НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Публикации


   "ЛУННОМУ СКИТАЛЬЦУ" - 35


    17 ноября – особый день в истории космонавтики. 35 лет назад – 17 ноября 1970 года - произошло беспрецедентное событие – на поверхность Луны опустился первый в мире телеуправляемый луноход. О судьбе этого «лунного скитальца» рассказывает один из его водителей Вячеслав Георгиевич Довгань.

    ВЕХИ ЛУННОЙ ПРОГРАММЫ СССР

    Лунная программа в СССР началась в конце 1950-х гг. 2 января 1959 года была запущена первая космическая станция «Луна-1» с красивым именем «Мечта». Пройдя вблизи Луны и передав на Землю разнообразные сведения о ней, «Мечта» стала первым искусственным спутником Солнца. В сентябре того же года «Луна-2», совершив первую жесткую посадку, доставила на наш естественный спутник вымпел с гербом СССР. «Луна-3» в октябре 1959 года вышла на орбиту вокруг Луны и сфотографировала ее – земляне впервые увидели обратную сторону естественного спутника своей планеты. В 1966 году автоматическая лунная станция «Луна-9» совершила первую мягкую посадку на поверхность Селены, передав на Землю панорамы лунного ландшафта и опровергнув предположение о том, что лунные моря заполнены космической пылью. «Луна-10», с борта которой транслировалась мелодия «Интернационала», стала первым искусственным спутником Луны. А после того, как аппарат «Луна-13» осуществил вторую мягкую посадку, встал вопрос о полете человека на Луну. Одним из звеньев этой программы стала разработка и конструирование транспортного средства (тогда еще не существовало понятия «луноход») для космонавтов, которые готовились к полету на Селену.

    ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАВАЛИСЬ ЛУНОХОДЫ

    Изначально перед луноходами ставилась задача обследования района прилунения пилотируемого космического корабля, который после выполнения программы должен был вернуться на Землю. В случае возникновения нештатных ситуаций, которые мешали космонавту вернуться на Землю на том корабле, на котором он прилетел на Луну, луноход должен был доставить космонавта на резервный корабль. К сожалению, первоначально задуманной программе не суждено было воплотиться в жизнь - к концу 1960-х годов преимущество в осуществлении проекта полета и высадки человека на Луну оказалось у США.
    В середине 1960-х годов главный конструктор ОКБ имени С.А. Лавочкина Георгий Николаевич Бабакин принял решение о создании передвижной лаборатории для исследования лунной поверхности. Для доставки на Луну такого космического аппарата была сконструирована унифицированная посадочная платформа. Кроме того, был создан космический аппарат, который мог произвести забор лунного грунта на глубине до 1 метра (вынутый грунт, упакованный в специальный герметичный контейнер, планировали доставить на Землю при помощи ракеты). Запуск первого лунохода был назначен на 19 февраля 1969 года – а управлять им должны были операторы с Земли.
    Расстояние от Земли до Луны около 400 тысяч километров, поэтому задача операторов состояла в том, чтобы научиться управлять передвижной лабораторией с учетом задержки сигнала в 4.1 секунды. К тому же, информация поступала на телевизионное устройство не в привычном режиме (25 кадров в секунду), а в так называемом малокадровом режиме – кадр находился на экране от 3 до 20 секунд (всего было четыре режима: 3.2, 5.7, 10.9, 21.1 секунды). Таким образом, задержка могла составлять от 7 до 24 секунд. Поэтому мы работали в «старт-стопном» режиме, то есть через три секунды после начала движения лунохода мы его останавливали, чтобы рассмотреть пришедшую на монитор очередную черно-белую «картинку». Обычный режим нашей работы давал около 10 секунд задержки, а это значит, что за 10 секунд, проходящих между сменой слайдов, луноход передвигался примерно на 3 метра. Поэтому появляющийся на экране кадр не имел ничего общего с предыдущим. Вести луноход по верному курсу, минуя препятствия, было непросто: по принятому на Земле телевизионному изображению нужно было не только понять, где находится кратер, где камень, где расщелина, но и определить его геометрические размеры, проанализировать оставшийся «за кадром» пройденный путь, а затем предположить, какое препятствие может ожидать луноход впереди. Это была новая уникальная профессия – водитель лунохода.

    
«СИДЯЧИЕ КОСМОНАВТЫ»

    Информация о программе отправки на Луну передвижной лаборатории была строго засекречена, поэтому никто из проходивших специальный, в том числе и медицинский отбор не знал, для каких целей нас готовят. Мы думали, что нас отбирают для полета в космос. Даже когда в 1970 году в газете «Правда» появился репортаж о достижении советской космонавтики на Луне, про экипаж «Лунохода-1» было написано: «это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек: рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами «СССР». Наши фамилии были названы лишь спустя 23 года.
    Отбор на профессию проводился среди представителей различных специальностей: здесь были и летчики, и танкисты, и шоферы, и трактористы – все, кто связан с вождением транспортных средств. Но ни один из них не смог пройти испытаний, так как привыкли, что на Земле все встречающиеся на пути препятствия находятся в поле зрения водителя, а для управления луноходом необходимо обладать аналитическим складом ума и развитой оперативной и долговременной памятью, чтобы по дискретной информации экстраполировать будущий путь.
    После различных испытаний из 45 человек отобрали 17. Нас представили главному конструктору лунохода Георгию Николаевичу Бабакину и объяснили, что целью нашей группы является дистанционное управление транспортным средством на Луне из наземного измерительного пункта, находящегося под Симферополем.
    Но сначала нам предстояло обучиться профессии «сидячих космонавтов», как нас назвал Георгий Николаевич. 14 человек (из них 7 предполагаемых водителей лунохода) привезли в поселок Горелово, где располагался ЦНИИ Трансмаш (ныне ВНИИ Трансмаш), которым руководил В.С. Старовойтов. Конструкторское бюро возглавлял А.Л. Кемурджиан, который со своим коллективом создал самоходное шасси Лунохода-1. Конечно, об этом в то время никто не знал. Мы познакомились с членами коллектива, среди которых были П.С. Сологуб, Л.Н. Поляков, В.Н. Петрига, М.И. Маленков, Ф.П. Шпак, В.В. Бабенко, Л.Т. Черепанова, Б.М. Лубенко, Ю.И. Васильев и другие. Они-то и обучали нас - будущих водителей лунохода. После Горелово вместе с другими нашими товарищами мы прошли учебу в Химках, где, собственно, и был создан сам луноход как передвижная лаборатория. Мы изучали техническую документацию, разбирали различные схемы, искали в библиотеках и магазинах литературу о Луне, встречались с селенологами, стараясь по возможности больше узнать о нашем естественном спутнике, бывали в цехах, где собирались и испытывались луноходы.
    После теоретической подготовки нас направили под Симферополь для тренировок на лунодроме. Здесь окончательно сформировался экипаж Лунохода-1, в состав которого вошли, в том числе, и ленинградцы - выпускники Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Экипаж состоял из двух расчетов: командиры - Николай Еременко и Игорь Федоров; водители - Геннадий Латыпов и Вячеслав Довгань; штурманы - Константин Давидовский и Викентий Самаль; бортинженеры - Леонид Мосензов и Альберт Кожевников; операторы наведения остронаправленной антенны Валерий Сапранов и Николай Козлитин; а также резервный водитель - Василий Чубукин.
    Первая попытка запуска лунохода оказалась неудачной: стартовавшая 19 февраля 1969 г. (за полгода до полета американского Apollo 11) ракета-носитель «Протон» с первым экземпляром лунохода взорвалась на 52-й секунде полета. Следующую попытку запустить луноход предприняли только в ноябре следующего года - 17 ноября 1970 года посадочная платформа с Луноходом-1 опустилась в Море дождей. Мы приступили к выполнению своей секретной миссии.

    
ИЗ ЖИЗНИ ЛУНОХОДА

    Луноход проработал около одиннадцати земных месяцев до 4 октября 1971 года – и за это время произошло немало интересных и необычных эпизодов.
    Собственно, наша работа и началось с такого «непредвиденного» момента. В ходе тренировок на лунодроме мы отработали множество операций - водили луноход «змейкой», проходили «коридор», распознавали различные препятствия - и достигли легкости в выполнении даже очень сложных заданий. Но при этом забыли о самом первом шаге – а именно о сходе лаборатории с посадочной платформы. Поэтому момент, когда опустилась посадочная платформа, и нужно было сводить с нее луноход, был очень волнительным для всего экипажа. У водителя Геннадия Латыпова пульс подскочил до 140 ударов в минуту. Но в любом случае мы должны были действовать, причем сводить Луноход нужно было «в слепую» - с выключенными антеннами. Геннадий провел операцию безукоризненно, красиво. Аппарат спустился на поверхность Луны, прошел метров 20 – только тогда мы включили телевизионные камеры и убедились, что все в порядке. После этого эпизода предстоящая работа уже не пугала возложенной на нас ответственностью – мы верили в успешное осуществление программы.
    Во второй лунный день – а по земному времени 10 декабря – произошло первое погружение Лунохода в кратер. Распознать его было невозможно из-за высокого Солнца – и в течение девяти часов нам пришлось выводить луноход на поверхность Луны. Сеанс невозможно было окончить до того момента, пока операция полностью не завершилась.
    Одним из интересных моментов в программе «Луноход-1» было решение навигационной задачи – вывода лунохода в заданную точку. Этой точкой, исключающей возможность ошибки, была выбрана посадочная платформа. На конец второго лунного дня мы ушли от нее более чем на полтора километра. В рамках навигационной задачи, которую мы решали в третьем лунном дне, нужно было возвращаться к платформе, проложив новый путь, отличный от уже проторенной луноходом колеи. За семь сеансов движения мы успешно решили эту задачу. По расчетам, мы должны были взять влево и пересечь колею – и, действительно, минут через 20 луноход вышел на колею, пересек ее и вышел к посадочной платформе. Мы сделали первый перекресток на Луне.
    Были в нашей лунной работе и курьезные случаи. Однажды, например, мы забыли о том, что существует лунное затмение. Начали сеанс связи – и вдруг произошло что-то странное: сигнал с лунохода идет, но ток заряда от солнечной панели резко упал. Что такое? Все растерялись, ничего не понимают. Кто-то догадался отодвинуть оконную штору – Луны нет. Как Луны нет? Да это ж лунное затмение! Земля встала между Солнцем и Луной – и ток упал. А нас забыли предупредить.
    Одним из ярких и, пожалуй, самых красивых эпизодов стал восход Солнца на Луне. Уходя в ночь, луноход всегда разворачивался таким образом, чтобы его солнечная панель была направлена на лучи восходящего Солнца для зарядки аккумуляторных батарей. Но момента восхода мы никогда не видели, потому что включать камеру было опасно – мог засветиться видикон. Однажды буквально на несколько долей секунды мы все-таки включили камеры – и увидели на мониторе, как первый солнечный луч осветил поверхность Луны. Это необычное и очень красивое зрелище зафиксировали наши специалисты «телевизионщики».
    Специфика работы лунохода была обусловлена не только ландшафтом Луны, но и ее температурным режимом. Лунной ночью, что соответствует четырнадцати с половиной земным суткам, температура опускается до минус 170 градусов С, а лунным днем поднимается выше 130 градусов С. При таком большом колебании в приборном отсеке должна поддерживаться комнатная температура. Для этого на луноходе была устроена радиоизотопная печка, благодаря которой соблюдался температурный баланс. К середине сентября 1971 года истекал период полураспада топливного элемента. Последний сеанс связи с луноходом состоялся 14 сентября 1971 года. В двенадцатом лунном дне аппарат уже не отозвался.
    В течение одиннадцати лунных дней «Луноход-1» перевыполнил запланированную трехмесячную программу, пройдя 10540 метров и обследовав площадь в 80000 квадратных метров. За 157 сеансов телефотометры передали на Землю 211 лунных панорам, телекамеры - почти 25 тысяч фотографий. В 537 точках определялись механические свойства поверхностного слоя лунного грунта (реголита), в 25 точках был проведен его химический анализ.
    Осуществив большую научную работу, первый в мире телеуправляемый луноход замерз, оставшись на Луне как памятник триумфу советской космонавтики. Наступит час, когда человек, долетев до естественного спутника Земли, сможет повторить путь этого «лунного скитальца» - такое нежное название дали ученые своему первенцу.

    ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОГРАММЫ

    После завершения своей миссии луноход продолжал приносить пользу Земле: установленный на нем французский уголковый отражатель позволил уточнить расстояние до Луны с погрешностью плюс/минус около 40 сантиметров. Теоретически и сейчас можно провести лазерную локацию с Земли, проверив, работает ли отражатель спустя три с половиной десятилетия после завершения программы «Луноход-1». Методика управления луноходом нашла практическое применение и на Земле. Когда произошел взрыв в Чернобыле, в НИИ Трансмаш была создана дистанционно управляемая машина, помогавшая в расчистке четвертого реактора АЭС.
    Последним шагом лунной программы в СССР стал запуск космического аппарата «Луна-24», взявшего пробу грунта с глубины 2.7 метра. Лунная программа была полностью закрыта в 1976 году. До сих пор она не возобновлялась, хотя еще в январе 2004 года президент США Джордж Буш провозгласил новую американскую космическую доктрину, рассчитанную на 15 лет и предполагающую разработку нового космического корабля, предназначенного для пилотируемых полетов к Луне, и создание обитаемой базы на естественном спутнике Земли. Но пока нет оснований воспринимать всерьез этот проект.
    На сегодняшний день планы пилотируемого исследования Луны есть только у Китая. Не позднее 2007 года китайские ученые планируют отправить к Луне исследовательский космический аппарат, затем - луноход, в дальнейшем предполагается высадка человека на поверхность естественного спутника Земли и создание на нем обитаемой базы.
    Сейчас сложно прогнозировать будущее лунной программы. Однако мы должны помнить, что естественный спутник Земли таит огромный потенциал, приоткрыв который, человек сможет не только изменить свою жизнь, но и продлить жизнь своей планеты. Диапазон возможных лунных направлений чрезвычайно велик: от создания солнечных батарей, аккумулирующих и передающих на Землю экологически чистую, не требующую выработки полезных ископаемых энергию Солнца, до строительства баз для освоения Марса и дальнейшего продвижения человека в космическое пространство.


    Довгань Вячеслав Георгиевич родился 20 октября 1937 года в городе Белгороде. Окончил Седьмую мужскую среднюю школу в Симферополе, Камышинское артиллерийское техническое училище, Военную инженерную академию имени Ф.Э. Дзержинского (ныне - Военная академия РВСН имени Петра Великого). Проходил службу в Ракетных войсках стратегического назначения, в Симферопольском центре космической связи Командно-измерительного комплекса (ныне - ГИЦИУ КС имени Г.С.Титова), затем в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н.Бурденко.
    С 1982 года - в филиале 35 НИИ военной медицины МО СССР (ныне – ГосНИИ военной медицины МО РФ), где и закончил службу в должности заместителя начальника филиала по научно-испытательной работе.
    Академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Медико-технической академии, член-корреспондент Международной инженерной академии, кандидат военных наук, профессор, генерал-майор. Автор более 120 научных трудов в области военно-медицинской и космической техники, почетный радист СССР, заслуженный испытатель космической техники. Награжден орденами Ленина, Почета, "Знак Почета" и многими государственными, ведомственными и иностранными медалями.

    Материал подготовлен к публикации журналисткой Ольгой Жарковской (Санкт-Петербург). .



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.