НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


НОВОСТИ



Выпуск № 173, приложение


Архив новостей.

    СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

      1. Стенограмма передачи "Добрый день", показанной 2 февраля 2001 года на канале ОРТ.
      2. Анекдот в тему.
      3. Новые проекты Немецкого центра аэрокосмических исследований.
      4. Изучение Юпитера и его спутников.
      5. Письмо конгрессмена Ральфа Хэлла администратору NASA Даниэдю Голдину (на английском языке).
      6. Молчание ракетного главкома.
      7. Путин и Кучма говорили не о кризисе, а о космосе.



СТЕНОГРАММА ПЕРЕДАЧИ "ДОБРЫЙ ДЕНЬ",
состоявшейся 2 февраля 2001 года на канале ОРТ

          Ведущий программы - Александр Стриженов.

          Ведущий: Продолжаем разговор об орбитальной станции "Мир". Сначала мы не предполагали такого широкого отклика, интереса к этой теме. На нашем интернет-сайте, на нашей электронной почте в обсуждении приняли участие неравнодушные из 98 стран мира. В течение сегодняшней передачи мы принимаем ваши мнения и отзывы на наш интернет-сайт http://www.ortv.ru/, наши телефоны в студии 215-19-68 и 215-14-47. Задавайте свои вопросы нам и нашим гостям, нам не безразличны ваши мнения не только о "Мире", но и о нашем участии на Международной космической станции и о будущем нашей российской космонавтики вообще. И сейчас я хочу напомнить вам вкратце, как раскалилась атмосфера в нашей студии в среду, когда мы начали этот разговор.
          Уже около 70% людей, приславших свои мнения на наш интернет-сайт, сожалеют о "Мире", я представляю вам гостей нашего сегодняшнего эфира, участников нашего разговора - это Владимир Алексеевич Соловьев - руководитель полетов пилотируемых космических комплексов, Николай Аполлонович Анфимов - директор ЦНИИ машиностроения Росавиакосмоса, Геннадий Викторович Малышев - доктор технических наук, профессор МАИ, Эдуард Викторович Алексеев - доктор технических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
          У меня вот какой вопрос сразу. За те два дня, которые прошли с эфира в среду, "Мир", получается, опустился еще на 900 метров, когда он начал падать?

          Анфимов: Он начинает падать сразу же после того, как выводится на какую-то большую высоту. Иногда он спускается на 200 метров в сутки, иногда - на 400 метров, на 500 метров, это нормальный процесс.

          Ведущий: Уже не раз мы поднимали "Мир" на орбиту.

          Соловьев: На протяжении всех 15-ти лет мы регулярно поддерживали его на определенной орбите.

          Ведущий: Почему же вдруг мы решили больше не поддерживать "Мир" на орбите? Еще раз ваше мнение каждого вкратце. Почему "Мир" стал нам не нужен в 2001 году, с наступлением 3-его тысячелетия?

          Соловьев: Ну, я бы не ставил так вопрос, что он не нужен, к сожалению, любая техника стареет, это известно. Любую технику, в принципе, можно восстанавливать. Интересный тут возникает, так сказать, вопрос, сколько стоит это восстановление. Имеет смысл продолжать ее восстанавливать, или, может, произвести переоценку ценностей, сделать какую-то новую машину и ее эксплуатировать более эффективно? Понимаете, ведь формально, вложив сумасшедшие деньги, огромные миллиарды рублей, сотни миллионов долларов, можно было бы как-то поддерживать состояние "Мира" и вот сейчас, как-то - снять базовый блок, заменить его на другой, возникает вопрос: имеет ли смысл, целесообразно ли, окупится ли? Понимаете, все космические исследования направлены на то, чтобы людям на Земле жилось, попросту, лучше, понимаете?

          Ведущий: Очевидно, что решение принято и затопление будет произведено, мне бы очень хотелось, чтобы все наши телезрители, и мне самому очень хочется изменить отношение к этому событию, потому что "Мир" за эти 15 лет стал для нас символом, определенным символом государственности, уважения к стране, власти, и мы отказываемся от этого символа. В меру причин, о которых вы сегодня в течение всей передачи и будете рассказывать нашим телезрителям, я хочу послушать наших телезрителей, если можно. Звонок междугородний. Добрый день. Вы в эфире. Чтобы Вы хотели сказать нашим гостям?

          Телезритель: Здравствуйте. Это звонок из Углича, Дмитрий. Я с интересом наблюдаю за разговором на эту тему, я хотел бы узнать, вообще, эти разговоры в эфире, они приведут к какому-нибудь результату? Можно ли спасти станцию и вообще, что можно сделать? Спасибо.

          Ведущий: Ответить на вопрос? Могут ли разговоры привести к какому-то результату? В моем понимании результат - это понимание того, что происходит и почему это происходит. Может быть о каком-нибудь другом результате спрашивает телезритель?

          Алексеев: Мне хотелось бы вот что сказать, ведь это второе решение правительства о затоплении "Мира". Первое решение было принято в 1998 году: в мае месяце "Мир" должен быть затоплен. Но сложилось общественное мнение, то, о чем вы говорили сейчас. Это естественно. И была однозначная позиция Генерального конструктора Юрия Павловича Семенова, что "Мир" нельзя топить, что нужно дождаться, по крайней мере, 15-летнего срока, и была понятна цель, подтверждающая, действительно, возможность существования пилотируемых станций в 15-летнем режиме. Что сейчас изменилось? Сейчас изменилось вот что, общественная поддержка, как была, так и есть, но упущено время и, практически, Генеральный конструктор сегодня, и РКК "Энергия", и все подведены к той черте, когда уже практически, для того, чтобы исправить это положение, для финансирования, которое может быть осуществлено в нормальном режиме, упущено время. Если бы это ежегодное финансирование было подтверждено, и, как оно предусматривалось для сохранения "Мира", выделено полтора миллиарда рублей, то, наверно, сегодня этот вопрос так бы не стоял.

          Ведущий: Мы говорим: упущено время, а имеем ввиду - деньги. А упущено ли время технически. У меня вопрос к Вам, пройдена ли та критическая точка, после которой "Мир" уже будет невозможно поднять, даже если появятся сумасшедшие деньги, ну вот как по мановению волшебной палочки, и мы скажем: "Да, мы снова будем вкладывать в эту станцию". Да, я знаю, что у вас была программа такая разработана и это расчеты.

          Малышев: Дело вот в чем, не зря принималось два решения. Решение первое было либо недостаточно продумано, два решения - значит, возможно и третье решение. Теперь, что касается технически. Тот грузовик, который сейчас выведен, он может сейчас не тормозить станцию, а может вывести на орбиту такую, где она сможет существовать еще около полугода. За эти полгода можно решить проблему: использовать ли стационарные плазменные двигатели, использовать ли какую-то другую технику, которая сейчас уже готова, сейчас приблизительно семь технологий есть такие, которые не возделаны даже на Международной космической станции. То есть, еще время не упущено, надо только иметь храбрость, может быть, Евгения Максимовича Примакова, развернуть самолет на 180 градусов. Еще не поздно это сделать. Затем, следующее. Понимаете, в чем дело, вокруг этого есть страшно много политики, страшно много ажиотажа какого-то. Скажем, станция потеряла ориентацию, руководитель полетов говорит: "Мы сделали то-то, то-то и то-то, значит, и в общем, проблема, вроде бы, решена". Выступает другой, еще более ответственный товарищ и говорит: "Станция потеряла управление". И не комментирует его. И такое впечатление, как будто, так сказать, разговор, спасайся, кто может!

          Ведущий: Вы слышите комментарий? Раньше станция теряла ориентиры, или как?

          Соловьев: Такие отказы на станции бывали, и происходили, и бывают всегда, это сложная космическая техника, и это естественно. Другое дело, ну раз уж тут говорили, я, как руководитель полета, могу совершенно ответственно заявить, что на станции, особенно на центральном ключевом базовом блоке, начиная, наверное, с лета, последние полгода, стали развиваться такие необратимые, как мы говорим, события. Речь идет, допустим, о системе терморегулирования. Это огромное количество трубопроводов, которые приварены, намертво приварены к корпусу, к материнской станции. К сожалению, видимо, возрастные факторы, эти трубопроводы сейчас начинают терять герметичность. Эту герметичность, наверное, можно восстанавливать, невзирая на то, что 80% поверхности станции мы изнутри обслуживать не можем - они закрыты приборами. Наверное, можно снимать эти приборы, но это будет стоить огромных денег. То есть, по сути дела, вам надо в своей квартире полностью переделать теплоснабжение, кондиционирование, это все хозяйство. Дальше. Начиная с лета, особенно осенью прошлого года таким лавинообразным комом стали появляться замечания с так называемым несанкционированным прохождением команд. Это, может быть, термин не совсем понятный, но, по-простому, может получиться так: мы сидим, летаем, ну ладно, допустим, свет погаснет, а если включится основной двигатель? Основной двигатель включится сам по себе, совершенно непроизвольным образом реализуются какие-то команды, и вот мы все в ЦУПе и экипаж будем думать и гадать: как же это так?

          Ведущий: Как спасти свои жизни тем, кто на орбите? То есть, подводя общий знаменатель всему сказанному, можно сказать: овчинка выделки не стоит, та самая народная мудрость. У Вас есть комментарии?

          Анфимов: Как спасти свои жизни тем, кто на орбите? То есть, подводя общий знаменатель всему сказанному, можно сказать: овчинка выделки не стоит, та самая народная мудрость. У Вас есть комментарии?

          Ведущий: Знаете, из 98 стран приходили на наш сайт письма, в основном всю заграницу волнует, куда упадет "Мир". "Я живу во Франции, - это переведенный вопрос, - меня волнует, куда упадет "Мир". Если мы оставим без внимания то, что происходит, все естественные процессы, траектория его падения, пресса бьет в колокола, вот в прошлом году, что он упадет на Париж. Куда он упадет?

          Анфимов: Я Вам скажу абсолютно точно, я представляю головной институт авиационно-космического агентства, который занимается всем комплексом проблем, и я Вам заявляю, что, если станция будет предоставлена самой себе, то она с равной вероятностью упадет в любое место земного шара, ограниченное параллелями 52 градуса северной широты и 52 - южной. Москва останется вне, на Москву станция не упадет.

          Ведущий: Вы какие-нибудь большие города можете перечислить, чтобы наши телезрители понимали?

          Соловьев: Париж, Рим, Лондон, Токио.

          Анфимов: Это 85% всего земного шара.

          Алексеев: Николай Аполлонович, это ж мы проходили на "Салюте" эту ситуацию.

          Малышев: Разрешите, я скажу. Дело в чем? Опять-таки смотрится одна сторона. Так сказать, не представляется альтернатива какая-то. Падало четыре станции: 3 "Салюта" и "Скайлеб". "Скайлеб" весил 77 тонн и НАСА объявило конкурс: кто найдет осколок. Не нашли, не принесли ни одного осколка.

          Соловьев: Принесли полторы тонны осколков, и не осколков, а даже ...

          Малышев: От "Скайлеба"?

          Соловьев: Да, конечно.

          Малышев: И, тем не менее, никаких ...

          Ведущий: Большими техническими вопросами я не владею, как и большинство наших телезрителей, но меня очень волнует такой вот личный аспект: жалко?

          Анфимов: Конечно, жалко - это ведь наша гордость. Это эпоха в развитии России.

          Соловьев: Как же не жалко - когда такое добро пропадает?

          Ведущий: Тогда вспомним, что нам дал "Мир" за эти 15 лет?

          Алексеев: А можно одну реплику по этому поводу?

          Ведущий: Если можно, сразу после сюжета. Очень хочется вспомнить, что нам дал "Мир" за эти 15 лет.
          Я приветствую гостей, присоединившихся к нам. Это - Петр Ильич Климук, начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина и Александр Александрович Серебров, летчик-космонавт, президент ВАКО "Союз". Добрый день, уважаемые гости. Вот мы посмотрели сюжет и вспомнили о том, что нам дал "Мир", а я вспомнил высказывание одного из создателей "Мира" Константина Феоктистова, что не было никаких открытий, что 15 лет мы топтались на месте, что это, ровным счетом, ничего не дало, что все эти орбитальные станции вообще не нужны. Это было в среду, здесь вот, на этом диване. Вот я прошу Вас прокомментировать эти слова.

          Анфимов: Может, поскольку я на этом же месте сижу, я был очень удивлен, хотя Константин Петрович не впервые высказывается так...

          Ведущий: Почему? В чем логика его?

          Анфимов: Это он сам должен объяснить, но, на самом деле, действительно, огромное количество, больше 20 тысяч экспериментов проведены, Академия наук вместе с Росавиакосмосом в 97-ом году провела специальное рассмотрение всех результатов, полученных на борту станции "Мир", на многих заседаниях, в различных организациях подвела итоги, выпустила довольно толстый фолиант. Действительно, огромный багаж новых знаний получен. А так, можно сказать, что вообще наука ничего не дает, вы знаете, это обывательское заявление и мне очень горько было это слышать из уст пионеров освоения космоса.

          Ведущий: Александр Александрович, Вы же наукой много на "Мире" занимались?

          Серебров: Ну, я занимался и на "Мире", и на "Салюте". Просто хочу показать вот такую вещь, это один и тот же протеин, только желтенький вырастили в Центре Маршалла американцы, а второй получили мы, который зелененький, видите? Это тот же самый протеин, но выращен в условиях микрогравитации и возвращен на Землю. При моем участии это все было сделано. Сразу видно, тут не надо даже комментировать. Просто один единственный пример, который наглядно доказывает неправоту Константина Петровича.

          Ведущий: То есть, "Мир" сослужил свою службу?

          Серебров: Огромное количество новых технологий.

          Ведущий: Мы говорим, что он, каким-то образом, выработал свой ресурс.

          Климук: Ну, что я хотел бы сказать? Во-первых, по Феоктистову. Конечно, печально, что Феоктистов сам космонавт, он один раз слетал и второй раз тоже готовился в Центре подготовки космонавтов. И, самое удивительное, что он же создатель орбитальной станции. Вот, первой орбитальной станции создатель. И я как раз на ней готовился и один из первых людей, которые побывали на первой орбитальной станции. И сделана уйма работы, как раз Серебров показывал пример на протеине, как космос может помогать нашему народному хозяйству. И, второе я бы хотел сказать. Всегда очень приятно рассуждать, когда являешься пассивным созерцателем, можно все говорить и все знать, но когда непосредственно участвуешь в какой-то работе, тогда непосредственно должен и отвечать. У нас в Центре готовятся космонавты, и я, как начальник Центра, отвечаю за каждого человека. И конечно же, мне хочется, чтобы летали и чтобы была орбитальная станция на орбите, и хочется, чтобы там работы выполнялись ради людей, которые на Земле. Но мы должны беспокоиться тоже о том, чтобы человек безопасно чувствовал там себя, и вот, как раз ...

          Ведущий: То, что оправдывает затопление "Мира". Для Вас самое главное - это безопасность людей?

          Климук: Для меня - очень важно. И станция уже, действительно, летала долго. Мы должны очень четко представлять, а вдруг управление на станции выйдет из строя? Станция будет в режиме, допустим, закрутки. Если режим закрутки больше одного градуса в секунду, то уже мы в Центре не сможем подготовить экипаж для стыковки и космонавты не смогут с ней стыковаться. И, как Николай Аполлонович говорил, теоретически она может упасть на любую территорию нашей планеты. Мы должны очень ответственно к этому относиться. И, конечно же, хочется, многие космонавты об этом говорят, хочется, чтобы станция долго летала. Но, еще раз повторяю, нам надо отвечать. Можно обычному космонавту говорить: "Да, станция должна летать". Как руководитель Центра подготовки, должен отвечать и за тех людей, которых я готовлю, и должен отвечать за то, куда станция упадет. Не только правительство, а ...

          Ведущий: Очень интересно, находит ли понимание все сказанное выше у наших телезрителей? Добрый день. Вы в эфире, говорите, пожалуйста.

          Телезритель: Алло! Добрый день!

          Ведущий: Убедительно просто говорят о затоплении станции участники нашего разговора.

          Телезритель: Знаете, в связи с этим предложением есть предложение профессора МАИ Киселева о том, чтобы "Мир" не приземлять, не топить, а прилунить.

          Ведущий: А зачем?

          Телезритель: А вот его есть заметочка в "Советской России", там обоснованные предложения у него есть.

          Ведущий: Вы можете сказать, зачем? Здесь же встает вопрос об огромных материальных затратах. Зачем нам идти на такие траты?

          Телезритель: Почему траты?

          Ведущий: Я так думаю, что отправить "Мир" на Луну, мало того, что это смешно, но это еще и дороговато. Это бессмысленно.

          Анфимов: Нет такой ракеты-носителя, которая сможет сегодня это сделать.

          Ведущий: Но было же предложение такое, да? Давайте еще мнения телезрителей послушаем. Говорите, пожалуйста, Вы в эфире.

          Телезритель: Здравствуйте. Вопрос у нас складывается такой, экологический. Можно ли затапливать станцию в океан или нельзя? Не испортится ли экологическое состояние?

          Ведущий: Состояние Тихого океана, в районе между Новой Зеландией и Австралией, по-моему, такое место было выбрано? Да?

          Анфимов: Между Австралией и Южной Америкой. Я могу сказать, что в океан затоплено огромное количество космической техники, огромное количество. Но общее количество в сотню раз больше. Станция "Мир" не будет падать, как единое целое, она будет раздроблена на огромное количество осколков, которые распространятся на длину 6 тысяч километров. Займут широкую полосу...

          Ведущий: А сколько там на нее налипло за столько лет?

          Соловьев: Понимаете, после пожара в атмосфере она будет абсолютно стерильна.

          Ведущий: В интернете тоже многие отличились с предложением, давайте посмотрим. Вот. Вывести "Мир" на 800-километровую орбиту и он станет вечным.

          Анфимов: Нет, ну все это бессмысленно, нет такого ракетоносителя, чтобы вывести на 800-километровую орбиту. История станции "Салют-7". Ее подняли на высоту 460 километров и она должна была пролетать 8-20 лет по расчетам, а упала она через 4 года. Атмосфера ведет себя различным образом. 800 километров - это не вечность, и для этого надо огромное количество топлива. Вот "Прогресс", который сейчас пристыкован для затопления, если его использовать для подъема орбиты, он поднимет орбиту всего на 60 километров. Чтобы поднять на такое количество сотен километров, нужно огромное количество кораблей, которых нет еще.

          Соловьев: Прошу прощенья, буквально одна мысль. Понимаете, в чем дело? Затем, постоянно с "Миром" надо работать, даже, если он будет на орбите 800 километров, нужно эпизодически смотреть: Как он себя чувствует? Как он будет возвращен? В итоге все равно все это вернется на Землю. И вот мне так кажется, что наши потомки этому подарку не обрадуются, и более того, они с ним не справятся. Вот мы сейчас, зная объект досконально, объект управления, как мы говорим, космическую станцию "Мир", мы рассчитываем огромное количество вариантов, как его приводнить, затопить безопасно, надежно. Мы сами очень волнуемся. Очень много нештатных ситуаций рассматриваем. Если через 3-5 лет, когда и мы все забудем, чтобы дать другому поколению эту проблему безопасности, я боюсь, что это поколение не справится с этой задачей. За свои работы самостоятельно расплачиваться надо.

          Ведущий: Ваше мнение, дорогие друзья. Добрый день. Вы в эфире. Говорите пожалуйста.

          Телезритель: Добрый день.

          Ведущий: Здравствуйте.

          Телезритель: Хотел бы задать такой вопрос. С экономической стороны, целесообразно ли сразу ее затопить? Может быть модули, которые на станции "Мир", использовать на Международной станции? А вот так мы…

          Климук: Еще раз хочу подтвердить, вы знаете, вот 26-го декабря эта система управления станцией вышла из строя, и, когда мы собрались, техническое руководство когда собралось, те люди, которые действительно занимаются станцией и безопасностью экипажа, то, откровенно говоря, за один день начали принимать решение, какой экипаж должен быть, потому что, действительно, если система управления вышла из строя, надо стыковаться с неуправляемой станцией и довольно тяжело, мы буквально, у нас подготовлены два экипажа, но мы буквально за несколько часов создали еще новый экипаж, то есть три экипажа, действительно, люди стыковались с орбитальной станцией, что люди сделали ремонтно-восстановительные работы и дальше спустили эту станцию. Вот сейчас у меня тоже в Центре подготовлено два экипажа, один экипаж в Соединенные Штаты улетел у меня, а два экипажа подготовлены и в случае, если что-то произойдет, мы должны буквально через 15-17 дней запустить транспортный корабль, экипаж должен вручную пристыковаться, выполнить все работы и даже дальше экипаж должен тормозные импульсы на станции включить, выдать и спустить станцию на Землю. И здесь очень сложная проблема. К ней надо серьезно относиться.

          Ведущий: И все-таки я хотел бы получить ответ на свой вопрос, на вопрос о научном потенциале станции, о тех 14-ти тоннах аппаратуры…

          Реплика: Десять с половиной.

          Ведущий: Десять с половиной? Еще не использовано, не подключено, то - есть, это свежая, новая техника.

          Соловьев: Вся аппаратура работала, вся эксплуатировалась, вся была испытана, протестирована. К сожалению, да, на борту станции "Мир" в целом комплексе есть полезная, хорошая, работоспособная научная аппаратура. И даже наши оппоненты в этом деле, допустим, американские специалисты оценивают стоимость - стоимость науки в тоннах трудно оценить - оценивают стоимость полезной нагрузки в восемьдесят - девяносто миллионов долларов.

          Ведущий: Скажите о стоимости "Мира", вообще поговорим после сюжета, в котором пойдет речь, о том, что мы теряем, ладно?

          Соловьев: Давайте, хотя мне ...

          Ведущий: А вот так ли это у руководителя отрасли мы сейчас прямо и узнаем - к нам присоединился Юрий Николаевич Коптев - генеральный директор Росавиакосмоса, доктор технических наук, профессор; Юрий Павлович Семенов - генеральный конструктор РКК "Энергия", академик РАН, Владимир Петрович Никитский, доктор технических наук, профессор и Александр Евгеньевич Рождественский, вице-президент РАЕН, кандидат технических наук. Добрый день, уважаемые гости! Достаточно жестко и хлестко выступил наш корреспондент и я попрошу вас прокомментировать сюжет, который мы посмотрели, но сразу после звонка наших телезрителей.
          Добрый день, Вы в эфире. Ваш вопрос?

          Телезритель: Алло!

          Ведущий: Здравствуйте.

          Телезритель: Здравствуйте! У меня вопрос к двум господам в студии: к господину Семенову и Коптеву. Я - работник РКК "Энергия", рядовой человек, который живет за счет станции "Мир", которая сейчас находится на орбите.

          Ведущий: Если можно, еще раз, чуть-чуть громче.

          Телезритель: Я - работник РКК "Энергия". Фактически живу за счет станции, которая сейчас находится на орбите. Какая у нас дальше перспектива? Хорошо, "Мир" мы затопим, американцы, судя по всему, из МКС, из науки, во всяком случае, нас вытеснят. Что мы будем дальше делать? Какая у нас перспектива?

          Ведущий: Вот, собственно говоря, о наших перспективах хотелось бы поговорить в оставшееся время сегодня.

          Коптев: Ну, я, прежде всего, хотел бы Вас поблагодарить за проведение подобного рода дискуссии. Прежде, чем ответить на вопросы, я не могу не прокомментировать уже прозвучавшие здесь некие оценки. Во-первых, я хотел бы сказать, что в рамках оценки ситуации, когда, потеряв управление, мы столкнемся с неуправляемым спуском, мне кажется, мы должны очень ответственно подходить и академик Анфимов уже об этом говорил, что есть целый ряд международных договоров и у России есть так называемая ответственность перед третьими лицами, которая требует полной компенсации морального, материального, физического ущерба и мы просто должны понимать, с чем мы можем столкнуться. Я просто хотел бы напомнить, что в истории нашей космонавтики уже был случай, когда российский спутник с ядерной установкой упал в Канаде, это вызвало колоссальный международный скандал, и, в общем-то, это обошлось в шесть с половиной миллионов долларов Советскому Союзу для выплаты, при том, это, мягко говоря, очень легко отделались.

          Ведущий: Это какой был год?

          Коптев: Это, по-моему, был или семьдесят восьмой или семьдесят седьмой год по этим вещам. Я точно дату не помню, но такая вещь была. Это первое. Теперь второе. Мы говорим, а какова вероятность? А вот чего мы считаемся, мы топим массу спутников, и действительно, мы все время только Советский Союз и Россия около 1800 космических аппаратов запустили на орбиту, большая часть из которых уже на орбите не существует, она сошла, сгорела, какие-то объекты мы принудительно сводим с орбиты. Но, я просто хочу сказать, что вероятность того, что что-то упадет при неуправляемом спуске, составляет 28 %. При этом вероятность того, что упадет, допустим, на территорию США - 1,7 %. То есть, с точки зрения оценок событий, имеющих катастрофические последствия, это очень большие, очень высокие проценты. Поэтому рассчитывать на то, что знаете, ничего не произойдет, а вот - ничего не было, значит, мы так подходить не можем. Почему? Потому, что это тянет за собой колоссальную ответственность нашего государства.

          Ведущий: Возвращаясь к нашему сюжету, что мы теряем вместе с "Миром", оценочная стоимость этого комплекса?

          Коптев: Извините, я просто еще раз хотел дать одно разъяснение, что заявление о том, что от "Скайлэба" ничего не упало, оно не соответствует действительности. На территории Австралии было обнаружено два фрагмента массой 1750 кг в общей сложности, было обнаружено триста объектов различных космических. Теперь - по остаточной стоимости. Всего мы в эту тему за весь период разработки и эксплуатации этой станции вложили примерно 4,3 млрд. долларов.

          Ведущий: И меня, и наших телезрителей очень волнует вопрос: рентабелен ли космос? Потратили столько, а заработали?

          Коптев: Понимаете, подходить с позиций таких - что я сегодня пустил спутник, а завтра у меня в холодильнике появился кусочек колбасы бесплатный - наверное, это просто неправильно. Везде, везде непосредственно космическая деятельность развивается там, где есть колоссальная государственная поддержка. Я могу сказать, что сегодня во всех странах мира общий уровень государственной поддержки превышает 50 млрд. долларов. Но, если мы посмотрим, как - бы, будем говорить, сопутствующий эффект, то, конечно, эта область - рентабельна. Потому, что, если мы посмотрим, что сегодня дает, допустим, использование космических технологий в области связи и телекоммуникаций, в области дистанционного наблюдения Земли и целого ряда других направлений, то там везде - окупаемость. В общем, считается так, что примерно на единицу (американцы называют цифры такие), что на один доллар, вложенный в создание и развитие космической техники, окупаемость, в зависимости от вида деятельности, составляет от пяти до восьми долларов.

          Ведущий: Мир" мог существовать на самоокупаемости...

          Коптев: "Мир" не мог существовать, потому что "Мир" - это комплексная научная лаборатория, которая не предназначена для решения конкретных практических задач. Именно присутствие человека на этой лаборатории дает возможность гибко отрабатывать перспективные технологии, а конкретные задачи решаются постоянно действующими эксплуатационными системами.

          Ведущий: Я представляю ситуацию, где Александр Александрович Серебров занимается научными открытиями, используя "Мир" как лабораторию, а, допустим, гражданин, не знаю какой страны, Тито, читал такую информацию, платит 20 миллионов, чтобы слетать туда туристом. Может ли "Мир" самоокупаться, возить туда банки прохладительных напитков и получать за это 600 тысяч долларов, 400 миллионов, возить француза за 45 миллионов?

          Коптев: Я бы Вам ответил таким образом, что в принципе, наше развитие иногда преподносит некие такие моменты, которые, может быть, не прогнозировали. То, что сегодня господин Тито летит, в общем-то, не от хорошей жизни мы этими вещами занимаемся. Нам обеспечивается баланс средств. Здесь идет баланс между существованием станции, участием в нашем проекте и балансом тех средств, которые мы должны туда вложить. Я Вам называю цифру: за время международных проектов, которые реализовывались на станции "Мир", в общей сложности было привлечено около одного миллиарда долларов за счет того, что туда летали иностранные космонавты.

          Семенов: Из всех, сидящих в зале, у меня самое сложное положение. Объясню, почему. С одной стороны потому, что я, начиная с семидесятого года, был Главным конструктором всех орбитальных станций и кораблей. И решение о создании первой станции было принято именно в период, когда я стал Главным конструктором. Сегодня, являясь Генеральным конструктором вот уже 11 лет, возглавляю работу нашего уникального коллектива - РКК "Энергия" им. С.П. Королева, поэтому никому так не дорога станция, как мне и нашему коллективу, который сделал все возможное и невозможное, чтобы станция была развернута и превращена в международный исследовательский космический центр - уникальное творение Человечества на рубеже 2-х веков. С другой стороны, у меня сосредотачивается вся информация не только о том, что происходит на станции в техническом плане, но и о проблемах финансового обеспечения ее полета. И это сегодня очень важная часть моей работы. Принимать технические решения о продолжении полета станции и, прежде всего, те, что связаны с состоянием бортовых систем и риском их дальнейшего использования в условиях ограниченного финансирования далеко не просто. Возникновение нештатных ситуаций требует от Центра управления полетом не только выработки оперативных решений нашими специалистами, но также и всесторонней их проверки на комплексных и моделирующих стендах предприятия. Поэтому могу однозначно утверждать, что никто так не понимает состояние станции, как сотрудники Ракетно-космической корпорации "Энергия". Они являются разработчиками, они являются идеологами, они являются участниками управления полетом. И вся сложность нашего положения заключается в том, что мы должны не только понимать, но и предвидеть возможные варианты развития событий на станции и прогнозировать выходы из нештатных ситуаций. Поэтому, ни наша организация, и, конечно, ни Правительство, ни Российское авиационно-космическое агентство, ни какая-либо другая организация, безусловно, не могут принять решение о прекращении или продолжении полета станции без всесторонней технической оценки, без технического анализа, которые всесторонне рассматриваются и утверждаются Советом главных конструкторов, в работе которого принимают участие и институты, и РКА, и другие ведомства, экспертные оценки и мнения которых по данному вопросу для нас важны. Так вот, сегодня это решение заключается в том, что, действительно, пришло время цивилизованно свести станцию с орбиты. Именно, цивилизованно. Это решение принимается (я одновременно отвечаю нашей сотруднице, мы какие требования ставили?) в связи с тем, что поставленные задачи для заключительного этапа полета станции решены. А они были следующие: в обязательном порядке необходимо было обеспечить эксплуатацию станции в течение не менее 15-ти лет, чтобы подтвердить ресурс, на который планируется работа Международной космической станции. Это было одним из наших очень важных требований, многим оно не нравилось, но мы не могли от него отступить во имя будущего ...

          (далее ведущий прервал обсуждение и перевел его в другую плоскость).

          Ведущий: Простите, вопрос по интернету. Надо снять куски обшивки, это уникальные образцы. Станция пролетала 15 лет, и для того, чтобы получить металл такого качества, как здесь, в лаборатории, нужно ждать еще 15 лет?
          Николай Апполонович, Вы же аппаратурой насыщали станцию, неужели там нет ничего, что можно было бы доставить на Землю, что было бы ценным?

          Анфимов: Я отвечу на этот вопрос. Дело в том, что в программу исследований входит одним из разделов изучение поведения материалов в космосе. Я сейчас не могу назвать какое количество, но это десятки килограмм различных образцов, и металлы, и не металлы, которые выводились и спускались на Землю. Кроме того, буквально в прошлом году мы спустили с помощью "Шаттла" совершенно уникальный образец - полноразмерную солнечную батарею.

          Ведущий: Про прошлый год мы говорим. А сейчас, когда уже принято решение, станция, буквально чуть-чуть больше месяца, упадет в воды Тихого океана. Неужели нечего с него снять? Есть какая-то необходимость, что Вы, как ученый, об этом думаете?

          Анфимов: Кроме - нечего, надо еще понимать, как.

          Ведущий: На вопрос отношения, сколько мы затратим на эти корабли, которые туда будут летать, чтобы забирать что-то?

          Рождественский: Позвольте кратко. Стоимость активов станции, в какой-то степени, отвечает на вопрос, что будет и что с ней делать. На сегодняшний день стоимость самой конструкции, как остаточная, порядка полутора миллиардов долларов. Деньги, затраченные в существенно большем количестве, ушли на нематериальные активы, что это такое? В материальные активы станции входит технический и технологический опыт, имя станции, как имя машины "Мерседес", туда входит сертификат, соответственно, 15 лет пролетала. Как это оценить? Американская сторона оценила технический и технологический опыт станции в секретном меморандуме Гор-Черномырдин, американская сторона отказалась от своих затрат почти в 6 миллиардов долларов, заплатила еще полмиллиарда долларов, чтобы российская сторона сделала МКС. За что доплачено шесть с половиной миллиардов? В частности, за тот технический и технологический опыт, который был приобретен на станции "Мир". Сколько стоит имя станции? На станции летал весь мир: Европа, Америка, Азия. Марка "Кока-колы" свыше миллиарда долларов стоит, марка "Мир" стоит не меньше. Если мы сложим нематериальные активы станции, они будут около 8-ми миллиардов долларов. Итого: около 10-ти миллиардов долларов активы станции.

          Ведущий: Но как можно извлечь нематериальные активы?

          Рождественский: Очень просто. Что это значит? Мы в XXI век перешли. Основной бизнес XXI века - это информационные проекты. Американская корпорация, которая сегодня выиграла тендер на организацию глобальной связи с интернет, не привязанной к Земле, затратила на этот проект порядка десяти миллиардов долларов. Как пример: если воспользоваться услугами станции "Мир", то, благодаря сокращению транспортных расходов, американская фирма сэкономит около двух миллиардов долларов. Это как пример: участием в информационных проектах. Что дают активы? Да, их трудно продать. Но они дают экономическую, политическую свободу человеку, стране. Они позволяют принципиально зарабатывать деньги доходностью порядка двух миллиардов долларов, то есть помогать стране. В этом смысле деньги даже сегодня тратятся, в последние два года бюджет тратил порядка 50 миллионов долларов в год, ведь это ничтожно смешные деньги.

          Ведущий: Большие расхождения в том, что надо тратить, чтобы станцию поддержать. По-моему, это очень мало по сравнению с тем, что мы должны отдать ежегодно в связи с МКС. Послушаем звонок один телефонный. Мы как-то забыли о наших телезрителях. Добрый день, Вы в эфире, Ваш вопрос нашим гостям или мнение.

          Телезритель: Добрый день.

          Ведущий: Здравствуйте.

          Телезритель: Я звоню из Греции. У меня такой вопрос: из-за границы России очень чувствуется все российско-национальное более четко. Я хочу спросить, не имея своей национальной космической станции, участвуя в международном проекте, как мы сможем, как государство, обеспечивать свои национальные стратегические интересы?

          Ведущий: Спасибо, замечательный вопрос. Я бы с этим вопросом и перешел бы к разговору о нашем участии в МКС. Только единственное, у нас был один вопрос в середине программы, возможно ли пристыковать "Мир" к МКС? Рассматривался ли такой проект, такая возможность? Или давайте напомним нашим телезрителям, что такое МКС, и вообще, что это за проект.
          Что происходит с МКС? Ваш институт получил заказы по Международной космической станции?

          Анфимов: Мы участвуем: Центр управления полетами, который является частью нашего института, ведет непосредственное управление всей станции в целом вместе с Центром в Хьюстоне.

          Ведущий: РКК "Энергия" обеспечена заказами по МКС?

          Семенов: РКК "Энергия" - головная организация по созданию Российского сегмента и его интеграции с Международной космической станцией, состоящей из 36-ти блоков, из которых 11 блоков - это Российский сегмент. И из этих 11-ти блоков восемь должны изготавливаться нашим заводом. Поэтому перспектива таких заказов есть. Другое дело, они неритмично обеспечиваются финансированием, этот вопрос остается. Но, если смотреть программу работ по МКС, контракты на заказы должны быть.

          Ведущий: Заказы есть, то есть, страна, вообще Россия, обеспечена заказами?

          Коптев: А знаете, я хотел бы тоже тут внести ясность, потому что у нас очень часто тиражируется тезис, что после "Мира" начинается спокойствие типа кладбищенского.

          Ведущий: Почему?

          Коптев: Самое главное мнение: "Мы прекращаем нашу деятельность", но это в корне не правильно. Я привожу конкретные цифры. В этом году, мы все говорили, чтобы "Мир" держать, нам надо осуществлять 4-5 пусков в год, это стоит с учетом затрат на управление полтора миллиарда рублей. В этом году мы выполняем по МКС объем работ в три миллиарда, хотя на самом деле должны были бы делать пять. Мы планируем в этом году сделать как минимум 8 или 9 запусков. Это, соответственно, такое количество кораблей, такое количество ракет, такое количество услуг по запуску. Это конкретная работа нашего Центра управления. Поэтому этот расхожий домысел о том, что все завтра прекратилось после "Мира" - нет, совсем наоборот. Мы примерно в полтора-два раза должны увеличить объемы работ для того, чтобы удержаться в этом проекте.

          Ведущий: Представляете, какое соотношение? За сохранение станции "Мир" 271 из 388 опрошенных сегодня в течение часа нашего эфира.

          Коптев: Вы извините, но этот метод голосованием, который касается всегда…

          Ведущий: Жалко?

          Коптев: Ну всем нам жалко. Вы что ж, думаете, нам не жалко? Мы же эту проблему всегда должны обсуждать комплексно. Кроме эмоционального подхода мы должны учитывать технику, мы должны учитывать политику, мы должны учитывать нашу ответственность международную. Мы должны считаться, Вы полетите на самолете, у которого кончились ресурсы, не проводились регламенты, есть статистика отказов? Вы полетите на таком самолете?

          Ведущий: Ни в коем случае!

          Коптев: Почему мы тогда переносим эту практику на работу с "Миром"?

          Ведущий: Абсолютно согласен. Есть мнение, да? Очень издалека, звонок из Германии, международная линия, давайте ответим. Добрый день. Вы в эфире, задавайте вопрос нашим гостям.

          Телезритель: Добрый день, у меня не только вопрос, у меня больше мое мнение.

          Ведущий: Ваше мнение.

          Телезритель: Я хотела бы поблагодарить, прежде всего, профессора, который был прошлую передачу, Феоктистов, по-моему?

          Ведущий: Да.

          Телезритель: Я полностью поддерживаю его. Ради того, чтобы бить себя в грудь: "Мы первые!", выбрасывать деньги, которые не принесут прибыли, - преступно тогда, когда дети голодают.

          Ведущий: Вы себя не будете бить в грудь, потому что Вы уже в Германии.

          Телезритель: Вы думаете, почему уехали?

          Ведущий: Спасибо. Вы в каком городе живете?

          Телезритель: Дортмунд.

          Ведущий: На Дортмунд не упадет "Мир"?
          Может упасть на Дортмунд "Мир".

          Телезритель: У меня там столько друзей. Вы не думайте, у меня действительно сердце болит за Россию. Я каждый раз смотрю эту передачу.

          Ведущий: Спасибо. Спасибо.

          Коптев: И вы знаете, вот здесь сейчас прозвучал тезис насчет на марке, на опыте, я просто хочу сказать, что в рамках проекта МКС вот эта схема, она уже реализована. Вклад России от общей стоимости проекта сто миллиардов долларов составляет меньше шести процентов, но за счет того, что внесены новые технологии, новые принципы и новые подходы, Россия имеет право распоряжаться третью ресурсов этой станции. То есть, наша доля - треть при материальном вкладе - меньше шести процентов.

          Ведущий: Я бы все-таки хотел бы еще раз узнать, рассматривались ли такие вопросы, технические возможности стыковки "Мира" к МКС, или это бессмысленно?

          Семенов: В 96-м году, когда стало ясно, что мы несколько задерживаемся с модулем "Звезда" по причине технических сложностей и недостатка выделяемых объемов финансирования, понимая возможности станции "Мир", мы вышли с предложением: начать развертывание МКС с пристыковки американской части к "Миру". Это очень серьезно рассматривалось и нашими специалистами, и американскими. Но здесь уже была добрая воля американской стороны. Она все же сочла необходимым подождать служебный модуль, который будет готов несколько позже. Вот такие предложения.

          Ведущий: Какие они. Может они так хотят нас обескровить, лишив нас вот такого присутствия в космосе? Мне бы хотелось, чтобы защитники "Мира" выступили активнее и сказали, почему, собственно говоря, Вы считаете это решение правильным? И как? И еще просьба сказать, как? Мы сегодня много говорили о том, что это сегодня необходимо сделать и почему. Почему Вы считаете, что это надо сделать?

          Никитский: У меня еще есть одно замечание такое. Конечно, мы собрались немножко позже, чем надо было бы обсуждать проблему "Мира".

          Ведущий: Народного референдума не было объявлено по этой теме, это не решает народ, решают умные "дядьки" наверху.

          Никитский: А вот умные "дядьки" наверху полтора года назад решили, что с "Миром" надо работать дальше, продолжить работу. И взяли на себя эти умные "дядьки" вполне определенные обязательства. И эти обязательства не выполнили. И мне представляется ...

          Ведущий: Если можно, в двух словах, какие обязательства и что выполнено, и что не выполнено?

          Никитский: Ну, например, в 1999 году была прописана строка в бюджете в полтора миллиарда. Я привожу пример, как умный другой человек, не тот, кто прописывал, а другой человек, который распоряжается этими деньгами, как отвечает. Я спрашиваю Юрия Николаевича: "Юрий Николаевич, в бюджете деньги заложены, можно договора готовить?". Он говорит: "Нет". А я говорю: "Почему, Юрий Николаевич?". Он отвечает: "Не будет денег, хоть и дополнительной строкой прописаны". Да, дополнительной строкой прописано: на сверхбюджетные средства. И вдруг я узнаю, что 300 миллиардов долларов наша страна получает за счет разницы цен на нефти, но полтора миллиарда рублей Росавиакосмосу не дали. Но, когда снова стали топить "Мир", 750 миллионов где-то нашлось. Поэтому, мне представляется, здесь вопрос не технический. Все правильно обрисовывает Генеральный конструктор, что у нас есть сложности технические, но сегодня изменилась совершенно ситуация: Ю.П. Семенов полтора года назад всеми силами и фибрами души своей ратовал за продолжение полета станции "Мир" и он не планировал ее топить шестого марта 2001 года. Юрий Павлович правильно сказал: "Мы хотели достигнуть пятнадцатилетнего рубежа". Но пятнадцатилетнего рубежа достигнуть и дальше работать. Но Юрий Николаевич и Юрий Павлович оказались у черты, когда деваться некуда: нет технических средств для поддержания. На сегодняшний день есть один корабль. Хотя, с точки зрения науки, нужно, вероятно, сделать последнюю экспедицию. Это абсолютно правильно говорят, что мы достигаем пятнадцатилетнего рубежа. Россия - единственная страна, которая может сертифицировать космические пилотируемые объекты на пятнадцать лет эксплуатации. Нет у американцев подтверждающего документа, что проектный ресурс МКС - это правильно выбранный проектный ресурс, а для того, чтобы подтвердить проектный ресурс, нужно заплатить минимум треть стоимости проекта. Треть стоимости от проекта - это 96 миллиардов.

          Ведущий: Обидно получается, у нас знаний больше, опыта накоплено больше, а мы на вторых ролях в этом МКСе. Потому, что денег у них больше. Исключительно из-за этого?

          Никитский: Дело не в этом. Мы сейчас пока не на вторых ролях. Я хочу сказать два момента: надо рассматривать сегодняшнюю ситуацию как абсолютно больную ситуацию, но нужно бороться до последней минуты выдачи импульса на потопление, искать альтернативные варианты. Почему? Потому, что есть, что сделать на "Мире" и такие технологии. Полученные результаты по этим технологиям могут окупить затраты, которые мы сейчас делаем. Это - первое. Второе: нам очень трудно будет реализовать какие-либо исследования и проекты на МКС, несмотря на то, что у нас там, вроде бы, предоставляются большие возможности. Мы там не хозяева. И совершенно другая ситуация ...

          Ведущий: Расхожее мнение, что используют нас, мы все построим там, будем возить их как извозчики, а они нас выкинут...

          Никитский: Нет, я не говорю о том, что нас используют, но с нами не будут считаться.

          Ведущий: Я высказал мнение телезрителей и то, что мы получили на этот момент на сайт. Звонок послушаем еще один. Времени совсем мало осталось.
          Добрый день!

          Телезритель: Добрый день! Юрий Андреевич, город Москва. Вопрос такой: вот сейчас у нас есть занятость, мы делаем какие-то модули для ракет и т. д. Вопрос такой: кто будет хозяином, насколько Россия будет владеть этой станцией?

          Коптев: Все эти вопросы регулируются определенными соглашениями. Есть соглашение межправительственное, которое подписали шестнадцать стран. Это соглашение ратифицировано 15 декабря Думой. Я просто хочу сказать, там тоже не последние люди сидят. Итог голосования был такой: 382 голоса "за", 6 - воздержались, 2 - "против".

          Ведущий: Практически единогласно.

          Коптев: Все эти вопросы регламентированы, там четко написано: и право собственности, и право распоряжения, и право реализации национальной программы. Право реализации наших возможностей в рамках коммерческих проектов. Ну, естественно, есть один только вопрос: "Мы строим станцию, мы взяли на себя обязательства по ее дальнейшему поддержанию. Мы должны выполнять эти обязательства. Поэтому эта терминология - "нас выгонят", "нас примут", "нас не примут" - мы везде Руководству страны заявляли о необходимости интеграции России в международную кооперацию, в европейское сообщество, во все остальные дела. Как только мы доходим до этой области, мы говорим: "нет".

          (К сожалению на этом текст стенограммы, которую распространила пресс-служба РКК "Энергия" обрывается. К счастью, отсутствует только фрагмент, где ведущий и участники передачи прощались со зрителями).

          Текст стенограммы с сайта РКК "Энергия".





АНЕКДОТ В ТЕМУ

          Марс. По поверхности планеты неторопливо прогуливаются два маленьких зелененьких марсианина. Один, задумчиво глядя на звезды, спрашивает другого:
          - Слушай, а ты веришь в землян?
          - В землян?! Я что, похож на идиота? И вообще достал ты меня уже со своими розовыми человечками!!!

          "Комсомольская правда", 8 февраля 2001 г.





НОВЫЕ ПРОЕКТЫ НЕМЕЦКОГО ЦЕНТРА АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

          В конце января в Немецком центре аэрокосмических исследований в Кёльне прошла ежегодная пресс-конференция. Речь на ней шла, в основном, о новых проектах, участие в которых принимает и Германия.
          Прилетев в Москву из Буэнос-Айреса или Нью-Йорка, люди сегодня первым делом переводят стрелки часов. Ведь города эти находятся не только в разных часовых поясах, но даже в разных полушариях: когда в Нью-Йорке полдень, в российской столице уже восемь вечера. Правда, совсем скоро необходимость переводить стрелки часов, возможно, отпадёт. Ведь через несколько месяцев на Международной космической станции (МКС) начнётся испытание так называемой Global Transmission System. Благодаря этой установке - вне зависимости от того, где именно Вы будете находиться - часы всегда будут показывать местное время. Есть здесь, однако, и одно "но". Как особо отмечает руководитель Немецкого центра аэрокосмических исследований Вальтер Крёлль, для того, чтобы поддерживать постоянный контакт с МКС, следует обзавестись радиочасами:
          - Отличительной особенностью этого эксперимента является то, что значительную часть средств на его проведение выделяют частные компании. Для нас это показатель интереса к космическим исследованиям со стороны частного бизнеса. Для тех, кто в будущем планирует много путешествовать по миру, радиочасы просто незаменимы. Кроме того, очень важно, что сигналы, которые будут поступать с Международной космической станции на вмонтированный в часы мини-передатчик, не окажут негативного влияния на здоровье людей.
          Интерес к Global Transmission System проявляют также автомобилестроительные концерны и страховые компании. Предполагается, что с помощью этой системы можно будет заблокировать всю бортовую электронику угнанного автомобиля. Выгода тут налицо. Ведь в одной только ФРГ в 1999 году было угнано почти 150 тысяч машин. Что уж там говорить о России или Украине!
          Германия стала одной из первых стран, принимающих участие в проведении этого коммерческого эксперимента. Как считают руководители Немецкого центра аэрокосмических исследований в Кёльне, его успех приведёт к существенному увеличению финансирования работ, связанных со строительством МКС. Сейчас Германия ежегодно выделяет на них 220 миллионов марок. Но строительство Международной космической станции не единственный проект в области исследования Вселенной. В общем же на эти цели из средств немецких налогоплательщиков тратится более полутора миллиарда марок!
          Особый интерес представляет проект кёльнского Центра, конечной целью которого является существенное снижение шумов, производимых самолётами. Слово Вальтеру Крёллю.
          - В рамках проекта мы исследуем, какое влияние оказывает на человека шум от летающих ночью авиалайнеров. Наш эксперимент продолжается уже не один год. Во-первых, мы измеряем силу звука, производимого самолётами. Во-вторых, при помощи специальных приборов наблюдаем за тем, как шум отражается на здоровье.
          Чаще всего измерения проводятся прямо дома у людей, которые согласились участвовать в исследовании. Но иногда им приходится ночевать в специально оборудованной лаборатории. Учёные стремятся выяснить, какое влияние оказывают шумы на вегетативную систему человека. Говорит руководитель Немецкого центра аэрокосмических исследований в Кёльне:
          - Мы надеемся, что, завершив исследование, сможем дать политикам весьма полезные рекомендации. Скажем, по поводу необходимости расширения ограниченных для ночных полётов зон.
          Одно маленькое открытие немецкие учёные уже сделали. Так, они выяснили, что следует учитывать не только силу звука, но и, скажем, то, как часто лайнеры пролетают над одним и тем же местом, а также индивидуальную восприимчивость человека к шуму. Например, кто-то вскакивает с кровати при силе звука в 65 децибел, а кто-то продолжает спокойно спать и при 75 децибелах. Кроме того, эксперты заняты и разработкой новых авиадвигателей, а также пытаются усовершенствовать форму крыльев и шасси самолётов.
          - Что касается технологий, которые могли бы способствовать уменьшению шумов, производимых авиационными двигателями, то, проводя эксперименты в лаборатории, мы выяснили, что уровень звука можно понижать при помощи так называемого "анти-звука". Нам, в частности, удавалось снизить шумы на 11 децибел,
          - утверждает руководитель Немецкого центра аэрокосмических исследований в Кёльне Вальтер Крёлль.
          Источник "анти-звука" следует монтировать рядом с авиадвигателями. При этом сотрудники Центра надеются, что таким образом удастся как минимум вдвое снизить средний уровень шумов, производимых самолётами. А вот в возможность создания в ближайшем будущем абсолютно бесшумных авиалайнеров ни немецкие учёные, ни глава Центра Вальтер Крёлль почему-то не верят.

          Вячеслав ЮРИН.

          Радиожурнал "Наука и техника" на "Немецкой волне".





ИЗУЧЕНИЕ ЮПИТЕРА И ЕГО СПУТНИКОВ

          Первые четыре спутника Юпитера знаменитый итальянский учёный Галилео Галилей открыл ещё в начале XVII века. Поэтому неудивительно, что его именем решено было назвать американо-германский зонд, предназначенный для изучения самой крупной планеты-гиганта в Солнечной системе. Зонд Galileo (вес - 2,23 тонны) был запущен ещё в октябре 1989 года с борта шаттла Atlantis, но к конечной цели своего космического путешествия он приблизился лишь пять лет назад.
          Общая стоимость проекта оценивается в 1 миллиард 300 миллионов долларов. Система двигателей разработана немецкими фирмами. Кроме того, в Германии были изготовлены 3 из 17 научных приборов, которые сейчас находятся на борту зонда Galileo. Правда, не обошлось и без аварий. Так, в начале 90-х годов сломалась центральная антенна зонда длиной почти в пять метров. К счастью, оказалось, что для передачи на Землю новых снимков и данных, полученных с помощью научной аппаратуры, достаточно и запасной короткой антенны.
          Вообще-то учёные, занимающиеся космическими исследованиями, любят планировать всё заранее. Но иногда им на помощь приходит Его Величество Случай. Ведь согласно первоначальному замыслу американских учёных из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства /НАСА/, Galileo - первый искусственный спутник Юпитера - должен был выработать свой ресурс ещё пару лет назад. Но зонд этот, в отличие от многих других, оказался необычайно "живучим".
          Кроме того, исследователям повезло и в другом. Так, "недалеко" от Юпитера пролетает и направляющийся к Сатурну зонд Cassini. Поэтому сейчас учёные могут получать снимки Юпитера и его спутников, сделанные одновременно двумя зондами. В начале января расстояние между ними составляло каких-нибудь 7 миллионов километров, что в масштабах Вселенной ничтожно мало. В это время зонд Galileo находился всего в 500 тысячах километров от поверхности Юпитера, в то время как Cassini в течение непродолжительного времени пролетал в менее чем 10 миллионах километров от планеты. Учёные надеются, что сделанные одновременно снимки - соответственно с ближней и дальней перспективы - помогут лучше исследовать не только Юпитер, но и его спутники (сейчас их число увеличилось до семнадцати). Возможно, будут получены новые данные об атмосфере и магнитном поле планеты-гиганта.
          Любопытно, что два спутника Юпитера - Ганимед и Каллисто - по размеру превышают Меркурий. Но всё-таки наиболее интересной из планет-спутников Юпитера является Европа. На основе снимков, присланных зондом Galileo, учёные сделали предположение, что под толстым слоем льда на поверхности планеты Европа находится океан. Правда, ответить на вопрос, есть ли там рыбы или хотя бы психрофильные микроорганизмы, способные размножаться при крайне низких температурах и похожие на тех, что обитают на нашей планете в водах Арктики и Антарктики, пока невозможно. Эту задачу предстоит решить следующему поколению космических зондов, уже сейчас разрабатываемых специалистами НАСА. А Galileo, согласно новой программе Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, завершит свою миссию в сентябре 2003 года - если, конечно, ему хватит топлива на то, чтобы ещё два с половиной года находиться на орбите Юпитера.
          Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что существует опасность потерять зонд и раньше, ведь в августе и октябре Galileo должен будет пролететь в непосредственной близости от спутника Юпитера Ио - планеты с самой высокой в Солнечной системе вулканической активностью. Но если всё пройдёт удачно, учёные смогут сравнить, какие изменения произошли на Ио с 1979 года, когда поверхность планеты была сфотографирована американским космическим аппаратом Voyager 1.
          Зонд Cassini, вес которого превышает две тонны, будет посылать на Землю снимки Юпитера и его многочисленных спутников ещё в течение нескольких дней. Затем Cassini продолжит свой путь в направлении к Сатурну, следующей по удалённости от Солнца большой планете. Ожидается, что зонд достигнет конечной цели своего путешествия не раньше, чем через три года. Одна из задач Cassini - оставить исследовательскую капсулу на поверхности Титана, крупнейшего спутника Сатурна. Титан окружён плотной атмосферой, имеющей в своём составе метан. Изучение атмосферы планеты-спутника имеет для специалистов центральное значение, поскольку, согласно предположениям, она может быть похожа на атмосферу Земли в далёком прошлом.
          Данные, полученные от зондов Galileo и Cassini, будут подробно изучаться в нескольких научных институтах, в том числе и в берлинском отделении Немецкого центра аэрокосмических исследований. Его сотрудник Роланд Вагнер занимается астрогеологией и в настоящее время специализируется на Ганимеде - самом крупном спутнике Юпитера. Сложность, однако, в том, что объект исследования находится на расстоянии десятков миллионов километров от Земли. Его поверхность покрыта многочисленными кратерами. Изучая их, Роланд Вагнер намерен выяснить, когда и как возник Ганимед. Как утверждает учёный, его работа не намного отличается от работы его коллег, занимающихся исследованием земной геологии:
          - Передо мной стоит, собственно говоря, та же самая задача. Есть, конечно, и различия. Человек пока не может побывать на поверхности Ганимеда, поэтому сейчас мы исследуем планету только на основе фотографий, сделанных зондами.
          Между прочим, в распоряжении учёных имеются и трёхмерные изображения Ганимеда, присланные зондом Galileo. Это значительно упрощает работу астрогеологов. А немецкий физик Бернд Гизе даже смонтировал из сделанных в разное время снимков небольшой фильм. Он уверяет, что это помогло ему приблизиться к ответу на вопрос о происхождении Ганимеда:
          - Нам, в частности, предстояло решить один из главных вопросов, а именно - какого происхождения ландшафт спутника Юпитера, вулканического или тектонического? И на основе снимков, присланных Galileo, мы сегодня можем сказать, что, скорее всего, данный ландшафт содержит элементы как вулканического, так и тектонического происхождения.
          Похожие процессы происходили и на Земле, поэтому многие сейчас задаются вопросом о возможности возникновения жизни на Ганимеде. Но пока говорить об этом всё же рано, считает профессор Нойкум.
          - Нельзя делать выводы о возможности возникновения жизни на основе данных о магнитном поле планеты. Для этого необходимо снарядить экспедицию, взять пробы грунта с поверхности Ганимеда, сделать снимки. Только так можно удостовериться, есть на планете какие-нибудь неведомые нам существа или нет.
          Впрочем, слова профессора Нойкума можно подвергнуть сомнению. Если на спутнике Юпитера действительно обитают или обитали в прошлом живые существа, то скоро мы узнаем это и не летая на Ганимед. Так, на снимках, сделанных современными высокочувствительными камерами, уже сейчас можно различить на поверхности Марса любой предмет, размеры которого превышают десять кв.м. Об одной такой камере, разработанной специалистами из ФРГ, мы расскажем Вам в нашей следующей передаче.

          Вячеслав ЮРИН.

          Радиожурнал "Наука и техника" на "Немецкой волне".





ПИСЬМО КОНГРЕССМЕНА РАЛЬФА ХЭЛЛА

          February 6, 2001
          The Honorable Dan Goldin
          Administrator
          National Aeronautics and Space Administration
          Washington, D.C. 20546

          Dear Mr. Goldin:

          I am disturbed by recent press reports that indicate that NASA is giving serious consideration to allowing a flight to the partially assembled International Space Station of a would-be "space tourist", Mr. Dennis Tito. I am aware that you have received a letter from Mr. Yuri Koptev, the head of the Russian Aviation and Space Agency regarding the possibility of such a flight later this year.
          As I understand it, such a flight would first have to be approved by the appropriate International Space Station multilateral board, of which NASA is a member. Has a meeting of the board to consider the Russian proposal yet taken place? If so, what was NASA's position? If not, has a meeting been scheduled, and what position do you intend to take when the board does meet?
          Let me be clear about my position on this issue. I am strongly opposed to the flight of any "space tourists" to the International Space Station during its assembly phase. I would note that my opposition to flying Mr. Tito is not based on the fact that the Russian government would be receiving a cash payment for the flight. Rather, I cannot justify putting at risk a Space Station that is being built with tens of billions of taxpayer dollars so that a private citizen can fulfill his personal desire to fly into space. As you no doubt would agree, the assembly of the International Space Station will be an extremely challenging undertaking with significant risks to both the crew and the Station in the event of an unforeseen contingency. This critical period is not the time for distractions or visits by any but trained astronauts who have specific tasks to fulfill.
          Moreover, I believe that such visits would represent a serious misallocation of resources. The U.S. Laboratory Module "Destiny" is scheduled to be launched in the near future. With its arrival, the International Space Station will be able to support the important research that I believe to be a cornerstone of its mission. NASA has in the past made much of the limitations on crew time, consumables, and habitable volume that will occur during the assembly phase. If now there truly are sufficient on-board resources available to support a "tourist" visitor during the Station's assembly period, then those resources should instead be used to support the flight of a trained scientist who can directly contribute to meeting the research goals of the Station.
          Space tourism may well develop in the coming years if we are able to reduce the cost and increase the reliability of commercial space transportation systems. The Russians would have had every right to send tourists to the Mir space station if they so chose. Even tourist visits to the International Space Station or a privately-owned successor might make sense at some point in the future; we do not have to decide that question at this time. We do, however, have an obligation to the American taxpayers to ensure that the International Space Station is not jeopardized during its assembly or its resources misallocated.

          Sincerely,

          /signed/

          RALPH M. HALL
          Ranking Democratic Member





МОЛЧАНИЕ РАКЕТНОГО ГЛАВКОМА.
Генерал Яковлев ударился в бега от журналистов

          С недавнего времени главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Владимир Яковлев сделался совершенно закрытым для журналистов. Он не дает интервью, скрывается от общественности в отдаленных ракетных полках и отправил всю свою пресс-службу в отпуск, дабы оградиться от любых контактов со СМИ.

          Генерал армии Владимир Яковлев обещал рассказать корреспондентам “МК” о грядущих преобразованиях в РВСН, которые предполагают помимо сокращения самих войск и количества баллистических ракет еще и отсоединение от стратегических ракетчиков Военно-космических сил (ВКС) и войск Ракетно-космической обороны (РКО). Однако теперь, после долгих согласований, он от интервью отказался. Как выяснилось, главком “кинул” не только нас, но и многие издания, сделав себя добровольным затворником командного пункта РВСН, куда постороннему попасть невозможно.
          Причина такого поведения оказалась проста — главного ракетчика прочат в министры обороны, и несомненно в любой беседе ему придется отвечать на вопросы, связанные с возможным повышением. Владимир Яковлев подобных разговоров всячески избегает и даже не хочет общаться по поводу успешных пусков “Тополей”.
          — Главком не хочет быть замешанным ни в каком скандале. Во-первых, у него и так довольно натянутые отношения с начальником Генштаба, а Квашнин сейчас накинется на любого, кто хоть как-то проявит активность перед назначением нового министра обороны. А во-вторых, Яковлев уже заметил тенденцию президента делать ставку на “молчунов”, на тех людей, кто не высовывается, — объяснил поведение ракетного генерала один из его подчиненных в главном штабе РВСН.
          Когда почти год назад было еще не ясно, продлит ли Владимир Путин срок службы главе военного ведомства маршалу Игорю Сергееву, Яковлев, которого называли в числе основных претендентов на кресло министра, тоже лег на дно, как подводная лодка, и перископ не показывал. Потом его активность была очевидной — президент не раз хвалил его за развитие Ракетных войск. Впрочем, это не помешало Владимиру Путину принять план реформирования армии, предложенный начальником Генштаба генералом армии Анатолием Квашниным, согласно которому подлежат сокращению и РВСН. Сейчас, когда до окончания срока полномочий маршала Сергеева осталось меньше трех месяцев, главный ракетчик страны опять ушел в глухое подполье.
          Впрочем, поговаривают, что ракетчик Яковлев больше претендует не на пост министра обороны (скорее всего военное ведомство возглавит гражданский человек), а на... должность начальника Генштаба. В высших армейских кругах уже давно бытует мнение, что “реформы по Квашнину не пошли” (их суть сводилась к устранению его главного конкурента Яковлева) и Генштаб вскоре возглавит другой человек. Если учесть, что ракетчиков переключили именно на Генштаб, то вполне возможно, что и командовать им станет ракетчик.
          А пока генерал Яковлев прячется от журналистов и терзает внезапными проверками вверенные ему полки и дивизии. Последний визит — в Канскую дивизию, на которую главком свалился как снег на голову (члены проверочной комиссии узнали, куда они летят, уже в самолете). К слову сказать, коэффициент технической готовности РВСН составляет 0,94 процента, а у американцев он лишь 0,78 процента.

          Виктор СОКИРКО

          "Московский комсомолец", 13 февраля 2001 года.





ПУТИН И КУЧМА ГОВОРИЛИ НЕ О КРИЗИСЕ, А О КОСМОСЕ.
Впервые за десять лет визит президента России не стал на Украине новостью номер один

          Воскресные программы новостей украинского ТВ лишь вскользь упомянули о встрече Леонида Кучмы и Владимира Путина в Днепропетровске. С недавнего времени украино-российские встречи и переговоры на высочайшем уровне перестали быть редкостью (за последние месяцы Кучма и Путин встречаются уже в третий раз, а в Киеве с официальными и рабочими визитами побывали российские министры обороны, культуры, по чрезвычайным ситуациям, а также секретарь Совбеза РФ Сергей Иванов и председатель правления РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс). Украина перестала обращать особое внимание на такие встречи, сосредоточившись на стремительно развивающемся внутреннем политическом кризисе.

          В МИНУВШЕЕ воскресенье около половины первого ночи глава России прилетел из Альп в Днепропетровск - ракетостроительный центр Украины.
          Поездка Владимира Путина в Днепропетровск была запланирована еще в конце декабря прошлого года, когда в ходе встречи с российскими и украинскими предпринимателями Путин, по его же словам, пообещал посодействовать скорейшему прохождению ряда соглашений, главным образом касающихся вопросов сотрудничества в области ракетостроения, высоких технологий и энергетики. Об этом главы государств беседовали и за ночным ужином в воскресенье в гостинице "Октябрьская", и уже в ходе вчерашних переговоров в узком составе на "Южмаше".
          Встречать президентов России и Украины на "Южмаше" собрались сотрудники завода, для которых, по словам Путина, профком не давал никаких специальных указаний на этот счет, хотя несколько классических реплик в духе "Россия и Украина - дружба навек!" все-таки прозвучали. "Затем и собрались", - отвечал на них Путин. За стенами же завода желающих поприветствовать московскую делегацию тоже хватало. Одни доказывали, что "рубль слишком мал для гривны", другие намекали, что "русским Сибирь надо осваивать".
          А в эти минуты в окружении разнообразных ракет-носителей устроители российско-украинской делегации подписывали документы о сотрудничестве двух государств в космической области. В их числе: соглашение между правительством РФ и Кабинетом министров Украины об условиях сотрудничества в области технического содействия третьим странам при сооружении и реконструкции и модернизации и эксплуатации на их территориях промышленных предприятий и других объектов, соглашение о перемещении товаров в рамках сотрудничества в освоении космического пространства и меморандум о намерениях относительно сотрудничества в сфере ликвидации стратегических твердотопливных ракет РР-22, РСМ-52.
          Кроме того, вчера были подписаны программа сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2001 год и программа сотрудничества между Российским авиационно-космическим агентством и Национальным космическим агентством Украины. Президенты России и Украины подписались под совместным заявлением, определяющим приоритетные направления сотрудничества двух стран в области космоса и авиации на долгосрочную перспективу. В их числе называют исследование земной поверхности и океана из космоса в целях природопользования, оценку природных ресурсов, экологический мониторинг в мирных целях, координацию действий по внедрению на мировом рынке космических услуг украинско-российских технологий, расширение сферы коммерческого использования ракет-носителей "Зенит", "Циклон", "Днепр", а также соответствующей инфраструктуры космодрома Байконур и поддержку проекта "Морской старт", а также обеспечение потребностей двух стран в авиационной технике.
          Вторым по важности вопросом обе делегации согласились считать договоренности в области энергетики, продолжившие ряд соглашений, достигнутых Москвой и Киевом по газовым вопросам. Вчера председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс и министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов подписали меморандум об энергетическом сотрудничестве. Документ подразумевает, что энергосистемы двух стран должны перейти на параллельный режим работы уже весной этого года. К этому сроку стороны должны согласовать коммерческие условия поставки энергии из России на Украину. По словам Чубайса, объединение энергосистем даст России возможность поставлять электроэнергию и в третьи страны (видимо, речь идет о Молдавии и Германии). Правда, по мнению экспертов, это будет возможно только при условии поддержания Украиной стандартной частоты в своих сетях, чего до сих пор как-то не наблюдалось.
          Подписание энергетического соглашения вызвало с украинской стороны бурный восторг, а Леонид Кучма, косясь на главного энергетика России, заметил, что теперь-то Чубайс не будет отключать свет на родном заводе президента Украины. Кстати, не обошлось вчера и без обсуждения газового вопроса. В частности, речь шла о механизме сверки пени за уже полученный Украиной газ и его текущие поставки.
          Вчера же было подписано межправительственное соглашение о программе межрегионального и пограничного сотрудничества между РФ и Украиной на 2001-2007 годы. А мэр Москвы Юрий Лужков детально побеседовал с украинскими властями о строительстве Керченского транспортного перехода, соединяющего Тамань с Крымом. Кроме того, ожидается, что весной этого года может быть подписано межправительственное соглашение о создании российско-украинских финансовых промышленных групп. Таким образом власти, по сути, решили формализовать то, что благодаря усилиям частного капитала уже существует и сегодня.
          Несмотря на то что визит Владимира Путина в Днепропетровск совпал с бушующим на Украине политическим кризисом, о политике вчера предпочитали не говорить. Российская делегация настаивала на том, что политическая борьба - это внутреннее дело Киева, которое никак не должно сказаться на двусторонних отношениях. Как пошутил один из кремлевских чиновников, "правительство приходит и уходит, а ракеты остаются".

          Днепропетровск

          Нынешний визит Путина украинскими политологами воспринимается как политический жест - хотя бы потому, что российский президент стал первым зарубежным лидером, посещающим Украину с начала "кассетного скандала". Что касается цели визита, то версии киевских аналитиков не совпадают. Сложно поверить в официальные сообщения о том, что президенты Украины и России сочли подписание второстепенной важности документов о приграничном сотрудничестве и развитии отношений в космической сфере наиболее актуальным и безотлагательным занятием (в то время как в Киев прибывают тысячные колонны участников акции "Украина без Кучмы", на Крещатике сжигают чучела украинского президента, центр Киева стараниями столичных властей, якобы препятствующих беспорядкам и бардакам, превращен в огороженную заборами полустройку-полубаррикаду). На первый взгляд правдоподобной представляется растиражированная в СМИ версия о том, что Путин решил поддержать украинского коллегу. Однако некоторые украинские политологи считают такую версию несостоятельной, во-первых, по той причине, что Кучма и Путин до сих пор не заявляли о своей дружбе и не ходили на рыбалку в рамках "безгалстучной дипломатии"; во-вторых, по словам одного из украинских политологов, "Путину проще и приятнее было бы вызвать Кучму в Москву, а там поддержать и утешить…" Еще одна кулуарная версия причин приезда Владимира Путина на Украину состоит в том, что российский президент намерен - пока Кучма еще у власти - добиться от него принятия тех решений, которые стратегически важны для России. В частности, если верить хорошо информированным украинским источникам, речь может идти о передаче России украинской нефтегазовой инфраструктуры, а также ряда крупнейших и привлекательнейших украинских предприятий, которые только заявлены на приватизацию. Естественно, никаких официальных подтверждений данной информации нет и быть не может.
          Характерной особенностью последних встреч стала их крайняя засекреченность: прессе выдают официальные сообщения "для печати", а журналистов пускают только на "приветственно-вступительную часть" переговоров, никак не комментируя итоги. По такому сценарию проходил на прошлой неделе визит российского секретаря Совета безопасности Сергея Иванова. Официально обсуждались проблемы украинской и российской безопасности. Неофициальные версии свелись к тому, что г-н Иванов накануне визита Владимира Путина попытался прощупать почву под ногами украинского президента, а заодно присмотреться к раскладу сил в среде возможных преемников Леонида Кучмы. Случай для изучения ситуации представился удобный, поскольку визит Сергея Иванова совпал с широкомасштабным и публичным выяснением отношений между теми украинскими политическими силами, которые могут претендовать на выдвижение "преемника". В частности, влиятельнейший общенациональный телеканал "1+1" заявил о том, что СБУ оказывает давление на инвесторов телеканала, пытаясь "подкорректировать" информационную политику. Представители, по слухам, близкой к "1+1" партии СДПУ(о), проведя научно-практическую конференцию, заодно обвинили СБУ в том, что спецслужбы допустили прослушивание кабинета главы государства (факт прослушивания официально признан, хотя теперь официальные лица утверждают, что обнародованные аудиозаписи были сфабрикованы путем монтажа "отдельных слов и даже букв").
          Последовавшая в субботу отставка главы СБУ Леонида Деркача, в свою очередь, стала серьезным политическим ударом по партии "Трудовая Украина", одним из лидеров которой является сын Леонида Деркача - Андрей Деркач. Вскоре ожидаются отставки генпрокурора и, возможно, министра внутренних дел Украины, утверждают информированные источники. А это внесет новые нюансы в расклад финансово-политических групп, добивающихся власти. Кроме того, на Украине заявила о себе еще одна сила - наиболее заметные в последнее время лидеры оппозиции наконец объединились ради "национального спасения". Они также намерены бороться за власть. Ситуация, видимо, вышла далеко за рамки подковерных компромиссов, ибо против существующей власти выступают не только простые украинцы. Против власти (пока непублично) выступает также крупный бизнес, ибо экономические санкции против режима Кучмы, которые практически готова ввести Европа, грозят влиятельным украинским политикам и бизнесменам потерей будущих доходов и уже имеющихся счетов в зарубежных банках. Этот фактор, видимо, и является главной скрытой угрозой для нынешнего официального Киева.
          Впрочем, Совет нацбезопасности и обороны Украины считает иначе. Четыре часа в субботу заседал совет с участием Леонида Кучмы. Одним из итогов совещания стали, как известно, отставка Леонида Деркача и назначение на пост главы СБУ "не замеченного в политических связях" Владимира Радченко, который за последние 10 лет украинской независимости поработал и руководителем СБУ, и министром внутренних дел, и заместителем секретаря Совета нацбезопасности, но сумел, если верить украинским аналитикам, не дать повода собрать на себя компромат. Еще одним из итогов заседания, как сообщил в воскресенье телеканалу "Интер" секретарь СНБОУ Евгений Марчук, стало открытие, что национальной безопасности Украины серьезнейшим образом угрожает "иностранная информационная экспансия". В качестве примера "специальных психологических мер по промыванию мозгов", которые дестабилизируют социально-политическую ситуацию на Украине, г-н Марчук назвал некоторые публикации "Независимой газеты" (в частности, статью Константина Затулина и Александра Севастьянова, опубликованную 31.01.2001 г.). По мнению Евгения Марчука, подобные публикации способствуют "раскручиванию психологической войны".
          (Между тем в близкой лидеру Соцпартии Александру Морозу газете "Грани" появилась статья журналистки Татьяны Коробовой, которая задается вопросом о некоторых странностях расшифровок бесед Леонида Кучмы с его ближайшим окружением. Ее удивляет, что в обнародованных текстах нет бесед Кучмы как раз-таки с Евгением Кирилловичем Марчуком - единственным из входящих в ближайшее окружение президента... - "НГ").
          Как украинские власти намерены бороться с иностранными изданиями - пока неизвестно. Что касается политических оппонентов, то власти пока заявляют о намерении "не применять силу", "не вводить чрезвычайное положение" и обойтись цивилизованными мерами. Тем не менее на палаточный городок "Украина без Кучмы" на днях напали хорошо организованные и обученные молодые люди, назвавшиеся "анархистами". Впоследствии выяснилось, что организации анархистов, зарегистрированные на Украине, к инциденту отношения не имеют, а нападавшие как будто бы имеют отношение к МВД.
          Политологи, анализируя общественное мнение, утверждают, что Украина готова к революционной смене власти. Визит российского президента в это время можно воспринимать и как ознакомительный, и как заключительный.
          Несомненно знаковым в связи с политическим будущим Леонида Кучмы следует считать начинающийся сегодня визит в Киев ответственного за международные дела в Евросоюзе Хавьера Соланы. Надо полагать, Солана призван из первых рук узнать ситуацию на Украине и дать рекомендацию европейским лидерам, как следует себя вести с нынешними украинскими властями.

          Киев

          Людмила РОМАНОВА, Татьяна ИВЖЕНКО.

          "Независимая газета", 13 февраля 2001 г.





Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2012. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
Последнее обновление 31.12.2012.