01.09.2011 / 18:55   Завершен полет корабля «Прогресс М-11М»

1 сентября завершился полёт автоматического грузового корабля «Прогресс М-11М».
      В соответствии с программой, заложенной в его бортовой компьютер, по командам из Центра управления полётами, в 13 часов 34 минуты 31 секунду по московскому времени (09:34:31 GMT) был включён маршевый двигатель корабля на торможение. Отработав 180 секунд, он сообщил грузовику тормозной импульс величиной 91,8 метра в секунду, после чего «Прогресс М-11М» сошёл с орбиты и прекратил своё существование над заданной акваторией южной части Тихого океана.
      Координаты центра падения несгоревших элементов конструкции – 40° 8' южной широты и 135° 2' западной долготы.
      Время падения в эту точку - 14 часов 21 минута 41 секунда (10:21:41 GMT).
      Корабль «Прогресс М-11М» был выведен на орбиту 21 июня 2011 года и спустя двое суток пристыкован к агрегатному отсеку служебного модуля «Звезда» Международной космической станции. Грузовик доставил на МКС более 2,6 тонн различных грузов, необходимых для поддержания жизнедеятельности экипажа на её борту. 23августа «Прогресс М-11М» был отстыкован от МКС.
      В ходе автономного полёта корабля проводился эксперимент «Радар–Прогресс» по исследованию наземными средствами наблюдения отражательных характеристик плазменных неоднородностей, генерируемых в ионосфере при работе жидкостных ракетных двигателей корабля, сообщает пресс-служба ЦУП.

01.09.2011 / 18:55   Летные испытания космической обсерватории «Спектр-Р»

В НПО им. С.А.Лавочкина специалисты объединения продолжают летные испытания космического радиотелескопа (КРТ) «Спектр-Р», успешно запущенного на заданную орбиту с космодрома Байконур 18 июля.
      В течение недели был проведен ряд операций по коррекции программного обеспечения бортового комплекса управления (БКУ) космического аппарата «Спектр-Р», выбору оптимальной схемы управления передающими средствами КРТ, а также выполнено успешное включение комплекта бортового водородного стандарта частоты (БВСЧ), используемого для синхронизации с наземным комплексом, проверка БКУ, оценка динамической схемы КРТ и калибровка гироскопического измерителя вектора угловой скорости (ГИВУС) путем проведения разворотов КА по различным осям.
      Успешно завершена проверка функционирования резервного канала ориентации солнечных батарей.
      В целях оптимизации температурного режима научной аппаратуры произведена поправка положения остронаправленной антенны.
      При прохождении перицентра была установлена связь КА «Спектр-Р» с наземными станциями слежения в Пущино.
      Все системы космического аппарата работают штатно, связь с наземным комплексом проводится регулярно, сообщают пресс-службы Роскомоса и НПО им. С.А.Лавочкина.

01.09.2011 / 18:55   На космодроме Байконур работы проводятся в соответствии с графиком

Сегодня в монтажно-испытательном корпусе (МИК) площадки 254 в вакуумкамере расчёты РКК «Энергия» проводят плановые проверки спускаемого аппарата транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-22» на герметичность.
      В соответствии с графиком ведётся и подготовка грузового транспортного корабля «Прогресс М-13М». 31 августа после установки на него прибора межбортовой телеметрической системы, космический грузовик готовится к очередным электроиспытаниям.
      В монтажно-испытательном корпусе площадки 112 представители иностранного заказчика продолжают автономную подготовку к запуску кластера из шести космических аппаратов (КА) «Глобалстар-2». В среду была проведена заправка компонентами топлива третьего космического аппарата (КА) «Глобалстар-2». Три космических аппарата «Глобалстар-2» уже установлены на диспенсер, ещё три проходят подготовку к заправке.
      Разгонный блок «Фрегат», прошедший полный цикл автономной подготовки и необходимых проверок, и предназначенный для выведения на орбиту кластера из 6-ти КА «Глобалстар-2», в настоящее время находится в монтажно-испытательном корпусе 31-40 в режиме хранения с постоянным контролем температуры и давления в баках с компонентами топлива.
      По плану ведутся работы по подготовке к запуску космического аппарата «Интелсат-18». Сегодня в МИК площадки 254 расчёты предприятий космической отрасли осуществляют установку на разгонный блок «ДМ-SLБ» крышки и чехла, после чего он будет перегружен на транспортировочный агрегат для подготовки к заправке.
      На заправочной станции площадки 31-44 ведётся работа по приёму разгонного блока «ДМ-SLБ» для проведения заправки, передает пресс-служба Роскосмоса.

01.09.2011 / 18:55   В Центре подготовки космонавтов начались комплексные экзаменационные тренировки

Сегодня для космонавтов основного и дублирующего экипажей 29/30-й длительной экспедиции на МКС наступил самый ответственный этап подготовки в ЦПК – комплексные экзаменационные тренировки (КЭТ), сообщают пресс-службы Роскосмоса и ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
      В 8 часов 20 минут к испытаниям на тренажере транспортного пилотируемого корабля «Союз-ТМА» приступил дублирующий экипаж МКС-29/30 (Геннадий Падалка (Роскосмос)), Сергей Ревин (Роскосмос), Джозеф Акаба (НАСА).
      Командир экипажа Геннадий Падалка доложил членам экзаменационной комиссии о готовности к тренировке и вытянул экзаменационный билет с перечислением нештатных ситуаций, которые возможны во время тренировочного «полета» на корабле. Какие нештатные ситуации содержатся в «экзаменационном билете», экипаж не знает – космонавты должны выяснить это в ходе тренировки. Распознание нештатных ситуаций по их признакам является одной из задач КЭТ.
      В 8 часов 40 минут на российском сегменте МКС началась тренировка у основного экипажа (Антон Шкаплеров (Роскосмос)), Анатолий Иванишин (Роскосмос), Дэниел Бёрбэнк (НАСА).
      В ходе тренировки космонавты должны вовремя обнаружить отказ или рассогласование систем жизнеобеспечения МКС, определить характер происшествия и принять решение по выходу из этой ситуации. От слаженности и четкости действий космонавтов, а также от того, правильно ли сработает экипаж, будет зависеть оценка за экзаменационный день.
      По результатам комплексной тренировки совместная работа экипажа будет оценена членами экзаменационной комиссии.
      Перед тренировкой журналисты пообщались с космонавтами. Конечно, представители средств массовой информации проявили живой интерес к пилотируемой космонавтике, а также программе экспедиции, готовности экипажа к полету и настроению космонавтов. «Как настроен экипаж, не чувствуют ли космонавты некоторой нервозности перед космическим полетом?» - спросили журналисты.
      У журналистов также была возможность пообщаться с начальником ЦПК Сергеем Крикалёвым и его заместителем по подготовке космонавтов Олегом Котовым.
      «Как известно, большинство членов этого экипажа не имеет опыта космических полетов. Почему бы в такой трудный период времени не отправить в космос уже летавших космонавтов?» - поинтересовался корреспондент. «Этот экипаж отлично подготовлен к полету. На данный момент он является лучшим», - отметил заместитель начальника ЦПК.

01.09.2011 / 13:16   Астронавт на МКС написал песню про перенос своего возвращения на Землю

Астронавт НАСА Рон Гаран, возвращение которого с МКС на Землю отложено из-за аварии с "Прогрессом", написал об этом песню и вместе с коллегами снял импровизированную видеоэкскурсию по станции, чтобы подбодрить всех, кого расстроили новости о "космических" проблемах.
      Гаран выложил в своем блоге видеоролик, в котором другой астронавт НАСА, Майк Фоссум, ищет его на станции с видеокамерой, попутно показывая, какой большой МКС стала за время работы. В ролике снялись также японский астронавт Сатоси Фурукава и российские космонавты Андрей Борисенко, Александр Самокутяев и Сергей Волков.
      В клипе Фоссум находит Гарана в пристыкованном к станции "Союзе", на котором Гаран, Самокутяев и Борисенко должны вернуться на Землю. Таким образом, американские астронавты оказываются "самыми высоко забравшимися людьми в мире", ("Союз" пристыкован к станции "сверху").
      "У меня МКС-блюз, не знаю, что я буду делать, мне только что сказали, что мы не летим домой", - поет Гаран, играя на гитаре.
      "Это все, что я пока смог сочинить, но хорошая новость в том, что у меня будет достаточно времени на то, чтобы дописать песню. Приходи месяца через два, ты знаешь, где меня найти", - шутит астронавт.
      В комментарии к видеоролику Гаран пишет, что как только астронавты и команда НАСА на Земле узнали, что возвращение экспедиции 28 на Землю откладывается, дополнительное время работы на станции сразу стали называть "Экспедиция 28.1".
      "Я хотел сделать что-то веселое, чтобы напомнить всем, что мы все справимся с этим вместе, поэтому попросил Майка помочь мне немного посмеяться над нашей ситуацией", - пишет астронавт.
      Он также отметил, что ролик был снят еще до того, как стало известно, что станцию, возможно, придется перевести в беспилотный режим. По словам Гарана, астронавты "надеются, что до этого не дойдет", передает РИА Новости.

01.09.2011 / 07:54   ATV-3 может доставить на МКС российский груз, если попросят

Европейское космическое агентство (ЕКА) не корректирует программу запуска к МКС грузового корабля ATV-3 "Эдоардо Амальди" из-за аварии при запуске "Прогресс М-12М", но готово при необходимости доставить на станцию российский груз, сообщил РИА Новости глава программы МКС в Европейском космическом агентстве (ЕКА) Бернардо Патти.
      "На настоящий момент ATV-3 заполнен, но всегда есть возможность поменять программу. Если есть запрос, мы его изучим и посмотрим, какие возможности предоставляет нам программа и ATV-3. Если есть что-то очень важное для отправки нашим российским друзьям и что-то менее важное из наших элементов, мы можем принять решение об отправке наших материалов следующим рейсом", - сказал Патти.
      По его словам, российская авария не внесла никаких корректив в программу подготовки к запуску европейского космического грузовика.
      "Нет ни прямого, ни косвенного влияния. Мы по-прежнему планируем запустить корабль в начале марта 2012 года. НАСА выпустила заявление, согласно которому на борту достаточно материалов и оборудования, чтобы дождаться запуска ATV-3", - сообщил глава программы.

01.09.2011 / 07:54   Новый марсоход НАСА "поймает" жизнь на Марсе, если она там есть

Чувствительные инструменты нового марсохода НАСА Curiosity ("Любопытство") и следующих орбитальных зондов позволят им обнаружить жизнь на Марсе, если она существует, считают американские ученые.
      "Если жизнь там (на Марсе) есть, высокотехнологичные инструменты химического анализа рано или поздно ее обнаружат", - заявил соорганизатор специального симпозиума по Марсу в рамках ежегодной конференции Американского химического общества (ACS) Джеффри Бада (Jeffrey Bada).
      Он подчеркнул, что у предыдущих аппаратов просто не оказалось инструментов, подходящих для того, чтобы дать однозначный ответ на этот вопрос. Поиском следов жизни на Марсе занимались, в частности, "Викинги", совершившие посадку в 1976 году, и "Феникс", высадившийся в 2008 году. При этом высказывались предположения, что потенциальные следы марсианской жизни во взятых "Викингами" образцах могли быть невольно уничтожены самими же аппаратами, передает РИА Новости.

01.09.2011 / 00:05   Запуск военного спутника отложен на четыре месяца

Запуск нового российского военного спутника с космодрома Байконур отложен на четыре месяца, передает "Интерфакс" со ссылкой на источник на космодроме.
      Источник сообщил, что запуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником для Минобороны планировался на сегодня, но был отложен. Причиной этому послужил аварийный запуск аппарата "Экспресс-АМ4"
      "Причина аварии выяснена, пуски "Протонов" разрешено возобновить, однако на военном спутнике надо провести повторные электрические испытания, которые требуют возвращения аппарата на завод-изготовитель", - добавил он.

01.09.2011 / 00:05   МКС сможет летать в беспилотном режиме максимум несколько месяцев

Международная космическая станция (МКС) сможет летать в беспилотном режиме максимум несколько месяцев, сообщил в среду РИА Новости редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.
      "Какое-то время МКС сможет летать в беспилотном режиме. Это зависит от технологии управления станцией. Сейчас невозможно предсказать, сколько по времени. Возможно, несколько месяцев", - сказал он.
      Так Лисов прокомментировал заявление руководителя программы МКС в НАСА Майклом Саффредини (Michael Suffredini) о том, что после аварии ракеты с космическим грузовиком "Прогресс М-12М" весь экипаж МКС может покинуть станцию, и она впервые за 11 лет перейдет в беспилотный режим, если Россия не возобновит запуски пилотируемых кораблей "Союз" до ноября.
      В четверг статс-секретарь - замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов сказал, что возможный перевод МКС в непилотируемый режим полета не представляет угрозы для безопасности Земли.
      Лисов напомнил, что дольше, чем на несколько минут, космонавты никогда не покидали станцию с момента появления на ее борту первой экспедиции.

01.09.2011 / 00:05   Патриарх ракетной отрасли РФ расскажет о причинах космических неудач

Легендарный советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Королева Борис Черток в четверг примет участие в онлайн-конференции на сайте РИА Новости, посвященной проблемам космической отрасли России.
      Посетители сайта РИА Новости смогут задать 99-летнему патриарху-ракетчику вопросы о причинах этих аварий, о том, как он представляет себе будущее отечественной космической отрасли, на чем базировалась мощь космической промышленности в советское время и что изменилось сегодня.
      Онлайн-конференция начнется в 15.30 по адресу http://ria.ru/online/427125808.html.

01.09.2011 / 00:05   Московский планетарий 1 сентября смогут бесплатно посетить 2 тыс детей

Московский планетарий в День знаний бесплатно проведет экскурсии для почти двух тысяч детей, сообщает в среду РИА Новости со ссылкой на пресс-службу учреждения.
      "Первого сентября в планетарии пройдет благотворительная акция: комплекс смогут бесплатно посетить почти две тысячи ребят. Для учеников московских школ, детей-сирот, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных и многодетных семей будут организованы экскурсии по классическому музею Урании, где ребята познакомятся с богатейшей историей науки о космосе и звездах, а также увидят одну из крупнейших коллекций настоящих метеоритов", - говорится в сообщении.

01.09.2011 / 00:05   Защита космонавтов от радиации при полете к Марсу пока не создана

Специалисты пока не способны создать реальную защиту для экипажа космического корабля для полета к Марсу от жесткой радиации, признал в среду на пресс-конференции в РИА Новости первый заместитель главы ЦНИИмаш Николай Паничкин.
      "Мы пока не можем обеспечить защиту космонавтов и астронавтов от воздействия космической радиации. Пока будет идти полет, существующая защита впитает в себя столько радиации, что сама станет угрозой для безопасности экипажа", - сказал ученый.
      Ранее директор Института медико-биологических проблем (ИМБП) Анатолий Григорьев перечислил некоторые другие опасности, подстерегающие космонавтов во время полета к Марсу. Это, в частности, высокий уровень космической радиации, сильные сезонные и суточные колебания температуры, метеоритная опасность, низкое атмосферное давление. По его словам, после высадки экипажа на Марс космонавты также неизбежно столкнутся с рядом проблем.
      По словам Григорьева, возможные физиологические проблемы при нахождении на Марсе у экипажа будут следующие: стресс, адаптация к марсианской гравитации, ортостатическая неустойчивость после посадки на планету, нарушения деятельности сенсорных систем, нарушения сна, снижение работоспособности, изменения метаболизма, отрицательные эффекты от воздействия космической радиации.

01.09.2011 / 00:05   Стартовала 11-я Украинская конференция по космическим исследованиям

29 августа 2011 года в Национальном центре управления и испытаний космических средств (г. Евпатория) начала работу 11-я Украинская конференция по космическим исследованиям. Организаторы конференции - Государственное космическое агентство Украины, Национальная академия наук Украины, Институт космических исследований, Национальный центр управления и испытаний космических средств.
      В работе конференции принимают участие 150 ученых, представляющих организации Украины, Польши, Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан.
      Работа конференции проводится по направлениям: «Физические процессы в геокосмосе», «Исследование Земли из космоса», «Космическая биология», «Приборы, материалы и технологии для космических исследований».
      Уже в первый день работы конференции состоялось заседание круглого стола по подготовке проекта «Ионосат» под председательством д.т.н. В.Е. Корепанова.
      Конференции продолжится до 2 сентября, сообщает пресс-служба Государственного космического агентства Украины.

01.09.2011 / 00:05   На Байконуре проводится заправка КА «Глобалстар-2»

На космодроме Байконур продолжаются работы по программе «Глобалстар-2». В монтажно-испытательном корпусе (МИК) площадки 112 представители иностранного заказчика выполняют заправку третьего космического аппарата (КА) «Глобалстар-2» компонентами топлива. Два заправленных КА находятся на диспенсере в готовности к сборке космической головной части (КГЧ). После завершения заправки всех космических аппаратов представители иностранного заказчика и российские специалисты приступят к сборке КГЧ.
      Разгонный блок «Фрегат», предназначенный для выведения на орбиту кластера из 6-ти КА «Глобалстар-2», прошёл полный цикл автономной подготовки и необходимых проверок и находится в монтажно-испытательном корпусе 31-40 в режиме хранения с постоянным контролем температуры и давления в баках с компонентами топлива, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

01.09.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 1 сентября 2011 г.

1 сентября исполняется 50 лет (1961) со дня рождения американского астронавта Кристофера Джона Фергюсона (Christopher John Ferguson).

1 сентября исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") навигационного спутника TIP-3.

31.08.2011 / 17:34   Разработчики ДАН опровергают информацию о проблемах с оплатой

Российские разработчики нейтронного детектора ДАН для нового американского марсохода Curiosity, который планируется запустить в ноябре, опровергают информацию СМИ о том, что американское аэрокосмическое агентство НАСА якобы задерживает оплату прибора.
      Российский нейтронный детектор ДАН, предназначенный для установки на американском марсоходе MSL Curiosity ("Любопытство"), разрабатывался в Институте космических исследований РАН (ИКИ). Нейтронный генератор для него, в свою очередь, создавался в российском ВНИИ имени Духова.
      В понедельник газета "Известия" со ссылкой на одного из сотрудников ВНИИ сообщила, что агентство НАСА якобы задерживает оплату уже изготовленного нейтронного детектора.
      Заведующий Лабораторией космической гамма-спектроскопии ИКИ Игорь Митрофанов, руководивший разработкой детектора, заявил РИА Новости, что американское космическое агентство и не должно было платить российской стороне никаких денег за этот прибор.
      "Существует межагентское соглашение между Роскосмосом и НАСА. В соответствии с этим соглашением мы сделали этот прибор на российские деньги. Участие в проекте MSL является частью федеральной космической программы. Ни одного доллара на этот прибор мы от иностранцев не получаем. Это полностью российский прибор, сделанный на российские деньги", - сказал Митрофанов.
      "Все что касается американских денег по отношению к российской стороне - это все не соответствует действительности", - сказал Митрофанов, комментируя утверждение "Известий".
      В свою очередь, директор ВНИИ имени Духова Сергей Лопарев пояснил РИА Новости, что его институт в рамках этого проекта не работал непосредственно с НАСА и взаимодействовал только с ИКИ. "У нас с НАСА нет никакого контракта, у НАСА есть контракт с ИКИ. Мы у них контрагенты, поэтому мы с НАСА никаких отношений не имеем", - сказал Лопарев.
      "Что касается отношений с ИКИ, у нас с ними нет никаких проблем. Со стороны ИКИ были поручены работы, эти работы выполнены, эти работы оплачены. Никаких претензий ни к Обаме, ни к США у нас нет", - сказал Лопарев.

31.08.2011 / 16:53   В руководстве Роскосмоса не видят угроз длительной приостановки запусков ракет-носителей "Протон" и "Союз" после неудачных запусков

"На сегодняшний день мы не видим серьезной угрозы прекращения на очень длительный срок стартов наших космических аппаратов с использованием указанных средств выведения", - заявил в среду на пресс-конференции в Москве статс-секретарь, замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов, передает "Интерфакс".
      По его словам, "слава Богу, причина этих неудач, она, во-первых, не в конструкции ракетно-космической техники, и даже не в производственных дефектах, а, скорее, проблемы организационные". "Проблемы контроля содержания работ, проблемы практически в человеческом факторе", - сказал представитель Роскосмоса.
      В.Давыдов сообщил, что одна из комиссий, расследующих аварийный запуск спутника "Экспресс-АМ4", работу закончила. "Вторая комиссия (по носителю) работу еще не закончила и окончательные выводы не сделала", - уточнил он.
      Роскосмос не считает, что последние аварии с ракетно-космической техникой являются признаком системного кризиса, причины их носят в основном организационный характер, заявил в среду журналистам замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов.
      "Вопрос в том, что нужно усилить контроль за содержанием работ и порядком работ - это, несомненно, необходимо сделать. И соответствующие решения кое-какие уже приняты", - сказал В.Давыдов журналистам.

31.08.2011 / 16:52   Российские космонавты на МКС не испытывают проблем с одеждой

Российские космонавты на МКС не испытывают никаких проблем с одеждой, сообщил журналистам в среду замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов, передает РИА Новости.
      Накануне менеджер НАСА по программе МКС Майкл Саффредини сообщил, что, по его данным, из-за задержки возвращения на Землю в связи с аварией "Прогресса" у одного из российских космонавтов на МКС могут возникнуть сложности из-за нехватки одежды, которая на МКС является "одноразовой". Ее не стирают, а после нескольких дней ношения отправляют вместе с мусором на "Прогрессе" на Землю. При этом Саффредини затруднился уточнить, о ком именно идет речь.
      "Проблем с одеждой нет. Более того, я скажу, у нас ее там столько, что мы ее раздавать можем. Иногда кое-что наши носили, наши кое-что иногда брали у них. Запас у нас там копится-копится, и у нас другая проблема - куда ее девать", - сказал Давыдов.

31.08.2011 / 16:51   Роскосмос не исключает отказа от постоянно обитаемых станций

Роскосмос не исключает возможности отказа от постоянно обитаемых космических станций в пользу долговременных посещаемых станций, сказал журналистам замглавы агентства Виталий Давыдов, передает РИА Новости.
      "Может быть, в будущем не нужно будет непрерывного присутствия космонавтов на околоземной орбите. Мы не исключаем возможности возвращения к идеологии ДОСов, которые у нас были до орбитальных станций, которые сейчас обеспечивают непрерывное присутствие человека. Может быть, к ДОСам, посещаемым станциям необходимо будет вернуться", - сказал Давыдов.
      "Сейчас этот вопрос открыт, и те рабочие группы, которые у нас есть, работают в том числе и над этой проблемой", - добавил замглавы Роскосмоса.

31.08.2011 / 16:48   Расследование причин аварии "Союза" завершится через одну-две недели

Комиссия по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Союз-У" с космическим грузовиком "Прогресс М-12М" завершит свою работу через одну-две недели, сообщил замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов на пресс-конференции в РИА Новости.
      "Закончим в самое ближайшее время - через одну-две недели", - сказал Давыдов.

31.08.2011 / 16:48   Запуск межпланетной станции "Фобос-Грунт" состоится в срок - Роскосмос

Роскосмос заверяет, что запуск межпланетной станции "Фобос-Грунт" состоится в назначенный срок, 5 ноября.
      "На сегодняшний день нет никаких причин, которые бы привели к переносу запуска", - заявил в среду замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов на пресс-конференции в РИА Новости.
      Запуск станции, который первоначально планировался на 2010 год, был перенесен на ноябрь 2011 года в связи с необходимостью проведения дополнительных испытаний. Однако сейчас, по словам Давыдова, все идет по плану.
      "Мы очень рассчитываем, что эта миссия будет реализована", - сказал он.

31.08.2011 / 16:46   Казахстанский спутник связи будет готов к эксплуатации к концу 2011 г.

Казахстанский спутник связи "Казсат-2" будет полностью готов к эксплуатации к концу 2011 года, рассчитывает заместитель председателя национального космического агентства (Казкосмос) Меирбек Молдабеков, передает РИА Новости.
      В конце августа спутник, запуск которого состоялся 16 июля 2011 года, был приведен в заданную орбитальную позицию. В настоящее время проводятся работы по обеспечению удержания спутника в установленной позиции с требуемой точностью.
      "Космический аппарат "Казсат-2" уже пришел в свою точку стояния и начаты работы по летно-космическим испытаниям. После успешного завершения летно-космических испытаний, которые должны выявить работоспособность, параметры всех систем и агрегатов, должны быть проведены зачетные испытания, то есть должны быть проведены испытания аппаратуры на борту, которая передает, принимает сигнал, с наземными операторами совместно", - сказал Молдабеков журналистам в Астане в кулуарах телемоста, организованного РИА Новости.
      Он пояснил, что "эти два испытания: летно-космические и зачетные, которые должны пройти, по технологическому графику займут не менее двух месяцев". "То есть еще два месяца нам надо подождать для того, чтобы завершить эти испытания. К концу года при положительном результате этих испытаний дальше можно начать переходить к непосредственному использованию полезной нагрузки", - уточнил Молдабеков. "Там уже начнется работа с операторами, которые пожелают использовать возможности наших спутников", - отметил представитель Казкосмоса.
      Молдабеков напомнил, что затраты на разработку и запуск "Казсата-2" (KazSat-2) окупятся через четыре года. "Самоокупаемость спутника не более пяти лет, если у нас будет обеспечена загрузка процентов 80 ресурсов спутника. Где-то в течение пяти лет спутник должен окупить себя", - считает Молдабеков.

31.08.2011 / 16:45   Космическую программу могут вернуть в рамки гособоронзаказа

Роскосмос рассматривает возможность возвращения космической программы в рамки гособоронзаказа, заявил замглавы Федерального космического агентства Виталий Давыдов.
      Он напомнил, что ранее космическая программа выполнялась на тех же условиях, что и гособоронзаказ, и в его рамках, но потом была выведена за них.
      "Сейчас мы прорабатываем вопрос о возможности возвращения космической программы в рамки гособоронзаказа", - сказал Давыдов, выступая на пресс-конференции в РИА Новости.

31.08.2011 / 16:44   За неудачные запуски будут отвечать деньгами, заявляет Роскосмос

Предприятия космической отрасли после укрупнения и создания интегрированных структур будут нести финансовую ответственность в случае неудачных пусков, заявил замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов, передает РИА Новости.
      "Было много разговоров о том, чтобы предприятия отвечали за свои недоработки. Но нам очень трудно предъявлять финансовые претензии к предприятиям, оборот которых составляет полмиллиарда рублей в год, а неприятности, которые они причинили, обходятся в несколько миллиардов. Это будет означать, что эти предприятия просто перестанут существовать", - сказал Давыдов.
      Однако, по его словам, сейчас в отрасли происходит укрупнение предприятий, создание больших интегрированных структур, которые будут нести "в том числе и ресурсную ответственность".

31.08.2011 / 16:43   Руководство Роскосмоса обещает уволить виновных в неудачных запусках

Виновные в ЧП со спутником связи "Экспресс-АМ4" и грузовым кораблем "Прогресс М-12М" однозначно будут уволены, заявил в среду на пресс-конференции в РИА Новости статс-секретарь - заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.
      "С персональной ответственностью по этим двум ситуациям мы еще разбираемся, но могу сказать точно, что они однозначно закончатся для виновных лиц кадровыми решениями. Эти люди работать у нас не будут", - сказал Давыдов.
      Он не уточнил, какие именно должностные лица будут наказаны за эти неудачи, отметив, что разбирательство еще ведется и Роскосмос обязательно проинформирует прессу и общественность обо всех кадровых решениях.
      Давыдов добавил, что "на сегодняшний день разборки еще не закончены, они еще предстоят". Он также сказал, что для предотвращения аварий Роскосмос принял решение о том, что очередные космические пуски будут осуществляться под контролем специальных рабочих групп.
      "Кроме того, мы решили, что работы, связанные с запуском ракет-носителей, должны быть сконцентрированы в одном предприятии - Центре эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Теперь за каждый запуск полностью будет отвечать это предприятие", - заключил представитель Роскосмоса.

31.08.2011 / 16:41   Роскосмос вместе с Минкомсвязи будут развивать "космический" интернет

Развитие "космического" интернета входит в планы Роскосмоса, заявил в среду заместитель руководителя ведомства Виталий Давыдов на пресс-конференции в РИА Новости.
      "Мы очень серьезно работаем сейчас с Министерством связи над тем, чтобы "поднять" в космос интернет", - сказал Давыдов.
      По его словам, это направление работы связано не только с использованием интернета на Земле, но и в управлении космическими аппаратами.

31.08.2011 / 16:36   Эксперт: лидерству России на рынке запусков пока ничего не угрожает

Лидирующему положению России на мировом рынке космических запусков пока ничего не угрожает, заявил в среду замдиректора ЦНИИмаш Николай Паничкин.
      "Аварийность наших ракет составляет лишь 4%, американских, для сравнения - 6,5%, у остальных еще больше... Никакого оттока с нашего рынка не должно быть", - сказал Паничкин на пресс-конференции в РИА Новости.
      Он привел данные, согласно которым в 2010 году Россия осуществила 31 запуск, при этом в других странах было еще 38 запусков - таким образом, РФ обеспечила "более 40% всех запусков в мире в прошлом году".
      Паничкин отметил, что самым главным преимуществом российских ракет является дешевизна запусков, российский "Протон" остается одним из самых дешевых носителей в мире. Вывод одного килограмма на геостационарную орбиту на "Протоне" стоит порядка 10-12 тысяч долларов, тогда как у основной массы зарубежных аппаратов - порядка 20 тысяч долларов.
      "Но нас подпирают "Великие походы" (китайские ракетоносители) и "Фальконы" (США), где пока декларируется, что стоимость пуска будет сравнима с нашими "Протонами", - сказал он.

31.08.2011 / 11:40   Работы по программе МКС продолжаются

На космодроме Байконур специалисты ракетно-космической отрасли продолжают плановые работы по реализации программы Международной космической станции. Накануне в монтажно-испытательном корпусе (МИК) площадки 254 расчёты РКК «Энергия» завершили продувку воздухом спускаемого аппарата транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-22». Испытания прошли без замечаний. Сегодня «Союзу ТМА-22» предстоят дополнительные проверки в вакуумкамере на герметичность.
      Одновременно с подготовкой ТПК «Союз ТМА-22» ведётся подготовка к запуску грузового транспортного корабля «Прогресс М-13М». 30 августа космический грузовик успешно прошёл электроиспытания и сегодня специалисты установят на него прибор межбортовой телеметрической системы.
      Все работы ведутся в соответствии с графиком, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

31.08.2011 / 10:19   Источник: несмотря на неудачи, Россия по-прежнему готовит запуски 20 космических аппаратов

Россия в ближайшие три месяца планирует осуществить около 20 космических запусков с трех космодромов, несмотря на непрекращающиеся неудачи в этой отрасли, сообщил в среду "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли.
      «Намечаются десять запусков с космодрома Байконур в Казахстане, три – с космодрома Плесецк в Архангельской области и один – с космодрома Куру во французской Гвиане», – сказал источник.
      По его словам, в сентябре с Байконура планируется запустить спутник для Минобороны с помощью ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М».
      «Кроме того, 25 сентября намечается запуск навигационного спутника «Глонасс-М» с Плесецка ракетой «Союз-2-1Б» с разгонным блоком «Фрегат», – добавил источник.
      «8 октября ракете «Союз-2-1А» с блоком «Фрегат» предстоит вывести на орбиту шесть аппаратов Globalstar-2, а 14 октября ракета «Союз-У» планирует запустить корабль «Прогресс М-13М» с грузами для международной космической станции (МКС)», – рассказал источник.
      Он отметил, что 15 ноября с Плесецка будет запущен очередной спутник «Глонасс-М», а в конце ноября – аппарат военного назначения.

31.08.2011 / 00:05   Обломки спутника UARS могут 17 сентября упасть на Землю

Обломки американского научного спутника UARS (Upper atmosphere research satellite), запущенного в 1991 году, но уже неработающего и неуправляемого, могут достигнуть Земли 17 сентября, однако, скорее всего, они упадут в районе экватора - возможно, в Тихий океан, сообщил РИА Новости источник в российской ракетно-космической отрасли.
      По его словам, стратегическое командование США (одно из подразделений космического командования ВВС США) с момента запуска спутника и до сегодняшнего дня никогда не теряло его из виду и постоянно наблюдало за его перемещением. Ранее некоторые СМИ сообщили, что аппарат может упасть в районе Москвы.
      "Расчетная дата падения обломков спутника на Землю - 17 сентября. Теоретически, эти обломки могут достичь Москвы, но это очень маловероятно. Скорее всего, они упадут где-то вблизи экватора, возможно, в Тихий океан. Горючее на спутнике, скорее всего, не оставили. До Земли долетят только железки, да и то, те, что попрочнее", - сказал собеседник агентства.
      Он добавил, что остатки спутника могут упасть в "диапазоне" от 57 градусов северной широты до 57 градусов южной широты.
      "Место точного падения обломков спутника будет понятно за два-три дня до расчетной даты падения", - уточнил источник.
      Спутник UARS был запущен с борта шаттла Discovery двадцать лет назад и работал на околоземной орбите с высотой примерно 600 километров и наклонением 57 градусов. Его основной задачей было изучение верхних слоев атмосферы, в частности, причин возникновения озоновых дыр. Масса космического аппарата составляла более шести тонн, длина - 10,7 метра.
      Позднее НАСА решило отказаться от дальнейшей эксплуатации спутника из-за нехватки денег, поскольку ежегодные расходы на программу UARS составляли более десяти миллионов долларов. Специалисты НАСА предлагали убрать спутник с орбиты за счет одного из шаттлов, но этого не было сделано. Впоследствии спутник, будучи уже выведенным из строя, был разрушен неизвестным предметом. Эксперты считали вероятной причиной разрушения UARS столкновение с фрагментом советского спутника "Космос-1275".

31.08.2011 / 00:05   Китайский аппарат "Чанъэ-2" достиг финальной точки назначения

Китайский спутник зондирования Луны "Чанъэ-2", который 9 июня покинул окололунную орбиту, добрался до "финиша" - точки Лагранжа L2 в 1,5 миллиона километров за ночной стороной Земли, где и останется навсегда, сообщило во вторник агентство Синьхуа со ссылкой на государственное управление оборонной науки, техники и промышленности КНР.
      "Чанъэ-2" вышел в точку Лагранжа в системе Солнце-Земля 25 августа и продолжит исследования в течение следующего года, передает РИА Новости.

31.08.2011 / 00:05   Подготовка к запуску спутника военного назначения может возобновиться

Подготовка к запуску космического аппарата военного назначения ракетой-носителем "Протон-М" с Байконура может быть возобновлена в ближайшее время, сообщил во вторник РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
      Ранее сообщалось, что работы по подготовке этого запуска, запланированного на 31 августа, были приостановлены до выяснения причин аварийного пуска ракеты-носителя "Протон-М" с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4", который состоялся 18 августа.
      "В связи с обнародованием причин неудачного пуска ракеты-носителя "Протон-М" в ближайшее время должна собраться комиссия, которая определится с датами и началом подготовки запуска ракеты-носителя с космическим аппаратом с Байконура", - сказал собеседник агентства.

31.08.2011 / 00:05   Солнечная обсерватория STEREO-B сделала снимки кометы Еленина

Космическая солнечная обсерватория STEREO-B засняла комету Еленина, которая в октябре 2011 года подойдет к Земле на минимальное расстояние, говорится в сообщении на сайте другого солнечного телескопа - SOHO.
      На серии снимков, из которых смонтирован короткий видеоролик, видно, как размытое пятнышко кометы двигается на фоне потоков солнечной плазмы.
      Ранее STEREO-B заснял, как меняется газовая оболочка кометы под воздействием солнечного ветра.
      Сам зонд SOHO сможет провести съемку кометы в течение шести дней, начиная с 23 сентября.
      Первую за 20 лет "российскую" комету C/2010 X1 (Elenin) обнаружил в декабре 2010 года астроном Леонид Еленин из Института прикладной математики имени Келдыша. Прежние подобные открытия были сделаны еще советскими учеными в 1989 и 1990 году, с тех пор отечественным астрономам не удавалось открыть ни одной кометы.
      Согласно расчетам, комета Еленина 16 октября 2011 года приблизится к Земле на минимальное расстояние - 34,9 миллиона километров (0,23 астрономической единицы), передает РИА Новости.

31.08.2011 / 00:05   Неделя предполетной подготовки экипажа МКС-29/30 в ЦПК

Во вторник командиры экипажей «Союз ТМА-22» и «Союз ТМА-03М» Антон Шкаплеров и Олег Кононенко провели крайнюю тренировку по внекорабельной деятельности (ВКД) в условиях гидроневесомости. В ходе тренировки космонавты отработали операцию по переносу грузовой стрелы М1 (устройство для транспортировки грузов на РС МКС) со стыковочного отсека (СО) на малый исследовательский модуль (МИМ 1). Эта операция запланирована программой полета и будет выполняться в целях подготовки стыковочного отсека для утилизации.
      Кроме того космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин ознакомились с проведением геофизического эксперимента.
      Середина текущей недели у Антона Шкаплерова, Анатолия Иванишина и Дэниела Бёрбэнка будет посвящена подготовке к комплексным экзаменационным тренировкам на тренажерах российского сегмента Международной космической станции и ТДК «Союз», сообщают пресс-службы Роскосмоса и ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

31.08.2011 / 00:05   На космодроме Байконур продолжаются работы по программе «Глобалстар-2»

На космодроме Байконур продолжаются работы по программе «Глобалстар-2». Во вторник в монтажно-испытательном корпусе (МИК) площадки 112 представители иностранного заказчика выполняют автономную подготовку 6-ти космических аппаратов «Глобалстар-2».
      Специалисты ЦСКБ «Прогресс» в монтажно-испытательном корпусе 40-31 проводят пневмоиспытания и заключительные операции топливными баками ракеты-носителя «Союз-2.1а».
      Запуск кластера из 6-ти космических аппаратов «Глобалстар-2» планируется осуществить со стартового комплекса пл.31 космодрома с помощью ракеты космического назначения «Союз-2.1а» и разгонного блока «Фрегат», сообщает пресс-служба Роскосмоса.

31.08.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 31 августа 2011 г.

31 августа исполняется 90 лет (1921) со дня рождения видного советского конструктора, генерального директора - генерального конструктора НПО им. С.А. Лавочкина (1977-1995 гг.) Вячеслава Михайловича Ковтуненко.

31 августа исполняется 85 лет (1926) со дня рождения советского ученого и инженера Георгия Петровича Катыса. Проходил подготовку к полетам в космос по программе "Восход", был дублером Константина Феоктистова во время полета первого в мире экипажа.

30.08.2011 / 22:17   Космический аппарат "Экспресс-АМ4" признали полностью потерянным

Космический аппарат "Экспресс-АМ4", который 18 августа был выведен на нерасчетную орбиту в результате неудачного пуска, окончательно признан потерянным, сообщает ФГУП "Космическая связь" (ГПКС).
      "В результате выведения на нерасчетную орбиту космического аппарата "Экспресс-АМ4" его использование по целевому назначению невозможно. ГПКС констатирует полную потерю космического аппарата, в связи с чем в ОСАО "Ингосстрах" направлено заявление о возмещении убытков. Размер страхового возмещения составляет более 7,5 млрд рублей", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте компании во вторник.
      Пресс-секретарь компании "Ингосстрах" Владимир Клейменов сообщил ИТАР-ТАСС, что убытки от потери спутника будут возмещены "Космической связи" до конца года.
      "Мы заявление получили, будем его рассматривать, сейчас мы ждем материалов межведомственной комиссии", - сказал Клейменов. По его словам, если межведомственная комиссия подтвердит, что ущерб нанесен на полную страховую сумму, то вся эта сумма будет возмещена.
      Клейменов заверил, что компания в любом случае выполнит свои обязательства по страхованию спутника, так как риски, по его словам, были перестрахованы в нескольких крупных зарубежных и российских компаниях. "Страховые обязательства будут выполнены в срок, указанный в договоре - до конца года", - сказал представитель "Ингосстраха".

30.08.2011 / 17:09   На Байконуре продолжаются работы по программе МКС

На космодроме Байконур продолжаются работы по реализации программы Международной космической станции. В монтажно-испытательном корпусе (МИК) площадки 254 специалисты РКК «Энергия» завершают испытания транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-22». Сегодня в вакуумкамере проводится продувка спускаемого аппарата воздухом.
      Одновременно специалисты предприятий космической отрасли в монтажно-испытательном корпусе площадки 254 ведут подготовку грузового транспортного корабля «Прогресс М-13М» к электроиспытаниям.
      Все работы ведутся в соответствии с графиком, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

30.08.2011 / 17:09   В ЦПК имени Ю.А.Гагарина началась лётная подготовка кандидатов в космонавты

В Центре подготовки космонавтов началась летная подготовка кандидатов в отряд космонавтов. К практическим занятиям по лётной подготовке на подмосковном аэродроме Чкаловский приступили Андрей Бабкин, Денис Матвеев и Иван Вагнер. В программе – знакомство с самолётом Л-39 и техникой полёта, выполнение полётов в дневную и ночную смену, освоение фигур сложного и высшего пилотажа. Трое кандидатов в космонавты из группы общекосмической подготовки – Алексей Хоменчук, Святослав Морозов и Сергей Кудь-Сверчков уже прошли этот этап в июле.
      Один из кандидатов в космонавты военный лётчик 2 класса Сергей Прокопьев не принимает участия в занятиях по лётной подготовке. Его общий налёт на нескольких воздушных судах составляет более 850 часов, а имеющиеся навыки пилотажа позволяют миновать этот этап подготовки, передают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

30.08.2011 / 15:11   Дата запуска спутника "Глонасс" станет известна в ближайшие дни

Дата очередного запуска навигационного спутника "Глонасс-М" с космодрома Плесецк будет определена в ближайшие дни, сообщил РИА Новости во вторник источник в ракетно-космической отрасли.
      "В ближайшие дни будет принято решение о дате запуска спутника "Глонасс-М" из Плесецка и начале подготовки к нему", - сказал собеседник агентства.
      Он отметил, что комиссия рассмотрит возможность запуска, так как уже объявлены официальные причины ЧП с космическим кораблем "Прогресс М-12М".

30.08.2011 / 13:20   Роскосмос: причиной ЧП со спутником «Экспресс» стали проблемы с разгонным блоком «Бриз-М»

Межведомственная комиссия Роскосмоса завершила работу по анализу причин утраты спутника связи «Экспресс-АМ4», запущенного 18 августа с космодрома Байконур, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на Роскосмос.
      «По результатам проведенных мероприятий и анализа полученной информации комиссия пришла к выводу, что в ходе формирования циклограммы работы разгонного блока «Бриз-М» был необоснованно «заужен» временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации «Бриз-М» и, как следствие, к выведению спутника на нерасчетную орбиту», – отмечается в сообщении ведомства.
      Остальные системы разгонного блока отработали без замечаний.
      Кроме того, в сообщении ведомства говорится, что межведомственная комиссия сняла запрет на подготовку к запускам ракет-носителей «Протон» с разгонными блоками «Бриз-М».
      «По результатам работы комиссии снят запрет с подготовки ракет-носителей «Протон-М» с разгонными блоками «Бриз-М» и подготовлены необходимые рекомендации, которые будут реализованы до очередных пусков», – говорится в сообщении.
      «Руководителем Роскосмоса поручено уточнить график запусков космических аппаратов с использованием ракет-носителей «Протон» на оставшиеся четыре месяца 2011 года», – отмечает Роскосмос.
      Кроме того, сообщается, что в соответствии с указаниями главы Федерального космического агентства проводится административное расследование степени вины должностных лиц Роскосмоса, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, ФГУП МОКБ «Марс» и ЦНИИМАШ.

30.08.2011 / 11:34   Российские космонавты смогут помочь коллегам со стыковкой Dragon

Российские космонавты смогут помочь своему американскому коллеге на МКС со стыковкой первого коммерческого космического корабля Dragon, если из-за сдвигов графика к концу ноября, когда планируется запустить корабль, на станции не будет "планового" экипажа, сообщил журналистам менеджер программы МКС в НАСА Майкл Саффредини (Michael Suffredini), передает РИА Новости.
      "Конечно, если к концу ноября станция останется без экипажа, вопрос становится бессмысленным. Но если у нас будет экипаж из трех человек, мы сможем осуществить стыковку, мы можем подготовить к этому экипаж", - сказал Саффредини на пресс-конференции, которая транслировалась в прямом эфире на сайте НАСА.
      Ранее Саффредини заявлял, что если к ноябрю полеты "Союзов" не возобновятся, то станция впервые за 11 лет может перейти в беспилотный режим: вторая тройка экипажа МКС, работающая сейчас на станции - космонавт Роскосмоса Сергей Волков, астронавт НАСА Майкл Фоссум и астронавт японского космического агентства JAXA Сатоши Фурукава - должна вернуться на Землю до конца ноября.
      Вместе с тем, как сообщалось ранее, на конец ноября-начало декабря был запланирован второй по счету демонстрационный полет космического корабля Dragon. Специалисты НАСА обсуждали возможность разрешения его стыковки с МКС в ходе полета. Стыковка корабля со станцией осуществляется экипажем МКС с помощью манипулятора Canadarm2.
      По словам Саффредини, для стыковки Dragon с МКС необходимо два астронавта НАСА, проходивших специальное обучение. Изначально к моменту, когда планировалась стыковка, на борту станции должны были находиться астронавты Дэниэл Бербэнк и Дональд Петтит. Старт "Союза" с экипажем, в который входит Бербэнк, был запланирован на 22 сентября, Петтит должен был стартовать к МКС 29 ноября.
      Вместе с тем, как отметил представитель НАСА, российские космонавты Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, которые отправятся на станцию с Бербэнком, также проходили необходимую подготовку.
      "Мы можем "подтянуть" наших коллег до необходимого уровня, а команда на Земле поможет им всем", - отметил Саффредини.
      "Нам еще надо обдумать этот вопрос, мы пока до этого не дошли. Но если бы нам потребовалось обязательно запустить корабль SpaceX до того, как на станции вновь будет шесть человек, я думаю, мы смогли бы это сделать", - заключил представитель НАСА.

30.08.2011 / 11:32   Депутаты Алтая выступают за изучение влияния запуска ракет на регион

Спикер парламента Республики Алтай Иван Белеков в связи с падением в Горном Алтае космического грузовика "Прогресс" призвал возобновить программу по научному исследованию воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду Республики Алтай и включить в нее вопросы реабилитационного и компенсационного характера, сообщил РИА Новости во вторник сотрудник пресс-службы регионального парламента.
      "В конце прошлого века у нас в регионе был семипалатинский комитет, одновременно работала программа по исследованиею ядерных взрывов и последствий запуска космических ракет, ведь в течение почти 50 лет сюда (в Горный Алтай) из космоса падали ступени. В 90-е годы комитет здесь закрыли и программа также была свернута. В то же время в Алтайском крае подобная программа работает до сих пор, и они все еще получают компенсации", - рассказал собеседник.
      По его словам, неизвестно, что послужило причиной закрытия той программы, поскольку "исследования еще 15 лет назад в коровьем молоке здесь находили изотопы".
      Сейчас от программы "По научному исследованию воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду Республики Алтай", остался, по словам собеседника, лишь один пункт - оповещение о проведении запусков ракет.
      "А ведь российская программа ракетно-космической деятельности была, есть и будет, поскольку она напрямую связана со стратегическими интересами страны. Зоны падения ступеней утверждены и определены, и наша территория там обозначена, как и Казахстан, и Тыва, и Алтайский край. Это факт свершившийся. То есть ступени как падали, так падать и будут", - процитировал собеседник спикера.
      Собеседник подчеркнул, что сейчас "просто необходимо работу по изучению воздействия на человека и окружающую среду ракетной деятельности в республике проводить системно", реабилитировав некогда работавшую республиканскую программу.
      "И в программе необходимо предусмотреть не только вопросы научной деятельности, но также и реабилитационного и компенсационного характера. Наработки для этого имеются, есть специалисты, научные силы, готовые этим заниматься.Мы должны работать в интересах территории, людей,в ней живущих", - уточнил он.

30.08.2011 / 00:05   Роскосмос назвал причину аварии РН "Союз-У"

Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, причиной нештатной работы двигательной установки (ДУ) 3-й ступени ракеты-носителя стало нарушение условий функционирования газогенератора ДУ.

30.08.2011 / 00:05   Комиссия по утверждению экипажа МКС перенесена на более поздний срок

Межведомственная комиссия по утверждению нового экипажа для полета на Международную космическую станцию (МКС) перенесена с 5 сентября на более поздний срок, сообщил в понедельник РИА Новости начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
      Комплексные тренировки основного и дублирующего экипажей новой экспедиции на МКС пройдут 1-2 сентября. Заседание межведомственной комиссии должно было состояться 5 сентября.
      "Мы сейчас все сместили. У нас сейчас стоят более неотложные задачи, поэтому мы это просто передвинем вправо на некоторое время. Это не такой срочный вопрос. Заседание комиссии будет сдвинуто больше, чем на неделю", - сказал Краснов.
      Ранее основной и дублирующий экипажи новой экспедиции на МКС были признаны годными к полету. В основной экипаж вошли космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, а также астронавт НАСА Дэниел Бербэнк, их дублеры - космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка и Сергей Ревин, астронавт НАСА Джозеф Акаба.
      Комплексные тренировки космонавтов нового и дублирующего экипажей Международной космической станции (МКС), несмотря на аварию "Союза-У" с "Прогрессом", пройдут в намеченные сроки, сообщила ранее РИА Новости официальный представитель Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина Ирина Рогова. По ее словам, подписан план на комплексные тренировки космонавтов 1 и 2 сентября основного и дублирующего экипажей космического корабля "Союз ТМА-22" на наземных тренажерах МКС и корабля "Союз".

30.08.2011 / 00:05   Видеомост "Нештатные ситуации современной космонавтики" 31 августа

В среду, 31 августа, в 12.00 в Российском агентстве международной информации РИА Новости состоится мультимедийный* видеомост Москва - Астана на тему: "Нештатные ситуации современной космонавтики: прогнозы на будущее".
      В Москве участниками видеомоста станут:
      - летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий ГРЕЧКО;
      - летчик-космонавт, Герой России Михаил КОРНИЕНКО.
      К дискуссии также приглашены представители Роскосмоса, РКК "Энергия", ФГБУ "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина".
      В Астане ожидается присутствие на видеомосте летчика-космонавта, Героя России, Народного Героя Казахстана, председателя Национального космического агентства Республики Казахстан Талгата МУСАБАЕВА.

30.08.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 30 августа 2011 г.

30 августа исполняется 80 лет (1931) со дня рождения американского астронавта Джона Леонарда Суиджерта (John Leonard Swigert). Участвовал в полете корабля Apollo-13.

30 августа исполняется 50 лет (1961) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника Discoverer-29.

30 августа исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в Китае разведывательного спутника JSSW-5.

30 августа исполняется 20 лет (1991) со дня запуска в Японии астрономического спутника Yohkoh.

30 августа исполняется 10 лет (2001) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане телекоммуникационного спутника Intelsat-902.

29.08.2011 / 17:06   Возвращение перенесено на 16 сентября

Специалисты приняли решение перенести возвращение трех из шести членов экипажа Международной космической станции (МКС) с 8 сентября ориентировочно на 16 сентября из-за аварии грузового корабля «Прогресс М-12М», сообщил в понедельник РИА «Новости» начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
      На «Союзе ТМА-21» на Землю должны вернуться космонавты Роскосмоса Андрей Борисенко и Александр Самокутяев, а также астронавт NASA Рональд Гаран.
      «Первая тройка (из экипажа) приземлится в сентябре. Я думаю, что это будет ориентировочно 16 сентября. 8 сентября посадки точно не будет. Мы приняли решение, что имеем возможность продлить (пребывание Самокутяева, Борисенко и Гарана на МКС). Мы хотим, чтобы посадка была в светлое время суток, поэтому дальше этого срока (16 сентября) мы уже не можем сдвигать посадку. Хотя на станции есть ресурсы на три месяца, на шесть человек», – сказал Краснов.
      Кроме того, специалисты приняли решение о переносе запуска новой экспедиции на МКС с 22 сентября на конец октября – начало ноября.
      «Дата пилотируемого запуска будет известна по результатам работы комиссии. Мы рассчитываем, что пилотируемый запуск будет осуществлен в конце октября – начале ноября, не раньше. Вот наши планы», – сказал Краснов.

29.08.2011 / 13:51   На космодроме Байконур продолжаются работы по программе «Глобалстар-2»

Сегодня в монтажно-испытательном корпусе 40 площадки 31 расчеты предприятий ракетно-космической отрасли после проведения заправки провели перегрузку разгонного блока (РБ) «Фрегат» на рабочее место. В настоящее время разгонный блок готов к стыковке с космическими аппаратами «Глобалстар-2», сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

29.08.2011 / 12:12   Обломки "Прогресса" пока не найдены

Поисковая экспедиция, работавшая в воскресенье в месте предполагаемого падения космического грузовика "Прогресс" в Горном Алтае, не обнаружила его фрагментов, сообщил РИА Новости в понедельник замдиректора Института водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул) Александр Пузанов.

29.08.2011 / 10:01   Роспотребнадзор: ракетного топлива от падения «Прогресса» в алтайских реках нет

Российская санитарная служба не нашла ракетного топлива в реках и почве в Алтайском крае и Республике Алтай после падения обломков космического корабля «Прогресс», сообщает «Интерфакс».
      «Исследования показали, что все в норме», – сказал агентству в понедельник руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
      Ранее в российском отделении «Гринпис» выразили опасение, что из-за аварии ракеты-носителя в воду мог попасть гептил – токсичный компонент ракетного топлива. Как сообщили ранее ИТАР-ТАСС в ракетно-космической отрасли, на борту «Прогресса» было около 800 кг гептила, предназначенного для нужд МКС.

29.08.2011 / 09:04   Нил Армстронг призывает лететь на Марс

Первый человек, ступивший на Луну, в ближайшие недели выступит в конгрессе США в защиту национальной космической программы.
      Астронавт Нил Армстронг, 21 июля 1969 года высадившийся на Луну со словами про "один маленький шаг", в ближайшее время выступит перед американскими конгрессменами и попытается объяснить им - озабоченным бюджетом, идеологией и рейтингами - смысл крылатой фразы "Navigare necesse est".
      Мистер Армстронг, в отличие от своего партнера Эдвина "Базза" Олдрина (танцора, рэпера, драчуна), не является публичным человеком; общаться с законодателями его вынуждает сильная тревога за будущее национальной космической программы, которое туманно. С одной стороны, НАСА планирует миссию, подразумевающую гонку за астероидом, с другой - проект возвращения на Луну заброшен, про Марс вообще никто не говорит, замены выведенным из эксплуатации космическим челнокам пока нет, проект Constellation урезан...
      Великий астронавт считает, что у президента Обамы плохие советники по космосу. (Мы осмелимся ввернуть, что хороший человек Обама - популист, как и хороший человек Ельцин, призывавший в свой время заморозить советскую космическую программу; есть шанс, что Обама тоже все поймет.) Нил, уже выступавший перед сенатским комитетом в мае 2010-го, приведет избранникам американского народа доступные доводы - вроде того, что американские астронавты на "Аполлонах" "исследовали шесть мест на Луне, площадью от загородного участка до небольшого городка; осталось еще 14 миллионов квадратных миль". Возможно, американские парламентарии устыдятся, услышав от 81-летнего ветерана, что они сделали космос "воланчиком" в "войне слов" между ветвями власти (пожилым джентльменам свойственно выражаться образно).
      Луна, по мнению Армстронга, является промежуточным этапом на пути к Марсу. На спутнике нашей планеты можно отработать "многие вещи, которые пригодятся, когда мы предпримем более глубокие исследования Солнечной системы". Марсианская миссия, по мнению Первого Человека на Луне, будет сложной из-за продолжительности полета, космической радиации и - особенно - из-за лага в связи, который при высадке на Марс достигнет 20 минут (ср. с полутора секундами, которые требуются радиоволнам, чтобы добраться до Луны). Участники экспедиции в нештатных ситуациях смогут рассчитывать только на себя. Тем не менее Марс - "достойный вызов", говорит старый астронавт (словосочетание, прежде актуальное для научной фантастики), пишет Mignews.com.

29.08.2011 / 09:02   Одной из безымянных вершин в Республике Алтай присвоят имя Юрия Гагарина

Сегодня, 29 августа, "Новости Горного Алтая" сообщили о том, что стартовала специальная экспедиция, участники которой планируют совершить восхождение на одну из безымянных вершин в Республике Алтай и присвоить ей имя первого космонавта Юрия Гагарина. Им предстоит подняться на высоту около 3,8 тыс. метров.
      Экспедиция продлится 16 дней, десять из них первопроходцы проведут верхом на лошадях. Восхождение организовано в рамках 50-летия первого полета человека в космос, которое отмечается в нынешнем году, передает Amic.ru.

29.08.2011 / 08:28   Экипажу МКС продлили срок пребывания на орбите

Членов экипажа Международной космической станции (МКС) уведомили о переносе сроков возвращения на Землю, сообщает "Интерфакс" в ночь на воскресенье, 28 августа.
      Приземление корабля "Союз ТМА-21", на котором с МКС должны были вернуться Александр Самокутяев, Андрей Борисенко и Роналд Гаран, было запланировано на 8 сентября. Однако, сообщает "Интерфакс", в ходе конференции по недельному планированию, проводимой специалистами центров управления полетами в Хьюстоне и Подмосковье, экипаж МКС был проинформирован о том, что запланированное на 8 сентября приземление переносится на более поздний срок. Подготовка Самокутяева, Борисенко и Гарана к возвращению на Землю временно прекращена.
      Официально решение о продлении полета трех членов экипажа МКС, сообщает агентство, будет принято в ближайшее время. Новая дата приземления "Союза ТМА-21" пока не объявлена, однако ранее источники в ракетно-космической отрасли сообщали "Интерфаксу", что посадка корабля может быть перенесена на 19 сентября.

29.08.2011 / 08:13   «Известия»: NASA задолжало «Росатому» за монтаж нейтронной пушки марсохода

За три месяца до старта проекта NASA по исследованию Марса американцы не оплатили монтаж уникальной нейтронной пушки, созданной Всероссийским институтом автоматики (ВИА) имени Духова, которая должна стать одним из основных элементов марсохода Curiosity, пишут «Известия».
      Согласно соглашению NASA и Роскосмоса, разработкой уникальной «нейтронной пушки» стоимостью несколько десятков миллионов долларов занимались российские специалисты. Создание устройства, способного обнаружить мельчайшие частицы воды и водорода на почти метровой глубине, было доверено Институту космических исследований РАН и Всероссийскому институту автоматики имени Духова (ВИА), входящему в корпорацию «Росатом».
      По словам главного конструктора ВИА Германа Смирнова, российский институт уже провел весь курс наземных испытаний устройства на территории США и уже два года назад был готов поставить штатные образцы, контролеры и дублеры оборудования для непосредственной отправки на Марс.
      «Сейчас все определяется сроками и объемами финансирования NASA, которое зависит от американского правительства, — поясняет российский ученый. — NASA в силу некоторых причин задерживает оплату».
      Сколько именно NASA должна заплатить ВИА, Смирнов не уточнил. Информацию о финансовых сложностях в Хьюстоне оставили без комментариев, пишет «Газета.Ru».

29.08.2011 / 00:05   На Байконуре начались работы с ТГК «Прогресс М-13М»

В воскресенье в монтажно-испытательном корпусе пл.254 космодрома Байконур начались работы с транспортным грузовым кораблем (ТГК) «Прогресс М-13М». Специалисты РКК «Энергия» провели выгрузку ТГК «Прогресс М-13М» из вагона и установили его в испытательный стенд. После подключения к грузовому кораблю наземной проверочной аппаратуры специалисты космической отрасли России приступят к проведению автономных испытаний систем корабля, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

29.08.2011 / 00:05   Разгонный блок «Фрегат» перевезён в МИК площадки 31-40 после заправки

На космодроме Байконур продолжаются работы по программе «Глобалстар-2». В воскресенье разгонный блок (РБ) «Фрегат» был перевезён с заправочной станции в монтажно-испытательный корпус площадки 31-40 после заправки компонентами топлива для продолжения испытаний.
      РБ «Фрегат» будет использоваться для выведения на орбиту блока космических аппаратов «Глобалстар-2», сообщает пресс-служба Роскосмоса.

29.08.2011 / 00:05   Поиски обломков «Прогресса» пока безрезультатны: возможно, все сгорело в атмосфере

Поиски обломков космического корабля «Прогресс» пока не принесли никаких результатов, однако будут продолжаться еще около двух-трех дней, сообщил руководитель Центра мониторинга районов падения фрагментов ракет-носителей в Сибирском регионе Александр Пузанов агентству ИТАР-ТАСС.
      Поиски ведутся с воздуха на территории трех районов Республики Алтай: Чойского, Турачакского и Чемальского.
      «Мы налетали четыре часа. Никаких следов. Поиски будут продолжены, хотя погода портится», – сказал Пузанов. Он также отметил, что ежедневные пробы грунта и воды в районах поиска показывают отрицательные результаты на наличие в них высокотоксичных веществ.
      «Рабочая гипотеза пока подтверждается. Все сгорело в атмосфере, не долетев до земли», – заявил руководитель Центра мониторинга, созданного Роскосмосом.

29.08.2011 / 00:05   Казахстан потратит на космос почти треть миллиарда долларов за два года

Казахстан в 2012-2014 годах выделит 293,7 миллиона долларов на реализацию космической программы, а также 389,3 миллиона долларов на развитие цифрового вещания. Об этом 27 августа сообщил министр финансов Казахстана Болат Жамишев, представляя проект бюджета на заседании правительства.
      По его словам, данные средства будут направлены на реализацию следующих проектов: космической спутник дистанционного зондирования Земли; сборочно-испытательный комплекс, система высокоточной спутниковой навигации, спутник связи и вещания "КазСат-3", кредитование космического комплекса "Байтерек", создание резервного наземного комплекса управления геостационарными космическими аппаратами.
      Кроме того, предусмотрены расходы в общей сумме 16,3 миллиона долларов на создание и развитие межгосударственного шлюза для обмена информацией (Национальный сегмент интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза) между Казахстаном, Россией и Беларусью, сообщил он.
      В целом, по его словам, на проведение государственной информационной политики в республиканском бюджете на 2012-2014 годы предусматриваются расходы в общей сумме 500 миллионов долларов, передает РБК.

29.08.2011 / 00:05   Ученые предлагают компактные ядерные реакторы для баз на Луне и Марсе

Компактные ядерные реакторы могут заменить солнечные батареи на борту космических кораблей и стать основным источником питания для исследовательских станций и баз на поверхности Луны, Марса и других планет, заявили ученые из Национальной лаборатории Айдахо (INL) на конференции Американского химического сообщества в Денвере.
      Первый ядерный реактор такого типа специалисты НАСА и Национальной лаборатории Айдахо планируют собрать в 2012 году.
      "Мало кто подумает, что наш источник питания на самом деле является ядерным реактором. Он выглядит как чемоданчик размером 30 на 15 сантиметров. Небольшие габариты, надежность и безопасность этого устройства помогут нам развернуть исследовательские станции и базы на других планетах - например, на Луне или на Марсе", - заявил руководитель проекта Джеймс Вернер (James Werner) из Национальной лаборатории Айдахо.
      Этот источник питания, как и обычные ядерные реакторы, использует энергию распада атомных ядер для выработки электроэнергии.
      "Хотя физические принципы абсолютно такие же, система контроля мощности и устройство нейтронного отражателя в нашем устройстве уникальны", - пояснил Вернер.
      Как отмечает ученый, ядерный "чемодан" может заменить солнечные батареи в качестве космических источников энергии.
      "Основное различие между солнечными панелями и ядерными реакторами состоит в том, что последние вырабатывают электричество в любых условиях. Распад атомных ядер не требует солнечного света, стабильно работает ночью или при резких перепадах температур, какие встречаются на Луне или Марсе. Ядерный "чемодан" на Луне будет вырабатывать около 40 киловатт электроэнергии - этого хватит для восьми домов на Земле", - сказал Вернер.
      Ученый полагает, что их ядерный реактор может стать одним из самых дешевых и универсальных источников питания, способных обеспечить энергией наземные базы и космические корабли на несколько лет, передает РИА Новости.

29.08.2011 / 00:05   НАСА: МКС осенью впервые с 2000 года может остаться без экипажа

Экипаж может покинуть Международную космическую станцию, и она впервые за 11 лет перейдет в беспилотный режим, если Россия не возобновит запуски пилотируемых кораблей "Союз", заявил руководитель программы МКС в НАСА Майкл Саффредини (Michael Suffredini), чьи слова цитирует сайт о новостях космоса Spaceflightnow.
      Саффредини выразил беспокойство по поводу безопасности при возвращении экипажа в капсулах "Союза" в середине зимы, в связи с этим, по его словам, МКС может быть переведена в автономный режим.
      "Если мы не увидим корабля "Союз", мы, вероятно, прибегнем к беспилотному режиму до конца года", - сказал Саффредини, дав понять, что астронавты могут оставить МКС уже в ноябре, передает РИА Новости.

29.08.2011 / 00:05   Европейский космический грузовик доставлен на космодром Куру

Третий европейский грузовой космический корабль ATV-3 "Эдоардо Амальди" закончил свое путешествие через Атлантику и прибыл на космодром Куру во французской Гвиане, откуда он стартует к МКС в начале 2012 года, сообщает Европейское космическое агентство.
      Европейский "Амальди" сможет доставить на МКС около 2 тонн сухих грузов, 285 килограммов воды и более 3 тонн топлива.
      Корабль, названный в честь итальянского физика-исследователя космических лучей Эдоардо Амальди (Edoardo Amaldi), 6 августа отправился в путь в Южную Америку из германского порта Бремерхафен на борту судна "Тукан" в трех герметичных контейнерах, и через три недели прибыл к месту старта, передает РИА Новости.

29.08.2011 / 00:05   В ближайшие 10 лет число запускаемых в мире спутников вырастет на 51%

Количество запускаемых на орбиту космических спутников с 2011 по 2020 годы вырастет на 51%, до 1145 аппаратов, по сравнению с предыдущим десятилетием, говорится в отчете французского аналитического агентства Euroconsult.
      Из 196 миллиардов долларов, которые будут потрачены на строительство и вывод этих аппаратов в космос, около 70% составят средства государственных структур.
      Аналитики Euroconsult полагают, что из 777 финансируемых на государственные деньги спутников, которые появятся на орбите в ближайшие 10 лет, более 80% будут запущены США, Россией, Евросоюзом, Японией, Китаем и Индией. Однако значительная часть аппаратов этих стран будет предназначена для замены аппаратов, уже отработавших свой срок.
      Более двух третей государственных спутников будут иметь гражданское и двойное назначение. При этом запуск большинства специализированных аппаратов военного назначения останется прерогативой США, России, Евросоюза, Японии, Китая и Израиля.
      Около 50 компаний, предоставляющих услуги в сегменте телекоммуникационных и вещательных спутников, расположенных на геостационарной орбите, а также 10 компаний, которые обслуживают проекты для спутников, находящихся на низкой орбите и предназначенных для услуг для связи и проектов наблюдения Земли, составляют, по оценке Euroconsult, ядро бизнес-сообщества в данной сфере деятельности, передает РИА Новости.

29.08.2011 / 00:05   Российские ученые намерены установить на Луне два оптических маяка

Российские ученые предлагают оснастить посадочный модуль станции "Луна-Глоб", который планируется отправить на Луну в 2014 году, двумя мощными светодиодными световыми маяками - они, в частности, позволят с высокой точностью установить место посадки аппарата, а также уточнить систему лунных координат, сообщил РИА Новости разработчик проекта Александр Багров, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН (ИНАСАН).
      "Эти световые маяки позволят нам получить точнейшие координаты любого места, любого кратера на Луне, а во-вторых, позволят обнаружить на снимках точку, где посадочная станция сядет. Иначе их невозможно разглядеть никакой телекамерой. А с помощью маяков мы будем точно знать, куда он сядет", - сказал Багров.
      Запуск российской лунной станции "Луна-Глоб" запланирован на 2014 год. Предполагается, что посадочный модуль совершит посадку в районе северного полюса Луны, а орбитальная станция будет вращаться по полярной орбите.

29.08.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 29 августа 2011 г.

29 августа исполняется 20 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) индийского спутника ДЗЗ IRS-1B (Indian Remote Sensing Satellite).

29 августа исполняется 15 лет (1996) со дня запуска в России (космодром Плесецк) с помощью ракеты-носителя "Молния-М" аргентинского научно-исследовательского спутника Microsat, российского научно-исследовательского спутника "Интербол-2" и чешского научно-исследовательского спутника Magion 5.

29 августа исполняется 10 лет (2001) со дня запуска в Японии (космодром Танегасима) с помощью ракеты-носителя Н-2А геодезического спутника LRE (Laser Ranging Experiment) и экспериментального навигационного спутника VEP-2 (Vehicle Evaluation Payload-2).

28.08.2011 / 00:05   Успешный пуск "Булавы" на полную дальность

27 августа 2011 года в 03:20 UTC (07:20 мск) с борта атомного подводного ракетоносца "Юрий Долгорукий" под командованием капитана 1-го ранга Владимира Ширина из акватории Белого моря произведен очередной пуск БР "Булава". Пуск осуществлен из подводного положения со штатного носителя в рамках государственных летно-конструкторских испытаний комплекса на максимальную дальность. В установленное время боевые блоки ракеты успешно доставлены в заданный район акватории Тихого океана.

28.08.2011 / 00:05   Продолжаются работы по программе "Глобалстар-2"

На космодроме Байконур продолжаются работы по программе "Глобалстар-2". В субботу на заправочной станции площадки 31 расчётами предприятий космической отрасли проводилась заправка разгонного блока (РБ) "Фрегат" компонентами топлива. РБ "Фрегат" будет использоваться для выведения на орбиту блока космических аппаратов "Глобалстар-2", сообщает песс-служба Роскосмоса.

28.08.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 28 августа 2011 г.

28 августа исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР разведывательного спутника "Космос-852".

28 августа исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) геофизической ракеты "Вертикаль-9".

28 августа исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи "Космос-1302" ("Стрела-2М").

28 августа исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР спутника системы предупреждения о ракетном нападении "Космос-1774".