НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


НОВОСТИ




ИНТЕРВЬЮ С ЯРОСЛАВОМ ПУСТОВЫМ




          Во-первых, немного о себе: где родился, кто родители, где учился.

          Я родился в Костроме в семье военного. Мой отец - генерал-лейтенант запаса, в свое время командовал ракетной армией в Оренбурге, впоследствии занимал ответственные посты в Министерстве обороны Украины. Моя мать по профессии преподаватель химии.
          Закончил школу в 1988-м году, а в 1993-м - Военную инженерно-космическую академию им. А.Ф.Можайского. Чуть более года проучился в адъюнктуре, после чего уехал в Украину, где работал научным сотрудником в академических институтах. Летом 1996-го защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук.

          Если можно, чуть подробнее о годах учебы в Можайке.

          В Можайке я учился на радиотехническом факультете и практически все пять лет, начиная с присяги и до выпуска был командиром отделения. Учится было интересно, не знаю как сейчас, но тогда "планку" наш ВУЗ держал высоко, и для того чтобы сдать зачет или экзамен нужно было действительно знать предмет. Еще учась на первом курсе я начал заниматься научной работой на кафедре электродинамики у профессора Н.В. Зернова и преподавателя Г.В. Меркулова, которые вложили в меня очень многое. На этой же кафедре я защитил дипломную работу, уже учась в адъюнктуре написал основу своей будущей диссертации. Академия для меня и моих сокурсников - “альма матер”, гораздо больше чем просто ВУЗ.

          Когда появилась мечта о космосе?

          Трудно назвать конкретную дату или период, такое стремление оформилось постепенно.

          По каким причинам, после окончания Можайки, уехал в Украину: зов крови или иные причины?

          По окончании академии я еще год учился в адъюнктуре и уже в конце 94-го уехал в Киев. Честно говоря, я не склонен характеризовать это событие такими громкими словами как "зов крови" или подобными выражениями. Просто в нашей семье мы даже в советские времена считали Украину своим домом, хоть и жили в основном за ее пределами. Поэтому переезд в Киев для меня, моих родителей и брата был вполне закономерен.

          Пытался ли попасть в российский отряд космонавтов?

          Честно говоря, даже мысли не было попасть в какой-либо отряд космонавтов. Пока я не оказался вовлеченным в пилотируемую программу нашего космического агентства, я, как наверное и подавляющее большинство молодых людей, и представить себе не мог что подобное реально. Десятилетия мифизации профессии советсткого/российского космонавта сделали свое дело. Информация о дополнительном наборе в украинский отряд застала меня в процессе рассылки автореферата, менее чем за месяц до защиты. Кто проходил через такое, меня поймет - все мысли о предстоящем заседании спецсовета. Видимо поэтому я так легко воспринял информацию о наборе и, не особо забивая себе голову решил - а почему бы и нет - я ведь ничего не потеряю. А получилось так, что выбрал себе новую профессию.

          Как проходил отбор в отряд космонавтов Национального космического агентства Украины? Много ли было претендентов, основные критерии отбора? Писали, что в отряде было неского человек: ты, Каденюк, Адамчук и другие. Если можно, немного о своих коллегах, что делают сейчас, не исчезла ли у них мечта о космосе?

          Конкурс проходил на основе критериев и требований, используемых НАСА при отборе специалистов по полезной нагрузке, т.е. космонавтов-исследователей. В первую очередь это профессиональная подготовка, знание английского и состояние здоровья. Сначала я прошел собеседование в космическом агентстве, затем - медкомиссию в лучших профильных медицинских учреждениях Киева. В результате были отобраны четыре кандидата для прохождения последующего отбора в НАСА. Кроме меня и Леонида Каденюка, это Надежда Адамчук и Вячеслав Мейтарчан. Кстати говоря, хоть у нас в Украине и нет официального отряда космонавтов, но обычно под ним понимают именно эту четверку.
          Все четверо кандидатов были отправлены в США, где мы прошли медкомиссию в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне, а также курс ознакомительной подготовки по предстоящему космическому эксперименту в центре имени Кеннеди во Флориде.
          После нашего возвращения в Украину совместная комиссия НАСА и НКАУ окончательно выбрала в качестве членов экипажа меня и Каденюка и в декабре 1996-го года мы приступили к подготовке. Позднее, в мае 1997 года, Леонид Каденюк был назначен основным членом экипажа, а я - дублером.

          Как проходили тренировки в Космическом центре имени Джонсона. Вы с Каденюком входили в группу специалистов по работе с полезной нарузкой. Насколько подготовка в этой группе отличалась от подготовки специалистов полета, т.е. профессиональных астронавтов НАСА?

          Подготовка специалиста по полезной нагрузке отличается тем, что в его прямые обязанности не входит пилотирование космического корабля и управление его системами. Основная задача исследователя на борту - осуществление сложного научного эксперимента, подготовка к которому занимает примерно половину учебного времени. Другую половину времени занимает общая для всех членов экипажа программа - система жизнеобеспечения, действия в экстремальных ситуациях, физиологическая подготовка и совместная работа в составе экипажа.

          Чем ты занимался после возращения домой?

          После полета STS-87 и до сегодняшнего дня я работаю в НКАУ, занимаюсь в том числе вопросами возможного участия нашего космического агентства в международных исследовательских космических проектах и программах.

          Как тебе удалось попасть в отряд астронавтов Canadian Arrow?

          Все очень просто. Объявление о наборе было сделано через Интернет, и я просто отправил свое резюме и другие требуемые документы на адрес компании. Затем мне пришел вызов с предложением прибыть на собеседование. Уже позднее, после того как руководство компании поздравило меня с принятием в отряд Канадской стрелы, я узнал что всего было около двухсот кандидатов из многих стран мира.

          А что ты можешь сказать о своих коллегах по “отряду".

          Трое из них военные летчики, один пилот авиалиний и инженер из Канадского космического агентства. Все они высококлассные специалисты и для меня большая честь быть частью отряда астронавтов и коллектива Канадской Стрелы вцелом.

          Ты веришь в победу вашей команды?

          Да, конечно. Если имеется ввиду завоевание трофея X-PRIZE, то я считаю что у нас достаточно неплохие шансы, хотя основная цель команды Канадской Стрелы лежит гораздо дальше - фокус всех усилий состоит в том, чтобы всерьез обосноваться на рынке частной космонавтики, или как ее еще называют, "космического туризма". Если в процессе удастся взять еще и приз, мы будем только рады.

          В последний месяц появллось немало сообщений о работах, которые вели участники борьбы за X-prize. Причем Canadian Arrows звучала реже других. Чаще всего упоминался Барт Рутан со своим SpaceShipOne. Не означает ли это, что Canadian Arrows начала отставать в гонке? Или просто руководство компании не стремится заниматься PR-ом в средствах массовой информации и спокойно делает свое дело?

          Каждая команда вольна выбирать свою стратегию в области связей с общественностью, причем пристальное и постоянное внимание к какому-либо из коллективов само по себе ни коим образом не гарантирует ни притока инвестиций, ни успеха в решении инженерных задач. И наоборот, отсутствие агрессивной PR-деятельности означает лишь ее отсутствие, ничего более.
          Что касается Canadian Arrow, то я бы не сказал, что наша команда не проявляет активности в общении с прессой, и уж тем более практической работы не стало меньше, я бы даже сказал наоборот, загружены все. Просто наверное вместе с конструкцией ракеты наша команда переняла многие хорошие традиции ракетчиков начала космической эры, и Canadian Arrow предпочитает представлять свои реальные успехи по мере их достижения.

          Да, и еще. А как ты сам оцениваешь шансы Барта Рутана? Если вспомнить его предыдущие разработки, а также то, что журнал Aviation Week включил его в список 100 людей, внесших наибольший вклад в авиацию и космонавтику за всю историю человечества, то можно, как в тотализаторе, поставить на него. Или есть что-то, скрытое от глаз, что позволит его конкурентам опередить его?

          Относительно проекта Scaled Composites, я могу сказать, что Берт Рутан - безусловно весьма неординарная личность и уже зарекомендовал себя как талантливый авиаконструктор, отчасти благодаря этому так пристально внимание к его команде. На самом же деле к практической реализации космического полета Рутан не так близок, как это может показаться на первый взгляд. Никто никогда не поставил бы под сомнение его способность создать то, что он создал на данный момент, а именно авиационный сегмент будущей системы. Впереди - самое сложное, то, чего Берт Рутан никогда раньше не делал - отработка космической фазы полета. Насколько успешно он справится с такой задачей, настолько будут велики его реальные шансы на победу в гонке. Вместе с тем надо признать, что шансы выиграть X-PRIZE у Scaled Composites есть, и они достаточно весомы.

          Давай немного отвлечемся от твоей биографии и коснемся "философских проблем". Бытует мнение, что участников суборбитальных полетов нельзя считать полноценными космонавтами. Понятно, что твое мнение можно расценить как предвзятое, но все же: космонавты они или нет?

          Так уж исторически сложилось, что подавляющее большинство космических полетов были орбитальными, а несколько суборбитальных полетов, которые можно пересчитать по пальцам, состоялись очень давно. Вот и бытует сложившийся ложный стереотип, что все космонаты обязательно летают на орбиту.
          На мой взгляд, к определению кто такой космонавт нужно подходить исходя из элементарного здравого смысла, а он диктует следующюю логическую последовательность: космонавт - это тот, кто совершает космический полет. Космический полет - это полет в космосе, и не имеет никакого значеня по какой кривой и с какой скоростью этот полет происходит. Остается определить понятие космоса, или как еще говорят, космического пространства.
          Еще на заре космической эры, в 50-х - 60-х годах предыдущего столетия многие специалисты пытались определить некую границу, которая бы отделила сферы "ответственности" аэронавтики и астронавтики. Решающую роль в таком исследовании сыграл известный австро-венгерский профессор Теодор фон Карман, в то время один из самых уважаемых авторитетов в области космических исследований. Фон Карман организовал неформальную комиссию из ведущих специалистов в аерокосмической области, перед которой была поставлена цель определить и научно обосновать границу, отделяющую аэронавтику и астронавтику. Вообще говоря, поскольку статус комиссии не был оформлен на бумаге, она скорее представляла собой перманентный семинар, и на сегодня установить точный ее список достаточно сложно. Однако достоверно известно, что среди ее членов были такие люди как конструктор фон Браун, профессор Шейферт (автор известных в США трудов по астронавтике, в частности по орбитальной механике), профессор Сокольский из СССР и многие другие ученые. Идея расчетов строилась на том, чтобы определить некую граничную высоту, исходя из того, что с повышением высоты аэродинамеческий полет самолета теряет смысл, так как из-за сильной разреженности атмосферы ему пришлось бы двигаться все с большей и больше скоростью и в результате эта требуемая скорость достигнет орбитальной скорости на данной высоте. С другой стороны, искусственный спутник, запущенный ниже некой границы, из-за атмосферного торможения не сможет просуществовать и нескольких витков. Вот исходя из этих критериев ученые провели вычисления и установили, что условная граница, разделяющая сферы аэродинамических летательных аппаратов и аппаратов космических находится очень близко к отметке в 100 километров. С легкой руки фон Кармана это число было округлено до сотни километров, а сама граница в дальнейшем получила наименование "линии Кармана". Впоследствии результаты работы были представлены в Международную федерацию астронавтики (ИАФ), а также в Международную федерацию аэронавтики (ФАИ) и были вцелом одобрены, причем ФАИ, издавна занимающаяся регистрацией авиационных рекордов, даже создала специальную комиссию, ведающую космическими полетами, т.е. полетами свыше высоты в 100 километров. ФАИ делит космические полеты на суборбитальные, орбитальные и полеты к другим небесным телам. Поэтому любой член экипажа космического корабля, поднявшегося на высоту выше 100 километров, может абсолютно полноправно считаться астронавтом.
          К слову сказать, в 60-х годах свою версию определения границы космоса выдвинули ВВС США, определив ее в 50 морских миль (чуть более 91 километра). В результате пять военных пилотов программы X-15, поднявшихся выше этой отметки были признаны астронавтами ВВС и получили соответствующий знак - "крылья астронавта".
          Вместе с тем, на государственном уровне вопрос о делимитации космического пространства так и остался неурегулированным по сей день. И проблема в том, что в законы физики как всегда некстати вмешалась политика. В 1967 году на уровне ООН был подписан так называемый "Договор о космосе" - всеобъемлющий документ, определяющий общие принципы космической деятельности. В частности, документ устанавливал, что космическое пространство не может принадлежать какому-либо государству, оно абсолютно нейтрально. Но документ опять же не содержал даже намека на то, где официально проходит юридическая граница между атмосферой (т.е. сувереной областью) и космосом (т.е. нейтральной территорией). При этом крупные космические державы, кроме всего прочего вовлеченные в холодную войну, не были заинтересованы, чтобы зона их исключительной юрисдикции была как-то ограничена "сверху", и как следствие такая норма в международном законодательстве до сих пор отсутствует. Но времена меняются, возможно с развитием суборбитальной космонавтики линия Кармана будет признана и на межгосударственном уровне.

          В этой связи наверное логично перечислить для читателей всех участников суборбитальных полетов, которые состоялись до сего дня.

          Таких космонавтов всего пять:
          1. Алан Шепард (Alan Shepard) - менее чем через месяц после Гагарина, 5 мая 1961 г. совершил первый в истории США космический полет. Полет космического корабля Freedom 7 (миссия MR-3) проходил по суборбиталной траектории и длился около 15 минут. Шепард стал вторым человеком, побывавшем в космосе.
          2. Вирджил "Гас" Гриссом (Virgil "Gus" Grissom) - стал вторым американцем в космосе. Его полет (корабль Liberty Bell, миссия MR-4) также длился более 15 минут.
          3. Джозеф Уолкер (Joseph Walker) - дваждыв 1963 году на своем экспериментальном самолете с ракетным двигателем преодолел высоту в 100 км.
          4. Василий Лазарев и Олег Макаров - члены экипажа корабля Союз-18-1, который после отказа третьей ступени был вынужден прекратить полет и совершить аварийную посадку. В результате такой суборбитальный полет продлился около 21 минуты.

          Среди названных тобой фамилий, четыре принадлежат космонавтам, которые, кроме своих суборбитальных миссий, совершили и орбитальные полеты. А вот Уолкера, по крайней мере, в России, знают мало. Еще меньше о его полетах. Может быть возьмешь на себя труд восстановить "историческую" справедливость и немного рассказать об этом космонавте. Именно космонавте, а не только летчике, как принято о нем писать.

          Джозеф Альберт Уолкер родился 20 февраля 1921 года в Вашингтоне, штат Пенсильвания. В 1942 году по окончании колледжа он получил степень бакалавра физики и поступил на службу в армию США в качестве летчика (еще учась в колледже он прошел летную подготовку). На своем P-38 Джо Уолкер участвовал в боевых действиях в северной Африке и Италии. По окончании войны он уволился из армии и поступил на работу в исследовательский центр Национального консультативного комитета по вопросам аэронавтики (NACA), предшественника НАСА. В 1951 году Джо Уолкер приступил к летно-испытательной работе на знаменитой авиабазе Эдвардс в Калифорнии, где в течение последующих пятнадцати лет он летал на новейших самолетах той поры. С марта 1960 года по август 1963 Уолкер совершил 25 полетов на ракетосамолете X-15. Это была совместная программа сразу нескольких ведомств - ВВС, ВМФ и НАСА и она предусматривала изучение характеристик полета на больших высотах и скоростях. Первыми пилотами, представлявшими НАСА в этой программе были Джо Уолкер и его дублер Нейл Армстронг, будущий пионер Лунных экспедиций. Дважды во время своих полетов, 19 июля и 22 Августа 1963 года Уолкер преодолел высоту в 100 километров, что по правилам ФАИ однозначно квалифицируется как космический полет.
          Почему же зачастую Джо Уолкера как астронавта "обходят" многие справочники и рейтинги? Я думаю что здесь нет простого и ясного ответа. Причина скорее всего в том подходе к понятию "астронавт", который бытовал в то время в Америке. Под этим термином НАСА понимало только тех, кто был вовлечен непосредственно в космическую программу агентства и стоял на соответствующей должности, т.е. должности астронавта НАСА. Для того чтобы называться астронавтом в то время вовсе необязательно было иметь за плечами космический полет, достаточно было занимать соответствующюю штатную позицию. Джо Уолкер же был летчиком-испытателем и в формальный отряд астронавтов программы "Меркьюри" не входил. Кроме того, в космос он летал не на ракете, а на самолете, что также не вязалось со стереотипным восприятием астронавта начала космической эры. Другое ведомство, которое могло бы признать Уолкера астронавтом и даже выдать ему соответствующий знак - ВВС - этого не сделало, так как Джо к тому времени уже был гражданским летчиком. Джозеф Уолкер трагически погиб в авиакатастрофе 8 июня 1966 года, а его напарник Нейл Армстронг три года спустя ступил на Луну. Вот так сложилась судьба Джо Уолкера, выдающегося летчика и незаурядного астронавта.

          Но вернемся к твоей биографии. Кажется поговорили о всем, кроме твоей семьи. Пару слов о жене и дочере. Как они относятся к твоим космическим устремлениям?

          Родные меня полностью поддерживают и я им очень благодарен. Моя жена Леся - по профессии учитель а нашей дочке Насте полтора года. Эти люди составляют мой "внутренний космос", и он, в отличие от космоса внешнего, никакими пространственными кордонами не ограничен.

          Спасибо за интересный рассказ и успехов. Надеюсь, что следующая беседа состоится тогда, когда ты вернешься из полета.

          Постараюсь не подвести. В свою очередь хотел бы пожелать всем читателям сайта «Энциклопедия «Космонавтика» веры в собственные силы, крепкого здоровья и удачи.

         Фото Canadian Arrow..






Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2012. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
Последнее обновление 31.12.2012.