19.05.2011 / 16:48   При старте "Индевор" получил повреждения

NASA тщательно присматривается к повреждениям черной термопанели на нижней части фюзеляжа космического шаттла Endeavour, сообщает Associated Press.
      Выбоины и трещины были замечены на фотографии, сделанной непосредственно перед стыковкой Endeavour с МКС. Шаттл сделал медленный переворот, в связи с чем камеры космической станции успели захватить все признаки повреждения корпуса.
      Представитель NASA Лерой Кейн официально заявил, что нет причин для беспокойства. Он отметил, что эксперты продолжают оценивать ущерб. При необходимости астронавты будут использовать специальную технику, чтобы провести лучшее обследование шаттла, пишет "Газета.ру".

19.05.2011 / 16:48   Число "бездомных" планет вдвое превысило число звезд

Количество "бездомных" планет - то есть планет, не обращающихся вокруг какой-либо звезды, может вдвое превышать количество собственно звезд. Такой вывод сделала группа астрономов, искавшая внесолнечные планеты методом микролинзирования. Свои выводы ученые представили в статье в журнале Nature, а коротко они описаны на портале ScienceNOW.
      За последние несколько лет астрономы обнаружили более 1,2 тысячи экзопланет, причем большинство из них обращаются вокруг какой-либо звезды. Однако во Вселенной существуют так называемые планеты-бродяги - ученые до конца не уверены в их происхождении, но большинство специалистов сходятся на том, что такие объекты были выбиты со своей орбиты вокруг светила при столкновениях с другими планетами или под воздействием их гравитации.
      Чаще всего ученые ищут экзопланеты, наблюдая за изменением яркости светила, когда такая планета проходит по его диску, или же отслеживая колебания звезды, вызываемые гравитационным воздействием планет. Авторы новой работы использовали другой метод, известный как микролинзирование, и позволяющий находить планеты-бродяги. Этот метод основан на предсказанном в рамках общей теории относительности (ОТО) эффекте увеличения яркости света, идущего от далекой звезды, под воздействием гравитации какого-либо массивного тела - например, планеты или звезды.
      Ученые в течение двух лет наблюдали 50 миллионов звезд в Млечном Пути при помощи 1,8-метрового телескопа MOA-II в новозеландской обсерватории Маунт Джон и 1,3-метрового телескопа Варшавского университета в обсерватории Лас-Кампанас в Чили. Исследователи зарегистрировали 474 случая увеличения яркости, и 10 из них были достаточно слабыми для того, чтобы их причиной являлись не звезды или коричневые карлики, а планеты размером с Юпитер.
      Ученые провели статистическую обработку полученных данных с учетом того, что обнаружить слабый сигнал сложнее, чем сильный. В итоге они заключили, что количество "бездомных" планет может вдвое превысить количество звезд в Галактике. С полученными авторами цифрами согласны не все их коллеги, однако критики также признают, что новые данные указывают на заметную недооценку числа планет-бродяг во Вселенной, пишет Lenta.ru.

19.05.2011 / 13:34   Астронавты шаттла "Индевор" устанавливают альфа-спектрометр на МКС

Астронавты шаттла "Индевор", пристыковавшегося в среду к Международной космической станции (МКС), устанавливают на станции с помощью двух манипуляторов магнитный альфа-спектрометр (Alpha Magnetic Spectrometer, AMS), предназначенный для изучения состава космических лучей, поиска антиматерии, темной материи и странной материи, сообщает НАСА в своем твиттере в четверг.
      Сначала альфа-спектрометр выгрузили из грузового отсека шаттла с помощью манипулятора, который есть на "Индеворе". Затем этот манипулятор "отдал" AMS в "руки" другого манипулятора - Canadarm2, находящегося на станции.
      Позже экипаж шаттла получил команду освободить альфа-спектрометр от манипулятора шаттла для завершения операции по перемещению AMS на станцию. Завершающий этап будет производиться с помощью манипулятора Canadarm2.
      В настоящее время все готово для установки альфа-спектрометра на станции, отмечает НАСА.
      Цель работы AMS - проверка фундаментальных гипотез строения материи и происхождения вселенной. Магнитный альфа-спектрометр будет установлен на ферменной конструкции станции, передает РИА "Новости".

19.05.2011 / 11:35   На Байконуре идут работы по графику третьего дня

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским спутником «Телстар-14Р» (Telstar 14R).
      Вчера на стартовом комплексе площадки 200 космодрома прошли успешные работы по графику второго стартового дня. Были проведены автономные испытания систем управления ракеты-носителя и разгонного блока, выполнена имитация заправки и проведен набор стартовой готовности.
      Сегодня утром на площадке 200 прошло заседание технической комиссии, на котором подвели итоги двух дней работы и приняли решение о продолжении работ. Сейчас специалисты филиала ФГУП «ЦЭНКИ» - «Космический центр «Южный» и ФГУП «ГКНПЦ имени М.В.Хруничева ведут подстыковку к ракете-носителю заправочных коммуникаций, по которым будет проводиться заправка ракеты компонентами топлива.
      Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским спутником «Телстар-14Р» запланирован на 23 часа 15 минут московского времени 20 мая, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

19.05.2011 / 11:35   «Варяг» вернет на Землю Андреевский флаг

Андреевский флаг со штемпелем Международной космической станции вернет на Землю 24 мая Дмитрий Кондратьев, командир 27-й длительной экспедиции и пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-20». Об этом он сообщил в своем блоге на сайте Роскосмоса.
      Символ позывного «Союза ТМА-20» – «Варяг» - маленькая копия Андреевского флага провела в невесомости с экипажем корабля несколько месяцев.

19.05.2011 / 11:35   Генеральный подрядчик строительства космодрома Байконур - 130-е Управление инженерных работ - отмечает 60-летний юбилей

19 мая 2011 года 60-летний юбилей отмечает ордена Октябрьской Революции 130-е Управление инженерных работ – военно-строительная организация, ставшая генеральным подрядчиком строительства космодрома Байконур, по сути обеспечившая космические старты.
      Первый экспериментальный старт для межконтинентальной ракеты Р-7 был готов уже 15 мая 1957 года. Стартовая позиция получилась настолько надёжной, что до сих пор служит российской и международной космонавтике, вызывая восхищение дерзким конструктивным замыслом. 130-е УИР обеспечивало создание на космодроме инфраструктуры наземных сооружений и коммуникационных систем, строило жильё и социальные объекты. За весь период работы было построено 52 стартовых сооружения, 34 технические позиции, десятки наземных измерительных пунктов, 3 вычислительных центра, 2 аэродрома, 5 посадочных площадок, метеостанция и многие другие объекты. Строились не просто старты – отрабатывалась сама технология сооружения ракетных комплексов. Бесценный опыт строителей космодрома был использован при создании ракетно-ядерного щита страны.
      С 1978 года военные строители обеспечивали создание комплекса наземных сооружений для многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Численность группировки военных строителей тогда составляла 32 тысячи человек. Благодаря их труду, труду монтажников, проектировщиков, наладчиков, ракетчиков все сооружения и коммуникации для МРКС «Энергия-Буран» были сданы в установленные сроки.
      Труд военных строителей Байконура был оценён по заслугам. Многие были отмечены орденами и медалями, а генерал– майор А. Макарычев, майоры А. Березин и Е. Николаев удостоены Золотых Звёзд Героев Социалистического Труда, пишет "Красная звезда".

19.05.2011 / 11:35   Казанские школьники выиграли «серебро» на чемпионате мира по микроспутникам

Казанская команда школьников стала серебряным призером на чемпионате мира по микроспутникам CANSAT, сообщает http://kazan.kp.ru. Первое место заняли хозяева чемпионата – норвежцы.
      Чемпионат проходил на ракетодроме Андойа на Лофотенских островах Норвегии. Участниками соревнований стали сразу три российские команды. Лучшими в итоге оказались представители сборной, сформированной на базе казанского государственного технического университета им.Туполева, сумевшие обойти "коллег" из Москвы и Санкт-Петербурга.
      Название спутников CANSAT образовано от сочетания английский слов «Can» – жестяная банка и «Sat» – спутник. Чемпионат предполагает проведение соревнований по созданию летательных аппаратов, начинка которых умещается в жестяной банке, в каких обычно продают газированные напитки. Благодаря чемпионату школьники и студенты со всего мира могут познакомиться с космическим пространством и спутниками на примере небольшого доступного для понимания проекта.

19.05.2011 / 11:35   Российская академия художеств наградила юных победителей конкурса «Человек и космос»

На заседании президиума Российской академии художеств состоялась торжественная церемония награждения художественных лицеев, училищ, колледжей, а также самих юных художников – победителей конкурса «Человек и космос», посвящённого 50-летию полёта Юрия Гагарина.
      Выставка работ полуфиналистов конкурса прошла в апреле при поддержке Московского художественного института имени В.И. Сурикова и Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Организаторы видели целью конкурса популяризацию культурных достижений нашей страны среди подростков и молодёжи, поддержку одарённых детей и повышение роли изобразительного искусства в нравственном воспитании подрастающего поколения.
      В состав жюри вошли космонавты, известные художники, искусствоведы, ведущие мастера изобразительного искусства. Жюри возглавил президент Российской академии художеств Зураб Церетели. В церемонии награждения приняли участие почётный член РАХ, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт А.А. Леонов и дочь генерального конструктора космических кораблей Н.С. Королёва.
      Призы вручались в 5 номинациях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, инновации. Победителями стали юные таланты из Москвы, Санкт-Петербурга, Житомира, Саратова, Екатеринбурга и других городов России и Украины. Юные художники получили дипломы, наборы художественных материалов и памятные подарки. Они также посетили Галерею искусств Зураба Церетели и Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», сообщает информационная служба Фонда "Русский мир".

19.05.2011 / 11:35   «Космическая симфония» победила в областном конкурсе «Космос» на Сахалине

Имена победителей областного конкурса «Космос» объявили 18 мая в Сахалинском областном художественном музее, сообщает http://www.tia-ostrova.ru. Он был организован сотрудниками музея ко Дню космонавтики весной этого года. Свои работы представили члены Союза художников, художники-самоучки, студенты отделения дизайна Сахалинского колледжа искусств. Призеров определили в нескольких номинациях.
      Победителем конкурса стал Дё Мен Су со своей серией графических работ «Космическая симфония». В качестве главного приза – поездка по «Гагаринским местам» за счет министерства культуры островной области. Константин Колупаев со своим масштабным, ярким полотном победил в номинации «Лучшая работа в живописи». Победу «За верность традициям» присудили Олегу Папузину, лучшая работа в графике - Надежды Антиповой-Тириной, по теме исследования космоса – Де Сон Ена. А Наталья Крушанова за своих кукол из папье-маше завоевала приз в номинации «Лучшая работа в декоративно-прикладном искусстве».
      Кроме того, холмчанка Анна Баранова, недавняя выпускница колледжа искусств победила сразу в двух номинациях. У нее лучшая современная работа и приз зрительских симпатий. Все победители награждены памятными подарками – это палитры, краски, кисти и прочие, необходимые каждому художнику атрибуты для творчества. Выставка «Космос» продолжит свою работу до 1 июня.

19.05.2011 / 11:35   аседание Международной рабочей группы по калибровке и валидации впервые проходит в Москве

В соответствии с планом деятельности Международного комитета по спутниковым наблюдениям Земли (CEOS) 17 мая 2011 г. в г. Москве открылось 33-е заседание Международной рабочей группы по калибровке и валидации (WGCV). Организатором данного мероприятия в России является Федеральное космическое агентство.
      На открытии заседания с приветственным словом от руководства Роскосмоса выступил начальник управления международного сотрудничества Алексей Михайлович Коростелев, от имени ОАО «Российские космические системы» – заместитель генерального директора-главного конструктора Виктор Александрович Селин.
      О состоянии работ в Российской Федерации в области создания системы валидационных подспутниковых наблюдений рассказал начальник отдела целевого применения космических средств наблюдения и комплексов приема информации Роскосмоса Валерий Александрович Заичко.
      Председатель WGCV Грегори Стенсаас (Gregory Stensaas) поблагодарил Федеральное космическое агентство за предоставленную возможность провести очередную встречу в Москве и отличную организацию работы. Он выразил надежду, на тесное сотрудничество и взаимодействие Роскосмоса и Международного комитета по спутниковым наблюдениям Земли.
      В первый день работы группы были заслушаны доклады руководителей подгрупп с отчетами о проделанной работе.
      В заседании Международной рабочей группы по калибровке и валидации приняли участие не только члены рабочей группы из России, Канады, Китая, Бразилии, США и других стран, но и представители Роскосмоса, предприятий ракетно-космической промышленности.
      Работа рабочей группы продлится до 20 мая с.г., сообщает пресс-служба Роскосмоса.

19.05.2011 / 11:35   РФ планирует осуществить в июле три космических запуска с Байконура

Россия в планирует осуществить в июле три космических запуска с космодрома Байконур, сообщил РИА "Новости" источник в ракетно-космической промышленности.
      "Все планы носят предварительный характер и будут уточняться, исходя из реальной обстановки по мере готовности как космических аппаратов, так и ракет-носителей", - подчеркнул собеседник агентства.
      По его словам, на 3 июля запланирован старт модифицированной ракеты-носителя "Союз-2.1а" с разгонным блоком "Фрегат", которая должна вывести на орбиту шесть телекоммуникационных спутников Globalstar-2. Ресурс работы спутников должен составить не менее 15 лет. Новые аппараты в составе низкоорбитальной группировки должны обеспечить абонентов высококачественными услугами беспроводной телефонной связи и передачи данных.
      Пока на 18 июля по-прежнему планируется запуск космической лаборатории "Спектр-Р" ("Радиоастрон") на ракете-носителе "Зенит" с разгонным блоком "Фрегат-СБ". Однако, по данным источника РИА "Новости", этот пуск вполне может быть перенесен на более позднюю дату, что не является критичным. "Радиоастрон" будет изучать процессы внутри активных галактических ядер и около сверхмассивных черных дыр, темную материю, строение и динамику областей звездообразования в нашей Галактике.
      Кроме того, на 20 июля намечен пуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М". Как ожидается, российский носитель тяжелого класса выведет на орбиту телекоммуникационный спутникт ViaSat-1. Спутник массой шесть тонн и сроком активного существования более 15 лет будет работать на геостационарной орбите в точке стояния 115 градусов западной долготы и обеспечивать высокоскоростную широкополосную передачу информации в Ka-диапазоне потребителям в Северной Америке.
      Компания ViaSat сообщала в январе 2011 года, что запуск ViaSat-1 на российской ракете-носителе "Протон-М" с космодрома Байконур был отложен на несколько месяцев из-за повреждения космического аппарата во время транспортировки в процессе испытаний в американской компании Space Systems/Loral (производитель спутника). Отсрочка старта дала дополнительное время, необходимое для ремонта и проверок аппарата. Его изготовитель взял на себя все расходы, связанные с ремонтом и перепроверками спутника.

19.05.2011 / 00:05   Состоялся Совет Главных

18 мая в ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва" под председательством Президента, Генерального конструктора Корпорации В.А. Лопоты состоялось заседание Совета Главных конструкторов по Российскому сегменту (РС) Международной космической станции (МКС).
      Как сообщает пресс-служба Корпорации, на заседании заслушаны доклады и сообщения:       - о ходе подготовки к запуску транспортного пилотируемого корабля (ТПК) "Союз ТМА-02М", а также ТПК "Союз ТМА-20" к завершению полёта;
      - о результатах полёта МКС, программе полёта на предстоящий период, состоянии готовности МКС, Главной оперативной группы управления (ГОГУ) и средств обеспечения полёта к выполнению программы очередной экспедиции МКС-28 и завершению полёта экипажа экспедиции МКС-26/27;
      - о готовности к полёту ракеты-носителя (РН) "Союз-ФГ" для запуска ТПК "Союз ТМА-02М";
      - о готовности стартового комплекса к запуску ракетно-космического комплекса с кораблем "Союз ТМА-02М";
      - о состоянии Американского сегмента МКС и его готовности к очередному этапу полёта;
      - о готовности к предстоящим работам с кораблями "Союз ТМА-02М", "Союз ТМА-20" и МКС средств наземного контура управления (НКУ) и наземной инфраструктуры управления, в том числе о готовности ЦУП-М, наземных измерительных пунктов, комплекса каналов телевидения и средств связи к предстоящим работам с кораблями и МКС;
      - о готовности средств поиска и спасания к выполнению работ по обеспечению посадки корабля "Союз ТМА-20" и запуска корабля "Союз ТМА-02М";
      - о готовности экипажа экспедиции МКС-28 к выполнению предстоящей программы работ на МКС и экипажа МКС 26/27 к спуску;
      - о состоянии здоровья экипажей МКС-26, МКС-27 и МКС-28;
      - о соответствии ТПК "Союз ТМА-02М" техническим заданиям и нормативным документам.
      Совету Главных конструкторов были представлены содоклады, сообщения и заключения главных конструкторов, ответственных представителей организаций и предприятий, участвующих в реализации программы МКС.
      Совет Главных конструкторов принял решение одобрить:
      - предложения РКК "Энергия" по возвращению экипажа экспедиции МКС 26/27 на корабле "Союз ТМА-20" 24 мая 2011 г.;
      - план предстоящих работ по подготовке корабля "Союз ТМА-02М" к запуску 7 июня 2011 г.;
      - предложения по доставке на МКС экипажа очередной экспедиции МКС 28/29 в составе трёх человек и программу работ на РС МКС на ближайший период;
      - программу исследований и экспериментов на этапе экспедиции МКС-28.
      С учётом фактического состояния РС МКС Совет Главных конструкторов принял решение о допуске РС МКС к выполнению программы очередной экспедиции МКС-28.

19.05.2011 / 00:05   Хакер получил доступ к данным со спутника, взломав сервер NASA

Каждый продвинутый пользователь в глубине души мечтает стать хакером. А каждый начинающий хакер мечтает когда-нибудь сломать сервер Пентагона, Microsoft, Oracle или на крайний случай NASA. Румынский хакер, скрывающийся под ником TinKode, уже отметился громким взломом ресурсов Sun и Oracle, что, очевидно, позволяет отнести его к опытным специалистам.
      Судя по утверждениям самого TinKode, опубликованным в микроблоге в Twitter, на сей раз умельцу удалось получить доступ к серверу Центра космических полетов Годдарда Национального аэрокосмического агентства США (NASA Goddard Space Flight Center). Затем в своем основном онлайн-дневнике умелец опубликовал скриншот, который якобы отражает содержимое FTP-сервера NASA. Исходя из доступного общественности снимка экрана, специалист по безопасности Пол Робертс (Paul Roberts) отметил, что показанные папки действительно могут относиться к закрытым данным NASA, в частности, это может касаться программы SERVIR. В рамках указанного проекта орбитальный спутник собирает информацию о стихийных бедствиях, уровне загрязнения окружающей среды, рисках для здоровья и климатических изменениях.
      Реакция официальных представителей NASA не заставила долго ждать. Представитель Космического центра Годдарда Роб Гутро (Rob Gutro) сообщил, что уязвимость в системе безопасности одного из FTP-серверов действительно присутствовала, однако была устранена еще в апреле. Также он сказал, что NASA не обсуждает особенности системы IT-безопасности с посторонними лицами и бдительно следит за поддержанием безопасности на высоком уровне.
      Несмотря на заявление представителя NASA, стоит подчеркнуть, что взлом, похоже, действительно имел место, так как об этом сообщил энтузиаст, которому около двух месяцев назад удалось проникнуть на серверы Европейского космического агентства (ESA), а также компаний Sun и MySQL, пишет 3D-News.

19.05.2011 / 00:05   Дасаев и Черенков сыграют против команды Космических войск

Легендарные спартаковцы Федор Черенков и Ринат Дасаев сыграют в товарищеском футбольном матче между сборной командой Космических войск и ветеранами футбольного клуба "Спартак" (Москва), сообщили в среду журналистам в отделе информационного обеспечения Космических войск.
      Встреча, посвященная 50-летию полета Юрия Гагарина в космос, пройдет в воскресенье, 22 мая, в Москве.
      В состав команды ФК "Спартак", помимо Черенкова и Дасаева, войдут Сергей Шавло и другие футболисты. Право первого удара по мячу будет представлено командующему Космическими войсками генерал-лейтенанту Олегу Остапенко.
      Начало игры, которая будет проведена на стадионе имени Игоря Нетто, в 12.00 мск, сообщает РИА "Новости".

19.05.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 19 мая 2011 г.

19 мая исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") навигацинного спутника Transit O-9.

19 мая исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) военного спутника"Космос-421" (ДС-П1-Ю № 48).

19 мая исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) автоматической межпланетной станци "Марс-2" (М-71 № 171).

19 мая исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1271" ("Целина-Д" № 29).

19 мая исполняется 15 лет (1996) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по программе STS-77 корабля многоразового использования Endeavour с астронавтами Кертисом Брауном (Curtis Brown), Даниэлем Бёршем (Daniel Bursch), Джоном Каспером (John Casper), Марио Ранко (Mario Runco), Марком Гарно (Marc Garneau) и Эндрю Томасом (Andrew Thomas) на борту.

18.05.2011 / 16:52   На космодроме Байконур продолжается работа по подготовке к старту ракеты «Протон-М» с КА "Телстар 14Р"

На космодроме Байконур продолжается работа по подготовке к старту ракеты «Протон-М» с КА "Телстар 14Р".
      Как сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный", в соответствии с графиком подготовки к пуску ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским космическим аппаратом "Телстар 14Р", вчера успешно прошли работы по графику первого стартового дня.
      После вывоза и установки ракеты на стартовый стол, к ней была подведена подвижная ферма обслуживания. Расчеты специалистов космической отрасли провели подстыковку к ракете наземных коммуникаций. Затем были проведены автономные проверки систем управления ракеты-носителя и разгонного блока. Завершением работ стали совместные испытания систем управления.
      Сегодня на стартовом комплексе выполняются работы по графику второго стартового дня, главным содержанием которых стали имитация заправки ракеты и набор стартовой готовности.
      Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским КА "Телстар 14Р" запланирован на 23 часа 15 минут московского времени 20 мая.

18.05.2011 / 14:15   "Индевор" состыковался с МКС

18 мая 2011 года в 10:14 UTC (14:14 мск) корабль многоразового использования Endeavour, совершающий полет по программе STS-134, успешно пристыковался к МКС.

18.05.2011 / 13:55   Монтаж ракеты-памятника начался в Омске

Монтажные работы по установке ракеты-носителя «Космос-3М», которая станет памятником омичам, внесшим значительный вклад в освоение космоса, в среду начались в Омске, сообщил РИА "Новости" представитель регионального Минпрома.
      «К постаменту возводимого памятника в среду из цеха производственного объединения «Полет» доставлена первая ступень ракеты-носителя «Космос-3М», представляющая собой металлический каркас высотой 22 метра и весом свыше пяти тонн. Это самая массивная часть монументального комплекса», - рассказал он.
      По его словам, первый блок ракеты специалисты предприятия установили в вертикальное положение на настоящий стартовый стол, специально привезенный в Омск с космодрома Капустин Яр. Вторая ступень и головной обтекатель будут смонтированы до конца мая.

18.05.2011 / 13:55   Моделирование сделало экзопланету пригодной для жизни

Астрофизики обнаружили еще одну вероятную причину, по которой планета Gliese 581d может оказаться пригодной для жизни. Статья исследователей появилась в журнале The Astrophysical Journal Letters, а ее краткое изложение приводит Французский национальный центр научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique).
      Gliese 581d была открыта в 2007 году и находится на границе так называемой зоны обитаемости - гипотетической зоны вокруг звезды, где на поверхности планеты может существовать вода в жидком виде. Сначала ученые признали планету не пригодной для жизни из-за низких температур, однако, в декабре 2010 года в журнале Astronomy and Astrophysics появилась статья, в которой оспаривались прежние выводы. В частности, ученые предполагали, что парниковый эффект в случае плотной и богатой углекислым газом атмосферы может "разогреть" планету до такого состояния, что на ее поверхности будет жидкая вода.
      В рамках исследования, исходя из аналогичных предположений, ученые построили подробную компьютерную модель атмосферы планеты. В результате им удалось установить, что на поверхности планеты имеются океаны, а также круговорот воды - один из факторов, по мнению многих ученых, необходимых для существования жизни. Ключевым фактором модели стал красный свет звезды, который, в отличие от желтого света Солнца глубже проникает в атмосферу.
      Планета была открыта в 2007 году. Она вращается вокруг звезды Gliese 581, которая находится на расстоянии 20 световых лет от Земли в созвездии Весы. Масса планеты, по данным ученых, может достигать семи земных, а радиус - двух земных, откуда сила притяжения на поверхности планеты будет составлять около двух земных. Сами ученые надеются, что телескопы нового поколения помогут им проверить свои предположения о составе и структуре атмосферы планеты непосредственными наблюдениями, пишет Lenta.ru.

18.05.2011 / 00:05   Запуск индийского спутника GSAT-8 с космодрома Куру намечен на 21 мая

Запуск на орбиту индийского спутника связи GSAT-8 с космодрома Куру во Французской Гвиане намечен на 21 мая, сообщила пресс-служба Индийской организации космических исследований (ИСРО).
      Первоначально ракета "Ариан-V" с индийским космическим аппаратом должна была стартовать 20 мая, но запуск был перенесен на сутки "из-за определенных дополнительных проверок, проведенных организатором запуска - Arianespace", говорится в сообщении, передает РИА "Новости".

18.05.2011 / 00:05   Экзопланетами земного типа займутся наноспутники

Космический флот наноспутников планируется вывести на орбиту для наблюдения за планетами вне Солнечной системы. Их главная задача – поиск планет земного типа, на которых могут существовать условия для поддержания жизни. Первый спутник будет запущен уже в 2012 году.
      Спутник ExoPlanetSat – параллелепипед объемом три литра, внутри которого размещена мощная оптика и миниатюрные маневровые двигатели. Его создали ученые из лаборатории Draper Laboratory в Кембридже и Массачусетского технологического института.
      Миниатюрные спутники уже запускались раньше, но они выполняли более простые задачи. ExoPlanetSat будет искать планеты методом транзитного наблюдения, измеряя, как изменяется яркость звезды во время прохождения планет между звездой и объективом телескопа спутника. Точное измерение уменьшения яркости звезды позволит рассчитать размер планеты, а замер времени прохождения планеты по орбите поможет определить расстояние от планеты до звезды.
      Эта методика хорошо известна, но применяется на больших орбитальных космических аппаратах, таких как спутник NASA "Кеплер" или французский CoRot. Большие аппараты, способные наблюдать разом сотни тысяч звезд, неэффективно задействовать для длительного изучения одной звезды. Гораздо лучше, как говорит профессор МТИ Сара Сигер (Sara Seager), дополнить их "наноспутниками", которые сосредоточат внимание на обнаруженных потенциально интересных звездах.
      Проблема с большими спутниками заключается как в их высокой стоимости, включающей не только создание, но и эксплуатацию, так и в технических сложностях. Для точного измерения яркости звезды нужно долго держать объектив наведенным с точностью до долей пикселя. В отличие от "наноспутника" массивный аппарат весом в тонну сложнее контролировать в пространстве.
      "Любые нарушения позиции, дрожание корабля приведут к размытию изображения и сделают результаты измерений непригодными, – говорит профессор Сигер. – Меньшим космическим аппаратом легче управлять".
      Для точного наведения оптики на цель будут использованы пьезоэлектрические элементы на солнечных батареях – это оснащение, по словам Сигер, на порядок лучше, чем у любого прежнего наноспутника.
      ExoPlanetSat стоит менее 5 млн долларов, время его работы на орбите один-два года, пишет R&D.CNews.

18.05.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 18 мая 2011 г.

18 мая исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-420" ("Зенит-4М").

18 мая исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) военного спутника "Космос-818" (ДС-П1-Ю № 78).

18 мая исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-1270" ("Янтарь-2К").

18 мая исполняется 20 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) пилотируемого космического корабля "Союз ТМ-12" с космонавтами Анатолием Арцебарским, Сергеем Крикалевым и Хелен Шарман (Helen Sharman) на борту. Полет первого космонавта Великобритании.

18 мая исполняется 10 лет (2001) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) военного телекоммуникационного спутника USA-158 (GeoLITE).

17.05.2011 / 18:55   Доклад Сергея Иванова о мерах дисциплинарного воздействия за срыв реализации гособоронзаказа

Заместитель Председателя Правительства Сергей Иванов доложил Президенту об исполнении его поручения об ответственности должностных лиц за срыв реализации государственного оборонного заказа. Поручение дано в ходе совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России, состоявшегося 10 мая 2011 года.
      Вопросы повышения ответственности должностных лиц за реализацию государственного оборонного заказа, в том числе за выполнение соответствующих поставок, неоднократно рассматривались в Правительстве Российской Федерации и Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, в связи с чем был принят ряд кадровых решений.
      В соответствии с указаниями Президента России приняты меры дисциплинарного характера к ответственным лицам организаций, которые не обеспечили поставку вооружения и военной техники в 2010 году.
      Были приняты конкретные меры:
      за снижение уровня руководства производственной деятельностью подчинённых предприятий, отсутствие требуемой координации работ при выполнении заданий государственного оборонного заказа на 2010 год генеральному конструктору и генеральному директору ОАО «Информационные спутниковые системы» Н.А.Тестоедову, генеральному директору ОАО «ВПК «НПО машиностроения» А.Г.Леонову объявлены выговоры. За низкий уровень руководства организациями ракетно-космической промышленности по созданию космических аппаратов военного назначения предлагается объявить выговор заместителю руководителя Роскосмоса А.Е.Шилову.
      Отстранены от занимаемых должностей генеральные директора ОАО «Ижмаш» В.П.Гродецкий и ФГУП «Научно-исследовательский институт электромеханики» А.Э.Хохлович.
      Кроме того, приняты меры административного и дисциплинарного характера в отношении 8 руководителей других организаций оборонной промышленности, допустивших срыв выполнения заданий государственного оборонного заказа.
      На июнь 2011 года назначено заседание совета директоров ОАО «ПО «Севмаш» по вопросу о соответствии занимаемой должности генерального директора предприятия Н.Я.Калистратова. Запланировано также рассмотрение на советах директоров дочерних обществ ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» вопросов о персональной ответственности их руководителей за невыполнение графиков поставки самолётов.
      В связи с недопоставками вооружения и военной техники в Минобороны России уволены с военной службы ряд должностных лиц из руководящего состава заказывающих органов военного управления, в том числе заместитель начальника Главного управления Вооружённых Сил генерал-майор И.И.Ваганов, начальник Управления развития и организации заказов авиационной техники и вооружения полковник И.В.Крылов, заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Н.К.Борисов.
      Принятые кадровые решения в отношении руководителей организаций оборонной промышленности и должностных лиц Минобороны России, допустивших срыв заданий государственного оборонного заказа в 2010 году, достаточны как для повышения исполнительской дисциплины и персональной ответственности, так и предотвращения случаев нарушения сроков сдачи изделий заказчику, сообщает пресс-служба Роскосмоса по материалам сайта Президента РФ.

17.05.2011 / 09:00   Ракета «Протон-М» вывезена на стартовый комплекс

В соответствии с графиком подготовки к пуску ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским космическим аппаратом "Телстар 14Р" сегодня, 17 мая, состоялся вывоз РКН на стартовый комплекс площадки 200 космодрома. Ракета была установлена в пусковое устройство, после чего к ней была подведена ферма обслуживания.
      После завершения операций по вывозу РКН на СК специалисты предприятий ракетно-космической отрасли России приступили к работам по графику первого стартового дня.
      Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским КА "Телстар 14Р" запланирован на 23 часа 15 минут московского времени 20 мая, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

17.05.2011 / 07:51   Первый кальмар-астронавт отправился на МКС

Шаттл "Индевор", который вчера отправится в космос, впервые доставит на МКС малышей-кальмаров для проведения экспериментов. Как рассказала ответственная за проект Джеми Фостер из университета Флориды, изучение поведения живущих на этих существах бактерий поможет ученым понять, как микроорганизмы переносят состояние микрогравитации, передает ИТАР-ТАСС.

17.05.2011 / 00:05   Новым талисманом МКС станет свинарик Нюша из "Смешариков"

Талисманом следующей длительной экспедиции на Международной космической станции (МКС) станет персонаж популярного детского мультфильма "Смешарики". Это – Нюша, девочка-поросёнок, которая мечтает поскорее стать взрослой.
      Нюша считает себя неотразимой красавицей, следит за своей внешностью и модничает. Она очень любопытна, старается быть центром всеобщего внимания. И последнее ей, кажется, вполне удалось.
      "Мой сын Егор дал мне в качестве индикатора невесомости мягкую игрушку - популярного персонажа одного из современных мультфильмов: Нюша из "Смешариков", - сообщил командир корабля "Союз ТМА-02М" Сергей Волков.
      Забавная наивная хрюшка, которую дети уже нарекли свинариком, будет хранить во время полета не только Волкова, но и его коллег - американца Майкла Фоссума и японца Сатоси Фурукава, сообщают "Вести.ру".

17.05.2011 / 00:05   Государственная комиссия приняла решение о вывозе «Протона» на стартовый комплекс

Вечером 16 мая на космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором были подведены итоги испытаний ракеты-носителя «Протон-М», разгонного блока «Бриз-М» и американского КА "Телстар 14Р", сообщает пресс-служба Роскосмоса.
      Госкомиссия заслушала доклады о готовности РКН и наземной инфраструктуры к предстоящим операциям и приняла решение о вывозе ракеты на стартовый комплекс.
      Вывоз ракеты космического назначения на стартовый комплекс площадки 200 космодрома запланирован в 4.30 мск 17 мая. После доставки ракеты на площадку 200 она будет установлена в вертикальное положение на «нулевой отметке», к ней подведут подвижную ферму обслуживания, после чего начнутся работы по графику первого стартового дня.

17.05.2011 / 00:05   DARPA ищет помощь для проекта «столетнего звездолёта»

Военные США нуждаются в идеях по совместному с NASA исследованию, которое могло бы определить требования для возможности создания кораблей для межзвёздных перелётов.
      Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) использовало запрос об информации (RFI) для помощи в поддержке проекта «Столетний звездолёт», над которым работает NASA. Это ранняя стадия разработки, поэтому DARPA не просит готовой конструкции корабля. Это в первую очередь помощь в организации работы над проектом и попытка сделать его исполнение более реальным, особенно с финансовой точки зрения. Идёт поиск идей по организации, бизнес-модели и приближению к способности самостоятельной инвестиции транспорта. Этот запрос направлен на информацию о структуре и подходе, а также на выявление квалифицированных и заинтересованных в осуществлении проекта сторон.
      Проект «Столетний звездолёт» направлен на осуществление пилотируемого межзвёздного перелёта в следующем столетии или около того. Такое путешествие в духе Star Trek потребует множества технологических прорывов, в первую очередь в строении двигателей. Самый далёкий от нас космический корабль, «Вояджер-1», пролетел около 17 млрд км с 1977 года, в котором он был запущен. Ближайшая к нам звезда находится на расстоянии 40 трлн км. В перспективе проект «Столетний звездолёт» готов отвечать на все эти технологические вызовы, но на данный момент он сосредоточен на организационной части. Работа набирает силу с январского семинара по стратегическому планированию и сейчас перешёл в исследовательскую фазу.
      Планируется привлечь на постоянной, долгосрочной, устойчивой основе инвестиции частного сектора во множество дисциплин, необходимых для осуществления проекта. Эймсский исследовательский центр NASA сотрудничает с DARPA за 1 млн. долл. в исследовании, которое должно быть завершено к концу года. Обеим организациям нужны мысли по надёжному ведению проекту, который может продлиться не менее 100 лет.
      Последний срок приёма идей — 3 июня. Вознаграждения за информацию не предусмотрено, пишет http://www.infuture.ru.

17.05.2011 / 00:05   В Федеральном космическом агентстве прошло традиционное "чаепитие" руководства Роскосмоса с экипажами ПКК «Союз ТМА-02М»

16 мая в здании Федерального космического агентства руководитель Роскосмоса В.А.Поповкин встретился с экипажами пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-02М», сообщает пресс-служба Роскосмоса.
      В неформальной обстановке во время традиционного «чаепития» Владимир Александрович обсудил аспекты подготовки к полету и задачи будущей экспедиции на Международной космической станции с основным и дублирующим экипажами ПКК «Союз ТМА-02М» - космонавтом Роскосмоса Сергеем Волковым, астронавтами НАСА Майклом Фоссумом и ДЖАКСА Сатоши Фурукава, а также Олегом Кононенко (Роскосмос), Дональдом Петтитом (НАСА), Андрэ Кауперсом (ЕКА).
      В мероприятии приняли участие статс-секретарь - заместитель руководителя Роскосмоса В.А.Давыдов, начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса А.Б.Краснов и другие представители руководства Роскосмоса, предприятий российской космической отрасли, агентств-партнеров НАСА, ЕКА, ДЖАКСА.

17.05.2011 / 00:05   Фурукава обратится с МКС к пострадавшим от землетрясения в Японии

Японский астронавт Сатоси Фурукава, стартующий 8 июня на Международную космическую станцию в составе международного экипажа, получил разрешение на обращение с борта МКС к пострадавшим от землетрясения в Японии, рассказал он во время предполетной пресс-конференции в Звездном городке, передает РИА "Новости".
      "Я сделал запрос, могу ли я обратиться с МКС к людям, пострадавшим в ходе землетрясений в Японии. Такая возможность сейчас изыскивается, будет выделено для этого время. Я хотел бы обратиться со словами поддержки к людям, пострадавшим во время этих трагических событий", - сказал японский астронавт.

17.05.2011 / 00:05   Волков сдаст сессию в академии народного хозяйства с борта МКС

Космонавт Сергей Волков, являющийся одновременно студентом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, намерен сдать сессию в режиме онлайн во время своей полугодовой командировки на борту Международной космической станции (МКС), куда он стартует в июне в составе экипажа.
      "Конечно, не хочется пропустить сессию, поэтому будем работать со старостой нашей группы - телефон я его взял, и уже план будущих экзаменов есть. Поэтому будем с орбиты связываться и с ним и с преподавателями, видимо, надо будет отвечать на вопросы и сдавать сессию", - улыбаясь, сказал Сергей Волков на предполетной пресс-конференции в Звездном городке.
      Вместе с тем, на орбите Сергею Волкову предстоит большая практическая работа, включающая, в частности, разгрузку четырех транспортных кораблей "Прогресс", прием последнего американского шаттла, выполнение выхода в открытый космос по программе российского сегмента МКС, а также выполнение обширной научной программы экспериментов и ведение космического блога, передает РИА "Новости".

17.05.2011 / 00:05   Изготовление спутника «Ямал-300К» в ОАО «ИСС»

В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» продолжаются работы по созданию телекоммуникационного космического аппарата «Ямал-300К», сообщает пресс-служба предприятия.
      Специалисты ОАО «ИСС» приступили к монтажу оборудования на изготовленную конструкцию платформы «Экспресс-1000HTA». На предприятии также продолжается сборка бортового радиоретрансляционного комплекса спутника «Ямал-300К». Планируется, что эти работы завершатся к концу июня.
      Следующим этапом станут автономные испытания спутниковой платформы и бортового радиоретрансляционного комплекса. После этого состоится их стыковка, а также завершающая сборка космического аппарата связи и вещания «Ямал-300К».

17.05.2011 / 00:05   Космонавты МКС не могут прогнозировать землетрясения и цунами

Космонавты Международной космической станции (МКС) не имеют на борту аппаратуры, с помощью которой можно было бы прогнозировать возникновение землетрясений и цунами, сообщил в понедельник журналистам японский астронавт Сатоси Фурукава, стартующий 8 июня в составе международного экипажа на МКС.
      "На МКС пока, к сожалению, не существует какой-либо программы исследований прогнозирования землетрясений и возникновения цунами", - констатировал Фурукава, отвечая на вопрос РИА "Новости".

17.05.2011 / 00:05   Новый экипаж МКС будет вести на орбите блог Роскосмоса

Потомственный российский космонавт Сергей Волков, стартующий 8 июня на МКС в составе международного экипажа, намерен продолжить традицию ведения блога Роскосмоса с борта станции, сообщил он в понедельник журналистам.
      "Сейчас мы в процессе согласования деталей с пресс-службой Роскосмоса, нужно определить формат ведения космического блога. Решаем, что это будет: фото, текст или ответы на вопросы. Мы обсуждаем, с одной стороны, что будет наиболее интересно читателям, с другой, что наименее затратно с точки зрения времени. Но что-то обязательно будет", - заверил Волков, отвечая на вопрос РИА "Новости".

17.05.2011 / 00:05   Японский астронавт на МКС проверит гормоны роста на огурцах

Астронавт японского космического агентства JAXA Сатоси Фурукава, впервые стартующий 8 июня в составе экипажа на Международную космическую станцию (МКС), намерен вырастить на орбите урожай огурцов с применением новейших гормонов роста, рассказал он в понедельник на предполетной пресс-конференции в подмосковном Звездном городке.
      "Я буду выращивать огурцы с использованием новейшего средства для усиления их роста. Впоследствии результаты этого эксперимента могут повлиять на выращивание этой овощной культуры, как на Земле, так и в условиях космического полета. Эксперимент является проверкой нового гормона роста огурцов "экшн", - сказал Фурукава.
      Кроме того, японский астронавт, врач по второй своей специальности, сказал, что с наибольшим интересом будет проводить научные исследования в области естествознания, а при случае сможет помочь своим коллегам по экипажу в медицинских вопросах, передает РИА "Новости".

17.05.2011 / 00:05   "Союз" все-таки сфотографирует МКС во время пребывания там шаттла - СМИ

Облет Международной космической станции (МКС) российским пилотируемым кораблем "Союз ТМА-20" планируется осуществить во время пребывания на ней американского шаттла "Индевор", сообщают американские СМИ.
      По их данным, облет МКС для ее фото- и видеосъемки планируется выполнить в ночь на 24 мая и совместить его с возвращением на Землю космонавтов Дмитрия Кондратьева, Паоло Несполи и Кэтрин Коулман.
      В этот момент к станции будут пристыкованы российский пилотируемый корабль "Союз ТМА-21", грузовой корабль "Прогресс М-10М", европейский грузовик "Иоганн Кеплер" и американский шаттл "Индевор".
      Американские СМИ уточняют, что окончательное решение об осуществлении или отмене облета будет принято по ходу полета шаттла "Индевор", передает "Интерфакс".

17.05.2011 / 00:05   Россия сможет запускать с Восточного не менее шести пилотируемых космических кораблей в год - источник

Инфраструктура нового космодрома Восточный в Амурской области позволит ежегодно готовить к запуску не менее шести пилотируемых космических кораблей нового поколения, сообщил "Интерфаксу-АВН" в пятницу источник в ракетно-космической отрасли.
      "Корпус, где будут собираться и испытываться новые корабли, соединят с корпусом сборки ракеты-носителя и заправочной станцией специальной крытой галереей", - сказал собеседник агентства.
      Таким образом, по его словам, все сооружения будут расположены близко друг к другу. "И не надо будет транспортировать корабли на десятки километров для заправки, как это сейчас делается на космодроме Байконур", - добавил источник.

17.05.2011 / 00:05   Составлены "разномасштабные" карты Луны

Ученые из Калифорнийского технологического института составили первый всеобъемлющий атлас карт, на которых показаны все длинные склоны и мелкие неровности лунного рельефа. Используя эти карты, они получат данные о событиях, которые пережил спутник Земли за последние 4,5 млрд лет, пишет R&D.CNews.
      На стандартных крупномасштабных картах с высокой детализацией некоторые склоны могут быть малозаметны и проявляться только на картах мелкого масштаба, охватывающих многие километры. Но на таких картах уже не будут видны мелкие шероховатости рельефа.
      "Смысл в том, чтобы смотреть на неровности рельефа одновременно в крупном и мелком масштабах, – говорит ведущий автор исследования Мэг Розенбург. – Старые и молодые кратеры отличаются по характеру неровностей. Это происходит потому, что старые кратеры длительное время подвергались метеоритным бомбардировкам, изменявшим их первоначальную форму".
      Чтобы собрать полную картину, Розенбург и ее коллеги рассмотрели рельеф в различных масштабах, когда на одной карте разрешение (расстояние между ближайшими объектами) изменяется от 17 метров до 2,7 километров. Карты лунной поверхности были составлены на основе измерений, сделанных лазерным альтиметром автоматического спутника Луны Lunar Reconnaissance Orbiter.
      Различными цветами на карте показаны склоны и возвышенности на поверхности Луны, изученные в разных масштабах. Красный цвет обозначает склоны, заметные в масштабе 500 м, синий – мелкие неровности, которые видны в масштабе 50 м и зеленый – в промежуточном масштабе. Глядя на три шкалы одновременно, исследователи могут определить особенности рельефа. Например, моря мы видим гладкими в небольшом разрешении, но при увеличении заметно, что они очень неровные (синий цвет).
      Изучая таким образом ландшафт, исследователи могут получить важную информацию о процессах, которые сформировали Луну. Карта неровностей вокруг бассейна Восточный, например, показывает особенности выброса породы, который произошел при ударе гигантского объекта. Это дает подсказки о характере процессов, запущенных при выбросе, а также о поверхностных процессах, которые позже изменили ландшафт.
      Такой исследовательский подход может быть применен не только в отношении Луны, но и для исследования других небесных тел. "На Марсе и на астероидах происходят различные процессы, но каждый из них оставляет след на поверхности, который мы можем интерпретировать. Изучая неровности в различных масштабах, мы можем придти к пониманию того, как наши ближайшие соседи приобрели современный вид", – пояснила Мэг Розенбург.

17.05.2011 / 00:05   Проект по поиску инопланетян нашел себе новый телескоп

У проекта по поиску инопланетян SETI (Search for Extra-Terrestrial Intelligence - поиск внеземного разума) появился новый телескоп, который будет искать сигналы от возможных внеземных цивилизаций. Об этом сообщает агентство Agence France-Presse.
      Расположенный в штате Западная Вирджиния стометровый управляемый радиотелескоп Green Bank будет ловить сигналы, поступающие от 86 из более 1,2 тысячи найденных к сегодняшнему дню экзопланет. Телескоп будет собирать информацию 24 часа в сутки. Ожидается, что он начнет работать для SETI приблизительно через год.
      Астрономы, задействованные в SETI, выбрали для изучения внесолнечные планеты, температура на поверхности которых, предположительно, составляет от ноля до ста градусов. Соответственно, на таких планетах с высокой вероятностью может быть жидкая вода, которая является необходимым условием для существования жизни земного типа.
      Ранее поиск сигналов от внеземных цивилизаций велся при помощи массива радиотелескопов Аллена, однако в конце апреля телескопы были переведены в спящий режим из-за недостатка финансирования, пишет Lenta.ru.

17.05.2011 / 00:05   У Млечного пути нашли новый рукав

Американские астрономы обнаружили у Млечного пути новый рукав. Статья принята к публикации в The Astrophysical Journal Letters, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
      В настоящее время среди астрономов нет общего мнения о том, какова структура Млечного Пути. Отчасти это объясняется тем, что внутри Млечного пути различные структуры - рукава, галактический центр и другие - закрывают друг друга. Сейчас считается, что у галактики два основных рукава, называемых рукавами Щита-Центавра и Персея.
      Проанализировав данные, собранные 1,2-метровым телескопом CfA, ученые обнаружили продолжение рукава Щита-Центавра, расположенное на расстоянии примерно 48 тысяч световых лет от галактического центра. По словам исследователей, рукав не был обнаружен ранее потому, что располагался выше галактической плоскости, пишет Lenta.ru.

16.05.2011 / 17:10   "Индевор" на орбите

Корабль мноразового использования Endeavour с шестью астронавтами на борту успешно вышел на околоземную орбиту.
      Цель полета: Доставка на Международную космическую станцию и установка Магнитного альфа-спектрометра (Alpha Magnetic Spectrometer, AMS); доставка другого оборудования.
      Планируемая длительность полета корабля - 16 суток.
      Стыковка с МКС запланирована на 18 мая.

16.05.2011 / 16:57   "Индевор"стартовал с мыса Канаверал

16 мая 2011 года в 12:56:28 UTC (16:56:28 мск) из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center), стартовый комлекс LC39A (81-е использование стартового комплекса; географические координаты комплекса 28,6083 N; 80,6041 E), подвижная стартовая платформа MLP-2, специалистами компании United Space Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск космической системы многократного использования Space Shuttle (134-й полет МТКК; программа полета STS-134 [ISS-ULF-6]; внешний топливный бак ET-122, твердотопливные ускорители – комплект BI-145 с двигателями RSRM-113) с космическим кораблем OV-105 Endeavour (25-й полет ОС, двигатели SSME1 № 2059, SSME2 № 2061, SSME3 № 2057, версия бортового программного обеспечения OI-34).
      Корабль пилотирует экипаж в составе:
      КЕЛЛИ Марк Эдвард (KELLY Mark Edward), США, командир корабля (4-й полет в космос);
      ДЖОНСОН Грегори Гарольд (JOHNSON Gregory Harold), США, пилот (2-й полет в космос);
      ФЕЙСТЕЛ Эндрю Джей (FEUSTEL Andrew Jay), США, специалист полета-1 (2-й полет в космос);
      ФИНК Эдвард Майкл (FINCKE Edward Michael), США, специалист полета-2 (3-й полет в космос);
      ШАМИТОФФ Грегори Эррол (CHAMITOFF Gregory Errol), США, специалист полета-3 (2-й полет в космос);
      ВИТТОРИ Роберто (Vittori Roberto), Италия, специалист полета-4 (3-й полет в космос).

16.05.2011 / 16:57   Биография командира экипажа корабля "Индевор" Марка Келли

Марк Эдвард Келли ( Mark Edward Kelly ) родился 21 февраля 1964 года в городе Оранж, штат Нью-Джерси.
      В 1986 году окончил Академию торгового флота США и поступил на действительную службу в военно-морские силы. В 1987 году после прохождения курса лётной подготовки получил ква­лификацию пилота морской авиации. Служил в штурмовых эскадрильях на авиабазах ВМС США, в том числе на территории Японии. Дважды участво­вал в боевых походах на авианосце «Мидуэй» в Персидском заливе. Во время второго похода принимал участие в операции «Буря в пустыне», вы­полнил 39 боевых вылетов. В 1994 году окончил школу лётчиков-испытате­лей ВМС США и аспирантуру ВМС в городе Монтерее со степенью маги­стра по авиационной технике. В качестве лётчика-испытателя работал на авиабазе Патуксент-Ривер, штат Мэриленд. Освоил более 50 типов самолё­тов, налетал свыше 5000 часов, выполнил 375 посадок на палубу авианосца.
      В отряде астронавтов НАСА с 1996 года. Совершил три космических полёта по программе МКС общей продолжительностью 38 суток 08 часов 26 минут. Он был пилотом кораблей «Индевор» STS-108 (8 – 17 декабря 2001 года), «Дискавери» STS-121 (4 – 17 июля 2006 года) и командиром корабля «Дискавери» STS-124 (1 - 14 июня 2008 года).
      Начавшийся сегодня полет - четвертый в карьере Марка Келли.

16.05.2011 / 16:57   Биография пилота корабля "Индевор" Грегори Джонсона

Грегори Гарольд Джонсон ( Gregory Harold Johnson ) родился 12 мая 1962 года в городе Южный Райслип, графство Миддлсэкс, Великобритания.
      В 1984 году Окончил Военно-воздушную академию США со степенью бакалавра по аэрокосмической технике. В 1985 году в Колумбийском университете получил степень магистра по проектированию летательных аппаратов. Прошёл курс лётной подготовки, получил квалификацию пилота ВВС. Служил на авиабазах Рис и Сеймур Джонс в Северной Каролине, а также на авиабазе Эль Хардж в Саудовской Аравии. Участвовал в операциях «Буря в пустыне» и «Южный дозор», выполнил 61 боевой вылет. В 1994 году окончил Школу лётчиков-испытателей ВВС на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния. В качестве лётчика-испытателя продолжал службу на этой же базе. В 1997 году был направлен на авиабазу Максвелл, штат Алабама, для учёбы в Командно-штабном колледже ВВС. Освоил 40 типов самолётов, налетал свыше 4000 часов.
      В отряде астронавтов НАСА с 1998 года. Совершил один космический полёт по программе МКС продолжительностью 15 суток 18 часов 11 минут. Он был пилотом корабля «Индевор» STS-123 (11 – 27 марта 2008 года).
      Начавшийся сегодня полет - второй в карьере Джонсона.
      (С использованием материалов пресс-службы ЦУПа).

16.05.2011 / 16:57   Биография специалиста полета корабля "Индевор" Эндрю Фейстела

Эндрю Джей Фёйстел (Andrew Jay Feustel) родился 25 августа 1965 года в городе Ланкастер, штат Пенсильвания.
      В 1989 году получил степень бакалавра по геологии в Университете Пурдью, штат Индиана. В 1991 году там же получил степень магистра по геофизике. В 1995 году получил степень доктора по сейсмологии в Королевском Университете Канады. Темой его докторской диссертации стало исследование ослабления сейсмических волн в подъёмных шахтах.
      В течение трёх лет работал геофизиком в сейсмологической технической группе в Кингстоне, в провинции Онтарио, Канада. В 1997 году начал работать в компании «Экссон Мобил», в Хьюстоне, штат Техас.
      В отряде астронавтов НАСА с 2000 года. Совершил один космический полёт по программе обслуживания и дооснащения космического телескопа «Хаббл» на корабле «Атлантис» STS-125 (11 - 24 мая 2009 года) продолжительностью 12 суток 21 час 37 минут. Выполнил три выхода в открытый космос общей длительностью 20 часов 58 минут.
      Начавшийся сегодня полет - второй в карьере Фейстела.
      (С использованием материалов пресс-службы ЦУПа).

16.05.2011 / 16:57   Биография специалиста полета корабля "Индевор" Майкла Финка

Эдвард Майкл Финк (Edward Мichael FINCKE) родился 14 марта 1967 года в городе Питтсбурге, штат Пенсильвания.
      В 1989 году окончил Массачусетский технологический институт со степенями бакалавра в области аэронавтики и астронавтики и бакалавра в области изучения Земли, других планет и атмосферных явлений. По программе обмена студентами прошёл курс космонавтики в Московском авиационном институте имени С. Орджоникидзе. В 1990 году получил степень магистра в области аэронавтики и астронавтики в Стенфордском университете и поступил на службу в ВВС США. Работал в Центре космических и ракетных систем ВВС в Лос-Анжелесе, штат Калифорния. В 1994 году окончил Школу лётчиков-испытателей на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния, и был направлен в 39-ю лётно-испытательную эскадрилью на авиабазу Иглин, штат Флорида. В январе 1996 года был переведён на авиабазу Гифу в Японию. Освоил более 30 типов самолётов, налетал свыше 1000 часов.
      В отряде астронавтов НАСА с апреля 1996 года. В 2001 году получил степень магистра по планетарной геологии в филиале Хьюстонского университета в городе Клиа Лейк, штат Техас.
      Совершил два космических полёта в качестве бортинженера девятой и командира восемнадцатой длительных экспедиций на МКС общей продолжительностью 365 суток 21 час 30 минут (19 апреля - 24 октября 2004 года и 12 октября 2008 года - 8 апреля 2009 года). Старт и возвращение - на кораблях «Союз». Совершил шесть выходов в открытый космос (все в российских скафандрах) общей длительностью 26 часов 09 минут.
      Начавшийся сегодня полет - третий в карьере Финка.
      (С использованием материалов пресс-службы ЦУПа).

16.05.2011 / 16:57   Биография специалиста полета корабля "Индевор" Грегори Шамитоффа

Грегори Эррол Шамитофф ( Gregory Errol Chamitoff ) ро­дился 6 августа 1962 года в городе Монреале, провинция Квебек, Канада. С 1974 года живёт в США.
      В 1984 году окончил Политехнический университет штата Калифорния. В 1985 году в Калифорнийском технологическом институте получил степень магистра по авиационной технике. Затем работал в лаборатории Массачусетского технологического института, там же в 1992 году получил степень доктора наук в области аэронавтики и астронавтики. В 1993–1995 годах читал курс лекций в Сиднейском университете в Австралии. В 1995 году перешёл работать в Космический центр имени Л. Джонсона.
      В отряде астронавтов НАСА с 1998 года.
      В 2002 году был членом экипажа девятисуточной подводной экспедиции «НЕМО-3», проводимой НАСА и посвящённой исследованию подводной среды обитания.
      Совершил один космический полёт в качестве бортинженера по программе семнадцатой - восемнадцатой длительной экспедиции на МКС продолжительностью 183 суток 22 минуты (старт 1 июня 2008 года на корабле «Дискавери» STS-124, возвращение 1 декабря 2008 года на корабле «Индевор» STS-126).
      Начавшийся сегодня полет - второй в карьере Шамитоффа.
      (С использованием материалов пресс-службы ЦУПа).

16.05.2011 / 16:57   Биография специалиста полета корабля "Индевор" Роберто Виттори

Роберто Виттори родился 15 октября 1964 года в городе Витербо, область Лацио, Италия.
      В 1989 году окончил Итальянскую академию Военно-воздушных сил и в 1990 году прошёл курс лётной подготовки на авиабазе Рис ВВС США в штате Техас. В 1991 - 1994 годах летал на самолётах GR-1 «Торнадо» в составе 155-й эскадрильи 50-го полка в городе Пьяцента, Италия. В 1996 году окончил Школу лётчиков-испытателей Военно-морских сил США на авиабазе Патуксент Ривер в штате Мэриленд. Затем служил в Итальянском испытательном центре в качестве лётчика по программе разработки нового европейского самолета «Еврофайтер ЕР-2000». В 1997 году обучался в Школе безопасности полётов ВВС США и был назначен офицером по безопасности полётов полка при Итальянском испытательном центре. Освоил более 40 типов самолётов, вертолётов и планеров, налетал свыше 2500 часов.
      В отряде астронавтов ЕКА с 1998 года. В августе того же года направлен в Космический центр имени Л. Джонсона в штате Техас, США. Работал в офисе астронавтов НАСА специалистом по операциям в полёте.
      Совершил два космических полёта в качестве бортинженера третьей и восьмой экспедиций посещения на МКС общей продолжительностью 19 суток 18 часов 47 минут (25 апреля - 5 мая 2002 года и 15 - 25 апреля 2005 года). Старт и возвращение - на кораблях «Союз».
      Начавшийся сегодня полет - третий в карьере Виттори.
      (С использованием материалов пресс-службы ЦУПа).

16.05.2011 / 14:17   В Звездном утверждены экипажи корабля "Союз ТМА-02М"

Межведомственная комиссия Роскосмоса утвердила основной и дублирующий экипажи цифрового космического корабля "Союз ТМА-02М", который должен стартовать к МКС 8 июня 2011 года. Об этом сообщает "Интерфакс".
      В основной экипаж входят россиянин Сергей Волков, японец Сатоси Фурукава и американец Майкл Фоссум. Дублирующий экипаж состоит из россиянина Олега Кононенко, голландца Андре Кейперса и американца Дональда Петтита. Оба экипажа утверждены по результатам экзаменов на макете российского сегмента МКС и спускаемого аппарата "Союза". Экипаж Волкова получил за оба экзамена по пять баллов, а экипаж Кононенко - 5 и 4,95 баллов соответственно.
      Экипаж пробудет на Международной космической станции до 16 ноября 2011 года - в общей сложности, продолжительность полета составит 161 день. Космонавты и астронавты примут три космических грузовика "Прогресс" и американский шаттл "Атлантис". Также запланировано три выхода в открытый космос - два по российской программе и один по американской. Волков отправится в космос во второй раз, Фурукава - в первый, а Фоссум в третий.

16.05.2011 / 11:34   Идет подготовка к заправке разгонного блока «Фрегат»

На космодроме Байконур продолжаются испытания разгонного блока «Фрегат», который вместе с ракетой-носителем «Союз-2.1а» должен будет вывести на орбиту кластер из шести КА "Глобалстар-2".
      Сегодня на 31-й площадке космодрома проводится перевозка контейнера с разгонным блоком из монтажно-испытательного корпуса на заправочную станцию. После завершения перевозки разгонный блок будет установлен на место заправки и начнется подключение к нему заправочных коммуникаций.
      Пуск ракеты космического назначения «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат» и кластером из шести спутников "Глобалстар-2" запланирован на июль 2011-го года, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

16.05.2011 / 11:34   На Байконуре завершается подготовка к вывозу «Протона»

Сегодня вечером на космодроме Байконур должно пройти заседание Государственной комиссии, на котором будут подведены итоги испытаний ракеты-носителя «Протон-М», разгонного блока «Бриз-М» и американского КА "Телстар 14Р".
      Руководители предприятий космодрома доложат Госкомиссии о готовности РКН и наземной инфраструктуры к предстоящему вывозу ракеты на стартовый комплекс.
      Сегодня на технической заправочной станции проводится заправка баков низкого давления разгонного блока «Бриз-М», планируется, что вечером работы завершатся.
      Вывоз ракеты космического назначения на стартовый комплекс площадки 200 космодрома запланирован в 4.30 мск 17 мая, передают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

16.05.2011 / 11:34   «Союз ТМА-02М» прошел испытания на герметичность

На космодроме Байконур завершились пневмовакуумные испытания пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-02М».
      Сегодня утром прошла выгрузка корабля из вакуум-камеры и перевозка его в стенд. После установки «Союза» в стенд, расчеты специалистов космической отрасли России приступили к подключению его систем к наземной проверочной аппаратуре, передают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

16.05.2011 / 07:59   НАСА определилось с приоритетами на 2012 год

Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) огласило бюджет на 2012 год — $18,7 млрд. По сравнению с бюджетом на 2011 год сумма уменьшилась примерно на $300 млн. Несмотря на это, НАСА остается самым богатым космическим агентством мира. Но и оно пока не готово уйти за пределы околоземной орбиты: основным приоритетом на 2012 год названа работа со своим сегментом Международной космической станции (МКС), пишет "Коммерсант".
      Непосредственно НАСА планируется выделить $18,7 млрд — точно такую же сумму ведомство уже получило в 2010 финансовом году (для сравнения: бюджет Федерального космического агентства (Роскосмос) за этот год составил $3 млрд, то есть менее чем одна шестая от американского бюджета). Начиная с 2008 года бюджет НАСА ежегодно увеличивался, причем бюджет-2010 получился на 1,1 млрд больше, чем бюджет-2009. Ожидается, что цифра в $18,7 млрд не изменится вплоть до 2016 года.
      «Марсианские» проекты всерьез в бюджете пока не рассматриваются. Это подтвердил и глава НАСА Чарльз Болден, заявивший, что «приоритетом для нас является МКС». По его словам, цель бюджетных изменений — сократить или по крайней мере не увеличить срок зависимости от иностранных партнеров, чего можно достичь за счет развития собственной космической промышленности.
      На полеты на МКС и оставшиеся старты шаттлов администрация предлагает выделить $4,3 млрд, что меньше, чем в 2010 году ($6,1 млрд). $5 млрд должны быть потрачены на научные исследования ($4,5 млрд — в 2010-м) и $3,9 млрд — на создание новых космических аппаратов ($3,7 млрд — в 2010-м). Отметим, что в проекте бюджета НАСА 2012 года, который президент США Барак Обама представил в конгресс страны, фигурирует цифра в $850 млн — они будут потрачены на финансовое стимулирование частных компаний, разрабатывающих собственные космические корабли. Напомним, что НАСА уже финансово простимулировало четыре компании, которые задействованы в проектах по созданию частных космических кораблей для полетов астронавтов МКС — в 2011 году им досталось $270 млн. Самый большой контракт суммой $92,3 млн ведомство заключило с корпорацией Boeing, на данный момент являющейся лидирующей в авиакосмической отрасли. Предполагается, что полученные деньги будут потрачены на продолжение работы по созданию семиместной капсулы для полетов к МКС и обратно, а новая бюджетная заявка, предусматривающая выделение в 2012 году около $2,81 млрд на конструирование нового корабля большой грузоподъемности, призвана ускорить темпы разработки новых проектов. Около $80 млн получит корпорация Sierra Nevada, которая занимается разработкой семиместного корабля, который будет запускаться по схожей с шаттлом схеме: взлетать вместе с ракетой-носителем, а приземляться как самолет. Еще один контракт общей суммой $75 млн получает компания SpaceX, которая первая из числа частных компаний получила разрешение на осуществление коммерческих запусков, предусматривающих вывод кораблей на околоземную орбиту. Выделенные средства пойдут на доработку ракеты-носителя Falcon-9, а также корабля-капсулы Dragon, который смог бы также осуществлять доставку членов экипажа на МКС. Последней финансовую поддержку получила компания Blue Origin, разработавшая аппарат Goddard (испытательный полет был успешно проведен в 2006 году). На его доработку ведомство выделило $22 млн. Активность НАСА объясняется просто: летом будет свернута программа Space Shuttle (которая требует больших финансовых затрат: каждый пуск обходится НАСА в $450 млн), после чего агентство будет вынуждено прибегать к помощи российской стороны и ее «Союзов» для доставки астронавтов на МКС. Услуги обходятся недешево: за два года пользования НАСА придется отдать в общей сложности $753 млн (в среднем $62,75 млн за каждый полет (см. “Ъ” от 16 марта). Напомним, что по действующим правилам финансирование американских правительственных организаций заморожено на уровне 2010 года, и ситуация не может измениться до тех пор, пока законодатели не придут к согласию относительно финансового будущего страны.
      Не обошлось в новой версии бюджета и без сокращений: помимо статьи «Космические операции» были сокращены статьи «Образование» и «Строительство новых объектов и восстановление экологии». В частности, в 2012 году на образование выделяется $138 млн вместо $181 млн в 2010 году, а на строительство и экологию — $450 млн вместо $453 млн. Представители американской Коммерческой космической федерации приветствовали изменения в проекте бюджета. «Регулирование частных инвестиций — единственный способ для НАСА добиться большего эффекта от собственного капитала во времена затягивания поясов»,— заявил глава федерации Александр Бреттон.

16.05.2011 / 00:05   Заканчиваются последние приготовления

В Космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал заканчиваются последние приготовления к запуску корабля многоразового использования Endeavour по программе STS-134. Метеорологи дают 70-процентную вероятность старта по погодным условиям.
      Шаттл должен отправиться в свой заключительный полет 16 мая в 12:56 UTC (16:56 мск).

16.05.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 16 мая 2011 г.

16 мая исполняется 75 лет (1936) со дня рождения Станислава Даниловича Куликова. В 1996-2003 гг. - Ген. конструктор и ген. директор НПО им. С.А. Лавочкина.

16 мая исполняется 65 лет (1946) со дня создания Государственного союзного головного института № 88 по ракетной технике (НИИ-88).

16 мая исполняется 20 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) шести спутников связи типа "Стрела-1М" ("Космос-2143-2148").

16 мая исполняется 15 лет (1996) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане с помощью ракеты-носителя Ariane-4 индонезийского и израильского телекоммуникационных спутников Palapa C2 и Amos.

15.05.2011 / 00:05   Основные операции и эксперименты на Международной космической станции (16–22 мая 2011 года)

Пресс-службы ЦУПа и Роскосмоса распространили информацию об основных операциях и экспериментах, запланированных к проведению на борту Международной космической станции в период со 16 по 22 мая 2011 года.

Понедельник, 16 мая

Старт корабля «Эндевор» STS-134
      Режим управления ориентацией МКС на гиродинах американского сегмента
      Инвентаризация оборудования, размещённого в зонах хранения модулей «Заря» и «Звезда»
      Подгонка противоперегрузочных костюмов «Кентавр»
      Тест системы управления движением корабля «Союз ТМА-20» перед расстыковкой
      Проверка работоспособности аппаратуры «Рефлотрон»
      Техническое обслуживание систем обеспечения жизнедеятельности (СОЖ)
      Передача дел между командирами экипажей МКС-27 и МКС-28
      Медико-биологические исследования: «Биориск» (исследование влияния факторов космического пространства на состояние систем "микроорганизмы – субстраты" применительно к проблеме экологической безопасности космической техники и планетарного карантина), «Полиген» (выявление генотипических особенностей, определяющих индивидуальные различия в устойчивости биологических объектов к факторам длительного космического полёта)
      Исследование физических условий в космическом пространстве на орбите Земли: «Матрёшка-Р» (исследование динамики радиационной обстановки на трассе полёта и в отсеках МКС и накопления дозы в антропоморфном фантоме, размещённом внутри станции)
      Исследование Солнечной системы: «БТН-Нейтрон» (изучение потоков быстрых и тепловых нейтронов)
      Космическая биотехнология: «Лактолен» (определение влияния экспозиции в условиях орбитального полёта на ростовые, генетические и физиологические характеристики штамма-продуцента лактолена), «Биотрек» (изучение корреляции между изменением генетических свойств, продуктивности рекомбинантных штаммов в условиях микрогравитации и воздействием на них тяжёлых заряженных частиц космического излучения), «Женьшень-2» (изучение особенностей развития клеточной культуры женьшеня и других культур в целях определения возможности повышения их биологической активности), «Структура» (исследование физических процессов кристаллизации белков для получения совершенных по структуре монокристаллов белков, пригодных для рентгеноструктурного анализа и расшифровки их структуры в интересах фундаментальной науки, медицины и биотехнологии), «АРИЛ» (разработка методов направленного изменения свойств рекомбинантных штаммов-продуцентов интерлейкинов путем экспозиции культур микроорганизмов в условиях орбитального полёта и последующей селекцией в лабораторных условиях), «ОЧБ» (разработка методов повышения продуктивности рекомбинантных штаммов-продуцентов Cu-, Zn-супероксиддисмутазы человека путём инкубации культур микроорганизмов в условиях орбитального космического полёта и последующей селекции в лабораторных условиях), «Биоэмульсия» (разработка малостадийных технологий получения биомассы микроорганизмов и биологически активных веществ (БАВ) для создания высокоэффективных экологически чистых производств бактериальных, ферментных и лекарственных препаратов), «Каскад» (исследование процессов культивирования клеток микроорганизмов, животных и человека в условиях микрогравитации для получения концентрированной биомассы с высоким содержанием клеток, обеспечивающих повышенный выход целевых БАВ), «БИФ» (исследование воздействия факторов космического полёта на технологические и биомедицинские характеристики бифидобактерий), «Конъюгация» (отработка процесса передачи генетического материала методом конъюгации бактерий)
      Геофизика и околоземное космическое пространство: «Молния-Гамма» (исследование атмосферных вспышек гамма и оптического излучения в условиях грозовой активности), «Всплеск» (мониторинг сейсмических эффектов - всплесков высокоэнергичных частиц в околоземном космическом пространстве), «Ураган» (экспериментальная отработка наземно-космической системы мониторинга и прогноза развития природных и техногенных катастроф)
      Дистанционное зондирование Земли: «Русалка» (отработка методики определения содержания углекислого газа и метана в атмосфере Земли с борта МКС), «Сейнер» (экспериментальная отработка методики взаимодействия космонавтов с судами Росрыболовства в процессе поиска и освоения промыслово-продуктивных районов Мирового океана) - проводятся в случае отмены полёта корабля «Эндевор; «СВЧ-радиометрия»
      Технические исследования и эксперименты: «Дальность» (исследование и использование сигналов системы глобального времени с борта МКС для уточнения параметров орбитального движения), «Изгиб» (исследование влияния режимов функционирования бортовых систем на условия полёта МКС) – проводится во время совместного полёта с кораблём «Эндевор»

Вторник, 17 мая

Автономный полёт корабля «Эндевор» STS-134
      Наддув баков системы дозаправки европейского грузового корабля ATV-2
      Тренировка экипажа по спуску на корабле «Союз ТМА-20» и консультация по составу и размещению грузов
      Перенос укладок и термостата по эксперименту «Мембрана» в модуль «Поиск»
      Медико-биологические исследования: «Биориск», «Полиген»
      Космическая биотехнология: «Биотрек», «Лактолен», «Структура», «Женьшень-2», «Константа» (выявление наличия и характера влияния факторов космического полёта на активность модельного ферментного препарата по отношению к специфическому субстрату), «АРИЛ», «ОЧБ», «Биоэмульсия», «Каскад», «БИФ», «Конъюгация»
      Исследование Солнечной системы: «БТН-Нейтрон»
      Геофизика и околоземное космическое пространство: «Всплеск», «Молния-Гамма», «Ураган»
      Дистанционное зондирование Земли: «Сейнер» - проводятся в случае отмены полёта корабля «Эндевор; «СВЧ-радиометрия» (исследование характеристик подстилающей поверхности, океана и атмосферы)
      Технические исследования и эксперименты: «Изгиб» – проводится во время совместного полёта с кораблём «Эндевор»

Среда, 18 мая

Передача управления ориентацией на СУДН российского сегмента
      Стыковка корабля «Эндевор» STS-134 с МКС
      Режим управления ориентацией МКС на гиродинах американского сегмента
      Дозаправка баков горючего и окислителя функционально-грузового блока «Заря» из системы дозаправки европейского грузового корабля ATV-2
      Проведение индивидуального дозиметрического контроля аппаратурой «Пилле»
      Техническое обслуживание СОЖ
      Космическая биотехнология: «Биотрек», «Лактолен», «Структура», «Женьшень-2», «АРИЛ», «ОЧБ», «Биоэмульсия», «Каскад», «Асептик», «БИФ», «Конъюгация», «Мембрана» (исследование возможности получения принципиально новых пористых материалов с регулярной структурой для использования в качестве фильтров и мембран)
      Исследование Солнечной системы: «БТН-Нейтрон»
      Дистанционное зондирование Земли: «Русалка», «Сейнер» - проводятся в случае отмены полёта корабля «Эндевор; «СВЧ-радиометрия»
      Геофизика и околоземное космическое пространство: «Молния-Гамма», «Всплеск»
      «Изгиб» – проводится во время совместного полёта с кораблём «Эндевор»
      Медицинское обследование (тренировка при воздействии отрицательного давления в области нижней части тела)

Четверг, 19 мая

Режим управления ориентацией МКС на гиродинах американского сегмента
      Заправка ёмкости для воды системы «Электрон»
      Продувка и вакуумирование заправочных устройств горючего и окислителя европейского грузового корабля ATV-2
      Фото- и видеосъёмка жизни на станции
      Подготовка к возвращению на Землю результатов эксперимента «Каскад»
      Техническое обслуживание СОЖ
      Медико-биологические исследования: «Биориск», «Полиген», «Пневмокард» (изучение влияния факторов космического полёта на вегетативную регуляцию кровообращения, дыхания и сократительную функцию сердца в длительном космическом полёте)
      Космическая биотехнология: «Биотрек», «Лактолен», «Структура», «Женьшень-2», «АРИЛ», «ОЧБ», «Биоэмульсия», «Каскад», «БИФ», «Конъюгация», «Мембрана»

Пятница, 20 мая

Режим управления ориентацией МКС на гиродинах американского сегмента
      Тест аппаратуры «Курс-П» со стороны модуля «Поиск» и аппаратуры «Курс-А» корабля «Союз ТМА-20»
      Передача дел между командирами экипажей МКС-27 и МКС-28
      Тренировка экипажа по спуску на корабле «Союз ТМА-20»
      Демонтаж оборудования по эксперименту «Мембрана»
      Техническое обслуживание СОЖ
      Медико-биологические исследования: «Биориск», «Полиген», «Пневмокард»

Суббота, 21 мая

Контроль микроэкосферы среды обитания
      Еженедельная уборка станции
      Отдых экипажа
      Геофизика и околоземное космическое пространство: «Всплеск», «Молния-Гамма»
      Технические исследования и эксперименты: «Дальность», «Вектор-Т» (исследование системы высокоточного прогнозирования движения МКС), «Изгиб» – проводится во время совместного полёта с кораблём «Эндевор»

Воскресенье, 22 мая

Режим управления ориентацией МКС на гиродинах американского сегмента
      Подписание акта о передаче смены по российскому сегменту МКС
      Укладка возвращаемого оборудования в корабль «Союз ТМА-20»
      Перезапись информации по эксперименту «Идентификация»
      Контроль санитарно-эпидемиологического состояния
      Отдых экипажа
      Геофизика и околоземное космическое пространство: «Всплеск», «Молния-Гамма»
      Технические исследования и эксперименты: «Дальность», «Вектор-Т», «Изгиб» – проводится во время совместного полёта с кораблём «Эндевор»
      Работа экипажа МКС с экипажем корабля «Эндевор» (STS-134) по совместной программе.

15.05.2011 / 00:05   Российские космонавты заменили блок генератора кислорода на МКС

Российские космонавты на Международной космической станции в субботу занимались ремонтом российской системы регенерации кислорода "Электрон-ВМ", говорится в сообщении в разделе сайта НАСА, где размещается информация о ежедневной работе экипажа.
      Российские космонавты Дмитрий Кондратьев, Андрей Борисенко и Александр Самокутяев несколько часов ремонтировали систему, установленную в служебном модуле станции.
      "Запуск генератора кислорода запланирован на понедельник, 16 мая", - говорится в сообщении.
      Накануне космонавты сняли один из компонентов "Электрона" - неисправный блок БЖ (блок жидкостный), и заменили его на запасной, доставленный "Прогрессом" еще в 2007 году. Вышедший из строя блок проработал в три раза дольше заявленного срока эксплуатации.
      Новый блок БЖ будет доставлен "Прогрессом" 23 июня. Система "Электрон-ВМ" предназначена для получения кислорода путем электролиза воды. Подобная система в течение 12 лет успешно работала на станции "Мир", передает РИА "Новости".

15.05.2011 / 00:05   США договорятся с Китаем о поведении в космосе

Администрация Обамы хочет договориться с Китаем об ответственном поведении при осуществлении космической деятельности. Об этом заявил, выступая перед комиссией Конгресса США по американо-китайским отношениям в сфере экономики и безопасности, заместитель помощника министра обороны по космической политике Грегори Шулте.
      По его словам, Пентагон тревожит то, что Пекин вкладывает все больше средств в разработку и наращивание систем, способных сбивать или глушить спутники на орбитах. В качестве примера он привел испытание, проведенное Китаем в январе 2007 года, когда с помощью наземной баллистической ракеты был уничтожен старый метеорологический спутник.
      При этом образовалось огромное количество обломков, которые по-прежнему кружат вокруг Земли, представляя опасность для действующих орбитальных аппаратов, в том числе китайских. Только в прошлом году американское минобороны выдало 700 предупреждений о возможности столкновения спутников разных стран с этими обломками, указал Шулте.
      Он подчеркнул, что на встречах с китайскими коллегами не раз уже ставил вопрос о необходимости установить своеобразные «правила поведения» в космосе.
      «Мы сказали им, что обеспокоены тем, что в случае, к примеру, какого-либо кризиса недопонимание в космосе может легко привести к непреднамеренной эскалации, которая не будет в интересах ни одной из наших стран», - заметил Шулте.
      Беспокойство по поводу китайских противоспутниковых разработок вынудило министра обороны Роберта Гейтса включить тему космоса в стратегический военный диалог, который стремится наладить с Пекином Вашингтон. Однако, согласно представителям администрации Обамы, китайцы пока отказываются обсуждать с США космические вопросы, передает ИТАР-ТАСС.

15.05.2011 / 00:05   Россия запустит с Байконура израильский спутник связи Amos-4

Российско-украинская ракета "Зенит-3SLБ" в конце 2012 - начале 2013 года выведет на околоземную орбиту израильский телекоммуникационный спутник Amos-4, сообщил "Интерфаксу-АВН" в четверг заместитель генерального директора компании "Международные космические услуги" Михаил Герасев.
      "Контракт с израильской фирмой Israel Aerospace Industries на запуск спутника Amos-4 подписан. Работа по нему ведется. Пуск запланирован на конец 2012 года - начало 2013 года", - сказал он.
      М.Герасев отметил, что точная дата запуска пока не определена. "Пока определен только шестимесячный интервал, в течение которого аппарат будет запущен - с декабря 2012 года по май 2013 года", - добавил он.

15.05.2011 / 00:05   Испытания РН "Союз-1" начнутся в конце нынешнего или начале следующего года

Первый пуск новой российской ракеты-носителя легкого класса "Союз-1" с космодрома Плесецк в Архангельской области будет осуществлен в конце 2011 - начале 2012 года, заявил командующий Космическими войсками РФ генерал-лейтенант Олег Остапенко.
      "Уже в конце 2011 - начале 2012 года планируется приступить к летным испытаниям ракеты-носителя легкого класса "Союз-1", - сказал он сегодня, 14 мая, после расширенного заседания Военного совета Космических войск.
      По словам командующего, все пуски ракеты будут проводиться с действующих стартовых комплексов космодрома Плесецк после их незначительной доработки, передает "Интерфакс".

15.05.2011 / 00:05   В Белгороде подвели итоги областного конкурса «Дети. Техника. Творчество», посвящённого 50-летию первого полёта в космос

В Центре детского технического творчества вручили дипломы победителям и призёрам регионального конкурса «Дети. Техника. Творчество – 2011», который был посвящён 50-летию первого полёта в космос. В нём приняли участие юные техники из всех районов Белгородской области. А победителями стали юные техники из Валуек.
      В зале Белгородского областного центра детского технического творчества организовали выставку работ победителей и призёров регионального конкурса. Перед юными техниками и их наставниками выступил ветеран ракетно-космических войск, полковник в отставке Юрий Петрович Свистунов. Он рассказал о своей службе на космодроме Байконур, а также провёл краткий ликбез по космической тематике. Юрий Свистунов поведал об истории космонавтики, рассказал о сложившихся в стране ракетостроительных научных школах, а также обрисовал перспективы развития космической отрасли в России.
      Победителей и призёров выставки научно-технического творчества, посвящённой 50-летию полёта в космос Ю. Гагарина, наградили почётными грамотами и ценными призами. Награды получили и педагоги, воспитавшие победителей и призёров конкурса. Первыми по итогам выставки стали юные техники из Валуек, вторую ступень пьедестала занял Новый Оскол, третье место досталось моделистам из Старого Оскола, сообщает http://www.bel.ru/news/.

15.05.2011 / 00:05   За "чёрными лесорубами" будут следить из космоса

За "чёрными лесорубами" будут следить из космоса. Такое неожиданное решение предложили в красноярском краевом Министерстве природных ресурсов. Со спутников планируется получать фотографии лесных хозяйств. Практика показывает, что этот способ наиболее эффективен в выявлении точек нелегальных вырубок.
      Отметим, что только за прошлый год было выявлено более тысячи правонарушений в сфере лесопользования. По 87-ми случаям возбуждены и переданы в суд уголовные дела. Применение космической съёмки позволит повысить показатели раскрываемости правонарушений в несколько раз, сообщают "Вести.ру".

15.05.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 15 мая 2011 г.

15 мая исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") метеорологического спутника Nimbus 2.

15 мая исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) метеорологического спутника "Метеор-1-25".

15 мая исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") навигационного спутника Nova 1.

15 мая исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1733" ("Целина-Д" № 55).

15 мая исполняется 10 лет (2001) со дня запуска с космодрома Байконур с помощью российской ракеты-носителя "Протон-к" американского телекоммуникационного спутника PAS 10.