НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


машин и оверлоков Brother
brother-online.ru
RB2 Network

RB2 Network

Наша компания выполняет проектирование зданий из металлоконструкций, промышленных и гражданских сооружений.

Публикации

     Александр Железняков

   ЦАРЬ-ТОРПЕДА


    Вероятно, у человека в крови тяга к монументальности и гигантизму. Так было во все времена. Чего стоят, например, знаменитые египетские пирамиды или идолы острова Пасхи. Может, это мы генной памятью постигаем тайны забытых предков? Может, это стремление бросить вызов природе во всех ее проявлениях, в виде высоких гор и бескрайних просторов?

    ЕЩЕ ОДИН ЧЛЕН "ЦАРСКОГО" СЕМЕЙСТВА

    Особенно острым стремление к исключительности стало в век научно-технического прогресса. Апофеозом, что вполне объяснимо, был период "холодной войны", когда глобальное противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов породило такие "чудеса технической мысли", что сегодня мы вспоминаем о них либо с дрожью, либо с восторгом.
    Одним из самых грандиозных творений тех лет, "на радость нам, на страх врагам", должна была стать торпеда, которую в современной литературе иначе как “супер-торпедой” или "царь-торпедой" и не называют. Это была действительно уникальная система вооружения. Правда, только по размерам. Сколь успешным было бы ее боевое применение, мы, к счастью, так и не узнали.
    Первые мысли о создании морского сверхоружия появилась, когда в СССР приступили к разработке атомных подводных лодок (АПЛ). Исследования в этом направлении начались в 1949 году, а 9 сентября 1952 года председатель Совмина И.В. Сталин подписал постановление правительства "О проектировании и строительстве объекта 627". Что это за объект, тогда знали только специалисты, да и то не все. Это сейчас уже ни для кого не секрет, что таинственный объект 627 – это и есть первая советская подводная лодка с ядерной энергетической установкой.
    На основе принятого постановления в Москве в обстановке строжайшей секретности были образованы две группы проектировщиков. Одна из них, возглавляемая Владимиром Николаевичем Перегудовым, должна была спроектировать саму лодку, а вторая, во главе с Николаем Антоновичем Доллежалем, - атомную энергетическую установку. Научным руководителем работ назначили директора Института атомной энергии АН СССР Анатолия Петровича Александрова, а общую координацию осуществлял один из энтузиастов создания атомных подлодок, заместитель председателя Совета Министров СССР Вячеслав Александрович Малышев.
    Работы групп проектантов самой лодки и ее энергетической установки велись параллельно и носили поисковый характер. Учитывая особую секретность работ, круг привлекаемых специалистов был весьма ограничен. Невероятно, но факт, что даже моряки, для которых подводный корабль и предназначался, в этот период не участвовали в выработке тактико-технических характеристик новой системы вооружения. Впоследствии это сыграло весьма негативную роль, как в формировании облика самой подлодки, так и в создании систем вооружения, которыми ее предполагалось оснастить. Возможно, что при иной организации работ наша страна получила бы совершенно другую подлодку. Но, что было, то было.
    Тем не менее, к марту 1953 года предэскизный проект был готов. Лодка предназначалась для нанесения удара по военно-морским базам и другим стратегическим целям в прибрежных районах противника, и по первоначальному замыслу, кстати, с энтузиазмом поддержанному в высшем политическом руководстве нашей страны, ее собирались оснастить специальной торпедой Т-15 с ядерной головной частью. Именно такой индекс она имела в технической документации, а все эпитеты родились гораздо позднее.
    Предполагалось, что на подводной лодке будет всего одна такая торпеда. Но зато какая!
    Диаметр этого монстра должен был составлять более полутора метров (точнее 1530 мм), длина 24 метра (это 22% от общей длины лодки), вес около 40 тонн, дальность хода 50-60 км. А в сочетании с термоядерной боеголовкой, данная система вооружения претендовала на роль самого мощного флотского оружия всех времен и народов. Разговоры о размещении на подводных лодках баллистических ракет тогда еще не велись.
    Изначально предполагалось, что мощность ядерного заряда весом до 4 тонн составит несколько мегатонн. Но это было на первом этапе работ. В дальнейшем мощность заряда предполагалось увеличить во много раз. Но об этом чуть позже.
    Я уже подчеркивал, что создание и самой лодки, и ее вооружения велось в обстановке строгой секретности. Эта закрытость привела к тому, что о ходе работ до сих пор известно крайне мало. Практически ничего неизвестно о тех ученых и инженерах, которые непосредственно занимались торпедой. Чуть больше известно о создателях ее ядерной начинки. Но тоже далеко не все и далеко не обо всех.
    Подобная ситуация характерна для тех разработок, которым не суждено было поступить на вооружение. О них, в отличие от созданных, постепенно забывают. Стираются из памяти происходившие события, имена конструкторов уходят в небытие. Увы, но такова жизнь.
    Необходимость размещения на борту лодки супер-торпеды привели к тому, что она по своему облику и тактико-техническим данным должна была существенно отличаться от состоявших тогда на вооружении дизель-электрических подлодок. Необычной для того времени была сигарообразная форма корпуса с эллипсовидной носовой частью. Но такие контуры как раз и диктовались необходимостью размещения носового торпедного аппарата для Т-15. Ну а, кроме того, такая форма снижала сопротивление воды при движении в подводном положении.
    Первая советская атомная подлодка должна была иметь скорость хода до 25 узлов, с которой она могла бы двигаться долгое время в подводном положении. Всего же продолжительность подводного плавания должна была составлять до 50-60 суток. Глубина погружения по сравнению с лодками периода Великой Отечественной войны увеличивалась а полтора раза.
    К маю 1954 года были готовы эскизный и технический проекты опытной подводной лодки. Ведущие научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации промышленности выполнили необходимый комплекс экспериментальных и опытно-конструкторских работ по отработке технических решений, созданию оборудования, вооружения и конструкционных материалов.
    В июле 1954 года к работам по созданию подлодки наконец-то была привлечена экспертная группа моряков оперативного профиля, которая отметила в своем заключении проблематичность эффективного использования корабля по основному назначению – обстрел берега ядерными торпедами Т-15. Кроме того, в заключении экспертной группы отмечалось недостаточная величина скорости полного хода, принятого состава оружия самообороны и ряд других недоработок.
    Такое мнение профессионалов и стало решающим при корректировке технического проекта – от супер-торпеды решили отказаться и оснастить подводную лодку менее мощными ядерными торпедами, но в большом количестве. Вместо одной Т-15 лодка должна была нести двадцать 533-миллиметровых торпед типа Т-5. В новом варианте АПЛ предназначалась для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удаленных морских коммуникациях.

    СЕМИПАЛАТИНСК, НОВАЯ ЗЕМЛЯ, ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ

    Но мне кажется, что причиной отказа от супер-торпеды стала не только позиция Флота. Немало нерешенных проблем было и у специалистов-атомщиков. Кратко рассказывая о ходе работ над проектом 627, мы как-то забыли, что кроме подводной лодки и самой торпеды необходимо было создать и ядерный заряд для нее. Причем, он должен был обладать разрушительной силой и, в то же время, должен был быть достаточно компактным, чтобы поместиться в небольшой объем торпеды. А вот эту задачу в требуемые сроки решить никак не удавалось.
    Если вспомнить историю создания атомного оружия в США и в СССР, то можно отметить, что ядерные и термоядерные авиационные бомбы начала 1950-х годов имели довольно большой диаметр. Недаром одно из устройств, которое использовалось для бомбардировки Японии, американцы так и назвали, конечно, неофициально, “Толстяк”. Размеры этой бомбы были в три раза больше, чем размеры головной части обычных торпед. Заряды мегатонной мощности имели еще большие размеры.
    Вопрос компактности ядерной головной части торпеды и стал тем самым камнем преткновения, о который споткнулись атомщики. Правда, это было не единственное препятствие на этом пути. Разработчики зарядов предлагали увеличить размеры торпеды, а специалисты флота - уменьшить размеры заряда и иметь его хотя бы малой мощности. В связи с этим и появились два проекта торпедного оружия с ядерными боеприпасами. Предполагалось сначала создать заряд для "малой" торпеды (Т-5), а потом, используя накопленный опыт, и для "большой" (Т-15). Разработкой обоих типов боеприпасов занимался в КБ-11 Юлий Борисович Харитон.
    Проблемы начались сразу же. 19 октября 1954 года ядерный заряд, предназначавшийся для "малой" торпеды и проходивший под индексом РДС-9, попытались взорвать на Семипалатинском полигоне. Но, увы, в тот день над полигоном так и простояла тишина. К сожалению ядерный заряд не сработал: взрыв химического взрывчатого вещества не вызвал реакции деления плутония. Впервые в истории советских ядерных испытаний произошел отказ. Вокруг башни образовалась зона радиоактивного заражения. Удаление радиационно-активных материалов производил личный состав полигона.
    В принципе, закончились испытание другим результатом и все могло быть иначе. Но как из песни не выбросить слов, так и из рассказа о супер-торпеде не исключить этой немаловажной детали. Произошло то, что когда-то должно произойти. Чуть раньше или чуть позже. С ядерным устройством для морского флота или для баллистических ракет. Не так уж это и важно.
    Теперь нет смысла рассуждать на эту тему. Главное состоит в том, что эта неудача, в сочетании с категорическим возражением флотских специалистов, фактически похоронила проект циклопической торпеды. Правда, как оказалось, не навсегда. Но об этом чуть позже, а пока еще несколько слов о создании заряда для ядерных торпед.
    Неудачу во время испытаний сильнее всего переживали в Военно-Морском Флоте. Если для атомщиков отрицательный результат был вполне допустимым событием в ходе экспериментальных работ, то для моряков это был сильный удар. Да, с одной стороны, они добились прекращения работ по Т-15. Но, с другой стороны, торпеды по-прежнему не было, ни в том, ни в другом виде.
    Тем не менее, работы продолжались, и 13 апреля 1955 года было принято постановление Совета Министров СССР о проведении в сентябре-октябре 1955 года следующих ядерных испытаний на полигоне на Новой Земле. В них предполагалось использовать два изделия Т-5 в стационарном положении на глубинах 10-15 и 30-40 метров.
    Подводный взрыв атомного боезаряда торпеды Т-5 произошел 21 сентября 1955 года. Устройство на тросе спустили с малого тральщика на глубину 12 метров, что примерно соответствовало глубине хода торпеды. На акватории в губе Черной были расставлены корабли-мишени: эсминцы, подводные лодки, тральщики и транспорты. Если кратко оценить события того дня, то можно сказать, что все прошло успешно: атомщики получили подтверждение правильности технических решений, а моряки – уверенность, что они будут иметь на вооружении ядерные торпеды.
    Второе испытание с подводным взрывом на глубине 30 - 40 метров, как было записано в постановлении правительства, в том году уже не успевали. Да и особой необходимости в этом уже не было. По крайней мере, на тот момент.
    Следующее испытание провели уже в 1957 году. Это была стрельба штатной торпедой с реальным ядерным зарядом с борта подводной лодки С-144. Она состоялась 10 октября на дистанцию 10 километров с атомным взрывом на глубине 35 метров. Отклонение от точки прицеливания составило 130 метров (точность оптических методов при глубоководном взрыве - до 20 метров). В результате потопили шесть кораблей-мишеней: два эсминца, две подводные лодки и два тральщика.
    Торпеду Т-5 приняли на вооружение подводных лодок, присвоив ей новый шифр. Однако в серийном производстве их изготовили небольшое количество. А до создания заряда для Т-15 так и не дошли.

    ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ?

    Возвращение к идее о создания супер-торпеды произошло в конце 1961 года. Своей реанимацией она обязана гению одного человека – Андрея Дмитриевича Сахарова. В тот год, 30 октября, прошло испытание еще одного представителя "царского" семейства – так называемой "царь-бомбы" мощностью 58 мегатонн.
    Ядерное устройство представляло из себя конструкцию весом 27 тонн. Чтобы доставить ее к месту предполагаемого взрыва пришлось серьезно модернизировать имевшийся на тот момент в наличии стратегический бомбардировщик. Все прекрасно понимали, что это не была система оружия, которую можно было доставить на территорию противника с помощью самолета или ракеты.
    Вот тут-то у Сахарова и появилась мысль применить в этих целях торпеду. Да-да, ту самую Т-15, которую пытались создать за несколько лет до этого. Позднее в своих воспоминаниях Сахаров писал:
    "…Я решил, что таким носителем может являться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водо-паровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника. <…> Корпус такой торпеды может быть сделан очень прочным, ей не страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов – как надводным взрывом “выскочившей” из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом – неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами. Одним из первых, с кем я обсуждал этот проект, был контр-адмирал Фомин… Он был шокирован “людоедским характером” проекта и заметил в разговоре со мной, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве. Я устыдился и больше никогда ни с кем не обсуждал этого проекта".
    Дальше разговоров на эту тему дело не пошло. А Андрея Дмитриевича вряд ли можно осуждать за подобные мысли – он был в первую очередь ученым, для которого это была не более чем очередная трудновыполнимая, но чрезвычайно интересная задача.
    Так была поставлена в проекте создания супер-торпеды. Больше к ней никогда не возвращались.

    А впоследствии и сама жизнь ни один раз подтверждала, что тяга к гигантизму приводит лишь к беде. Примеров тому великое множество. Один из них – гибель атомохода "Курск". Именно "толстая" торпеда взорвалась в отсеке этой самой совершенной российской подлодки, став причиной смерти 118 моряков. И какое счастье, что она несла всего-навсего обычный заряд, а не чудовищную ядерную начинку.

    ("Секретные материалы", № 4(157), февраль 2005 г., сс. 20-21).



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.