16.08.2012 / 19:44   Поповкин подтвердил, что гендиректор Центра Хруничева покидает пост

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин подтвердил, что после неудачного запуска ракеты-носителя "Протон-М" генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева Владимир Нестеров покидает свой пост, передает РИА Новости.
      "У нас нет вечных кадров. Будет проходить их замена. Я могу официально подтвердить, что Владимир Евгеньевич Нестеров покидает свой пост", - сказал Поповкин журналистам.
      "Де факто это уже сделано, осталось сделать де-юре - сделать распоряжение президента, поскольку он был назначен на свой пост президентом РФ", - добавил глава Роскосмоса.
      По его словам, "эта работа будет продолжаться и дальше, она не будет носить революционный характер, но омоложение и замена руководителей будет проводиться".

16.08.2012 / 15:24   Роскосмос готовит предложения по преобразованию в госкорпорацию

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) готовит предложения по преобразованию агентства в госкорпорацию по примеру "Росатома", сообщил журналистам в четверг глава Роскосмоса Владимир Поповкин, передает РИА Новости.
      Говоря о состоявшемся "разборе полетов" после неудачного запуска ракеты-носителя "Протон-М", Поповкин сказал: "У нас состоялся тяжелый разговор с председателем правительства и президентом. Такая ситуация не устраивает руководство страны".
      "Вся та критика, которая прозвучала в адрес Роскосмоса - объективна. Здесь ничего не отнимешь", - признал он.

16.08.2012 / 15:24   Комиссия по "Протону" рекомендовала повысить надежность установки

В ходе работы аварийной комиссии по нештатному запуску 6 августа ракеты-носителя "Протон-М" у нее появились замечания не только к разгонному блоку, но и к двигательной установке третьей ступени носителя, выдан ряд рекомендаций по повышению надежности этой установки, сообщил в четверг журналистам глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
      "Должен сказать еще одну вещь. Я поручил аварийной комиссии изучить полный поток телеметрии, начиная с участка выведения до совершения аварийного события. В ходе этого анализа появились кое-какие замечания к двигательной установке третьей ступени", - сообщил Поповкин.
      "Хотя они не привели к нештатной работе этого двигателя, тем не менее, мною поручено более внимательно все это проработать. Выдан ряд рекомендаций по повышению надежности двигательной установки третьей ступени", - заключил глава Роскосмоса, передает РИА Новости.

16.08.2012 / 15:24   Зонд LRO обнаружил атомы гелия в атмосфере Луны

Ученые обнаружили в атмосфере Луны атомы гелия при помощи спектроскопа LAMP на борту зонда-картографа LRO, сообщает пресс-служба НАСА.
      "Вопрос стоит теперь следующим образом - появился ли этот гелий из недр Луны, в частности, в результате распада радиоактивных изотопов, или из внешнего источника - к примеру, солнечного ветра. Если мы сможем доказать, что в этом виноват солнечный ветер, это поможет нам понять, как происходят аналогичные процессы на других небесных телах без настоящей атмосферы", - заявил руководитель проекта LAMP Алан Штерн (Alan Stern) из Юго-восточного исследовательского института, слова которого цитирует пресс-служба НАСА.
      Штерн и его коллеги изучали атмосферу Луны - крайне разреженный слой газов над поверхностью естественного спутника нашей планеты. Принято считать, что Луна окружена вакуумом, так как эта прослойка по своей плотности не сопоставима с атмосферами настоящих планет. Тем не менее, ученые предпринимают попытки изучить лунную атмосферу, выяснить ее состав и происхождение.
      Группа астрофизиков под руководством Штерна приспособила для этих целей спектроскоп LAMP на борту зонда LRO, который используется для картографирования лунной поверхности.
      Ученые "просвечивали" атмосферу Луны при помощи спектроскопа в ходе 50 витков LRO, пытаясь отделить данные о химическом составе лунной атмосферы от фонового шума. Наблюдения показали, что в атмосфере спутника Земли присутствует гелий. Кроме того, в почве на поверхности Луны исследователи обнаружили атомы аргона - вполне возможно, что атмосфера Луны содержит и этот благородный газ.
      Штерн и его коллеги планируют продолжить исследования атмосферы Луны - они попытаются найти в ней атомы аргона и выяснят, как меняется ее плотность при наступлении дня или ночи, передает РИА Новости.

16.08.2012 / 15:24   Эксперты решают, будут ли делать повторную коррекцию орбиты МКС

После нештатно проведенной накануне коррекции Международной космической станции (МКС), выполнявшейся с помощью двигателей европейского грузового корабля ATV-3, российские и европейские специалисты в ближайшее время определятся, будут ли они делать повторный маневр по увеличению орбиты станции, сообщил в четверг журналистам глава Роскосмос Владимир Поповкин.
      "При коррекции орбиты МКС вечером в среду двигательная установка европейского грузового корабля, которая должна была проработать 31,5 минут, проработала 20,5 минут", - сообщил Поповкин.
      По его информации, "произошло нештатное выключение двигательной установки в связи со сбоем в работе системы управления..., в результате чего орбита МКС была поднята на 5 км вместо 7,5 километров".
      "Сейчас мы вместе с коллегами из Центра управления полетами в Тулузе анализируем ситуацию. Особо страшного ничего нет, - подчеркнул глава Роскосмоса, - Исходя из вывода, к которому мы придем, сделаем либо повторное включение, либо будем перерасчитывать орбиту, что может изменить время запуска последующих космических аппаратов".
      "Не даты, а времени запуска", - подчеркнул Поповкин. "Это рассчитают баллистики", - заключил глава Роскосмоса, передает РИА Новости.

16.08.2012 / 13:47   "Бриз-М" не может взорваться на орбите, сообщил глава Роскосмоса

Оснований говорить о том, что может произойти взрыв оказавшегося на нерасчетной орбите разгонного блока "Бриз-М", нет, сообщил в четверг журналистам глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин.
      "Появившиеся сообщения со ссылкой на неких экспертов о том, что разгонный блок может взорваться, не соответствуют действительности", - заявил глава Роскосмоса.
      По словам Поповкина, оставшиеся в баках разгонного блока компоненты ракетного топлива не взрывоопасны, передает РИА Новости.

16.08.2012 / 13:41   Глава Роскосмоса подтвердил брак при производстве блока "Бриз-М"

Владимир Поповкин подтвердил, что недавняя авария при запуске "Протона-М" связана с браком при производстве разгонного блока. Сообщение об этом приводит информационное агентство РИА Новости.
      По словам главы Роскосмоса, в разгонном блоке произошло засорение магистрали наддува дополнительных топливных баков горючего. Ранее с подобной версией выступал и один из специалистов комиссии по расследованию аварии.

16.08.2012 / 13:41   На твиттер марсохода "Кьюриосити" подписался миллион человек

На микроблог @MarsCuriosity, который ведется от лица марсохода "Кьюриосити", подписалось более миллиона пользователей. В твиттере сотрудники NASA публикуют новости, связанные с марсоходом, отчитываются о работе его систем и выкладывают фотографии, полученные с Марса. Всего за время существования аккаунта в нем было опубликовано более 1200 сообщений, пишет Lenta.ru.

16.08.2012 / 13:36   Пентагон: тест-полет сверхзвукового X-51A WaveRider закончился неудачей

Проведенное испытание беспилотного сверхзвукового летательного аппарата ВВС США над Тихим океаном закончилось неудачно, сообщили в среду в Пентагоне.
      Аппарат X-51A WaveRider, который может развивать скорость в 6,4 тыс. км/ч, во вторник был сброшен с бомбардировщика B-52, после чего он привел в действие свой ускоритель. Тем менее спустя считанные секунды случился сбой. В результате X-51A WaveRider упал в Тихий океан, пишет "Газета.ру".

16.08.2012 / 00:05   Еврогрузовик ATV-3 увеличил высоту полета МКС, но не в полном объеме

Коррекция орбиты полета Международной космической станции (МКС) с помощью европейского грузового корабля ATV-3 "Эдуардо Амальди" прошла не в полном объеме, повторный маневр возможен 17 августа, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
      Ранее в подмосковном Центре управления полетами (ЦУП) сообщили, что маневр по увеличению орбиты МКС завершен, операция продлилась чуть более 30 минут, средняя высота орбиты станции увеличилась на 7,7 километра - до 414,4 километра.
      "Двигатели европейского грузовика отработали по какой-то причине меньше времени. Импульс, который в результате маневра был придан МКС, оказался, соответственно, меньше - вместо 4,4 метра в секунду импульс составил 2,2 метра в секунду. В результате орбита МКС была увеличена также на меньшее расстояние. Автоматика прекратила маневр. Ориентировочно, повторная коррекция, возможно, пройдет 17 августа, но точно это будет известно после того, как специалисты завершат анализ этой ситуации", - сказал источник.
      Он отметил, что, по предварительным данным, орбита станции увеличилась на расстояние как минимум в два раза меньше, чем 7,7 километра.

16.08.2012 / 00:05   Индия готовится к полету на Марс

Премьер-министр Индии Манмохан Сингх подтвердил планы по запуску высокотехнологичной космической миссии на Марс.
      По его словам, одиссея на "красную планету" "будет огромным шагом для нас в области науки и техники", передает "Взгляд". Проект оценивается в $82 млн.

16.08.2012 / 00:05   Закончены съёмки первого масштабного художественного фильма о Юрии Гагарине

В Москве завершились съёмки фильма режиссёра Павла Пархоменко «Гагарин. Первый в космосе». Лента посвящена первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Земли. Премьера запланирована на следующий год. Сейчас идет монтаж ленты, сообщает телеканал "Культура".

16.08.2012 / 00:05   В Киеве прошли торжественные мероприятия по случаю 50-летия полета в космос первого космонавта-украинца

15 августа нынешнего года в Киеве прошли торжественные мероприятия по случаю 50-летия со дня полета в космос первого космонавта-украинца, дважды Героя Советского Союза Павла Романовича Поповича.
      Торжества начались утром в ПО "Киевприбор", где неоднократно бывал П.Р. Попович, с возложения цветов к памятнику С.П. Королеву.
      Затем цветы были возложены к мемориальной доске П.Р. Поповичу на здании Международной ассоциации физкультуры и спорта, где у Павла Романовича был рабочий кабинет.
      Завершились торжества праздничным вечером в Российском центре науки и культуры.
      Участие в мероприятиях приняли дочери космонавта - Наталья и Оксана, брат - Петр Романович, ветераны космодрома Байконур - непосредственные участники запуска космического корабля "Восток-4", друзья, близкие, соратники П.Р. Поповича.
      Кроме того, на киевском почтампте было произведено спецгашение филателистической продукции, выпущенной ГП "Укрпочта" к юбилею.

16.08.2012 / 00:05   Комплексные тренировки в пустыне успешно завершены

На космодроме Байконур успешно завершены тренировки по практической отработке действий экипажей космонавтов после приземления в условиях пустынной местности.
      Три условных экипажа, в составе которых были космонавты-испытатели Роскосмоса Сергей Прокопьев, Иван Вагнер, Сергей Кудь-Сверчков, Денис Матвеев, Николай Тихонов, кандидаты в космонавты-испытатели Алексей Хоменчук, Андрей Бабкин, а также инструкторы Владимир Коршунов и Алексей Шорошев поочередно круглосуточно на протяжении семи дней проходили тренировки в условиях, когда температура воздуха колебалась от +42 ?C днем до +26 ?C в ночное время.
      Все этапы тренировок проходили под контролем опытных инструкторов, врачей и психолога испытательно-тренировочной бригады Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина.
      В соответствии с циклограммой тренировок все члены условных экипажей отработали действия по выбору места для лагеря, развертыванию носимого аварийного запаса (сублимированные продукты питания, вода, сигнальные патроны, нож, компас и др.), строительству первичного укрытия с использованием парашюта спускаемого аппарата, ложементов и носимого аварийного запаса, основного укрытия, а также сбору воды методом конденсации.
      Врачи, контролировавшие ход тренировки, оценили действия экипажей как оперативные и грамотные. Итоги тренировки испытательно-тренировочная бригада подвела на совещании, которое состоялось после медицинского и психологического обследования космонавтов. По словам руководителей тренировки, экипажи справились с поставленными задачами на высоком уровне и получили «зачёт».
      Экипажи за время тренировок в экстремальных условиях приобрели незаменимые навыки выживания - техническую подготовку, работу в составе обособленной группы, умение рационально распределять запасы воды, ориентироваться и передвигаться по пустыне и эффективно взаимодействовать с поисково-спасательными силами с помощью рации и светосигнальных средств.
      Необходимость курса выживания для космонавтов в различных климато-географических зонах стала очевидной после полета в 1965 году Павла Беляева и Алексея Леонова. При возвращении на Землю возникла нештатная ситуация, и экипаж был вынужден садиться в «ручном» режиме в уральской тайге. После этого случая в подготовку космонавтов включили обучение действиям после нештатной посадки. Космонавтов учат преодолевать стресс, связанный с фактом аварийной посадки, оказывать помощь пострадавшим коллегам, организовывать взаимодействие с поисково-спасательной службой, демаскировать местность и сохранить свою жизнь и здоровье в стрессовых условиях в течении как минимум 48 часов, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

16.08.2012 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 16 августа 2012 г.

16 августа исполняется 45 лет (1967) со дня в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника OPS 4886.

16 августа исполняется 40 лет (1972) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника "Космос-514" ("Циклон").

15.08.2012 / 15:38   Гендиректор Центра Хруничева написал заявление об уходе - источник

Гендиректор Центра имени Хруничева Владимир Нестеров написал заявление об уходе с поста главы предприятия, заявил РИА Новости источник в аппарате правительства.
      "Соответствующие нормативные документы готовятся на основании заявления", - сказал он.

15.08.2012 / 15:31   Умер писатель-фантаст Гарри Гаррисон

В США в возрасте 87 лет ушел из жизни знаменитый писатель-фантаст Гарри Гаррисон, сообщается на официальном сайте литератора.
      Гарри Гаррисон - автор более двухсот опубликованных рассказов и 35 романов. Самыми известными сериями книг, вышедшими из-под его пера, являются "Стальная крыса", "Билл, герой галактики", "Эдем", "Молот и крест" и "К звездам".
      Гарри Гаррисон (настоящее имя - Генри Максвелл Демпси) родился 12 марта 1925 года в Коннектикуте в семье венгра Лео Демпси и уроженки Риги Рии Кирьясовой. Отец будущего писателя вскоре после рождения сына сменил фамилию на Гаррисон, но при регистрации ребенка записал его как Генри Демпси. Обнаружилось это лишь годы спустя. Таким образом, Гаррисон считается единственным в мире писателем, использующим в качестве псевдонима свое настоящее имя, приводит "Эхо Москвы" биографию писателя.
      Гаррисон учился в художественной школе в Нью-Йорке. Во время Второй мировой войны служил в ВВС США, получил звание сержанта. По собственному признанию, после четырех лет в вооруженных силах возненавидел армию, что получило отражение в его романах.
      В разные годы работал художником, редактором, а с середины 1950-х годов - профессиональным литератором. Некоторые невероятные изобретения, описанные в произведениях писателя, впоследствии были разработаны учеными. Таким, например, стал "Медузоид" - представитель нового вида робототехники, похожий на медузу и состоящий из силикона, животного белка, мускульных клеток сердца крысы и всего двух электродов, отмечает ИТАР-ТАСС.
      Вместе с семьей писатель объехал десятки стран, долгое время жил в Мексике, Дании, Италии. Последние годы провел в Ирландии - вблизи Дублина, а перед смертью переехал в дом престарелых близ города Луис в графстве Сассекс.
      Писатель приезжал и в Россию. В 2008 году он в качестве почетного гостя принимал участие в фестивале фантастики "Роскон" - российском аналоге европейского фестиваля "Еврокон".

15.08.2012 / 15:07   Статистика пусков средств выведения ГКНПЦ имени М.В.Хруничева за период 2008-2012 г.г.

В связи с появлением в ряде средств массовой информации о том, что «всего, по статистике, от 30 до 40% аварий в российской космической отрасли пришлось на средства выведения разработки и производства «Центра имени Хруничева», пресс-служба Центра опубликовала свою статистику пусков средств выведения, изготовленных хруничевцами.
      По данным пресс-службы реальная статистика пусков ракет-носителей производства ГКНПЦ им. М.В.Хруничева за последние пять лет на сегодняшний день выглядит следующим образом:
      Тип средства выведения

61

Ракета-носитель «Протон»

Год

Кол-во пусков

В рамках Федеральной космической программы и в интересах Министерства обороны РФ

Иностранных заказчиков

48

17

31

Примечание:
      - все нештатные ситуации происходили на этапе работы разгонного блока ракеты-носителя, 3 раза "Бриз-М", 1 раз - "ДМ"; сама ракета-носитель (три ступени) во всех случаях отрабатывала штатно.

2008 год.

Ракета-носитель «Протон» стартовала 10 раз. Из них в рамках Федеральной космической программы и в интересах Министерства обороны 4 раза. Все пуски успешные. В интересах иностранных заказчиков 6 раз. Один неудачный. Космический аппарат AMC-14 не был выведен на орбиту (авария при втором включении разгонного блока «Бриз-М», производства ГКНПЦ имени М.В.Хруничева).

2009 год.

Ракета-носитель «Протон» стартовала 10 раз. Из них в рамках Федеральной космической программы и в интересах Министерства обороны 3 раза. В интересах иностранных заказчиков 7 раз. Все 10 пусков успешные.

2010 год.

Ракета-носитель «Протон» стартовала 12 раз. Из них в рамках Федеральной космической программы и в интересах Министерства обороны 4 раза. Один неудачный. Космические аппараты «Глонасс» не были выведены на орбиту на этапе работы разгонного блока «ДМ», производства РКК «Энергия». В интересах иностранных заказчиков 8 раз. Все успешные.

2011 год.

Ракета-носитель «Протон» стартовала 9 раз. Из них в рамках Федеральной космической программы и в интересах Министерства обороны 4 раза. Один неудачный. Космический аппарат «Экспресс-АМ4» не был выведен на орбиту. Нештатная ситуация произошла на этапе работы разгонного блока «Бриз-М». В интересах иностранных заказчиков 5 раз. Все удачные.

2012 год.

На сегодняшний день ракета-носитель «Протон» стартовала 7 раз. Из них в рамках Федеральной космической программы и в интересах Министерства обороны 2 раза. При выведении космических аппаратов «Экспресс-МД-2» и «Телком-3» произошла нештатная ситуация на этапе работы разгонного блока «Бриз-М» и космические аппараты оказались на нерасчетной орбите.

Ракета-носитель «Рокот»

В период с 2008 по 2012 год осуществлено 8 пусков ракеты-носителя «Рокот». Из них 5 в интересах Федеральной космической программы и Министерства обороны РФ. 3 - в интересах иностранных заказчиков.
      Из них – один пуск неудачный. В 2011 году на орбиту не был выведен космический аппарат ГЕО-ИК. Нештатная ситуация произошла на этапе работы разгонного блока «Бриз-КМ».>br>
      Ракета-носитель «Космос-3М» (производства ПО «Полет», филиала ГКНПЦ имени М.В.Хруничева)

В период с 2008 по 2012 год осуществлено 5 пусков ракеты-носителя «Космос-3М». Из них 2 в интересах Федеральной космической программы и Министерства обороны РФ. 3 - в интересах иностранных заказчиков. Все пуски удачные.

15.08.2012 / 15:07   Аварийному разгонному блоку «Бриз-М» предсказали возможный взрыв на орбите

Разгонный блок «Бриз-М», который из-за неполадок 7 августа не смог вывести на орбиту два телекомуникационных спутника, может взорваться на орбите из-за перегрева оставшегося в баках топлива. Об этом сообщил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт агентству «Интерфакс».
      «Разгонный блок не выполнил до конца программу полета, поэтому в нем осталось около половины из первоначальных 20 тонн топлива», – сообщил Эйсмонт. По его словам, от перегрева солнечным светом топливо может взорваться. Ученый добавил, что возможность стравливать топливо из аппарата утеряна, а теплозащита «Бриза-М» в скором времени перестанет работать.
      В случае взрыва предсказать места падения обломков аппарата будет невозможно. Эйсмонт также сообщил, что случаи взрывов аппаратов с неотработанным топливом на орбите уже были в истории мировой космонавтики.

15.08.2012 / 00:05   МКА ФКИ: летные испытания продолжаются

Продолжается выполнение программы летных испытаний МКА ФКИ («Зонд-ПП»). В настоящее время аппарат находится на расчетной рабочей солнечно-синхронной орбите (на высоте 820 км от Земли) в постоянной солнечной ориентации.
      За прошедший период, с момента запуска космического аппарата 22 июля 2012 года, успешно проведены работы по проверке основных и резервных комплектов бортового комплекса управления, включая звездные датчики. Вся штатная аппаратура исправна, работоспособна и выполняет свои функциональные задачи.
      По словам главного конструктора опытно-конструкторской разработки «МКА-ФКИ» ФГУП «НПО им. С.А.Лавочкина» С.А.Немыкина, радиолиния связи между космическим аппаратом и Центром управления полетами (ЦУП) работает в щтатном режиме, что позволяет осуществлять устойчивую и регулярную радиосвязь со спутником, тем самым обеспечивая выполнение программы летных испытаний космического аппарата.
      Сеансы связи с КА «Зонд-ПП» продолжительностью 4-12 минут проходят примерно семь – девять раз в сутки и обрабатываются ЦУП, находящимся в специально оборудованном зале на территории предприятия. Также за работой малоразмерного космического аппарата наблюдают специалисты антенного комплекса в Медвежьих озерах, Института прикладной математики им. М.В.Келдыша, Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова РАН и НЦ «ОМЗ».
      В соответствии с программой испытаний на текущей неделе запланирована отработка режимов функционирования МКА-ФКИ - построение трехосной ориентации. Кроме того, до конца августа должен пройти следующий этап работы с аппаратом - включение целевой аппаратуры и отработка сброса и обработки целевой информации.
      КА МКА-ФКИ («Зонд-ПП») был выведен на целевую орбиту 22 июля ракетой-носителем «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат» во время кластерного запуска космических аппаратов «Канопус-В», БКА, «TET-1» и «ADS-1B», передают пресс-службы Роскосмоса и НПО им. С.А.Лавочкина.

15.08.2012 / 00:05   Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам в космической отрасли

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев провёл во вторник совещание о проблемных вопросах организации космической деятельности. В совещании участвовали вице-премьер Дмитрий Рогозин, руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин Премьер-министр России Дмитрий Медведев остался недоволен не только состоянием российской космической области, но и уровнем подготовки совещания, за которое отвечал вице-премьер Дмитрий Рогозин, сообщает Русская служба новостей.
Медведев дал главе Роскосмоса Владимиру Поповкину месяц на исправление системы контроля качества продукции и разработку мер по организации работы ведомства. Слова премьера, сказанные им на правительственном совещании во вторник, 14 августа, приводит информационное агентство "Интерфакс".
Премьер поручил разработать практические меры, направленные на исправление ситуации в отрасли. В частности, он поднял вопрос "о содержании и организационной форме работы Роскосмоса" и отметил, что качество продукции остается "острейшей проблемой". По прошествии месяца глава правительства собирается провести совещание со "всеми ключевыми предприятиями отрасли".

15.08.2012 / 00:05   Неполадки задержат зонд Dawn на орбите вокруг астероида Весты

Инженеры НАСА, работающие с космическим зондом Dawn, оценивают состояние маховика системы ориентации, энергоснабжение которого было автоматически отключено в начале августа, - неполадки могут незначительно задержать зонд на орбите вокруг астероида Веста, говорится в сообщении агентства.
      Зонд Dawn был запущен 27 сентября 2007 года, а 18 июля 2011 года впервые в истории вышел на орбиту вокруг астероида Весты. Это первый космический аппарат, который, изучив с орбиты одно небесное тело - Весту, сойдет с нее и продолжит путь к другому - к карликовой планете Церера, куда он прибудет в феврале 2015 года. В апреле 2012 года НАСА решило продлить пребывание Dawn на орбите Весты на 40 дней для "извлечения максимума из беспроблемного течения миссии".
      В ходе сеанса связи с Dawn 9 августа специалисты обнаружили, что бортовой компьютер днем ранее отключил питание маховика системы ориентации зонда. Данные телеметрии свидетельствуют о том, что на маховике было зафиксировано избыточное трение - аналогичная ситуация наблюдалась с другим маховиком Dawn в июне 2010 года.
      Сейчас для ориентации на Землю используются ионные двигатели зонда, все остальные его системы работают нормально. Dawn закончил основную научную миссию на Весте 25 июля и на момент обнаружения неполадок медленно удалялся от астероида, чтобы затем направиться к Церере. Из-за проблем с маховиком зонду придется немного задержаться на орбите вокруг Весты.
      Как подчеркивает НАСА, дополнительные тесты, проведенные в ходе полета к Весте в 2011 году, показали, что теоретически Dawn может добраться до следующего пункта назначения и без использования маховиков системы ориентации, передает РИА Новости.

15.08.2012 / 00:05   Частная датская компания провела испытания космической капсулы

Некоммерческая датская организация в минувшее воскресенье провела испытание собственной космической капсулы. Капсула является одним из ключевых элементов проектируемого любительского космического корабля. В компании Copenhagen Suborbitals говорят, что капсула Beautiful Betty со специальной тестовой нагрузкой под кодовым названием Randy была запущена с плавучей платформы в Балтийском море при помощи собственной ракеты LES (Launch Escape System).
      Как рассказали в Copenhagen Suborbitals, полет капсулы был предназначен для того, чтобы на практике отработать, как именно будет работать ракета-носитель и капсула в реальном полете и спуске, когда оба аппарата работают в условиях, соответствующих реальному полету.
      Компания называет результаты испытаний смешанными, так как формально все испытания были проведены, но ракета LES потеряла управляемость раньше времени и выброс капсулы произошел раньше времени, когда аппарат находился на слишком малой высоте. Как следствие, специалисты не успели провести все запланированные эксперименты. Тем не менее, основатель компании Кристиан фон Бенгтсон говорит, что он доволен результатами испытаний, пишет Cyber Security.

15.08.2012 / 00:05   Корабли прибыли в точку пуска спутника Intelsat-21

Океанская стартовая платформа "Одиссей" (Odissey) и командное судно "Си-Лонч Командер" (Sea Launch Commander) компании Sea Launch AG во вторник в полдень по московскому времени прибыли в стартовую точку в экваториальной части Тихого океана, откуда на 18 августа намечен запуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с американским спутником связи "Интелсат-21" (Intelsat-21), сообщил РИА Новости представитель компании.
      Первоначально старт "Зенита" планировался на 15 августа, затем последовательно сдвигался на сутки.
      "Стартовая платформа Odissey и командное судно Sea Launch Commander компании пришли к точке запуска "Зенита - 3SL" с космическим аппаратом Intelsat-21. В настоящее время запуск предварительно намечен на 18 августа в 10.56 мск. Причиной коррекции времени старта стали дополнительные проверки работоспособности космического аппарата, которые были выполнены его производителем по запросу со своей стороны во время выполнения автономных операций в базовом порту в Лонг Бич (Калифорния). Все системы работают штатно, пусковой персонал приступил к процедурам 72-часового отчета готовности к запуску", - сообщил собеседник агентства.
      "В результате запуска ракета должна вывести космический аппарат массой 5984 килограммов на геосинхронную переходную орбиту, откуда спутник будет позже переведен в рабочую точку стояния на целевой орбите", - заключил представитель Sea Launch.

15.08.2012 / 00:05   Роберт Бенкен назначен руководителем отряда астронавтов НАСА

В июле нынешнего года сменился руководитель отряда астронавтов NASA. Занимавшая в течение трех лет эту должность Пегги Уитсон (Peggy Whitson) уступила ее ветерану программы Space Shuttle Роберту Бенкену (Robert Behnken).

15.08.2012 / 00:05   Специалисты НАСА вычислили точное положение марсохода Curiosity

Руководитель миссии марсохода Curiosity Майк Уоткинс заявил во вторник на пресс-конференции, что специалисты, работающие с аппаратом, завершили перезагрузку аппарата и оптимизировали его операционную систему для "наземного функционирования". Команда Curiosity планирует приступить к тестированию научных приборов, после чего марсоход перейдет к реализации научной части программы.
      Кроме того, ученым удалось вычислить точное положение марсохода по снимкам, полученным при помощи бортовых камер самого Curiosity и изображениям с высокочувствительной камеры HiRISE на борту зонда MRO на орбите Марса, передает РИА Новости.

15.08.2012 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 15 августа 2012 г.

15 августа исполняется 85 лет (1927) со дня рождения Бориса Николаевича Лагутина. В 1987-1997 гг. - генеральный конструктор и директор Московского института теплотехники. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Один из создателей твердотопливных ракетных комплексов.

15 августа исполняется 65 лет (1947) со дня рождения американского астронавта Мэнли Лэнайра Картера (Manley Lanier Carter, Jr.).

15 августа исполняется 20 лет (1992) со дня запуска с космодрома Байконур грузового транспортного корабля "Прогресс М-14".

14.08.2012 / 19:05   Ракетно-космическая отрасль получит 650 млрд руб до 2015 г.

Россия намерена вложить в ракетно-космическую отрасль до 2015 года 650 миллиардов рублей, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев, передает РИА Новости.
      "С каждым годом мы вкладываем в развитие космической отрасли все более и более значительные средства. Напомню, что с 2012 по 2015 год планируется вложить 650 миллиардов рублей", - заявил Медведев на совещании по проблемам космической отрасли.

14.08.2012 / 18:05   Медведев сегодня примет часть решений о виновных в неудачах в космосе

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что намерен во вторник принять часть решений по поводу ответственности за неудачи в космической сфере, передает РИА Новости.
      "Нужно определиться, кто виноват в серии последних неудач, где были допущены просчеты, и в любом случае определить меру ответственности всех сопричастных к этим проблемам. Часть решений я приму сегодня", - сообщил Медведев на совещании по проблемам космической отрасли.

14.08.2012 / 18:05   О предстоящей коррекции орбиты МКС

В соответствии с программой баллистического обеспечения полёта Международной космической станции на 15 августа запланирована коррекция её орбиты.
      Операция проводится в целях формирования орбиты Международной космической станции перед спуском на Землю корабля «Союз ТМА-04М» и полётом корабля «Союз ТМА-06М».
      Манёвр намечено провести с использованием двигателей европейского грузового корабля ATV-3 «Эдоардо Амальди».
      По предварительным данным баллистической службы Центра управления полётами ЦНИИмаш двигатели будут включены в 20 часов 00 минут по московскому времени (16:00 GMT) и проработают 1876 секунд. В результате МКС получит дополнительный импульс в 4,4 метра в секунду. Средняя высота её орбиты увеличится на 7,7 километра и составит 414,42 километра, сообщают пресс-службы Роскосмоса и ЦНИИмаша.

14.08.2012 / 10:03   Новая дата старта РН "Атлас-5"

Новой датой старта РН Atlas-5 с грузом Национального разведывательного управления США NROL-36 названо 6 сентября. О причинах новой отсрочки не сообщается.

14.08.2012 / 08:43   Глава Роскосмоса доложит премьеру о причинах недавних ЧП со спутниками

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во вторник проведет совещание о проблемных вопросах организации космической деятельности, на котором заслушает отчет главы Роскосмоса Владимира Поповкина о причинах недавних ЧП со спутниками, сообщила пресс-служба правительства.
      "Цель предстоящего мероприятия, - в том числе, объективно разобраться в причинах неудач недавних беспилотных космических запусков. С докладом о ситуации в космической отрасли выступит руководитель Роскосмоса В.А. Поповкин", - говорится в релизе, который цитирует РИА Новости.

14.08.2012 / 00:05   Источник: сбой в тракте наддува топливом стал причиной ЧП с "Протоном"

Причиной нештатного выведения двух спутников связи ракетой-носителем "Протон-М" стал сбой в тракте наддува топливного бака, в результате чего компоненты топлива перестали штатно поступать в двигательную систему разгонного блока "Бриз-М" и он автоматически прекратил работу, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
      "На самом деле, формулировка сложнее, но проблема в тракте наддува топливного бака. Подача топлива в двигатель прекратилась, и он выключился, не отработав положенное время", - сказал собеседник агентства.

14.08.2012 / 00:05   НАСА начнет испытания «сменщика» разбившегося зонда «Морфей» в 2013 г.

НАСА и частная компания Armadillo Aerospace зимой 2013 года начнут испытания второго посадочного модуля «Морфей» (Morpheus) — первый такой аппарат потерпел аварию во время испытательного полета 9 августа и не подлежит восстановлению, сообщил в понедельник портал Space.com со ссылкой на представителя агентства.
      «К сожалению, это тоже часть процесса разработки… Мы многому научились в ходе тестов, в том числе и того, который прошел 9 августа», — сказала представитель JSC Брэнди Дин (Brandi Dean), которую цитирует портал.
      По ее словам, центр и его частный партнер по программе уже начали работу над следующим аппаратом, первые испытания которого могут пройти уже в начале 2013 года. При этом тестирование нового модуля начнется «с нуля», то есть с серии тестовых полетов «на привязи», когда аппарат удерживается специальными тросами. Сгоревший «Морфей» перед своим последним испытанием успешно выполнил 20 таких полетов, передает РИА Новости.

14.08.2012 / 00:05   Спускаемый аппарат космического корабля "Шэньчжоу-9" представлен на выставке в Сянгане

Спускаемый аппарат космического корабля "Шэньчжоу-9" и еще несколько других ценных предметов, иллюстрирующих недавнюю экспедицию китайских космонавтов в космос, представлены на выставке, стартовавшей в воскресенье в Сянгане. В течение 15 дней она будет открыта для свободного посещения и все жители и гости города, желающие получить представление о полете пилотируемого корабля, стыковке космических аппаратов, жизни и работе космонавтов на орбите, смогут попасть туда бесплатно, передает агентство Синьхуа.

14.08.2012 / 00:05   Кадровых решений после ЧП с "Протоном" пока не принято - источник

Обвинения в адрес ряда руководителей предприятий космической отрасли, имевших отношение к нештатному выведению на орбиту двух спутников связи, прозвучали в понедельник на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, курирующего российский ВПК, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
      "Обвинения прозвучали, но никаких кадровых решений пока не принято, а завтра у премьер-министра совещание. Кого туда пригласят - объявят позже. А может, никого не пригласят", - сказал собеседник агентства.
      Отвечая на вопрос, будут ли по итогам второго совещания приняты кадровые решения, или дело может ограничиться выговорами, собеседник агентства сказал: "Так не бывает. Думаю, будут. Объявят".

14.08.2012 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 14 августа 2012 г.

14 августа исполняется 60 лет (1952) со дня рождения американского астронавта Марка Чарльза Ли (Mark Charles Lee).

14 августа исполняется 15 лет (1997) со дня запуска с космодрома Байконур российского спутника системы предупреждения о ракетном нападении “Космос-2345”.

14 августа исполняется 5 лет (2007) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане американского и японского телекоммуникационных спутников Spaceway-3 и BSAT-3A.

13.08.2012 / 16:03   Роскосмос выделит почти 300 миллионов рублей на запуск "Бион-М"

Определенная Роскосмосом цена подготовки к запуску и запуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" с биоспутником "Бион-М" №1 составляет 287,5 миллиона рублей, говорится в сообщении на сайте госзакупок.
      Согласно опубликованной конкурсной документации, максимальная цена контракта на выполнение работ по подготовке и запуску ракеты-носителя "Союз-2.1б" со спутником "Бион-М" №1, проведению последующих работ по обеспечению управления космическим аппаратом, а также его последующим авиационным поиском и эвакуацией в 2012-2013 годах, согласно конкурсной документации, составляет 287,5 миллиона рублей.
      Из них затраты на материалы составляют 24 миллиона 427 тысяч рублей, оплата труда - 56 миллионов 198 тысяч рублей, отчисления на социальные нужды - 16 миллионов 972 тысячи рублей, прочие прямые затраты - 13 миллионов 980 тысяч. Накладные расходы по подготовке к запуску и его проведению составят 97 миллионов 222 тысяч рублей. Таким образом, себестоимость собственных затрат составляет 208 миллионов 799 тысяч рублей.
      Кроме того, затраты по работам, выполняемым сторонними организациями, оцениваются в 58 миллионов 260 тысяч рублей. Итого себестоимость проекта составляет 267 миллионов 59 тысяч рублей, из которых прибыль составит 20 миллионов 441 тысячу рублей, передает РИА Новости.

13.08.2012 / 16:02   Соглашение с Белоруссией по исследованию космоса внесено в Госдуму

Правительство РФ внесло на ратификацию в Госдуму межправительственное соглашение с Белоруссией о сотрудничестве в области космических исследований в мирных целях, сообщили РИА Новости в аппарате нижней палаты парламента в понедельник.
      Соглашение было подписано 15 марта прошлого года в Минске. Оно, как отмечается в сопроводительных документах к законопроекту, носит рамочный характер и определяет необходимые принципы, нормы и условия для развития двусторонних отношений в космической области, в том числе по вопросам распределения и охраны прав интеллектуальной собственности, экспортного контроля, защиты имущества, охраны технологий, таможенного оформления товаров космического назначения.
      Как ожидается, принятие этого законопроекта позволит создать организационно-правовые основы для взаимовыгодного сотрудничества России и Белоруссии в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

13.08.2012 / 15:59   Один из потерянных при запуске "Протона" спутников вышел на связь

Специалистам удалось установить связь с телекоммуникационным космическим аппаратом Telkom 3, на прошлой неделе выведенным на нерасчетную орбиту во время аварийного запуска ракеты-носителя "Протон-М". Тем не менее использование спутника по целевому назначению невозможно в связи с невыходом за запланированную орбиту, сообщает разработчик и изготовитель аппарата ОАО "Информационные спутниковые системы им. Решетнева".
      Однако спутник может стать тестовым аппаратом для дополнительных испытаний новой космической платформы, сказал РИА Новости Николай Тестоедов, гендиректор и генконструктор предприятия-разработчика этого спутника ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнева".
      "Мы сейчас делаем специальную программу (испытаний), и, если хозяева спутника - индонезийская компания, или страховщики, если к ним перейдет право - дадут нам эту возможность, мы сейчас готовим частную операцию по неким дополнительным испытаниям на этом аппарате - нашей платформы", - сказал Тестоедов.

13.08.2012 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 13 августа 2012 г.

13 августа исполняется 90 лет (1922) со дня рождения Вячеслава Александровича Белякова, с 1974 г. по 1987 г. директор КПО "Стрела" (в н/вр. ОАО Корпорация "Тактическое ракетное вооружение").

13 августа исполняется 40 лет (1972) со дня запуска в США (полигон на о. Уоллопс) спутника Explorer-46, предназначенного для изучения микрометеоритов.

13 августа исполняется 20 лет (1992) со дня запуска в Китае (космодром Сичан) австралийского телекоммуникационного спутника Optus B1.

12.08.2012 / 00:05   НАСА начало подготовку к запуску зондов для изучения поясов Ван Аллена

Специалисты НАСА приступили к последним приготовлениям к запуску двух зондов RBSP (Radiation Belt Storm Probes), предназначенных для изучения поясов Ван Аллена, передает РИА Новости.
      "Драматические изменения в радиационных поясах Земли делают космическую погоду крайне непредсказуемой. Одна из главных задач RBSP - использовать земную магнитосферу как естественную лабораторию для изучения этих процессов... Есть много загадок, которые нам предстоит разгадать", - сказал научный сотрудник проекта RBSP Барри Маук (Barry Mauk) из университета Джонса Хопкинса.

12.08.2012 / 00:05   Памятные даты космонавтики. 12 августа 2012 г.

12 августа исполняется 70 лет (1942) со дня рождения американского астронавта Роберта Ли Стюарта (Robert Lee Stewart).

12 августа исполняется 50 лет (1962) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) космического корабля "Восток-4" с космонавтом Павлом Поповичем на борту. Начало первого в мире группового полета двух пилотируемых космических кораблей.

12 августа исполняется 35 лет (1977) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) астрономического спутника HEAO-1 (High Energy Astronomical Observatory-1).

12 августа исполняется 20 лет (1992) со дня запуска в России (космодром Плесецк) военного спутника связи "Космос-2208" ("Стрела-2М").