06.09.2011 / 07:46   О причинах неудачного запуска РН Chang Zheng-2C в августе

Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация сообщила 5 сентября, что к неудаче запуска спутника в прошлом месяце привело нарушение в соединении приборов ракеты-носителя, передает агентство Синьхуа.
      Согласно результатам расследования, сбой при запуске ракеты- носителя "Чанчжэн-2C" произошел по причине отказа соединения между приборами на второй фазе полета (имеется в виду - на участке работы 2-й ступени РН - К.И.), сообщается на сайте корпорации.
      Китайский экспериментальный спутник SJ-11-04, который был запущен 18 августа на ракете-носителе "Чанчжэн-2C", но не вышел на заданную орбиту.

06.09.2011 / 00:05   Стратегической перспективой пилотируемой космонавтики должна быть Луна

Стратегической новой задачей, где большие перспективы стоят именно перед пилотируемой космонавтикой, должна быть Луна. Выступая сегодня на 24-м Планетарном Конгрессе Ассоциации участников космических полетов, академик РАН Борис Черток твердо заявил, что "пилотируемая космонавтика должна существовать и будет существовать", передает ИТАР-ТАСС.
      Как отметил ученый, после экономического кризиса космические государства задумываются над необходимостью пилотируемой космонавтики. Ведь современные открытия, связанные с фундаментальной наукой, дальней космонавтикой, нашей Вселенной, сделаны не космонавтами и астронавтами, а автоматическими космическими аппаратами. Такими приборами и обсерваториями, как "Хаббл", "Кеплер" и им подобными.
      Но Борис Черток предлагает рассмотреть этот вопрос с позиции стратегии развития всей космонавтики. И ее главную задачу он видит в приращении Луны к Земле. "Одной из стратегических задач является превращение Луны в базу, позволяющую разрабатывать ее ресурсы и строить на ней научные обсерватории", - считает академик.
      Опыт космонавтов и астронавтов, побывавших в космосе, показывает, что они могут работать там в качестве монтажников, ремонтников, сборщиков самой сложной аппаратуры. И в перспективе решающее значение пилотируемая автоматика сыграет именно для строительства базы на спутнике Земли. "В процессе создания необходимых баз и жизненных условий на Луне не обойтись без активного участия человека", - отмечает ученый. По его словам, "строить большую конструкцию чисто автоматически, без участия человека, можно, но человек во много раз повышает надежность использования таких больших и сложных сооружений".
      Борис Черток верит, что присоединение Луны к Земле - дело времени. "Вскоре появится еще одна часть света - Луна", - заявляет ученый.

06.09.2011 / 00:05   Комиссия по ЧП с "Прогрессом" может закончить работу во вторник - источник

Межведомственная комиссия, расследующая обстоятельства первого в истории падения космического грузовика "Прогресс М-12М" в Алтае, планирует закончить свою работу 6 сентября, сообщил в понедельник РИА Новости знакомый с ситуацией источник в ракетно-космической отрасли.
      "Выводы специалисты должны представить руководству во вторник", - отметил собеседник агентства.
      Вместе с тем, по словам собеседника агентства, это вовсе не означает, что причины аварии будут обнародованы в тот же день: расследование будет продолжено, а виновные - наказаны.
      "В Воронеже сейчас проводятся наземные проверки: на испытательных стендах моделируются различные варианты развития аварийной ситуации. Однако уже сейчас можно сказать с высокой долей вероятности: в произошедшем виновата нештатная работа газогенератора или стабилизатора газогенератора производства Воронежского механического завода (ВМЗ), входящего в состав Центра имени Хруничева", - сказал собеседник агентства.
      Он отметил, что в связи с этим, скорее всего, потребуется переборка двигателя третьей ступени 11Д55 (РД-0110) на ракете-носителе "Союз-У" предназначенной под проверочный запуск нового космического грузовика "Прогресс М-13М", предварительно намеченный на 14 октября.

06.09.2011 / 00:05   Солнце поможет в поверке экзотических теорий гравитации

Астрономы установили, что изучение нейтронного излучения Солнца, а также его вибраций поможет в проверке некоторых модифицированных гравитационных теорий. Статья подана в журнал The Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
      Теория относительности Эйнштейна описывает гравитационное взаимодействие как искривление пространства-времени в присутствии массы. Вместе с тем с использованием данной теории непосредственно внутри массивных тел возникают трудности (если речь идет про не слишком тяжелые тела, как, например, Земля, то там вполне работает ньютоновская теория). Многие физики полагают, что для случая сильных полей необходимы разного рода модификации теории относительности.
      В рамках новой работы ученых интересовало, какие ограничения на подобные теории могут накладывать известные данные о Солнце. Так, в частности, ученые установили, что модификации должны сказываться на внутренней температуре. Это, в свою очередь, должно отражаться на нейтронах, испускаемых светилом. При этом оказалось, что на модификации накладываются довольно сильные условия. При этом, однако, основные соперники классической теории, как, например, аффинная гравитация Эддингтона, пишет Lenta.ru.

06.09.2011 / 00:05   Рождение спиральной галактики впервые смоделировали на компьютере

Астрономам впервые удалось смоделировать рождение спиральной галактики, наподобие нашего Млечного Пути. Статья ученых появится в журнале The Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
      До последнего времени модели не могли воспроизвести форму нашей Галактики с относительной небольшими центром и балджем и массивными рукавами - в симуляциях получались объекты с очень массивной центральной частью. Из-за этого многие астрономы были убеждены, что смоделировать формирование Млечного Пути с его сотнями миллиардов звезд на данном этапе развития техники не представляется возможным.
      В рамках новой модели ученые рассматривали 60 миллионов частиц, которые представляли собой звезды, газ, а также регионы с темной материей. При расчетах учитывалась так называемая холодная темная материя - частицы, которые участвуют только в гравитационном взаимодействии и движутся с классическими скоростями.
      Так же в модель был заложен сценарий рождения звезды, при достижении газом плотности выше некоторого критического значения. В свою очередь излучение центра, которое считалось до последнего времени крайне важным, игнорировалось.
      В результате ученым удалось смоделировать формирование напоминающей нашу галактики. Сами ученые подчеркивают, что созданная ими модель далека от идеала, однако называют ее разработку первым важным шагом. Специалисты назвали результат "шедевром вычислительного искусства", пишет Lenta.ru.

06.09.2011 / 00:05   Американцам разрешили строить частные космопорты

С отменой программы «Спейс шаттл» закончилась очередная страница в освоении космоса. Теперь Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) открывает новую: выделяет гранты на строительство частных космопортов, которые обеспечат выполнение суборбитальных полетов и доставку пассажиров и грузов на околоземную орбиту.
      Гранты являются очередным шагом к реализации плана по созданию коммерческой космической инфраструктуры, которая возьмет на себя часть государственных проектов по работе в космосе, а также впервые откроет широкий доступ в космическое пространство частным коммерческим и научным организациям.
      В настоящее время FAA выдало более 200 лицензий на запуски и утвердило 8 стартовых площадок, которые станут центрами коммерческого освоения космоса. Руководство FAA выделило гранты на три крупных проекта по строительству космопортов.
      Первым получил грант в 125 тыс. долл. Коммерческий вирджинский среднеатлантический космопорт MARS, строительство которого в настоящий момент активно ведется на восточном побережье штата Вирджиния. Этот объект обеспечит полный комплекс услуг по запуску коммерческих, государственных и научных космических аппаратов, как иностранных, так и американских. Уже готов список рейсов с этой площадки: в этом году будет запущена ракета-носитель ВВС США; в следующем году ракеты Taurus II выведут на орбиту научную лабораторию и грузовой корабль для обеспечения МКС; в 2013 году из космопорта в Вирджинии отправится в космос лунный зонд НАСА LADEE; в 2013 году ракеты Taurus II отправят на МКС два транспортных корабля, а в 2014 и 2015 году - еще по два.
      Грант в 125 тыс. долл. получит также авиа- и космопорт в Восточном Керне в Калифорнии (Mojave Air and Space Port). На этом действующем аэродроме работают несколько компаний, разрабатывающих авиационные технологии, а также базируется коммерческая Национальная школа летчиков-испытателей. С Mojave Air and Space Port в частности взлетал суборбитальный самолет SpaceShipOne, который в настоящее время успешно проходит летные испытания. Первые пассажирские рейсы SpaceShipOne выполнит также с этой площадки. Кроме того, с взлетно-посадочной полосы этого космопорта будет взлетать суборбитальный ракетный самолет Lynx компании XCOR.
      Грант в 249 тыс. долл. получил космопорт Spaceport America в Нью-Мексико. Этот аэропорт является базовым для компании Virgin Group, которая планирует использовать его для запуска своего суборбитального корабля SpaceShipTwo.

06.09.2011 / 00:05   Ближайшую к Земле пару черных дыр признали уникальной

Астрономы впервые обнаружили пару сверхмассивных черных дыр в спиральной галактике. Более того, эта пара стала самым близким из известных ученым объектов такого типа. Статья с описанием "дуэта" появилась в журнале Nature. Ее краткое содержание приведено в пресс-релизе рентгеновской обсерватории Chandra.
      Ученые наблюдали спиральную галактику NGC 3393, удаленную от Земли на расстояние 160 миллионов световых лет, используя телескопы Chandra и "Хаббл". Специалисты зарегистрировали высокоэнергетическое рентгеновское излучение с особенностями, которые характерны для черных дыр. Сами по себе черные дыры не испускают излучения - масса (и, соответственно, гравитация) этих объектов столь велика, что они не отпускают от себя даже свет. Однако материя, падающая на черную дыру, разогревается и начинает испускать световые волны в различных диапазонах.
      Авторы новой работы полагают, что найденная ими пара сверхмассивных черных дыр (их масса составляет более миллиона солнечных масс, а расстояние между ними составляет 490 световых лет) образовалась при столкновении двух галактик, массы которых очень сильно отличались, произошедшем более миллиарда лет назад. В центре каждой из галактик уже находились черные дыры, но после столкновения они стали обращаться вокруг общего центра масс. Такой путь образования пар черных дыр считается самым распространенным, пишет Lenta.ru.

06.09.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 6 сентября 2011 г.

6 сентября исполняется 65 лет (1946) со дня рождения американского астронавта Брайана Даниэля О'Коннора (Bryan Daniel O'Connor.

6 сентября исполняется 15 лет (1996) со дня запуска с космодрома Байконур с помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" телекоммуникационного спутника Inmarsat 3 F2.

05.09.2011 / 14:23   Работы на космодроме Байконур продолжаются

2 сентября на космодром Байконур самолётом Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» доставлен космический аппарат (КА) «Интелсат-18». После выполнения таможенных процедур, контейнер с КА и вспомогательным оборудованием был перегружен из грузового отсека самолета на транспортировочные платформы и перевезен на площадку 31 космодрома, где будет проходить дальнейшая подготовка к запуску.
      Сегодня представители иностранного заказчика приступают к подготовке КА «Интелсат-18», запуск которого планируется осуществить с помощью ракеты-носителя (РН) «Зенит-2SБ» и разгонного блока (РБ) «ДМ-SLБ».
      Заправка разгонного блока «ДМ-SLБ» компонентами топлива была завершена накануне вечером. 5 сентября запланирована его транспортировка на пл.31-40 для проведения дальнейших испытаний.
      В соответствии с графиком выполняется автономная подготовка к запуску космических аппаратов «Глобалстар-2». Три КА уже заправлены компонентами топлива и установлены на диспенсер. В настоящее время продолжается заправка четвёртого КА из кластера в составе шести космических аппаратов. Разгонный блок «Фрегат», предназначенный для их выведения на орбиту и прошедший полный цикл автономной подготовки и необходимых проверок, находится в монтажно-испытательном корпусе 31-40 в режиме хранения с постоянным контролем температуры и давления в баках с компонентами топлива.
      В монтажно-испытательном корпусе (МИК) площадки 254 расчёты РКК «Энергия» проводят заключительные операции со спускаемым аппаратом транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-22», который успешно прошёл все проверки на герметичность. До сборки космической головной части и стыковки с РН «Союз-ФГ» ТПК «Союз ТМА-22» будет переведён в режим хранения.
      В соответствии с графиком ведётся и подготовка грузового транспортного корабля «Прогресс М-13М». На сегодня запланированы проверки радио-технических систем грузового транспортного корабля, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

05.09.2011 / 14:23   В Москве начал работу Планетарный конгресс участников космических полётов

Сегодня в столичном гостиничном комплексе «Космос» начал работу XXIV Планетарный конгресс Международной Ассоциации участников космических полётов (АУКП) «Он всех нас позвал в космос», посвященный 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина, сообщает пресс-служба Роскосмоса.
      Конгресс открыл президент Ассоциации, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, президент Московского государственного университета геодезии и картографии дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В.П.Савиных.
      С приветственным словом от руководства Федерального космического агентства к участникам и гостям Конгресса обратился статс-секретарь – заместитель руководителя Роскосмоса В.А.Давыдов, в котором обратил внимание на большое прикладное значение космонавтики для осуществления хозяйственной деятельности. Сегодня без космонавтики уже невозможно представить навигацию, связь, транспортную логистику, строительство, землепользование и многие сферы деятельности человека, подчеркнул В.Давыдов.
      Он особо выделил роль человека в освоении космического пространства, отметив, что в космосе без человека пока невозможно обойтись.
      Перед собравшимися выступил вице-президент Российской академии наук академик А.И.Григорьев.
      В работе Конгресса участвуют около 120 космонавтов, астронавтов и гостей из 35 стран мира.
      Работа Конгресса продлится пять дней.

05.09.2011 / 00:05   В США и Канаде начал выходить новый журнал о космонавтике

В США и Канаде начал выходить новый журнал по космонавтике Space Quarterly. В первом номере, который увидел свет в последних числах августа, помещены материалы, рассказывающие о ведущихся в США разработках частных космических кораблей, о перспективах космического туризма, о подготовке к первому запуску с космодрома Куру во Французской Гвиане российской ракеты-носителя "Союз", о планах японского космического агентства и о многом другом.
      Подробнее с первым номером можно ознакомиться на сайте NASA Watch, где есть ссылки на номер в формате .pdf.

05.09.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 5 сентября 2011 г.

5 сентября исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи "Молния-1-68".

5 сентября исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) экспериментального военного спутника USA-19.

5 сентября исполняется 15 лет (1996) со дня запуска в России (космодром Плесецк) навигационного спутника "Космос-2334" ("Парус").

04.09.2011 / 00:05   Испытательный пуск "Тополя"

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М «Тополь», которая находилась на боевом дежурстве 23 года, в субботу успешно прошла испытания, передает "Интерфакс". МБР была запущена с космодрома Плесецк.
      «Экспериментальная боевая часть ракеты с высокой точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка», – сообщил официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны России по РВСН полковник Вадим Коваль.
      По его словам, целью этого пуска являлось подтверждение стабильности основных летно-технических характеристик ракет этого класса в период продленных сроков эксплуатации, а также испытание перспективного боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет.
      «Полученная по итогам пуска ракеты информация в последующем будет использована в интересах повышения эффективности российских баллистических ракет», – отметил Коваль.
      Запущенная ракета была изготовлена в 1988 году и по март 2011 года находилась на боевом дежурстве в Новосибирском ракетном соединении. Прогнозируемая оценка надежности и технического состояния ракетного комплекса «Тополь» указывает на возможность дальнейшего продления сроков его эксплуатации, которые в настоящее время составляют 23 года. Первоначально установленный гарантийный срок составлял 10 лет, отметил Коваль.

04.09.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 4 сентября 2011 г.

4 сентября исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР разведывательного спутника "Космос-1303".

4 сентября исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР навигационного спутника "Космос-1304".

4 сентября исполняется 15 лет (1996) со дня запуска в России спутника радиотехнической разведки "Космос-2333".

03.09.2011 / 13:24   Неудача при пытаниях Blue Origin

Компания Blue Origin LLC, основанная руководителем Amazon.com Джеффом Безосом, в пятницу вечером сообщила о неудачном полетном испытании своей беспилотной космической ракеты, передает Cyber Security. Суборбитальная космическая ракета Blue Origin должна занять место на рынке частных космических полетов наряду с другими космическими проектами, продвигаемыми американскими компаниями.
      По словам самого Безоса, три месяца назад Blue Origin успешно провела второй этап испытаний своего космического транспортного средства, в рамках которых было проведено кратковременное включение двигателей аппарата, а на прошлой неделе во время реальных испытаний, когда ракета поднялась в воздух и достигла скорости примерно в 1100 км/час, на высоте около 13 700 метров она была потеряна. О факте потери ракеты Blue Origin сообщила лишь вчера.
      Глава Amazon говорит, что во время полета возникли некоторые "нестабильности", в результате чего изменился угол атаки полета и системы безопасности ракеты автоматически заблокировали работу двигателей. Старт нового летательного космического аппарата был проведен примерно в 40 км к северу от населенного пункта Ван Хорн в штате Техас 24 августа.
      "Никто из нас не ожидал такого исхода полетных испытаний, но в то же время, мы прекрасно понимаем, что подготовка космического аппарата - это сложная работа и в Blue Origin готовы ее продолжать. Мы уже работаем над производством нового космического аппарата", пишет в блоге Безос.

03.09.2011 / 13:18   НАСА: авария "Прогресса" не отразилась на планах США по запуску Dragon

Авария ракеты с космическим грузовиком "Прогресс" пока не повлекла за собой изменений в планах отправки к МКС первого коммерческого космического корабля Dragon, несмотря на угрозу перевода станции в беспилотный режим, пеедае РИА Новости.
      Ранее руководитель программы МКС в НАСА Майкл Саффредини заявил, что после аварии ракеты с космическим грузовиком "Прогресс М-12М" весь экипаж МКС может покинуть станцию, и она впервые за 11 лет перейдет в беспилотный режим, если Россия не возобновит запуски пилотируемых кораблей "Союз" до ноября. При этом, по словам Саффредини, для стыковки Dragon с МКС необходимо присутствие на станции двух астронавтов НАСА, проходивших специальное обучение.
      "Пока планов изменения времени запуска Dragon нет, но для стыковки Dragon с МКС нужны люди", - отметил он.
      Запуск Dragon намечен на 30 ноября.

03.09.2011 / 13:09   "Оппортьюнити" обнаружил на Марсе высохший горячий источник

Марсоход "Оппортьюнити" обнаружил на Красной планете регион, который, с высокой вероятностью, представляет собой высохший гидротермальный источник. Об этом сообщает портал Space.com.
      Аппарат сейчас находится на краю кратера Индевор - ударной воронки диаметром около 22 километров. "Оппортьюнити" стремился к кратеру три года - с августа 2008 года. Расстояние от конечной до начальной точки путешествия составило 11 километров, однако из-за необходимости объезжать различные препятствия марсоход добирался до конечной точки так долго.
      "Подозрительный" регион, который начал исследовать аппарат, называется Тисдейл 2 (Tisdale 2). Этот участок скалы содержит большое количество отложений цинка и брома - на Земле эти элементы обычно переносятся горячей водой. Ранее орбитальные зонды обнаружили в породах вокруг Тисдейл 2 много глин, которые формируются только при низкой кислотности среды. Если анализ, который проведет "Оппортьюнити", подтвердит эти наблюдения, то шансы, что обнаруженный гидротермальный источник в прошлом мог быть обитаемым, многократно возрастут, так как низкая кислотность благоприятствует развитию жизни, пишет Lenta.ru.

03.09.2011 / 00:05   Памяти Валерия Ильича Рождественского

2 сентября в Звёздном городке прошли похороны Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР, полковника Валерия Ильича Рождественского, который скончался 31 августа 2011 года на 73-м году жизни. Чтобы проститься с героем космоса, в Дом космонавтов пришли его родные, друзья и соратники, сообщает пресс-служба Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВАЛЕРИЙ ИЛЬИЧ родился 13 февраля 1939 года в городе Ленинграде в семье военного моряка. После окончания средней школы № 56 города Ленинграда в 1956 году, в течение 5 лет учился в высшем военно-морском инженерном училище, получил квалификацию военного инженера-кораблестроителя. Дальнейшие годы жизни Рождественского В.И. были неразрывно связаны с Вооруженными Силами Советского Союза. После окончания офицерских курсов водолазных специалистов Черноморского флота проходил службу в качестве заместителя командира аварийно-спасательной партии, командира водолазной группы аварийно-спасательной службы спасательного судна Балтийского флота.
      С 25 ноября 1965 года зачислен слушателем-космонавтом Центра подготовки космонавтов. С 1965 по октябрь 1976 года проходил общекосмическую подготовку, подготовку в составе группы, дублирующих и основного экипажей.
      С 14 по 16 октября1976 года выполнил космический полёт в качестве бортинженера КК «Союз-23» вместе с В.Д. Зудовым. За мужество и героизм, проявленные во время выполнения полёта, членам экипажа были присвоены высокие звания Героев Советского Союза и лётчиков-космонавтов СССР.
      В.И. Рождественский готовился в группе по программе «Алмаз», принимал участие в управлении полётом станций «Салют-6» и «Салют-7» в качестве заместителя сменного руководителя полётом. Летал на самолёте Л-39, налет 727 часов.
      После выбытия из отряда космонавтов в 1986 году проходил службу в качестве начальника 1-го и 11-го отделов, заместителя начальника 1-го управления по подготовке космонавтов. С марта 1989 года до увольнения в запас (октябрь 1992 г.) был начальником 2-го управления.
      Валерия Ильича всегда отличали высокие профессиональные качества инженера, требовательного руководителя, умение организовать работу в интересах выполнения стоящих задач. Он внес заметный вклад в дело совершенствования процесса подготовки космонавтов, развития тренажной базы Центра. Подготовил более 20 научных трудов, соавтор трёх изобретений, одно из которых было реализовано на станции «Мир».
      После увольнения в запас из рядов Вооруженных Сил работал в компании «Мегаполис Индастри». Рождественский В.И. умело совмещал служебную деятельность с общественной. Был депутатом Московского областного Совета народных депутатов, заместителем председателя Центрального правления Общества СССР – Ангола, вице-президентом Федерации каратэ РСФСР, начальником штаба поисковых подводных работ при ЦК ВЛКСМ, членом Центрального правления Общества дружбы СССР – Эфиопия. Почетный гражданин городов Аркалык, Бор, Гагарин, Калуга, Киржач.
      Долголетняя военная служба, космическая деятельность Рождественского В.И. по праву получила высокую оценку государства. Он награжден медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза, орденами Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями, а также наградами других стран.
      Лётчики-космонавты СССР и России, сослуживцы с теплотой вспоминают о В.И. Рождественском как о высокопрофессиональном лётчике-космонавте СССР, специалисте, исключительно честном, глубоко порядочном и доброжелательном человеке.
      Последние годы Валерий Ильич мужественно боролся с тяжёлой болезнью, старался жить полноценной жизнью, всегда интересовался делами в стране, Центре и Звёздном городе. В этом также проявлялись его высокие человеческие качества.

03.09.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 3 сентября 2011 г.

3 сентября исполняется 55 лет (1956) со дня принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1241-632 “О создании наземных командных измерительных комплексов”.

3 сентября исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР разведывательного спутника "Космос-854".

3 сентября исполняется 35 лет (1976) со дня создания международной организации спутниковой связи INMARSAT.

3 сентября исполняется 35 лет (1976) со дня мягкой посадки на поверхность Марса посадочного модуля американской межпланетной станции Viking-2.

3 сентября исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в США разведывательного спутника КН-11 № 4.

3 сентября исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР разведывательного спутника "Космос-1775".

3 сентября исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР спутника "Космос-1776", предназначного для калибровки наземных радаров.

02.09.2011 / 16:34   Российский военный спутник, возможно, запустят с Байконура 14 сентября

Запуск российского военного спутника с космодрома Байконур, скорее всего, состоится в середине сентября, сообщил "Интерфаксу" в пятницу источник на космодроме.
      "По предварительному графику, вывоз ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником серии "Космос" на стартовый комплекс 81-й площадки космодрома планируется на 10 сентября. Пуск, возможно, проведут 14 сентября", - сказал собеседник агентства.

02.09.2011 / 16:19   В ЦПК продолжается второй день комплексных экзаменационных тренировок

Сегодня основной и дублирующий экипажи 29/30-й длительной экспедиции на МКС продолжают экзаменационную тренировку.
      Космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и астронавт НАСА Дэниел Бёрбэнк в 8 часов 20 минут вытянули очередные экзаменационные билеты.
      Перед входом в тренажер космического корабля «Союз-ТМА» космонавты ответили на вопросы журналистов. У основного экипажа поинтересовались, что именно было самым сложным в первом экзаменационном дне, и испытывает ли волнение экипаж перед тренировкой сегодня. «Мы практически не допустили ошибок вчера и довольны проделанной работой. Самым трудным для нас было понять, почему так долго обсуждает тренировку и подводит итоги экзаменационная комиссия?» - улыбаясь, заметил бортинженер ТПК «Союз ТМА» Анатолий Иванишин. «И мы даже не волнуемся!» - добавил командир экипажа Антон Шкаплеров.
      Двадцать минут спустя на тренажере российского сегмента МКС «космический экзамен» начался у дублирующего экипажа в составе космонавтов Роскосмоса Геннадия Падалки, Сергея Ревина и астронавта НАСА Джозефа Акабы. Перед входом в модуль «Звезда» космонавты остановились для традиционной фотографии.
      В первый экзаменационный день за комплексные тренировки оба экипажа получили оценку «отлично», сообщают пресс-службы Роскосмоса и ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

02.09.2011 / 16:19   "Интелсат-18" доставлен на Байконур

2 сентября на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур совершил посадку самолет Ан-124, который доставил телекоммуникационный космический аппарат «Интелсат-18» (Intelsat 18).
      После проведения таможенного осмотра груза, контейнер со спутником и вспомогательное оборудование были перегружены из самолета на транспортировочную платформу. Ведется доставка космического аппарата на площадку31, где спутник будут готовить к пуску.
      Запуск телекоммуникационного космического аппарата Intelsat 18 планируется осуществить ракетой космического назначения «Зенит-3М» с разгонным блоком «ДМ-SLБ», сообщают пресс-службы Роскосмоса и Космического центра «Южный».

02.09.2011 / 11:37   Неудачное испытание системы ПРО в США

В США расследуют произошедший накануне неудачный запуск ракеты-перехватчика Standard SM-3 Block IB системы противоракетной обороны (ПРО). Пока официального сообщения о причине провала испытания нет, однако предварительные версии уже выдвигаются.
      Как заявил изданию Aviation Week источник в Министерстве обороны США, первая часть задачи - наведение на цель - была выполнена успешно. По мнению представителя Пентагона, по всей видимости, проблема оказалась в самой ракете-перехватчике или сбой был вызван некачественной связью ракеты с судном, с которого производился запуск.
      Пока причина неудачного запуска не известна, дальнейшие испытания будут отложены. Эксперты прогнозируют вероятный срыв или по крайней мере перенесение переговоров с представителями стран ЕС, которые планировали приобрести SM-3 для использования на судах НАТО.
      Как сообщалось, баллистическая ракета малой дальности (предположительно на основе ракеты Terrier Orion) стартовала накануне с полигона на острове Кауаи (штат Гавайи) в 09:53 по времени восточного побережья США (17:53 по Москве). По данным агентства Пентагона по ПРО, примерно через 90 секунд с борта крейсера CG-70 'Lake Erie' военные запустили ракету-перехватчик SM3, однако цель поразить не удалось. Это было первое полетное испытание усовершенствованной ракеты-перехватчика.
      Как сообщает агентство Bloomberg, по итогам испытаний Минобороны США проведет "обширное расследование", которое поможет установить причины неудачи. С начала испытаний в 2002 году ракет этого класса удалось поразить 22 цели в ходе 27 пусков.
      По словам представителя Агентства по ПРО Рика Ленера, после расследования станет ясно, будут ли внесены корректировки в программу испытаний SM-3, пишет NEWSru.com.

02.09.2011 / 07:50   Космического мусора на околоземной орбите стало слишком много

Количество космического мусора на околоземной орбите, возможно, уже достигло того уровня, когда его частицы начнут сталкиваться друг с другом, лавинообразно увеличивая общее число опасных для космических аппаратов объектов, говорится в докладе, подготовленном по заказу НАСА Национальным исследовательским советом Академии наук США.
      Сложность и острота проблемы космического мусора в сочетании с сокращением финансирования становится серьезной проблемой для НАСА, отмечается в документе.
      "Нынешняя среда в околоземном пространстве становится все более опасной для космических аппаратов и астронавтов. НАСА должно сформулировать наилучшую стратегию, чтобы решить эту проблему, которая делает рискованными пилотируемые и автоматические миссии", - сказал руководитель коллектива авторов доклада Дональд Кесслер (Donald Kessler), который в прошлом возглавлял программу НАСА по космическому мусору.
      Эксперты отмечают, что некоторые из компьютерных моделей свидетельствуют, что количество космического мусора уже перешло ту границу, за которой начинается его лавинообразный рост за счет постоянных столкновений и появления все большего количества мелких обломков, которые значительно сложнее отслеживать и уклоняться от них.
      Примером такой ситуации может служить столкновение вышедшего из строя российского спутника "Космос-2251" и аппарата Iridium 33 в феврале 2009 года, что привело к значительному росту числа обломков на орбите.
      В настоящее время для решения проблемы используются только пассивные методы - слежение за космическим мусором, чтобы избежать столкновений космических аппаратов, а также маневрирование, чтобы уклоняться от обломков.
      На данный момент отслеживается более 22 тысяч крупных "мусорных" фрагментов, однако на орбите присутствуют около 500 тысяч более мелких обломков размером от 1 до 10 сантиметров. Число частиц размером меньше сантиметра оценивается в десятки миллионов.
      Мероприятия по защите от космического мусора делают запуски и сами аппараты все дороже.
      Однако даже если НАСА предпримет шаги по очистке околоземного пространства, оно может столкнуться с юридическими проблемами. Доля США в общем объеме мусора составляет около 30%, но если американцы попытаются убрать чужой мусор, это может вызвать непонимание и протесты со стороны его хозяев.
      Эксперты рекомендуют НАСА и Госдепартаменту США совместно изучить юридические и дипломатические аспекты этой проблемы.
      Кроме того, авторы доклада считают, что НАСА следует предпринять усилия по изучению возможного вреда от мелких частиц космического мусора, которые слишком малы, чтобы их можно было отследить.
      Ученые рекомендуют НАСА разработать долгосрочный стратегический план, в котором были бы определены все приоритеты и цели, необходимые исследования и соответствующее финансирование. Существующие "мусорные" программы не имеют единого менеджмента и бюджета и очень уязвимы в случае кадровых изменений, поскольку в большинстве случаев каждой из программ занимается только один человек, передает РИА "Новости".

02.09.2011 / 07:50   Американская сеть пиццерий Domino's Pizza предложила открыть филиал на Луне

Открыть первое кафе на Луне предложила американская сеть пиццерий Domino's Pizza. С такой инициативой выступило подразделение компании в Японии, пишет газета The Daily Telegraph.
      Авторы идеи подсчитали, что затраты Domino's Pizza на проект составят около 1,67 трлн иен (почти 22 млрд долларов). При этом 560 млрд иен (около 7,3 млрд долларов) компания вложит в транспортировку 70 тонн строительных материалов и оборудования на Луну. Груз доставят на Луну на 15 ракетах. Чтобы сэкономить, Domino предлагает использовать для космического цемента лунный песок, что позволит снизить сумму затрат на 1,5 млрд долларов.
      Проект здания пиццерии в форме купола диаметром около 26 метров, с подлунным этажом, где будут установлены печи для пиццы, разрабатывает японская строительная компания Maeda Corp. Сотрудники ресторана будут, по замыслу архитекторов, жить в этом же здании, пишет NEWSru.com.
      Естественно, предложение об открытии пиццерии на Луне есть ни что иное, как PR-акция компании Domino's Pizza. Вряд ли ее владельцы на самом деле будут реализовывать столь дорогостоящий проект. Если когда-нибудь на Луне и появится пиццерия, то только в "экономичном варианте".

02.09.2011 / 00:05   Китай отложил запуск орбитального модуля "Тяньгун-1"

Запуск китайского орбитального модуля "Тяньгун-1" откладывается в связи с недавним неудачным запуском спутника "Шицзянь-11-04", сообщают в четверг китайские СМИ со ссылкой на представителя китайской программы пилотируемых космических полетов.
      По словам представителя китайской космической программы, решение отложить запуск "Тяньгун-1" было принято, поскольку ракетоноситель "Чанчжэн-2F", который должен был вывести в космос орбитальный модуль, принадлежит к той же серии, что и ракетоноситель "Чанчжэн-2С", на котором произошел технический сбой.
      "Поскольку расследование причин неисправности ракеты "Чанчжэн-2С" продолжаются, то пока неясно, имеют ли они отношение к "Чанчжэн-2F", - сказал представитель.
      Точная дата запуска "Тяньгун-1", по его словам, будет определена по результатам расследования, передает РИА "Новости".

02.09.2011 / 00:05   Олигархи могли бы вкладываться в развитие отечественной космонавтики, считает Черток

Российским олигархам, зарабатывающим на продаже нефти, следовало бы вкладывать средства в развитие отечественной космонавтики, считает Борис Черток, один из ближайших соратников Сергея Королева.
      "Надо было бы из того, что наши олигархи вкладывают в нефть и на чем держится наша экономика, вкладывать бы и в развитие космической науки, космических технологий, космической техники", - сказал Черток в четверг, отвечая на вопросы читателей на сайте РИА Новости в ходе онлайн-конференции.
      Кроме того, по мнению патриарха космонавтики, большая проблема заключается в утрате квалифицированных рабочих кадров и престижа профессии рабочего.
      "Основная беда сейчас в промышленности, не только космической, но и всякой, что страна, которая некогда говорила, что она является страной диктатуры пролетариата, потеряла пролетариат. Никто не хочет быть квалифицированным рабочим. Все молодые хотят быть менеджерами, дельцами, короче говоря, стоять у станка никто не желает, поэтому мы сейчас имеем страшный дефицит квалифицированной рабочей силы", - считает Черток.
      "Пока работает большое количество пенсионеров. Они пока стараются. Но вот-вот, год, другой, третий, и физиология возьмет свое", - сетует соратник Сергея Королева.

02.09.2011 / 00:05   Черток: монополия РФ в сфере полетов в космос продлится не более 5 лет

Монополия России в сфере пилотируемых космических полетов будет длиться не более пяти-шести лет, до того момента, когда США создадут новый корабль "Орион", а Китай обзаведется надежными ракетами и кораблями, считает академик Борис Черток, советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Королева.
      После отставки американских шаттлов Россия осталось единственной страной, способной осуществлять регулярные пилотируемые космические экспедиции.
      "Временно получилось так, что с прикрытием полетов американских шаттлов, я говорю о пилотируемой космонавтике, мы остались единственными - там Китай тоже кое-что делает - кто выводит человека в космос", - сказал Черток в ходе онлайн-конференции на сайте РИА Новости.
      Однако через пять лет США создадут свой новый пилотируемый корабль и станут снова лидерами в области пилотируемых полетов, считает академик. При этом в сфере научных беспилотных космических проектов, касающихся исследований Солнечной системы, Земли, в космических астрофизических проектах США остается неоспоримым лидером.
      "Я думаю, что они своего лидерства, наверное, нам в ближайшее время и не отдадут", - считает ученый.
      По его мнению, российская монополия на пилотируемые космические полеты продлится пять-шесть лет.
      "Вероятно, во-первых, нас будет догонять Китай. Но ему на это лет пять-шесть еще надо, чтобы иметь надежные носители и, соответственно, надежные космические аппараты. И лет через пять-шесть, вероятно, и американцы. Они, кстати, привлекли к этому очень большой частный капитал, коммерческий капитал. Создадут тоже свои пилотируемые программы и корабли", - сказал академик.

02.09.2011 / 00:05   Эксперт: освоение Луны должно стать главной задачей космонавтики

Главной стратегической целью, вокруг которой должно строиться все развитие космонавтики, должно стать освоение Луны, считает академик Борис Черток, советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Королева.
      "С моей точки зрения, основная задача, которая лежит перед космонавтикой и пилотируемой космонавтикой в особенности, это присоединение Луны к земной цивилизации. Так же, как мы имеем Европу, Азию, Южную и Северную Америку, Австралию и так далее. Должна быть еще одна часть света - Луна", - сказал Черток, отвечая на вопросы в ходе онлайн-конференции на сайте РИА Новости.
      "Присоединение Луны к Земле, но, конечно, средствами космическими, одна из таких, с моей точки зрения, стратегических задач. Но все это должно быть соответствующим образом обсуждено и принято на высшем политическом уровне", - полагает академик.

02.09.2011 / 00:05   Борис Черток: России необходима стратегия развития космической отрасли

России необходима собственная стратегия развития космической отрасли, считает соратник Сергея Королева, патриарх отечественной космонавтики Борис Черток.
      "Прежде всего, наша космическая отрасль должна разработать, или для нее кто-то на самом высоком для страны уровне, будем говорить так, обязан разработать стратегию развития, что является сегодня в космической отрасли основным главным определяющим, на что надо направлять основные средства", - сказал Черток, отвечая на вопросы читателей РИА Новости.
      По мнению академика, руководству страны необходимо обсуждать стратегию развития отрасли с учеными, "в частности, с Академией наук, которую, к сожалению, перестали по-серьезному привлекать к космическим программам".
      "Отечественная космонавтика нуждается, прежде всего, в выработке генеральной стратегической линии. Должна быть ясна ее перспектива, достаточно авторитетно и свободно опубликованная и всем доступная, и все должны ее знать. И надо разработать такую программу, чтобы ею можно было увлечь не десяток и не сотню молодых специалистов, энтузиастов, а тысячи, как это было еще при советской власти, хотя тогда присваивали проблемы секретности. Сейчас их практически нет", - сообщил академик.
      По его словам, под эту стратегию развития, утвержденную на высочайшем уровне, должны выдаваться соответствующие средства из бюджета.
      "Причем, стратегия не должна подыгрывать под какую-то одну личность. Пришел к руководству новый чиновник, и новые программы. Сменили чиновника - давайте новые программы... Должна быть государственная стратегия, государственная политика. И ее, кстати, в части, не связанной с секретами государственной тайны, надо открыть народу", - заключил академик Черток.

02.09.2011 / 00:05   Российское ракетное топливо не требует замены, считает академик Черток

Легендарный советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток не считает топливо, которым сейчас заправляют российские ракеты-носители "сильно грязным" и не видит смысла его менять на более экологичное, поскольку ничего лучше нынешнего топлива пока не придумали.
      "Я не считаю, что там какое-то сильно грязное топливо. И по этому поводу мне думается, что тут особых работ проводить не надо. Потому что, с точки зрения экологии, ничего лучше не придумать, чем использовать кислород и керосин (в качестве топлива для ракет-носителей). Кислород абсолютно безвреден для человека. Керосин тоже заменять нечем", - сказал Черток в четверг в ходе онлайн-конференции на сайте РИА Новости.
      Говоря о ядовитых компонентах топлива, в том числе о гептиле, который используется при заправке ракет-носителей "Протон", Черток отметил, что на "Протоне" действительно используются экологически опасные компоненты, но только на участке выведения на околоземную орбиту.
      "Задача не в том, чтобы заменять топливо, а задача в том, чтобы сделать полеты особо надежными. Если будут безотказные, активные участки, то есть участки выхода и вывода в космос космических аппаратов, то и с экологией будет все в порядке", - добавил академик РАН.

02.09.2011 / 00:05   Соратник Королева не видит катастрофы для отрасли в аварии "Прогресса"

Легендарный советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток считает, что в аварии грузового корабля "Прогресс М-12М" ничего катастрофического для космической отрасли РФ нет, как с точки зрения статистики, так и с точки зрения надежности.
      Ракета-носитель "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс", стартовавшая с Байконура 24 августа, из-за аварии в топливной системе не вывела аппарат на орбиту, обломки упали на Алтае. За несколько дней до этого ЧП, 18 августа, ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" не смогла вывести на расчетную орбиту космический аппарат "Экспресс АМ-4" из-за сбоя в системе управления "Бризом". В декабре 2010 года были потеряны три спутника "Глонасс-М", поскольку в разгонный блок из-за ошибки в технической документации залили лишнее топливо. В феврале 2011 года был потерян геодезический космический аппарат военного назначения "Гео-ИК-2". Эти аварии вызвали дискуссии о ситуации в ракетно-космической отрасли России.
      "Я бы сказал, по сравнению с тем, что было раньше в нашей космической отрасли, такие нештатные ситуации, отказы очень редки. Поэтому мне представляется, что наша космическая отрасль, в части особенно пилотируемых программ, добилась довольно хороших результатов, и мы имеем достаточно надежные космические корабли. Я имею в виду "Союз" и "Прогресс". И если мы имеем один отказ третьей ступени на этой ракете-носителе ("Союз-У"), которая несла корабль "Прогресс", то, мне представляется, с точки зрения статистики и надежности ничего катастрофического нет", - сказал Черток в четверг в ходе онлайн-конференции на сайте РИА Новости.
      По его словам, в советское время аварий и катастроф в космической отрасли было в десять раз больше.
      "Я сам участник "организации" таких катастроф. И на моей совести, скажу в порядке самокритики, несколько очень сложных и тяжелых (катастроф), правда, без всяких человеческих жертв. ... чтобы получить, обеспечить впервые в мире мягкую посадку на поверхность Луны и посмотреть, что собой представляет лунный грунт, мы потратили восемь ракет-носителей и космических аппаратов. Потому что до этого имели непрерывные отказы", - вспоминает Черток.
      "И эти отказы рассматривались на уровне правительства. Там, в частности, на заседании военно-промышленной комиссии меня как технического руководителя собирались даже снять с работы и наказать строго. За меня заступился Сергей Павлович Королев и сказал: "Не надо сейчас никого наказывать, идет процесс познания, идет процесс освоения космического пространства. Я вам обещаю, что следующая посадка даст нам панораму лунной поверхности". И действительно, следующий пуск оказался благополучным, и эта панорама (Луны) ныне украшает мой кабинет", - рассказал ученый-конструктор.

02.09.2011 / 00:05   МКС исчерпала свои возможности для науки, считает академик Черток

Международная космическая станция (МКС) стала слишком громоздкой и сложной и уже не приносит такой "выгоды" с точки зрения науки, которая оправдывала бы ее содержание, считает советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Королева, академик Борис Черток.
      Отвечая в ходе онлайн-конференции на сайте РИА Новости на вопрос, стоит ли России создавать свою собственную космическую станцию, Черток сказал, что это имело бы смысл, если США выйдут из проекта МКС.
      Ученый отметил, что станция сейчас уже не отвечает возложенным на нее задачам.
      "(МКС), как я понимаю, исчерпала свои возможности с точки зрения научных исследований, ибо там основное время экипажа уходит на то, чтобы поддерживать ее в достойном состоянии, она очень сложная и большая. И космонавты на этой станции тратят очень много сил и времени на то, чтобы просто ее все время ремонтировать, дорабатывать и так далее", - сказал Черток.
      По его мнению, для фундаментальных и прикладных научных исследований больше подходят относительно небольшие станции, которые не требуют так много сил и затрат для поддержания их работы.
      "Надо иметь хорошую научную орбитальную станцию, вероятно, размерами порядка нашего утопленного в океане "Мира". И она сможет дать при соответствующем оборудовании его научными приборами, достаточно хорошую отдачу для фундаментальных наук", - сказал Черток.

02.09.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 2 сентября 2011 г.

2 сентября исполняется 85 лет (1926) со дня рождения Ивана Александровича Бусыгина, специалиста в области материаловедения и сварки. Под его руководством в КБ Химмаш им. А.М.Исаева разработаны и внедрены новые виды сталей и сплавов, освоены новые техпроцессы сварки ЖРД.

2 сентября исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) автоматической межпланетной станции "Луна-18".