23.07.2011 / 00:05   В детском лагере откроют памятник Гагарину

Памятник Юрию Гагарину появится на территории тюменского детского оздоровительного комплекса «Юный геолог». Открытие монумента, который представляет собой поясной бюст на постаменте, состоится 28 июля в 16.30.
      Свидетелями знаменательного события станут 400 детей из Тюмени и юга области, Югры и Ямала, которые в это время будут отдыхать в лагере, сообщает «Юный геолог».
      Организаторы мероприятия пообещали устроить в этот день настоящий праздник — путешествие в мир космонавтики. Ребята пополнят свой багаж знаний о достижениях нашей страны в области освоения космоса, сообщает Тюменская региональная интернет-газета "Вслух.ру".

23.07.2011 / 00:05   На орбитальной астрофизической обсерватории "Спектр-Р" успешно раскрылось зеркало радиотелескопа

На орбитальной астрофизической обсерватории "Спектр-Р", запущенной в космос с Байконура 18 июля, успешно раскрылось зеркало радиотелескопа.
      Как сообщили ИТАР-ТАСС в российской ракетно-космической отрасли, "в пятницу, на пятые сутки полета "Спектра-Р", как и планировалось, успешно проведено раскрытие зеркала радиотелескопа".
      Как ранее сообщил глава НПО им.Лавочкина Виктор Хартов, после раскрытия зеркала радиотелескопа "месяца три будем готовить этот спутник к практической работе".

23.07.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 23 июля 2011 г.

23 июля исполняется 80 лет (1931) со дня рождения Главного конструктора (КБ "Южное") ракетных двигателей на твердом топливе Владимира Ивановича Кукушкина.

23 июля исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР спутника оптической разведки "Космос-430".

23 июля исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР спутника связи "Молния-1-35".

23 июля исполняется 10 лет (2001) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) метеорологического спутника GOES-M.

22.07.2011 / 12:34   На МКС готовятся к выходу в открытый космос

Российские члены экипажа Международной космической станции приступили к подготовке к выходу в открытый космос, запланированному в рамках двадцать восьмой длительной экспедиции.
      Сегодня Сергей Волков и Александр Самокутяев готовят к предстоящим работам стыковочный отсек «Пирс», который служит шлюзовой камерой при выходах из станции в открытый космос, а также готовят переходной отсек служебного модуля «Звезда» в качестве резервной шлюзовой камеры. Вчера в ходе сеанса связи со специалистами подмосковного Центра управления полётами они разбирали предварительную циклограмму выхода. Изучение порядка выполнения отдельных операций запланировано на понедельник.
      Космонавтам предстоит шестичасовая работа на внешней поверхности российского сегмента МКС. В числе основных задач: запуск микроспутника «Кедр», приуроченный к году 50-летия полёта Юрия Гагарина, перенос грузовой стрелы со стыковочного отсека «Пирс» на исследовательский модуль «Поиск». Также в рамках медикобиологического эксперимента «Биориск», на «Пирс» будет помещена платформа с тремя контейнерами, предназначенными для изучения возможного влияния микроорганизмов на конструкционные материалы, используемые в космической технике.
      Выход намечен на 3 августа текущего года. По предварительным данным выходной люк будет открыт в 18 часов 30 минут по московскому времени (14:30 GMT), сообщает пресс-служба подмосковного ЦУПа.

22.07.2011 / 12:28   Специалисты приступили к заправке разгонного блока «Бриз-М»

21 июля на космодроме Байконур была выполнена перевозка разгонного блока «Бриз-М» из монтажно-испытательного корпуса площадки 92А-50 космодрома на заправочную станцию площадки 31.
      Сегодня расчеты филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» и ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» приступили к заправке компонентами топлива баков высокого давления разгонного блока. По завершении заправки «Бриз-М» вернут на площадку 92А-50 для продолжения подготовки к запуску.
      Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российским телекоммуникационным спутником «Экспресс АМ-4» планируется выполнить 18 августа 2011 года, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

22.07.2011 / 12:28   Космический аппарат «Экспресс АМ-4» доставлен на космодром Байконур

Сегодня в 7.30 мск на аэродроме «Юбилейный» Байконура совершил посадку самолет Ан-124 «Руслан», который рейсом из Шереметьево доставил на космодром российский телекоммуникационный космический аппарат (КА) «Экспресс АМ-4».
      После прохождения установленных таможенных процедур контейнер с КА будет перегружен из самолета на транспортировочную платформу и перевезен на площадку 92А-50 космодрома, где будет проходить его подготовка к запуску.
      Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российским спутником «Экспресс АМ-4» намечен на 18 августа, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

22.07.2011 / 08:13   В Синьцзяне обнаружен крупный железистый метеорит весом более 25 тонн

На днях в ущелье "Кэлань" на территории города Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района /Северо-Западный Китай/ найден крупный железистый метеорит, который, по оценке специалиста Пекинского планетария Чжан Баолиня, весит свыше 25 тонн.
      Выступающая над поверхностью земли часть метеорита имеет высоту 1,25 м. Ее длина и ширина соответственно составляет 2,2 м. и 1,2 м. По имеющейся информации в настоящее время самый крупный метеорит, обнаруженный в Китае, весит 30 тонн.
      Чжан Баолинь сообщил, что в дальнейшем ожидается работа по определению возраста метеорита, исследование его химического состава и строения, а также измерение числа стабильных изотопов в метеорите, передает агентство Синьхуа.

22.07.2011 / 00:05   Программа "Спейс Шаттл": некоторые статистические итоги

Некоторые статистические итоги завершившейся 21 июля 2011 года программы Space Shuttle.
      Флот шаттлов насчитывал пять орбитальных ступеней: OV-099 'Challenger', OV-102 'Columbia', OV-103 'Discovery', OV-104 'Atlantis' и OV-105 'Endeavour'. Кроме них были изготовлены еще два "челнока": OV-098 'Pathfinder', для наземных тренировок астронавтов, и OV-101 Enterprise, для полетов в атмосфере.
      За 30 лет эксплуатации корабли многоразового использования отправлялись в космос 135 раз. Все запуски были осуществлены из Космического центра имени Джона Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида, со стартовых комплексов LC-39A и LC-39B.
      Чаще всего для путешествий на орбиту использовался 'Discovery' – 39 полетов. На втором месте 'Atlantis' – 33 полета, на третьем – 'Columbia' (28 полетов), на четвертом – 'Endeavour' (25 полетов). 'Challenger' совершил 10 полетов.
      Общий налет орбитальных ступеней составил 1330 дней 16 час 17 минут 45 секунд.
      В том числе:
      – OV-103 'Discovery' – 364 дня 22 часа 26 минут 42 секунды;
      – OV-104 'Atlantis' – 306 дня 12 часов 56 минут 33 секунд;
      – OV-102 'Columbia' (включая длительность аварийного полета) – 300 дней 17 часов 40 минут 20 секунд;
      – OV-105 'Endeavour' – 296 дней 3 часа 17 минут 53 секунды;
      – OV-099 'Challenger' (включая длительность аварийного полета) – 62 дня 7 часов 56 минут 17 секунд.
      Самой продолжительной экспедицией на орбиту стал 21-й полет Columbia (STS-80) в 1996 году – 17 суток 15 часов 53 минуты 19 секунд, а самой «короткой» – 2-й испытательный рейс той же орбитальной ступени (STS-2) в 1981 году – 2 суток 6 часов 13 минут 11 секунд.
      За годы эксплуатации шаттлов на околоземную орбиту были доставлены 180 объектов, включая спутники и компоненты Международной космической станции. На Землю с орбиты были возвращены 53 объекта.
      Общая масса грузов, которые были доставлены на околоземную орбиту с помощью кораблей многоразового использования, превышает 1600 тонн.
      Помимо автономных полетов, шаттлы девять раз стыковались с российским орбитальным комплексом "Мир" и 37 раз – с Международной космической станцией.
      Из космоса на Землю шаттлы возвращались 133 раза. Два полета были аварийными:
      – 28 января 1986 года шаттл 'Challenger' взорвался на 74 секунде полета;
      – 1 февраля 2003 года шаттл 'Columbia' развалился на куски в земной атмосфере при заходе на посадку.
      Эти две катастрофы унесли жизни 14 астронавтов: американцев Фрэнсиса Скуби, Майкла Смита, Эллисона Онизуки, Джудит Резник, Рональда МакНэйра, Грегори Джарвиса, Кристы МакОлифф, Рика Хасбэнда, Уильяма МакКула, Дэвида Брауна, Калпаны Чалвы, Майкла Андерсона, Лоурел Кларк и израильтянина Илана Рамона.
      В качестве мест посадки использовались три полосы:
      – 78 раз шаттлы садились на мысе Канаверал;
      – 54 раза – на Базе ВВС США «Эдвардс», шт. Калифорния;
      – один раз – на полигоне «Уайт-Сэндс», шт. Нью-Мексико.
      На кораблях многоразового использования совершили полеты 355 человек из 16 стран. В это число входят экипажи «аварийных» шаттлов, а также астронавты и космонавты, которые возвращались на «челноках» на Землю, стартовав на российских кораблях.
      Чаще других на шаттлах летали американцы Джерри Росс и Франклин Чанг-Диас – по семь раз. В «активе» еще восьмерых (Стив Масгрейв, Джеймс Уэзерби, Куртис Браун, Шэннон Люсид, Джон Блэйха, Джеймс Восс, Майкл Фоул и Сьюзен Хелмс) – по шесть полетов. Причем, пятеро последних по два раза летали на шаттлах в ходе одной командировки на орбиту (старт на одном корабле, возвращение – на другом, а в промежутке была работа на борту орбитальной станции, "Мир" или МКС).
      Девятнадцать человек совершили по пять полетов, 49 – по четыре полета, 62 – по три полета, 98 – по два полета, 117 – по одному полету на шаттлах.
      Таким образом, суммарное количество полетов – 852 человеко-полета.
      Для 329 человек полеты на кораблях многоразового использования стали первыми в их космической карьере.
      По гражданству статистика полетов на шаттлах следующая: США – 293 человека (755 человеко-полетов), Россия – 20 (32), Франция – 7 (10), ФРГ – 7 (10), Япония – 7 (13), Канада – 7 (13), Италия – 5 (6), Швейцария – 1 (4), Испания – 1 (1), Швеция – 1 (2), Нидерланды – 1 (1), Бельгия – 1 (1), Саудовская Аравия – 1 (1), Украина – 1 (1), Израиль – 1 (1), Мексика – 1 (1).
      При этом граждане ФРГ (на момент существования еще двух германских государств), Канады, Мексики, Саудовской Аравии, Украины, Нидерландов, Бельгии, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии и Израиля стали первыми представителями своих стран, побывавшими в космосе.
      Полеты на шаттлах стали первыми в их космической карьере для восьмерых российских космонавтов. Причем, для одного – Бориса Морукова – полет на американском корабле так и остался единственным.
      Из 355 астронавтов и космонавтов, летавших на шаттлах, 308 были мужчинами, а 47 – женщинами. При этом общий «женский налет» составил 122 человека-полета.
      Больше всего в космосе побывало американок – 42. Полеты также совершили две канадки, две японки и одна россиянка.
      Для 46 женщин полеты на кораблях многоразового использования были первыми в их карьере. Для россиянки Елены Кондаковой полет на шаттле был ее второй командировкой на орбиту.
      Общая стоимость программы Space Shuttle (разработка, испытания, эксплуатация) составила более 210 миллиардов долларов (в ценах 2010 года).

22.07.2011 / 00:05   Памятник ракете-носителю торжественно открыли в Омске

21 июля в Омске торжественно открыли мемориальный комплекс - символ научного потенциала Омской области и памятник омичам, внесшим значительный вклад в освоение космоса.
      Законченный монумент представляет собой 32-метровый серийный корпус ракеты-носителя "Космос-3М" весом свыше восьми тонн. Именно такие космолеты в течение нескольких десятилетий выводили на орбиту планеты Земля отечественные и иностранные спустники. Первая ракеты легкого класса "Космос-3М" стартовала в 1969 году, всего было выпущено 768 экземпляров.
      Памятник был установлен в Октябрьском округе у кинотеатра "Космос" в честь семидесятилетия омского аэрокосмического объединения "Полет". На торжественной церемонии собрались сотни "полетовцев" - целые династии, связанные с космической отраслью, передает РИА "Новости".

22.07.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 22 июля 2011 г.

22 июля исполняется 85 лет (1926) со дня рождения Григория Маркеловича Чернявского, конструктора систем спутниковой связи, Гл. конструктора КБ прикладной механики, нач. Центра систем. проектирования, Гл. конструктора Научного центра информационных космических систем и технологии наблюдения.

22 июля исполняется 75 лет (1936) со дня рождения директора ФГУП "Исследовательский центр им. М.В.Келдыша", президента РАКЦ, академика РАН Анатолия Сазоновича Коротеева.

22 июля исполняется 60 лет (1951) со дня Первого успешного запуска геофизической ракеты Р-1В с аппаратурой ФИАР-1, двумя собаками (Дезик и Цыган) и парашютной системой спасения.

22 июля исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР разведывательного спутника "Космос-844".

22 июля исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Comstar-2.

21.07.2011 / 22:39   Шейх-миллиардер вырезал свое имя в пустыне километровыми буквами. Его видно из космоса

Арабский шейх-миллиардер решил прославить себя на планете и за ее пределами, написав свое имя на песке принадлежащего ему острова километровыми буквами. Надпись HAMAD выкопана в песке принадлежащего ему острова аль-Футаиси буквами километровой высоты, длина же надписи составляет около 4 км, пишет британская газета The Sun.
      Рабочих направил на остров для выполнения надписи шейх Хамад бен Хамдан аль-Нахьян. Надпись оказалась столь широкой, что не все буквы поместились на острове. Выступающие за пределы суши части букв пришлось огораживать в воде, чтобы обозначить их контуры.
      Шейху 63 года, он входит в состав правящей семьи эмирата Абу-Даби. Ему принадлежит около 22,6 млрд долларов, так что в богатстве его превосходит только король Саудовской Аравии, пишет NEWSru.com.

21.07.2011 / 20:00   КА «Спектр-Р»: четыре дня на орбите

По данным телеметрической информации, получаемой с КА «Спектр-Р», запланированная программа работ выполняется в полном объеме. На сегодняшний день раскрыты все элементы конструкции КА «Спектр-Р», кроме зеркала космического радиотелескопа, а также построена солнечная ориентация аппарата, обеспечивается его стабильное функционирование на штатной орбите. Состояние бортовых систем в норме.
      В настоящее время продолжается подготовка к операции раскрытия лепестков космического радиотелескопа, намеченной на ближайшее время, сообщают пресс-службы Роскосмоса и ФГУП НПО им. С.А. Ловачкина.

21.07.2011 / 20:00   Работы по подготовке к пуску РН «Протон-М» набирают темп

21 июля на стартовом комплексе площадки 200 космодрома Байконур расчеты филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» приступили к подготовке оборудования и аппаратуры стартового комплекса к предстоящему пуску ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российским телекоммуникационным спутником «Экспресс АМ-4».
      В монтажно-испытательном корпусе площадки 92А-50 космодрома специалисты Роскосмоса проводят заключительные операции с ракетой-носителем «Протон-М».
      Сегодня намечается выполнить перевозку разгонного блока «Бриз-М» на заправочную станцию площадки 31 космодрома, где будет проведена заправка баков высокого давления РБ компонентами топлива.
      Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российским спутником «Экспресс АМ-4» запланирован на 18 августа, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

21.07.2011 / 14:00   Последний полет шаттла завершен

Завершен последний полет корабля многоразового использования системы Space Shuttle. 21 июля 2011 года в 09:57:00 UTC (13:57:00 мск) задние колеса шаттла Atlantis, совершавшего полет по программе STS-135, коснулись посадочной полосы RW15 Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал. Через 20 секунд полосы коснулась переднее колесо корабля. А еще через 34 секунды шаттл замер на полосе. Навсегда!
      На Землю возвратились астронавты Крис Фергюсон (Chris Ferguson), Даг Хёрли (Doug Hurley), Сэнди Магнус (Sandy Magnus) и Рекс Уолхейм (Rex Walheim).
      Продолжительность полета составила 12 дней 18 часов 27 минут 56 секунд.

21.07.2011 / 12:55   "Атлантис" пошел на посадку

Близится к завершению полет корабля многоразового использования Atlantis по программе STS-135. В 08:49 UTC (12:49 мск) двигатели шаттла были включены на торможение. Проработав 3 минуты 16 секунд двигатели свели корабль с орбиты и он начал снижение. Посадка на мысе Канаверал запланирована на 09:56 UTC (13:56 мск).

21.07.2011 / 11:00   Пилотируемый корабль "Союз" в ноябре полетит с запасной площадки Байконура

Запуск пилотируемого корабля "Союз ТМА-03М" планируется осуществить с запасного стартового комплекса Байконура, сообщил "Интерфаксу-АВН" в понедельник источник на космодроме.
      "Запуск 30 ноября будет выполнен с 31-й площадки космодрома", - сказал собеседник агентства.

21.07.2011 / 08:10   Спутник «Экспресс-АМ4» отправлен на Байконур

Как сообщила пресс-служба европейского концерна «Астриум», 19 июля на космодром Байконур из Тулузы (Франция) был отправлен спутник «Экспресс-АМ4».
      Телекоммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМ4» спроектирован и изготовлен в рамках сотрудничества между европейской фирмой-изготовителем спутников «Астриум» и российским ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» по заказу оператора ФГУП «Космическая связь» (ГПКС).
      Специалисты предприятий Роскосмоса на Байконуре уже приступили к работам с ракетой-носителем «Протон-М» и разгонным блоком «Бриз-М», предназначенными для выведения на орбиту российского спутника «Экспресс АМ-4».
      Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российским спутником «Экспресс АМ-4» запланирован на 18 августа, передает пресс-служба Роскосмоса.

21.07.2011 / 08:10   "Хаббл" случайно нашел новый спутник Плутона

Телескоп "Хаббл" случайно обнаружил четвертый спутник Плутона - бывшей девятой планеты Солнечной системы. Об этом сообщается на сайте телескопа.БикЮ       Астрономы обнаружили небесное тело диаметром от 13 до 34 километров, анализируя данные, собранные телескопом в рамках миссии по поиску колец Плутона. Объект, который назвали P4, стал самой маленькой луной карликовой планеты, пишет Lenta.ru.

21.07.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 21 июля 2011 г.

21 июля исполняется 90 лет (1921) со дня рождения Михаила Степановича Хомякова, ведущего конструктора, Гл. инженера ОКБ-1.

21 июля исполняется 50 лет (1961) со дня второго в США суборбитального полета в космос по программе Mercury. Капсулу Liberty Bell-7 пилотировал астронавт Вирджил Айвен Гриссом (Virgil Ivan Grissom).

21 июля исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР научно-исследовательского спутника "Космос-842".

20.07.2011 / 17:36   Погода для посадки "Атлантиса" будет почти идеальной, сообщило НАСА

Погодные условия на космодроме имени Джона Кеннеди (штат Флорида), где в четверг, 21 июля, совершит посадку последний в истории шаттл "Атлантис", будут почти идеальны, сообщило американское аэрокосмическое агентство НАСА в своем микроблоге в Твиттере.
      Посадка шаттла запланирована на 05.56 по времени восточного побережья (13.56 мск), напоминает РИА "Новости".

20.07.2011 / 17:36   Астронавты шаттла "выпустили" на орбиту спутник PicoSat

Астронавты шаттла "Атлантис" с помощью специального устройства "выпустили" на орбиту спутник PicoSat для экспериментов с солнечными батареями, сообщило американское аэрокосмическое агентство НАСА в своем микроблоге в Твиттере.
      "Спутник PicoSat отстыковался от грузового отсека шаттла "Атлантис" в 3.49 по времени восточного побережья США (11.49 мск), это была завершающая полезная нагрузка последнего в истории челнока", - говорится в сообщении.
      Основной целью работы спутника является сбор данных о новых технологиях использования солнечных батарей в космосе. Космический аппарат весит восемь фунтов (3,6 килограмма), его размер - 5 на 5 на 10 дюймов (12 на 12 на 25 сантиметров).
      Результаты работы спутника позволят лучше понять, насколько долговечны различные материалы, когда они подвергаются воздействию космической среды. Спутник позволит получить новые данные о поведении новых батарей в космосе перед тем, как будут запущены спутники с данными солнечными элементами в качестве основного источника питания. Многие материалы могут найти применение в разработке будущих космических аппаратов, передает РИА "Новости".

20.07.2011 / 17:36   Медведев поздравил с юбилеем летчика-космонавта Владимира Ляхова

Президент РФ Дмитрий Медведев направил поздравительную телеграмму летчику-космонавту Владимиру Ляхову, которому в среду исполняется 70 лет, сообщает пресс-служба Кремля.
      "Вы внесли большой вклад в развитие отечественной космонавтики, получили уникальную специальность космонавта-спасателя. Совершили три полета на борту кораблей "Союз", участвовали в продолжительных космических экспедициях и международных программах. За проявленное мужество и профессионализм были дважды удостоены высокого звания Героя Советского Союза", - говорится в телеграмме.

20.07.2011 / 17:36   Телескоп "Гершель" увидел символ бесконечности в центре Галактики

Космический инфракрасный телескоп "Гершель" обнаружил в центре нашей Галактики странное перекрученное кольцо плотного газа, напоминающее по форме математический символ бесконечности, вытянутую и "положенную на бок" восьмерку, сообщает пресс-служба Лаборатории реактивного движения НАСА.
      До сих пор астрономам удавалось увидеть только часть этого кольца, протянувшегося на расстояние 600 световых лет, наблюдения с помощью "Гершеля" позволили впервые получить его полное изображение.
      "Мы много раз исследовали центр Млечного пути... Но когда мы изучили снимки высокого разрешения в субмиллиметровом диапазоне с "Гершеля", существование этого кольца стало очевидным", - говорит Альберто Норьега-Креспо (Alberto Noriega-Crespo) из Калифорнийского технологического института, один из соавторов исследования, опубликованного Astrophysical Journal Letters, передает РИА "Новости".

20.07.2011 / 09:50   НАСА будет использовать ракеты Atlas для будущих пилотируемых стартов

НАСА продолжает проработку проектов, связанных с выводом космических экипажей и грузов после списания шаттлов. Сегодня стало известно о том, что американское космическое ведомство подписало соглашение с United Launch Alliance, предусматривающее использование в интересах космического ведомства ракет-носителей Atlas 5 для пилотируемых стартов с участием экипажей людей.
      На сегодня ракеты Atlas используются преимущественно для вывода американских военных спутников и беспилотных аппаратов по заказу того же НАСА. Ракеты Atlas прежде запускались в космос 26 раз и все запуски завершились успешно.
      Сейчас в НАСА говорят, что после приземления последнего шаттла "Атлантис" через пару дней, ведомству придется полагаться для вывода своих астронавтов на российские ракеты и пилотируемые капсулы. Позже НАСА надеется воспользоваться транспортными услугами американских коммерческих подрядчиков.
      "С завершением эры полетов шаттлов не приходит конец пилотируемой космонавтики в США, мы просто начинаем новую эпоху", - говорит Эдвард Манго, менеджер программы НАСА Commercial Crew Programme.
      По его словам, в качестве ракеты-носителя была выбрана Atlas, тогда как космические пилотируемые корабли и капсулы должны будут поставить частные американские компании, ведущие соответствующие разработки, пишет Cyber Security.

20.07.2011 / 09:37   Космонавты исследовали обшивку Международной космической станции

Очередную сессию эксперимента «Бар» провели в конце прошлой недели космонавты, работающие на борту Международной космической станции, сообщает пресс-служба Роскосмоса. Об этом сегодня рассказал в своем блоге на сайте Роскосмоса бортинженер 28-й длительной экспедиции Александр Самокутяев.
      Как пояснил российский космонавт, в состав аппаратуры «Бар» входит микровидеокамера на конце гибкого удлинителя, с помощью которой можно провести наблюдения труднодоступных мест в обшивке станции. Полученные данные обрабатываются при помощи специального программного обеспечения.
      «Специалисты указывают места, где провести наблюдения. Во время эксперимента Сергей (Волков) работал с камерой, а Андрей (Борисенко) одновременно на компьютере делал «стоп-кадр» и обрабатывал снимки»,- написал Александр.
      Научная аппаратура "Бар" позволяет космонавтам получать информацию о режиме в любом уголке МКС. Признаки истечения воздуха из модулей МКС выявляются как аномалии параметров (температуры, влажности, давления и пр.) при сравнении результатов измерений в зонах возможной утечки с зарегистрированными ранее данными.

20.07.2011 / 09:32   НАСА может объединить два плановых полета Dragon в ноябре

Специалисты НАСА обсуждают возможность объединения двух запланированных полетов космического корабля Dragon и разрешения его стыковки с МКС в ходе второго по счету демонстрационного полета в конце ноября 2011 года, окончательное решение будет принято в ближайшие несколько недель, сообщил журналистам менеджер программы МКС в НАСА Майкл Саффредини (Michael Suffredini).
      "Мы еще не приняли окончательного решения (по объединению двух полетов), но мы близки к этому", - сообщил Саффредини в ходе пресс-конференции, транслировавшейся на сайте НАСА.
      По его словам, технически возможно выполнить все необходимые этапы двух демонстрационных полетов за один раз. Агентство продолжает анализировать результаты последнего по счету полета Falcon 9 и пока "не видит никаких существенных проблем".
      "Сейчас мы заканчиваем обсуждение полета и планируем принять решение в следующие несколько недель", - отметил Саффредини.
      Он также подтвердил, что полет предварительно запланирован на конец ноября, окончательное решение пока не принято.
      Ранее начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявлял, что коммерческие космические системы, разрабатываемые сейчас в США, не стыкуются к МКС в автоматическом режиме так, как это делают российские корабли "Союз" или грузовики "Прогресс". Для стыковки используется манипулятор на борту МКС, который "хватает" и стыкует их со станцией, передает РИА "Новости".

20.07.2011 / 09:32   Два зонда "Артемис" после двухлетнего путешествия добрались до Луны

Два космических аппарата НАСА "Артемис", в июле 2009 года начавшие свой путь к Луне с околоземной орбиты, добрались до места своего назначения, где они в течение 7-10 лет будут исследовать внутреннюю структуру спутника земли, сообщает НАСА.
      Зонды "Артемис" (ARTEMIS - "Acceleration, Reconnection, Turbulence and Electrodynamics of the Moon's Interaction with the Sun", в буквальном переводе "Артемида") представляют собой пример "вторичного" использования космических аппаратов. Это два из пяти небольших спутников проекта THEMIS ("Time History of Events and Macroscale Interactions during Substorms", в буквальном переводе - "Фемида"), которые были запущены в 2007 году для исследования магнитного поля Земли.
      Эти пять спутников были размещены на разных орбитах: один - на одной трети дистанции до Луны, другой - на четверти дистанции, и три - на одной шестой дистанции. Приборы для измерения электрического и магнитного поля, детекторы ионов и электронов на борту аппаратов позволяли одновременно следить за процессами в разных точках магнитосферы. В частности, благодаря этим зондам, удалось получить новые данные о механизмах, запускающих полярные сияния.
      В 2010 году проект завершился, однако ученые решили использовать два спутника на самых дальних от Земли орбитах для исследования Луны. Им присвоили новые названия - ARTEMIS P1 и ARTEMIS P2 - и в 2009 году они отправились на окололунную орбиту.
      Аппараты двигались по очень сложной траектории, которая позволяла по максимуму использовать гравитацию Земли и Луны и расходовать минимальное количество топлива. Один из аппаратов вышел на окололунную орбиту 27 июня, а второй - 17 июля.
      "Со своей новой орбиты "Артемисы" будут получать важные данные о лунном ядре, составе ее поверхности, о том, есть ли на Луне локальные магнитные зоны. Проект позволит получать информацию, необходимую для понимания лунного магнитного окружения в космосе и его связях с событиями в магнитосфере Земли", - отметил руководитель проекта Дэйв Сибек (Dave Sibeck) из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА.
      Участники проекта отмечают, что этот проект представляет собой прекрасный пример "инновационного использования" существующих космических аппаратов. Их высокое качество позволило получить двойную выгоду - новые исследовательские возможности и отсутствие дополнительных трат средств налогоплательщиков, передает РИА "Новости".

20.07.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 20 июля 2011 г.

20 июля исполняется 80 лет (1931) со дня рождения летчику-испытателю Марине Леонидовне Попович.

20 июля исполняется 70 лет (1941) со дня рождения летчика-космонавта СССР Владимира Афанасьевича Ляхова.

20 июля исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в СССР разведывательного спутника “Космос-125”.

20 июля исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР разведывательного спутника “Космос-429”.

20 июля исполняется 35 лет (1976) со дня мягкой посадки на поверхность Марса американской межпланетной станции Viking-1.

20 июля исполняется 10 лет (2001) со дня запуска в России (космодром Плесецк) военного спутника связи "Космос-2379".

19.07.2011 / 23:18   Ближайшая задача Роскосмоса - нарастить российский сегмент в пилотируемой космонавтике - Поповкин

Ближайшая задача Роскосмоса - нарастить российский сегмент в пилотируемой космонавтике. Об этом в эксклюзивном интервью телеканалу Russia Today заявил руководитель Российского космического агентства Владимир Поповкин, передает ПРАЙМ-ТАСС.
      "Что касается ближайших задач, то по пилотируемой тематике - это конечно наращивание российского сегмента", - заявил Поповкин. Российский сегмент "должен быть достойным и соответствовать, по крайней мере, тому, что сегодня на американской части станции", - отметил он.
      "Вторая, очень важная для нас задача - это возвращение в мировой пул по космическим автоматическим аппаратам, - сказал глава Роскосмоса. - Мы должны восстановить свои позиции с точки зрения спутников связи, и с точки зрения спутников дистанционного зондирования с земли и метеорологических спутников". "По связи мы сейчас выходим в кооперацию с Европой, и, в первую очередь, по целевой нагрузке - это по всем транспондерам, - рассказал он. - По метеорологии - мы два аппарата запустили. В ближайшие 3 года мы сделаем такую группировку метеорологических аппаратов, которая позволит России быть самодостаточной с точки зрения всех прогнозов погоды, всех климатических изменений, чрезвычайных ситуаций". "Что касается дистанционного зондирования с земли, то мы в этом году запускаем первый спутник обнаружения или прогнозирования чрезвычайных ситуаций и продолжим развиваться в этом направлении", - отметил Поповкин.
      Вместе с тем глава Роскосмоса отметил, что главной задачей является восстановление позиций на рынке третьих стран. "На мой взгляд, наша сегодняшняя главная цель и задача - это на базе наших предприятий, с помощью привлечения западных технологий восстановить свое положение на рынке третьих стран, - сообщил он. - Это Юго-Восточная Азия, Африка, Южная Америка - это там, где традиционно были сильны позиции Советского Союза и России".       "Третья задача - это доведение спутниковой системы ГЛОНАСС до штатного состава этой группировки", - подчеркнул Поповкин.

19.07.2011 / 23:18   Космонавты сфотографируют портреты Циолковского, Гагарина и Королева снаружи МКС

Два российских космонавта выйдут в открытый космос с борта Международной космической станции (МКС) в начале августа, сообщил "Интерфаксу-АВН" во вторник представитель подмосковного Центра управления полетами (ЦУП).
      "По предварительным данным, выход космонавтов Сергея Волкова и Александра Самокутяева состоится 3 августа. Он начнется в 18:30 по Московскому времени и продлится шесть часов", - сказал собеседник агентства.
      По его словам, выход будет осуществляться из модуля "Пирс" с использованием российских компьютеризированных скафандров "Орлан-МК".
      "Планом выхода предусмотрены ручной запуск студенческого микроспутника "РадиоСкаф-В", именуемого "Кедром" по позывному Юрия Гагарина, и монтаж на модуле "Звезда" оборудования для лазерной связи, которое поможет передавать на Землю большие объемы научной информации", - сказал представитель ЦУП.
      Он отметил, что космонавты также перенесут грузовую стрелу с модуля "Пирс" на модуль "Поиск", чтобы после отстыковки модуля "Пирс" от МКС в 2012 году она осталась на станции.
      С.Волков и А.Самокутяев демонтируют ненужную антенну системы "Курс" на модуле "Звезда", сфотографируют антенну WAL-6, съемную кассету-контейнер и панель "Компласт", а также установят на модуле "Пирс" три контейнера с бактериями-грибами, которые длительное время будут подвергаться воздействию космической радиации.
      По словам представителя ЦУП, во время выхода также запланировано фотографирование портретов основоположника космонавтики Константина Циолковского, конструктора Сергея Королева и первого космонавта Земли Юрия Гагарина.

19.07.2011 / 21:13   Крупнейшая в мире антенна телескопа "Радиоастрон" раскроется 22 июля

Самую крупную в мире твердотельную лепестковую антенну диметром десять метров, установленную на уникальном российском космическом радиотелескопе "Радиоастрон" ("Спектр-Р"), планируется раскрыть 22 июля, сообщил во вторник РИА Новости главный конструктор космического аппарата "Спектр-Р" Владимир Бабышкин.
      "Пока антенна орбитального радиотелескопа, состоящая из 27 твердотельных лепестков углепластика, находится в сложенном состоянии, как зонтик. Согласно программе летно-конструкторских испытаний, мы планируем раскрыть антенну на пятые сутки полета, то есть уже в пятницу, 22 июля", - сказал Бабышкин.
      "В настоящее время космический аппарат четко ориентирован относительно Солнца. Его солнечные батареи успешно раскрылись и обеспечивают устойчивую бесперебойную выработку электроэнергии, необходимую для раскрытия антенны радиотелескопа и для работы научной бортовой аппаратуры", - уточнил главный конструктор.

19.07.2011 / 21:13   Финал конкурса «Первый в космосе» состоялся в индийском Тривандруме

Национальная государственная викторина «Первый в космосе» была организована Русским культурным центром в Тривандруме при поддержке фонда «Русский мир» как часть продолжающегося Российского космического фестиваля, приуроченного к 50-летию исторического полёта Юрия Гагарина в космос.
      Четыре команды, прошедшие в финал, были отобраны в предварительном раунде, который состоялся 9 июля. Финальный тур соревнований прошёл 16 июля в конференц-зале Русского культурного центра.
      В финал вышли: Индийский технологический институт (Мумбай), VHSS Vellanad (Тривандрум), Высшая школа Св. Марии (Pattom) и Инженерный колледж штата Керал.
      Конкурс проводился для учащихся в возрасте от 16 до 22 лет. Жюри возглавил великий магистр д-р Абрахам Иосиф (Abraham Joseph).
      Соревнование состояло из 6 раундов.
      Первое место заняла Высшая школа Св. Марии взяла с 70 очками, VHSS Vellanad – на втором месте с 50 очками.
      Телеканал Jeevan TV рассказал о викторине в специальном 30-минутном выпуске, сообщает информационная служба фонда "Русский мир".

19.07.2011 / 21:13   Большое Магелланово облако "воровало" звезды у Малого

Американские астрономы обнаружили, что сотни звезд в галактике Большое Магелланово облако были "украдены" у ее соседа - Малого Магелланова облака, говорится в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.
      Кнут Олсен (Knut Olsen) из Национальной обсерватории оптической астрономии (США) и его коллеги исследовали две ближайшие к нашей галактики - Малое и Большое Магеллановы облака, которые видны невооруженным глазом на небе в южном полушарии.
      Проанализировав спектры 5,9 тысячи гигантов и сверхгигантов в Большом облаке, они обнаружили, что около 5% звезд в этой галактике вращаются в противоположную сторону по отношению ко всем остальным, либо же ось их вращения сильно отклонена от оси вращения галактики в целом.
      Эти особенности, по словам ученых, указывают, что "инакомыслящие" сформировались не вместе со всем остальным населением галактики, а вовне.
      Дальнейшие исследования показали, что "противовращающиеся" звезды отличаются от своих соседей и по химическому составу - в них меньше тяжелых элементов, таких как железо и кальций, чем у других типичных звезд Большого Магелланова облака. Однако эти химические свойства очень похожи на состав звезд другой галактики - Малого Магелланова облака.
      Собранные свидетельства позволили ученым утверждать, что звезды-диссиденты были "украдены" Большим Магеллановым облаком у своего меньшего соседа.
      Полученные результаты, по мнению ученых, могут помочь объяснить необычайно высокое количество звезд, сформировавшихся в туманности Тарантул (NGC 2070) в Большом Магеллановом облаке. Эта область находится на пути потока газа, который вытягивает гравитация Большого Магелланова облака из Малого, что значительно повышает вероятность образования звезд в этой области, передает РИА "Новости".

19.07.2011 / 19:40   Метеоспутник "Электро-Л" введут в штатную эксплуатацию 25 июля

Ввод в штатную эксплуатацию новейшего российского метеоспутника "Электро-Л", успешно выведенного на орбиту 21 января, намечено на 25 июля 2011 года, сообщил во вторник РИА Новости руководитель проекта космического комплекса "Электро-Л" от НПО имени Лавочкина Владимир Бабышкин.
      "Завершение летно-конструкторских испытаний находящегося на орбите спутника, продолжавшихся около 6 месяцев, намечено на 25 июля", - отметил Бабышкин.
      По его словам, в составе национальной метеорологической группировки на геостационарной орбите "Электро-Л" будет прогнозировать погоду в региональном и глобальном масштабах, анализировать состояние акваторий морей и океанов, гелиогеофизической обстановки в околоземном космическом пространстве, состояние ионосферы и магнитного поля Земли.
      Космический аппарат будет вести съемку всего диска Земли в видимом и инфракрасном диапазонах с разрешением один и четыре километра. Спутник выведен в точку стояния 76 градусов восточной долготы - над Индийским океаном, что позволит наилучшим образом наблюдать территорию России. Предполагается, что "Электро-Л" проработает на орбите десять лет.

19.07.2011 / 16:25   Астрономы нашли необычную планету в обитаемой зоне

Одна из планет звезды 55 Рака, удаленной от Земли на расстояние около 40 световых лет, может быть пригодной для существования на ней жидкой воды. Такой вывод сделала группа астрономов, изучавшая планетную систему светила. Работа ученых пока не опубликована в рецензируемом научном журнале, но ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
      Звезда 55 Рака относится к тому же типу, что и Солнце, - это желтый карлик. В паре с ней обращается еще одно светило - красный карлик, и эта система "владеет" пятью планетами. Авторы новой работы изучали планету 55 Рака f, открытую в 2007 году. Масса этого объекта составляет около половины массы Сатурна, а один оборот вокруг системы светил 55 Рака f совершает за 260 дней.
      Исследователи показали, что эта планета около 74 процентов времени проводит в обитаемой зоне своего светила - этим термином обозначают регион, находясь внутри которого, планеты могут иметь на поверхности воду в жидком состоянии. Если в атмосфере 55 Рака f содержится много углекислого газа, то парниковый эффект может делать возможным существование жидкой воды на планете даже в те периоды, когда она выходит из обитаемой зоны.
      В настоящее время наиболее перспективным кандидатом на звание потенциально пригодной для существования жизни планетой считается планета Gliese 581d. Это небесное тело обращается вокруг красного карлика Gilese 581, удаленного от Земли на расстояние 20,5 световых лет. Недавно астрономы представили новые доказательства в пользу точки зрения о возможной обитаемости Gliese 581d, пишет Lenta.ru.

19.07.2011 / 13:00   На Байконуре идет сборка ракеты-носителя «Союз-2.1а»

19 июля в монтажно-испытательном корпусе площадки 31 космодрома расчеты самарского «ЦСКБ-Прогресс» и филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» проводят сборку ракеты-носителя «Союз-2.1а». Накануне специалисты космодрома выполнили сборку второй ступени, а сегодня к ней стыкуют четыре боковых блока первой ступени. По завершении монтажных операций пройдут проверки собранного «пакета», а затем он будет переведен в режим хранения.
      Ракета-носитель «Союз-2.1а» совместно с разгонным блоком «Фрегат» предназначена для выведения на орбиту очередного кластера из шести американских космических аппаратов связи «Глобалстар-2».
      Доставка на космодром разгонного блока «Фрегат» и спутников «Глобалстар-2» для предстоящего пуска намечены на август - сентябрь.
      Запуск очередного блока низкоорбитальных спутников связи «Глобалстар-2» с 31-й площадки космодрома Байконур намечен на октябрь, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

19.07.2011 / 12:54   Роскосмос: Великобритания заинтересована в ГЛОНАСС, это «абсолютно конкурентоспособный продукт»

Великобритания заинтересована в использовании российской космической навигационной системы ГЛОНАСС, заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин, подчеркнув хорошие перспективы системы на внешнем рынке.
      «Даже Великобритания заинтересована в использовании ГЛОНАСС, и представители британского космического агентства просили провести ряд встреч и мероприятий для того, чтобы они могли более эффективно ее использовать», – сообщил Поповкин в интервью телеканалу Russia Today.
      По его словам, ГЛОНАСС «абсолютно конкурентоспособный продукт».
      Поповкин сообщил, что орбитальная группировка ГЛОНАСС будет полностью восстановлена в 2011 году, передает "Интерфакс".

19.07.2011 / 11:37   "Атлантис" ушел в автономный полет

19 июля 2011 года в 06:28 UTC (10:28 мск) корабль многоразового использования Atlantis, совершающий полет по программе STS-135, отстыковался от МКС и ушел в двухдневный автономный полет. Больше шаттлы на МКС прилетать не будут.

19.07.2011 / 10:00   Затраты на KazSat-2 окупятся через четыре года – Казкосмос

Затраты на разработку и запуск казахстанского спутника связи KazSat-2 окупятся через четыре года, считает заместитель председателя национального космического агентства Казахстана Мейрбек Молдабеков, передает НА "Новости-Казахстан".
      «Запуск второго казахстанского спутника KazSat-2 широко обсуждается в прессе и обществе. Я даже слышал мнение, что для нашей страны это больше имиджевый проект, чем бизнес. Вроде того, что у нас есть спутник, значит, мы богатая страна. Но на самом деле это абсолютно не так», - заявил Молдабеков в статье, опубликованной во вторник в газете «Литер».
      По его словам, KazSat-2 – чисто коммерческий проект. «Спутники связи – самые высокодоходные космические проекты. Если взять статистику, то они успевают трижды себя окупить. Проще говоря, при 15-летнем ресурсе такой объект окупается в первые пять лет. А потом приносит чистую прибыль. Мы рассчитываем, что KazSat-2 проработает не менее 12 лет. Поэтому срок прямой окупаемости – порядка четырех лет. Соответственно, летом 2015 года он полностью отобьется и начнет пополнять государственную казну», - сказал зампред Казкосмоса.

19.07.2011 / 09:50   Запуск станции "Фобос-Грунт" состоится в ноябре

Запуск российского зонда "Фобос-Грунт" к спутнику Марса Фобосу состоится в ноябре текущего года, передает РИА "Новости". Об этом сообщил в понедельник глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
      "Фобос-Грунт"... я могу сказать точно, полетит в ноябре. Уже никаких переносов не будет", - сказал Поповкин.

19.07.2011 / 09:50   В сентябре в России стартует первая международная школа по спутниковой навигации

С 18 по 26 сентября при поддержке Федерального космического агентства пройдут мероприятия в рамках первой в России международной школы по спутниковой навигации.
      Организаторами школы являются ОАО «Российские космические системы», учебный центр ГЛОНАСС, ОАО «НИС-ГЛОНАСС», Московский авиационный институт и другие организация.
      Целью проведения школы является обучение основным принципам использования глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), методам решения задач навигационно-временного обеспечения потребителей, практическому применению спутниковых навигационных технологий (в первую очередь технологий ГЛОНАСС) в различных областях — на транспорте, в геодезии, строительстве.

19.07.2011 / 09:41   Зонд Dawn, после выхода на орбиту вокруг Весты, прислал на Землю первый снимок поверхности астероида

Американский зонд Dawn передал на Землю первый подробный снимок астероида Веста, сделанный с самого близкого в истории освоения космоса расстояния. Он демонстрирует сложный рельеф поверхности, на которой сохранились следы самых ранних событий в эволюции этого небесного тела, сообщается на сайте Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадине (штат Калифорния), откуда ведется управление полетом.