НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Заработки в интернете! Заработок в интернете! Видеокурсы! Обучение
vk.com
RB2 Network

RB2 Network


Публикации

     Александр Железняков

   СЛУЧАЙ НА АВИАНОСЦЕ


    Ровно сорок лет назад на борту авианосца «Форрестол» произошла самая крупная за всю историю американского флота катастрофа. Она унесла жизни 134 человек, сам корабль едва не погиб, а случилось всё из-за незначительной, казалось бы, оплошности экипажа.

    ВЗРЫВ У БЕРЕГОВ ВЬЕТНАМА

    День 29 июля 1967 года для моряков с авианосца «Форрестол» мало, чем отличался от других дней того лета. Как и накануне, как только солнце появилось из-за горизонта, на верхней палубе техники приступили к подготовке самолетов к вылету. Война на Индокитайском полуострове была в самом разгаре и пилоты морской авиации готовились к очередным рейдам в воздушное пространство Северного Вьетнама.
    На задание в тот раз должны были отправиться 12 штурмовиков «Скайхок», семь истребителей «Фантом» и два самолета-разведчика «Виджилент». Подготовка шла обычным порядком – техники крепили бомбы и ракеты на подвесках, заправляли машины, проверяли работу бортового оборудования, перебрасывались шутками друг с другом и с пилотами. Ничто не предвещало беды, которая, как известно, всегда приходит неожиданно.
    Всё случилось в 10 часов 53 минуты по местному времени. Неожиданно один из 127-миллиметровых неуправляемых реактивных снарядов «Зуни», которые крепили к пилонам истребителей, сорвался с направляющих. Спустя мгновение снаряд врезался в подвесной топливный бак стоявшего впереди «Скайхока» и взорвался. Мгновенно вспыхнуло разлившееся по палубе топливо и над «Форрестолом» взвилось огромное облако черного дыма. В череду обычных звуков ворвался оглушительный вой сирен.
    Аварийные команды сразу же приступили к тушению пожара. За борт авианосца полетели и уже подготовленные к вылету самолеты, и предназначавшиеся для них боеприпасы.
    На помощь терпящему бедствие кораблю поспешили другие суда американского флота: авианосцы «Орискани» и «Бон Омм Ричард», эскадренные миноносцы «Маккензи» и «Рупертс». Эсминцы, несмотря на рвавшиеся бомбы и ракеты, подошли к «Форрестолу» почти вплотную и направили на него два десятка мощных струй воды. Однако из-за несвоевременной герметизации помещений дым быстро распространился по всему кораблю, а огонь стал проникать во внутренние помещения.
    Борьба с огненной стихией продолжалась почти сутки. Когда огонь был, наконец, потушен, казалось, что «Форрестол» вышел из жесточайшего сражения. Из десяти палуб авианосца шесть были повреждены. От разрыва авиабомб в броневой полетной палубе образовалось семь пробоин диаметром до семи метров каждая. В результате пожара 29 самолетов сгорели полностью. Еще 42 машины были серьезно повреждены. Из экипажа погибли 134 человека, а 64 человека получили ожоги и ранения. Ущерб, причиненный пожаром, потом оценили в 135 миллионов долларов. Это в тогдашних ценах. Если перевести на сегодняшний курс – это более полутора миллиардов долларов.

    АВИАНОСЕЦ «ФОРРЕСТОЛ»

    Для «Форрестола» поход летом 1967 года к берегам Вьетнама был первым боевым выходом с момента постройки судна. Хотя он вступил в строй еще в 1955 году.
    Это был, по сути, первый корабль данного класса, полностью спроектированный и построенный после окончания 2-й мировой войны. При его разработке учитывался не только опыт, обретенный в ходе боевых действий, но и реалии того времени, связанные с появлением ядерного оружия и уже начинавшимся тогда глобальным противостоянием двух сверхдержав – СССР и США. Водоизмещение корабля составляло 76614 тонн. Это был самый большой корабль того времени. Хотя при начале проектирования его хотели сделать еще больше – водоизмещение должно было превышать 80 тысяч тонн, а дина более 300 метров. Но потом «аппетиты» адмиралов несколько умерили. Но ненамного.
    Авианосцы типа «Форрестол», а кроме головного корабля были построены еще три авианосца – «Саратога», «Рэнджер» и «Индепенденс» - создавались специально для базирования и использования тяжелых палубных бомбардировщиков (штурмовиков) взлетной массой до 36 тонн, способных нести атомные бомбы. Поэтому по своим конструктивным особенностям они отличаются от авианосцев более ранней постройки. В частности, на них впервые был применен закрытый ангар с включением полетной палубы в общую прочность корабля. Для запуска самолетов уже применялось не две (как раньше), а четыре катапульты, что позволило существенно уменьшить интервал между взлетами самолетов.
    Энергетическая установка «Форрестола» имела мощность 260 тысяч лошадиных сил и обеспечивала полного хода до 34 узлов. Дальность плавания экономическим ходом (на скорости 20 узлов составляла 8 тысяч миль (12,8 тысячи километров).
    Экипаж судна насчитывал 4940 человек, включая 2480 человек летно-технического состава авиакрыла.
    До 1965 года «Форрестол» исправно нес службу в Атлантике, «прикрывая» восточное побережье США. В советских газетах тех лет неоднократно сообщалось о заходах авианосца в порты Великобритании и о «бесчинствах», которые учиняли американские моряки в припортовых пабах.
    Проплавав десять лет «Форрестол» был отправлен на модернизацию, обошедшуюся американским налогоплательщикам в 50 миллионов долларов. Затем его перевели на Тихий океан и «бросили» в жерло Вьетнамской войны.

    ПРИЧИНЫ ТРАГЕДИИ
Но вернемся к рассказу о катастрофе.
    Основными причинами трагедии были названы низкая эффективность противопожарных средств, слабая подготовка личного состава и недостаточно четкая организация руководства борьбой за живучесть корабля. И это после недавней модернизации, в ходе которой особое внимание было обращено как раз на противопожарные средства!
    Но техника техникой, а есть еще и люди, которые должны были её использовать. Как не без основания заметил после катастрофы на «Форрестоле» адмирал Рассел: «В течение прошедших лет мы в значительной мере утратили способность борьбы с большими пожарами». Действительно, после окончания Корейской войны на американском военно-морском флоте не сталкивались со столь масштабными бедствиями. Да и личный состав авианосца тогда больше готовили к ведению боевых действий, чем к борьбе за живучесть корабля. Больше опасались действий диверсантов, чем собственной неосторожности.
    Когда в августе 1967 года «Форрестол» подошел к причалу военно-морской базы Норфол, собравшаяся на берегу толпа дрогнула. Впечатление было такое, будто из похода возвратился корабль-призрак. Его корпус, обезображенный пламенем и взрывами, выглядел бесформенной серой массой. В броневой палубе зияли пробоины, катапульты, аэрофинишеры и артиллерийские установки обгорели и вышли из строя.
    Встречая репортеров, командир «Форрестола» хвалил конструкцию корабля, говорил о мужестве экипажа. Правда, он умолчал о количестве жертв и о сумме ущерба. Эти цифры стали известны гораздо позднее. Хотя многие уже тогда догадывались о масштабах трагедии. По словам одного из офицеров «Форрестола», даже японские пилоты-смертники времен второй мировой войны не смогли бы нанести кораблю такого ущерба, как незначительный, казалось бы, недосмотр личного состава.

    СНОВА В СТРОЮ

    Восстанавливали «Форрестол» почти год. Только летом 1968 года корабль снова покинул порт и вышел в открытое море. В течение следующих 15 лет авианосец нес службу в составе 7-го флота США, частенько «демонстрируя» мощь американского флота то у берегов Японии, то близ Тайваня, то еще где-то – Тихий океан большой и омывает берега многих стран, где не всегда «одобряли» политику дядюшки Сэма.
    В 1983 году авианосец вновь отправили на модернизацию, которая растянулась на два года. Лишь в 1985 году он был вновь введен в строй.
    Первоначально планировалось, что «Форрестол» проплавает, как минимум, до конца века. Но в конце 1980-х годов мир стал стремительно меняться. Упадок и последовавший затем развал Советского Союза уже не требовал от США содержания огромной и дорогостоящей «военной машины». Многие системы вооружения пошли «под нож». В том числе и «Форрестол». Его списали 11 сентября 1993 года, хотя, как я уже отметил, он мог бы проплавать еще несколько лет. Но необходимости в этом не было.

    ДО И ПОСЛЕ

    Чуть выше я привел высказывание адмирала Рассела, сетовавшего на потерю моряками навыков при борьбе с большими пожарами. Казалось бы, ему виднее. Однако мелкие пожары и взрывы боеприпасов происходили на американских авианосцах с завидной регулярностью и раньше. Это должно было бы насторожить командование флотом и хоть чему-то научить моряков.
    Но, как показали события в Тонкийском заливе, не научили. Может быть из-за того, что последствия пожаров и взрывов до 1967 года были не столь трагичны?
    Хотя, нет. Например, пожар на борту ударного авианосца «Орискани» 26 октября 1966 года (за девять месяцев до трагедии на «Форрестоле») унес жизни 44 моряков. Еще столько же получили ранения и ожоги. Правда, этот авианосец был «постарше» «Форрестола» и не столь совершенен. Тем не менее, четыре десятка человеческих жизней всегда и везде стоят дорого.
    Череда пожаров и взрывов продолжалась на американских авианосцах и после того, как «Форрестол» восстановили и вновь ввели в строй. До масштабов июльской катастрофы дело не доходило, но случались и довольно серьезные инциденты. Об одном из таких эпизодов я хочу рассказать подробнее.
    14 января 1969 года жертвой пожара стал атомный авианосец «Энтерпрайз». В тот день корабль вместе с судами сопровождения (эсминцы «Роджерс» и «Стоддарт», а также атомный фрегат «Бэйнбридж») находился неподалеку от Гавайских островов. Это был обычный тренировочный выход перед отправкой к берегам Индокитая, где продолжалась Вьетнамская война.
    Как и на «Форрестоле» за 18 месяцев до этого, на «Энтепрйзе» шла штатная подготовка самолетов к вылету. В 8 часов 15 минут по местному времени первая волна самолетов взмыла в небо. К взлету готовилась следующая группа. Но подняться в воздух пилотам из этой группы не удалось.
    Теперь уже и неважно, кто припарковал рядом со штабелем ракет «Зуни» (опять «Зуни»! Помните «Форрестол»?) тягач. От горячего выхлопа из него произошел самозапуск одной из ракет. Спустя долю секунды она «вонзилась» в топливный бак одного из впередистоящих штурмовиков, готовившихся к вылету. Мощный взрыв потряс судно.
    Дальнейшее развитие событий почти в точности напоминало то, что происходило на «Форрестоле».
    Облако черного дыма мгновенно окутало авианосец. Сигнал пожарной тревоги ворвался в череду обычных звуков. Аварийные партии заняли свои места и приступили к борьбе с огнем. На выручку «Энтерпрайзу» поспешили эсминцы «Роджерс» и «Стоддарт».
    Уже в 8 часов 23 минуты «Роджерс» приблизился к авианосцу. Жар от горящей кормы гигантского корабля был такой, что члены аварийных партий на эсминце просто не могли находиться у пожарных гидрантов. Тогда «находчивые» янки привязали пожарные рукава к стволам орудий носовых башен «Роджерса» и развернули башни в направлении пожара.
    Тем временем с палубы авианосца на эсминец начали падать обломки взрывавшихся самолетов. В 8 часов 28 минут на «Энтерпрайзе» взорвалась первая бомба. Вслед за этим последовало еще семь взрывов мощных боеприпасов.
    Вскоре на помощь «Роджерсу» прибыл «Стоддарт». Вместе эсминцы обрушили на полыхающую полётную палубу авианосца настоящий шквал воды. В этот момент на «Энтерпрайзе» взорвался очередной «Скайхок». Взрывной волной сбило с ног несколько человек на эсминцах и сорвало крышку люка на «Роджерсе».
    В дополнение к этим неприятностям ракеты «Зуни» разлетались во всех направлениях. Одна из них упала прямо на палубу «Роджерса», но, к счастью, не взорвалась. Несколько раз подскочив, ракета упала в море.
    Несмотря на все эти трудности, к 9 часам пожар удалось локализовать и «Энтерпрайз» в сопровождении фрегата «Бэйнбридж» взял курс на Пёрл-Харбор. В его палубе зияли дыры от разрывов бомб. Через пробоину в кормовой части в море вытекало авиационное топливо.
    «Роджерс» и «Стоддарт» остались подбирать из воды членов экипажа авианосца, которые были сброшены с палубы взрывами или прыгнули в море, спасаясь от огня.
    Вечером 14 января пострадавший «Энтерпрайз» своим ходом добрался до Пёрл-Харбора.
    «Итогом» трагедии стала гибель 27 моряков и летчиков. Еще 343 человека были ранены. Американский флот потерял 15 самолетов, стоимостью 5-7 миллионов долларов каждый. Ущерб, нанесенный самому кораблю, оценили в 6,4 миллиона долларов. Последствия могли бы быть куда серьезнее, если бы «события» начались на полчаса раньше, когда первая группа самолетов еще только готовилась к вылету.
    Надо признать, что после событий на «Энтерпрайзе» на американском флоте были в корне пересмотрены правила пожарной безопасности. Кроме того, значительно больше времени стали уделять тренировкам аварийных команд, повысили их техническую оснащенность. И это дало свои результаты. В дальнейшем событий, сравнимых с описанными катастрофами, не было.

    А «Форрестол», даже по прошествии 40 лет, продолжает оставаться печальным символом трагедий в американском флоте.

    ("Секретные материалы", январь 2008 г.).



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.