21.10.2010 / 12:27   Инженеры НАСА проведут ремонт топливной системы шаттла "Дискавери"

Специалисты НАСА проведут ремонт в системе подачи топлива в двигатели готовящегося к старту шаттла “Дискавери”. Как сообщили в среду в НАСА, в ближайшие дни будет слито топливо из системы двигателей маневрирования на орбите, после чего будут заменены две прокладки в трубопроводе, на одном из участков которого обнаружена утечка, сообщает ИТАР-ТАСС.

21.10.2010 / 12:24   Астрономы описали симбиоз звезды и черной дыры

Астрономы предложили гипотезу, описывающую эволюцию необычной двойной системы, состоящей из странно тусклой звезды массой около 70 солнечных и черной дыры, масса которой сравнима с массой 16 Солнц. До сих пор ученые не находили систем с подобными характеристиками. Работа исследователей появилась в журнале Nature, а ее краткое описание приведено в пресс-релизе Северо-западного университета.
      Двойная система M33 X-7 была обнаружена в 2007 году, и она отличается от других подобных систем по ряду характеристик: во-первых, масса черной дыры необычно велика, во-вторых, она расположена слишком близко к звезде и, в-третьих, для своей массы звезда слишком тусклая.
      Авторы новой работы, используя компьютерное моделирование, разработали возможный сценарий эволюции системы M33 X-7. По мнению ученых, изначально эта система состояла из двух звезд, обращающихся друг вокруг друга. Масса одного светила составляла около 100 солнечных масс, а масса второго - около 30 солнечных масс. Расстояние между звездами было невелико, и более крупный компаньон, который рос быстрее, постепенно практически обволок своего "соседа". В итоге меньшая звезда "захватила" часть материи второго светила, которое, в свою очередь, схлопнулось в черную дыру. При этом расстояние между двумя объектами еще уменьшилось.
      Так как звезда из системы M33 X-7 получила материю необычным способом, свойства светила должны отличаться от свойств больших звезд, которые такими родились. Кроме того, находящаяся совсем рядом черная дыра влияет на звезду и изменяет распределение материи в ней, что сказывается на температуре и яркости светила. Наконец, звезда расположена как бы под наклоном к наблюдателю - она повернута к астрономам менее яркой экваториальной частью, пишет Lenta.ru.

21.10.2010 / 00:05   Орбита МКС скорректирована

Вечером 20 октября 2010 года проведена коррекция орбиты Международной космической станции. Манёвр был осуществлен с использованием восьми двигателей причаливания и ориентации грузового корабля "Прогресс М-07М", пристыкованного к агрегатному отсеку служебного модуля "Звезда".
      Двигатели корабля были включены в 19:41 UTC (23:41 мск) и проработали 229 секунд.
      После проведённого манёвра параметры орбиты МКС стали следующими:
      • минимальная высота над поверхностью Земли – 350,7 километра;
      • максимальная высота над поверхностью Земли – 375,7 километра;
      • период обращения – 91,54 минуты;
      • наклонение – 51,66 градуса.
      По сообщениям пресс-службы ЦУПа целями данной операции являлось формирование рабочей орбиты станции в соответствии со стратегией поддержания высоты её полёта и подготовка к стыковке с грузовым кораблём "Прогресс М-08М" и шаттлом Discovery (STS-133), старты которых намечены соответственно на 27 октября и 1 ноября с.г.

21.10.2010 / 00:05   Страны-партнеры по МКС договорились о том, как стыковать свои корабли в будущем

Страны-партнеры по проекту Международной космической станции (МКС) согласовали новый международный стандарт для стыковочных систем своих будущих космических кораблей и станций, сообщает Европейское космическое агентство (ЕКА).
      "Создание стандарта международной системы стыковки является прекрасным примером международного сотрудничества. Мы разработали общий язык для стыковочных систем, чтобы использовать те же слова в космосе, когда пойдет речь о совместной работе", - сказала директор пилотируемых космических полетов ЕКА Симонетта Ди Пиппо, слова которой приводятся в пресс-релизе агентства.
      Данный стандарт обеспечивает руководящие принципы для разработки общего интерфейса для стыковки кораблей. Он допускает диапазон совместимости механизмов для стыковки аппаратов, но не узаконивает их идентичность.
      "Стандарт стыковки сметает границы для по-настоящему глобальной деятельности по разведке космоса. Он также сделает стыковочные операции совместных космических кораблей более рутинными и устранит критические препятствия для совместных мероприятий по освоению космоса", - добавила С.Ди Пиппо.
      Разработанный стандарт международной системы стыковки опирается на наследие разработанного в России андрогинно-периферийного агрегата стыковки АПАС, использующегося для "жесткой" стыковки американских шаттлов к МКС, и на инновационные особенности "мягкого" захвата новых стыковочных систем ЕКА и Национального аэрокосмического агентства США.
      "Сегодня наше будущее в космосе более открытое, чем когда-либо. ЕКА было приобщено к разработке данного стандарта с момента создания рабочей группы и внесло свой вклад в согласование документа, определяющего стандарт интерфейса. Мы работаем много лет над созданием международного механизма системы пристыковки IBDM и готовы сделать этот механизм совместимым с новым международным стандартом стыковки", - добавила С.Ди Пиппо.
      В настоящее время российские корабли "Союз" и "Прогресс", а также европейские корабли ATV могут стыковаться только к российскому сегменту МКС, а американские шаттлы и японские корабли HTV - только к американскому сегменту, передает "Интерфакс".

21.10.2010 / 00:05   Украина примет участие в научных космических программах РФ "Фобос-Грунт" и "Спектр-РГ"

Технические средства украинского Национального центра управления и испытаний космических средств (НЦУИКС, Евпатория, АРК) будет задействованы в реализации перспективных российских научных космических программ "Фобос-Грунт" и "Спектр-РГ", передает "Интерфакс-Украина".
      Соответствующая договоренность достигнута по итогам состоявшегося на днях в Евпатории 8-го заседания подкомиссии по вопросам сотрудничества в сфере космической промышленности комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" один из участников заседания.
      "Согласно договоренности с российской стороной, в программах "Фобос-Грунт" и Спектр-РГ" будет задействован радиотехнический комплекс "Квант-Д" (один из крупнейших в мире радиотелескопов РТ-70 - ИФ) Евпаторийского центра управления и испытаний космических средств", - сказал собеседник агентства.
      "Старт научных программ, предусмотренных федеральной космической программой РФ на 2006-2015 гг., намечен уже на самое ближайшее время", - отметил он.

21.10.2010 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 21 октября 2010 г.

21 октября исполняется 50 лет (1950) со дня рождения американского астронавта Рональда Эрвина МакНэйра (Ronald Erwin McNair, Jr.). Погиб 28 января 1986 года в катастрофе шаттла Challenger

21 октября исполняется 50 лет (1950) со дня первого успешного пуска в СССР баллистической ракеты Р-2.

21 октября исполняется 25 лет (1985) со дня запуска в Китае разведывательного спутника FSW-0 No. 7.

21 октября исполняется 10 лет (2000) со дня запуска с космодрома Байконур американского телекоммуникационного спутника GE 6.

21 октября исполняется 10 лет (2000) со дня запуска с морского космодрома Sea Launch телекоммуникационного спутника Thuraya 1, принадлежащего одноименному оператору связи из ОАЭ.

20.10.2010 / 13:56   На Байконуре проводится проверка герметичности ТПК "Союз ТМА-20"

В соответствии с графиком подготовки к запуску в монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов (МИК КА) филиала "Байконур" начаты работы по проверке герметичности корабля "Союз ТМА-20" в вакуумной барокамере.
      Испытания систем и отсеков корабля на герметичность в вакуумной барокамере специалисты РКК "Энергия" проведут в период до 22 октября.
      По окончании данных испытаний начнется подготовка корабля к проведению электрических проверок.
      Работы по подготовке корабля "Союз ТМА-20" проводятся в круглосуточном режиме, включая выходные и праздничные дни, сообщает пресс-служба РКК "Энергия".

20.10.2010 / 13:50   На экзопланете найдено загадочное горячее пятно

На экзопланете Ипсилон Андромеды b обнаружено горячее пятно, природа которого неясна. Пятно с самой высокой температурой расположено не на той стороне планеты, которая постоянно обращена к звезде, а в районе терминатора - линии, отделяющей освещенную часть небесного тела от неосвещенной. Работа исследователей опубликована в журнале Astrophysical Journal, а ее краткое описание приведено в пресс-релизе Лаборатории реактивного движения (JPL) при NASA.
      Ипсилон Андромеды b, удаленная от Земли на 44 световых года, относится к классу так называемых горячих Юпитеров - планет, обращающихся совсем рядом со своей звездой, размер которых сопоставим с размером пятой планеты Солнечной системы. Ипсилон Андромеды b была открыта еще в 1996 году, и стала одной из первых найденных учеными экзопланет.
      Планета совершает один оборот вокруг своего светила за 4,6 дня и всегда повернута к звезде одной стороны. Считалось, что именно на этой стороне температура планеты максимальна. Однако наблюдения с использованием инфракрасного телескопа Spitzer показали, что это не так. Телескоп способен улавливать инфракрасное (тепловое) излучение, исходящее от небесных тел. Чем горячее объект, тем более интенсивным оно будет.
      Измерения показали, что больше всего тепла планета испускает не тогда, когда до наблюдателя доходит излучение ее освещенной стороны, а тогда, когда Ипсилон Андромеды b поворачивается к телескопу "боком". Из этих данных астрономы заключили, что в районе "сумеречной зоны" планеты есть участок, температура которого превышает температуру освещенной части.
      Астрономы выдвинули несколько гипотез, объясняющих, как могло сформироваться такое тепловое пятно. По одной версии, вещество, из которого состоит планета, нагревается из-за того, что дующие на ней со сверхзвуковой скоростью ветра, "взбивают" его и разогревают. Однако этот вариант, как и все прочие, требуют дополнительной экспериментальной проверки, пишет Lenta.ru.

20.10.2010 / 00:15   Любители контрафакта решили подзаработать: лже-сайты по космической тематике пытаются получить неправедные деньги, нарушая уголовное законодательство

Пресс-служба Роскосмоса распространила заявление следующего содержания:
      "У Федерального космического агентства появился неожиданный в кавычках помощник в виде непрофессионально сделанного сайта, зарегистрированного в домене «http://www.roscosmoc.ru/».
      Существует он недавно, однако все это время с завидным упорством копирует материалы сайта Федерального космического агентства, невзирая на предупреждение о том, что «Полное или частичное использование материалов, публикуемых от имени Роскосмоса, возможно только с обязательной ссылкой на сайт (пресс-службу) Роскосмоса». Как видим, нарушается уголовное законодательство, что требует принятия соответствующих мер.
      Отличается очередной фальш-сайт от интернет-ресурса Роскосмоса единственной буквой. Правильно: http://www.roscosmos.ru/, у контрафактников : («http://www.roscosmoc.ru/»).
      Любители чужой интеллектуальной собственности не прочь заработать на незаконном использовании символики Федерального космического агентства - «РОСКОСМОС», плюс к этому в своих корыстных интересах размещают на этом сайте и государственную символику, а именно: Государственный Флаг и Герб России, что противоречит российскому законодательству.
      Помимо этого, учредители лже-космического интернет-ресурса предлагают информацию по ведомственным наградам, которая обычно публикуется лишь на официальном сайте Федерального космического агентства. Скромная надпись в нижнем углу главной страницы пиратского сайта - «Copyright © 2009 Starsname.com. Designed by Space-Earth» - адрес, свидетельствующий о принадлежности к интеллектуальному «пиратству».
      Поход за информацией по «Space-Earth» приводит на страницу – «Звездный Каталог России» - некоей компании «работающей в космической индустрии», которая занимается: «космическим туризмом», «обучением и подготовкой космических специалистов» и даже «продажей товаров космической индустрии». Последнее вызывает искреннее удивление, так как граничит с криминальным бизнесом, лицензии на космическую деятельность эта организация не имеет! Кстати, по ряду источников доменное имя названного сайта зарегистрировано на лицо, проживающее за пределами Российской Федерации – в Украине.
      Представители лже-космического сайта предлагают к продаже российские скафандры, за которыми охотятся профессионалы экономического шпионажа многих стран мира, стремящихся заполучить космические технологии: «Соколы» по цене от 200 до 250 тыс. у.е., «Орланы» - еще дороже! Для заказа скафандра предлагается приехать в офисы, расположенные якобы в ряде городов России, Украины, Казахстана, в том числе и в центре Москвы, в здании Всероссийского научно-исследовательского института сертификации. Сомнительно, чтобы столь уважаемая организация имела касательство к продаже космических скафандров.
      Торговля российскими космическими технологиями, как выясняется, лишь малая часть «бизнеса» от «Space-Earth». Вернее, даже мелкая. Компания громко назвалась «Космос-Земля». Этот космос (пустоту) – она и продает. За символическую плату предлагают… именную звезду в северном полушарии «видимую невооруженным глазом, вне зон засветки, например, за городом».
      Предлагаются этой компанией и ВИП-услуги: «По желанию заказчика сертификаты вручаются лично космонавтами России». Но космонавты - люди государственные и никак не причастны к подобным сделкам, граничащим с криминалом.
      Невольно хочется задать вопрос: в «Space-Earth» что-нибудь слышали о космическом праве в общем, и о Договоре по космосу, в частности, которыми на межгосударственном уровне определены правила и запреты по коммерциализации космического пространства?
      Федеральное космическое агентство еще год назад давало комментарии по данному поводу после появления сайта с похожим названием, где также было различие на одну букву: http://www.roskocmoc.ru/
      «Компания, осуществляющая деятельность Интернет-проекта «Звездный Каталог России» и занимающаяся «торговлей» участков на Луне, Марсе, Венере, Меркурии, присвоением имён звёздам и другим небесным телам, а также их продажей, никакого отношения к Федеральному космическому агентству не имеет».
      Теперь приходится вновь возвращаться к вопросу нарушения авторских прав в сети Интернет. К сожалению, в своей деятельности руководство подобных сайтов манипулирует атрибутами, логотипами и названиями, которые практически не отличаются от атрибутов и названий государственных органов, что в любой стране мира преследуется по закону".

20.10.2010 / 00:05   Петербургские школьники «полетели» на Луну

Старт музейно-педагогической программе для школьников «Большое космическое путешествие» был дан во вторник в Санкт-Петербурге в Музее космонавтики и ракетной техники имени академика В. П. Глушко. Там начали музейно-педагогическую программу «Большое космическое путешествие», приуроченную к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина.
      Как сообщили «БалтИнфо» в музее, программа состоит из четырех этапов-экспедиций. Первый этап «Полет на Луну» начался сегодня, а завершится 21 ноября. В старте первой экспедиции приняли участие 100 петербургских школьников. «Полет на Луну» посвящен 40-летию начала работы «Лунохода-1».

20.10.2010 / 00:05   В Екатеринбурге к апрелю 2011г появится памятник космонавтам

Памятник космонавтам появится в Екатеринбурге к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина, сообщает департамент информационной политики губернатора Свердловской области, передает "Интерфакс-Урал".
      В качестве места для установки памятника рассматриваются аллея по улице Ленина, площадь перед Суворовским училищем и площадка за оперным театром. Разработкой проекта памятника занимается дизайнерское ателье Уральской архитектурной академии, сейчас уже создано несколько эскизов монумента.
      Финансирование строительства будет осуществляться за счет средств промышленных предприятий области, производящих продукцию для ракетно-космической отрасли, говорится в пресс-релизе.

20.10.2010 / 00:05   В Феодосии увековечили память о Ю.Гагарине

19 октября состоялось открытие мемориальной доски первому космонавту планеты Земля Юрию Гагарину на здании Феодосийской Финансово-экономической академии (Адмиральский бульвар, 34), сообщает портал "Вся Кафа".
      Поводом для открытия доски на здании академии послужил исторический факт – именно в этом здании в середине прошлого века размещалось крупное военно-испытательное подразделение летно-испытательного центра. В то время в Феодосии проходили тренировки многие советские космонавты. С 1963 по 1967 года отряд космонавтов возглавил первый космонавт бывшего Советского Союза Юрий Гагарин. Он много раз бывал в Феодосии в летном испытательном центре, занимался здесь исследовательской работой. В начале 60-х группа летно-инженерного состава центра принимала участие в подготовке и обеспечении полета в космос Гагарина.
      Кроме того, установка мемориальной доски приурочена к 50-летию со дня осуществления первого полета человека в космос, которое будет широко отмечаться 12 апреля будущего года.
      Право открыть мемориальную доску предоставили городскому голове Александру Бартеневу.
      Выступили: ректор академии Людмила Борщ, заместитель начальника центра – старший летчик испытатель, полковник Игорь Головещенко. Василий Емельяненко – прапорщик, бывший работник 4-го отдела по спасению летчиков и обеспечению безопасности полетов Летно-испытательного центра, который в то время по долгу службы встречался с Юрием Гагариным.
      Автор проекта мемориальной доски Юрию Гагарину известный феодосийский скульптор Валерий Замеховский. На фоне ракеты, устремленной в бескрайнее небо, портрет-барельеф Гагарина и памятная надпись, цитирующая слова первого космонавта: «Облетев всю Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!».

20.10.2010 / 00:05   Американские спутники выведены на заданные орбиты

Космические аппараты Globalstar-2 выведены на заданную орбиту, сообщает пресс-служба Роскосмоса. 19 октября 2010 года в 18:49 UTC (22:49 мск) от разгонного блока "Фрегат" были отделены аппараты Globalstar-2-5 (37192 / 2010-054E) и Globalstar-2-6 (37193 / 2010-054F), а в 18:51 UTC (22:51 мск) от разгонника отделились спутники Globalstar-2-1 (37188 / 2010-054A), Globalstar-2-2 (37189 / 2010-054B), Globalstar-2-3 (37190 / 2010-054C) и Globalstar-2-4 (37191 / 2010-054D).
      КА типа Globastar-2 принадлежат одноименному оператору связи из США. А изготовила их итальянская компания Thales Alenia Space. Масса каждого из аппаратов около 700 кг.

20.10.2010 / 00:05   Шон О'Киф возвращается на работу в EADS

Бывший директор NASA Шон О'Киф (ean O'Keefe), получивший два с половиной месяца назад ранения в аварии небольшого самолета, возвращается на работу в североамериканское отделение европейского концерна EADS. Об этом сообщило агентство Reuters.

20.10.2010 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 20 октября 2010 г.

20 октября исполняется 65 лет (1945) со дня рождения летчика Владимира Ивановича Козлова. В 1970-1973 гг. проходил подготовку к полетам в космос в отряде советских космонавтов.

20 октября исполняется 40 лет (1970) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) космического корабля "Зонд-8" ("Союз 7К-Л1" № 14). Совершен облет Луны и возвращение на Землю.

20 октября исполняется 15 лет (1995) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по программе STS-75 корабля многоразового использования Columbia с астронавтами Кеннетем Боверсоксом (Kenneth Bowersox), Катериной Коулмэн (Catherine Coleman), Майклом Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria), Джо Лесли (Joe Leslie), Кентом Роминджером (Kent Rominger), Альбертом Сакко (Albert Sacco) и Катрин Торнтон (Kathryn Thornton) на борту.

20 октября исполняется 10 лет (2000) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) военного спутника связи USA-153 (DSCS III B-11).

19.10.2010 / 21:25   РБ "Фрегат" с шесть спутниками отделился от третьей ступени носителя

19 октября 2010 года в 17:20 UTC (21:20 мск) разгонный блок "Фрегат" с шестью американскими телекоммуникационными спутниками типа Globalstar-2 успешно отделился от последней ступени носителя и продолжает выведение космических аппаратов на заданные орбиты.

19.10.2010 / 21:12   С Байконура стартовала РН "Союз-2-1А" с шестью американскими спутниками

19 октября 2010 года в 17:10:59 UTC (21:10:59 мск) с ПУ № 6 площадки № 31 космодрома Байконур стартовыми расчетами предприятий Роскосмоса выполнен пуск ракеты-носителя "Союз-2-1А" с разгонным блоком "Фрегат" и шестью американскими телекоммуникационными спутниками типа Globalstar-2 на борту.

19.10.2010 / 12:15   На космодроме начались испытания канадско-американского космического аппарата МСВ-1

На Байконуре начались испытания канадско-американского космического аппарата МСВ-1 (MSV 1).
      Вчера в полдень на космодром Байконур был доставлен космический аппарат МСВ-1 (MSV 1). Сегодня в монтажно-испытательном корпусе площадки 92А-50 космодрома иностранные специалисты при поддержке расчетов Центра имени М.Хруничева провели выгрузку КА из контейнера и установку его в стенд в чистовой камере монтажного корпуса. Иностранные специалисты приступили к автономной подготовке космического аппарата.
      Запуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и канадским телекоммуникационным космическим аппаратом MSV 1 запланирован на 14 ноября, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

19.10.2010 / 12:15   На Байконуре начались работы пускового дня с ракетой «Союз-2» с кластером космических аппаратов «Глобалстар»

На космодроме Байконур начались работы пускового дня с ракетой космического назначения «Союз-2-1А» с разгонным блоком «Фрегат» и шестью КА «Глобалстар-2» (Globalstar2).
      В 10.45 мск на стартовом комплексе площадки 31 космодрома прошло построение расчета испытаний разгонного блока, после чего специалисты приступили к его финальным поверкам.
      На 13.30 мск запланировано общее построение расчетов запуска, а к 14.00 мск специалисты космодрома должны будут занять свои места и приступить к работе.
      В 17.15 мск начнет свою работу Государственная комиссия, на которой будут поведены итоги подготовки к пуску и принято решение о проведении заправки ракеты.
      Пуск ракеты космического назначения «Союз-2-1А» с разгонным блоком «Фрегат» и шестью КА Globalstar2 намечается выполнить в 21.10.59 мск 19 октября 2010 года, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

19.10.2010 / 12:15   «Прогресс М-08М» заправили компонентами топлива

На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску по программе полетов к Международной космической станции транспортного грузового корабля «Прогресс М-08М».
      Как сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный", в воскресенье, 17 октября, грузовой корабль был перевезен из монтажно-испытательного корпуса площадки 254 космодрома на заправочную станцию площадки 31. Здесь 17 и 18 октября прошла заправка двигательной установки корабля компонентами топлива и сжатыми газами.
      Сегодня в течение ночи «Прогресс М-08М» был возвращен в монтажно-испытательный корпус площадки 254 космодрома. Проводится установка грузового корабля в стенд для продолжения испытаний.
      Пуск ракеты космического назначения «Союз-У» с грузовым транспортным кораблем «Прогресс М-08М» запланирован на 19.11 мск 27 октября.

19.10.2010 / 10:51   На шаттле "Дискавери" обнаружена утечка топлива

Специалисты НАСА обнаружили утечку топлива из трубопровода на шаттле Дискавери, в настоящее время они ликвидируют неисправность, сообщает во вторник космический центр НАСА имени Кеннеди.
      "Небольшая утечка была обнаружена в топливопроводе шаттла, предназначенном для питания двигателей системы орбитального маневрирования. Утечка была найдена на фланце, соединяющем две топливные линии в кормовой части корабля", - говорится в сообщении.
      Поврежденный трубопровод предназначен для перекачки монометил гидразина - одного из компонентов для двигателей ориентации, расположенных у хвоста шаттла, чуть выше трех главных двигателей.
      Инженеры и техники в настоящее время обследуют дефект. Пока возможные сроки его ликвидации позволяют НАСА уложиться в график, и перенос запуска, запланированного на 1 ноября, не планируется, передает РИА "Новости".

19.10.2010 / 10:26   О предстоящей коррекции орбиты МКС

В соответствии с программой баллистического обеспечения полёта Международной космической станции на 20 октября 2010 года запланирована коррекция её орбиты, сообщает пресс-служба ЦУПа.
      Манёвр будет проводиться с использованием восьми двигателей причаливания и ориентации грузового корабля «Прогресс М-07М», пристыкованного к агрегатному отсеку служебного модуля «Звезда».
      По данным баллистической службы Центра управления полётами двигатели будут включены в 23 часа 41 минуту (19:41 GMT) и проработают 228,7 секунды. В результате МКС получит дополнительный импульс в 0,5 метра в секунду. Средняя высота её орбиты увеличится на 0,9 километра и составит 353,3 километра.
      Целями данной операции являются формирование рабочей орбиты станции в соответствии со стратегией поддержания высоты её полёта и подготовка к стыковке с грузовым кораблём «Прогресс М-08М» и шаттлом «Дискавери» STS-133, старты которых намечены соответственно на 27 октября и 1 ноября с.г.

19.10.2010 / 08:37   Россия планирует после 2015 года создать на Луне посадочную базу для автоматических космических аппаратов

Генеральный директор Научно-производственного объединения им. Лавочкина Виктор Хартов говорит о планах России после 2015 года создать на Луне посадочную базу для автоматических космических аппаратов. По его словам, НПО собирается запустить проект "Луна-Ресурс - 2", включающий в себя посадочную платформу, луноход с большим радиусом действия, взлетную ракету с Луны и средства хранения образцов лунного грунта, представляющих научный интерес.
      Хартов добавил, что данный проект является третьим мероприятием российской программы по освоению Луны в XXI веке (первые два - "Луна - Глоб" и "Луна - Ресурс").
      Он уточнил, что в рамках данного мероприятия стоит задача доставки лунохода на поверхность Луны, далее с помощью ракеты необходимо вернуть образцы материалов на Землю.
      В ходе реализации программы на первом этапе в 2013 году руководство НПО собирается отправить аппарат "Луна-Глоб", чтобы провести исследования Луны с орбиты ее искусственного спутника, а также выполнить эксперименты на ее поверхности.
      Между тем индийские коллеги собираются поучаствовать во втором этапе реализации проекта, пообещав изготовить и предоставить российской стороне орбитальный аппарат Чандраян-2, мини-луноход, ракету-носитель для запуска. В свою очередь, Россия разрабатывает посадочный аппарат, на котором будет размещен комплекс научной аппаратуры и индийский мини-луноход, пишет Cyber Security.

19.10.2010 / 00:05   Американский спутник связи доставлен на Байконур

Пусковая кампания по подготовке к очередному, десятому в 2010 году, пуску ракеты-носителя «Протон» стартовала на Байконуре после прибытия на космодром американского космического аппарата связи MSV-1 (коммерческое название спутника - SkyTerra 1/ «Скай Терра-1» ). Новая «пусковая» началась всего через три дня после предыдущего старта ракеты–носителя «Протон» с коммерческим спутником Sirius XM-5.
      На Байконур космический аппарат доставил грузовой самолет АН-124 авиакомпании «Полет», который приземлился сегодня на аэродром «Юбилейный».
      Запуск ракеты-носителя «Протон-М», оснащенной разгонным блоком «Бриз-М», со спутником MSV-1 запланирован на середину ноября.
      Космический аппарат MSV-1 изготовлен компанией Boeing по заказу североамериканского оператора спутниковой связи LightSquared, который предоставляет услуги связи на территории Америки, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

19.10.2010 / 00:05   Правительство Казахстана приняло программу космического развития

Правителсьтво Казахстианв в понедельник приняло программу развития космической отрасли, сообщает ИА "Новости-Казахстан".
      Программой, в частности, предусмотрено довести объем валовой добавленной стоимости в космической отрасли до 85 миллиарда тенге, уровень потребительской удовлетворенности населеня в спутниковой связи довести до 80%, в высокоскоростной суптниковой навигации - до 30%, уточнил заместитель председателя Национального космического агентства Республики Казахстан Мейрбек Молдабеков, представлявший программу на заседании правительства.
      Он напомнил, что Казахстаном в настощяее время реализуется ряд крупных космических проекта - создание ситемы аппаратов KazSat -2 и KazSat-3, а также создание системы дистанционного зондирования Земли, строительство на космодроме «Байконур» рактено-космического комплекса «Байтерек» и другие.
      Вице-министр отметил, одной из главных задач в программе обозначены вопросы подготовки кадров, а также создание нормативно-правовой и технической базы для развития космической отрали.

19.10.2010 / 00:05   Российский мультик о Белке и Стрелке стал хитом европейского проката

Российский мультфильм "Белка и стрелка" стал первой российской картиной, собравшей в европейском прокате свыше 1 миллиона долларов. Об этом со ссылкой на "Кинобизнес сегодня" сообщает РИА Новости.
      Основная доля сборов пришлась на польский прокат, где картина заработала 1 миллион 72 тысячи долларов. В первый уикенд отечественный 3D мультфильм возглавил прокат этой страны, обойдя "Обитель зла 4" с Милой Йовович в главной роли. Помимо Польши фильм шел в Литве, Латвии и Эстонии, однако там его суммарные сборы составили около 40 тысяч долларов.
      В центре сюжета мультфильма - история цирковой собаки Белки и бродячей Стрелки, которые случайно попадают в отряд собак-космонавтов. Животные проходят сложные тренировки и отправляются в космос.

19.10.2010 / 00:05   У Сербии появится собственное космическое агентство

На прошедшей в конце сентября в Кливленде конференции Конгресса сербского объединения заместитель председателя Торговой палаты Сербии доктор Веселин Секлоча заявил, что у Сербии в скором времени появится собственное космическое агентство,- пишет Mondo.
      В качестве первого почетного руководителя агентства был предложен доктор Славолюб Вуйич, - космический инжинер, один из разработчиков корабля "Апполон 11", при помощи которого американцы высадились на Луну.
      Вуйич подтвердил в интервью изданию "Новости", что получил предложение от Секлоча и добавил, что пришло время, чтобы и сербы полетели в космос.

19.10.2010 / 00:05   Немецкие ученые обещают создать самую подробную трехмерную карту земной поверхности к 2014 году

Германский аэрокосмический центр (DLR) работает над созданием 3D-карты Земли с предельной детализацией. Проект должен быть готов в 2014 году, сообщает МЕМБРАНА.ру со ссылкой на британскую телерадиокорпорацию BBC.
      Для этого DLR на днях сблизил два своих спутника на необычайно малое расстояние - 350 метров друг от друга. В дальнейшем расстояние сократится еще сильнее – до 200 метров.
      Такой режим полета двух почти идентичных спутников даст им "стереоскопическое" зрение: аппараты смогут не только снимать в объеме земной рельеф, но отслеживать океанские течения и выполнять другие измерения. Благодаря такому трюку, они должны провести самую подробную трехмерную съемку земной поверхности.
      Немецкие специалисты рассчитывают к рождеству закончить последние коррекции и проверки систем, после чего начнется съемка.
      Первый из двух спутников - TerraSAR-X - был запущен на полярную орбиту высотой 514 километров в июне 2007 года. Его главный инструмент - радар с несколькими режимами работы. Аппарат длиной 4,88 метра и весом 1,23 тонны все эти годы исправно выполнял съемку в интересах науки, но самое "вкусное" для него создатели приберегли на нынешнее время.
      В июне 2010 года в космос отправился близнец первого спутника - TanDEM-X. Его орбита предельно близка к орбите TerraSAR-X. Причем дорожки эти еще и переплетаются гигантской косичкой. Так сделано для предотвращения столкновения.
      На сегодняшний день самую точной картиной рельефа Земли является топографическая съемка с борта американского шаттла, выполненная в 2000 году . Тогда для формирования радара-интерферометра (InSAR) использовалось две антенны: одна в грузовом отсеке челнока, а вторая - на конце выдвижной 60-метровой мачты, пишет NEWru.com.

19.10.2010 / 00:05   Российские космические аппараты будут исследовать магнитное поле Земли

Россия в 2014 году приступит к созданию орбитальной группировки из четырех космических аппаратов /КА/ для исследования магнитного поля Земли. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил директор Института космических исследований /ИКИ/ РАН академик Лев Зелёный.
      По его словам, "внесенный в Федеральную космическую программу на 2006-2015 г.г. проект "Резонанс", в котором примут участие и европейские ученые, предусматривает создание в околоземном пространстве системы из четырех космических аппаратов".
      Четыре спутника, исследующие внутреннюю магнитосферу Земли, будут летать двумя парами. Космические аппараты со сроком активного существования 5 лет запустят на так называемые магнито-синхронные орбиты, позволяющие проводить долговременные изменения магнитного поля. Полет по таким траекториям будет проводиться впервые, отметил ранее Зеленый.
      Спутниковая группировка необходима, поскольку одиночный КА не в состоянии решить те научные задачи, которые встали в настоящий момент перед учеными, пояснил академик. По его словам, "уже понятно, что в космосе, где все течет, движется, меняется, измерения на одном спутнике малопродуктивны".
      Спутниковая группировка, которую создадут на орбите в рамках проекта "Резонанс", будет предназначена для проведения исследований внутренней магнитосферы Земли, которую ученые называют "кухней космической погоды". Именно в этой области протекают некоторые фундаментальные процессы /например, взаимодействие холодной и горячей плазмы/, влияющие на магнитное поле нашей планеты. Перед ИКИ стоит важная задача: изучение огибающего Землю на высотах 10-60 тыс км кольцевого тока, чьи изменения влекут за собой магнитные бури.
      "Резонанс" придет на смену отлично выполнившей свои задачи системе "Интербол", которая также включала в себя четыре спутника и функционировала на орбите в 1995-2001 г.г.

19.10.2010 / 00:05   Разработчики китайского лунного аппарата будут опираться на российский опыт - НПО им. Лавочкина

Разработчики китайского "лунохода", вероятно, будут опираться на международный опыт, в том числе накопленный советской и российской лунными программами. Такое мнение высказал в интервью ИТАР-ТАСС генеральный директор - генеральный конструктор Научно- производственного объединения /НПО/ им.Лавочкина Виктор Хартов.
      Заметив, что "общий вид аппаратов данного типа у всех современных разработчиков из разных стран примерно одинаковый", он сказал: "Материалы по луноходам, а также по российским миссиям с возвращением лунного грунта в настоящее время достаточно подробно освещены в печатных изданиях, а также в интернет-ресурсах. И можно предположить, что определенная часть этих материалов изучается при разработке /китайского "лунохода" - прим. ИТАР-ТАСС/". "Вместе с тем, оценить степень преемственности советских лунных программ при разработке китайского "лунохода" достаточно сложно, ведь мы в деталях не осведомлены о его конструкции", - добавил Хартов.
      В настоящее время "действующих контрактов и совместных работ по лунной программе" у НПО с партнерами из КНР нет, сообщил Хартов. Вместе с тем, в рамках российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области космоса проходят регулярные встречи совместной рабочей группы по тематике "Изучение Луны и дальнего космоса".

19.10.2010 / 00:05   iPhone 4 слетал в стратосферу

Смартфон iPhone 4, разработанный корпорацией Apple, запустили в верхние слои стратосферы - почти в космос. Такой необычный эксперимент ради уникальных кадров провели кинематографист Люк Гейссбюлер и его 7-летний сын Макс из американского города Ньюберг (штат Нью-Йорк), сообщают "Вести.ру".
      Семья из Бруклина поместила смартфон, оснащенный, напомним, качественной фото-видео камерой, в специальный защитный контейнер. Туда же поместили GPS-устройство с передатчиком, чтобы отследить место падения. Получившуюся конструкцию привязали к метеорологическому зонду, который уже через час после запуска поднялся на высоту около 30 км над поверхностью земли.
      Из-за низкого давления наполненный гелием зонд, достигнув предельной высоты, раздулся и лопнул, а смартфон, не прекращая съемку, благополучно приземлился на парашюте. Батарея достигла критически низкого уровня, когда смартфон отключает камеру, лишь за 2 минуты до "посадки". Техноблог Mashable пишет, что "умный" телефон удалось найти примерно в 50 км от места запуска благодаря встроенному GPS-навигатору. Видео и отдельные кадры из него Гейссбюлер опубликовал на своем сайте.

19.10.2010 / 00:05   На месте приземления Гагарина откроют галерею космонавтики

В понедельник на совещании у и.о. зампреда облправительства Алексее Данилове обсуждалась подготовка к празднованию 50-летия полета первого человека в космос, пишет "Версия-Саратов".
      2011 год объявлен президентом Годом российской космонавтики. В оргкомитет по подготовке празднований, который возглавил премьер-министр Владимир Путин, вошел и губернатор Саратовской области Павел Ипатов, в свою очередь возглавивший региональный оргкомитет. Об этом рассказал министр культуры Владимир Синюков.
      Министр, по его выражению, «прошелся по конфигурации празднования». Основные мероприятия запланированы на первую декаду апреля. 11 апреля состоится праздничный концерт в театре оперы и балета и встреча губернатора с летчиками-космонавтами, 12 апреля — традиционный митинг у памятника Гагарину в Саратове и на месте его приземления а в Энгельсском районе.
      Главным событием праздника станет открытие галереи космонавтики на месте приземления Гагарина, которая «будет включать плиты с барельефами образов членов первого отряда космонавтов и другие художественные вещи». Конкурс на архитектурно-дизайнерское решение галереи был объявлен 30 сентября, а уже 22 ноября станет известен победитель. Лучший проект определит конкурсная комиссия, которую возглавляет зампред облправительства Дмитрий Федотов.
      Как отметил министр, реконструкция мемориального комплекса не завершится открытием галереи в 2011 году и будет продолжена в течение трех лет. Ведутся переговоры с руководством Роскосмоса по передаче образцов космического оборудования, которые войдут в экспозицию мемориального комплекса. Предположительно, Роскосмос предоставит области космический спускаемый аппарат и скафандр.
      Праздничный концерт на День космонавтики запланирован в «федеральном формате». Губернатор Ипатов направил приглашения композитору Александре Пахмутовой и ее супругу Николаю Добронравову принять участие в юбилейный торжествах. «Мы рассчитываем на положительный ответ», - отметил Владимир Синюков.
      Созданием сувенирной продукции на 50-летие первого полета человека в космос поручено заниматься управлению делами правительства области.
      Проект программы празднований не является окончательным и открыт для обсуждения. «Особенно креативных идей мы пока не видим. Мы готовы к любым идеям», - подчеркнул Владимир Синюков.

19.10.2010 / 00:05   Изменен график полета "Индевора"

NASA официально внесло изменения в график полета корабля многоразового использования Endeavour по программе STS-134 (старт запланирован на 26 февраля 2011 года). Теперь полет продлится на два дня дольше (12+1), а астронавтам предстоит совершить четыре, а не три, как планировалось ранее, выхода в открытый космос, сообщает NASASpaceFlight.
      Основной задачей Endeavour является доставка на борт Международной космической станции магнитного альфа-спектрометра AMS-02 (Alpha Magnetic Spectrometer-02).

19.10.2010 / 00:05   Японские специалисты приступили к модернизации РН Н-2А

Специалисты японской компании Mitsubishi Heavy Industries Ltd. приступили к модернизации ракеты-носителя Н-2А. Первые сообщения об этом были сделаны в ходе проходившего в конце сентября в Праге 61-го Международного астронавтического конгресса. Основная задача, которую предполагается решить в ходе модернизации, - создать такой вариант носителя, который позволил бы Японии выйти на рынок коммерческих запусков. Стоимость запланированных доработок ракеты оценивается в 200 миллионов долларов. Модернизацию Н-2А предполагается завершить в середине 2010-х годов, сообщает SpaceFlightNow.

19.10.2010 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 19 октября 2010 г.

19 октября исполняется 110 лет (1900) со дня рождения Владимира Андреевича Витки, зам. главного конструктора и начальника конструкторского бюро ОКБ-456 (НПО ЭНЕРГОМАШ) в 1946-1961 гг.

19 октября исполняется 45 лет (1965) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) военного спутника "Космос-93" (ДС-У2-В № 2).

19 октября исполняется 15 лет (1995) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане телекоммуникационного спутника Astra 1E.

19 октября исполняется 5 лет (2005) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника USA-186 (NRO L-20).

18.10.2010 / 20:12   Российские космонавты приняли участие в переписи населения

Сегодня в ходе сеанса спецсвязи Центра управления полетами с Международной космической станцией (МКС) во Всероссийской переписи населения приняли участие российские космонавты.
      Переписчики задали вопросы по аудиосвязи двум космонавтам – Олегу Скрипочке и Александру Карели, спросили их национальность, дату рождения, образование, источники дохода, узнали, состоят ли они в браке. Третьего космонавта – Федора Юрчихина – переписали по видеосвязи, пишет "Газета.ру".

18.10.2010 / 16:38   Принято решение о заправке корабля "Прогресс М-08М" топливом

Продолжается подготовка транспортного грузового космического корабля "Прогресс М-08М" к пуску по программе Международной космической станции.
      Как сообщает пресс-служба РКК "Энергия". 17 октября состоялось заседание Технического руководства, на котором принято решение о заправке корабля "Прогресс М-08М" компонентами ракетного топлива и сжатыми газами.

18.10.2010 / 16:38   NASA купило будущие научные данные у участников лунной гонки

Американское космическое агентство (NASA) заключило контракты с шестью участниками соревнований Google Lunar X-Prize, выделив каждой команде как минимум по 10 тысяч долларов. Со своей стороны, участники обязались продать NASA научные данные, полученные созданными ими аппаратами на поверхности Луны. Об этом сообщает портал Space.com.
      Участники соревнований должны до 2012 года отправить к Луне зонд, используя только собственное финансирование (доля государственных средств не может превышать 25 процентов, до недавнего времени эта цифра составляла 10 процентов). По условиям конкурса, зонд должен проехать по поверхности спутника 500 метров и передать на Землю фото- и видеоматериалы хорошего разрешения. Создатели зонда, который первым выполнит эту задачу, получат 20 миллионов долларов США. Общий призовой фонд конкурса составляет 30 миллионов долларов. В настоящее время для участия в лунной гонке официально зарегистрировались 22 команды.
      В общей сложности NASA готово заплатить одной из команд за собранные ее аппаратом данные до 10 миллионов долларов. Всего на контракты с участниками проекта Google Lunar X-Prize Американское космическое агентство планирует выделить до 30,1 миллиона долларов в течение пяти лет, пишет Lenta.ru.

18.10.2010 / 16:38   Придуман новый способ взвешивать звезды

Американский ученый предложил новую методику определения массы звезды, у которой есть планета со спутником. Методика основана на использовании законов Кеплера, описывающих движение планет. Статья исследователя опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а коротко суть работы изложена в пресс-релизе Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра.
      Астроном предложил вычислять массу звезд, по диску которых проходят их планеты со спутниками (такое прохождение называют транзитом). Планета и спутник, если он достаточно крупный, закрывают от наблюдателя часть света звезды. Анализируя, насколько сильно планета блокирует излучение, ученые могут вычислить ее характеристики (например, размер), однако для максимально точного их определения исследователям необходимо точно знать размер звезды. Обычно астрономы определяют его, ориентируясь на предсказания различных моделей.
      Автор новой работы предложил способ определять характеристики звезды по результатам непосредственных наблюдений за прохождением планеты по диску звезды. Собрав и проанализировав эти данные, астрономы узнают орбитальные периоды планеты и ее спутника, высоты их орбит относительно размеров звезды, а также их размеры относительно размеров светила.
      Подставляя эти данные в уравнение третьего закона Кеплера, ученые могут узнать плотность звезды и планеты. Соотнеся это значение со скоростью, с которой звезда совершает колебания под воздействием гравитации планеты, можно вычислить массу звезды.
      Пока метод не применялся на практике, так как астрономы еще не обнаружили ни одной звезды, по диску которой проходили бы и планета и спутник (всего ученые нашли около 90 звезд, по диску которых проходят планеты). Астрономы рассчитывают, что искать спутники у экзопланет сможет телескоп "Кеплер", запущенный в 2008 году, пишет Lenta.ru.

18.10.2010 / 08:18   Федор Юрчихин станет первым космонавтом, дважды «переписанным» на орбите

Россиянин Федор Юрчихин, находящийся в данный момент на борту МКС, станет первым космонавтом, дважды принявшим участие во Всероссийской переписи населения, передает ИТАР-ТАСС.
      В октябре 2002 года Юрчихин прилетел на МКС с краткой миссией посещения в составе экипажа шаттла и «был переписан» до возвращения на Землю.
      Всего из экипажа МКС-25 трое россиян сегодня примут участие в переписи.
      «Сначала специалисты Росстата пообщаются с Александром Калери, Олегом Скрипочкой и Федором Юрчихиным по телефону, а затем ряд вопросов космонавтам зададут во время открытого телесеанса в присутствии журналистов», - сообщили в подмосковном Центре управления полетами.

18.10.2010 / 08:18   Индия намерена отправить собственную экспедицию на Марс в 2030 году

Индия намерена отправить собственную экспедицию на Марс в 2030 году, заявил в воскресенье бывший президент Индии А. П. Дж. Абдул Калам, пишет Press Trust of India.
      Аналогичное заявление Калам уже делал в 2001 году, когда являлся главным советником правительства Индии в ранге министра, ответственного за научно-техническое развитие в стратегической, экономической и социальной областях, напоминает "Газета.ру".

17.10.2010 / 00:05   На околоземной орбите отслеживается 15839 объектов

Как сообщается в в ежеквартальном отчете Отдела NASA по слежению за искусственными космическими объектами (NASA Orbital Debris Program Office), по состоянию на 30 сентября 2010 года число объектов искусственного происхождения на околоземной орбите, отслеживаемых средствами контроля космического пространства, возросло на 289 единиц, с 15550 до 15839 штук.
      В число этих объектов входят 3349 (+ 16) космических аппаратов (функционирующие и "мертвые"), 12490 (+ 273) - ступени ракет-носителей и прочие обломки.
      По-прежнему "лидирует" Россия и страны СНГ - 6006 (+ 173). Из них, 1406 (+ 4) - спутники, а 4600 (+ 169) - фрагменты РН и прочий "мусор". Самый существенный "вклад" в увеличение числа российских обломков внес разгонный блок "Бриз-М" (35698 / 2009-042С), с помощью которого в космос был доставлен телекоммуникационный спутник Asiasat-5. 21 июня нынешнего года блок "коснулся" верних слоев земной атмосферы, после чего распался на 85 фрагментов, которые были зафиксированы Стратегическим командованием США и занесены в каталог. Также были обнаружены новые обломки спутника связи "Космос-2251", который в феврале 2009 года столкнулся с американским Iridium-33.
      За США "числятся" 4825 (+ 1) объектов. В том числе 1124 (- 1) спутника и 3701 (+ 2) ступеней и фрагментов. Как видно из этих цифр, у американцев без изменений.
      У Китая 3493 (+ 105) объекта: 98 (+ 10) спутников и 3395 (+ 95) объектов иного происхождение. Стратегическое командование США продолжает находить на околоземной орбите все новые и новые обломки метеоспутника Fengyun-1C, уничтоженного в январе 2007 года в результате испытания противоспутникового оружия.
      Четвертое место в рейтинге занимает Франция - 475 объектов (+ 3).
      У японцев 189 (- 1) объектов - 113 (- 2) спутников и 76 (+ ) фрагментов.
      За индийцами 174 (+ 4) объекта.
      "Показатели" Европейского космического агентства: 39 (без изменений) спутников, 44 (без изменений) обломка.
      Всем остальным странам "принадлежат" 594 (+ 4) объекта (479 + 115).

17.10.2010 / 00:05   Американские астронавты готовятся к запуску шаттла "Дискавери"

Экипаж американского космического корабля "Дискавери" провел на космодроме на мысе Канаверал тренировки по отработке действий при запуске корабля. Как сообщили в НАСА, астронавты в пятницу (в ночь на субботу по московскому времени) прошли весь цикл действий, которые предшествуют старту, сообщает ИТАР-ТАСС.
      В состав экипажа "Дискавери" входят шесть человек - командир корабля Стив Линдси, пилот Эрик Бо, а также Эл Дрю, Тим Копра, Мак Баррат и Николь Скотт. В пятницу они проснулись утром в то время, которое запланировано для пробуждения в день старта, позавтракали и прослушали сообщения о погоде на мысе Канаверал и тех посадочных площадках, куда в случае непредвиденной ситуации во время взлета шаттл может совершить аварийную посадку.
      Затем экипаж, облачившись в скафандры, на астровэне отбыл на стартовую площадку. Там астронавты заняли свои места в "Дискавери" и отработали все действия, которые им предстоит совершить во время взлета. Кроме того, они ознакомились со специальным оборудованием, с помощью которого в случае экстренной ситуации до старта шаттла им необходимо будет эвакуироваться.
      Запуск "челнока" запланирован на 1 ноября текущего года. Предстоящий полет станет последним для "Дискавери", который первым из оставшихся в американском космическом флоте шаттлов уйдет в отставку.

17.10.2010 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 17 октября 2010 г.

17 октября исполняется 35 лет (1975) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-776" ("Зенит-2М").