Александр Железняков
"ВОТ ЗА ЭТО НАМ И ДАЮТ ЗВАНИЯ ГЕРОЕВ…"
Весной нынешнего года на экраны страны вышел первый отечественный мультфильм в 3D формате «Белка и Стрелка. Звездные собаки». Прототипами главных героинь картины стали собаки Белка и Стрелка, первыми из живых существ, вернувшимися из космоса на Землю.
Сюжет мультика не претендует на историческую достоверность. Что и понятно, «закон жанра». Тем не менее, его премьера оказалась как нельзя кстати – она прошла в преддверии пятидесятилетнего юбилея со дня полета этих легендарных «космических путешественниц» и заставила многих и многих вспомнить о тех днях, когда полным ходом шла подготовка к первому полету в космос человека.
Давайте сделаем это и мы, и посмотрим, как в действительности развивались события полувековой давности.
ПОДГОТОВКА НАЧИНАЕТСЯ
Кое-кто, возможно, помнит эти симпатичные собачьи мордочки, фотографии которых в начале 1960-х годов заполонили полосы всех газет мира. Самые известные люди считали для себя за честь потрепать их за ухом или хотя бы оказаться рядом с этими отнюдь не породистыми существами. Это была дань уважения, которую человек отдавал братьям своим меньшим, открывшим человеку дорогу к звездам.
Увы, но газетная эйфория прошла достаточно быстро, а вместе с ней как-то забылась одна из самых ярких и интересных страниц космической летописи. Страница, без которой вряд ли состоялся бы в апреле 1961 года полет Юрия Гагарина.
Когда началась разработка космического корабля «Восток» и подготовка первых космонавтов, медикам практически ничего не было известно о том, как полет в космос скажется на человеческом организме. Были только догадки, основанные на опыте авиационной медицины.
Одни утверждали, что космический полет мало отличается от полета на самолете и никаких особых требований к космонавтам предъявлять не стоит. Другие утверждали, что космонавт, оказавшись в невесомости, просто сойдет с ума. Медики спорили до хрипоты, а к единому мнению прийти никак не могли. Но все понимали, что до первого полета человека ответ должен быть найден обязательно. Тогда и решили, что при проведении испытательных полетов на борту корабля должны присутствовать наши «братья меньшие».
При решении вопроса о том, кто полетит, разногласий не было. Уже в течение многих лет на геофизических ракетах летали собаки. Был накоплен большой опыт, который обязательно надо было использовать.
Кроме того, необходимо было убедиться в надежности всех систем корабля, так как от них зависело немного немало, а человеческая жизнь. И убедиться надо было не на макетах или тренажерах, а в реальных условиях. Как бы то ни было, программа летных испытаний корабля «Восток» была составлена таким образом, чтобы получить ответы на два кардинальных вопроса: сможет ли ракета доставить в космос человека и сможет ли человек перенести космический полет.
Подготовка первого полета шла в условиях жесткого лимита времени. Президиум ЦК КПСС однозначно ставил перед конструкторами задачу такого запуска раньше американцев. Поэтому и летные испытания планировались таким образом, чтобы сразу после двух подряд успешных полетов в космос стартовал человек.
ОТРЯД КОСМИЧЕСКИХ ДВОРНЯГ
В конце 1959 года, одновременно с набором в человеческий отряд космонавтов, произошел набор и в собачий отряд космонавтов. Здесь требования были не такими жесткими как у людей, но тоже существовал ряд ограничений. Набирались собаки беспородные, ростом не более 35 сантиметров и весом не более 6 килограмм. Параметры определялись возможностями космического корабля, а вот порода, точнее ее отсутствие, была взята из предыдущего опыта.
Дворняги оказались для медиков и биологов прекрасным материалом. Они были не такими прихотливыми, как их породистые сородичи, они были смышлеными, добрыми. В общем, первый собачий космический отряд набрали в ближайших подворотнях. Готовили их почти как людей: крутили на центрифуге, помещали в баро- и сурдо- камеры, приучали к пребыванию в замкнутом пространстве.
И вот наступил момент, когда и техника, и «пилоты» были готовы к полету.
ПЕРВЫЙ СТАРТ
Первый корабль-спутник стартовал 15 мая 1960 года. Это был еще не тот корабль, на котором меньше чем через год стартовал Юрий Алексеевич Гагарин. Не были готовы многие бортовые системы, корабль был лишен теплозащитного экрана, который обеспечивал возвращение космонавта на Землю. Работы предстояло еще очень много, но на некоторые вопросы этот полет должен был дать ответы.
Так как корабль должен был сгореть в атмосфере Земли, на его борту живых существ не было. Очень жаль было отправлять на верную смерть собак, которых, все причастные к их подготовке, успели полюбить.
Итак, корабль-спутник успешно стартовал.
Здесь надо сказать, что само название – «космический корабль» – родилось именно в день старта. В те годы было принято после успешного космического запуска сочинять коммюнике, которые затем на весь мир зачитывал Левитан. Так было и в этот раз. Коммюнике сочиняли Сергей Павлович Королев, Мстислав Всеволодович Келдыш, Александр Юльевич Ишлинский и Лев Архипович Гришин. Кто из них предложил именовать запускаемый объект космическим кораблем, с течением времени забылось. Но само название понравилось.
Королев сказал: «А почему бы и нет? Есть морские, есть речные, есть воздушные, теперь появятся космические корабли!». На том и порешили.
Коммюнике отпечатали и передали в Москву. И уже только после этого все поняли, что они «натворили». Сейчас просто невозможно представить себе иное название, чем космический корабль.
А получивший такое экзотичное название первый корабль-спутник продолжал свой полет по околоземной орбите.
Предварительно спуск было решено осуществить 18 мая. И вот, в расчетный момент на борт корабля-спутника была передана команда на спуск. Однако система ориентации неправильно выбрала направление тормозного импульса и, включившийся двигатель, направил корабль не в сторону Земли, а куда-то в направлении Юпитера. Космический аппарат был заброшен с орбиты в 320 километров на высоту 690 километров и до 5 сентября 1962 года совершал свой полет, прежде чем сгорел в атмосфере.
У многих конструкторов тогда мороз по коже прошел – на мгновение они представили, что будет, если в такой ситуации окажется человек. А некоторые ретивые западные газетчики просто уверяли, что на борту находились люди, которые стали «пленниками Вселенной».
НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О СЛУХАХ
В этой связи мне хочется сделать небольшое отступление и коснуться этого вопроса. До сих пор периодически появляются слухи о пилотируемых космических полетах, совершенных в Советском Союзе еще до полета Юрия Гагарина. Пищу для них давала та завеса секретности, которая окружала советскую космическую программу.
Правда, надо отметить, что и в США, где что-либо очень трудно скрыть от газетчиков, нет-нет, да появляются слухи о секретных пилотируемых космических полетах, совершенных американцами в 1960-е годы.
Первая волна слухов о попытках человека вырваться в космос появилась в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Именно в те годы в СССР и в США проводились испытания трофейных «Фау-2» и велись работы по созданию собственных баллистических ракет. интенсивно велись работы по созданию баллистических ракет.
Кроме чисто военных аспектов, в рамках этих работ реализовывалась программа научных исследований с использованием аппаратуры, установленной в головной части ракеты. В ряде полетов в головной части размещались контейнеры с биологическими объектами. Американцы, проводившие аналогичные работы, забрасывали в космос обезьян, а мы экспериментировали с собаками. Тогда и стали поговаривать (точнее, писать в «желтой прессе»), что кроме обезьян и собак на ракетах летали люди. Впрочем, тогда эти разговоры стихли довольно быстро – человечество еще не успело всерьез увлечься космической темой.
Вторая волна слухов относится к 1957-1959 годам. Человечество приступило к освоению космического пространства и «жаждало» отправить своих представителей за пределы земной атмосферы. Тем более, что в эти годы проходили испытания межконтинентальных баллистических ракет Р-7 конструкции Сергея Павловича Королева. А также пуски с полигона Капустин Яр геофизических ракет с научной аппаратурой, а также биологическими объектами (все те же собаки).
Эти старты и дали повод предположить, что запускались не только собаки, но и люди. До сих пор ходят слухи, как минимум, о трех таких полетах, закончившихся гибелью пилотов. Называются имена летчиков Ледовских, якобы погибшего в 1957 году, Шиборина, аварийный полет которого якобы состоялся в 1958 году, и Миткова, якобы погибшего в 1959 году. Называются и другие фамилии, но эта «троица» фигурирует в публикациях чаще всего.
Несмотря на многочисленные опровержения фактов таких полетов, о Ледовских, Шиборине и Миткове вспоминают почти каждый год, в первых числах апреля, накануне Дня космонавтики.
Третья волна слухов относится как раз к тому периоду, о котором я рассказываю в статье. Полеты кораблей-спутников породили массу слухов. Вот небольшой перечень публикаций, появившихся в западных газетах в те годы.
Неизвестный космонавт остался во Вселенной в мае 1960 года, когда его корабль изменил направление полета и ушел в дальний космос (по срокам это совпадает с полетом первого корабля-спутника, когда система ориентации не смогла возвратить корабль на Землю).
В сентябре 1960 года другой космонавт погиб, когда ракета-носитель взорвалась на стартовой площадке.
4 февраля 1961 года в космос был выведен корабль с космонавтами Качуром и Грачевым на борту (в тот день был неудачный старт корабля в сторону Венеры).
В начале апреля 1961 года летчик Владимир Ильюшин якобы три раза облетел Землю, но получил ранения при посадке.
Последний слух был живуч очень долго. Еще в конце 1980-х годов в знаменитой «Книге рекордов Гиннеса» Илюшин фигурировал как первый человек, слетавший в космос. Не помогали ни официальные опровержения, ни рассказ самого летчика. Поэтому и живут эти сплетни о неофициальных полетах в космос до сих пор.
Как бы абсурдны они ни были, но это также частица «летописи космической эры».
ВЕРНУВШИЕСЯ ИЗ КОСМОСА
Но вернемся к полетам кораблей-спутников. Итак, первый блин оказался пусть не комом, но все-таки не совсем удачным экспериментом. Может быть, у кого другого и опустились бы руки, но не у Королева.
Сергей Павлович, глядя на кислые физиономии своих коллег, рассказывал им, что это также огромный шаг вперед. В своих мечтах он уже видел корабли, которые свободно маневрируют на орбите, сближаются друг с другом и так далее. Но в те годы это было делом будущего. Тогда надо было заставить летать корабли-спутники.
У следующего корабля-спутника спускаемый аппарат был защищен теплоизоляцией. Впервые в практике космических полетов он должен был вернуться из космоса с живыми собаками. На борту их было двое – Чайка и любимица Королева рыжая Лисичка. Корабль был подготовлен гораздо лучше, чем его предшественник. Были тщательно проработаны все возможные ситуации, чтобы не допустить ошибки при выборе системы ориентации и выдаче команды на спуск с орбиты. Но не суждено было Лисичке и Чайке побывать в космосе.
28 июля 1960 года с Байконура стартовала ракета Р-7. На 23-й секунде полета произошла катастрофа. Ракетные блоки разлетелись по степи, к счастью не причинив никому вреда. Но собаки погибли. Никаких сообщений ТАСС об этом пуске не появилось.
Авария показала насколько актуальна разработка системы спасения спускаемого аппарата непосредственно с момента старта. Гибель Лисички и Чайки стимулировала разработку системы аварийного спасения.
А на Байконуре, между тем, начали готовить к полету третий корабль-спутник. Правда, в сообщениях ТАСС ему было суждено стать вторым, но не в цифре дело. Это уже был полноценный спутник с большим набором аппаратуры для проведения научных исследований. Предусматривалось изучение особенностей жизнедеятельности животных в условиях космического полета, действия космической радиации, проверка работоспособности системы регенерации отходов, питания, водоснабжения и ассенизации. Кроме двух собак на борту в герметической кабине находились две белые крысы, множество белых и черных мышей, семена различных растений.
16 августа ракета была вывезена на старт, а на следующий день был намечен ее пуск. Неожиданно на носителе забраковали главный кислородный клапан и пришлось отложить запуск. Новый клапан привезли спецрейсом из Куйбышева. Ракета с кораблем-спутником стартовала 19 августа 1960 года.
В целом все прошло благополучно, хотя и во время этого полета были моменты, которые заставили поволноваться конструкторов. Но все обошлось, и 20 августа спускаемый аппарат возвратился на Землю. Собаки чувствовали себя превосходно и на второй день после возвращения из космоса, когда их вели на послеполетную пресс-конференцию в здание ТАСС на Тверском бульваре в Москве, устроили между собой грызню. Вероятно за собачью славу. В общем, вели себя как настоящие собаки. Газеты в те дни вышли под заголовками: «Теперь в космос полетит человек!».
НЕ ВСЕГДА ВСЕ СВЕРШАЕТСЯ ГЛАДКО
А дело шло именно к этому. 11 октября 1960 года правительство СССР приняло решение осуществить первый полет человека в космос в декабре 1960 года. Для этого были все основания. Я уже упоминал, что первый пилотируемый полет должен был состояться вслед за двумя подряд успешными стартами в космос кораблей-спутников. Первый успешный старт произошел в августе, следующий полет планировался на ноябрь. Так что при благоприятном стечении обстоятельств полет человека мог бы состояться в декабре.
Но такому развитию событий помешали трагические обстоятельства, которые произошли в октябре на Байконуре. Сначала неудачами закончились две попытки пуска ракет в сторону Марса. 10 и 14 октября два первых марсианских аппарата сгорели над Сибирью из-за аварий ракеты-носителя. А 24 октября произошла одна из самых страшных трагедий в истории мирового ракетостроения.
В тот день на Байконуре при подготовке к старту ракеты Р-16 (не космической, а боевой ракеты) произошел взрыв. В результате возникшего пожара погибли более 100 человек. И хотя все эти аварии не имели прямого отношения к программе полетов кораблей-спутников, косвенно они повлияли на нее, отодвинув сроки следующего пуска.
Следующий старт корабля-спутника состоялся 1 декабря 1960 года. На нем в космос стартовали собаки Пчелка и Мушка. Сначала все шло нормально, но вот пришла пора возвращения на Землю. На борт была подана команда на посадку. Однако, тормозной двигатель проработал меньше расчетного времени и траектория спуска корабля была такова, что он мог приземлиться где-то вне пределов территории СССР. На этот случай на корабле, дабы во враждебные руки не попали государственные тайны, была размещена система аварийного подрыва объекта (АПО).
К слову сказать, в данном конкретном случае, находившиеся на борту собаки были приравнены к прочему секретному оборудованию. Именно эта система сработала и уничтожила корабль, превратив его в тучу мелких обломков. Собаки погибли. Вместе с собаками погибла и надежда осуществить полет человека в 1960 году.
Следующий экспериментальный пуск корабля-спутника состоялся 22 декабря 1960 года. В полет на этом корабле отправились собаки Жемчужина, и Альфа, мыши, крысы и другая живность. Но на участке работы третьей ступени произошел отказ и поступила команда на отделение корабля. Спускаемый аппарат совершил посадку в Якутии. Велика была радость конструкторов, когда они узнали, что собаки остались живы. В реальных условиях удалось проверить работу системы аварийного спасения.
Через 23 года аналогичная система аварийного спасения сохранила жизнь советским космонавтам Владимиру Титову и Геннадию Стрекалову, когда на старте взорвалась ракета-носитель «Союз-У».
НАКАНУНЕ
Новый старт корабля-спутника смог состояться только через 2,5 месяца. Было сделано все возможное и невозможное, чтобы неприятности 1960 года не повторились. 9 марта 1961 года стартовал корабль с собакой Чернушкой и манекеном на борту. Полет проходил по одновитковой программе, аналогичной той, которая планировалась для полета человека. Все этапы полета прошли нормально и спускаемый аппарат совершил посадку в 260 километрах от Куйбышева.
Правда, наличие манекена породило дополнительные слухи о гибели советских космонавтов еще до полета Гагарина. О них я уже рассказал в этой статье. Добавлю только, что возникновение таких слухов было вполне естественно. Как иначе можно было объяснить факт, когда приземляется космический корабль, рядом с ним на парашюте спускается космонавт, а потом приезжают военные и грузят в машину бездыханное тело. Представьте на мгновение, чтобы вы сами подумали, окажись в 1960 году на месте приземления космического аппарата?
25 марта 1961 года был запущен последний корабль-спутник с собакой Звездочкой и манекеном на борту. Вообще-то в космос должна была лететь Удача, но за день до старта Юрий Алексеевич Гагарин, тогда еще просто один из кандидатов на полет, сказал: «Мы люди не суеверные, но удача нам и самим не помешает». Удачу окрестили Звездочкой и под таким именем она и вошла в историю. Полет корабля-спутника в точности повторил предыдущий. Совершив один виток, спускаемый аппарат совершил посадку в районе Воткинска.
Ничто больше не мешало полету человека в космос. И настал тот день, когда в космос стартовал Юрий Алексеевич Гагарин. Но это уже другой рассказ.
("Секретные материалы", июль 2010 г.).
|