29.04.2011 / 22:02   Запуск "Индевора" отложен

Запуск шаттла Endeavour по программе STS-134 отложен, как минимум, до понедельника. Причиной стали технические проблемы на борту - во время последних приготовлений в одном из двух обогревателей дополнительной силовой установки были обнаружены неполадки, и все попытки запустить его не увенчались успехом. По предварительным данным, причина неисправности либо в электропроводке, либо в блоке управления.

29.04.2011 / 18:30   "Прогресс М-10М" пристыкован к МКС

29 апреля 2011 года в 14:28:44 UTC (18:28:44 мск) грузовой транспортный корабль "Прогресс М-10М" успешно пристыковался к МКС. Грузовой корабль причалил к стыковочному отсеку "Пирс". Процесс сближения проводился в автоматическом режиме под контролем специалистов в Центре управления полётами (г. Королёв Московской обл.) и экипажа МКС, сообщает пресс-служба ЦУПа. Как передает ИТАР-ТАСС, сама стыковка проводилась в ручном режиме. Позже это сообщение было опровергнуто пресс-службой Роскосмоса, которая указала, что аппараты стыковались в автоматическом режиме.
      "Грузовик" доставил на МКС 2645 кг грузов, в числе которых запасы топлива, кислорода, вода, продукты питания, оборудование для российских научных экспериментов. Также "Прогресс М-10М" привез грузы для американского сегмента станции.

29.04.2011 / 12:27   Владимир Поповкин возглавил Роскосмос

От должности руководителя Федерального космического агентства освобожден Анатолий Перминов, сообщает РИА "Новости". Новым главой Роскосмоса назначен Владимир Поповкин.

Владимир Александрович Поповкин родился 25 сентября 1957 года в городе Душанбе Таджикской ССР. В 1979 году окончил Военный инженерный институт имени А.Ф.Можайского и проходил службу инженером отделения, начальником отделения, начальником команды на "гагаринском старте" космодрома "Байконур".
      После окончания в 1989 году с отличием Военной Академии им. Ф.Э.Дзержинского проходил службу в Управлении начальника космических средств Министерства обороны. С 1991 года - в Генеральном Штабе на должностях старшего офицера-оператора, начальника группы, заместителя начальника направления. С 1999 года – начальник направления одного из управлений Главного оперативного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ.
      С июля 2001 года Поповкин занимал должность начальника штаба Космических войск – первого заместителя командующего Космическими войсками.
      Указом президента Российской Федерации № 337 от 10 марта 2004 года назначен командующим Космическими войсками. С июля 2008 года - начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ.
      22 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев назначил Владимира Поповкина первым заместителем министра обороны РФ. Медведев уточнил, что Поповкин "будет координировать вопросы вооружений, военной техники, решать другие вопросы, связанные с гражданской составляющей министерства обороны".

29.04.2011 / 12:18   Владимир Поповкин освобожден от должности первого заместителя министра обороны

Президент России Дмитрий Медведев своим указом освободил Владимира Поповкина от должности первого заместителя министра обороны в связи с переходом на другую работу, сообщает пресс-служба Кремля.

29.04.2011 / 10:13   На Байконуре идет подготовка к заправке разгонного блока «Бриз-М» компонентами топлива

На космодроме Байконур продолжается плановая подготовка к запуску ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским космическим аппаратом «Телстар-14Р» (Telstar 14R).
      Сегодня в монтажно-испытательном корпусе площадки 92А-50 космодрома специалисты космической отрасли России выполняют перегрузку разгонного блока «Бриз-М» на транспортировочный агрегат. Планируется, что завтра разгонный блок будет перевезен на заправочную станцию площадки 31 космодрома, где сейчас идет подготовка оборудования к предстоящей заправке баков высокого давления разгонного блока компонентами топлива и сжатыми газами. Транспортирование разгонного блока намечается провести завтра.
      В монтажно-испытательном корпусе площадки 92А-50 космодрома продолжается автономная подготовка спутника Telstar 14R. На ракете-носителе «Протон-М» выполняются заключительные проверки системы управления.
      Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским КА «Телстар-14Р» запланирован на 23 часа 15 минут московского времени 20 мая, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

29.04.2011 / 08:05   Зонд "Мессенджер" обнаружил, что Меркурий помечен "крестиком"

Зонд НАСА "Мессенджер", который вышел в марте на орбиту искусственного спутника Меркурия, обнаружил на планете две перпендикулярные линии длиной около 100 километров каждая, перекрещивающие один из кратеров, сообщает РИА "Новости" по материалам, опубликованным на сайте зонда.
      Скрещенные линии ученые обнаружили на снимках безымянного кратера, сделанных узкоугольной камерой NAC с разрешением 250 метров на пиксель.
      "Перпендикулярные линии, которые пересекают кратер, - это цепочки вторичных кратеров, которые возникли, когда на планету вновь рухнули обломки породы, взлетевшие при ударах тяжелых метеоритов. При падении метеоритов также образовались два кратера по соседству", - говорится в сообщении.

29.04.2011 / 07:58   Астероид Шейла стал похож на комету из-за космического ДТП

"Хвост" у астероида Шейла (596 Scheila), который был обнаружен в конце 2010 года и заставил ученых подозревать, что Шейла на самом деле - комета, появился в результате удара другого небольшого астероида, заявляет группа ученых в статье, принятой к печати в Astrophysical Journal Letters.
      Астероид Шейла был открыт в 1906 году, напоминает РИА "Новости". В декабре 2010 года наблюдавшие за ним астрономы увидели, что его яркость увеличилась в два раза и он оказался окутан тусклым светящимся ореолом, как комета. Более тщательные наблюдения показали, что Шейла приобрела два "плеча", похожих на кометные "хвосты". Один из них, более яркий, смотрел на север, а второй, тусклый, - на юг. Ученые предположили, что Шейла оказалась "проснувшейся" кометой, неожиданно проявившей свою истинную природу.
      Однако когда были проанализированы данные с ультрафиолетового и оптического телескопа (UVOT) на борту космической обсерватории "Свифт" (Swift) и с телескопа "Хаббл", обнаружилось, что спектр "хвостов" не имеет характерных для комет особенностей. Например, в нем не оказалось следов воды и гидроксильных групп, а также диоксида углерода.
      Авторы исследования сделали вывод, что, вероятнее всего, в Шейлу под углом менее 30 градусов врезался небольшой астероид и это привело к появлению "хвостов". При этом, как показали лабораторные эксперименты, более прямой удар не смог бы породить два "хвоста".
      По оценке ученых, этот удар выбил из "мишени" более 660 тысяч тонн пыли и оставил кратер диаметром около 300 метров.
      "Облако пыли вокруг Шейлы может быть в 10 тысяч раз более массивным, чем выбитое из кометы Темпель 1 ударом болванки с зонда "Дип импакт". Такие столкновения помогают нам заглянуть в недра комет и астероидов. Вещество, выброшенное из кометы Темпель-1, содержало значительную долю льда, и отсутствие льда в недрах Шейлы показывает, что она совсем не похожа на комету", - говорит соавтор исследования Майкл Келли (Michael Kelley) из университета Мэриленда, слова которого приводятся в сообщении НАСА.

29.04.2011 / 07:58   Космонавты на МКС отрабатывали навыки операторской деятельности

Космонавты на борту Международной космической станции провели в четверг сеанс эксперимента «Типология», в котором изучаются особенности операторской деятельности экипажей МКС на этапах долговременного космического полёта. Об этом рассказал в своем блоге на сайте Роскосмоса бортинженер 27-й длительной экспедиции Александр Самокутяев.
      «В четверг Дима (командир МКС Дмитрий Кондратьев - ред.) и я выполняли эксперимент «Типология»»,- написал Александр.
      Во время эксперимента снимаются и обрабатываются следующие физиологические функции и показатели:
      • электроэнцефалограммы;
      • порядок выбора цветов и вербальные характеристики при выполнении психологического теста Люшера;
      • продуктивные показатели выполнения компьютерных игр (измеряется количество правильных ответов, количество ошибок, время выполнения задачи и т.п.).
      Эксперимент нацелен на получение объективных данных о сохранности навыка адаптивного управления в реальных условиях полета на фоне прилива крови к голове, свойственного невесомости, что позволит разработать методы повышения готовности космонавтов к различным типам операторской деятельности в условиях действия стохастических и детерминированных раздражителей, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

29.04.2011 / 07:58   На космодром Байконур доставлен разгонный блок "Бриз-М"

28 апреля 2011 года самолет Ан-124-100 "Руслан" авиакомпании "Полет" доставил на аэродром "Юбилейный" космодрома Байконур разгонный блок "Бриз-М", который будет использоваться в составе ракеты-носителя «Протон-М» для выведения космических аппаратов OS-2 и Kazsat-2, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

29.04.2011 / 00:05   Первые звезды Вселенной вращались очень быстро

Это открытие можно назвать "музейным" – чтобы его сделать, ученым не пришлось вглядываться в небо через один из космических телескопов, достаточно было просто внимательно рассмотреть снимки, сделанные уже давно.
      Это были снимки самого старого глобулярного кластера NGC 6522, удаленного от нас на 12 миллиардов световых лет, то есть появившегося вскоре после Большого взрыва. Глобулярные кластеры – шаровые скопления звезд вне галактик – интересны тем, что они живут своей собственной жизнью, мало подвергаясь внешним воздействиям. Их характеристики – это своеобразные ископаемые реликты, по которым можно судить о первых звездах.
      Кристина Кьяппини (Cristina Chiappini), астрофизик из Потсдамского университета, была весьма удивлена, изучив спектр восьми самых старых звезд кластера NGC 6522 – там было слишком много "металлов", то есть элементов тяжелее гелия. Сам звездный газ этих металлов породить не мог, он мог лишь унаследовать их от первых сверхмассивных звезд Вселенной. Однако и они физически неспособны были произвести столько бария и лантана, сколько увидела Кристина Кьяппини. Единственным объяснением была повышенная скорость вращения первых звезд – вызванное им быстрое перемещение новообразованных ядер из центра к поверхности кардинально меняло ход термоядерных реакций в такой звезде и приводило к рождению дополнительной порции "металлов".
      По расчетам Кьяппини, первые звезды должны были вращаться с умопомрачительной экваториальной скоростью 500 км/сек. Для справки – Солнце вращается с экваториальной скоростью 2 км/сек.
      Высокая скорость вращения первых звезд влияла не только на их химический состав, но и на то, чем закончится их жизненный путь. По расчетам, такие звезды должны умирать в мощнейшей гамма-вспышке или взрыве гиперновой. В любом случае взрыв должен был быть таким мощным, что в принципе, его можно попытаться увидеть даже сейчас, на расстоянии в районе 13 миллиардов световых лет, пишет R&D.CNews.

29.04.2011 / 00:05   Лесной пожар на территории космодрома на мысе Канаверал локализован

Лесной пожар, вспыхнувший на территории космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида), уже локализован. Пожарным осталось потушить лишь несколько очагов. Об этом сообщили представители американского космического ведомства.
      По данным Службы охраны дикой природы США, возгорание произошло в находящемся на территории космодрома заповеднике Меррит Айленд. Огонь двигался очень быстро. В результате пожара возникло сильное задымление, передает ИТАР-ТАСС.
      Из-за этого была проведена эвакуация сотрудников NASA, работающих в зданиях, к которым пламя приблизилось вплотную.
      С огнем продолжают бороться несколько пожарных расчетов. Тушение пожара ведется не только с земли, но и с воздуха - при помощи специальных вертолетов.
      Тем не менее, в NASA указали, что возгорание не повлияет на подготовку к запуску шаттла Endeavour.

28.04.2011 / 13:00   Состоялось очередное заседание Многостороннего координационного совета по программе МКС

27 апреля состоялось очередное заседание Многостороннего координационного совета (МСВ) по Международной космической станции. В обсуждении дальнейшей работы МКС как научной лаборатории приняли участие представители всех партнеров по программе МКС: России (Роскосмос), США (НАСА), Европы (ЕКА), Канады (ККА) и Японии (Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии).
      Во время заседания обсуждались вопросы использования станции как площадки для проведения научных исследований, согласования международного стандарта стыковочных систем, создания единых интерфейсов для заменяемых полезных грузов и стандартизации командных протоколов для космических кораблей. Члены МСВ поздравили ЕКА, которое недавно приняло решение о продлении европейского участия в программе МКС по крайней мере до 2020 года.
      МСВ продолжает работу, направленную на достижение максимальной отдачи от программы МКС путем расширения объема научных исследований, проводимых на станции, и разработки технологий для дальнейшего освоения космического пространства.
      Партнеры по МКС проводят космические исследования, результаты которых имеют особую социальную важность:
      - Федеральное космическое агентство России продолжает научные программы, в которых изучается влияние факторов космического пространства на организм человека во время длительных полетов с целью выработки подходов к реализации длительных межпланетных полетов. В рамках медицинских экспериментов подробно исследуются состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, костного аппарата. Кроме того, Роскосмос проводит микробиологические и биохимические эксперименты различными организмами, а также программы мониторинга, нацеленные на создание систем оповещения о природных и промышленных катастрофах.
      - На шаттле «Эндевор», старт которого намечен на 29 апреля, НАСА планирует доставить на МКС магнитный альфа-спектрометр, предназначенный для изучения состава космических лучей, поиска антиматерии и тёмной материи – элементов, критичных для решения вопроса о происхождении нашей Вселенной;
      - Космическое агентство Канады продолжает биомедицинские исследования с целью снизить негативное влияние факторов космического пространства на человека. В дальнейшем на основе результатов этих экспериментов планируется создать системы мониторинга состояния здоровья, а также необходимые средства лечения космонавтов.
      - ЕКА в настоящее время реализует эксперимент, в котором используются возможности микрогравитации для имитации геофизических процессов под земной корой. Результаты исследования помогут ученым разобраться в том, как происходит теплопередача в планетах.
      - При помощи специального инструмента MAXI, установленного в японском модуле «Кибо», недавно были обнаружены несколько космических тел, а также гамма-вспышку в созвездии Кита. Как отметили представители Японии в МСВ, эти исследования важны для понимания происхождения Вселенной. Япония также недавно завершила эксперимент с семенами огурца, в котором изучалось поведение растений при отсутствии гравитации.
      Правительства Российской Федерации и Японии утвердили предложение о продолжении эксплуатации МКС после 2016 года. Соответствующим указом НАСА срок службы МКС на орбите был продлен как минимум до 2020 года. ККА в настоящее время ведет работу с правительством с целью достичь консенсуса о продолжении полета станции, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

28.04.2011 / 07:46   В Твери прошла научно-практическая конференция, посвященная 50-летию полета Юрия Гагарина в космос

26 апреля студенты и преподаватели тверского филиала «Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета» принимали у себя участников научно-практической конференции, посвященной главной дате апреля – 50-летию полета в космос Юрия Гагарина. Конференция, организованная совместными усилиями вуза, «Центра патриотического воспитания», комитета по делам молодежи Тверской области, региональным отделением «ДОСААФ» и Тверской областной картинной галереей, собрала студентов и преподавателей учреждений среднего и высшего образования Твери.
      Перед ребятами выступили и настоящие знатоки космической истории нашей страны. Юрий Демирский, полковник в отставке, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского, рассказал участникам конференции, как в далекие годы в Калинине проводились тренировки отряда космонавтов. Из 43 человек, подготовленных на территории города, в космосе побывало 26.
      Сюрпризом для собравшихся стали приветственные слова, произнесенные по скайпу Сергеем Самбуровым – главным специалистом ракетно-космической корпорации «Энергия» и правнуком Константина Циолковского. Он пожелал успехов всем тем, кто интересуется космосом, и отметил, что именно из таких молодых людей могут вырасти новые великие ученые и первооткрыватели звездных пространств.
      Кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Ксения Никитина-Карцева рассказала в своем докладе о том, как первый космонавт планеты Земля Юрий Гагарин переживал «испытание медными трубами», и какая всенародная слава и любовь окружала его последние семь лет жизни – именно столько прожил космонавт после своего исторического полета. Вспомнила Ксения Серафимовна и эпизод из собственной жизни: «Когда Юрий Гагарин погиб, наш НИИ решил отвезти в Москву траурный венок на церемонию прощания. Найти в марте 1968 года розы в Калинине было совершенно невероятным делом. Мы объехали четыре имевшихся магазина и поехали к частникам. У людей, выращивающих цветы на продажу, мы раздобыли 300 роз! И ни за одну с нас не взяли ни копейки. Узнав, для чего нам цветы, люди отдавали все розы просто так. Мы собрали огромный венок и привезли эти розы в Москву первозданно свежими – это был настоящий прощальный подарок от всего города».
      На конференции состоялось и значимое культурное событие. Специально к этому дню сотрудники Тверской областной картинной галереи доставили из запасников картину художника Василия Басова «Здравствуй, Земля!». Полотно, изображающее возвращение первого космонавта на родную планету, никто не видел уже несколько десятилетий. Написана работа была в 1961 году и стала последней крупной работой художника, сообщает http://www.afanasy.biz/.

28.04.2011 / 07:46   В Енакиево приземлилась воздухоплавательная копия легендарного «Востока»

В город Енакиево Донецкой области из России прибыла команда аэростата «Восток».
      Этот воздушный шар по форме выглядит как знаменитый космический корабль «Восток», на котором Юрий Гагарин полвека назад совершил легендарный полет вокруг Земли.
      Как сообщили в Донецком воздухоплавательном обществе «Добролет», повод для приземления россиян на донецкой земле – Фестиваль воздухоплавания «Кубок Берегового», который проходит 27-28 апреля в Енакиево. Посоревноваться в мастерстве воздушного плавания слетелись 8 команд из России и Украины, сообщает http://www.ostro.org..

28.04.2011 / 07:46   В Шри-Ланке выпущена почтовая марка, посвященная 50-летию полета Юрия Гагарина

В Шри-Ланке выпущена почтовая марка, посвященная 50-летию полета Юрия Гагарина. На торжественной церемонии представления марки присутствовал Президент государства Махинда Раджапаксе.
      «Юрий Гагарин – герой всего человечества»,- сказал Президент Шри-Ланки.
      Махинда Раджапаксе также напомнил, что первый космонавт Земли после полета посетил Шри-Ланку, и подчеркнул, что Россию и Шри-Ланку связывают давние дружеские отношения.
      В церемонии приняли участие председатель Ассоциации российско-шриланкийской дружбы Владимир Ляхов, российские дипломаты, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

28.04.2011 / 00:05   Пуск геофизической ракеты в США

27 апреля 2011 года с ракетного полигона Покер-Флэт, шт. Аляска, специалистами NASA выполнен пуск геофизической ракеты Black Brant IX (полетное задание NASA 36.278 GT). Во время полета было проведены испытания новых двигателей для ракеты Black Brant IX. Максимальная высота подъема ракеты 339 км.

28.04.2011 / 00:05   В США отключен телескоп, сканирующий космос в поиске инопланетян

Составной радиотелескоп Аллена, Allen Telescope Array (ATA) в Калифорнии, сканирующий "космический эфир" в поисках сигналов внеземных цивилизаций, переведен в ждущий режим из-за нехватки финансирования, сообщила пресс-служба SETI Institute.
      В рамках проекта SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence), которому в 2010 году исполнилось 50 лет, ученые ищут в потоке радиосигналов, поступающих на Землю, "следы" внеземных цивилизаций. Основателем проекта был астроном Фрэнк Дрейк (Frank Drake), который также создал знаменитую формулу для вычисления количества цивилизаций в галактике, с которыми возможен контакт - уравнение Дрейка.
      Составной радиотелескоп Аллена (Allen Telescope Array, ATA) в Калифорнии, названный в честь одного из основателей Microsoft Пола Аллена, - главный инструмент работы проекта. Первые 42 антенны телескопа были запущены в 2007 году, а всего для поиска внеземной жизни предполагается построить массив из 350 антенн, передает РИА "Новости".

28.04.2011 / 00:05   NASA продлило полет солнечного паруса

Программа полета первого наноспутника NASA с развернутым солнечным парусом площадью 9,29 кв метра продлена с первоначальных 120 дней на несколько месяцев дополнительно.
      Это вызвано тем, что NanoSail-D, совершая витки вокруг Земли, постепенно снижает высоту медленнее, чем было запрограммировано. Об этом сообщило во вторник Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).
      NanoSail-D снизил высоту полета на 45 км с первоначальных 640 км и продолжает снижаться», - уточнил Дин Элхорн из Центра космических полетов NASA им. Маршалла в Хантсвилле (штат Алабама).
      Научная группа, отвечающая за полет наноспутника, прогнозирует, что аппарат войдет в плотные слои атмосферы и сгорит в них через полгода или год с момента запуска - 19 ноября 2010 года.
      Это значит, что у опытных и начинающих астрономов появилось значительно больше времени, чтобы завоевать денежные призы от 100 до 500 долларов. Такое вознаграждение NASA и научное издание Space.com объявили за наиболее красочные снимки наноспутника. Он с 7 марта стал доступен для наблюдения невооруженным глазом с поверхности Земли. С территории Северной Америки NanoSail-D можно будет сфотографировать с 27 апреля в течение 10-14 дней.
      Конкурс проводится в целях стимулирования интереса астрономов и широкой публики к революционной технологии перемещения спутника. Парус использует давление солнечного света (поток фотонов) на зеркальную поверхность для приведения аппарата в движение.
      NanoSail-D массой 3,9 кг и еще пять микроспутников различного назначения были доставлены на околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя «Минотавр-4». Ее запуск состоялся осенью прошлого года со стартового аэрокосмического комплекса, расположенного на одном из островов штата Аляска. Американцам понадобилось два месяца, чтобы заставить NanoSail-D отстыковаться от более крупного спутника-носителя, развернуть солнечный парус и приступить к испытанию в космосе новой технологии, передает ИТАР-ТАСС.

28.04.2011 / 00:05   Найдена причина взрыва самой знаменитой сверхновой

Астрономы наконец выяснили причину, по которой взорвалась самая знаменитая сверхновая под названием Тихо (ее назвали в честь Тихо Браге, открывшего ее в 1572-м году).
      Образование сверхновой – конечный этап жизни звезды. Взрыв происходит, когда в ее центре выгорело все термоядерное горючее. Но не все звезды умирают от старости – некоторые взрываются преждевременно, из-за того, что их вес превысил некий предел, что-то вроде критической массы для атомной бомбы, только в звездных масштабах. Именно это, судя по спектру Тихо, и произошло с создавшей ее звездой. Ученые предложили две версии происшедшего, но не могли выбрать из них верную.
      По одной из них взрыв произошел в результате столкновения двух белых карликов. По второй все происходило менее драматично: у белого карлика, породившего эту сверхновую, был компаньон, звезда наподобие Солнца. Компаньон приблизился к белому карлику на опасное расстояние, и тот своей гравитацией стал вытягивать из него звездное вещество. И вытянув слишком много вещества, взорвался.
      В первом случае от столкнувшихся звезд не осталось бы и следа. Во втором оставалась надежда заметить покалеченную взрывом звезду-компаньона. Ученые склонялись ко второй версии, поскольку в окрестностях Тихо была обнаружена звездочка, которая двигается значительно быстрее своих соседок – она вполне могла оказаться той самой звездой-компаньоном.
      Окончательно разрешить тайну рождения Тихо помогли китайские астрономы. Снимки останков сверхновой, сделанные по их инициативе космическим гамма-телескопом "Чандра", подтвердили версию каннибализма. На рентгеновской картинке останков ясно была видна дугообразная яркая область, могла быть ничем иным, как материалом выбитым из звезды-компаньона ударной волной и принявшим форму дуги.
      Учитывая данные, полученные "Чандрой" и нынешнее положение предполагаемой звезды-компаньона, ученые рассчитали, что в момент взрыва эта звезда должна была находиться от взорвавшегося белого карлика на расстоянии 14 млн км, более чем в десять раз ближе, чем мы от Солнца, пишет R&D.CNews.

28.04.2011 / 00:05   В Челябинске появилась мемориальная доска космонавту-испытателю Юрию Шефферу

В Челябинске появилась мемориальная доска Герою России, заслуженному летчику-испытателю Юрию Шефферу. Мероприятие было приурочено 50-летию со дня первого полета человека в космос.
      Как передает корреспондент «Нового Региона», доска была установлена 23 апреля на школе № 92, в которой учился Юрий Шеффер. Окончив школу, он работал электрослесарем-монтажником в Челябинском специализированном монтажном управлении. За это время получил право пилотирования самолета Як-18, вертолета Ми-1 и планеров в местном аэроклубе. Окончил Качинское Высшее военное авиационное училище летчиков и шесть лет служит в нем инструктором. В ноябре 1985 года был зачислен кандидатом в группу космонавтов. Через год, пройдя учебу в центре подготовки космонавтов, стал космонавтом-испытателем.

28.04.2011 / 00:05   В Королеве выпущена памятная медаль в честь 50-летия первого полета человека в космос

Памятную медаль «50 лет полёта в космос Юрия Гагарина» учредили в Королёве, сообщают "Ежедневные новости - Подмосковье". Медаль посвящена жителям города Королёва, обеспечившим прорыв человечества в космос. Эта награда будет вручаться сотрудникам предприятий ракетно-космической отрасли, научно-промышленного комплекса. На лицевой стороне медали изображены Юрий Гагарин в шлеме, космический корабль «Восток», в нижней части выбита рельефная надпись «1961 – 2011». Барельефы медали символизируют этапы развития отечественной пилотируемой космонавтики.

28.04.2011 / 00:05   Мусабаев не согласен с акционированием Байконура

Глава Национального космического агентства (Казкосмос) Талгат Мусабаев не получал от главы Роскосмоса Анатолия Перминова официальных документов об “акционировании” космодрома Байконур. Об этом он заявил в ходе онлайн-конференции в студии портала «BNews.kz».
      «Я, например, об этом (акционировании Байконура) вообще не слышал. Такого права юридического у Российской Федерации нет, потому что космодром Байконур - это суверенная территория Казахстана и собственность республики, он сдан в аренду», - сказал Т.Мусабаев.
      «Никаких акций вообще нет на Байконуре на сегодняшний день. О каком акционировании вообще может идти речь? Если касается вопроса космодрома Байконур, он (глава Роскосмоса Анатолий Перминов - прим.агентства) официально должен был мне прислать бумагу или хотя бы мне позвонить. Ни звонков, ни бумаг официальных от Роскосмоса, тем более от Перминова - не было», - заключил он.

28.04.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 28 апреля 2011 г.

28 апреля исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) военного спутника "Космос-409" ("Сфера").

28 апреля исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-815" ("Зенит-4МК").

28 апреля исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника "Космос-816" ("Тайфун-2"), предназначенного для калибровки наземных радаров.

28 апреля исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-1268" ("Зенит-6У").

28 апреля исполняется 20 лет (1991) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по программе STS-39 корабля многоразового использования с астронавтами Майклом Коутсом (Michael Coats), Гийоном Блуфордом (Guion Bluford), Ллойдом Хаммондом (Lloyd Hammond), Грегори Харбо (Gregory Harbaugh), Ричардом Хибом (Richard Hieb) и Чарльзом Вичем (Charles Veach) на борту. Полет проходил по программе Министерства обороны США.

28 апреля исполняется 10 лет (2001) со дня запуска с космодрома Байконур космического корабля "Союз ТМ-32" с космонавтами Талгатом Мусабаевым, Юрием Батуриным и Деннисом Тито (Dennis Tito) на борту. Полет в космос первого туриста.

28 апреля исполняется 5 лет (2006) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") метеорологических спутников Cloudsat и Calipso.

27.04.2011 / 17:27   "Прогресс М-10М" - на орбите

В 13:14 UTC (17:14 мск) грузовой транспортный корабль успешно отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту с параметрами:
      • минимальная высота над поверхностью Земли – 193,83 километра;
      • максимальная высота над поверхностью Земли – 245,91 километра;
      • период обращения – 88,62 минуты;
      • наклонение – 51,64 градуса.
      Стыковка корабля и станции запланирована на 29 апреля в 14:29 UTC (18:29 мск) + 3 мин.

27.04.2011 / 17:07   С Байконура стартовала РН "Союз-У" с кораблем "Прогресс М-10М"

27 апреля 2001 года в 13:05:21 UTC (17:05:21 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий Роскосмоса выполнен пуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У) с грузовым транспортным кораблем "Прогресс М-10М".
      Корабль должен доставить на МКС 2645 кг грузов, в числе которых запасы топлива, кислорода, вода, продукты питания, оборудование для российских научных экспериментов. Также "Прогресс М-10М" привезёт грузы для американского сегмента МКС.

27.04.2011 / 15:52   На СК «Союз» во Французской Гвиане идет подготовка к «сухому» вывозу

В Гвианском космическом центре идет интенсивная подготовка к проведению наземной квалификации стартового комплекса "Союз" во Французской Гвиане.
      Специалисты предприятий и организаций Роскосмоса (ФГУП «ЦЭНКИ», ОАО «ЦСКБ-Прогресс» и др.) продолжают работы по подготовке технологического оборудования к "сухому" вывозу ракеты-носителя "Союз-СТ-Б", намеченному на 29 апреля с.г.
      «Сухой» вывоз подразумевает комплексные проверки всех систем РН и СК и отработку всех предстартовых операций, кроме заправочных.
      Сегодня запланирована проверка рельсовой системы, которая связывает СК, монтажно-испытательный комплекс РН «Союз-СТ-Б» и место, где установлена мобильная башня обслуживания (МБО), служащая для интеграции полезных нагрузок на РН в вертикальном положении, а также для защиты изделия и персонала от осадков, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

27.04.2011 / 07:42   «Индевор» готовится к последнему полёту

На стартовой площадке Космического центра имени Дж. Кеннеди продолжается подготовка к запуску корабля «Индевор» (STS-134). Основной целью его полёта является доставка и установка на американском сегменте Международной космической станции альфа-магнитного спектрометра AMS-2 и внешней грузовой платформы ELC-3.
      Вчера на космодром прибыл экипаж шаттла, в составе которого шестеро астронавтов: Марк Келли, Грегори Джонсон, Майкл Финк, Роберто Виттори, Эндрю Фёйстел и Грегори Шамитофф. В ходе 13-суточного полёта им предстоит выполнить четыре выхода в открытый космос и провести необходимые работы по обслуживанию и дооснащению МКС.
      По официальной информации НАСА, запуск корабля «Индевор» STS-134 запланирован на 29 апреля в 23 часа 48 минут по московскому времени (19:48 GMT), сообщает пресс-служба ЦУПа.

27.04.2011 / 07:42   Россияне на МКС приступили к выращиванию "Кулоновского кристалла" в условиях невесомости

Бортинженер из экипажа МКС Андрей Борисенко 26 апреля начал на орбите первую в этом году сессию эксперимента "Кулоновский кристалл". Сессия продлится три дня, каждый день на эти исследования бортинженеру МКС-27/28 Борисенко выделяется по одному часу, сообщили корр. ИТАР-ТАСС в подмосковном Центре управления полетами /ЦУП/.
      "Наша цель - изучить особенности управления дисперсными материалами с помощью магнитного поля, - пояснил ранее ИТАР-ТАСС научный руководитель программы исследований, академик РАН Владимир Фортов. - Это направлено на разработку новых перспективных источников тока на основе солнечных батарей".
      Кулоновским или плазменным кристаллом называют систему, в которой частицы под воздействием сильного электростатического поля выстраиваются в пространстве определённым образом. Образуется упорядоченная структура, где частицы располагаются по узлам как атомы в кристаллической решётке. Изменяя параметры разряда, можно влиять на форму облака частиц и даже наблюдать переход из кристаллического состояния в жидкость, а затем в газ. Дальнейшему изучению плазменных кристаллов на Земле мешает сила тяжести, отметил учёный. Поэтому было решено начать эксперименты в космосе, в условиях микрогравитации.
      Эксперимент "Кулоновский кристалл" - продолжение на новой аппаратуре тех исследований по образованию упорядоченных плазменно-пылевых структур в невесомости под действием солнечного света, которые проводились ещё в 1998 году на российском орбитальном комплексе "Мир". По словам Фортова, у этих исследований есть и большая практическая перспектива. "Структуры макрочастиц в плазме - хороший инструмент и для прикладных задач, связанных с микроэлектроникой. В частности, с удалением нежелательных частиц пыли при производстве микросхем, с конструированием и синтезом нанокристаллов, с разработкой новых высокоэффективных источников света, а также созданием электрических ядерных батарей и лазеров, рабочим телом в которых являются частицы радиоактивного вещества", - сказал ученый.

27.04.2011 / 00:05   Россия не откажется от пилотируемых полетов после завершения работы МКС

Россия не откажется от пилотируемых полетов после завершения работы Международной космической станции, заявил сегодня статс-секретарь - заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов. Он принимал участие в выездном заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, посвященном проблемам и перспективам развития космической отрасли в РФ, передает ИТАР-ТАСС.
      "По решению всех участников программы МКС ее работа будет продлена до 2020 года, напомнил Давыдов журналистам. - В дальнейшем судьбу станции будем решать все вместе". "Но после того, как МКС прекратит свое существование, мы не бросим пилотируемые полеты", - заверил он.

27.04.2011 / 00:05   Роскосмос пока не планирует полетов на Марс и Луну

По словам статс-секретаря-заместителя руководителя Федерального космического агентства России Виталия Давыдова, Роскосмос пока не располагает конкретными программами по полету на Луну и Марс, передает РИА Новости.
      "Конкретных программ сейчас нет, есть отдельные концепции и предложения, подготовленные нашими специалистами", - отметил он.

27.04.2011 / 00:05   Роскосмос объявил конкурс на создание разгонного блока для "Ангары"

Роскосмос объявил конкурс на создание кислородно-водородного разгонного блока для ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" в части работ 2011 года, говорится в сообщении на сайте агентства.
      Цена контракта - 500 миллионов рублей, сроки его выполнения - июнь-декабрь 2011 года. Финансирование проекта будет осуществляться из федерального бюджета.
      Прием заявок на участие в конкурсе будет проводиться с 27 апреля по 27 мая. Заявки будут рассмотрены 31 мая, итоги конкурса подведут 3 июня, сообщает РИА "Новости".

27.04.2011 / 00:05   Новый телескоп отследит космический мусор

Телескоп для наблюдения за космическим мусором и предупреждения о сближении его со спутниками разработало американское Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA).
      Наблюдение за космическим мусором ведется уже давно: угроза с его стороны слишком реальна, чтобы ее игнорировать. На сегодняшний день зарегистрировано порядка 22 тыс. искусственных объектов, которые вращаются вокруг Земли: от обломков космических аппаратов и потерянных астронавтами сумок с инструментами до спутников. Их число, как считают специалисты, может утроиться в ближайшие 20 лет, поэтому существующие каталоги нуждаются в постоянном обновлении.
      Задача нового телескопа SST (Space Surveillance Telescope) – сканировать небо быстрее, чем любой другой телескоп того же размера, выявлять новые объекты, а также фиксировать опасные сближения спутников с космическим мусором и между собой. Даже сантиметровый обломок, летящий на большой скорости, может вывести из строя спутник погоды, связи или, например, системы раннего предупреждения ракетных нападений.
      Телескоп разрабатывался 9 лет и обошелся американскому бюджету в 110 млн долл. В основном он будет сосредоточен на областях, где расположены спутники на геостационарных орбитах – свыше 35 тыс. км от Земли.
      Система зеркал 3,5-метрового объектива SST обеспечивает широкий угол обзора, который позволяет подключенному оборудованию сканировать небо несколько раз за ночь, пополнять каталог космического мусора и вычислять траектории его движения. Телескоп способен фиксировать объекты с минимальным свечением и работает быстрее, чем существующие телескопы "Сети космических наблюдений" (Space Surveillance Network).
      Первые изображения SST получил в феврале 2011 года, сейчас он проходит испытания и настройку для включения в "Сеть космических наблюдений". Если испытания будут пройдены, SST готов встать на дежурство в течение шести месяцев. Результаты его работы оценит Космическое командование ВВС США: если SST покажет себя значительно лучше существующих телескопов, по всему миру будут поставлены аналогичные устройства для наблюдения всей небесной сферы.
      К сожалению, военные не предусматривают доступа исследователей к телескопу для проведения научных экспериментов. "Если мы хотим получить максимальную отдачу от него, мы действительно должны оставить его в качестве ресурса "Сети космических наблюдений", – объяснил позицию ВВС Джозеф Гэмбрелл (Joseph Gambrell) из Космического командования ВВС. – Но часть данных может быть размещена на веб-сайте Стратегического командования и исследователи могли бы получить дополнительные данные по запросу", пишет R&D.CNews.

27.04.2011 / 00:05   Кору Земли изучают с помощью GPS

Ученые из Калифорнийского технологического института нашли способ изучать строение земного шара на глубину более 200 км.
      Для большинства людей система глобального позиционирования (GPS) является не более чем высокотехнологичной заменой традиционных бумажных карт. Однако GPS способна делать удивительные вещи, например давать информацию о внутренней структуре Земли.
      До сих пор лучшим способом исследования внутренней структуры нашей планеты было измерение геологических свойств, таких как плотность и упругость, с помощью сейсмических волн и лабораторных экспериментов. Данная методика очень чувствительна к конкретной комбинации этих свойств, которые определяют скорость прохождения сейсмических волн сквозь породы. Однако с помощью сейсмологии можно изучать только отдельные эффекты, связанные с изменением плотности или упругости.
      Американские ученые нашли совершенно новый способ измерения реакции земной коры на давление прилива - для высокоточного и непрерывного измерения ее движений исследователи установили приемники GPS по всей западной части США. Данные с приборов позволяют наблюдать перемещение земной поверхности даже на один миллиметр.
      Ученые надеются, что новая методика позволит лучше понять свойства астеносферы, пластичного слоя верхней мантии ниже земной коры. Благодаря данным GPS уже удалось создать одномерные модели реакции Земли на суточные приливы в западной части США. Модели позволяют лучше понять процесс тектоники плит и изучить изменения в плотности Земли от поверхности до глубины около 400 км. К настоящему моменту исследователи обнаружили, что плотность астеносферы под западной частью Соединенных Штатов и восточной частью Тихого океана является аномально низкой по сравнению с глобальным средним показателем.
      Вариации плотности могут быть вызваны изменениями в химическом составе материала, наличием расплава или последствиями теплового расширения, в результате которого плотность материала уменьшается.
      Ученые в восторге от нового научного инструмента, который позволяет с помощью несложных ежедневных измерений сантиметровых подвижек земной коры, наблюдать изменения плотности Земли на глубине до 220 км. Они надеются, что GPS поможет понять процессы зарождения и развития землетрясений и извержений вулканов.
      В перспективе команда исследователей надеется на глобальный охват "сейсмическими" GPS-приемниками, что может потребовать временного развертывания оборудования в сейсмически спокойных регионах. Также, следующим шагом будет создание 3D-моделей структуры Земли и объединение новой GPS-технологии с более традиционными сейсмическими методиками, пишет R&D.CNews.

27.04.2011 / 00:05   Успешный пуск "Синевы"

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Екатеринбург» во вторник произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева», сообщил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков.
      «Пуск осуществлен из акватории Баренцева моря с борта АПЛ «Екатеринбург» из подводного положения. В расчетное время боевые блоки ракеты «Синева» достигли полигона Кура на Камчатке», – сказал представитель Минобороны. По его словам, пуск произведен по плану проверки надежности морских стратегических ядерных сил, сообщает "Интерфакс".

27.04.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 27 апреля 2011 г.

27 апреля исполняется 50 лет (1961) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) научно-исследовательского спутника Explorer-11.

26.04.2011 / 18:53   "Прогресс М-09М" затонул в Тихом океане

Грузовой космический корабль "Прогресс М-09М", который в течение нескольких дней выступал летающим инструментом для изучения ионосферы, был успешно сведен с орбиты, сообщает РИА "Новости".
      Основная часть корабля сгорела при входе в плотные слои атмосферы, а тугоплавкие фрагменты упали в несудоходном районе Тихого океана. Глубина океана в этом регионе составляет свыше 4 километров.

26.04.2011 / 07:46   Экипаж "марсианской" экспедиции неделю работал без связи с Землей

Моделирование нештатной ситуации, имитирующей высокую степень автономности экипажа, завершилось в рамках эксперимента «Марс-500».
      Примерно неделю назад экипаж "потерял" связь с ЦУПом. Шести участникам эксперимента было сообщено, что в связи с перебоями со связью не будут работать коммуникационные сети.
      На время моделирования этой нештатной ситуации наземные службы поддержки прекратили передачу экипажу радиограмм, видеосообщений, личных писем и информационных новостных блоков. Также была отключена телемедицинская система. Однако, в целях обеспечения безопасности экипажа, не отключалась аварийная связь и камеры видеонаблюдения.
      В течение недели экипаж самостоятельно составлял распорядок дня и принимал решения по реализации программы эксперимента. В качестве методов исследования реакций экипажа и ЦУП на данную нештатную ситуацию были использованы индивидуальные актиграфы, видеонаблюдение и анкетирование.
      Вчера вечером моделирование нештатной ситуации завершилось, сообщает пресс-служба ИМБП.

26.04.2011 / 07:46   Вышла в свет книга «Самарские ступени «семерки»

ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» издана книга «Самарские ступени «семерки», представляющая читателям историю развития и модернизации легендарной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.
      В составе авторского коллектива – генеральный директор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» А.Н. Кирилин, генеральный конструктор Р.Н. Ахметов, главный инженер С.В. Тюлевин, заместители генерального конструктора А.Д. Сторож и С.И. Ткаченко, и другие сотрудники самарского ракетно-космического центра.
      Книга посвящена самарскому периоду развития и модернизации, созданной в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева ракеты-носителя Р-7, легендарной «семерки», открывшей человечеству дорогу в космос. В издании приведены исторические документы, с которых только недавно снят гриф «секретно», уникальные фотографии, воспоминания ветеранов – разработчиков ракет, сообщает пресс-служба "ЦСКБ-Прогресс".

26.04.2011 / 00:05   РВСН: около 90 образцов нового оружия испытают в "Капустином Яре"

Минобороны РФ планирует испытать в этом году на полигоне "Капустин Яр" около 90 образцов вооружения, сообщил журналистам в понедельник в Москве официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по РВСН полковник Вадим Коваль, передает РИА "Новости".
      В настоящее время в структуре полигона Капустин Яр существуют четыре основных научно-испытательных подразделения вооружения и военной техники (ВВТ) РВСН, ПВО ВВС, ПВО Сухопутных войск и Ракетных войск и артиллерии, центр измерений и математической обработки информации, а также испытательный полигон противоракетной обороны "Сары-Шаган", дислоцированный в Казахстане.
      "В 2011 году на Государственном центральном межвидовом полигоне Министерства обороны РФ (полигон "Капустин Яр", Астраханская область) планируется испытать около 90 образцов вооружения по более чем 200 испытательным темам", - сказал Коваль.
      Полигон участвует в создании образцов вооружения на основных этапах жизненного цикла, решая задачи от рассмотрения эскизных и технических проектов, разработки программ и методик испытаний до оценки характеристик образцов и эффективности их боевого применения.
      В 2010 году на полигоне "Капустин Яр" завершены испытания более 20 образцов вооружения и военной техники, в том числе ракетного комплекса оперативно-тактического назначения "Искандер-М", зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С", зенитных ракетных комплексов "Тор-М2" и "Бук", зенитных ракетных систем С-300 и С-400, реактивных систем залпового огня "Смерч", а также проведены очередные испытания боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет и другой техники.
      "В ходе решения этих задач в 2010 году на полигоне проведено более 350 пусков ракет, мишеней, реактивных снарядов и облетов авиацией. Обеспечена работа специалистов военных ведомств делегаций Алжира, Азербайджана, Белоруссии, Вьетнама, Мьянмы и Венесуэлы", - сказал Коваль.

26.04.2011 / 00:05   В Москве прошел слет юных космонавтов, посвященный 50-летию полета Юрия Гагарина

В Москве в концертном зале им. С. П. Королева Телевизионного центра «Останкино» в понедельник прошел первый торжественный слет юных космонавтов, приуроченный к 50-летию первого полета человека в космос и Году российской космонавтики. В нем приняли участие воспитанники и учащиеся детских домов, юные победители творческих конкурсов, посвященных космонавтике, студенты и школьники – авторы исследовательских работ по тематике освоения космоса, представители Федерального космического агентства и предприятий отрасли, российские космонавты.
      Участников слета поприветствовали представитель Администрации Президента В.И.Жигулин, народный артист России, кинорежиссёра, депутата Мосгордумы Е.В.Герасимова. Пресс-секретарь Роскосмоса А.А.Воробьев и летчик-космонавт Герой России М.В.Сураев вручили удостоверения новым членам отряда юных космонавтов.
      Во время слета прошла церемония награждения победителей ежегодного конкурса исследовательских работ и художественного творчества «Россия и космос глазами детей». Первый приз конкурса получило исследование «Экономические перспективы освоения космоса» Андрея Янковского из Подмосковья.
      В завершении мероприятия состоялась церемония награждения орденом «Слава России». Международная награда присуждается за деятельность, направленную на обеспечение сохранения и развития национальных приоритетов, содействие укреплению и сохранению мира на земле, дружбы и согласия между народами, выдающиеся заслуги в защите Отечества, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании и просвещении, развитие лучших традиций отечественного предпринимательства, благотворительности и меценатства.
      Почетную награду сегодня получили летчики-космонавты А.П.Александров, дважды Герой Советского Союза, и М.В.Сураев, Герой России, представитель Администрации Президента В.И.Жигулин, победители конкурса «Россия и космос глазами детей», члены отряда юных космонавтов и другие, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

26.04.2011 / 00:05   SpaceX пообещала слетать на Марс через 10-20 лет

SpaceX самостоятельно доставит человека на Марс в ближайшие 10-20 лет. Об этом заявил руководитель компании Элон Маск (Elon Musk) в интервью The Wall Street Journal.
      "Первого человека, скорее всего, мы отправим в космос в ближайшие три года. Я думаю, мы дойдем до самого Марса. Займет это в лучшем случае 10 лет, а в худшем 15-20," - заявил Маск. Он также отметил, что цель компании - создать средства для транспортировки людей и грузов на другие планеты, а уж желающие, по его мнению, найдутся.
      Недавно компания представила самую мощную их своих ракет - Falcon Heavy. Это самый грузоподъемный носитель из существующих в настоящее время ракет - на низкую опорную орбиту (200 километров) Falcon выводит до 53 тонн полезного груза. По этому показателю он опережает американскую Delta IV (22,9 тонны), российскую "Протон" (22 тонны) и европейскую Ariane (21 тонна).
      Компания SpaceX стала первой в мире частной компанией, которой удалось самостоятельно запустить в космос космический аппарат. 9 декабря 2010 года ракета-носитель вывела на орбиту капсулу Dragon, которая сделала два витка вокруг Земли.
      Кроме этого, компания стала одной из четырех, получивших от NASA деньги (на все компании - 270 миллионов долларов) на разработку космического транспорта, способного доставлять человека в космос. Примечательно, что в пятницу, 22 апреля 2011 года, стало известно, что Роскосмос запретил стыковку частных космических кораблей, производимых компанией SpaceX, с МКС до тех пор, пока их надежность не будет подтверждена демонстрационным полетом, пишет Lenta.ru.

26.04.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 26 апреля 2011 г.

26 апреля исполняется 85 лет (1926) со дня рождения Владимира Сергеевича Варенникова, специалиста в области ЖРД в КБ Химмаш им. А.М. Исаева, разработчик ТДУ для КК «Восток», «Восход» и КТДУ для КА «Луна», к.т.н., лауреата Гос. премии.

26 апреля исполняется 80 лет (1931) со дня рождения Марка Ароновича Рудиса, нач. расчетно-исслед. Отдела КБХА (1965-1975 гг.), лауреата Гос. премии.

26 апреля исполняется 75 лет (1936) со дня рождения Владимира Леонтьевича Иванова, генерал-полковника, начальника полигона «Плесецк» (1979-1984 гг.), председателя Гос. комиссии пилотируемых космических полетов (1991-1996 гг.), командующего Военно-космическими силами РФ (1992-1996 гг.). Ныне - зам. директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

26 апреля исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) военного спутника "Космос-116" (ДС-П1-Ю № 6).

26 апреля исполняется 5 лет (2006) со дня запуска в Китае спутника ДЗЗ Yaogan 1.

25.04.2011 / 14:57   Итоги конкурса на выполнение ОКР для ядерного двигателя объявят 27 мая

Итоги конкурса на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) в рамках создания нового космического ядерного двигателя подведут 27 мая текущего года, говорится в материалах на сайте Роскосмоса.
      Ядерная энергоустановка мегаваттного класса создается для корабля, предназначенного для дальних космических полетов. Проектирование самого корабля, как сообщал ранее Перминов, скорее всего, будет поручено специалистам РКК "Энергия". Эскизный проект ядерного двигателя будет готов к 2012 году, после этого на разработку проекта потребуется 17 миллиардов рублей на девять лет.
      Ведомство 22 апреля объявило конкурс на разработку ядерной энергодвигательной установки (ЯРДЭУ) большой мощности для межорбитального буксира, многофункциональной платформы на геостационарной орбите и межпланетных космических аппаратов.
      Цена контракта составляет 805 миллионов рублей, сроки выполнения - 2011-2015 годы. Работы по контракту будут финансироваться за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Заявки на конкурс принимаются с 23 апреля.
      Как говорится в конкурсной документации, контракт предусматривает разработку технического предложения по созданию стендового (с тепловым имитатором ядерного реактора) образца ядерной энергодвигательной установки, разработку эскизного проекта стендового образца ЯЭРДУ, разработку конструкторской и технологической документации на опытные образцы составных частей стендового образца и базовых элементов ЯЭРДУ, разработку технологических процессов и подготовку производства для изготовления опытных образцов составных частей стендового образца и базовых элементов ЯЭРДУ, изготовление стендового образца и проведение его экспериментальной отработки, передает РИА "Новости".

25.04.2011 / 14:57   Самая большая экзопланета оказалась сверхзвуковым магнитом

Астрономы выяснили, что одна из самых больших известных ученым экзопланет - WASP-12b - обладает магнитосферой и создает перед собой ударную волну. Свои выводы ученые представили на встрече Королевского астрономического общества, которая проходит в в городе Лландидно в Уэльсе.
      Об открытии WASP-12b было объявлено первого апреля 2008 года. Эта планета, радиус которой составляет около 1,8 радиуса Юпитера, находится очень близко к своей звезде - их разделяет всего 3,4 миллиона километров (для сравнения, расстояние между Землей и Солнцем составляет около 150 миллионов километров). Температура на поверхности WASP-12b колеблется в районе 2,2 тысячи градусов Цельсия, а один оборот вокруг светила планета совершает за 26 часов.
      Авторы новой работы наблюдали WASP-12b при помощи телескопа "Хаббл". Ученые смотрели, как планета проходит по диску своей звезды - анализируя получаемые данные по затенению яркости светила можно установить, например, радиус планеты и высоту ее орбиты. Ученые выяснили, что излучение звезды сначала затеняется в ультрафиолетовой части спектра. Авторы предположили, что этот эффект может быть связан с тем, что планета, движущая сквозь летящий от звезды поток частиц, создает ударную волну.
      Ученые рассчитали, каково должно быть расстояние от передней границы ударной волны до поверхности планеты, и определили, что оно превышает четыре радиуса WASP-12b. Специалисты заключили, что на такой дистанции поток заряженных частиц может удерживаться магнитным полем планеты. Земное магнитное поле защищает планету и ее обитателей от губительного воздействия летящих от Солнца частиц. На WASP-12b живые существа земного типа существовать не могут, однако новые данные расширяют представления ученых о свойствах экзопланет и расширяют диапазон планет, могущих быть потенциально обитаемыми, пишет Lenta.ru.

25.04.2011 / 10:31   РН "Союз-У" с кораблем "Прогресс М-10М" вывезена на стартовую площадку

Утром 25 апреля на космодроме Байконур выполнена операция по транспортировке ракеты-носителя "Союз-У" с кораблем "Прогресс М-10М" из МИК на 112-й площадке на 1-ю площадку. Носитель установлен в ПУ № 5. Запуск планируется выполнить 27 апреля 2011 года.

25.04.2011 / 07:45   Герой России Александр Скворцов считает вопрос защиты от радиации главным при полете на Марс

Первый полет человека на Марс станет возможным, как только будет решен вопрос максимальной защиты космонавтов от радиации, такое мнение высказал Герой России, космонавт Роскосмоса Александр Скворцов во время визита в Томск, передает РИА "Новости".
      Скворцов прибыл в Томск 22 апреля для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 50-й годовщине полета Юрия Гагарина в космос. В пятницу космонавт посетил научно-производственный центр "Полюс", деятельность которого напрямую связана с разработкой и изготовлением сложной технологической начинки для космической техники. Кроме того, Скворцов встретился с руководством города и председателем областной думы. В субботу Герой России открыл массовую городскую спортивно-игровую эстафету "Космические старты" и встретился с лидерами молодежных организаций Томска.
      Отвечая на вопрос молодых томичей об осуществления первого полета человека на Марс, Скворцов отметил, что прежде необходимо решить вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья космонавтов.
      "На Марс хоть сейчас, просто этот полет займет годы, в среднем - два года. Надо решить вопрос защиты космонавтов от радиации. Мы тоже получаем хорошую дозу за полугодовой полет, кто-то меньше, кто-то больше - зависит от солнечной активности. У всех у нас дозиметры, следим, контролируем. Думаю, понимание долговременной защиты (вместо имеющейся единовременной) без вреда для организма со временем придет. Все будет", - сказал Скворцов.

25.04.2011 / 07:41   Врачи разрешили конгрессвуман Гиффордс присутствовать при старте Endeavour

Конгрессвуман Габриэль Гиффордс (Gabrielle Giffords), пострадавшая во время стрельбы в аризонском городе Тусон 8 января, будет присутствовать при последнем запуске шаттла Endeavour, передает CNN.
      Как сообщил ее супруг – американский астронавт Марк Келли (Mark Kelly), назначенный командиром экипажа челнока, – врачи разрешили Гиффордс покинуть госпиталь и прибыть на космодром.

25.04.2011 / 00:05   Принято решение о вывозе РН "Союз-У" с кораблем "Прогресс М-10М" на старт

В воскресенье вечером на 254-й площадке космодрома Байконур состоялось заседание Технического руководства и Государственной комиссии, рассмотревших вопросы о подготовке к запуску грузового транспортного корабля "Прогресс М-10М". Принято решение о вывозе РН "Союз-У" с кораблем на стартовую позицию. Операцию транспортировки решено выполнить утром 25 апреля.

25.04.2011 / 00:05   Вышел из строя японский спутник ALOS

21 апреля в 22:30 UTC (22 апреля в 02:30 мск) неожиданно была потеряна связь с японским спутником ДЗЗ ALOS (Advanced Land Observing Satellite). Как сообщает японское космическое агентство JAXA, маловероятно, что спутник удастся восстановить.

25.04.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 25 апреля 2011 г.

25 апреля исполняется 50 лет (1961) со дня рождения бельгийского астронавта Фрэнка Де Винна (Frank De Winne).

25 апреля исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи "Молния-1-03".

25 апреля исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) Транспортного корабля снабжения (ТКС) в беспилотном варианте. Официально было сообщено о запуске спутника "Космос-1267".

25 апреля исполняется 5 лет (2006) со дня запуска с космодрома Свободный (Россия) израильского спутника ДЗЗ EROS-B.