03.02.2011 / 12:18   Источник: "Гео ИК-2" не сможет выполнять свои функции

Российский военный спутник «Гео-ИК-2» не может быть использован Минобороны России, сообщил в четверг высокопоставленный источник в военно-космической отрасли, передает РИА "Новости".
      Ранее собеседник в ракетно-космической отрасли рассказал, что спутник, возможно, сможет выполнять свои функции в ограниченном формате и непродолжительное время.
      «Полученная на данный момент информация, а также опыт предыдущих неудачных запусков свидетельствуют о том, что с вероятностью 99,9% спутник «Гео-ИК-2» не будет в дальнейшем использоваться оборонным ведомством по назначению. Можно с уверенностью сказать, что как работоспособная единица он утерян», – сообщил источник.
      Он добавил, что окончательное решение о дальнейшей эксплуатации спутника примет государственная комиссия. «Вполне вероятно, что еще до завершения работы комиссии со спутником будет окончательно утеряна связь», – сказал он.

03.02.2011 / 10:58   Роскосмос готов возить туристов на Луну после «незначительной» доработки «Союза» в 2014 году

Роскосмос готов отправлять туристов в облет Луны после доработки «Союза» к 2014 году, при этом пилот может брать на борт не одного, а двух туристов, говорит руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
      «Технически это осуществимо», – сказал Краснов в интервью телеканалу «Россия 1», комментируя информацию о том, что компания «Спейс Эдвенчерс», занимающаяся космическим туризмом, уже нашла одного желающего совершить за $150 млн облет Луны.
      По словам Краснова, решение этой задачи потребует незначительной доработки «Союза». Кроме того, на орбите придется совершить несколько стыковок «Союза» с космическими буксирами, которые помогут экипажу из трех человек добраться до Луны, облететь ее и вернуться обратно на Землю.
      Руководитель пилотируемых программ Роскосмоса сообщил также, что дополнительный космический корабль «Союз», который можно будет использовать для полетов туристов, построят на рубеже 2013–2014 годов. При этом им сможет управлять один член экипажа, что позволит взять в полет не одного, а двух туристов, передает "Интерфакс".

03.02.2011 / 10:58   США не будут сообщать России о пусках ракет-перехватчиков

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) не обязывает США предоставлять России телеметрическую информацию, в том числе о запусках ракет-перехватчиков, говорится в письме Барака Обамы американским сенаторам.
      «Новый договор СНВ не требует от США, ни в каком из случаев в течение всего срока его действия, предоставления Российской Федерации телеметрической информации... о запусках любых ракет-перехватчиков..., запусках спутников, датчиков и мишеней для систем противоракетной обороны, а также о запусках во время работы первых ступеней существующих межконтинентальных баллистических ракет или баллистических ракет морского базирования, перечисленных в восьмом параграфе третьей статьи договора СНВ», – цитирует Обаму РИА «Новости».

03.02.2011 / 10:58   «Коммерсант»: спутник «Гео-ИК-2» все-таки не удастся использовать по назначению

Спутник «Гео-ИК-2», выведенный на орбиту с отклонениями от заданных параметров, все-таки не сможет выполнять возложенные на него функции, пишет «Коммерсантъ».
      Тем не менее, источник издания в ракетно-космической отрасли подтвердил информацию о том, что спутник находится в рабочем состоянии и будет использован в испытательных целях. Прежде всего, это будет отработка маневров спутника силами специалистов наземного комплекса управления.

03.02.2011 / 00:05   В Германии хранят память о первом космонавте

Портал "Русское поле", орган Координационного совета соотечественников, проживающих в Германии, присоединяется к акции фонда "Русский мир" - "Первый в космосе".
      "Для нас, миллионов русскоязычных жителей Германии, Юрий Алексеевич Гагарин был и навсегда останется одним из главных героев нашей истории. Гагарина помнят и очень многие немцы, коренные жители страны, которые восхищались первым полетом человека в космос в 1961 г., а в 1963 встречали советского космонавта, приехавшего в ГДР в ходе своего мирового турне. Побывал Юрий Гагарин в трех немецких городах — Эрфурте, Берлине, Йене", - сообщил главный редактор сайта Юрий Еременко.
      Сейчас одна из главных улиц Эрфурта носит имя первого космонавта, установлен там и памятник Гагарину. Когда впервые проводился фестиваль "Гаринские дни в Эрфурте", оказалось, что многие горожане хорошо помнят выступление космонавта на главной собороной площади, бережно хранят в семейных архивах его автографы.
      В нынешнем году в Германии российские соотечественники готовят красивую акцию — открытие в тюрингском парке EGA, крупнейшем ботаническом саду страны, специальной экспозиции, состоящей из сортов цветов, названных в честь первого космонавта "Юрий Гагарин". Десятки тысяч взрослых и детей, посетителей парка EGA, отвечая на вопросы гагаринской викторины, пройдут "космической цветочной тропой" и вспомнят, что впервые в космосе прозвучал именно русский язык.
      Многие герои общей истории ушли из памяти, а образ Гагарина, впитавший в себя всю романтику тех великих лет человечества, до сих пор никого не оставляет равнодушным. Сегодня к памятным акциям присоединяются многие города мира, а в Германии - Эрфурт, Берлин, Дрезден, Мюнхен...
      Портал "Русское поле" расскажет о том, как отмечают в Германии и мире 50-летие первого полета человека в космос, а присланные в редакцию фотографии станут частью готовящегося на сайте виртуального on-line-проекта "Твоя история России".

03.02.2011 / 00:05   Специалисты ищут причину сбоя в работе "Кеплера"

Космический телескоп "Кеплер", предназначенный для поиска планет у других звезд, по неизвестным причинам перешел в "безопасный режим", специалисты НАСА выясняют причины сбоя, сообщает сайт миссии в среду.
      В безопасный режим работы космический аппарат переходит для защиты от сбоев, когда программное обеспечение или оборудование начинает работать нештатно. В этом режиме "Кеплер" медленно вращается вокруг своей оси, а его солнечные батареи направлены на Солнце. Инженеры обнаружили, что "Кеплер" находится в этом состоянии, во время планового сеанса связи во вторник.
      "Анализ данных с аппарата показал, что все подсистемы остаются в нормальном состоянии", - говорится в сообщении на сайте.
      Сейчас специалисты проверяют состояние оборудования, чтобы выяснить причины перехода в безопасный режим. По предварительным данным, сбой был связан с системой ориентации аппарата.
      Специалисты начали процесс восстановления нормальной работы телескопа, передает РИА "Новости".

03.02.2011 / 00:05   Кассиопея А оказалась сверхтекучей нейтронной звездой

"Внутренности" нейтронной звезды под названием Кассиопея А, вероятно, находятся в сверхтекучем состоянии. Такой вывод был сделан двумя группами теоретиков, анализировавшими данные наблюдений за этой звездой. Статьи ученых приняты к публикации в журналы Physical Review Letters и Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Коротко о выводах астрофизиков пишет портал Nature News.
      Нейтронные звезды образуются в результате взрыва сверхновых и представляют собой конечный этап жизни "исходных" светил. Эти объекты отличает очень малый размер - около 20-30 километров в диаметре - и чрезвычайно высокая плотность. Она настолько велика, что составляющие вещество протоны и электроны "слипаются" с образованием нейтронов.
      Некоторые теоретики предполагают, что материя нейтронных звезд может пребывать в сверхтекучем состоянии - то есть ее вязкость становится нулевой. Сверхтекучие жидкости обладают рядом интересных свойств, и необычное предположение ученых хорошо объясняло некоторые особенности изменения температуры и магнитного поля нейтронных звезд. Однако фактических подтверждений гипотезы о сверхтекучести у специалистов не было.
      В 2004 году две группы астрофизиков-теоретиков определили параметры падения температуры нейтронной звезды после того, как ее вещество перейдет в сверхтекучее состояние. Однако без данных непосредственных наблюдений исследователи не могли уточнить, при какой температуре происходит переход.
      Необходимая ученым информация была получены в результате наблюдения Кассиопеи А с использованием орбитальной рентгеновской лаборатории Chandra. Анализировавшие полученные данные астрономы показали, что с 1999 года, когда была обнаружена эта звезда, ее температура снизилась на четыре процента. Изменения температуры других нейтронных звезд происходят настолько медленно, что их невозможно зарегистрировать на небольших промежутках времени.
      Новые данные позволили теоретикам вычислить температуру перехода "внутренностей" Кассиопеи А в сверхтекучее состояние. Одна группа заключила, что это произошло при температуре 0,5 миллиарда кельвинов, а вторая - что температура перехода находится в пределах от 0,7 до 0,9 миллиарда кельвинов (ноль кельвинов соответствует минус 273,15 градуса Цельсия). Также специалисты описали процессы, приводящие к появлению вещества в необычном состоянии, пишет Lenta.ru.

03.02.2011 / 00:05   В Солнечной системе нашли тысячи новых астероидов

Астрономы обнаружили в Солнечной системе около 33 тысяч ранее неизвестных астероидов, а также 20 новых комет. Все эти объекты были найдены инфракрасным телескопом WISE, который сейчас выполняет "теплую" часть своей миссии. Коротко результаты изложены на портале Space.com.
      В числе прочих небесных тел было найдено 134 так называемых NEO (Near Earth Objects, то есть околоземных объектов). Этим термином ученые называют кометы и астероиды, которые удаляются от Земли не более чем на 1,3 астрономической единицы (одна астрономическая единица соответствует расстоянию от Земли до Солнца).
      Все эти объекты были обнаружены инфракрасным телескопом WISE. Он был запущен в космос 14 декабря 2009 года, и в его задачи входило провести обзор неба в инфракрасном диапазоне. Для того чтобы "видеть" самые холодные (а, значит, очень слабо испускающие в ИК-диапазоне) объекты, детекторы WISE охлаждались жидким водородом. Его запасов хватило на 10 месяцев, и в октябре 2010 года телескоп начал новый этап своей миссии, который получил название NEOWISE. За время основной миссии WISE успел "осмотреть" небо в ИК-диапазоне 1,5 раза и сделать более 1,8 миллиона снимков, пишет Lenta.ru.

03.02.2011 / 00:05   Орбиту Сатурна уточнили до километров. Очередь за Юпитером

Астрономы знали орбиты планет Солнечной системы по крайней мере с XVII в., когда Иоганн Кеплер сформулировал свои законы движения планет. Но точно рассчитать орбиты отдаленных внешних планет не всегда возможно из-за большого расстояния до Земли и ограниченного числа кораблей, которые до них долетали.
      Еще 10–15 лет назад расположение планет-гигантов Юпитера и Сатурна было известно лишь с точностью до сотен километров. Учитывая расстояния от Земли в сотни миллионов и даже миллиарды километров, эта степень точности была более чем достаточной для любого астронома, который хотел найти планеты на небе.
      Более точные измерения орбит нужны для межпланетных космических аппаратов, которые часто используют притяжение отдельных планет для корректировки своего курса, и для специальных астрономических задач.
      Астрономы сейчас используют космический аппарат "Кассини", который "поселился" на орбите Сатурна в 2004 году, чтобы усовершенствовать данные о расположении и движении этой планеты. "Кассини" передает информацию по радио в режиме маяка. Совмещая полученные данные с результатами наблюдений с Земли, ученые могут получить исключительно точную информацию о Сатурне. В этом проекте ученые из NASA использовали Very Long Baseline Array (VLBA), сеть из 10 радиотелескопов, расположенных от Гавайев до Виргинских островов, чтобы определить местонахождение "Кассини".
      Теперь, как утверждается в опубликованном на днях докладе группы исследователей, можно предсказать положение Сатурна на орбите в любой момент следующих десятилетий с точностью до нескольких километров. "Точность измерения VLBA настолько высока, что их результаты в настоящее время ограничены неопределенностью позиций некоторых источников радиоизлучения и орбиты Земли, а не Сатурна", – утверждает один из авторов исследования Уильям Фолкнер (William Folkner).
      "Таблицы небесных координат и движения планет и других астрономических объектов, известные как эфемериды, являются одним из тех фундаментальных инструментов астрономии, которые нужно постоянно улучшать", – говорит астроном и ведущий автор исследования Дейтон Джонс (Dayton Jones). Таблицы динамических эфемерид, публикуемые его лабораторией, позволяют разработчикам компьютерных программ обновлять информацию, добавлять новые функции и повышать их надежность.
      Теперь, когда четко определено положение Сатурна, следующей целью для уточнения орбиты становится Юпитер. Его сила притяжения доминирует во внешней части Солнечной системы, и более глубокое понимание его движения даст значительные выгоды. В настоящее время NASA готовит орбитальный спутник Юпитера Juno, который будет действовать как радиомаяк. Juno планируется запустить в августе. За пять лет он опишет несколько кругов вокруг крупнейших миров Солнечной системы, чтобы изучить их структуру, пишет R&D.CNews.

03.02.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 3 февраля 2011 г.

3 февраля исполняется 45 лет (1966) со дня первой в мире мягкой посадки на поверхность Луны ("Луна-9", СССР).

3 февраля исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в США (Мыс КАнаверал) метеорологического спутника ESSA-1 (Environmental Survey Satellite-1).

3 февраля исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника NATO-2.

3 февраля исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника "Космос-800" ("Циклон").

02.02.2011 / 17:26   Решение о возможности использования космического аппарата по целевому назначению будет принято по результатам работы Межведомственной комиссии

В штабе Космических войск завершилось заседание Государственной комиссии по проведению запуска космического аппарата военного назначения, в ходе которого были выработаны предложения по формированию Межведомственной (Минобороны и Роскосмос) комиссии, которая займется выяснением причин выведения на нерасчетную орбиту космического аппарата, запущенного 1 февраля с космодрома Плесецк.
      По словам командующего Космическими войсками генерал-лейтенанта Олега Остапенко « …в результате работы специалистов наземных средств Космических войск параметры орбиты космического аппарата установлены. В настоящее время с ним поддерживается устойчивая связь. В ходе проведения сеансов управления специалисты наземного комплекса управления проводят уточнение параметров орбиты и тестирование бортовой аппаратуры КА. По результатам телеметрической информации солнечные батареи космического аппарата раскрылись штатно».
      Решение о возможности использования космического аппарата по целевому назначению будет принято по результатам работы Межведомственной комиссии, говорится в пресс-релизе Космических войск РФ.

02.02.2011 / 15:18   Первый запуск ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» запланирован на 31 августа 2011 года

Первый запуск ракеты-носителя (РН) «Союз-СТ-Б» с Гвианского космического центра состоится 31 августа 2011 года. Такое решение принято 27 января в Париже на заседании Консультативного комитета, в котором приняли участие представители ЕКА, КНЕС, Арианспас, Федерального космического агентства (Роскосмоса), ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ФГУП «ЦЭНКИ» и ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина».
      На заседании определен новый график работ по программе «Союз» в ГКЦ», предусматривающий запуск первой ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» 31 августа 2011 года. Европейская сторона определилась с полезной нагрузкой. Это будут два спутника «Галилео», сообщает пресс-служба ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».

02.02.2011 / 10:09   Связь со спутником установлена

Как передает "Интерфакс-АВН", установлена связь с запущенным вчера спутником "Гео ИК-2". Космический аппарат находится на нерасчетной орбите.

02.02.2011 / 00:05   Результат пуска пока не ясен

1 февраля 2011 года в 14:00 UTC (17:00 мск) с ПУ № 3 площадки № 133 космодрома Плесецк боевыми расчетами Космических войск РФ выполнен пуск ракеты-носителя "Рокот" с разгонным блоком "Бриз-КМ" и геодезическим спутником "Гео-ИК-2" на борту. Как сообщил официальный представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны России по Космическим войскам подполковник Алексей Золотухин, в 14:02 UTC (17:02 мск) ракета-носитель была взята на сопровождение средствами Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Титова.
      Через 2,5 часа после запуска ИТАР-ТАСС сообщил, что установить связь со спутником не удалось и российские средства контроля космического пространства обнаружить его не смогли. Это подтвердили и военные, которые занялись поисками своего исчезнувшего спутника.
      Другой официальной информации о резульаттах пуска не было, поэтому информагентства наперебой стали выдавать весьма противоречивую информацию о судьбе космического аппарата.
      Так, по данным ИТАР-ТАСС, сославшегося на свои источники в ракетно-космической отрасли, обе ступени носителя отработали штатно и проблемы возникли на разгонном блоке "Бриз-КМ".
      Некоторые другие агентства сообщали о проблемах на участке работы 2-й ступени носителя.
      Чуть позже появились сообщения, что спутник все-таки находится на околоземной орбите, но не рабочей (круговая высотой 1000 км), а на нерасчетной (300 х 1077 км). "При таких характеристиках орбиты космический аппарат не сможет выполнять свои целевые функции", - пояснил собеседник агентства "Интерфакс".
      Косвенно это подтверждала и информация, пришедшая из США, где был зафиксирован объект этого запуска. NORAD даже разместила у себя двустрочные элементы этого объекта:
      2011-005В
      1 37363U 11005B 11032.64309115 -.00000152 00000-0 00000+0 0 17
      2 37363 099.4593 041.7943 0518402 108.6359 257.1945 14.62793219 00
      Однако, позже эта информация исчезла.
      Крайние сообщения о пуске "Рокота" о том, что создана комиссия для расследования причин нештатного запуска ракеты-носителя "Рокот" с военным космическим аппаратом (ИТАР-ТАСС).
      Будем надеяться, что к утру ситуация с "Гео ИК-2" проясниться.

02.02.2011 / 00:05   Двигатель для марсианского корабля может быть создан за 6-9 лет

При надлежащем финансировании перспективная ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) мегаваттного класса для межпланетных кораблей может быть создана за шесть-девять лет, сообщил журналистам глава Роскосмоса Анатолий Перминов, передает РИА "Новости".
      "Ее создание позволит выполнить за три месяца полет на Марс и обратно с пребыванием космонавтов на "красной" планете в течение 30 дней", считает глава Роскосмоса.
      Перминов сообщил, что, по расчетам специалистов, межпланетный корабль с такой установкой реально может долететь до этой планеты за один месяц, месяц экспедиция будет там работать, и месяц уйдет на возвращение на Землю.
      В ответ на вопрос - на какой стадии находится разработка ЯЭУ мегаваттного класса - Перминов сказал: "На стадии разработки эскизной документации". По его словам, ряд стран заинтересовался этим проектом, и в настоящее время Роскосмос решает вопрос о возможной международной кооперации.
      "Создание ядерной энергетической установки мегаваттного класса станет прорывом в освоении космоса", - считает Перминов.

02.02.2011 / 00:05   Будущие космические корабли разных стран должны иметь одинаковые системы - Перминов

Будущие пилотируемые космические полеты, в том числе межпланетные, будут осуществляться с использованием кораблей, оснащенных универсальными техническими системами, считает руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.
      "Будущее - за международным сотрудничеством, поскольку всегда есть подстраховка в случае возникновения нештатных ситуаций", - сказал он журналистам.
      А.Перминов привел в качестве примера гибель шаттла "Колумбия" в феврале 2003 года.
      По его словам, если бы транспортные потоки на МКС обеспечивали только американские шаттлы, то на программе можно было бы "поставить крест". Но поскольку в проекте участвовали другие страны, "катастрофа шаттла активизировала работы Европы и Японии по запускам своих грузовых кораблей", а Россия взяла на себя всю тяжесть транспортных потоков на орбиту, и программу удалось спасти.
      Руководитель Роскосмоса высказал мнение, что "системы стыковки, жизнеобеспечения и спасания должны быть одинаковыми", то есть универсальными, чтобы они подходили для космических кораблей всех стран, осваивающих околоземную орбиту и Солнечную систему. В настоящее время такие системы создаются совместно с НАСА и Европой, к подобной позиции склоняется и Китай.
      При разработке лунных и межпланетных миссий также не обойтись без международной кооперации, убежден А.Перминов. Он считает, что у каждой страны есть свои технические наработки, и гораздо рациональнее объединить их при реализации одного амбициозного проекта, чем "изобретать велосипед" своими силами, передает "Интерфакс".

02.02.2011 / 00:05   Запуск второго космоплана Х-37В ВВС США намечен на 4 марта

Специалисты ВВС США ведут на космодроме на мысе Канаверал /штат Флорида/ подготовку второго экспериментального Орбитального испытательного аппарата Х-37В к первому полету. Запуск космоплана на околоземную орбиту, согласно официальному представителю ВВС, намечен на 4 марта. Время старта, программа полета и стоимость проекта засекречены.
      Как сообщил руководитель программы Х-37В подполковник Трой Гиз, космоплан длиной 8,8 метра и с размахом крыльев в 4,6 метра сейчас проходит подготовку к полету в монтажно-испытательном корпусе, расположенном на космодроме недалеко от стартового комплекса. На орбиту аппарат будет выведен носителем "Атлас-5". По словам Гиза, Х-37В был доставлен на космодром в начале января, а в конце февраля должен быть пристыкован к ракете-носителю. Согласно представителю ВВС, позже на этой неделе "Атлас-5" должен быть вывезен на стартовый стол для проверки топливных баков, а в пятницу должна состояться генеральная репетиция пуска, передает ИТАР-ТАСС.

02.02.2011 / 00:05   Пуск геофизической ракеты в США

28 января 2011 года в 10:49 UTC (13:49 мск) с ракетного полигона Покер-Флэт специалистами NASA осуществлен пуск геофизической ракеты Black Brant IX (полетное задание NASA 36.257 UG). Выполненные в ходе полета эксперименты были подготовлены группой специалистов из Университета штата Колорадо во главе с доктором Джеймсом Грином (Dr. James Green).

02.02.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 2 февраля 2011 г.

2 февраля исполняется 80 лет (1931) со дня рождения "ракетной почты", Австрия, ракеты конструкции Фридриха Шмидла (Friedrich Schmiedl).

2 февраля исполняется 50 лет (1961) со дня первого успешного пуска в СССР (космодром Байконур) межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8К64).

2 февраля исполняетчя 45 лет (1966) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника KH-4A 1029.

2 февраля исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) в рамках испытания противоспутниковых систем спутника "Космос-1243" (ИС-А).

01.02.2011 / 15:03   В Год российской космонавтики – новый памятник Андрияну Николаеву

В Год российской космонавтики в Чебоксарах планируют установить еще один памятник легендарному летчику-космонавту СССР Андрияну Николаеву. Эту идею обсудили на встрече в Доме Правительства Президент Чувашии Михаил Игнатьев и Алексей Скворцов, председатель Чувашской республиканской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, пишет Cap.ru.

01.02.2011 / 15:03   "Дискавери" вновь вывезли на стартовую позицию

В ночь с понедельника на вторник в Космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал выполнена операция по транспортировке корабля многоразового использования Discovery из здания вертикальной сборки на стартовую площадку LC-39A. Запуск корабля по программе STS-133 планируется выполнить 24 февраля нынешнего года.

01.02.2011 / 15:03   Участники эксперимента «Марс-500» достигли орбиты Красной планеты

Виртуальный космический корабль с участниками проекта по имитации полета на Красную планету «Марс-500» вышел на околомарсианскую орбиту, тем самым дав старт основной цели эксперимента - высадке на планету, сообщили в пресс-службе Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, на территории которого проходит эксперимент.
      «Проснувшись утром, участники эксперимента увидят на своих мониторах, имитирующих иллюминаторы, увеличенное изображение Марса. Это будет означать, что они достигли марсианской орбиты», - сказал собеседник агентства «Интерфакс».
      Шестерым участникам эксперимента, прожившим в изоляции 244 суток, на несколько дней придется переквалифицироваться из инженеров и ученых в грузчиков. Все потому, объяснил собеседник, что экипаж получит доступ в ранее закрытый модуль, имитирующий спускаемый корабль. До сих пор модуль использовался как склад. Имеющиеся в нем грузы «марсонавтам» придется распределить по другим модулям.
      Ближе к 12 февраля, на которое назначена высадка на Марс, участники спуска пройдут курс имитации некоторых аспектов воздействия невесомости на организм. В невесомости, пояснил представитель ИМБП, кровь приливает к голове и уходит из нижней части тела. Этот эффект будет искусственно сымитирован: ночью участники эксперимента будут спать головой вниз, при угле кровати минус 12 градусов, а весь день носить костюмы «Кентавр», которые не дадут крови вернуться обратно. В таком состоянии трое участников эксперимента проживут несколько суток.
      12 февраля «высадку на планету» совершат россиянин Александр Смолеевский, итальянец Диего Урбина и китайский участник эксперимента Ван Юэ. Вторая тройка членов экипажа (Алексей Ситев, Сухроб Камолов и Роман Шарле) будет дожидаться коллег на орбите.
      Во время присутствия на Марсе экипаж совершит три выхода на поверхность планеты. В первом и третьем выходе примут участие Смолеевский и Урбина. Во втором - Смолеевский и Ван Юэ.

01.02.2011 / 15:03   Японцы будут ловить космический мусор в рыболовные сети

Японское космическое агентство JAXA займется чисткой орбиты Земли при помощи гигантских металлических сетей, сообщает Asahi.
      В настоящее время агентство заключило контракт с компанией Nitto Seimo, одним из крупнейших производителей рыболовных сетей Японии. Сообщается, что эта компания последние 6 лет работала над технологией плетения металлических сетей. В качестве материала ученые компании использовали посеребренные металлические нити.
      Планируется, что сеть с линейными размерами в несколько километров будет выводится на орбиту на борту специального спутника. Там она будет разворачиваться при помощи установленного на аппарате манипулятора. После того, как сеть наберет достаточно мусора, она будет отсоединяться.
      Взаимодействие с магнитным полем Земли приведет к тому, что сеть вместе с собранными обломками космических аппаратов со временем войдет в плотные слои атмосферы. Во время падения сеть сгорит вместе с мусором.
      В настоящее время проблема космического мусора является актуальной для всех государств, космические аппараты которых работают на орбите. Объединенное стратегическое командование США наблюдает за более чем 19 тысячами фрагментов космического мусора. Расчеты показывают, однако, что в настоящее время на орбите может быть до 600 тысяч объектов размером свыше одного сантиметра, пишет Lenta.ru.

01.02.2011 / 15:03   На 81-й площадке Байконура произошел пожар

На Байконуре произошел пожар на стартовом комплексе 81-й площадки, откуда стартуют ракеты- носители «Протон», передает ИТАР-ТАСС.
      Как сообщили на южном космодроме, «пожар на стартовом комплексе вспыхнул сегодня утром примерно в 07.00 мск».
      «Загорелся один из кабелей. Силами расчетов МЧС возгорание было ликвидировано за 30 минут. Пострадавших нет», – сказал источник.

01.02.2011 / 10:30   Европейское космическое агентство заморозит все дополнительные космические программы

В пресс-службе Европейского космического агентства говорят, что в текущем 2011 году основные силы ведомства будут брошены на работу по программе МКС. Вместе с тем, в ЕКА говорят, что из-за тяжелой обстановки в европейской экономике агентство вынуждено заморозить все дополнительные расходы, которые ранее находились под вопросом и сосредоточиться на выполнении полностью утвержденных программ, пишет Cyber Security.
      Параллельно с этим, ведомство должно будет выбрать новый совет директоров, отвечающих за управление всей научной деятельностью ЕКА. В июне прошлого года космическое агентство утвердило программу реорганизации, в соответствии с которой здесь должны были появиться новые отделы, отвечающие за организацию полетов астронавтов в космос, отдел управления оперативной деятельностью, а также вспомогательный отдел, который будет заниматься различными закупками, доставкой оборудования, взаимодействием с европейскими научными и промышленными организациями.
      Сейчас в ЕКА говорят, что наиболее масштабные программы сотрудничества реализуются с немецким аэрокосмическим центром и учебными заведениями Германии. Глава ЕКА Жан-Жак Дорден ранее заявил, что в марте пройдет расширенное заседание космического агентства, где будет утвержден комплекс мероприятий по развитию европейской космической системы Галилео.
      Из наиболее значительных задач на 2011 год Дорден выделяет предстоящий 15 февраля запуск европейского грузового космического корабля ATV, начало разработки системы передачи данных EDRS (European Data Relay Satellite System), а также два запуска российской ракеты Союз и новой европейской Вега, которые должны пройти с космодрома Куру в Южной Америке в августе или сентябре этого года.
      Дорден отметил, что помимо всего этого у ЕКА были на рассмотрении несколько перспективных научно-космических проектов, но от них пришлось отказаться по финансовым причинам. Кроме того, узкие рамки бюджета вынуждают ЕКА пересматривать контракты с рядом подрядчиков, в частности с Arianespace, чтобы хотя бы по некоторым направлениям найти резервы. Дорден отметил, что с одной стороны агентство оказалось в сложной финансовой ситуации, а с другой именно сейчас процесс затрат ведомства прозрачен и объективен как никогда ранее.
      В директорате ЕКА заявляют, что если удастся выявить какие-то финансовые резервы, то сэкономленные деньги, скорее всего, будут пущены на развитие деятельности Европы по программе МКС, так как прежде Европа поддержала новый 5-летний план работы на МКС.
      "Сейчас перед нами стоит задача понять кто и что именно финансирует", - говорит Дорден. В то же время он заявил, что несмотря на сложную обстановку, за последние месяцы никто из европейских стран, входящих в ЕКА, не заявил об одностороннем сокращении финансирования совместных программ.
      Согласно ранее утвержденному бюджету, в этом году ЕКА израсходует 4 млрд евро, что на 6,6% больше, чем в 2010 году, причем большая часть космических программ - это развитие того, что было начато в 2010 году или даже ранее.

01.02.2011 / 00:05   Марк Келли к середине февраля примет решение о своем участии в полете шаттла "Индевор"

Американский астронавт Марк Келли к "середине февраля" определится с вопросом о том, будет ли он возобновлять подготовку к полету на Международную космическую станцию /МКС/ в качестве командира экипажа шаттла "Индэвор", запуск которого запланирован на апрель, передаето ИТАР-ТАСС.
      Марк Келли является мужем конгрессмена Габриэль Гиффордс, тяжело раненной 8 января в штате Аризона психически неуравновешенным преступником. В связи с ранением жены Марк взял отпуск и прервал подготовку к космической экспедиции. "Для их семьи наступил важный момент, им нужно расставить приоритеты. Думаю, что к середине февраля мы узнаем о его решении", - сообщила в воскресенье заместитель руководителя Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства /НАСА/ Лори Гарвер.

01.02.2011 / 00:05   В Туле торжественно открыт Год космонавтики

В понедельник в Туле во Дворце детского и юношеского творчества состоялись торжества по случаю открытия Года космонавтики, объявленного Президентом РФ в связи с 50-летием первого полета человека в космос, которое будет отмечаться в 2011 году.
      Праздничные мероприятия не случайно проходили во Дворце детского и юношеского творчества. Здесь расположен единственный тульский планетарий.
      Он начал свою работу после масштабного капитального ремонта, который произведен во Дворце в 2010 году.
      На ремонт Дворца творчества из бюджета города было выделено 5 млн. 029 тыс рублей.
      Первый заместитель главы администрации Тулы Михаил Иванцов ознакомился с результатами произведенных ремонтных работ, а также с проектно-сметной документацией по ремонту второй части здания, побывал в планетарии, сообщает Тульская служба новостей.

01.02.2011 / 00:05   Россия в 2011 году планирует увеличить число космических запусков

В 2011 космическом году Россия планирует увеличить число запусков ракет-носителей более чем на 50 процентов, с 31 до 48 пусков, сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов на состоявшейся встрече с главными редакторами российских СМИ.
      "На 2011 год запланирован запуск 48 ракет-носителей, в минувшем году Россия выполнила 31 такой пуск. В начавшемся году запланировано 9 пусков по программе Международной космической станции - 4 пилотируемых "Союза" и 5 грузовых "Прогрессов", - уточнил глава Роскосмоса.
      Кроме того, по его словам, будет доведена до 24 постоянно функционирующих космических аппаратов орбитальная группировка ГЛОНАСС. Предстоит также принять программу развития системы до 2020 года.
      "В октябре 2011 года откроется "окно" для запуска межпланетной станции "Фобос-Грунт", - отметил Перминов.
      По его словам, в вопросах управления этой станцией помогут Украина и Европа.
      "Сейчас активно восстанавливается измерительный пункт в Евпатории, через который будет осуществляться управление станцией, когда она удалится от Земли на расстояние свыше 1 миллиона километров", - сообщил глава Роскосмоса.
      Перминов добавил, что в течение года предстоит утвердить проект создания космической системы "Арктика", поставить в эксплуатацию запущенный в начале этого года метеорологический спутник "Электро-Л".
      "В течение года будут запущены спутники дистанционного зондирования Земли "Ресурс-П" и Канопус-В", начнется строительство космодрома Восточный в Амурской области, будет выполнен первый пуск ракеты-носителя "Союз-СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане".
      Говоря о международном сотрудничестве в космосе, Перминов заметил, что в течение года Роскосмос планирует подписать соглашения с Израилем, Вьетнамом, Нигерией, Белоруссией, Саудовской Аравией и Венесуэлой, передает РИА "Новости".

01.02.2011 / 00:05   Новый биоспутник "Бион" будет запущен в 2012 году

Крупнейший российский разработчик и производитель ракет-носителей среднего класса - самарский "ЦСКБ-Прогресс" намерен в 2011 году завершить сборку, а в 2012 году обеспечить запуск нового биоспутника "Бион", рассказал генеральный директор "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин в интервью на сайте Роскосмоса.
      "Линия научного космоса у нас представлена аппаратами "Бион" и "Фотон". Очередной "Бион-М" - космический аппарат по изучению биологического воздействия на живые организмы - мы должны изготовить в 2011 году, а в 2012 запустить", - отметил Кирилин.
      По его словам, космический аппарат "Бион-М" предназначен для проведения в орбитальном полете фундаментальных и прикладных исследований по космической биомедицине и биотехнологии с возвращением результатов экспериментов на Землю. Проект осуществляется в интересах совершенствования системы медицинского обеспечения длительных пилотируемых полетов и деятельности человека в экстремальных условиях.
      Планируется, что на борту космического аппарата будет находиться 45 мышей и 8 монгольских мышей-песчанок, а также 15 тритонов и улиток. Кроме того, на "Бионе" предполается запустить 30-40 микроорганизмов и высших растений. Вся живность будут находиться в условиях невесомости около 30 суток. Ранее были осуществлены 11 успешных запусков аппаратов серии "Бион". В организации медико-биологических экспериментов на их борту принимали участие научные организации США, Германии, Канады, Нидерландов, Польши и Чехии, передает РИА "Новости".

01.02.2011 / 00:05   ЦСКБ "Прогресс" запустит "многоцветный" спутник "Ресурс-П"

Крупнейший российский разработчик и производитель ракет-носителей среднего класса - самарский "ЦСКБ-Прогресс" намерен в 2011 году завершить сборку и обеспечить запуск нового спутника дистанционного зондирования Земли "Ресурс-П", который позволит получать информацию в полной цветовой гамме и инфракрасном диапазоне. Об этом рассказал генеральный директор "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин в интервью на сайте Роскосмоса.
      "В 2011 году мы планируем завершить сборку и обеспечить запуск двух новых космических аппаратов, в том числе "Ресурс-П", так называемый "перспективный". Его уникальность - в наборе сканеров и установке трех съемочных систем, которые позволят получать информацию с Земли не в трех цветах, как сейчас, а в полной цветовой гамме и ближнем инфракрасном диапазоне", - отметил Кирилин.
      По его словам, предприятие активно работает в направлении дистанционного зондирования Земли. в настоящее время на орбите работает космический аппарат "Ресурс-ДК" - единственный гражданский космический аппарат, который обеспечивает дистанционное зондирование поверхности Земли, отснял уже около 70 миллионов квадратных километров территории, передает РИА "Новости".

01.02.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 1 февраля 2011 г.

1 февраля исполняется 90 лет (1921) со дня рождения бывшего заместителя начальника полигона Байконур по опытно-конструкторским работам Алексея Петровича Долинина.

1 февраля исполняется 75 лет (1936) со дня рождения Климова Владислава Ивановича, заместителя ген. конструктора по координации и управлению НИОКР ГНПРКЦ "ЦСКБ - Проrpeсс" - зам. нач. ЦСКБ.

1 февраля исполняется 70 лет (1941) со дня рождения первого вице-президента, первого заместителя генерального конструктора РКК "Энергия" Николая Ивановича Зеленщикова.

1 февраля исполняется 50 лет (1961) со дня рождения американского астронавта Даниэля Мичио Тани (Daniel Michio Tani).

1 февраля исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в Китае разведывательного спутника STTW 1.

1 февраля исполняетчя 25 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника системы предупреждения о ракетном нападении "Космос-1729" ("Око" № 46).

1 февраля исполняется 15 лет (1996) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) индонезийского телекоммуникационного спутника Palapa C-1.

31.01.2011 / 15:28   Китай строит крупнейший в мире радиотелескоп

На юго-западе Китая рабочие начали выравнивание почвы для начала строительства гигантского радиотелескопа FAST. Апертура его полусферической антенны составит 500 м, а сам телескоп будет иметь размеры, сравнимые с размером 30 футбольных полей. Расположенный в районе Пингтан китайской провинции Гуйян, FAST станет крупнейшим радиотелескопом в мире и по конструкции будет похож на телескоп Аресибо в Пуэрто-Рико.
      Строительство астрономического инструмента началось после 14 лет подготовки и двух лет переселения местных жителей и исследования участка земли на месте предполагаемого строительства. Завершение постройки радиотелескопа запланировано на 2016 год.
      Основной полусферический отражатель телескопа состоит из 4600 панелей. "Тарелка" FAST будет использовать адаптивные поверхности, которые могут направлять поле зрения антенны на различные участки неба. Это означает, что неподвижная конструкция телескопа не будет ограничена строго вертикальной линией зрения, а сможет охватить небо на расстоянии 40 градусов от зенита, что на 20 градусов больше возможностей Аресибо. Рабочая частота телескопа поначалу будет менее 3 ГГц, но впоследствии ее планируется увеличить до 5 ГГц.
      Расположение FAST в малонаселенном, слаборазвитом регионе обеспечивает минимальный уровень электромагнитных помех, которые затрудняют астрономические наблюдения.
      Радиотелескоп FAST стоимостью более 667 млн юаней (101,3 млн долл.) существенно повысит возможности китайских астрономов в наблюдении за Вселенной и позволит привлечь в Китай крупные международные научные проекты, пишет R&D.CNews.

31.01.2011 / 12:10   9-12 марта на родине первого космонавта Земли пройдут XXXVIII-е Международные общественно-научные чтения, посвященные памяти Ю.А. Гагарина

С 9 по 12 марта 2011 г. на родине первого космонавта Земли, в Смоленской области, в городе Гагарине, пройдут XXXVIII-е Международные общественно-научные чтения, посвященные памяти Ю.А. Гагарина, сообщает пресс-служба Роскосмоса.
      В рамках Чтений планируется работа нескольких секций:
      «История пилотируемой космонавтики и ракетно-космической техники».
      «Профессия – космонавт».
      «Космонавтика и общество».
      «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы».
      «Космонавтика и молодежь».
      В работе Чтений также предусмотрена культурная программа, в том числе посещение Дома школьных лет Гагарина и Музея первого полета.
      Напомним, что на прошлой неделе в г. Гагарине побывала делегация Федерального космического агентства во главе с руководителем Роскосмоса А.Н.Перминовым.
      По словам Анатолия Николаевича, он был приятно удивлен, увидев, как в регионе хранится память о первооткрывателе космоса. Глава Роскосмоса отметил, что городу Гагарину есть что показать гостям, и он вполне может стать центром притяжения для туристов со всего мира.
      Заявку на участие в XXXVIII-х Международных общественно-научных чтениях с тезисами выступления необходимо подать в Оргкомитет (в адрес секретариата Оргкомитета: ИИЕТ им. С.И. Вавилова – к.т.н. Пономаревой Валентине Леонидовне; Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина – научному сотруднику Грабовец Светлане Сергеевне) до 15.02.2011г. (подробнее >>).
      Материалы Чтений планируется опубликовать в ежегодном Гагаринском сборнике.

31.01.2011 / 12:10   В конце года планируется запустить первый израильский наноспутник

На космической конференции имени Илана Рамона израильская ассоциация по мини-спутникам сообщила о завершении сборки первого израильского наноспутника. Речь идет об уникальном аппарате весом 3.5 кг.
      В ближайшие месяцы спутник будет подвергнут всесторонним испытаниям в условиях вакуума, включая ударные и вибрационные испытания всех вмонтированных в него систем и подсистем.
      Согласно плану, запуск спутника состоится в конце 2011 года. Он будет двигаться по гелиоцентрической орбите на высоте около 650 км и выполнит испытания различных материалов для космической промышленности, испытает функционирование новых атомных часов. Будут также проведены испытания материалов, которыми покрыты солнечные батареи спутника, с целью перспективного их использования для строительства КА, передает http://www.zman.com/.

31.01.2011 / 00:05   Космические агентства Израиля и ESA подписали соглашение

Между космическим агентством Израиля и Европейским космическим агентством (ESA) подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве, сообщает "Седьмой канал".

31.01.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 31 января 2011 г.

31 января исполняется 50 лет (1961) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по суборбитальной траектории ракеты Redstobe с кораблем Mercury MA-2 на борту. В кабине корабля находилась обезьяна Хэм.

31 января исполняется 50 лет (1961) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника Samos-2.

31 января исполняетчя 45 лет (1966) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) автоматической межпланетной станции "Луна-9". 3 февраля 1966 года станция впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность Луны.

31 января исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) космического корабля Apollo-14 с астронавтами Аланом Шепардом (Alan Shepard), Эдгаром Митчеллом (Edgar Mitchell) и Стюартом Русой (Stuart Roosa) на борту. Третья высадка людей на Луне.

30.01.2011 / 11:19   "Прогресс М-09М" в составе МКС

30 января 2011 года в 02:38:50 UTC (05:38:50 мск) грузовой транспортный корабль "Прогресс М-09М" пристыковался к модулю "Пирс" МКС. Стыковка осуществлена в автоматическом режиме.
      "Прогресс" доставил на станцию более 2,6 тонн различных грузов, в числе которых топливо, запасы сжатого кислорода, продукты питания, научная аппаратура, дополнительное оборудование для российского и американского сегментов станции, а также посылки для экипажа.

30.01.2011 / 00:05   Специалисты НАСА отремонтировали топливный бак "Дискавери"

Специалисты НАСА завершили ремонтные работы на внешнем топливном баке космического корабля "Дискавери". Как сообщили в пятницу представители американского космического ведомства, в ночь с понедельника на вторник корабль будет перемещен из монтажно-испытательного комплекса, в котором он находится, на стартовую площадку космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида), передает ИТАР-ТАСС.
      Старт "Дискавери" запланирован на 24 февраля нынешнего года.

30.01.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 30 января 2011 г.

30 января исполняется 55 лет (1956) со дня принятия постановления правительства СССР о подготовке и запуске в 1957 году искусственного спутника Земли.

30 января исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи "Молния-1-49".

30 января исполняется 10 лет (2001) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-156 (GPS 2R-7).