НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Публикации

     Александр Железняков

   "ДИСКАВЕРИ" ВЕРНУЛСЯ. ЧТО ДАЛЬШЕ?


    9 августа 2005 года благополучно завершился полет корабля многоразового использования “Дискавери”. Это была первая в США пилотируемая миссия после гибели “Колумбии”. Два с половиной года потребовалось американцам, чтобы возобновить полёты “шаттлов”. Но означает ли это, что они вернулись в космос?

    ШОУ НАЗНАЧЕНО, ШОУ НЕ СОСТОЯЛОСЬ

    “Спектакль”, названный “Возвращение в космос”, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) готовило давно и тщательно. По задумке организаторов это должно было быть шоу планетарного масштаба, с привлечением “лучших сил от политики, науки и искусства”.
    Сначала действо предполагали провести в марте нынешнего года. Но к назначенному сроку явно не успевали, поэтому сдвинули спектакль на май. Но и эта дата оказалась для НАСА нереальной, потому “историческое событие” было отсрочено ещё на два месяца. И вот, наконец, было сделано последнее уточнение. Всё должно было случиться во второй половине дня 13 июля.
    В тот день во Флориде, на мысе Канаверал, где должны были развернуться главные события, собрались сотни тысяч людей. Кроме специалистов, там можно было увидеть несколько десятков членов Конгресса США, которые на сутки прервали свою работу в Вашингтоне, чтобы воочию увидеть результаты работы, на которую они ассигновали миллиарды долларов. Свои делегации направили космические агентства России, Канады, Японии, европейских, азиатских, африканских стран. Тысячи представителей средств массовой информации в буквальном смысле этого слова оккупировали Космический центр имени Кеннеди, чтобы освещать старт “Дискавери”. Посмотреть на взлёт корабля, первый после более чем двухлетнего перерыва, примчались почти 300 тысяч простых американцев. Их автомобили заполонили все дороги “космического побережья”. Весь остальной мир приник к телевизорам, с интересом наблюдая за происходящим в режиме реального времени.
    Напряжение достигло своего апогея, когда все ведущие телекомпании мира передали кадры, как семеро астронавтов вышли из автобуса и заняли свои места в кабине “шаттла”. До старта оставалось несколько часов. Казалось, что уже ничто не может помешать осуществить задуманное.
    Однако, как это часто бывает, самые тщательные приготовления могут быть сведены на нет из-за какой-то мелочи, из-за какого-то пустяка. Так произошло и на этот раз.
    Среди тысяч узлов и агрегатов, из которых состоит система “Спейс Шаттл”, есть несколько маленьких-маленьких датчиков, которые фиксируют уровень топлива в баках корабля. Их четыре и они дублируют показания друг друга. И вот за два с половиной часа до назначенного времени старта один из датчиков показал отсутствие горючего в баках. И хотя показания трёх других датчиков говорили о том, что всё нормально, руководство НАСА приняло решение остановить предстартовый отсчёт и отложить запуск. Слишком много поставило агентство на карту, чтобы рисковать по мелочам.
    “Спектакль” пришлось перенести. Весь мир видел, как астронавты покидают борт “Дискавери”, садятся в автобус, который увёз их на отдых. А специалисты начали выяснять причину, по которой пришлось отложить старт. На это ушло гораздо больше времени, чем предполагалось сначала. “Шаттл” не удалось запустить ни на следующий день, ни через два дня, ни через неделю. “Зрители” ещё какое-то время ждали на космодроме обещанного зрелища, но потом потихоньку стали возвращаться к своим обычным делам.
    Расследование продолжалось почти 10 дней, но спецам из НАСА так и не удалось выяснить, почему отказал злополучный датчик. В конце концов, было принято решение его заменить и всё-таки запустить “Дискавери”. Датой новой попытки должно было стать 26 июля.
    Специалисты много спорили, правильно или не правильно поступило НАСА, отложив старт “Дискавери”. Все системы корабля многократно дублированы и нештатными показаниями одного из датчиков, когда три других свидетельствовали об отсутствии аномалий, можно было бы, в принципе, пренебречь. И вообще, где предел “разумной безопасности”?
    Практика пусков космических аппаратов и в нашей стране, и в других космических державах, показывает, что в любом случае риск потерять ракету довольно высок. Причинами этого могут стать и те неисправности, которые “заметили” на Земле, и те, которые совершенно неожиданно проявились во время полета. Та же практика говорит о том, что были в летописи космической эры случаи, когда в подобной ситуации давалось разрешение на старт и всё оканчивалось благополучно. Правда, бывали и обратные ситуации, когда “волевое решение” влекло за собой неприятные последствия. Поэтому, жаль, что НАСА отложило старт “Дискавери”, но понять американцев можно.
    За попыткой старта, которая была предпринята 26 июля, “в живую” наблюдали гораздо меньше зрителей, чем двумя неделями ранее. Например, американские законодатели в этот раз ограничились созерцанием запуска по телевизору, для чего в Капитолии был установлен огромный экран. Было меньше журналистов и праздной публики, которая всё-таки собралась в непосредственной близости от космодрома, но не в таком количестве, как во время ожидавшегося “вселенского шоу”. И, надо сказать, те, кто всё-таки оказался на космодроме или следил за стартом по телевизору, были “вознаграждены”. Но не красотой “картинки”, а тем, что последовало вслед за отрывом корабля от стартового стола.

    ЖУРНАЛИСТЫ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ СВОЮ СИЛУ

    Одной из рекомендаций, которую сделали члены комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели “Колумбии” (“комиссия Гемана”), было требование увеличить количество средств, наблюдающих за стартом. В НАСА эту рекомендацию выполнили (в отличие от некоторых других) и “понатыкали” телевизионные камеры повсюду. Стояли они и на Земле, и на внешней поверхности “Дискавери”, и внутри корабля. Вот эти-то камеры и зафиксировали на начальном этапе полёта отрыв куска изоляции от внешнего топливного бака, который “просвистел” близ обшивки “шаттла”. Миллионы людей замерли у экранов. Многие из них подумали, что американцы вновь наступили на те же грабли, что и во время полёта “Колумбии” в 2003 году, когда точно такой же кусок пробил теплозащитное покрытие корабля и привёл к фатальному исходу. И хотя было ясно видно, что осколок не коснулся “Дискавери”, на весь мир разнеслось сообщение о “новой трагедии, разворачивающейся в космосе”.
    Далее события развивались с калейдоскопической скоростью. “Шаттл” ещё не вышел на орбиту, а средства массовой информации уже вовсю критиковали аэрокосмическое управление США, передавали экстренные сообщения о повреждениях, полученных “Дискавери”, о необходимости проведения спасательной миссии и тому подобном. В буквальном смысле слова, инженерам НАСА не давали рта раскрыть, чтобы объяснить происшедшее и сделать здравый прогноз.
    Это продолжалось и после того, как корабль оказался в космосе. Ежечасно передавали информацию о всё новых и новых повреждениях, которые могли быть получены при взлете, о всё новых и новых неисправностях, которые были выявлены при проверке систем. Те, кто не знаком с космической техникой, мог подумать, что “Дискавери” просто разваливается и необходимо предпринимать что-то экстренное, чтобы возвратить астронавтов живыми и здоровыми. Натиск средств массовой информации был столь силён, что НАСА, не изучив данные о происшествии, не просчитав все возможные варианты развития событий, приняло решение отложить на неопределенный срок все дальнейшие полеты кораблей многоразового использования.
    А между тем в прессе продолжалась шумиха. Теперь от НАСА требовали сделать всё мыслимое и немыслимое, чтобы спасти экипаж. Среди вариантов спасения астронавтов чаще всего фигурировали два проекта.
    Первый предполагал запуск другого корабля многоразового использования – “Атлантиса”. Старт мог бы состояться в середине августа. Прибытие спасательного “челнока” экипаж “Дискавери” должен был дожидаться на борту Международной космической станции (МКС). Правда, в этом случае и “Атлантис” мог бы получить повреждения при взлете, и тогда бы ситуация бы только усугубилась.
    Второй вариант, который озвучил нынешний президент РКК “Энергия” Николай Севастьянов, предполагал задействовать в спасательной миссии российские “Союзы”. Для этого бы потребовалось бы четыре корабля: находящийся на орбите “Союз ТМА-6” и еще три аппарата, один из которых уже готов, а два других еще предстояло изготовить. С технической точки зрения такой вариант проходит. Но вряд ли он был актуален во время полета “Дискавери”.
    Цикл создания кораблей типа “Союз” занимает около двух лет. Вливание дополнительных финансовых средств могут лишь незначительно ускорить процесс. Таким образом, если бы американцы обратились за помощью к России, вывезти экипаж “Дискавери” было бы реально только к лету 2006 года. Но, простите, а что бы ели, чем дышали весь этот год астронавты. Для этого было бы необходимо ежемесячно запускать “грузовики”. А с этим российские предприятия вряд ли справились бы.
    Но о “спасении” астронавтов говорили на Земле, а между тем события в космосе шли своим чередом.

    “ДИСКАВЕРИ”: ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ

    К счастью, экипаж “Дискавери” ничего не знал, о тех страстях, которые захлестнули весь мир. Они просто делали свое дело, как предписывала программа полета. Конечно, им сообщили и о куске изоляции, и о необходимости тщательного осмотра поверхности “Дискавери” и о других вещах, которые им следовало знать. Но вот о том, что многие на Земле сомневаются в благоприятном исходе полета, им, естественно, не говорили. И правильно делали.
    Рассказывая о поднятой в прессе шумихе, я совсем забыл перечислить тех, кто отправился в полет.
    Их было семеро. Пятеро мужчин и две женщины. Шестеро американцев и американок и один японец. Пятеро тех, кто имел опыт работы в космосе, и двое новичков.
    Командиром “Дискавери” являлась полковник ВВС США Эйлин Коллинз – первая женщина, получившая право командовать “шаттлами”. Это был ее четвертый космический полет и второй в роди командира.
    Пилотом корабля был Джеймс Келли. Это была его вторая командировка на орбиту. Опыт космических полетов обладали и специалисты полета Стив Робинсон, Эндрю Томас и Венди Лоуренс. Японец Соити Ногути и американец Чарльз Камарда отправились в полет впервые.
    Полет “Дискавери” изначально мыслился как испытательный. Все остальные задачи – доставка грузов на МКС, научные эксперименты – считались сопутствующими элементами программы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сразу после выхода на орбиту астронавты приникли к иллюминаторам, чтобы убедиться в целости внешнего покрытия корабля. Осмотр выявил лишь несколько царапин на теплозащитных плитках. Но все они были целы.
    Осмотр был продолжен и после того, как “шаттл” сблизился со станицей. Обычно многотонные корабли многоразового использования сразу же “идут” на стыковку. На этот раз командир экипажа Эйлин Коллинз развернула громадину и позволила находящимся на МКС Джону Филлипсу и Сергею Крикалеву во всех подробностях сфотографировать нижнюю часть “шаттла”. Лишь после этого аппараты были состыкованы. Произошло это 28 июля.
    Тщательно изучив снимки, специалисты НАСА пришли к предварительному выводу, что кораблю ничего не угрожает. Окончательно в этом должны были убедиться Робинсон и Ногути, которым предстояло выйти в открытый космос и лично убедиться в целостности плиток.
    Пока двое астронавтов готовились покинуть борт станции, остальные занимались рутинными делами. На какое-то время им пришлось переквалифицироваться в такелажников, перетаскивая с борта “Дискавери” на МКС тонны грузов. В “шаттл” же загружали мусор и испорченное оборудование, которого на станции скопилось изрядное количество.
    Первый выход Робинсона и Ногути состоялся 30 июля, после чего Землю вновь захлестнула волна истерии. Что же такого “страшного” увидели астронавты? Да ничего особенного. В стыке между двумя плитками на поверхности корабля вылезло немного пены, которую заливают для герметизации корпуса. В других условиях на это бы и внимания не обратили. Но… “Обжегшись о молоко, дуют на воду”.
    Короче говоря, было решено провести в космосе “ремонтные работы” и удалить лишнюю пену. Методику таких операций НАСА отработало бы в любом случае, но решили воспользоваться “реальным поводом”.
    Но второй свой выход, который был осуществлен 1 августа, Робинсон и Ногути посвятили устранению неполадок на борту станции. На ней уже несколько месяцев не работал один из гироскопов, что затрудняло поддержание ориентации космического комплекса. Астронавты заменили сломанное оборудование на исправное.
    Ну а ремонт состоялся двумя днями позднее. 3 августа Робинсон и Ногути вновь вышли в открытый космос. После предварительной подготовки американец зафиксировался на конце руки робота-манипулятора, которым из кабины корабля управлял Томас. Он “поднес” своего коллегу к месту предстоящей работы и тот аккуратненько срезал всё “лишнее” с внешней поверхности “шаттла”. На всю операцию по ремонту астронавты затратили около часа. Последнее препятствие для возвращения “Дискавери” было утранено.
    Но полностью соблюсти график дальнейшего полета астронавтам все-таки не удалось. 6 августа “шаттл” отстыковали от МКС и отправили в двухдневный автономный полет, в ходе которого предполагалось вновь и вновь отрепетировать посадку корабля. Лишние сутки, а первоначально планировали, что в свободном режиме “Дискавери” пробудет лишь 24 часа, понадобились специалистам НАСА, чтобы убедить скептиков, да и убедиться самим, что трагедия “Колумбии” не повторится.
    Утром 8 августа астронавты начали готовиться к приземлению. Посадку предполагалось совершить на мысе Канаверал, откуда корабль и стартовал. Однако, сделать это не удалось. Над космодромом повисла низкая облачность, что по правилам безопасности запрещает производить приземление кораблей многоразового использования. Сначала полет продлили на один виток, а потом внесли в график еще одни сутки полетного времени.
    Но и 9 августа погода во Флориде не баловала встречающих. Вновь приземление задержали сначала на виток, а потом и вовсе решили задействовать резервную площадку на Базе ВВС США “Эдвардс” в Калифорнии.
    За посадкой в прямом эфире наблюдали все, кто смог в тот момент оказаться у экранов телевизоров. Сначала зрители увидели в темном небе яркую звездочку, которая росла с каждой секундой. Вскоре она приобрела четкие очертания космического корабля, а потом камеры смогли передать в эфир четкую картинку приземляющегося “шаттла”. И вот задние колеса “Дискавери” коснулись посадочной полосы. Вероятно, из груди миллионов людей вырвался вздох облегчения, когда они увидели эти кадры. Еще минуту корабль катился по посадочной полосе, после чего замер у ее кромки. Миссия “Дискавери” была успешно завершена.

    ЧТО ДАЛЬШЕ?

    Что бы ни говорили о повреждениях, которые получил “Дискавери” при взлете, полет по программе STS-114 можно признать одним из самых успешных полетов кораблей многоразового использования в техническом плане. Все-таки та работа, которую в НАСА провели по модернизации “челноков”, не пропала даром. Правда, специалисты работали на безопасность астронавтов, а не на публику. Поэтому и пришлось им принять столько критики в свой адрес.
    Но успех успехом, а благополучное приземление “шаттла” мало что изменило в судьбе кораблей этого класса. По-прежнему нет никакой ясности со сроками следующего полета. Ранее планировалось, что “Атлантис” окажется в космосе в сентябре нынешнего года. Но после принятия в НАСА решения об отсрочке новых миссий, маловероятно, что аэрокосмическому ведомству позволят реализовать свои планы. В лучшем случае, следующий запуск удастся произвести в ноябре. Но больше шансов, что это случится лишь в следующем году.
    Временный вывод из эксплуатации “шаттлов” заставляет задуматься и о будущем Международной космической станции. Вот уже два с половиной года она функционирует только благодаря России, которая взяла на себя основную нагрузку по ее обслуживанию и по доставке на ее борт российско-американских экипажей. Следующий экипаж отправится на орбиту в октябре нынешнего года на корабле “Союз ТМА-7”. Если старт “Атлантиса” будет задержан, то не исключается, что и “Союз ТМА-8” придется задействовать с той же целью.
    Однако, финансы у российской космонавтики не безграничны, поэтому все чаще и чаще говорят о необходимости брать деньги с американцев за то, что мы возим их в космос. С одной стороны, это действительно дорогое удовольствие и нам оно явно не по карману. Но, с другой стороны, не все можно измерить деньгами. Поэтому к вопросу коммерциализации отношений между партнерами по МКС я бы порекомендовал подходить с осторожностью. Может так получиться, что получив дивиденды сегодня, мы многое потеряем в будущем. Но это вопрос “большой политики”, в которую, к счастью, играют не все.

    Нет никакого сомнения, что “шаттлы” еще побывают на околоземной орбите. Но вот говорить об их долгой эксплуатации не приходится. Максимум пять лет. Именно столько отвели “челнокам” специалисты НАСА. Но и это не окончательный вердикт. Могут последовать новые коррективы и тогда век кораблей многоразового использования окажется еще короче.

    ("Секретные материалы", № 18, август 2005 г.).



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.