НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Публикации

     Александр Железняков

   ПЕРВАЯ АВАРИЯ "ДНЕПРА"


    Эксплуатация ракеты-носителя “Днепр” (модифицированный вариант межконтинентальной баллистической ракеты РС-20) началась семь лет назад. К лету нынешнего года в активе этого космического “извозчика” было шесть стартов (все успешные) и 22 запущенных спутника. Однако, 26 июля 2006 года череда удач для этой российско-украинской ракеты оказалась прерванной – седьмой по счету пуск закончился аварией. Были потеряны 18 (!) космических аппаратов.

    ПЕРЕЛИЦОВЫВАЯ ОДЕЖДЫ

    Своим появлением ракета-носитель “Днепр” обязана тем процессам, которые произошли на мировой арене в последнее десятилетие минувшего века. Крах коммунистической системы, подписание советско-американских (а потом и российско-американских) договоров о сокращении стратегических вооружений, распад СССР – вот причины, заставившие конструкторов ракетной техники “перелицевать” военный мундир знаменитой и грозной межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 (более известной как “Сатана”) в костюм “гражданского образца”.
    Работы по созданию космического носителя “Днепр” на базе подлежащих ликвидации в соответствии с договоренностями межконтинентальных баллистических ракет 15А18 (такой индекс имеет эта ракета в конструкторской документации) начались в середине 1990-х годов. Эта программа стала одной из крупнейших на тот момент в области конверсии. В ней приняли участие предприятия и организации России, Украины, Казахстана и ряда других стран, что сразу подняло проект на “высокий международный уровень”. Но “запевалами” в нем выступали, естественно, Россия, юридически владевшая всем арсеналом боевых ракет, и Украина, на заводах которой в свое время эти ракеты были изготовлены.
    В совместном заявлении президентов России и Украины Бориса Ельцина и Леонида Кучмы от 31 мая 1997 года создание комплекса “Днепр” было отнесено к приоритетным направлениям деятельности на долгосрочную перспективу. Порядок выполнения программы чуть позже был утвержден постановлениями правительств двух стран. Тогда же было создано совместное предприятие “Космотрас”, задачей которого стало проведение работ по модернизации комплекса, предоставление пусковых услуг всем заинтересованным организациям, эксплуатация носителя.
    В состав консорциума вошли предприятия и организации России и Украины, создавшие ракетный комплекс и осуществляющие гарантийный и авторский надзор в процессе его эксплуатации. Среди них: КБ специального машиностроения (обслуживание пусковых комплексов и сооружений), ЦНИИмаш (научно-техническое сопровождение программы), ГКБ “Южное” (головная проектно-конструкторская организация), ПО “Южмаш” (головное производственное объединение), АО “Хартрон” (доработка системы управления ракетой-носителем) и другие. Координацией работ на государственном уровне занимаются российское Федеральное космическое агентство и Национальное космическое агентство Украины.
    Доработка ракеты, которую проводили в 1997-1999 годах, состояла, в основном, в изменении алгоритмов системы управления. Это был вполне естественный шаг. В конце концов, космическому носителю предстояло доставлять на околоземную орбиту космические аппараты, а не ядерные боеголовки, на что, в свое время, “настраивали” “Сатану”. Кроме того, требовалось обеспечить установку спутников на ракете, оснастить носитель телеметрическими системами и выполнить ряд других работ. Но все это было мелочами, по сравнению с тем, что уже имелось.
    Применение на ракете-носителе “Днепр” дополнительной разгонной ступени позволяло выводить на низкие орбиты до пяти тонн полезного груза или существенно поднять высоту орбиты, а также запускать небольшие автоматические зонды к ближайшим планетам. Это существенно расширяло возможности носителя и делало его весьма привлекательным для потенциальных заказчиков. А таковых в конце 1990-х годов в мире было предостаточно. Правда, большинство из них уже через год-другой отказалось от своих амбициозных планов по “покорению Вселенной”. Но появились другие заказчики. К сожалению, их количество сейчас в несколько раз меньше, чем это было лет десять назад. Но они есть.

    ПУСКИ “ДНЕПРОВ”

    Первый пуск в рамках программы “Днепр” состоялся с космодрома Байконур 15 апреля 1998 года. Это был еще не космический носитель, а боевая ракета, хотя и значительно модифицированная. Ее задачей являлась демонстрация потенциальным заказчикам возможностей ракетного комплекса. В тот день десять головных частей ракеты успешно поразили десять целей на камчатском полигоне Кура.
    А свою “космическую” историю комплекс начал ровно год спустя. 21 апреля 1999 года в 7 часов 59 минут 12 секунд по московскому времени, когда из 95-й шахтной пусковой установки 109-й площадки Байконура боевыми расчетами Ракетных войск стратегического назначения была запущена ракета РС-20 (15А18, зав. № 6703542509) с надписью на обтекателе “Днепр”. Ракета вывела на расчетную круговую орбиту английский научно-экспериментальный спутник “Уосат-12”, предназначенный для исследования космического пространства и поверхности Земли.
    Запущенная в тот день “Сатана” более 20 лет простояла на боевом дежурстве в шахте в районе города Карталы. После принятия решения об ее использовании для космического пуска, на ракете были демонтированы головная часть и третья ступень и слиты компоненты топлива. После этого ракету извлекли из шахты и направили в арсенал, а специалисты занялись доработкой системы управления третьей ступени, изготовлением теплозащитного экрана и удлинением головного обтекателя. За месяц до старта все составные части ракеты доставили на космодром, где начался их монтаж и проверки.
    Первый успешный пуск вдохновил участников работ и они незамедлительно взялись за подготовку новых ракет к запуску. Руководители компании “Космотрас” рассчитывали, что их носители из-за своей дешевизны станут основными при запуске низкоорбитальных телекоммуникационных спутников систем связи “Иридиум”, “Глобалстар” и других. Предполагалось пускать восемнадцать “Днепров” ежегодно. Однако, потенциальные заказчики очень быстро обанкротились и пришлось искать для носителя новую полезную нагрузку, что не позволило пуски носителя сделать регулярными. Этой нагрузкой стали, в основном, небольшие космические аппараты, которые в последние годы в обилии разрабатываются во многих странах мира.
    Большинство последующих пусков “Днепров” были кластерными, когда в космос выводилось более одного спутника за раз. Так во время второго космического старта, состоявшегося 26 сентября 2000 года, на орбиту были выведены пять космических аппаратов. Столько же их было и во время третьего, осуществленного 20 декабря 2002 года. А во время четвертого пуска количество спутников, выведенных на околоземную орбиту, составило уже восемь.
    В 2005 году программа “Днепр” фактически пережила свое второе рождение. Вечные проблемы с получением разрешения на пуски от правительств Казахстана (юридический владелец космодрома Байконур) и Туркмении, на территории которой находится зона падения первой ступени носителя, заставили руководство компании “Космотрас” искать альтернативные решения для выполнения своих задач. И такое решение было найдено – использовать в качестве космодрома позиционный район боевых ракет “Домбаровский”, находящийся на территории России, в Оренбургской области. При этом упрощались все юридические формальности, а также значительно удешевлялся сам запуск. Что делало программу “Днепр” еще более привлекательной для потенциальных заказчиков.
    Демонстрационный пуск ракеты-носителя “Днепр” по баллистической траектории без полезной нагрузки состоялся из “Домбаровского” в 2005 году. А уже через год в июле 2006 года оттуда в небо ушел носитель с американским экспериментальным спутником “Генезис-1”, представлявшим собой прототип “надувного” орбитального отеля, который вознамерился построить на околоземной орбите миллионер из Лас-Вегаса Роберт Бигелоу. Старт оказался успешным – спутник “надулся” в космосе и с ним продолжают работать. Владелец космического аппарата уже заявил, что и второй прототип он запустит с помощью “Днепра”.
    Следующий старт должны были провести с Байконура всего через две недели после запуска “надувного отеля”. Его и произвели. Только вот результат оказался печальным.

    КАТАСТРОФА

    В последние годы любой космический старт с Байконура вызывает к себе повышенное внимание. Запуски спутников, за исключением, конечно же, военных, проводятся при большом стечении гостей. На космодром прибывают делегации из тех стран, космические аппараты которых должны отправиться в космос. Да и туристов теперь на Байконуре можно встретить в любое время года.
    26 июля 2006 года не стало исключением. Наоборот, этот день мог сравниться по числу гостей, приехавших понаблюдать за стартом, с пусками пилотируемых кораблей. Была там многочисленная белорусская делегация во главе с президентом этой страны Александром Лукашенко. Как-никак в космосе должен был появиться первый спутник Республики Беларусь.
    Были студенты и преподаватели Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана, римского университета, американских, европейских и японских университетов, чьи спутники также были установлены на “Днепре”. Присутствовали вместе со своими руководителями делегации космических агентств России, Украины, Казахстана.
    Уже были накрыты столы, чтобы отметить успешный запуск первого белорусского спутника и студенческого спутника “Бауманец”. Иностранные гости не спешили заниматься праздничными приготовлениями, но и в их багаже хранились нераспечатанные бутылки виски и сакэ, чтобы “обмыть” запуск.
    И вот настал час “Х”. Звучит команда “Пуск”, из шахты на 109-й площадки космодрома вырываются клубы дыма и сквозь них огненной стрелой ракета устремляется ввысь.
    В первую минуту полета казалось, что всё идет нормально. Точно так же, как и во всех предыдущих пусках. Каждые десять секунд по громкой связи звучали бодрые доклады об исправности всех систем носителя и о нормальном полете. Присутствовавшие на старте уже начали сдержанно поздравлять друг друга. Но новый доклад заставил всех затаить дыхание. Оператор неожиданно сообщил о возникновении нештатной ситуации на борту и почти сразу об аварийном отключении двигателей первой ступени. Даже непосвященным во все тонкости ракетной техники стало ясно, что случилось нечто неординарное. Хотя многие еще надеялись на чудо. Но его не произошло. Еще через минуту стало известно, что ракета упала в 180 километрах от космодрома. Все космические аппараты, находившиеся в головной части “Днепра”, погибли.
    Сразу же была создана аварийная комиссия, которая занялась расследованием причин неудачи. В нее вошли представители России, Украины, Казахстана.
    Удрученные происшедшим гости понуро покидали космодром. Кто-то улетел сразу, кто-то остался до утра. Бутылки на праздничном столе так и остались нераспечатанными.

    УТРАЧЕННЫЕ СПУТНИКИ

    Число спутников, потерянных во время аварии “Днепра”, конечно же, впечатляет – восемнадцать (!). Если бы все прошло благополучно, то старт стал бы рекордным по количеству космических аппаратов, доставленных на околоземную орбиту одной ракетой.
    Хотя, правды ради, надо сказать, что большинством утраченных космических аппаратов (14 из 18) являлись наноспутники весом 1 килограмм каждый. Эту простую конструкцию кубической формы (длина грани 10 сантиметров) уже несколько лет “тиражирует” американская компания “Кубесат”. Всего за пять тысяч долларов ее может купить любой желающий. Что сегодня и происходит. На борту несчастливого “Днепра” находились спутники, принадлежавшие Гавайскому, Иллинойскому, Канзаскому, Аризонскому и некоторым другим университетам США, а также учебным заведениям из Японии, Южной Кореи и Норвегии.
    Был на ракете и еще один наноспутник, в два раза больше, чем каждый из “Кубесатов”. Его изготовили специалисты Туринского политехнического университета по собственным чертежам. Основной задачей этого космического аппарата являлось проведение научных исследований, а также использование его в образовательных целях. В частности, предполагалось сфотографировать северное полушарие Земли, провести технологические испытания некоторых разработок в условиях реального космоса и проверить каналы связи. Студенты и аспиранты университета при этом смогли бы воочию убедиться в правильности технических решений, сделанных ими в процессе конструирования аппарата. Но, как видим, все эти планы оказались нереализованными.
    Другие спутники, которые предполагалось запустить, были больших размеров.
    “БелКА” должен был стать первым спутником Республики Беларусь. Он является космическим аппаратом природоресурсного направления. Спутник был создан российской Ракетно-космической корпорацией "Энергия" им. С. П. Королева на базе универсальной космической платформы "Виктория" по заказу Национальной академии наук Беларуси. Он относился к классу аппаратов малой размерности, функционирующих на низких орбитах. "БелКА" предназначался для регулярной и оперативной съемки участков земной поверхности в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах спектра с высоким пространственным разрешением. Космический аппарат должен был обеспечить хранение и передачу полученной целевой информации совместно с необходимой служебной информацией на наземные пункты приема. Из-за своей массы – 750 килограммов – спутник “БелКА” считался основным грузом в ходе пуска “Днепра”.
    Второй “по значимости” полезной нагрузкой можно назвать российский студенческий спутник “Бауманец”, который предполагалось запустить в честь 175-летия Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. Весил он в десять раз меньше, чем “БелКА” – 80 килограммов, но всё равно превосходил по массе прочие космические аппараты вместе взятые. Спутник предназначался для проведения научно-технических и образовательных экспериментов с целью приобретения студентами практического опыта эксплуатации КА и отработки технологии изготовления аппарата. Создали его специалисты НПО машиностроения при активном участии студентов и преподавателей ВУЗа-юбиляра и ряда других учебных заведений. Он должен был проработать на орбите не менее трех лет.
    И, наконец, последний из “крупных” спутников – 12-килограммовый “Унисат-4”. Его разработала Группа астродинамики Аэрокосмического инженерного факультета Римского университета. Его назначение – проведение технологических экспериментов и тестирования оборудования в космосе.
    Как видим, “планов было громадьё”. Но в дело вмешался ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ и теперь всем “пострадавшим” от аварии ракеты придется вновь готовить свои аппараты для запуска. Хорошо ещё, что деньги на это будут – запуск был застрахован и страховым компаниям теперь, волей-неволей, придется компенсировать ущерб.

    КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ

    Вполне естественно, что происшедшая авария вызвала большой резонанс. К счастью, обошлось без жертв, так как ракета упала в пустынных районах по трассе полета.
    Но без проблем всё-таки не обошлось.
    Одной из них стало то, что из разбившейся ракеты вытекло немало высокотоксичного топлива, что немедленно вызвало резкий протест местных экологов. Россия тут же пообещала компенсировать ущерб. Однако, учитывая, что и предыдущие пуски происходили “со скрипом”, о чем я уже написал, можно предположить, что в следующий раз этот носитель взлетит из казахстанской степи нескоро. Вероятнее всего, следующий запуск российско-украинского носителя состоится с нового космодрома “Домбаровский” в Оренбургской области. В этом случае согласование с Казахстаном не потребуется.
    Другая проблема заключается в выяснении причин аварии. Обычно на это требуется много времени, так как всё происходит “на расстоянии” и понять, что отказало и почему весьма сложно. Часто при аварии ракет сообщается лишь “наиболее вероятная” причина.
    Но в случае с разбившимся “Днепром” всё получилось иначе. Меньше чем через месяц были обнародованы первые результаты работы аварийной комиссии. Стало известно, что на 71-й секунде полета (с 70,11 до 70,37 секунды) произошло кратковременное нарушение работоспособности гидропровода камеры сгорания двигательной установки первой ступени в результате перегрева рабочей жидкости в трубопроводе. Это вызвало отклонение вектора тяги ракеты и привело к потере ракетой устойчивости. Система безопасности мгновенно отреагировала на нештатную ситуацию, сформировав на 74-й секунде полета команду на выключение двигателя.
    Ответственность за аварию взяла на себя украинская сторона, хотя официально никаких претензий к заводу-изготовителю (ПО “Южмаш”) никто не выдвигал. И, возможно, что виноваты не они. Но понятно, что это политический шаг, попытка “прикрыть” своих российских коллег по “Космотрасу”, с которых “спрос особый” и для которых последствия аварии могли бы быть более тяжкими.

    После июльской аварии все пуски “Днепров” приостановлены. Перерыв продлится, вероятно, до начала следующего года. Но “Днепры” еще будут летать. Свою надежность они уже продемонстрировали. А от аварий никто не застрахован.

    ("Секретные материалы", № 20, сентябрь 2006 г.).



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.