НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


ремонт квартир в тюмени еще
complex72.ru
RB2 Network

RB2 Network


БАЙКОНУРСКАЯ ТРАГЕДИЯ


24 октября 2000 года.
       

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.

        28 октября 1960 года центральные советские газеты опубликовали коротенькое сообщение «От ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР». В нем говорилось:

        «Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извещают, что 24 октября 1960 года в авиационной катастрофе трагически погиб кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения, маршал НЕДЕЛИН Митрофан Иванович [1]».

        Какие-либо подробности аварии, как это было принято в те годы, не сообщались. Тем более ничего не сообщалось о судьбе тех, кто, по логике вещей, должен был находиться вместе с маршалом в том злополучном «самолете». Однако, в отличие от других подобных происшествий, тайна гибели Митрофана Неделина очень скоро стала известна на Западе, а слухи о ней наполнили просторы Советского Союза. И хотя в 60-е годы я был только школьником и, естественно, не имел никакой возможности прикоснуться к государственным тайнам, я всегда, сколько себя помню, знал, что за «авиационная катастрофа» стала причиной гибели многих и многих людей.

        Подробности происшедшего стали известны лишь в начале 90-х, когда стала вырисовываться истинная картина октябрьской трагедии.

        Было довольно много публикаций на эту тему. О катастрофе писали, например, Борис Черток в своей книге «Ракеты и люди», Ярослав Голованов в капитальном труде «Королев: Факты и мифы», другие писатели и журналисты.

        Я попытался в данной статье более-менее собрать воедино всю доступную информацию и реконструировать, хотя бы приблизительно, что произошло 23 и 24 октября 1960 года на полигоне Тюра-Там (всемирно известное название Байконур полигон получил позже, уже после полета в космос Юрия Гагарина), а также немного коснуться последующих событий, так или иначе связанных с катастрофой.

        Трагедия разыгралась на площадке № 41 в Тюра-Таме при подготовке к первому пуску межконтинентальной баллистической ракеты «Р-16» [2], разработанной в ОКБ-586 под руководством Михаила Кузьмича Янгеля.

        Первоначально пуск был назначен на воскресенье, 23 октября 1960 года. Утром начался вывоз ракеты из монтажно-испытательного корпуса на старт. В отличие от космических стартов, где вывоз ракеты сопровождался определенным ритуалом, все происходило достаточно буднично. Тяжело груженная тележка на резиновом ходу проследовала по бетонке, заехала в ворота КПП, остановилась у стола (левый на 41-й площадке). Специальная система тросов на поднятой стреле установщика перевела ее в вертикальное положение, так что колеса оказались сбоку. Потом, когда ракета была зафиксирована на столе ветровыми стяжками, установщик обхватил ее площадками обслуживания, тележка опустилась на Землю и отъехала от старта. На «этажи» площадок поднялись испытатели. Началась обыденная работа.

        Заправка прошла успешно, отсечки на системе уровней сработали нормально. Но затем в электросхеме автоматики двигательной установки появилась неисправность, в результате которой ее турбонасосный агрегат заполнился компонентами топлива. Было принято решение произвести устранение дефекта на полностью заправленной ракете. Пришлось снять люки в нижней части ракеты и произвести перепайку разъемов. Пуск отложили до понедельника.

        Как позже было написано в техническом заключении комиссии по расследованию причин аварии, «подготовка изделия к пуску производилась без существенных замечаний до 18 часов (здесь и далее время местное) 23 октября, после чего была приостановлена, так как проведение очередной операции – подрыва пиромембран магистралей окислителя 2-й ступени были выявлены следующие ненормальности:

        1. Вместо пиромебран магистрали окислителя 2-й ступени оказались подорванными пиромембраны магистралей горючего 1-й ступени.

        2. Через несколько минут после подрыва указанных пиромембран самопроизвольно подорвались пиропатроны отсечных клапанов газогенератора 1-го блока маршевого двигателя 1-й ступени».

        На следующее утро подготовку к пуску продолжили. Вновь цитирую техническое заключение комиссии:

        «В результате последующего выявления причин возникновения указанных ненормальностей было установлено, что неверное исполнение команды по подрыву пиромембран и самопроизвольного срабатывания пиропатронов газогенератора произошло из-за конструктивных и производственных дефектов пульта подрыва, разработанного ОКБ-692 ГКРЭ.

        Вследствие той же причины вышел из строя главный распределитель А- 120 (бортовая кабельная сеть при этом не пострадала)».

        Немаловажно отметить, что выявление и устранение дефектов происходило на полностью заправленной ракете, хотя по технике безопасности необходимо было перед этим всех удалить со стартовой площадки, топливо слить и работать, по крайней мере, с сухой ракетой. Но техническое руководство приняло иное решение и замена клапана газогенератора и главного распределителя А-120 шли на готовой к старту ракете. Мало того, подрыв разделительных мембран второй ступени было решено провести не с пульта подрыва, а по автономным цепям от отдельных источников тока.

        На старте было много людей. Царило торжественное, но и несколько нервозное оживление, вызванное присутствием большого начальства. Возле ракеты прохаживались маршал М.И.Неделин и главный конструктор М.К.Янгель, тут же были заместители конструктора Л.А.Берлин и В.А.Концевой. В качестве наблюдателя был приглашен полковник Е.И.Осташев, полковник А.И.Носов должен был ехать в Москву на повышение, но посчитал себя обязанным присутствовать на важном старте. Стартовыми работами руководил начальник Управления полковник-инженер Р.М.Григорьянц, подполковники В.Д.Леонов и А.В.Сапуров. Приехал на старт заместитель начальника полигона генерал-майор А.Г.Мрыкин. Начальник полигона генерал-майор К.В.Герчик приказал принести из служебного здания стулья и табуреты для важных гостей. Их раставили на стартовой позиции.

        День клонился к вечеру. Начались последние испытания - предстартовые проверки системы управления. Маршал Неделин сидел на табурете примерно в семнадцати метрах от подножия ракеты. В 18 часов 45 минут по московскому времени была объявлена 30-минутная готовность к пуску. В это время при выполнении операции по приведению в исходное положение программного токораспределителя от него прошла преждевременная команда на запуск маршевого двигателя второй ступени. Газовой струей работающего двигателя были разрушены оболочки топливных баков первой ступени, возник пожар и взрыв.

        То, что произошло дальше, можно сравнить только с виденным в фильмах-катастрофах. Часть боевого расчета и испытателей инстинктивно пыталась вырваться из опасной зоны, люди бежали в сторону правого старта к аппарели - специальному накату, под которым укрывалась специальная техника, но на их пути была полоса из свежезалитого битума, тотчас расплавившегося. Многие застревали в горячей вязкой массе и становились добычей огня - потом на этом месте можно было увидеть очертание фигуры человека и то, что сразу не горело, - металлические деньги, пряжки и тому подобное. Самая страшная участь выпала на долю тех, кто находился на верхних «этажах» площадок обслуживания, - люди срывались в пламя и вспыхивали, как свечки, горящие на лету. Температура в эпицентре достигала трех тысяч градусов.

        В огне погибли Главнокомандующий ракетными войсками маршал М.И.Неделин, заместитель министра общего машиностроения Л.А.Гришин, заместитель Янгеля Л.А.Берлин, Главный конструктор систем управления Б.М.Коноплев, знаменитый «стреляющий» Герой Социалистического Труда А.И.Носов, испытатель Е.И.Осташов и другие. Многие из тех, кто получил ожоги, позже скончались в госпиталях. Всего взрыв «Р-16» унес жизни 126 человек.

        Медикам и пожарным, стянутым со всех площадок на 41-ю, открылась страшная картина. Среди тех, кто успел отбежать от ракеты, были еще живые. Их сразу же отправляли в госпитали. Погибшие были в большинстве своем обезображены до неузнаваемости. Трупы складывали в специальном помещении для дальнейшего опознания. Неделина смогли опознать по оплавленной звезде Героя Советского Союза. Тело Коноплева идентифицировали по размерам – он был выше всех.

        Огненное зарево было видно за десятки километров от места катастрофы. Мне довелось разговаривать с одним бывшим военнослужащим частей ПВО (ныне военный пенсионер, а тогда молодой лейтенант). Часть их стояла в степи и, как в кинотеатр, они частенько ходили смотреть на пуски ракет с Тюра-Тама. В тот вечер должен был состояться очередной «киносеанс», зрители заняли свои места, но вместо запуска ракеты они увидели яркую вспышку и столб огня, окрасивший в багрянец небо над горизонтом. На следующее утро о трагедии им стало известно, но что-либо рассказать о ней они позволили себе только спустя 30 лет. Тем не менее, мой собеседник просил его фамилию не упоминать.

        Буквально за минуту до взрыва Янгель отошел от ракеты покурить и остался жив. Потом Хрущев довольно бесцеремонно спросил его по телефону: «А Вы почему не погибли ?..».

        Курение спасло жизнь не только Янгелю, но и Иосифьяну и некоторым другим, кто составил им компанию в курилке. Некурящего Богомолова Иосифьян уговорил пройти вместе с ним в курилку обсудить некоторые вопросы. Заместитель начальника полигона генерал-майор Мрыкин, намеревавшийся бросить курить, отправился вместе со всеми выкурить свою последнюю сигарету. После этого он продолжал курить уже всю оставшуюся жизнь.

        Уже на следующий день на полигон прибыла Государственная комиссия во главе с Леонидом Ильичем Брежневым. В нее также вошли А.А.Гречко, Д.Ф.Устинов, В.Д.Калмыков, И.Д.Сербин, В.И.Табаков, Г.А.Тюлин, В.П.Глушко. Прямо с аэродрома эскорт машин, в первой из которых находился Брежнев, проследовал в монтажно-испытательный корпус. Здесь состоялось первое заседание комиссии. На нее были вызваны все оставшиеся в живых руководители запуска МБР «Р-16». Собрав их, Брежнев заявил:

        - Никого наказывать не будем.

        В принципе, это было правильное решение. Все непосредственные виновники аварии погибли, случайно оставшиеся в живых наказывать было бы негуманно.

        Из их числа было решено также создать техническую комиссию под руководством председателя Госкомитета по оборонной технике Константин Николаевич Руднева. На следующий день он докладывал о причинах аварии. Были тщательно и последовательно проанализированы все нестыковки и возникшие в ходе пуска неполадки. Кроме Брежнева, присутствовали заведующий Отделом ЦК КПСС Иван Дмитриевич Сербин и заместитель министра обороны Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко.

        Разбор всех обстоятельств дела показал, что если уж и можно кого винить, то не Янгеля, а, скорее, конструктора систем управления Коноплева и, в первую очередь, оператора, не выполнившего инструкцию предполетной проверки. Государственная комиссия установила: авария произошла в результате грубейшего нарушения техники безопасности - вопреки здравому смыслу, игнорируя мнение специалистов, маршал приказал устранить неполадки в системе автоматики прямо на заправленной ракете.

        Маршала Неделина похоронили на Красной площади в Москве, сотрудников ОКБ-586 в Днепропетровске на Украине, других на их родине, а остальных в братской могиле в Ленинске. На могиле стоит скромный обелиск с лаконичной надписью: «Вечная память погибшим при выполнении воинского долга 24 октября 1960 года». Список всех погибших в огненном смерче находится в музее на космодроме Байконур.

        Все описанное выше касается технических и организационных подробностей подготовки к пуску конкретного, пусть и первого, экземпляра ракеты «Р-16». Все, что позже записала в своем заключении комиссия, так или иначе касалось именно этих аспектов аварии. Но есть еще одно, что может быть явилось главной причиной трагедии или спусковым механизмом для нее. В те годы было принято все свершения приурочивать к той или иной дате, к тому или иному событию.

        Так и для первого полета «Р-16» было достаточно поводов, чтобы запустить ее именно в те дни, а не позже. Во-первых. За десять дней до этого из Нью-Йорка в Москву возвратился Никита Сергеевич Хрущев. 20 октября на многотысячном митинге трудящихся Москвы прозвучало его знаменитое: «...если вы, господа, хотите еще раз испытать могущество и выносливость социалистического государства, мы вам покажем, как говорится, кузькину мать». Пуск «Р-16», о котором вряд ли бы узнали советские граждане, но о котором были бы хорошо проинформированы в США и других странах Запада, должен был стать именно этой кузькиной матерью. Во-вторых, на 25 октября было намечено открытие очередной сессии Верховного Совета РСФСР, на которой можно было бы в завуалированной форме отчитаться о сделанном. Кстати, многие депутаты тогда обратили внимание на отсутствие в президиуме Брежнева, который в тот день уже был на Тюра-Таме. В-третьих, приближались ноябрьские праздники, что также являлось поводом для демонстрации могущества социалистической державы.

        Таким образом, поводов было множество, но вот «подарок» оказался совсем не праздничный.

        Похоронив погибших, Москва приняла категорическое решение: работы по ракете немедленно возобновить. К тому времени американцы уже обладали целым арсеналом боевых ракет и Советскому Союзу необходимо было создать нечто подобное. 2 февраля 1961 года состоялся первый успешный пуск ракеты, а вскоре она была поставлена на боевое дежурство. Гонка вооружений между СССР и США вступила в новую фазу.

        Трагедия на Тюра-Таме косвенно стала причиной и того, что первый полет человека в космос состоялся лишь 12 апреля 1961 года, а не в декабре 1960 года, как это было предписано Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 октября 1960 года.

        Сергей Павлович Королев, возглавлявший в те годы работы по подготовке пилотируемого полета, отправить первого космонавта в космос раньше американцев. Для него это был не только очередной эксперимент, не только закрепление лидирующей роли нашей страны в покорении космоса, не только удовлетворение собственных амбиций, но и прекрасный шанс на долгие годы обеспечить себя и свой творческий коллектив интересной и важной работой. Именно он настоял на принятии правительством постановления о совершении первого полета уже в декабре. Однако это не было стремлением осуществить задуманное любой ценой. Предварительно предполагалось запустить два беспилотных корабля с биологическими объектами (собаки и прочая живность) и габаритно-весовым макетом космонавта. Если бы полеты завершились успешно, то вслед за этим в космос должен был отправиться человек. Осуществить задуманное помешали многие обстоятельства, но главным, как мне кажется, стала именно трагедия 24 октября.

        Нелишне вспомнить, что октябрь 1960 года вообще был не очень удачен для советского ракетостроения. За день до принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР потерпела аварию ракета-носитель, которой предстояло направить автоматическую межпланетную станцию в сторону Марса. 14 октября была предпринята еще одна попытка запустить станцию в сторону Марса и вновь неудача. Происшедшие аварии не поколебали уверенности Королева в возможности реализовать задуманное. И, надо думать, со всей своей энергией он бы смог настоять на продолжении работ и осуществлении полета именно в декабре. Но масштабность аварии, которая произошла 24 октября, повлияла на дальнейшие планы не только Янгеля, ракета которого и взорвалась в Тюра-Таме, но и Королева, которому было предписано не спешить и не рисковать и людьми, и престижем государства. Поэтому полет Юрия Гагарина состоялся лишь 12 апреля 1961 года, хотя человек и мог бы оказаться в космосе на несколько месяцев раньше. Но сей факт интересен скорее историкам, чем всем остальным, для которых не так важно, когда человек впервые побывал в космосе. Главное, что люди вышли за пределы Земли и обратно их уже вряд ли удастся вернуть.

        Примечания:

        [1]. НЕДЕЛИН Митрофан Иванович. Родился 9 ноября (26 октября по старому стилю) 1902 года в городе Борисоглебск ныне Воронежской области в семье рабочего. Окончил 7 классов. В Советской Армии с 1920 года. Участник Гражданской войны 1918-1920 гг., народно- революционной войны испанского народа 1936-1939 гг., советско-финляндской войны 1939- 1940 гг., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1941 году окончил Курсы усовершенствования командного состава. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командовал артиллерийской бригадой, корпусом, был командующим артиллерией ряда армий и фронтов. Участвовал в операциях по разгрому немецко-фашистских войск на Днепре, под Яссами, при освобождении Белграда, Будапешта и Вены. За умелое руководство войсками при отражении контрнаступления войск противника в районе озера Балатон удостоен звания Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года). После войны окончил Военную академию имени Ф.Э.Дзержинского, занимал руководящие должности в Министерстве обороны СССР. С марта 1955 года - заместитель министра обороны СССР и с 1959 года одновременно главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения. Главный маршал артиллерии (1959 г.). С 1952 года - кандидат в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 4-го и 5-го созывов. Награжден 5 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, «Знак Почета», медалями, иностранными орденами. Погиб 24 октября 1960 года во время катастрофы МБР «Р- 16» на полигоне Тюра-Там. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.

        [2]. Межконтинентальная баллистическая ракета «Р-16». Разработка межконтинентальной баллистической ракеты, впоследствии получившей название «Р-16» (заводской индекс 8К64, кодовое наименование в США SS-7, кодовое наименование в NATO - «Saddler»), была начата в ОКБ-586 (Главный конструктор - Михаил Кузьмич ЯНГЕЛЬ) в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 мая 1959 года о разработке МБР на высококипящих компонентах топлива. Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые Валентином Петровичем ГЛУШКО, Виктором Ивановичем КУЗНЕЦОВЫМ, Борисом Михайловичем КОНОПЛЕВЫМ и другие. Первоначально ракету предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. На ее проектирование и проведение летных испытаний отводились крайне сжатые сроки. В процессе подготовки первого пуска ракеты 24 октября 1960 года на полигоне Тюра-Там произошла авария, приведшая к большим человеческим жертвам и разрушению стартовой позиции. Второй испытательный пуск состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета упала на трассе полета из-за потери устойчивости, испытание показало жизнеспособность принятой конструкции. После анализа результатов и устранения недостатков испытания были продолжены. Они завершились в конце 1961 года и в том же году на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк: ракеты были развернуты на незащищенной наземной пусковой площадке. С 1976 года началось снятие ракеты с вооружения и замена на новые МБР. Последняя ракета ликвидирована в 1978 году.

        Использованные источники:

       1. А.Болотин. 10-я площадка: документальный рассказ.

       2. Я.Голованов. Королев: Факты и мифы.

       3. В.Платонов. Щит и меч «Сатаны»: Стратегическое оружие Михаила Янгеля.

       4. Б.Черток. Ракеты и люди: Фили – Подлипки – Тюра-Там.


        (C) Copyright 2000 Александр Железняков.

        Опубликованный на сайте «Энциклопедия «Космонавтика» вариант статьи является неполным. Полный текст может быть предоставлен редакции любого печатного издания, заинтересованного в его публикации.

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2014. Энциклопедия "Космонавтика".
Последнее обновление 22.12.2014.