НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network

После перехода по ссылке появится еще видео. Предлагаем купить диплом иваново в кратчайшие сроки, звоните.

Публикации
Cистемы отображения информации пилотируемых космических кораблей лунных программ
Cистемы отображения информации пилотируемых КА Л1 и Н1-Л3

Тяпченко Ю.А.
НИИ авиационного оборудования, г. Жуковский, Туполева,18
т/ф 556-2350, e-mail: typhenko@progtech.ru, tiapchenco@niiao.com


В СССР было разработано несколько проектов пилотируемых космических комплексов для облета и высадки человека на Луну и проекты лунных баз. Основными из них являются проекты 7К-9К-11К,  УР500К-Л1 (Л1, облет Луны) и "Н1-Л3" (посадка на Луну), выполненные под руководством С.П. Королева и проекты  УР500-ЛК1 (облет Луны) и УР700-ЛК700 (посадка на Луну), которые выполнялись под руководством  В.Н.Челомея. В обоих проектах в части  СОИ и тренажеров для космонавтов активное участие принимал коллектив, которым руководил С.Г. Даревский в рамках Филиала ЛИИ (Начальник Филиала ЛИИ Н.Т. Коробан, заместитель начальника ФЛИИ В.Н. Сучков). Впоследствии на базе этого коллектива было создано СОКБ ЛИИ (см. http://www.niiao.com).

Важные работы по СОИ для лунных экспедиций и лунных баз были проведены в рамках проектов тяжелого межпланетного корабля (ТМК «Звезда») и наземного  экспериментального комплекса (НЭК). В НЭК на Филиал ЛИИ были возложены обязанности головного предприятия по созданию пультов всех отсеков, телевизионной системы и контура ручного управления системами НЭК. Научно-технические заделы по этим работам использовались при создании систем отображения информации комплекса "Н1-Л3".

Ниже дается краткая характеристика указанных проектов и роль СОКБ в них. Более обширная  информация об истории Советских Лунных программ представлена в Интернете на указанных в разделе «Литература» сайтах. Но, как в Интернете, так и в литературе, мало публикаций, посвященных научной и технической стороне составных частей этих проектов.

В настоящей работе предпринята попытка восполнить указанный недостаток в части систем отображения информации. Автор, как непосредственный участник всех отечественных состоявшихся и несостоявшихся пилотируемых космических программ, надеется, что со временем эти материалы будут востребованы.

В таблице 1 представлены основные этапы отечественных программ, связанных с освоением Луны. В борьбе за мировое лидерство в освоении космического пространства Лунная программа несколько раз менялась. Так, одной из первых была принята программа 7К-9К-11К. Эта программа базировалась на использовании достижений ракетостроения предыдущих программ. Наиболее сложной в ней была задача обеспечения надежности выведения на ОИСЗ составных частей комплекса и их сборка на орбите.





 В августе 1964 года руководство страны рассмотрело вопрос об экспедиции на Луну в ЦК КПСС и Совете Министров СССР. В принятом постановлении "О работах по исследованию Луны и космического пространства" высадка советского космонавта на поверхность Луны в 1967-68 г., т.е. раньше американцев, стала главной задачей советской пилотируемой программы. Проект 7К-9К-11К поддержки не получил и осуществление программы облета Луны было поручено В.Н.Челомею, который представил проект «УР500К-ЛК1». Разработка кораблей 9К и 11К была прекращена, а корабль 7К был переориентирован на орбитальные полеты и получил индекс 7К-ОК.

Во второй половине 1965 г. в правительстве СССР сформировалось мнение, что В.Н.Челомей с проектом "УР500К-ЛК1", несмотря на очевидные его достоинства, не сможет обеспечить приоритет СССР в пилотируемом облете Луны. Создание облетного корабля было поручено ОКБ-1 под руководством С.П.Королева. При этом для ускорения работ предусматривалось использование РН "УР500К" В.Н. Челомея с добавлением к ней разгонного блока "Д" в качестве четвертой ступени С.П. Королева.  Новый проект, названный "УР500К-Л1", С.П.Королев представил 15 декабря 1965г. Он был утвержден и стал основной Лунной облетной программой СССР.

Необходимо отметить, что в 1965-1966 годах прорабатывался иной вариант пилотируемого облета Луны. До завершения отработки РН УР500К  предлагалось корабль 7К-Л1 с помощью этой ракеты выводить на орбиту Земли в беспилотном режиме. В этом случае экипаж должен был стартовать на орбиту на ракете "Союз" в корабле 7К-ОК с активным стыковочным узлом. После стыковки кораблей космонавты должны были перейти в скафандрах из бытового отсека 7К-ОК в спускаемый аппарат 7К-Л1 через открытый космос и тоннель в опорном конусе САС. После этого корабль 7К-ОК отделялся, а комплекс Л1 стартовал к Луне.

Для обеспечения посадки на Луну основной стала программа "Н1-Л3" С.П. Королева, а не УР700-ЛК700 В.Н. Челомея. По мнению некоторых исследователей программа УР700-ЛК700 была более реалистичной, так как опиралась на отработанные технологии в то время, как программа Н1-Л3 для своей реализации требовала мобилизации научно-технического и производственного потенциала всей России. Частично это мнение подтверждается тем, что РН УР500, она же «Протон», из этой же серии стала самой надежной РН в мире.

После закрытия программы "Н1-Л3" НПО "Энергия" были предложены лунные проекты Н1-Л3М и Н1Ф-Л3М (1970 – 1974г.г.), «Вулкан-ЛЭК» (1974 – 1976), "Энергия-ЛЭК " (1976 – 1978)

 

Проект 7К - 9К - 11К

Комплекс состоял из кораблей 7К, 9К и 11К и должен был собираться на орбите Земли путем автоматической стыковки этих кораблей. Сначала на околоземную орбиту должен был выводиться корабль 9К (разгонный блок), затем к нему предстояло последовательно пристыковать три корабля 11К (танкер) с горючим и окислителем. После завершения заправки должен был стартовать корабль 7К с экипажем, который после стыковки с заправленным разгонным блоком образовывал облетный корабль. Если все пять запусков проходили успешно, и в четырех из них были выполнены стыковки, то собранный облетный корабль с экипажем на борту с помощью ЖРД разгонного блока 9К переводился бы на траекторию облета Луны.

В рамках этого проекта в ЛИИ под руководством С.Г. Даревского создавалась система отображения информации «Сириус-7К», ставшая в последующем базовой системой для кораблей "Союз-7К", "Союз-А8", "Союз-М"  и ДОС "Салют"  разработки РКК "Энергия". В дальнейшем на всех отечественных пилотируемых КА и ДОС нашли применение:

·         принципы матричного управления бортовыми системами,

·         пальчиковые ручки управления движением космического аппарата,

·         способы отображения информации на видеоконтрольном устройстве телевизионного типа,

·         методы совмещения телевизионной, текстовой и графической информации на одном экране,

·         конструкция каркаса пультов и приборных досок, кнопочные органы управления и способы их защиты от случайных включений.

Приборная доска СОИ «Сириус»  использовалась на всех модификациях корабля "Союз-7К" и ДОС "Салют" с доработками в части информационного обеспечения и незначительными доработками аппаратной части, изменяя свой индекс. На рис.1 показан пример СОИ, подобной той, которая создавалась для корабля 7К-Л1. 



Модификации командно-сигнального  устройства (КСУ), а также ряд приборов  использовались во всех модификациях  корабля "Союз-7К" и ДОС "Салют" НПО "Энергия", а также на станциях "Алмаз" генерального конструктора В.Н Челомея.

Программа "УР500К-Л1"

Программа полета предусматривала следующие этапы (см. рис.2а ). Космический корабль "7К-Л1" (11Ф91,беспилотный - "Зонд") с экипажем из двух космонавтов - командира и исследователя, выводится РН "Протон" и четвертой ступени-блока "Д" на промежуточную орбиту Земли. Примерно через час после старта сбрасывался опорный конус системы аварийного спасения,  двигательная установка блока "Д" включалась повторно и корабль переводился на траекторию облета Луны. Затем блок "Д" отделялся. В зависимости от точности выведения на траекторию облета Луны предусматривались коррекции движения корабля. После облета Луны нужно было выполнить еще две коррекции движения для более точного входа в атмосферу Земли. После проведения последней коррекции корабль ориентировался, СА отделялся от ПАО, совершал два погружения в атмосферу, и приземлялся или приводнялся в заданном районе на парашюте с применением двигателей мягкой посадки. Весь полет вокруг Луны и возвращение на Землю космонавты должны были совершать в космическом корабле 7К-Л1.



Корабль 7К-Л1 ("Зонд"). Пилотируемый облетный корабль "7К-Л1"(11Ф91) был создан на базе корабля 7К-ОК. Космический комплекс Л1показан на рис

Спускаемый аппарат (СА) имел сегментально-коническую форму с усиленным теплозащитным экраном. Экран сбрасывался перед посадкой на Землю. В СА размещался пульт управления кораблем – ПСА-1-Ф91, бортовой вычислитель "Салют-3", система жизнеобеспечения, элементы систем терморегулирования и радиосвязи, парашютная система, оптический ориентатор, аккумуляторная батарея.

Космонавты на корабле 7К-Л1 должны были совершать полет в костюмах без спасательных скафандров.

В ЛИИ для корабля 7К-Л1 под руководством С.Г. Даревского были созданы система отображения информации "Сатурн" и тренажер для подготовки космонавтов «ТДК-Ф91». По СОИ были завершены в полном объеме наземные автономные и комплексные испытания с положительными результатами, испытания на стендах заказчика, в составе тренажеров, на штатных изделиях Л1. Обеспечено изготовление и поставка тепловых, объемно-смотровых, габаритно-массовых макетов пультов. По результатам всех видов испытаний в соответствии с установленным в ракетно-космической отрасли порядке было выдано заключение о допуске к пилотируемому полету.

Тренажер ТДК-Ф91 также был введен в эксплуатацию, и на нем прошли в полном объеме подготовку к полету ряд экипажей. 

Пульт космонавтов ПСА-1-Ф91 СОИ "Сатурн"  корабля  Л1 (рис3а), сохранив нетехнологичную форму приборной доски СОИ  "Сириус-7К" (см. рис.1) корабля 7К-ОК,  по составу принципиально отличается от пультов и приборной доски этой СОИ:



·         несмотря на свои высокие технико-экономические показатели КСУ системы "Сириус-7К"  были заменены на КСП. При этом замена КСУ на КСП не позволила обеспечить резервирование ручного контура управления, как это было выполнено на корабле 7К-ОК.

·         из состава СОИ был исключен навигационный индикатор ИНК, так как на корабле Л1 не планировались полеты по круговой орбите вокруг Земли, а навигационный индикатор для отображения положения корабля на облетной траектории в тот период при заданных ограничениях по объему и массе составных частей корабля не имел приемлемого технического решения,

·         также, несмотря на свои высокие эргономические показатели, индикатор контроля программ с развернутым информационным полем был заменен на блок кнопочных переключателей со встроенными светодиодами, с помощью которого были реализованы функции ИКП СОИ "Сириус-7К" и КСУ, как устройства с матричным способом выдачи команд  и матричным способом контроля их исполнения. В отличие от КСУ данный блок не имел  дешифратора наименований объектов управления. Работа  с данным устройством без инструкции невозможна,

На рис. 4 показан вид сзади пульта. Пульт имеет ажурную клепаную конструкцию с разъемами для связи с бортовыми системами на жгутах. Конструкцией обеспечивался съем приборов со стороны лицевой панели.



В целом в проекте Л1 в части способов отображения информации по сравнению с СОИ "Сириус-7К" произошло снижение научно-технического уровня. Функции космонавтов были сведены к простейшим операциям выдачи команд и контроля их исполнения в соответствии с указаниями с Земли и полетной инструкцией.

 Однако, в рамках этого проекта, на базе исследований, которые были проведены при создании системы управления НЭК, был реализован режим работы средств сигнализации на информационных полях КСП по изменению состояния. Введение этого режима существенно повышало эффективность работы операторов при проведении комплексных испытаний корабля и в полете. Образ сигнальной ячейки с сигнализаторами изменения состояния объектов управления показан на рис.3б. На рис.4а-4г показаны светильники и датчики, которые поставлялись СОКБ в составе системы отображения.

Несмотря на более низкие технико-экономические показатели данной СОИ по сравнению с СОИ типа «Сириус» принципы, заложенные в системе "Сатурн", нашли свое широкое применение на всех пилотируемых отечественных кораблях и станциях.

Проект УР500К-ЛК

В.Н.Челомей - Главный конструктор ОКБ-52, предлагал свой проект: облет Луны по петлеобразной траектории кораблем ЛК. Причем корабль должен был выводиться на околоземную орбиту и переводиться на траекторию полета к Луне ракетой "Протон" (УР500К) и специальным разгонным блоком, разработанными в том же ОКБ.

Корабль ЛК должен был состоять из разгонного блока с ЖРД, приборно-агрегатного отсека (ПАО) и возвращаемого аппарата (ВА) конусовидной формы, слегка напоминающей КК США "Джемини". Предполагалось, что корабль будет оснащаться солнечными батареями, раскрывающимися после выхода на орбиту Земли. Первоначально пилотировать корабль должен был один космонавт, позже удалось в той же кабине разместить второго космонавта. Спасение космонавтов на этапе выведения предусматривалось вместе с ВА, который уводился от аварийной РН с помощью твердотопливной аварийной двигательной установки (АДУ) и совершал парашютную посадку по штатной программе.

Аванпроект корабля ЛК-1 для облета Луны одним космонавтом по петлеобразной траектории был утвержден Генеральный конструктором ОКБ-52 В.Н.Челомеем 3 августа 1964 г. (Хронологию работ можно смотреть на http://fpmail.friends-partners.org/~mwade/craft/lk1.htm )

В рамках этого проекта СОКБ ЛИИ под руководством С.Г. Даревского были выданы предложения по СОИ корабля ЛК-1.

Проект Н1-Л3

Начало работам по комплексу Н1 положило Постановление Правительства от 23 июня 1960 года "О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг."

Постановлением Правительства от 3 августа 1964 года впервые было определено, что важнейшей задачей в исследовании космического пространства с помощью ракеты-носителя Н1 является освоение Луны с высадкой экспедиции на ее поверхность и последующим возвращением ее на Землю.

Ракетный комплекс в составе РН Н1 и лунной системы Л3 с экипажем 2 человека с посадкой на Луну одного человека, получил обозначение Н1-Л3.

РН состоит из трех ступеней (блоки А, Б, В), которые соединены между собой переходными отсеками ферменного типа, и головного блока.

 Схема и состав комплекса Л3 и его составных частей показаны на рис 5а, 5б, 5в



Как видно из этих рисунков,  в систему Л3 входят:

  • ракетные блоки Г и Д,
  • ЛОК - лунный орбитальный корабль
  • ЛК - лунный корабль и ракетный блок Е,
  • головной обтекатель,
  • двигательная установка системы аварийного спасения

ЛОК представлял собой изделие, уже имевшее прототип в виде корабля «Союз-7К». ЛОК  состоит из спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО), на котором был расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатом системы стыковки, приборно-агрегатного (ПАО) и энергетического отсеков (ПЭО), в которых размещались ракетный блок И и агрегаты системы энергопитания на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавтов в лунный корабль через открытый космос.

Лунный корабль аналогов не имел. Он состоит из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока Е. Система управления строилась на базе БЦВМ и имеет ручную систему управления, позволяющую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунное посадочное устройство – четырех опорная конструкция с сотовыми поглотителями остаточной вертикальной скорости посадки.

Укрупнено схема полета выглядит следующим образом:

  • вывод системы Л3 ракетой-носителем Н1 на орбиту ИСЗ (время пребывания на орбите ИСЗ до 1 суток);
  • разгон системы Л3 блоком Г на траекторию полета Земля-Луна (блок Г работает до полной выработки топлива);
  • доразгон системы Л3 блоком Д до заданной скорости, проведение двух коррекций и переход системы Л3 (блок Д-ЛК-ЛОК) на орбиту искусственного спутника Луны; время полета к Луне 3,5 суток, пребывания на орбите ИСЛ - до 4 суток;
  • перевод системы Л3 с помощью блока Д с круговой на эллиптическую орбиту, ее ориентация и юстировка;
  • переход одного космонавта в ЛК из ЛОК;
  • отделение лунной посадочной системы (блок Д и ЛК) от ЛОК;
  • разворот и торможение ЛК блоком Д;
  • отделение блока Д и его увод;
  • торможение с помощью блока Е, маневр, юстировка и посадка ЛК на Луну;
  • работа на Луне от 6 до 24 ч;
  • взлет ЛК с Луны с помощью блока Е и выход на орбиту искусственного спутника Луны,
  • стыковка ЛОК (активный) с ЛК (пассивный) на орбите ИСЛ (время пребывания на орбите ИСЛ до 1 суток);
  • переход космонавта из ЛК в ЛОК,
  • отсоединение ЛК от ЛОК-а,
  • разгон ЛОК с помощью блока И по траектории Луна-Земля, проведение коррекций (время полета к Земле 3,5 суток);
  • отделение СА, вход в плотные слои атмосферы Земли со второй космической скоростью, планирующий спуск и посадка на территории СССР.

Общее время экспедиции 11-12 суток.

Были определены сроки начала летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) - 1966 год, экспедиции - 1967-1968 годы

 

Испытания ЛОК и ЛК прошли с положительными результатами и они были допущены к летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ).

 

В рамках проекта Н1-Л3 в ЛИИ под руководством главного конструктора С.Г. Даревского были созданы системы отображения информации  "Уран"  и "Орион"  для ЛОК и "Луч"  для ЛК (см. рис. 6) и тренажеры для подготовки космонавтов «ТДК-Ф93»  и «ТДК-Ф94». На рис 7- 17 показаны пульты СОИ  этого проекта, отдельные их фрагменты и раскрыто содержание (виды индикации) приборов группового контроля по вызову операторов.

























 

Для доказательства возможности ручной посадки на Луну и соответственно для разработки требований к системе ручного управления и отображения информации в ЛИИ (/1/ Л.М. Берестов и др.)  были проведены исследования управляемого полета на вертолетном имитаторе.

 

В части СОИ в ЛИИ были завершены в полном объеме  наземные автономные и комплексные испытания в соответствии с требованиями положения, принятому в ракетно-космической отрасли, и выдано заключение о допуске к летным испытаниям, обеспечены поставки тепловых, объемно-смотровых и габаритно-массовых макетов и штатных систем на все модификации ЛОК и ЛК и их отработка на заводе заказчика и на Байконуре.

 

Для обеспечения заданных требований по СОИ в рамках этого проекта были получены следующие основные результаты:

  • создан унифицированный ряд уникальных по своим технико-экономическим показателям приборов со световым отсчетом,
  • обоснованы принципы построения и созданы  индикаторы группового контроля на основе плазменной технологии (газоразрядные приборы),
  • разработан унифицированный ряд нормализаторов аналоговых параметров, которые нашли применение в ряде других проектов,
  • дальнейшее развитие получили принципы и технические средства контроля истинного состояния систем и изменения состояния агрегатов,
  • для повышения помехоустойчивости информационные поля были выполнены с использованием элементов памяти на основе магнитных элементов.

 

Проект УР700-ЛК700

Проект предусматривал прямую посадку корабля на Луну без каких-либо промежуточных операций стыковки на ОИСЛ.

Комплекс  УР700-ЛК700 предлагался в составе тяжёлой РН УР700 и лунного корабля ЛК700 (см.рис.18). В РН в качестве горючего/окислителя использовались долго хранимые компоненты. РН должна была строиться с использованием уже отработанных технологий.



ЛК-700 состоял из нескольких частей. Первая часть - это разгонный блок, который обеспечивал выведение всего комплекса к Луне. Вторая часть обеспечивала торможение у Луны, обеспечивая практически нулевую скорость на высоте нескольких км над Луной. Масса тормозной части составляла 37.5 т. Третья часть представляла собой непосредственно посадочный аппарат, который садился на поверхность.

В качестве опор использовалось шесть длинных своеобразных лыж. Это позволяло садиться с высокими вертикальными (до 5 м/с) и горизонтальными скоростями (до 2 м/с) на поверхность наклоном до 15о. После контакта с Луной посадочный модуль выравнивался: в каждой опоре имелся электродвигатель, которые и обеспечивали нужное выравнивание.

Ракета могла собираться на космодроме из частей, доставляемых по железной дороге (в отличие от Н1, собираемой на Байконуре). Экипаж состоял бы из двух космонавтов с последующим увеличением до 3 человек.

В проекте УР700 стыковка исключалась в отличие от проекта "Н1-Л3", в котором  была реализована довольно сложная для того времени схема полета, так как в ней требовалось решать задачу стыковки ЛК с ЛОК на ОИСЛ.  Космический аппарат мог не выйти на окололунную орбиту, а посадочный модуль мог не состыковаться с орбитальным отсеком.

Космический аппарат ЛК700 выводился на траекторию прямого попадания в нужную точку нашего спутника, и без каких-либо сложных операций совершал посадку. Такая схема менее эффективна, но зато была более простой, и, следовательно, надёжной. Имелись и другие достоинства этого проекта. В частности можно было садиться практически в любую точку видимого диска Луны (точнее на 88% лунной поверхности), в отличие от проектов с использованием лунных орбитальных аппаратов, которые накладывали ограничения на выбор места посадки наклонением своей орбиты.

Планировалось осуществить пять полётов УР700-ЛК700 из них последние три пилотируемые. Предполагалось, что при начале финансирования в 1968 г. первый пилотируемый полёт мог бы быть выполнен в 1973 году.

Проект УР700-ЛК700 был представлен 16 ноября 1966 года комиссии, возглавляемой Келдышем, как альтернатива проекту "Н1-Л3" / http://schools.keldysh.ru/uvk16/vvedencosm/123.htm / , но он не был принят для реализации. В качестве основного был принят проект Н1-Л3.

В рамках данного проекта СОКБ ЛИИ выполнило значительно меньшие объемы работ, чем по проектам С.П. Королева. В теоретическом плане это были интересные проекты, однако в практическом плане они в истории развития СОИ не оставили заметного следа, так как в них технические решения с одной стороны базировались на передовых, но уже апробированных технических решениях, а с другой – подходы в ОКБ-52 к роли человека в управлении космическим кораблем отличались от подходов, которые были приняты в ОКБ-1, где предпочтение отдавалось автоматике и управлению с Земли. В этом смысле наработки в части СОИ в рамках проекта ЛК-1 в дальнейшем оказались невостребованными и, как полагает автор, потерянными навсегда.

Для СОКБ возможность реализации проекта УР700-ЛК700 в установленные сроки не вызывала никаких сомнений.

 Проекты Н1-Л3М и Н1Ф-Л3М (1970 – 1974г.г.), «Вулкан-ЛЭК» (1974 – 1976), "Энергия-ЛЭК " (1976 – 1978) – см. рис.19.



ЦКБЭМ (ОКБ-1) был представлен  проект "Н1-Л3М", который был утвержден Советом главных конструкторов. В соответствии с этим проектом лунная экспедиция могла состояться в конце 1970-х годов, но 15 мая 1974 г. было принято решение о приостановке работ по проекту, а в 1976г программа высадки на Луну была закрыта совсем.

СОКБ ЛИИ приняло участие в разработке пультов для лунохода и для скафандра. Работы же по СОИ не были привязаны к конкретному изделию. В обеспечение этих работ в СОКБ был сформирован значительный научно-технический задел, основанный на работах по программам ТМК «Звезда» по заказу ОКБ-1, НЭК для ИМБП, МКБС (многоцелевая космическая базовая станция), НИР «Ратуша» совместно с ВИКИ им. Можайского, НИР «Унификация» и др. 

В рамках проекта ТМК (1961-1964г.г.) были апробированы практически все возможные на тот период технологии и методы отображения больших объемов аналоговой информации. В частности в экспериментальной СОИ, поставленной ОКБ-1, впервые апробирована электролюминесценция для решения задачи отображения сигнальной, цифровой и аналоговой информации, средства отображения информации на основе ЭЛТ и газоразрядных индикаторов, речевые информационные системы. Для создания комфортных условий полета в длительной экспедиции отрабатывалась цветомузыкальная система и многое другое. Совместно с заводом «Звезда» был проведен комплекс инженерно-психологических исследований по обоснованию требований к органам управления при работе космонавтов в скафандре при различных давлениях в нем.

В 1962 г. были проведены исследования  эффективности работы космонавтов при  использования слухового анализатора и создан бортовой речевой информатор /Тяпченко Ю.А., Серов В.Ф. и др., 1962 г./. Несмотря на большую значимость речевых информаторов в пространственно распределенных системах деятельности внедрить их на борту КА до настоящего времени не удалось. Эффективность речевых систем в настоящее время не требует доказательств.  Имеется успешный опыт применения такой системы на тренажере, созданном НИИАО для РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина по программе "Союз-ТМА"

В рамках работ по МКБС обоснован принцип построения СОИ большой системы на основе многофункциональных средств отображения и ввода информации, разработана программа и создана кооперация НИИ и ОКБ по разработке и поставке бортовых средств отображения на различных физических принципах. На основе этой работы была предложена унифицированная панель главного пульта СОИ, которая оказалась применимой не только в космонавтике, но и в других больших системах.

На прилагаемых к настоящей статье  слайдах представлены системы отображения информации кораблей Лунных программ, которые были допущены к эксплуатации и апробированы  на стендах, тренажерах и при комплексных испытаниях изделий на заводе и космодроме.

 Научно-технические достижения в области СОИ, полученные в рамках лунных программ нашли свое продолжение в системах отображения кораблей «Союз»  всех модификаций, ДОС "Салют" и "МИР", ОПС "Алмаз", ВКС "Буран". Однако следует отметить, что эти результаты могли бы быть получены и другим менее затратным путем. С позиций сегодняшнего дня работы по пилотируемым Лунным программам в том виде, как они реализовывались в конкурентной борьбе нескольких генеральных конструкторов внутри одной страны и с США оказались преждевременными, ненужными и весьма дорогостоящими. Политики не имели права допускать такого расточительства народных средств при том уровне жизни, какой был тогда и имеется сейчас.

С этой точки зрения автор принципиально согласен с мнением генерального конструктора, соратника С.П. Королева, академика В.П. Мишина, высказанном в одном из интервью: «Я вообще считаю, что это преждевременно было – на Луну высаживаться. Это мое мнение. Потому что жить надо на Земле. И космос использовать для Земли. И тогда, в 69-м, и сейчас. В те времена нужно было направить основные усилия на космическую связь, навигацию, предсказание погоды, разведку полезных ископаемых... Много чего можно сделать из космоса для Земли. Да и сейчас – сколько токсичных отходов скопилось, да вон те же лесные пожары из космоса можно отслеживать. И в то время, и сейчас, я считаю, ни на Луну, ни на Марс космонавтам лететь ни к чему. Нужно строить космические автоматы. Мы мало знаем еще, что там делается в районе Марса, Венеры. Ведь на Луну-то мы полетели после автоматов. Путь пролагают они. Нет, будущее космической науки – за автоматическими станциями….».

На одной из научно-технических конференций /Тяпченко Ю.А., 1998 г./, на которой представлялись доклады о вкладе космонавтики в народное хозяйство, автор, прослушав несколько докладов по достижениям в области ракетных двигателей, задал один вопрос: какие достижения в этой области внедрены в гражданской или военной авиации. Удовлетворительного ответа не последовало. Тогда же автор выступил с докладом о причинах того, почему передовые технологии космонавтики в нашей стране оказались невостребованными.  Они и не могли быть востребованы в силу своей дороговизны. Кроме этого военно-промышленный комплекс в этом не был заинтересован. Межведомственность и стремление к обособленности каждого направления, система стимулов, которая была принята в нашей стране, амбициозность и авантюризм технических руководителей программ и их, также как и политиков, безответственность перед будущим страны неизбежно приводили к перекосу развития науки и промышленности. Программы шли от техники, а не техника развивалась в соответствии с долгосрочными научно-обоснованными программами использования космического пространства в интересах землян.

Литература

 

1.       Результаты летных исследований характеристик управляемости пилотируемого космического аппарата в условиях Луны на вертолетном имитаторе ВИ-4-ЛК/ Рук. Л.М. Берестов; Исполн. Т.П. Шаповал, В.В. Горин, Е.Ф. Милютичев и др. ЛИИ. Отчет № 69-110-П.

2.       Г.Н. Дегтяренко, Б.А.Дорофеев. Программа экспедиции на Луну "Н1-Л3".  http://www.internetelite.ru/cosmopark/n1d.htmlв

3.       http://www.energia.ru/energia/launchers/vehicle_n1-l3.html

4.       http://schools.keldysh.ru/uvk16/vvedencosm/123.htm Советская лунная программа

5.       http://www.fas.org/spp/eprint/lindroos_moon1.htm THE SOVIET MANNED LUNAR PROGRAM EDITED & COMPILED. BY MARCUS LINDROOS

6.       И.И.Магер. Лунное притяжение/ Московский журнал № 2, февраль 2003г/www.mj.rusk.ru/03/2/mj2_1.htm/

7.       Маринин И.А., Шамсутдинов С.Х Советские программы пилотируемых полетов к Луне. Аэрокосмическая библиотека http://airbase.ru/books/authors/rus/sh/shamsutdinov-s-kh/l1-ziv/

8.       http://www.astronautix.com/articles/sovpart2.htm Soviet Manned Lunar Projects Part 2.

9.      http://www.russianspaceweb.com/spacecraft.html Russian spacecraft

10.  http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=1&id=3765 Н1-Л3 - Высадка на Луну (1964-1970 г.)

11.  http://fpmail.friends-partners.org/~mwade/craft/lk1.htm LK-1. Хронология. (This page no longer updated from 31 October 2001. Latest version can be found at www.astronautix.com )

12.  http://www.vestnik.com/issues/1999/0427/koi/loktev.htm, Александр ЛОКТЕВ (Москва) ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОСМОС. Первоисточник "Вестник" № 9(216), 27 апреля 1999

13.  http://www.skeptik.net/conspir/mishin.htm Как мы проиграли Луну. Источник: "Независимая газета" 20.07.99

14.  Фокин А.Ф., Мартынов Б.И.,  Тяпченко Ю.А., Иванов Б.Л. Разработка системы автоматической звуковой сигнализации САС-1 / ЛИИ. Отчет № 321-62, 1962 г., 37 стр.

15.  Тяпченко Ю.А. Космонавтика и научно-технический прогресс в области систем отображения информации/ 38-ые научные чтения, посвященные разработке творческого наследия К.Э. Циолковского. Тезисы докладов// Калуга, 15-18 сентября 1998г. М. ИИЕТ РАН, 1998, стр37-38

16.  http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=1&id=3734 Советские лунные программы

17.  Страницы от http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev2/text/01.htm до http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev2/text/16.htm

 

 

 



Публикация материалов данной статьи (таблицы, фотографии, схемы по пультам и системам отображения информации) без ссылки на статью с указанием ее автора и электронного адреса не разрешается

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.