использовать систему планетарной защиты в военных целях? Будет ли надежно исключена возможность потери, задержки или умалчивания информации об опасных небесных телах?..
          Проблем много. Но первый шаг все равно надо делать. Жизнь заставляет.

          Наталия ЯЧМЕННИКОВА

          "Российская газета", 19 января 2001 года.





ГЕРБЕРТ УЭЛЛС БЫЛ РЕАЛИСТОМ
Астрофизики сделали открытия, которые перевернут Вселенную

          Крупнейший съезд астрофизиков только что закончился в Сан-Диего (США). Предмет исследований современной астрофизики вовсе не ограничивается рассматриванием в телескоп далеких звезд. Астрофизика - эта наука прежде всего о строении материи, о тех изменениях, которые происходят с веществом и на Земле, являющейся частью Вселенной, о происхождении Вселенной и ее будущем. И потому утверждение о том, что астрофизика - важнейшая из земных наук, является вовсе не дерзким парадоксом.
          Существование во Вселенной "черных дыр" - одна из самых красивых научных теорий. "Черные дыры" будоражат воображение. Они в принципе невидимы, но их придумал не Герберт Уэллс, а рассчитали кабинетные теоретики. Плотность вещества в "черных дырах" такова, что всякое оказавшееся поблизости тело засасывается в гигантскую космическую воронку без малейших шансов вынырнуть наружу и прокричать последний "SOS". Даже неуловимый свет засасывается прожорливой "дырой" - именно поэтому она в принципе невидима. Массой наше Солнце по сравнению со средней "черной дырой" - как спичечный коробок рядом с сотней Останкинских телебашен.
          И вот впервые американский космический телескоп "Хаббл", работающий в рентгеновском диапазоне, сумел обнаружить во Вселенной реальные доказательства существования "черной дыры". Телескоп, естественно, не "дыру" увидел - он зарегистрировал исчезновение материи, которая превратилась в абсолютное ничто. Астрономы видели пульсирующий ультрафиолетовый свет, вырывавшийся из скоплений горячего газа. И этот свет угасал, растворяясь с приближением газового облака к очень тяжелому, компактному объекту, названному Cygnus XR-1.
          Возможно, имя первой "черной дыры" войдет в историю как имя первого человека или первой клонированной овечки. Так что напрягите память и запомните: Cygnus XR-1, хотя это и посложнее, чем Долли. Первая "черная дыра" удалена от нас на 6 тысяч световых лет и прописана в созвездии Лебедя.
          Это будет посильнее фильмов ужасов, Хичкок бы позавидовал. Пожирание материи происходит следующим образом. Обреченное газовое облако приближается по орбите к "черной дыре" и хаотичной пульсацией сообщает о своих последних денечках. Астрономы назвали это явление "пульсирующий поезд смерти". Интервал пульсации составлял всего 0,2 секунды. Моргнув несколько раз, материя навсегда исчезала из виду.
          Загадка Cygnus XR-1 заключается в том, почему разогретый до триллиона градусов газ, плавно приблизившись к определенной границе, буквально обрушивается в пропасть и исчезает. Высказывается гипотеза, что во Вселенной существуют некие горизонты, за которыми объекты, претендующие на высокое звание "черной дыры", поглощают в тысячу раз больше энергии, чем выделяют. Кстати, предполагается, что еще одну "черную дыру" удастся обнаружить в созвездии Стрельца. Ее масса в 2,6 миллиона раз больше массы нашего карликового Солнца.
          Кроме того, в Сан-Диего была представлена новая галактическая карта. На ней показаны гигантские ленты и исполинские облака межзвездного газа, из которого рождаются звезды. Эта карта способна пролить свет на существующий в центре Галактики Млечный Путь, который пролегает в 26 тысячах световых лет от Земли.
          В 2002 году в чилийской пустыне Атакама начинается строительство самого мощного в мире телескопа "Алма", который будет состоять из 64 12-метровых радиотелескопов. Этот гигантский прибор позволит астрофизикам впервые заглянуть за пределы нашей Галактики.

          Сергей ЛЕСКОВ

          "Известия", 20 января 2001 года.





Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2012. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
Последнее обновление 31.12.2012.