20.12.2011 / 22:35   Государственная комиссия утвердила основной и дублирующий экипажи ТПК "Союз ТМА-03М"

20 декабря на космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов под председательством руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина.
      Комиссия заслушала доклады о готовности экипажа к полету и пилотируемого ракетно-космического комплекса "Союз-ФГ"-"Союз ТМА-03М" к дальнейшей подготовке к пуску.
      Государственная комиссия утвердила основной и дублирующий экипажи корабля "Союз ТМА-03М" и длительных экспедиций МКС-30/31, также было принято решение о продолжении подготовки ракетно-космического комплекса "Союз-ФГ"-"Союз ТМА-03М" к заправке и пуску в установленное время – в 17:16:15 по московскому времени 21 декабря с.г.
      В состав основного экипажа вошли:
      командир ТПК "Союз ТМА-03М", бортинженер МКС-30, командир МКС-31 – Олег Кононенко (Роскосмос);
      бортинженер ТПК "Союз ТМА-03М", бортинженер МКС-30/31 – Андре Койперс (Европейское космическое агентство);
      бортинженер ТПК "Союз ТМА-03М, бортинженер МКС-30/31 – Дональд Петтит (НАСА).
      Дублирующий экипаж:
      командир ТПК "Союз ТМА", командир МКС – Юрий Маленченко (Роскосмос);
      бортинженер ТПК "Союз ТМА", бортинженер МКС – Сунита Уильямс (НАСА);
      бортинженер ТПК "Союз ТМА", бортинженер МКС – Акихико Хосиде (JAXA).
      Руководитель Федерального космического агентства поздравил экипажи с назначениями и пожелал космонавтам и астронавтам удачи, передает пресс-служба Роскосмоса.

20.12.2011 / 18:45   МКС: 75 000 витков вокруг Земли

По данным ЦУПа, 20 декабря 2011 года к 18 часам 40 минутам по московскому времени (14:40 GMT) Международная космическая станция совершила 75 тысяч оборотов вокруг Земли.
      В настоящее время в состав МКС входят 14 герметичных модулей. К станции пристыкованы два корабля: пилотируемый "Союз ТМА-22" и грузовой "Прогресс М-13М". С приходом корабля "Союз ТМА-03М" масса всего орбитального сооружения будет более 402 тонн.

20.12.2011 / 17:11   Первый в Китае стереотопографический спутник гражданского назначения "Цзыюань-3" будет запущен в январе 2012 года

Как сообщили на совещании начальников управлений информации геодезии и картографии Китая, запуск первого в Китае стереотопографического спутника с высокой степенью разрешения гражданского назначения "Цзыюань-3" /"Ресурсы-3"/ запланирован на январь следующего года.
      Проект по созданию спутника "Цзыюань-3" был начат в марте 2008 года. Аппарат разработан Китайским объединением космических технологий. Новый спутник будет выведен на намеченную орбиту ракетой-носителем "Чанчжэн-4Б" /"Великий поход-4Б"/ с Тайюаньского аэродрома /пров. Шаньси, Северный Китай/.
      Спутник "Цзыюань-3" лидирует среди аналогов китайского производства по степени разрешения и точности съемки. Он будет находиться на круговой солнечно-синхронной орбите высотой 506 км и сможет через каждые 59 дней выполнять "стопроцентную" съемку всей территории, расположенной между 84 градусами северной и южной широты.
      "Цзыюань-3" предоставит качественные услуги в области обследования и мониторинга государственных земельных ресурсов, профилактики и минимизации ущерба от стихийных бедствий, сельского, лесного и водного хозяйства, экологии, городского планирования и строительства, транспорта и оборонного строительства, сообщает агентство Синьхуа.

20.12.2011 / 16:05   "Союз ТМА-03М" освящён перед полётом

Сегодня на пл.1 космодрома Байконур настоятель храма Святого великомученика Георгия Победоносца отец Сергий освятил ракету-носитель "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-03М", на которой на международную космическую станцию стартует экипаж 30/31 экспедиции в составе космонавта Роскосмоса Олега Кононенко, астронавта НАСА Дональда Петтита и астронавта Европейского космического агентства Андре Койперса.

20.12.2011 / 16:03   Астрономы предсказали наличие у Земли второй временной луны

Астрофизики оценили количество временных лун у Земли - как оказалось, в любой произвольный момент времени помимо Луны у нашей планеты должен быть как минимум один временный спутник диаметром свыше метра. Статья ученых принята к публикации в Icarus, а ее препринт доступен на arXiv.org.
      В 2006 году астрофизики обнаружили астероид 2006 RH120. Первоначальный анализ заставил исследователей предположить, что перед ними искусственный объект родом с Земли - ступень ракеты или что-то в этом роде. Как оказалось, этот объект был временным спутником нашей планеты, в частности до июля 2007 года он пребывал в так называемой сфере Хилла (регионе вокруг Земли, где сила притяжения планеты больше силы притяжения Солнца).
      В 2009 году в Astronomy and Astrophysics была опубликована работа, в которой ученые показали, что 2006 RH120 имел естественное происхождение, и, следовательно, может считаться первой в истории зарегистрированной временной Луной. В рамках новой работы ученые использовали компьютерное моделирование системы Земля-Солнце, чтобы выяснить, как часто происходят такого рода события.
      В результате ученые установили, что в любой момент времени у Земли есть как минимум один временный спутник. При этом среднее время жизни такого спутника составляет примерно 10 месяцев. Чтобы искать такие спутники, ученые предлагают усовершенствовать существующую систему поиска и обнаружения околоземных объектов.
      Примечательно, что в сентябре 2011 года в Nature появилась работа, в которой приводилось доказательство существования в прошлом Земли второй Луны. Наличие второго спутника помогло ученым объяснить особенности рельефа земного спутника. Позже эта вторая луна слиплась с основной, пишет Lenta.ru.

20.12.2011 / 16:02   В России состоялись испытания системы ПРО

Боевые расчеты Ракетных войск стратегического назначения и Войск воздушно-космической обороны 20 декабря 2011 года провели испытательный пуск противоракеты ближнего радиуса действия системы противоракетной обороны. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на официального представителя Министерства обороны России. Состоявшиеся испытания оказались успешными: противоракета поразила условную цель в установленное время.
      Запуск противоракеты произведен в 12:01 по московскому времени на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. По данным источника агентства, целью запуска ракеты стало подтверждение тактико-технических характеристик противоракет системы ПРО. По словам заместителя командующего Войсками ВКО генерал-лейтенанта Сергея Лобова, "в настоящее время Войска воздушно-космической обороны имеют хороший технический и технологический задел в области разработки и применения средств ПРО".
      Какая именно противоракета была испытана в Казахстане, не уточняется. Не исключено, что речь идет об испытании комплексов, входящих в тактическую систему ПРО России. В частности, в состав тактической ПРО входят комплексы малого радиуса действия "Тунгуска", "Тор-М2" и "Панцирь-С1". Кроме того, к ней относятся и зенитные ракетные комплексы среднего и большого радиуса действия С-300 и С-400, оснащенные дополнительными радиолокационными станциями.
      Как ожидается, с 2015 года в состав российской системы противоракетной обороны войдут новые зенитные ракетные комплексы С-500, пишет Lenta.ru.

20.12.2011 / 14:48   Росгидромет успешно испытал новую метеорологическую ракету

На полигоне Капустин Яр Росгидромет успешно испытал новейшую метеорологическую ракету МР-30. Она вскоре встанет на службу оперативного мониторинга погоды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России.
      Старт и полет ракет пошел нормально, телеметрическая аппаратура передала полезную информацию о режимах полета ракеты и состоянии окружающей среды, отмечается в официальном сообщении пресс-службы Росгидромета. Метеорологическая ракета со 150 килограммами полезной нагрузки (измерительная аппаратура и исследовательское оборудование) поднялась на высоту 304 километра, сообщает ИТАР-ТАСС.
      "Организация подобных регулярных пусков ракет в разных географических районах России даст возможность оценивать физические свойства верхней атмосферы и моделировать ее динамические характеристики", - отмечается в сообщении Росгидромета.
      Ракета МР-30 будет использоваться для оперативного мониторинга состояния верхней атмосферы на регулярной основе. Данные будут поступать в Росгидромет в режиме online. Возможности ракетного метеорологического комплекса МР-30 превышают характеристики метеорологической ракеты МР-20. МР-20 была разработана в конце прошлого столетия.

20.12.2011 / 14:43   С российского спутника связи "Ямал-201" пропал сигнал

Нештатная ситуация произошла со спутником связи "Ямал-201", принадлежащим компании "Газпром - Космические системы".
      "Пропал сигнал с нашего спутника "Ямал-201". Причина пока неизвестна", - сказал РИА Новости во вторник представитель компании.
      Ранее один из пользователей Twitter сообщил, что на спутнике произошла авария, при этом большая часть России осталась без центральных телеканалов.
      "Сигнал со спутника "Ямал-201" пропал сегодня в 9:30. В связи с этим с экранов телевизоров исчез областной телеканал "Южный Регион Дон", - сообщает агентство деловой информации "Южный регион".
      По предположению специалистов, возможно, на спутнике проблемы с приемо-передатчиком. Устройство принимает сигнал, но не передает его обратно на Землю, то есть со спутника нет сигнала ретрансляции.

20.12.2011 / 14:40   Состоялись переговоры глав космических агентств России и Республики Казахстан

Сегодня в г.Байконур (Республика Казахстан) состоялись переговоры руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина и председателя Национального космического агентства Республики Казахстан Талгата Мусабаева.
      Стороны обсудили вопросы, связанные со строительством космического ракетного комплекса «Байтерек», сообщает пресс-секретарь руководителя Роскосмоса.

20.12.2011 / 13:35   На Байконуре проводится консервация грузового корабля «Прогресс М-14М»

Сегодня в монтажно-испытательном корпусе площадки 254 космодрома расчеты предприятий ракетно-космической отрасли России приступили к консервации транспортного грузового корабля «Прогресс М-14М», который проходил подготовку к запуску, намеченному на январь 2012-го года.
      За ноябрь – декабрь на корабле были проведены автономные и комплексные испытания систем, были проведены проверки радиосистем и герметичность, в его грузовой отсек уложена большая часть грузов.
      Работы с кораблем будут возобновлены после в январе 2012-го года.
      Запуск ракеты космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-14М» запланирован на 26 января 2012-го года. Корабль должен будет доставить на МКС более 2,5 тонн полезных грузов, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

20.12.2011 / 13:35   Космическую головную часть с кластером из космических аппаратов «Глобалстар-2» перевозят для сборки с ракетой-носителем

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску по программе «Союз-2.1а/ Глобалстар-2», который должен стать завершающим пуском в 2011-м году.
      Сегодня утром в монтажно-испытательном корпусе площадки 112 космодрома начались работы по перегрузке космической головной части, состоящей из состыкованных разгонного блока «Фрегат» и кластера из шести космических аппаратов «Глобалстар-2» под головным обтекателем, с рабочего места на транспортировочную платформу. После завершения работ по перегрузке начнется транспортирование головной части на площадку 31 космодрома, где пройдет стыковка космической головной части к ракете-носителю «Союз-2.1а».
      Запуск ракеты космического назначения «Союз-2.1а» с кластером из шести космических аппаратов «Глобалстар-2» запланирован на 28 декабря 2011-го года, сообщают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

20.12.2011 / 13:35   На Байконуре проводится стыковка ракеты-носителя «Протон-М» с головной частью

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «NSS-14».
      Сегодня в монтажно-испытательном корпусе площадки 92А-50 космодрома проводится перевозка комической головной части (разгонный блок «Бриз-М» с пристыкованным к нему космическим аппаратом «NSS-14» под головным обтекателем) из зала испытаний в зал сборки с ракетой-носителем.
      После завершения транспортирования головная часть будет выгружена с платформы и пристыкована к ракете-носителю.
      Запуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и нидерландским телекоммуникационным космическим аппаратом «NSS-14» запланирован на 26 декабря 2011-го года, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

20.12.2011 / 13:35   В Роскосмосе состоялась встреча Владимира Поповкина и Жан-Жака Дордена

Как сообщает пресс-секретарь руководителя Роскосмоса, 19 декабря в Роскосмосе состоялась встреча руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина и генерального директора Европейского космического агентства Жан-Жака Дордена.
      Участники встречи подвели итоги деятельности созданных в августе текущего года рабочих групп по науке и средствам выведения, а также обменялись мнениями по вопросу перспективы участия России в проекте «ЭкзоМарс».
      Результаты деятельности рабочей группы по науке озвучил ее сопредседатель, генеральный директор ФГУП ЦНИИмаш Геннадий Райкунов.
      В процессе работы данной рабочей группы было рассмотрено пять научных проектов, представляющих потенциальный интерес: миссия в систему Юпитера с посадкой на одном из его ледяных спутников, миссия по доставке образцов грунта из полярного региона Луны, миссия по исследованию атмосферы Венеры и посадке на нее, миссия на околоземный астероид с доставкой образцов грунта на Землю, а также создание астрономической обсерватории на базе телескопа, основанного на оптических элементах Френеля. Наиболее заслуживающими внимания были признаны Лунная исследовательская миссия, сроки осуществления которой – 2016-2020 годы, и Юпитерианская миссия (посадка на спутник Ганимед), которая может быть начата после 2020 года.
      Участники встречи согласились с выводами рабочей группы по науке и приняли решение продолжить работу с предложенными проектами. Следующим этапом по их реализации должна стать разработка технического задания.
      Что касается остальных трех проектов, то, по мнению Владимира Поповкина, нужно не упускать их из виду и проводить по ним исследовательские работы.
      Генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» Владимир Нестеров, являющийся сопредседателем рабочей группы по средствам выведения, изложил основные общие задачи и возможные направления сотрудничества в сфере создания ракет-носителей. Ими стали сокращение стоимости запуска; использование экологически безопасных видов топлива, в особенности при падении отработанных ступеней (для России – использование зон падения вне континентальной территории); создание нового пилотируемого носителя грузоподъемностью 20-25 т, а также создание носителя тяжелого класса (грузоподъемностью более 50 т с возможностью его усовершенствования в будущем) для обслуживания пилотируемых миссий исследования космоса.
      По мнению руководителя Роскосмоса, возможность технической реализации этих проектов не вызывает сомнений, но для воплощения их в жизнь с организационной точки зрения необходимо более тесное сотрудничество предприятий России и Европы. «На следующем этапе необходимо подключить предприятия Европы для оценки практической реализуемости этих проектов. Парк ракет-носителей должен соответствовать тем миссиям, которые мы будем закладывать, а не развиваться сам по себе», - отметил он.
      Участники встречи согласились с выводами рабочей группы по средствам выведения и поддержали предложение продолжить работу с представленными проектами с условием привлечения предприятий и космических агентств Европы, в особенности Франции и Германии.

20.12.2011 / 13:35   На Байконуре резервный день подготовки к пилотируемому пуску

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракеты космического назначения (РКН) «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз ТМА-03М».
      На стартовом комплексе площадки 1 космодрома сегодня резервный день – расчеты отдыхают перед завтрашним пусковым днем. На стартовом комплексе выполняются проверки на герметичность трубопроводов и соединений, по которым в баки ракеты будут заправляться компоненты топлива.
      Сегодня космонавты с инструкторами отрабатывают порядок взаимодействия и радиосвязи в пусковой день, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

20.12.2011 / 09:53   В Белоруссии наблюдается всплеск интереса к космическим специальностям

Специальности, связанные с космосом, в последнее время пользуются повышенным вниманием среди молодого поколения белорусов. Об этом заявил представитель Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Белоруссии Сергей Кореняко, сообщает корреспондент ИА REX.
      Так, по его словам, специальность «Аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии», появившаяся в этом году в Белорусском государственном университете, сразу же завоевала популярность, и конкурс на неё был вторым в общем ряду конкурсов на специальности данного вуза.
      Кореняко считает, что в целом для республики такой интерес к специальностям, связанным с космосом, может принести пользу. «Белоруссия как суверенное государство на сегодняшний день испытывает очень серьёзную потребность в квалифицированных кадрах по космосу, — отметил он. — Те специалисты, которые работали в этой сфере в СССР или в России, уже не такие молодые, и нам надо думать о будущем».

20.12.2011 / 09:53   В Италии открылась выставка "Русский космос"

В музее современного искусства «Кастелло ди Риволи» под Турином открылась выставка московского «Мультимедиа Арт Музея» «Русский космос». Культурная инициатива, приуроченная к 50-летнему юбилею полёта первого человека в космос, проходит в рамках Года российской культуры и русского языка в Италии, сообщает ИТАР-ТАСС.
      Куратору экспозиции, директору «Мультимедиа Арт Музея» и «Московского дома фотографии» Ольге Свибловой удалось в коллекции российской живописи от начала XX века до наших дней отразить идею космизма, тесно связанную с русской религиозной философией начала прошлого века и мечтами о покорении космоса.
      Свиблова пояснила, что временные рамки выставки гораздо шире, чем период развития советской космонавтики и полёта Гагарина.
      – Нам хотелось рассказать о мифе космизма, который был создан великим русским религиозным философом Николаем Фёдоровым, о его развитии на протяжении более чем 100 лет и отражении в современности, – рассказала директор «Мультимедиа Арт Музея».
      На выставке представлены картины русского авангарда, рисунки русского учёного, заложившего научную базу для развития космонавтики Константина Циолковского. В работах современных художников – Юрия Аввакумова, Дмитрия Гутова, Сергея Шутова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Тимура Новикова, созданных специально для этого проекта, просматривается, насколько актуальны были идеи Фёдорова и Циолковского, предугадавших во многом будущее покорение космоса. В концепции выставки и представленных на ней экспонатах переплетаются размышления о присущей русскому народу мечтательности и религиозной веры в грядущий рай и рассказ о мифотворчестве советского периода, сообщает информационная служба фонда "Русский мир".

20.12.2011 / 09:35   В Китае запущен нигерийский спутник связи

19 декабря 2011 года в 16:41 UTC (20:41 мск) с площадки LC2 космодрома Сичан осуществлен пуск ракеты-носителя Chang Zheng-3B/E, которая вывела на околоземную орбиту нигерийский телекоммуникационный спутник Nigcomsat-1R. Космический аппарат должен заменить вышедший из строя спутник Nigcomsat-1.

20.12.2011 / 09:35   Российский астрофизик удостоился медали Франклина

Российский астрофизик академик Рашид Сюняев удостоился медали Франклина за 2012 год. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Института космических исследований РАН.
      Сюняев удостоился награды с формулировкой за "фундаментальный вклад в понимание ранней Вселенной и свойств черных дыр". Российский астрофизик является разработчиком теории, описывающей причины возникновения рентгеновского излучения в аккреционных дисках в двойных системах, в которых одна из компонент - черная дыра или нейтронная звезда. Он также открыл, что реликтовое излучение со временем рассеивается на электронах (так называемый Эффект Сюняева - Зельдовича).

20.12.2011 / 09:35   ESA продолжило работу над многоразовым космическим аппаратом

Европейское космическое агентство продолжило работу над космическим аппаратом многоразового использования IXV. Об этом сообщается на официальном сайте агентства. Информация о проекте появлялась еще в 2009 году, однако, после этого ничего об аппарате не сообщалось.
      В рамках работ специалисты перешли к детальному планированию старта, намеченного на 2014 год. Во время пуска планируется отработать систему входа IXV в атмосферу. Для этого ракета-носитель "Вега" (которая ни разу в космос не летала - ее первый полет запланирован на 2012 год) поднимет аппарат на высоту 450 километров, после чего он войдет в плотные слои атмосферы.
      При спуске скорость IXV достигнет 7,5 километра в секунду, что, по утверждению специалистов, позволит реалистично смоделировать возвращение аппарата с околоземной орбиты. После входа в плотные слои аппарат откроет парашют и опустится в океан, где его подберут.
      Производством космического корабля занимается компания Thales Alenia Space. Изначально говорилось, что старт ракеты состоится в 2012 году. Предполагаемая масса аппарата - около 1,8 тонны. Стоимость проекта составляет около 100 миллиона евро, пишет Lenta.ru.

20.12.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 20 декабря 2011 г.

20 декабря исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Intelsat 4 F-3.

20 декабря исполняется 30 лет (1981) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане европейского телекоммуникационного спутника MARECS-1.

20 декабря исполняется 15 лет (1996) со дня запуска в России (космодром Плесецк) навигационного спутника "Космос-2336" ("Парус").

20 декабря исполняется 15 лет (1996) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника USA-129.

19.12.2011 / 15:52   На Байконуре завершилась сборка головной части для запуска ракеты космического назначения «Протон-М» с космическим аппаратом NSS-14

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракеты космического назначения (РКН) «Протон-М» с разгонным блоком (РБ) «Бриз-М» и космическим аппаратом (КА) «NSS-14».
      В конце минувшей недели в чистовом зале монтажно-испытательного корпуса площадки 92А-50 космодрома российские и иностранные специалисты проводили сборку комической головной части. Космический аппарат был пристыкован к разгонному блоку «Бриз-М», а затем на сборку из разгонного блока и космического аппарата установили створки головного обтекателя.
      Сегодня специалисты космической отрасли России завершают проверки головной части на герметичность, по окончании которых космическая головная часть будет перегружена на транспортировочную платформу и перевезена в зал сборки с ракетой-носителем.
      На ракете-носителе выполняются заключительные проверки, измеряется давление в ее баках и выполняется их герметизация.
      Запуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и нидерландским телекоммуникационным спутником «NSS-14» запланирован на 26 декабря 2011 года, передают пресс-службы Роскосмоса и КЦ "Южный".

19.12.2011 / 14:45   Роскосмос не будет запускать двигатели "Фобоса" без новой телеметрии

Надежды спасти российскую межпланетную станцию "Фобос-Грунт", терпящую бедствие на низкой околоземной орбите, практически не осталось, попытки включения двигателей с целью увеличения орбиты ее полета без новых данных телеметрии проводиться не будут, сообщил РИА Новости заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.
      "К сожалению, аппарат практически потерян. Нам кажется все-таки маловероятным что-то сделать с ним за те несколько оставшихся недель до его входа в атмосферу Земли. По последним данным, это первая половина января. Мы не можем дать на борт команду на включение двигателей, так как неизвестно, как аппарат сориентирован. Если, не имея телеметрии о том, что с "Фобосом" происходит, дать такую команду, последствия его дальнейшего полета могут быть непредсказуемыми", - отметил Давыдов.

19.12.2011 / 12:53   Главные события 2011 года в космонавтике по версии РИА Новости

РИА Новости опубликовало десятку важнейших событий 2011 года в космонавтике. Вот как выглядит "топ-лист" по версии агентства.

1. Первая авария "Прогресса"

Запуск грузового "Прогресса" впервые за более чем тридцатилетнюю историю этих кораблей закончился неудачей.

2. Отставка главы Роскосмоса

В конце апреля руководителем Роскосмоса вместо 65-летнего Анатолия Перминова, возглавлявшего это ведомство семь лет, с 12 марта 2004 года, был назначен 53-летний бывший первый замминистра обороны Владимир Поповкин. Как следовало из распоряжения правительства РФ, Перминов был освобожден от должности "в связи с достижением им предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе". Как и его предшественник, курирующий ВПК Поповкин в свое время командовал Космическими войсками (с 2004 по 2008 год).

3. Конец эпохи шаттлов

В этом году завершилась 30-летняя программа полетов американских челноков. Шаттл "Атлантис", последний в истории многоразовый космический корабль типа "спейс шаттл", приземлился в штате Флорида в 21 июля. Всего с 1975 по 1991 год было построено шесть челноков.

4. Группировка ГЛОНАСС сформирована

Орбитальная группировка российской навигационной системы ГЛОНАСС под занавес года впервые обеспечила прием навигационного сигнала в глобальном масштабе, теперь ее данные могут получать пользователи по всему миру.

5. Первый "российский" запуск с Куру

Первый в истории старт российской ракеты с космодрома за пределами бывшего СССР состоялся 21 октября. С успешным запуском "Союза СТ-Б", который 22 октября вывел на орбиту два европейских спутника Galileo, стал реальностью совместный проект России и Европы, начатый еще в конце 1990-х годов. Он обеспечит космодрому Куру более широкие возможности для запусков, так как сейчас у европейцев нет собственной ракеты среднего класса.

6. Китай готовит орбитальную станцию

Орбитальный модуль "Тяньгун-1" был запущен 29 сентября с космодрома Цзюцюань в автономном районе Внутренняя Монголия КНР. Запуск прошел успешно, и аппарат был выведен на расчетную орбиту.

7. Китайская стыковка "на автомате"

Китай стал третьей после России и США страной, осуществившей автоматическую орбитальную стыковку двух космических аппаратов.

8. Отказ от "Руси-М"

Роскосмос в этом году решил прекратить строительство новой ракеты-носителя "Русь-М", которая должна была совершить первый старт с космодрома "Восточный" в 2015 году.

9. "Экспресс" заехал не туда

Восемнадцатого августа не вышел на связь в расчетное время новейший спутник связи "Экспресс-АМ4". Старт и полет ракеты-носителя "Протон-М" прошли штатно. Однако во время полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления разгонного блока "Бриз-М", в результате чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту.

10. "Военная" утрата

Первого февраля не вышел на связь в расчетное время геодезический спутник военного назначения "Гео-ИК-2". Аппарат был запущен с космодрома Плесецк ракетой-носителем легкого класса "Рокот". Позднее он был обнаружен на нерасчетной орбите.

Стоит обратить внимание, что при составлении "топ-листа" в агентстве много внимания было уделено российским неудачам в космосе (пп. 1, 9 и 10). Но в список непонятно почему не попал "Фобос-Грунт".
      Впрочем, как и любая другая "десятка", которых еще будет в уходящем году немало, имеет определенный "привкус" субъективизма.

19.12.2011 / 12:10   РН "Союз-ФГ" вывезена на старт

Сегодня утром на космодроме Байконур осуществлен вывоз ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-03М" на старт. РКН установлена в ПУ № 5 площадки № 1 космодрома. Специалисты предприятий Роскосмоса приступили к работам по графику первого стартового дня.

19.12.2011 / 00:05   Состоялось заседание Государственной комиссии

Вечером 18 декабря на 254-й площадке космодрома Байконур состоялось заседание Технического руководства и Государственной комиссии, на котором был рассмотрен ход подготовки к старту пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-03М" с очередным экипажем МКС. Принято решение утром 19 декабря осуществить вывоз ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем на старт.

19.12.2011 / 00:05   Развитию частной космонавтики в РФ мешает отсутствие нормативно-правовой базы

Развитию частной космонавтики в РФ мешает отсутствие нормативно-правовой базы. Такое мнение высказал исполнительный директор кластера космических технологий и коммуникаций фонда "Сколково" Сергей Жуков в ходе конференции "Россия на мировом рынке космических технологий", организованной РБК.
      "У нас не развито законодательство в России по частно-государственному партнерству. У нас нет культуры вхождения частных денег в бизнес. Я знаю успешных коммерсантов, которые пытались вложить деньги в НПО им.Лавочкина (ФГУП "Научно-производственное объединение им.С.А.Лавочкина"), у них не получилось. И у нас, к сожалению, возможно, из-за ограничений. Роскосмос (Федеральное космическое агентство) не финансирует достаточным образом такие частные инициативы, как это делают американцы", - сказал он.

19.12.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 19 декабря 2011 г.

19 декабря исполняется 45 лет (1966) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-136" ("Зенит-2" № 47).

19 декабря исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи "Молния-1-19".

19 декабря исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника KH-11 no. 1.

19 декабря исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-1330" ("Янтарь-2К" № 952).

19 декабря исполняется 20 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи "Радуга-28". Последний космический пуск в Советском Союзе.

19 декабря исполняется 5 лет (2006) со дня запуска в России (космодром Плесецк) немецкого разведывательного спутника SAR-Lupe 1.

18.12.2011 / 00:30   Умер генерал-полковник Михаил Одинцов

12 декабря 2011 года в Москве в возрасте 90 лет скончался заслуженный военный летчик СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации в отставке Михаил Петрович Одинцов. В 1963 году являлся начальником Центра подготовки космонавтов в Звездном городке.

18.12.2011 / 00:05   Россия останется космической державой максимум еще 10 лет - Жуков

Исполнительный директор кластера космических технологий и коммуникаций фонда "Сколково" Сергей Жуков заявил, что Россия останется космической державой максимум еще 10 лет, если не удастся переломить нынешние тенденции.
      Жуков заявил на конференции в РБК, что череда неудач в космосе, преследовавшая Россию в 2011 году, является естественным следствием того, что происходит последние 20 лет в космонавтике. Одна из причин такого положения дел - недостаток финансирования в предыдущие годы, который привел к уходу "среднего поколения". "Неудачи в космосе - вещь естественная. Важно, чтобы эксперименты шли один за другим, тогда, глядишь, опять восстановимся", - сказал Жуков.
      Главный инновационный фонд страны надеется привнести новую струю в развитие отечественной космонавтики и помочь выйти России на "большие" рынки. Например, на рынок изготовления спутников, где у страны всего 7%, а также телекома, дистанционного зондирования Земли, где у России меньше 3%.
      Фонд "Сколково" пока не выдал ни одного гранта в космическом кластере. Одна неудачная попытка получения финансирования была, однако комитет временно отодвинул проект в силу его недостаточной инновационности. В следующем году фонд планирует одобрить гранты примерно на 1,5 миллиарда рублей. Также "Сколково" готово помочь компаниям, которые предлагают решения по защите орбиты от космического мусора. Кроме того, фонд планирует поддержать российскую разработку оптического слежения за космическими аппаратами, которая поможет не допустить появления мусора на орбите.

18.12.2011 / 00:05   Скафандр Светланы Савицкой не нашел покупателей

Космический скафандр "Сокол-К" Светланы Савицкой, второй в истории человечества женщины, побывавшей в космосе, в пятницу вечером был выставлен на торги в Лос-Анджелесе известным аукционным домом Profiles in History, однако не нашел покупателя.
      Стартовая цена на отметке в 200 тысяч долларов показалась завышенной коллекционерам, передает РИА Новости.

18.12.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 18 декабря 2011 г.

18 декабря исполняется 60 лет (1951) со дня рождения американского астронавта Эндрю Сидни Уитела Томаса (Andrew Sydney Withiel Thomas).

18 декабря исполняется 55 лет (1956) со дня рождения немецкого астронавта Рейнхольда Эвальда (Reinhold Ewald).

18 декабря исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) научно-исследовательского спутника "Космос-1809" ("Ионозонд-Э" № 501).

18 декабря исполняется 20 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) по программе "Интеркосмос" научно-исследовательского спутника "Интеркосмос-25". В качестве дополнительной нагрузки на орбиту чешский микроспутник Magion-3.

18 декабря исполняется 15 лет (1996) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Inmarsat 3 F3.

17.12.2011 / 10:56   Второй старт "Союза" из Куру

17 декабря 2011 года в 02:03:48 UTC (06:03:48 мск) с космодрома Куру во Французской Гвиане осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-СТ-Б" с разгонным блоком "Фрегат-МТ". Носитель доставил на орбиту шесть спутников – четыре французских микроспутника электронной разведки ELISA и спутник сверхвысокого пространственного разрешения Pleiades HR1, а также чилийский спутник дистанционного зондирования земли Fasat-Charlie.

17.12.2011 / 00:05   Космонавтика попрощалась со своим патриархом

В пятницу в ЦДК им. М.И. Калинина наукограда Королёва состоялось прощание с патриархом космонавтики, главным научным сотрудником РКК "Энергия" академиком РАН Б.Е. Чертоком, скончавшемся 14 декабря 2011 года, сообщает пресс-служба РКК "Энергия".
      В гражданской панихиде участвовали делегации Военно-промышленной комиссии Правительства РФ, Российской академии наук, Роскосмоса, НАСА, предприятий и организаций ракетно-космической отрасли России, профильных вузов, администрации г. Королёва.
      Провожали патриарха космонавтики в последний путь ветераны ракетно-космической промышленности, в том числе руководители, возглавлявшие отрасль в прошедшие годы, космонавты, включая космонавтов отряда первого набора, деятели культуры и искусства, коллеги, друзья, родные и близкие, сотрудники РКК "Энергия" и предприятий отрасли, жители наукограда.
      На траурном митинге, который вёл первый заместитель Генерального конструктора РКК "Энергия" академик РАН В.П. Легостаев, со словами соболезнования и признания выдающихся заслуг соратника С.П. Королёва выступили: Руководитель Роскосмоса В.А. Поповкин, академики РАН Е.А. Фортов и Ю.П. Семенов, Глава города Королёва В.А. Минаков, Н.С. Королева - дочь основоположника практической космонавтики С.П. Королева, министр общего машиностроения в 1983-1988 гг. О.Д. Бакланов, космонавт Г.М. Гречко, руководитель офиса НАСА в Москве Дж. Монталбано.
      Прощание с Борисом Евсеевичем Чертоком завершилось днём на Новодевичьем кладбище, где выступили Руководитель Роскосмоса В.А. Поповкин, Президент РКК "Энергия", Генеральный конструктор В.А. Лопота, заместитель Мэра г. Москвы Л.И. Шевцова, академик РАН М.Я. Маров, Первые заместители генерального конструктора РКК "Энергия" Е.А. Микрин и В.А. Соловьёв, космонавт В.П. Савиных. В церемонии прощания на кладбище участвовали представители Правительства Москвы и Московской области, ветераны и представители Российской академии наук, Министерства обороны РФ, московских предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, все те, кто знал Бориса Евсеевича, сотрудничал с ним в различные годы, но не смог приехать утром в город Королёв.
      Последний причал соратник С.П. Королёва академик Б.Е. Черток обрёл рядом с могилой Г.С. Титова — второго космонавта планеты Земля.

17.12.2011 / 00:05   Подмосковный Звездный городок стал побратимом итальянского города Бари

Как сообщает РИА Новости, Звездный городок стал побратимом итальянского города Бари, для подписания договора о побратимстве в Подмосковье прибыла итальянская делегация, говорится в сообщении на сайте города, в котором расположен российский Центр подготовки космонавтов.
      "Для Звездного городка Бари стал первым городом-побратимом. Это произошло в год итальянского языка и итальянской культуры в России, а также русского языка и русской культуры в Италии", - отмечается в материале.
      В сообщении говорится, что церемония подписания договора проходила в торжественной обстановке в здании профилактория Центра подготовки космонавтов. После этого для итальянских гостей провели экскурсию по городу и в сам центр. Итальянцы возложили цветы к памятнику Юрия Гагарина.

17.12.2011 / 00:05   Китай торжественно отмечает успешную стыковку модуля "Тяньгун-1" с космическим кораблем "Шэньчжоу-8"

16 декабря в первой половине дня в Доме народных собраний в Пекине состоялась торжественная церемония по случаю успешного выполнения задачи первой в истории Китая стыковки космических аппаратов -- модуля "Тяньгун-1" с кораблем "Шэньчжоу-8".
      Председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао выступил с речью на данном торжестве.
      В церемонии приняли участие также члены Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК У Банго, Вэнь Цзябао, Цзя Цинлинь, Ли Чанчунь, Си Цзиньпин, Ли Кэцян, Хэ Гоцян и Чжоу Юнкан.
      После запуска с Цзюцюаньского космодрома /Северо-Западный Китай/ 1 ноября с.г. корабль "Шэньчжоу-8" успешно вышел на орбиту и два раза состыковался с модулем "Тяньгун-1" /"Небесный дворец-1"/, который был запущен в космос 29 сентября с.г.
      Ху Цзиньтао назвал успешное выполнение миссии космической стыковки вехой в китайской программе пилотируемых космических полетов и выдающимся вкладом в освоение человечеством космического пространства.
      Председатель КНР похвалил ученых и инженеров, занятых в области космонавтики, за достигнутые прорывы в испытаниях, связанных с беспилотными космическими полетами, в выполнении пилотируемой миссии, работ в открытом космосе и проведении стыковки космических аппаратов за истекшие 19 лет.
      "Выдающиеся результаты китайской программы пилотируемых космических полетов усилили национальную сплоченность и уверенность всего китайского народа", -- подчеркнул Ху Цзиньтао.
      Они также укрепили желание китайского народа продолжать политику реформ и открытости внешнему миру и добиться великого процветания китайской нации по пути социализма с китайской спецификой, добавил председатель КНР.
      Ху Цзиньтао отметил, что руководство со стороны КПК и социалистическая система предоставили "политическое покровительство" для прогресса национальной программы пилотируемых полетов, передает агентство Синьхуа.

17.12.2011 / 00:05   Солнце оторвало комете Лавджоя хвост, но оставило голову

Комета Лавджоя (C/2011 W3) пережила тесное сближение с Солнцем, но лишилась хвоста - на новых снимках с солнечной обсерватории SOHO видно, как из-за диска звезды выходит яркая голова кометы, в то время как с другой стороны заметен исчезающий хвост, передает РИА Новости.
      "Каким-то образом она пережила почти часовое погружение в солнечную корону, температура которой составляет несколько миллионов градусов, и появилась опять в поле зрения коронографов LASCO (на борту SOHO) и SECCHI (аппараты STEREO), почти такой же яркой как до этого! Единственная заметная потеря - хвост", - говорится в сообщении на сайте программы исследования "солнцегрызущих" комет исследовательской лаборатории ВМС США.
      Появление кометы после прохождение перигелия стало настоящей сенсацией для астрономов: все расчеты показывали, что сближение с Солнцем на расстояние около 150 тысяч километров (вдвое меньше расстояния от Земли до Луны) должно было полностью испарить комету, размер ядра которой составлял лишь около 100-200 метров. Однако, этого не случилось.

17.12.2011 / 00:05   Найден кандидат на звание самой легкой черной дыры

Ученые обнаружили кандидата на звание самой маленькой из известных на настоящий момент черных дыр. Статья ученых подана в журнал Astrophysical Journal Letters, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
      В 1992 году в созвездии Орла на расстоянии 40 тысяч световых лет от Земли была обнаружена система GRS 1915+105. Анализ данных ее наблюдения позволил установить, что она представляет собой двойную систему, состоящую из обычной звезды и черной дыры. Последняя постепенно ворует массу у соседа и поглощает.
      Перед падением на горизонт событий, газ разгоняется до околосветовых скоростей и испускает характерное рентгеновское излучение (по нему система и была обнаружена). За годы изучения астрономы многое поняли об устройстве такой системы, а также предложили несколько моделей, описывающих параметры наблюдаемого излучения.
      В рамках новой работы, ученые проанализировали данные, полученные о системе IGR J17091-3624. При изучении этого объекта в его излучении было обнаружено множество колебаний, аналогичных тем, которые были найдены в системе GRS 1915+105.
      Оценив параметры моделей, астрофизики пришли к выводу, что данная двойная система состоит из черной дыры и обычной звезды. Вместе с тем ученым не удалось выяснить расстояние до объекта. Из-за этого они пришли к двум возможным выводам.
      Согласно первому, черная дыра располагается на расстоянии около 16 тысяч световых лет, а ее масса составляет около трех солнечных, то есть почти нижний теоретический предел для черных дыр, которые формируются в результате гравитационного коллапса звезд. Вместе с тем не исключен вариант, что ученые наблюдают систему на расстоянии свыше 65 тысяч световых лет, пишет Lenta.ru.

17.12.2011 / 00:05   Лукашенко пообещал создать лучший в мире космический аппарат

Белорусские ученые готовы создать лучший в мире космический аппарат. Об этом заявил 16 декабря президент Белоруссии Александр Лукашенко на семинаре руководящих работников государственных органов, сообщает "Интерфакс".
      "Мы пришли сегодня к производству собственного космического аппарата, - рассказал Лукашенко. - Договорились, аппарат будет, и лучший в мире".

17.12.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 17 декабря 2011 г.

17 декабря исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) военного исследовательского спутника "Космос-467" (ДС-П1-Ю № 45).

17 декабря исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-884" ("Зенит-4МК").

17 декабря исполняется 35 лет (1976) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника "Космос-885" ("Тайфун-2"), предназначенного для калибровки наземных радаров.

17 декабря исполняется 30 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) с помощью ракеты-носителя "Космос-3М" шести радиолюбительских спутников "Радио-3" - "Радио-8".

17 декабря исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника "Космос-1808" ("Парус").

17 декабря исполняется 20 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-2174" ("Янтарь-1КФТ" № 14).

16.12.2011 / 13:50   РВСН в 2012 году запустят вдвое больше МБР, чем в этом - командующий

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) в 2012 году проведут 11 пусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР), притом что по итогам 2011 года таких пусков должно быть пять, сообщил в пятницу журналистам командующий РВСН генерал-лейтенант Сергея Каракаев.
      "В следующем году планируется провести 11 пусков, из которых четыре - с целью продления сроков эксплуатации и семь - по программам экспериментальной отработки разрабатываемых ракетных комплексов и совершенствования боевого оснащения стратегических ракет с целью надежного преодоления ПРО. До конца 2011 года запланирован еще один пуск МБР", - сказал он.
      По словам Каракаева, в 2011 учебном году (с 1 декабря 2010 по 1 декабря 2011 года) РВСН провели четыре пуска МБР, из них два - с целью экспериментальной отработки нового боевого оснащения стратегических ракет, один, чтобы продлить сроки эксплуатации существующих ракетных комплексов, и еще один - по конверсионной программе "Днепр", передает РИА Новости.

16.12.2011 / 13:50   РВСН: ядерный взрыв при аварии на комплексах "Тополь" и "Ярс" исключен

Аварийный ядерный взрыв головной части ракет российских комплексов "Тополь", "Тополь-М" и "Ярс" исключен даже при самых тяжелых авариях, пожаре и взрыве, сообщил в пятницу журналистам командующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-лейтенант Сергей Каракаев.
      "На государственном полигоне минобороны РФ был проведен ряд натурных экспериментов по оценке и подтверждению ядерной взрывобезопасности головных частей ракет комплекса "Тополь" при нерегламентированных воздействиях на них. Результаты экспериментов показали, что даже при самых тяжелых авариях, пожаре и взрыве аварийный ядерный взрыв головной части исключен", - сказал Каракаев в главном штабе РВСН в подмосковной Власихе.
      Генерал уточнил, что аналогичным уровнем ядерной взрывобезопасности обладают и подвижные грунтовые ракетные комплексы "Тополь-М" и "Ярс".
      Как пояснил Каракаев, безопасность российских ядерных ракет проверялась также путем моделирования наиболее вероятных и опасных аварийных ситуаций, которые могут возникать в процессе эксплуатации.
      По его словам, наибольшим уровнем ядерной безопасности обладают ракетные комплексы стационарного базирования, передает РИА Новости.

16.12.2011 / 13:50   Старых ракетных комплексов в РВСН к 2021 году почти не останется

Группировка Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России к 2021 году будет практически на 100% состоять из новых ракетных комплексов, заявил в пятницу журналистам командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев.
      "Доля новых ракетных комплексов в группировке РВСН будет постоянно возрастать. Планируется, что если к 2016 году новые ракетные комплексы составят около 60%, то к 2021 году в составе ударной группировки РВСН будет 98% новых ракетных комплексов", - сказал Каракаев в главном штабе РВСН в подмосковной Власихе.
      Как сообщил генерал, на рубеже 2010-2020-х годов будут постепенно выводиться из боевого состава ракетные комплексы четвертого поколения с ракетами РС-18 "Стилет", РС-20В "Сатана" и РС-12М "Тополь". "В то же время особо хочется подчеркнуть, что ни одна пусковая установка, ни один ракетный полк не выводятся и не будут выводиться из боевого состава при наличии неизрасходованного эксплуатационного ресурса находящегося у них вооружения", - сказал командующий.
      На сегодняшний день, в российских Вооруженных силах более 70% ракетных комплексов находятся за пределами гарантийных сроков, однако требуемые показатели их надежности и технической готовности, тем не менее, сохраняются. Ежедневно не менее 96% ракетных комплексов готовы к немедленному применению, передает РИА Новости.

16.12.2011 / 13:50   Ракетные комплексы "Тополь-М" и "Ярс" прослужат не менее 20 лет - РВСН

Эксплуатационный ресурс ракетных комплексов "Тополь-М" и "Ярс" составит не менее 20 лет, при этом сроки эксплуатации действующих ракетных комплексов с ракетами РС-20В "Воевода", РС-18 "Стилет" и подвижного ракетного комплекса "Тополь" с ракетой РС-12М будут продлены, сообщил в пятницу журналистам командующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-лейтенант Сергей Каракаев.
      "Что касается ракетных комплексов "Тополь-М" и "Ярс" как мобильного, так и стационарного базирования, то их эксплуатационный ресурс составит не менее 20 лет", - сказал Каракаев в главном штабе РВСН в подмосковной Власихе.
      По его словам, принципиально важным является вопрос о продлении сроков эксплуатации ракетных комплексов стационарного (шахтного) базирования, которые сейчас составляют основу группировки РВСН.
      Генерал пояснил, что речь идет, прежде всего, о ракетном комплексе с самой мощной тяжелой ракетой стратегических ядерных сил - РС-20В "Воевода".
      "Совместно с организациями промышленности проводятся работы по продлению срока эксплуатации этой ракеты до 30 лет, что позволит сохранить этот комплекс в боевом составе РВСН до конца текущего десятилетия", - уточнил Каракаев.
      Он добавил, что ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой РС-18 сохранится в составе группировки РВСН до 2017 года.
      Кроме того, ожидается, что подвижный грунтовый ракетный комплекс "Тополь" с ракетой РС-12М останется на боевом дежурстве до 2019 года, после чего будет полностью заменен на более новый "Ярс".
      В настоящее время ракетный комплекс "Тополь" составляет основу мобильной группировки РВСН, передает РИА Новости.

16.12.2011 / 13:50   США в этом году провели на объектах РВСН 12 инспекций из 18 возможных

Инспекционные группы США в 2011 году провели 12 проверок на объектах Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) РФ, заявил в пятницу журналистам командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев.
      "Россия в рамках договора СНВ-3 имеет право проводить ежегодно 18 инспекций на территории США, а также использовать имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля. Аналогичное право предоставлено и США. С момента вступления в силу договора СНВ-3 (5 февраля 2011 года), на объектах РВСН инспекционными группами США проведено 12 инспекций", - отметил командующий РВСН.
      Сколько таких инспекций на территории США провели российские специалисты, не уточняется.
      Кроме того, по словам генерала, в марте 2011 года американской стороне был показан подвижной грунтовый ракетный комплекс "Ярс" в Тейковском ракетном соединении (Ивановская область) и межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 "Ярс" на Воткинском заводе (Удмуртия), передает РИА Новости.

16.12.2011 / 13:50   РФ против не самой ПРО США, а ее антироссийской направленности - РВСН

Россия выступает против не самого создания противоракетной обороны США, а против ее антироссийской направленности, заявил в пятницу журналистам командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) РФ генерал-лейтенант Сергей Каракаев.
      "Россия выступает не против создания ПРО США, а против создания такой ПРО, которая откровенно была бы направлена против нее, потенциально снижая возможности российских сил ядерного сдерживания", - заявил он.
      Командующий РВСН подчеркнул, что существует жесткая связь между ударными и оборонительными стратегическими системами и Россия выступает за разумный рациональный баланс этих компонентов. Он отметил, что пока в мире существует устойчивый механизм ядерного сдерживания, основанный на угрозе применения ядерного оружия, не стоит его подрывать, провоцируя гонку стратегических наступательных вооружений, передает РИА Новости.

16.12.2011 / 13:36   Пусковая кампания NSS-14 набирает обороты

Сегодня в чистовом зале 101 монтажно-испытательного комплекса 92А-50 космодрома Байконур начался очередной этап подготовки к запуску космического аппарата NSS-14 - сборка космической головной части ракеты космического назначения «Протон-М», которая в конце декабря должна вывести спутник на орбиту.
      Операции по сборке космической головной части, состоящей из космического аппарата, переходной системы (адаптера), разгонного блока «Бриз-М» и головного обтекателя, специалисты ГКНПЦ им. М.В. Хруничева выполняют совместно с иностранными коллегами из американской фирмы Space Systems/Loral и шведской компании RUAG Space (изготовитель средств разделения для переходной системы).
      Интернациональная команда специалистов занимается установкой космического аппарата на разгонный блок.
      Насыщенный график работ на последующие несколько дней включает электрические проверки «сборки» космического аппарата и разгонного блока, установку створок головного обтекателя, заключительные проверки КГЧ и подготовка ее к вывозу в зал 111 для стыковки с ракетой–носителем, передает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

16.12.2011 / 13:36   Пресс-конференция космонавтов

15 декабря в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина состоялась торжественная встреча экипажа 28/29 экспедиции МКС - космонавта Сергея Волкова (Роскосмос), астронавтов Майкла Фоссума (НАСА, США) и Сатоши Фурукава (ДжАКСА, Япония).
      Предваряла торжественную встречу, пресс-конференция для представителей средств массовой информации, в которой помимо членов экипажа приняли участие командир отряда космонавтов Юрий Лончаков и начальник комплекса ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» Георгий Карабаджак.
      Журналистов волновали вопросы, касающиеся послеполетной реабилитации космонавтов и астронавтов. «Восстановление идет в плановом порядке. По врачебным нормам мы должны пройти медицинскую комиссию в России не раньше, чем через полгода после окончания полета. А так, за себя скажу, что с каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше!» - ответил космонавт Роскосмоса Сергей Волков.
      По вопросу выполнения научных экспериментов и исследований в ходе 29 экспедиции Г.Карабаджак отметил, что из-за падения грузового корабля «Прогресс М-12М» в августе 2011 года программа экспериментов была скорректирована. «К сожалению, пришлось отменить несколько экспериментов по биотехнологическим исследованиям, потому как «Прогрессом» должны были быть доставлены образцы для данных экспериментов (пробы – прим. ред.). Но поскольку у нас на земле есть запасные элементы, то мы довольно быстро их восстановим», - сказал Г.Ф.Карабаджак.
      Проведение медико-биологических и технических исследований, посвященных изучению и решению проблем поддержания присутствия человека в космосе, по словам представителя ЦНИИмаш, очень важная вещь. «И было бы, конечно, неразумно не использовать станцию - такой мощнейший ресурс, и не проводить эти эксперименты. Но на МКС много научных исследований, которые не связаны с поддержанием человека в космосе. Ряд экспериментов, которые проводились в 29 экспедиции, такие как: «Всплеск», «Русалка», «Фиалка» направлены в основном на то, чтобы изучать те или иные сложные процессы в атмосфере или на земной поверхности. И здесь у нас есть определенные успехи», - сказал он.
      Члены экипажа также поделились своими впечатлениями о наиболее интересных исследованиях. «Мы проводили ряд экспериментов по кристаллизации белков и теперь с нетерпением ждём результатов, целью которых будет разработка новых лекарственных препаратов для борьбы с различными болезнями, такими как рак или атрофия мышц», - ответил С.Фурукава.
      «Я бы хотел упомянуть два эксперимента. Один из них был направлен на изучение сложных жидкостей, в состав которых входят химические полимеры. В рамках другого эксперимента я должен был осуществлять съемку различных событий на земной поверхности, что было очень интересным и дало шанс побольше понаблюдать за Землей», - отметил М.Фоссум.
      Самым запоминающимся событием для всех членов экипажа 29 экспедиции стало прощание с американским шаттлом «Атлантис». В памяти космонавтов и астронавтов надолго сохранятся открывавшиеся из иллюминатора потрясающие виды Земли: дневной свет, голубой океан, ночные города, зелень лесов, северное сияние. «Мы осознавали важность и необходимость сохранения нашей родной планеты», - отметил С.Фурукава.
      В заключение астронавты выразили огромную благодарность российским конструкторам и инженерам за надежность космического корабля «Союз». «Это потрясающий корабль, и я получил удовольствие от каждой минуты полёта, начиная от старта и двух дней полёта к международной космической станции и заканчивая возвращением», - сказал американский астронавт. «Это - большая честь для меня: полететь в космос именно на «Союзе», - добавил Фурукава.
      За время полёта объединенного экипажа МКС 28/29 был осуществлен один выход в открытый космос, выполнено 9 коррекций орбиты МКС (в том числе 2 уклонения от опасного сближения с «космическим мусором»), из 37 запланированных программой научных экспериментов 29 прошли с участием экипажа, остальные - в автоматическом режиме, передают пресс-службы Роскосмоса и ЦНИИмаша.

16.12.2011 / 13:36   О ситуации с космическим аппаратом «Фобос-Грунт»

9 ноября 2011 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск космического аппарата «Фобос-Грунт». В процессе вывода на отлетную траекторию к Марсу возникла нештатная ситуация – космический аппарат не был выведен на промежуточную орбиту.
      В настоящее время «Фобос-Грунт» находится на околоземной орбите с параметрами:
      - высота апогея – 275,7 км;
      - высота перигея – 201,3 км;
      - наклонение – 51,46 град.;
      - период обращения – 89,2 мин.
      Создана Межведомственная комиссия по анализу причин нештатной ситуации, возникшей в процессе проведения летных испытаний космического аппарата. Председателем назначен Юрий Коптев – председатель научно-технического совета Государственной корпорации «Ростехнологии». Члены комиссии - представители организаций ракетно-космической промышленности, учреждений Российской академии наук и Минобороны России приступят к работе 19 декабря.
      Предварительное заключение Межведомственная комиссия представит в Роскосмос в конце января будущего года.
      Одновременно сформирована Оперативная группа по контролю схода с орбиты космического аппарата «Фобос-Грунт».
      Измерение параметров орбиты осуществляется ежедневно, как отечественными (Войска воздушно-космической обороны), так и зарубежными средствами.
      По предварительным расчетам специалистов временной интервал падения космического аппарата на Землю охватит период с 6 по 19 января 2012 года, полоса от 51,4 градуса северной широты до 51,4 градуса южной широты. Пятно и время падения можно будет предсказать не раньше, чем за несколько суток.
      Земной поверхности могут достичь остатки из тугоплавких материалов в количестве порядка 20-30 штук и суммарной массой не более 200 килограмм. Компоненты топлива космического аппарата сгорят в плотных слоях атмосферы Земли на высоте приблизительно 100 километров.
      Радиоизотопный источник (Кобальт-57), установленный в одном из научных приборов, имеет небольшую массу - 10 микрограмм, малый период полураспада и не вызовет опасности радиоактивного заражения.
      Динамика торможения космического аппарата в атмосфере Земли зависит от множества технических и космических факторов, в том числе и тех, которые не поддаются контролю со стороны человека. Главным из них является плотность атмосферы, находящейся под значительным воздействием солнечной активности, передает пресс-служба Роскосмоса.

16.12.2011 / 08:06   Скафандр Савицкой продадут на торгах в США

Скафандр "Сокол-К" Светланы Савицкой, второй в истории человечества женщины, побывавшей в космосе, в пятницу выставляется на торги в Лос-Анджелесе известным аукционным домом Profiles in History. Устроители торгов намерены выручить за него 200-300 тысяч долларов. Американцы утверждают, что многие реликвии советской космической истории появились на рынке США непосредственно от российских изготовителей, которые предложили экспонаты на нью-йоркском аукционе в середине 90-х годов, передает РИА Новости.

16.12.2011 / 00:05   Конкурсы признаны несостоявшимися

Два из трех конкурсов, объявленных Роскосмосом на создание объектов технической и пусковой инфраструктуры на космодроме Восточный, признаны несостоявшимися, пишет "Газета.ру".
      Все три тендера объявлены в ноябре этого года. Необходимость в этом возникла после того, как глава Роскосмоса Владимир Поповкин объявил о закрытии проекта ракеты-носителя среднего класса «Русь-М» (ее разрабатывало самарское ЦСКБ «Прогресс» под будущий российский космодром Восточный). Ведомство решило отказаться от этой перспективной разработки в пользу уже существующих ракетных комплексов — «Союз-2» (то же ЦСКБ «Прогресс») на первом этапе и «Ангара» (Космический центр Хруничева) на втором этапе создания космодрома на Дальнем Востоке.
      Первый конкурс (стоимостью 600 млн руб., срок выполнения с декабря 2011-го по март 2012 года) проводился по разработке эскизных проектов унифицированных технических комплексов (взаимосвязанные мобильные и стационарные технические средства и сооружения для предстартовых работ с «Союзом-2» и «Ангарой»), шифр — ОКР «ТК-Восток». Заявка на участие в нем поступила только одна — от конструкторского бюро «Мотор» (филиал Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, ЦЭНКИ), специализирующегося на создании наземного оборудования ракетных и космических комплексов.
      Второй тендер (с декабря 2011-го по июль 2012 года, стоимость 253 млн руб.) — на эскизное проектирование оборудования для стартовых комплексов ракет-носителей «Ангара» на космодроме Восточный (шифр — ОКР «СК-Восток-А»). На участие также претендовало одно предприятие — НИИ стартовых комплексов имени Бармина (предприятие образовано при слиянии КБТМ и КБОМ, является филиалом ЦЭНКИ).
      Оба конкурса признаны несостоявшимися, так как не привлекли достаточного количества участников.
      Третий конкурс аналогичен второму, но объявлен на проектирование стартового комплекса для ракеты-носителя «Союз-2» (ОКР «СК-Восток-С»). Его стоимость — 300 млн руб.. На выполнение эскизного проекта отводится срок с декабря этого года по март следующего. Комплекс предназначен для предстартовой подготовки и пуска ракет «Союз-2» этапов 1а, 1б, 1в с космическими головными частями, включающими в свой состав автоматические аппараты и грузовые корабли. Свои заявки на этот тендер представили два участника — Московский авиационный институт и НИИ стартовых комплексов им. Бармина, поэтому конкурс признан состоявшимся. Заявки будут рассмотрены в пятницу, 16 декабря, а итоги подведены 20 декабря. И, по мнению экспертов, все шансы на победу в этом тендере у НИИ им. Бармина, потому что практической работы по созданию стартовых комплексов у этого предприятия куда больше, чем у МАИ.

16.12.2011 / 00:05   Спутник, который Россия создает для Белоруссии, запустят в конце апреля 2012 года

Запуск белорусского космического аппарата по дистанционному зондированию Земли («БелКА-2») планируется произвести в первой половине 2012 года. Об этом сообщил в среду первый зампредседателя президиума Национальной академии наук Белоруссии Петр Витязь. «Мы говорим, что это будет первая половина 2012 года», – отметил Витязь.

16.12.2011 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 16 декабря 2011 г.

16 декабря исполняется 40 лет (1971) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-466" ("Зенит-4М").

16 декабря исполняется 25 лет (1986) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-1807" ("Янтарь-4К1").

16 декабря исполняется 20 лет (1991) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане с помощью ракеты-носителя Ariane-4 телекоммуникационных спутников Telecom 2A и Inmarsat 2 F3.

16 декабря исполняется 5 лет (2006) со дня запуска в Японии (космодром Танегасима) экспериментального навигационного спутника Kiku 8.

16 декабря исполняется 5 лет (2006) со дня запуска в США (полигон на о. Уоллопс) с помощью ракеты-носителя Minotaur-1 военного спутника связи Tacsat-2 и биологического спутника GeneSat-1.