16.10.2011 / 09:56   РН "Протон-М" вывезена на стартовую позицию

На космодроме Байконур осуществлена операция по вывозу на стартовый комплекс площадки № 200 ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и телекоммуникационным спутником ViaSat-1.

16.10.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 16 октября 2011 г.

16 октября исполняется 55 лет (1956) со дня рождения американского астронавта Джеймса Хансена Ньюмена (James Hansen Newman).

15.10.2011 / 17:55   Государственная комиссия приняла решение о вывозе РКН «Протон-М» на стартовый комплекс

15 октября на космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором принято решение о вывозе и установке на стартовом комплексе площадки 200 ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «ВиаСат-1».
      Начало транспортировки РКН с площадки 92 на стартовый комплекс запланировано на 4.30 (мск) 16 октября, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

15.10.2011 / 13:21   Россиянин на МКС проводит эксперимент "Тень-Маяк", который поможет подготовить пилотируемый полет на Марс

Россиянин из экипажа МКС-29 - Сергей Волков начинает на орбите сессию плазменного эксперимента, который поможет подготовить пилотируемый полет на Марс.
      "В рамках эксперимента "Тень-Маяк" Волков в пятницу вевечром включил радиостанцию и запустил программы", - сообщил корр.ИТАР-ТАСС официальный представитель подмосковного Центра управления полетами /ЦУП/ Валерий Лындин. В течение нескольких дней перед отбоем космонавт будет запускать аппаратуру, а утром ее выключать.
      "Цель эксперимента "Тень-Маяк" - отработать методику радиозондирования пространства "борт-Земля" в обеспечение подготовки плазменного эксперимента "Тень", в котором сможет принять участие любой радиолюбитель нашей планеты", - уточнили в ЦУП.
      "На кораблях, которые отправятся к другим планетам, будут установлены электрореактивные двигатели малой тяги. При движении в космосе могут возникнуть ситуации, когда вырывающееся из двигателя плазменное облако будет мешать проходу радиосигнала к Земле, поэтому необходимо заранее изучить эффект рассеивания радиоизлучений в искусственно созданных плазменных образованиях в космосе", - пояснил ранее корр.ИТАР-ТАСС автор идеи космонавт Александр Калери.
      Для создания искусственного плазменного образования на орбите, по его словам, необходимо установить на внешней поверхности МКС специальный инжектор, который в определенный период будет испускать струю плазмы. Бортовой радиомаяк станции, работающий в радиолюбительских УКВ диапазонах частот, должен излучать зондирующие сигналы, представляющие собой метки времени. Эти сигналы смогут принимать все участвующие в эксперименте радиолюбители с любой точки земного шара.
      Струя плазмы, пояснил Калери, частично экранирует антенну радиомаяка, создает область радиотени, граница которой перемещается по поверхности Земли соответственно движению МКС. При попадании наземного приемника в область радиотени происходит срыв сигнала, а при выходе из нее - возобновление приема. Задача каждого наземного участника эксперимента состоит в том, чтобы по меткам бортового времени зарегистрировать моменты срыва и возобновления приема и, сообщив свое географическое местонахождение, отправить информацию в центр, где ее соберут и обработают.
      Для чистоты эксперимента необходимо задействовать как можно больше приемников в разных частях света. Любой энтузиаст космонавтики, включая школьников и студентов, сможет не выходя из дома внести свою лепту в науку. Но прежде чем проводить эксперимент "Тень" с плазменной струей, необходимо отработать методику, в первую очередь - передачу с маяка МКС единого для всех радиолюбителей кода времени, позволяющего сразу определять, в какой точке и в какое время принят сигнал. Именно этой работой и занимаются космонавты на орбите, пояснили в ЦУП.

15.10.2011 / 00:05   В Алтайском музее Германа Титова появятся уникальные экспонаты

К концу этого года экспозиция музея "Алтай и космос" Алтайского мемориального музея Германа Титова пополнится макетами "Гагаринского старта" и первого искусственного спутника Земли, - сообщает пресс-служба краевого управления по культуре и архивному делу.
      "Здание нашего музея после проведенной реконструкции теперь позволяет приобретать крупногабаритные предметы, которые вызывают огромный интерес у посетителей, - рассказывает главный хранитель музея Татьяна Подольская. - К открытию обновленного музейного комплекса мы приобрели скафандр космонавта в натуральную величину и макет космического корабля "Восток-2" в масштабе 1:3. Сейчас заказали еще два уникальных экспоната - макеты "Гагаринского старта" и первого искусственного спутника Земли с дистанционным управлением". Средства на их приобретение – 2 млн. рублей – выделила компания "Газпром трансгаз Томск".
      Изготовлением экспонатов для алтайского музея занимается Самарское предприятие, специализирующееся на разработке сложных макетов авиационно-космической техники.
      Макет "Гагаринского старта" длиной около 3 метров и высотой около 2 метров включает в себя подъездные пути, ракету-носитель "Восток" и ферму, которая удерживает ракету на старте. "Таким образом, будет восстановлена практически вся инфраструктура космодрома "Байконур"", - отмечает Татьяна Подольская.
      Точная копия первого искусственного спутника Земли в масштабе 1:1 также станет украшением нового здания музея, сообщает Amic.ru.

15.10.2011 / 00:05   Астрономы опровергли превосходство Эриды над Плутоном

Астрономы под руководством француза Бруно Сикара установили, что Эрида не больше Плутона, как считалось ранее, а, скорее всего, даже немного меньше. Статья ученых принята к публикации в Nature, а ее краткое изложение приводит блог Scientific American.
      В рамках исследования ученые анализировали данные, собранные в ноябре 2010 года. Тогда наблюдалось покрытие удаленной звезды Эридой. Наблюдая за изменением яркости звезды с разных точек планеты, ученые смогли оценить размеры тени, которую удаленная планета отбрасывала на Землю. По этим данным они смогли вычислить характеристики карликовой планеты.
      Расчеты показали, что результаты наблюдений хорошо согласуются с предположениями о том, что Эрида имеет почти сферическую форму с диаметром 2326 километров с погрешностью в 12 километров. В свою очередь диаметр Плутона составляет как минимум 2338 километров (по результатам того же Сикара, опубликованным в Astronomy and Astrophysics в 2009 году).
      Ученые отмечают, что несмотря на сходство радиусов Эрида почти на 27 процентов массивнее Плутона. Это может быть следствием того, что планета состоит почти целиком из камня. Кроме этого у нее очень высокое альбедо - по словам ученых, оно одно из самых больших из всех тел Солнечной системы.
      Эрида (Eris) была впервые обнаружена на окраине Солнечной системы в 2003 году. Тогда объект получил название Зена (Xena, объект UB313). В 2007 году телескоп "Кек" Гавайской обсерватории и космический телескоп "Хаббл" провели наблюдения карликовой планеты и установили, что ее диаметр составляет около 2415 километров с достаточно большой погрешностью, пишет Lenta.ru.

15.10.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 15 октября 2011 г.

15 октября исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) метеорологического спутника "Метеор-1-26".

15 октября исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-1316" ("Зенит-6У").

15 октября исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника системы предупреждения о ракетном нападении "Космос-1785" ("Око" № 50).

14.10.2011 / 21:44   Памяти Валерия Александровича Гриня

13 октября 2011 г. на 65-м году жизни скончался генерал-лейтенант в отставке Гринь Валерий Александрович.
      В.А. Гринь родился 30 октября 1946 года в городе Железноводске Ставропольского края. Окончил Московский авиационно-технологический институт (1969 г.), Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского (1980 г.), Военную академию Генерального штаба (1993 г.).
      Прошёл на полигоне Плесецк все должности от начальника расчёта до заместителя начальника космических частей полигона.
      В 1993-1994 годах В.А. Гринь служил начальником штаба Главного научно-исследовательского центра космических средств. С 1994 по 1996 год он - первый заместитель начальника штаба Военно-космических сил. С 1996 по 1997 год - командующий Военно-космическими силами.
      С 1997 по 2001 год В.А. Гринь занимал пост заместителя главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения по космическим средствам.
      На всех должностях он образцово выполнял воинский долг, вдохновлял личным примером подчинённых.
      После увольнения в отставку Валерий Александрович долгие годы работал в Федеральном космическом агентстве, являлся заместителем председателя Государственной комиссии по летным испытаниям пилотируемых космических комплексов.
      Коллектив редакции журнала "Новости космонавтики" выражаем соболезнование родным и близким покойного.

14.10.2011 / 16:27   «Союз в ГКЦ»: первый стартовый день

14 октября в Гвианском космическом центре состоялся вывоз ракеты-носителя (РН) «Союз-СТ» на стартовый комплекс (СК), решение о котором было принято накануне вечером совместной российско-европейской комиссией.
      Вертикализацию «Союза-СТ» в мобильной башне обслуживания (МБО) специалисты должны завершить сегодня вечером. За этим последует стыковка коммуникаций «пакета», сборка схем термостатирования, стыковка заправочных коммуникаций и другие операции, предусмотренные графиком подготовки.
      Затем предполагается начать доставку космической головной части на СК и подъём КГЧ на площадку МБО уровня 8.
      В настоящее время в работах на СК «Союза» во Французской Гвиане задействованы около 350-ти специалистов предприятий Роскосмоса.
      Запуск ракеты-носителя (РН) «Союз-СТ» запланирован на 20 октября с.г., сообщает пресс-служба Роскосмоса.

14.10.2011 / 16:23   В Звездном городке состоится Космический форум

18-21 октября на базе Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А.Гагарина состоится «Космический форум-2011».
      Форум организован в формате двух конференций и сателлитного симпозиума.
      В первые два дня в ЦПК пройдет конференция «Пилотируемые полеты в космос». Затем, 20 и 21 октября участники продолжат свою работу в конференц-залах Президиума Российской академии наук в ходе конференции «Актуальные проблемы космической биологии и медицины» с сателлитным симпозиумом «Системы жизнеобеспечения для пилотируемых полетов».
      В рамках форума будут затронуты проблемы проведения различных исследований и разработок применительно к пилотируемым полетам в космос, рассмотрены вопросы фундаментальных и прикладных медико-биологических исследований в области космической биологии и медицины, медицинских факторов риска в космических полетах, перспективы дальнейшего совершенствования методов отбора и подготовки космонавтов, медицинского обеспечения полетов и послеполетной реабилитации космонавтов, а также обсуждены различные аспекты обеспечения безопасности пребывания человека в космосе.
      Среди участников форума представители Роскосмоса, Российской академии наук, НАСА, Европейского космического агентства, передают пресс-службы Роскосмоса и ЦПК имени Ю.А.Гагарина.

14.10.2011 / 16:23   Ракета-носитель «Протон-М» перевезена на техническую заправочную позицию

14 октября на площадке 92 космодрома Байконур ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «ВиаСат-1» из монтажно-испытательного комплекса ГКНПЦ имени М.В.Хруничева вывезена на техническую заправочную позицию.
      Сегодня в течение дня специалисты Роскосмоса проведут заправку топливом баков низкого давления разгонного блока «Бриз-М», передает пресс-служба Роскосмоса.

14.10.2011 / 13:23   Пуски американских геофизических ракет

11 и 13 октября 2011 года были проведены пуски еще двух американских геофизических ракет Terrier-Improved Orion (полетные задания NASA 41.094 UE и NASA 41.093 UE). Обе ракеты стартовали с норвежского полигона Андойя. Оборудование размещенное в головных частях ракет, предназначалось для изучения метеоритов и было подготовлено специалистами Колорадского университета во главе с доктором Скоттом Робертсоном (Dr. Scott Robertson).

14.10.2011 / 13:09   НАСА забронировало три рейса на суборбитальном корабле SpaceShipTwo

Американское аэрокосмическое агентство НАСА договорилось с Virgin Galactic об использовании созданного компанией суборбитального космического корабля SpaceShipTwo для научных экспериментов в условиях микрогравитации, сообщается на сайте фирмы.
      "Virgin Galactic подтверждает заказ НАСА на выполнение до трех чартерных рейсов на ее космическом корабле, чтобы предоставить возможность инженерам, технологам и ученым провести эксперименты в суборбитальном космосе", - говорится в сообщении.
      Соглашение предусматривает один полет и возможности для организации еще двух рейсов. Если будут выполнены все полеты, стоимость контракта составит 4,5 миллиона долларов, отмечается в документе.
      В каждый полет планируется отправить 1,3 тысячи фунтов (589,7 килограммов) научного оборудования, что позволит провести до 600 экспериментов за полет, передает РИА Новости.

14.10.2011 / 13:04   «Зенит-2SБ» готовят к пуску

В сооружении 41 на площадке 42 космодрома Байконур совместные расчеты филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» и Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля (Украина) сегодня приступили к механической и электрической стыковке ступеней ракеты космического назначения (РКН) «Зенит-2SБ» и установке антенной системы.
      Работы проводятся в соответствии с графиком подготовки к запуску российской межпланетной станции «Фобос-Грунт» с помощью РКН «Зенит-2SБ» и разгонного блока «Фрегат».
      Запуск РКН «Зенит-2SБ» с межпланетной станцией «Фобос-Грунт» намечен на ноябрь, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

14.10.2011 / 12:06   Идет подготовка к заправке маршевой двигательной установки станции «Фобос-Грунт»

14 октября на техническом комплексе площадки 31 космодрома Байконур продолжаются работы в соответствии с графиком подготовки к старту ракеты космического назначения (РКН) «Зенит-2SБ» с российской автоматической межпланетной станцией «Фобос-Грунт».
      После успешного завершения пневмоиспытаний маршевая двигательная установка автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» перегружена на транспортный агрегат для перевозки на заправочную станцию.
      Специалисты Центра эксплуатации испытаний комплекса заправки осуществляют подготовку станции к заправке маршевого двигателя космического аппарата «Фобос-Грунт», сообщает пресс-служба Роскосмоса.

14.10.2011 / 10:20   «Союз в ГКЦ»: решение о вывозе принято

13 октября в Гвианском космическом центре (Французская Гвиана) состоялось заседание совместной российско-европейской комиссии, которая по итогам проведенных испытаний на комплексе запуска «Союз» приняла решение о вывозе ракеты-носителя «Союз-СТ» на стартовый комплекс и проведении работ по графику первого стартового дня.
      Вывоз ракеты-носителя «Союз-СТ» запланирован на 14 октября с.г.в 14.00 мск.
      Основным отличием предстартовой подготовки «Союза» во Французской Гвиане от аналогичных операций на Байконуре является «вертикальная» технология сборки РКН, обусловленная конструктивными особенностями ряда европейских космических аппаратов.
      Кроме того, для защиты РКН и персонала комплекса от характерных для данного региона обильных осадков, служит мобильная башня обслуживания, передает пресс-служба Роскосмоса.

14.10.2011 / 08:08   В Киеве прошли мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения М.К. Янгеля

13 октября в Киеве прошли мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения выдающегося советского конструктора ракетно-космических систем Михаила Кузьмича Янгеля.
      На улице Янгеля украинской столицы состоялся митинг, в котором приняли участие представители Государственного космического агентства Украины, ветераны ракетно-космической отрасли, студенты киевских ВУЗов. Собравшиеся возложили цветы к барельефу М.К. Янгеля, установленному на улице его имени.
      В тот же день в Национальном техническом университете Украины "КПИ" прошли Янгелевские научно-технические чтения, в которых приняли участие представители многих предприятий Украины и России. Были прочитаны доклады о жизни и деятельности академика М.К. Янгеля, о состоянии дел в ракетно-космической отрасли Украины, о перспективах международной кооперации в космосе.
      В ближайшее время в Украине пройдут и другие мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения М.К. Янгеля.

14.10.2011 / 00:05   Продолжаются работы по программе «Фобос-Грунт»

На космодроме Байконур продолжаются пневмоиспытания маршевой двигательной установки, предназначенной для выведения автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт». Испытания проводятся в чистовой камере монтажно-испытательного корпуса на площадке 31.
      На заправочной станции, расположенной на этой же площадке, расчеты Космического центра «Южный» подготовили оборудование и аппаратуру для заправки маршевого двигателя компонентами топлива и сжатыми газами.
      На техническом комплексе площадки 42 совместные расчеты филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» и Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля приступили к работам по подготовке к запуску ракеты космического назначения (РКН) «Зенит-2SБ». Cпециалисты сняли транспортировочные рамы и фермы с первой и второй ступеней РКН.
      Запуск РКН «Зенит-2SБ» с российской межпланетной станцией «Фобос-Грунт» запланирован на ноябрь, передает пресс-служба Роскосмоса.

14.10.2011 / 00:05   Идут заключительные операции по заправке «Прогресс М-13М» компонентами топлива

На космодроме Байконур продолжается плановая подготовка грузового транспортного корабля «Прогресс М-13М» к отправке на Международную космическую станцию.
      13 октября расчеты специалистов Ракетно-космической корпорации «Энергия» и филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» на заправочной станции 31площадки продолжают заключительные операции по заправке корабля компонентами топлива.
      По окончании запланированных операций «Прогресс М-13М» вернут на площадку 254 для продолжения испытаний.
      Запуск ракеты космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-13М» запланирован на 30 октября, передает пресс-служба Роскосмоса.

14.10.2011 / 00:05   НАСА уверено в том, что проблемы с кораблем "Союз" решены и прекращать работу экипажей на МКС не придется

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства /НАСА/ уверено в том, что проблемы с российским кораблем "Союз" решены и прекращать беспрерывную работу экипажей на борту Международной космической станции /МКС/ не придется. Об этом заявил в среду на слушаниях в комитете по науке, космосу и технологиям палаты представителей Конгресса США помощник директора американского космического ведомства Уильям Герстенмайер, передает ИТАР-ТАСС.
      Он проинформировал законодателей, что российские эксперты определили причину неудачного запуска 24 августа грузового корабля "Прогресс М-12М" - засорение тракта подачи горючего в газогенератор двигателя третьей ступени ракеты-носителя "Союз-V". Как пояснил Герстенмайер, речь идет не о каких-то конструкторских ошибках, а о необходимости усилить контроль над качеством сборки носителя.
      "НАСА уверено в том, что наши российские партнеры сумели установить наиболее вероятную причину неудачного запуска и имеют надежный план возобновления полетов", - подчеркнул Герстенмайер.
      По его словам, после аварийного запуска НАСА сформировало свою собственную группу экспертов, чтобы разобраться с возможными проблемами корабля "Союз", который является сейчас единственным средством доставки астронавтов на МКС. "Мы как раз сегодня завершили свой анализ и согласны с основными выводами россиян", - сказал конгрессменам Герстенмайер.
      Он сообщил, что по согласованному между НАСА и "Роскосмосом" скорректированному плану запусков, на орбитальную станцию 30 октября должен отправиться грузовой корабль "Прогресс", а 14 ноября - на борту "Союза" - очередной экипаж МКС: астронавт Дэниел Бербанк и космонавты Анатолий Иванишин и Антон Шкаплеров.
      "Мы уверены, что эти два запуска позволят оставить позади все нынешние тревоги и вернуться к установившемуся режиму работы /МКС/", - указал также выступивший на слушаниях глава Консультативной комиссии по вопросам безопасности полетов воздушно-космических аппаратов Джозеф Дайер.
      Как отметил Герстенмайер, в том случае, если запуск, намеченный на 14 ноября, придется отложить, а нынешние три обитателя МКС вернутся на Землю 22 ноября, то впервые за более чем 10 лет станция останется без экипажа. Катастрофой это не станет, заверил помощник директора. "Станцией можно управлять из наземного ЦУПа, - сказал он. - В наибольшей степени это отрицательно скажется на осуществляемой на борту станции исследовательской работе". Хотя отдельные эксперименты, к примеру с использованием недавно установленного на МКС альфа-магнитного спектрометра, предназначенного для исследования элементарных частиц космического излучения, будут продолжаться, добавил он.

14.10.2011 / 00:05   В соединении РВСН, откуда запустят южнокорейский спутник, прошла проверка

Комиссия командования РВСН завершила проверку в Ясненском ракетном соединении (Оренбургская область), со стартовой площадки которого в ближайшие месяцы планируется запустить в космос южнокорейский спутник Kompsat-5, сообщил в четверг официальный представитель Минобороны РФ полковник Вадим Коваль.
      Источник в ракетно-космической отрасли сообщил в среду РИА Новости, что во второй декаде декабря с пусковой базы в Ясненском соединении планируется осуществить запуск в космос южнокорейского спутника Kompsat-5. Спутник уже подготовлен заказчиком к транспортировке в Россию, сказал он.
      "Проверка в соединении проводилась с 1 по 12 октября под руководством замкомандующего РВСН генерал-лейтенанта Валерия Мазурова. По итогам проверки был сделан вывод, что оно способно привести себя в высшую степень боеготовности", - сказал Коваль.
      Все проверенные воинские части боеготовы и оценены положительно, отметил он.

14.10.2011 / 00:05   Телескоп "Хаббл" увидел галактики, искривленные темной материей

Космический телескоп "Хаббл" в рамках масштабного проекта по составлению карт темной материи сделал снимки скопления галактик MACS J1206.2-0847 - на изображении скопления видны далекие галактики, свет которых искривляет эта загадочная субстанция, говорится в сообщении пресс-службы проекта.
      Темная материя - гипотетическое вещество, которое проявляет себя исключительно через гравитационное взаимодействие с галактиками, внося искажения в их движение. Частицы темной материи не взаимодействуют с какими-либо видами электромагнитного излучения, а потому не могут быть зафиксированы во время непосредственных наблюдений.
      На долю темной материи приходится около 23% массы Вселенной, в то время как "обычная" материя составляет лишь около 4% массы - все остальное приходится на не менее загадочную темную энергию.
      Космический телескоп "Хаббл" в рамках проекта CLASH (Cluster Lensing And Supernova survey with Hubble) изучит 25 массивных скоплений галактик - по его данным ученые составят для них карты распределения темной материи. На данный момент телескоп передал изображения шести скоплений, одно из которых, MACS J1206.2-0847, находится в 4,5 миллиарда световых лет от Земли, передает РИА Новости.

14.10.2011 / 00:05   Добровольные помощники ESA впервые открыли астероид

Добровольные помощники Европейского космического агентства (ESA) впервые смогли открыть астероид в относительной близости от Земли. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте агентства.
      Обнаруженное небесное тело получило обозначение 2011 SF108. Анализ его орбиты показал, что максимальное сближение с Землей у объекта составляет порядка 30 миллионов километров (порядка ста расстояний от Земли до Луны). Подобные астероиды считаются безопасными.
      Открытие было сделано в рамках программы "Ситуационная космическая осведомленность" (Space Situational Awareness). Суть программы заключается в автоматическом наблюдении за небом с целью поиска кандидатов на роль околоземного объекта - небесного тела, орбита которого проходит в относительной близости (по космическим масштабам) от Земли.
      После обнаружения подобных объектов, анализ собранной информации должен проводиться человеком - в том числе и добровольцами, которые получают данные через интернет. 2011 SF108 был зарегистрирован в конце сентября при помощи автоматического 1-метрового телескопа OGS Европейского космического агентства, установленного на Канарских островах, пишет Lenta.ru.

14.10.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 14 октября 2011 г.

14 октября исполняется 110 лет (1901) со дня рождения Романа Анисимовича Туркова, одного из первых организаторов и руководителей ракетно-космического производства, директора ЗЭМ, первого заместителя начальника ОКБ-1.

14 октября исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-129" ("Зенит-2" № 33).

14 октября исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") военного метеорологического спутника DMSP-Block-5B F1.

14 октября исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-452" ("Зенит-4М").

14 октября исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) пилотируемого космического корабля "Союз-23" с космонавтами Вячеславом Зудовом и Валерием Рождественским на борту.

14 октября исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Marisat 3.

13.10.2011 / 12:25   Метеоспутник NPP продолжит 40-летнюю эстафету наблюдений за климатом

Спутник NPP, который НАСА планирует запустить 27 октября, продолжит более чем 40-летнюю историю спутниковых исследований погоды и климата, став первым представителем "нового поколения" аппаратов, заявили участники проекта на пресс-конференции, которая транслировалась в прямом эфире на сайте НАСА.
      Запуск NPP (NPOESS Preparatory Project) запланирован на 27 октября с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии. Окно запуска открывается в 05.48 по времени восточного побережья (13.48 мск) и продлится чуть более девяти минут. Спутник выведет на орбиту ракета Delta II.
      Аппарат массой 2,1 тонны планируется использовать как для краткосрочного прогнозирования погодных условий, так и для исследований климатических процессов. Спутник будет собирать данные об энергетическом балансе планеты, температуре, состоянии озонового слоя, загрязнении воздуха, а также наблюдать за ледовым покровом Арктики и Антарктики, растительностью и экстремальными погодными явлениями.
      "NPP продолжит ряд из более чем 40 лет наблюдений, в том числе и эстафету "Терры", "Аквы" и "Ауры"... Он позволит нам получить более качественные наблюдения, более точные модели и, будем надеяться, более правильные решения", - сказал журналистам участник научной команды миссии Джим Глисон (Jim Gleason).
      NPP присоединится к действующей орбитальной группировке метеорологических и климатических спутников, в которую, помимо аппаратов "Терра", "Аква" и "Аура", входят, например, спутник для исследования космической погоды SORCE, изучающий облака CloudSat, а также запущенный в 2011 году Acquarius для наблюдения за соленостью и температурой воды Мирового океана.
      Представитель Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) Луи Уццеллини (Louis Uccellini) отметил, что год запуска NPP выдался "очень показательным": к октябрю в США уже насчитывается 10 погодных катаклизмов, которые нанесли ущерб на сумму более 1 миллиарда долларов каждый. Всего за 2011 год "погодные" потери страны уже превысили 45 миллиардов долларов.
      По его словам, ведомство ожидает, что NPP проработает на орбите не менее пяти лет. Представитель НАСА, менеджер проекта в Центре космических полетов имени Годдарда (GSFC) Кен Швер (Ken Schwer) добавил, что изначально пять инструментов спутника разрабатывались в расчете на семь лет службы.
      "Однако в процессе их конструирования и испытаний мы обнаружили существенные отклонения, которые несколько увеличивают риск для аппарата... Все инструменты работают корректно, но эти отклонения могут сказаться на сроке их службы", - сказал Швер.
      Он также напомнил, что NPP задумывался прежде всего как "испытательный полигон" для системы спутников нового поколения JPSS (Joint Polar Satellite System). Первый из двух спутников JPSS планируется запустить в 2016-2017 годах.
      Общая стоимость миссии NPP оценивается примерно в 1,5 миллиарда долларов с учетом затрат НАСА, NOAA и Министерства обороны США, передает РИА Новости.

13.10.2011 / 10:50   Пуск геофизической ракеты в США

8 октября 2011 года в 10:20 UTC (14:20 мск) с ракетного полигона White Sands в штате Нью-Мексико специалистами NASA осуществлен пуск геофизической ракеты Black Brant IX (полетное задание NASA 36.225). Основной задачей полета являлось проведение астрономических наблюдений. В головной части ракеты размещался комплект аппаратуры PICTURE (Planet Imaging Concepts Testbed Using a Rocket Experiment). Максимальная высота подъема ракеты составила 222 км.

13.10.2011 / 10:43   Российские ученые приступили к поиску места для посадки "Луна-Глоб"

Российские ученые выбрали вероятные места посадки аппарата "Луна-Глоб". Об этом в разговоре с РИА Новости сообщил заведующий Лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов. Главной целью аппарата, производством которого занимается НПО имени Лавочкина, будет поиск на Луне воды. Старт намечен на 2014 год.
      По словам ученого, на настоящий момент отобрано шесть вероятных точек посадки - три недалеко от северного полюса и три недалеко от южного. "Мы опирались на четыре критерия: ровная площадка, достаточная длительность солнечного освещения, радиовидимость с Земли и интересная наука", - прокомментировал сделанный выбор Митрофанов. Он отметил, что при выборе целей ученые руководствовались, среди прочего, данными, собранными американским аппаратом LRO.
      Первая из северных точек (75,6 градуса северной широты и 8,4 градуса восточной долготы) располагается между тремя кратерами - Скорсби, Гольдшмидта и Метона. Вторая точка (73,8 градуса северной широты, 2,8 градуса западной долготы) находится почти в центре одного из этих кратеров - кратера Гольдшмидта. Наконец одна точка (74,1 градуса северной широты, 34,5 градуса восточной долготы) располагается между кратерами Эвктемона и Байо.
      На юге точки располагаются следующим образом. Первая находится окружении кратеров Симпелия, Богуславского и Манцини (70,6 градуса южной широты, 24,5 градуса восточной долготы). Вторая точка (82,7 градуса южной широты, 33,5 градуса восточной долготы) располагается в районе кратера Скотта. Третья точка (76,7 градуса южной широты и 27,3 градуса восточной долготы) находится прямо в кратере Шомбергера.
      По словам Митрофанова, с научной точки зрения, наиболее интересна точка в районе кратера Скотта. По данным LRO, в этом регионе поток нейтронов, исходящих от поверхности, ниже, чем в среднем по небесному телу. Это, по словам ученого, указывает на присутствие в грунте водорода (и, следовательно, воды), а также других летучих веществ - например, ртути. Правда, отмечает Игорь Митрофанов, данный регион относительно плохо освещен, что может затруднить работу солнечных батарей.

13.10.2011 / 10:36   «Союз в ГКЦ»: пусковая кампания идет без срывов

12 октября на комплексе запуска «Союз» в Гвианском космическом центре продолжались работы в рамках пусковой кампании первой ракеты-носителя (РН) «Союз-СТ» из Гвианского космического центра, несмотря на сильный порывистый ветер и тропические ливни.
      На стартовом комплексе (СК) «Союз» специалисты предприятий и организаций Роскосмоса проводили зачетные комплексные испытания перед приемом, вывозом и вертикализацией ракеты-носителя, которая запланирована на 14 октября.
      Особенностью СК является раздельная транспортировка трех ступеней РН (горизонтально) и космической головной части (вертикально) с последующей сборкой РКН на пусковой установке с использованием мобильной башни обслуживания.
      На стартовом сооружении ведется обслуживание системы газообнаружения и противопожарной защиты, продувка заправочных коммуникаций, а также инструктаж и тренировки стартового расчета.
      На командном пункте выполняется проверка функционирования средств безопасности.
      Запуск ракеты-носителя «Союз-СТ» запланирован на 20 октября, передает пресс-служба Роскосмоса.

13.10.2011 / 08:53   Власти Ирана признали факт неудачи при запуске ракеты с обезьяной

Информационное агентство Ирана ISNA сообщило, что ракета «Кавошгар-5» с капсулой, в которой находилась обезьяна, отправилась на околоземную орбиту в иранский месяц шахривар (23 августа - 22 сентября). «Однако о запуске не было сообщено,- объяснил журналистам Мохаммед Мехдинеджад-Нури, заместитель министра по науке, - потому что не все его цели были выполнены».
      3 октября Тегеран без объяснения причин сообщил о том, что запуск обезьяны в космос откладывается на неопределенный срок.
      Обезьяна должна была стать первым иранским "космонавтом". Ей предстояло подняться на высоту 120 километров и совершить 20-минутный полет, пишет "Комсомольская правда".
      Другие подробности неудачного пуска не сообщаются.

13.10.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 13 октября 2011 г.

13 октября исполняется 50 лет (1961) со дня рзапуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника Discoverer-32.

13 октября исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) с помощью ракеты-носителя "Космос-3М" восьми спутников связи типа "Стрела-1М" ("Космос-444-451").

13 октября исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1315" ("Целина-Д" № 31).

13 октября исполняется 5 лет (2006) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане с помощью ракеты-носителя Ariane-5 американского телекоммуникационного спутника DirecTV 9S, австралийского телекоммуникационного спутника Optus D1 и японского экспериментального навигационного спутника LDREX 2.

12.10.2011 / 16:34   NASA передало ученым один из трех списанных в 2011 году шаттлов

Национальное аэрокосмическое агентство США во вторник передало Калифорнийскому научному центру шаттл Endeavour, один из трех космических кораблей многоразового использования, выведенных из эксплуатации в 2011 году, сообщили в пресс-службе NASA.
      Церемония передачи документа на право собственности на шаттл, совершивший 25 космических полетов, состоялась в Лос-Анджелесе (Калифорния), передает «Интерфакс».
      «NASA радо поделиться этим замечательным орбитальным кораблем с Калифорнийским научным центром, чтобы помочь вдохновить новое поколение исследователей. Следующая глава в освоении космоса начинается сейчас, и мы стоим на плечах мужчин и женщин программы Space Shuttle, чтобы проникнуть дальше в Солнечную систему», - сказал на церемонии передачи документов научному центру администратор NASAЧарльз Болден.
      Планируется, что во второй половине 2012 года корабль транспортируют из Космического центра имени Кеннеди (Флорида) в международный аэропорт Лос-Анджелеса на модифицированном самолете Boeing-747. Затем шаттл будет транспортирован в Калифорнийский научный центр по улицам города.

12.10.2011 / 16:32   Любительская ракета поднялась на высоту 37 километров

Несколько американцев во главе с инженером Дереком Девилом приняли участие в конкурсе любительских летательных аппаратов Carmack Challenge и осуществили успешный запуск ракеты Qu8k (читается как название известной игры Quake), которая за 92 секунды достигла высоты 36 880 метров и, пробыв в воздухе 8,5 минут, благополучно приземлилась.
      Максимальная скорость 145-килограммовой ракеты, запущенной со стартовой площадки в пустыне Black Rock (Аризона) равнялась 3516 км/ч.
      Это уже не первая подобная ракета, построенная командой Дерека Девилла - о предыдущих запусках можно почитать на сайте инженера.
      Пока неизвестно, удастся ли проекту Дерека принять участие в конкурсе Carmack - по его условиям нужно зафиксировать местонахождение ракеты по GPS на высоте выше 30 000 метров, но, к сожалению, ни один из 4 GPS-приемников, которые были установлены на борту, не сработал штатно, пишет "Сегодня.ua" со ссылкой на NCTV.

12.10.2011 / 13:20   «Союз в ГКЦ»: пусковая кампания идет по графику

11 октября на комплексе запуска «Союз» в Гвианском космическом центре расчеты предприятий и организаций Роскосмоса продолжили работы по плану пусковой кампании первой ракеты-носителя «Союз-СТ» из Гвианского космического центра.
      Российские специалисты осуществляют проверки мостового крана мобильной башни обслуживания (МБО) перед прибытием космической головной части, заправочного оборудования и продувку коммуникаций. Совместно с представителями французской стороны проводится инспекция МБО на взрывоопасность, организованы тренировки стартового расчета по действиям при экстренной эвакуации. На стартовом сооружении тестируется система пожаротушения нулевой отметки. На испытаниях системы пожаротушения присутствуют представители Парижской бригады пожарных, которые отвечают за пожарную безопасность на комплексе запуска.
      В монтажно-испытательном корпусе идут заключительные операции с третьей ступенью ракеты-носителя «Союз-СТ», запуск которой из Гвианского космического центра запланирован на 20 октября, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

12.10.2011 / 11:09   Первый полет корабля Dream Chaser состоится летом 2012 года

Компания Sierra Nevada объявила, что первый полет ее космического корабля Dream Chaser состоится летом 2012 года. Об этом сообщает Reuters.
      Аппарат без экипажа поднимет в воздух самолет WhiteKnightTwo компании Virgin Intergalactic. На высоте нескольких десятков километров корабль отсоединится и поднимется к границе космического пространства (первый полет будет суборбитальным). Аналогичным образом самолет должен выводить в верхние слои атмосферы собственную наработку Virgin - корабль SpaceShipTwo, предназначенный для туристических полетов, пишет Lenta.ru.

12.10.2011 / 09:36   Пуск ракеты-носителя в Индии

12 октября 2011 года в 05:30 UTC (09:30 мск) с космодрома на острове Шарикарихота специалистами Индийской организации космических исследований выполнен пуск ракеты-носителя PSLV-CA (PSLV-C18) с четырьмя спутниками (Megha-Tropiques, SRMSat, VesselSat-1, Jugnu) на борту.
      Основной полезной нагрузкой носителя является спутник Megha-Tropiques, разработанный совместно специалистами Индии и Франции. Этот аппарат, который весит около тонны, предназначен для исследования процессов развития и движения муссонов в тропической зоне, а также для изучения влияния глобального потепления на муссоны.

12.10.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 12 октября 2011 г.

12 октября исполняется 50 лет (1961) со дня рождения генерального директора ОАО "Композит" Александра Германовича Береснева.

12 октября исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника KH 7-33.