НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Валентина Терешкова



А.Н.СОЛОДУХИН. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ "ВОСТОК-5" И "ВОСТОК-6" НА ТЕХНИЧЕСКОЙ И СТАРТОВОЙ ПОЗИЦИЯХ




          40 лет прошло со дня запуска В.В. Быковского и В.В. Терешковой.
          О тех днях подготовки кораблей к запуску делится своими воспоминаниями непосредственный участник подготовки кораблей Анатолий Николаевич Солодухин.


          Не с газет, экранов
          и журналов
          Байконур давно
          тебе знаком.
          Он был стартом,
          жизненным
          началом,
          Твоей службой,
          домом, маяком.

          Более сорока двух лет, как вывели на орбиту первого человека Вселенной - Ю.А. Гагарина. Не верится, что мы были участниками этого исторического момента всей планеты. Все меньше и меньше остается тех, кем руководил С.П. Королев. Часть истории подготовки космических аппаратов и ракет -носителей, поэтому уже навсегда стала нераскрытой тайной для всего человечества. Среди тысячи соратников-единомышленников С. П. Королева есть о чем вспомнить, о чем написать.
          14 июня 1963 года с космодрома Байконур стартовал «Восток-5», а 16 июня -«Восток-6», корабли установили на орбите радиосвязь между собой, большой объем опытов был выполнен для расширения познаний в области физиологии и психологии человека. Важной составляющей исследований стало сравнение действия продолжительности пребывания на орбите на организм женщины и мужчины. «Восток-5»
находился в полете 4 суток 23 часа 06 минут, «Восток-6» находился в полете 2 суток 22 часа 50 минут. Групповой полет длился 71 час.

          11 мая 1963г. Инженеры испытатели 1-го управления совместно с офицерам испытателями отдельной инженерно-испытательной части (ОИИЧ) 25741 с пятой группой начали подготавливать наземно-испытательное оборудование для проведения испытаний космических аппаратов. К этому моменту на техническую позицию (ТП) прибыла основная группа инженер - испытателей от ОКБ-1 во главе с Б.Н. Филиным - руководителем электрических испытаний космических аппаратов (КА). В 14 часов начальник отдела комплексных испытаний КА подполковник И. Ю. Лучко провел совещание с личным составом и объявил, что нам придется одновременно готовить к пуску два КА с человеком на борту, поставил конкретные задачи каждой группе. В. И. Ярополов поставил перед нами конкретные задачи при подготовке двух кораблей, что накладывало некоторые особенности при подготовке. Прошли майские праздники, в этот период была очень жаркая и ветреная погода, ртутный столбик в тени показывал 42 градусов в тени. Степь к этому времени была полностью уже выгоревшая, с каждым днем становилось все жарче и жарче, только с наступлением вечера приходила легкая прохлада и возможность немного отдохнуть от изнуряющей жары.

          23.05.(четверг). К этому моменту наземно-испытательное оборудование было полностью развернуто и подготовлено к работе. Спускаемый аппарат (СА), приборный отсек (ПО), тормозная двигательная установка (ТДУ) были соединены электрическими проводами между собою для проведения электрических испытаний, расставлены в левом углу монтажно-испытательном корпусе (МИК) и отделены небольшими щитами от испытательной площадке ракеты-носителя. В 17.00 начали подготовку к электрическим испытаниям КА-7.В боевом расчете от пятой группы войсковой части в данной смене работали В..В. Тертышников, В.Н. Финкельштейн, П.А. Андрейко, А.К. Ежов, Ю.И. Мальцев. Подготовку к испытаниям закончили к 22 часам, доложили А. С. Кириллову о проделанной работе и отправились отдыхать с надеждой, что с утра начнем электрические проверочные включения космического аппарата.

          25.05.(суббота). До 14.00. разбирались с замечаниями по радиосистеме, от нашего отдела за эти системы отвечал начальник группы радиосистем майор Г. Д Ракитин, они разобраться с данным замечаниям сумели довольно быстро. Заменили прибор системы «Заря» ЗБ-1 и приемник «Рубин», которые находились в ПО. На этот раз по предложению представителя ОКБ-1(проявил инженерную смекалку) И.И. Ильина, приборный отсек не разбирали полностью и сумели довести технологический процесс подготовки КА до готовности один час к комплексным испытаниям. Надо отметить, что было достаточно много различных замечаний в процессе испытаний на технической позиции, но они не решали главной проблемы готовности КА. К 28 мая КА прошел полный цикл электрических испытаний на технической позиции.

          28.05.(вторник). К концу рабочего дня КА-№7 прошел полный цикл электрических испытаний, предусмотренной документацией Главного конструктора и был подготовлен для проведения испытаний в барокамере на герметичность, а КА № 8 боевой расчет начал подготавливать его для проведения проверочных электрических включений. В 22 часа в МИК, как всегда, стремительно вошел С.П. Королев и направился к испытательной площадке, где находился КА №8.Так как в данной смене я был оставлен старшим на испытаниях от управления, то мне пришлось докладывать ему о проделанной работе на КА. Выслушав мой доклад, С. П. Королев заговорил с боевым расчетом подготовке КА о перспективах развития космонавтики. Рассказал о намеченном плане совместного полета двух кораблей, об отдельных этапах научных и технических программ данного полета, развернул увлекательную картину освоения звездного океана, поделился своими мыслями о том, как, овладев, ближайшим космосом, человечество будет все дальше и дальше углубляться в межпланетное пространство.

          30.05.(четверг). В 19 часов в МИК пришли С. П. Королев, Председатель Государственной комиссии Г. А. Тюлин, заместитель Главного конструктора по системам управления В.П. Финогеев, А.С. Кириллов, И.Ю. Лучко, В.Я. Хильченко. Доложил о проводимых испытаний на КА № 8, к часу ночи сумели закончить комплексные испытания без особых визуальных замечаний и начали готовить КА к заключительным операциям для проверки КА на герметичность в барокамере. В районе пяти часов утра заслушали доклад начальника лаборатории телеметрии по дешифрации пленок процесса электрических испытаний, особых замечаний по космическому аппарату не было и техническим руководством было принято решение к 8 часам утра перенести СА, ПО и ТДУ в район МИК, где размещались барокамеры для проверки различных частей КА на герметичность.

          1 июня (суббота). На полигон прибыли два самолета «ИЛ-14» и доставили всех, кому было необходимо присутствовать при запуске двух КА. Осуществить полет планировалось в первых числах июня. Оба экипажа, в случае отказа ТДУ, готовились по программе десятидневного пребывания на орбите. Необходимо напомнить, что ниже 160 километров от поверхности Земли, спутники не держаться на орбите - начинается естественное торможение. Для того, чтобы обеспечить полет кораблю в несколько суток, высота орбиты КА в перигее должна быть 180-190 километров от поверхности земли, но не больше, в случае отказа системы ориентации или ТДУ, должна быть такая орбита КА, чтобы не более чем за 10 суток корабль затормозился бы за счет сопротивления атмосферы. Высота в апогее выбиралась в пределах 250-270 км., так, что если в полете по какой-то причине тормозная двигательная установка откажет (она на всех «Востоках») могла включаться только один раз, поэтому специалисты по баллистическим расчетам предлагали выводить космический аппарат на более низкую орбиту, чтобы за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы постепенно снижалась скорость входа спускаемого аппарата и через восемь-десять суток СА мог бы благополучно спуститься на поверхность нашей планеты, но, где - это было неясно, то ли на суше, то ли в океане, то есть данный способ приземления мог привести к посадке космонавта в любой точке заемного шара, расположенной на трассе полета. Ориентация КА должна быть такой, с помощью которой корабль должен быть выставлен (системой ориентации) так, чтобы импульс ТДУ был направлен против направления полета. Для этого применялись реактивные сопла, работающие на сжатом азоте. Сборкой, монтажом и испытанием КА занимались 6-ой отдел комплексных испытаний, который возглавлял после полковника-инженера А.П. Долинина, подполковник-инженер И.Ю. Лучко, 7-ой отдел автономных испытаний систем КА, который возглавлял майор- инженер В.П. Журавлев; 8-ой отдел испытаний радиотехнических систем КА, который возглавлял подполковник-инженер Н.К. Швыдкой и 5-ая группа в/ч 25741, которую возглавлял майор В.С. Беляев. Боевой расчет КА ждали готовности ракеты, чтобы начать совместные испытания. Но в этот период были задержки на ракете, так как возникли неполадки то в рупорных антеннах, то в преобразователе ПТ-200. Объявили задержку на два часа для совместных испытаний ракеты и космического аппарата. В 16ч.45 мин. в МИК пришли С.П. Королев, генерал Г.А. Тюлин, генерал А.Г. Мрыкин, маршал авиации С.И. Руденко, М.Л. Галлай, А.С. Кириллов, И.Ю. Лучко, В.И. Ярополов. Мне пришлось доложить о проделанных работах на КА и о плане на оставшуюся часть суток. В районе 18 часов на техническую позицию пришли Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, В.Ф. Быковский, генерал А.М. Одинцов, А.С. Кириллов, В.Я. Хильченко и поинтересовались ходом испытаний КА. К этому времени КА-№8 прошел полный цикл испытания на герметичность и с КА №7 находился на испытательной площадке, отведенной для космических аппаратов.

          3.06(понедельник). Последние дни перед запуском КА работа шла очень напряженная и режим работы суток определялся технологией процесса подготовки согласно графику. В 17 часов на испытательную площадку МИКа пришли Г.С. Титов, А.Г. Николаев, В.Ф. Быковский, А.С. Кириллов, И.Ю. Лучко, В.И. Ярополов. В этот момент на КА № 7 проводились заключительные операции по подготовке его к стыковке с ракетой, а на КА № 8 проводились работы, связанные с неисправностью работы клапанов системы ориентации «Чайка-1» АБ-3А аварийная система ориентации (АСО), которая дублировалась только ручной системой и управления кораблем, что привело к задержке пуска на несколько дней. На КА были установлены две независимые пневмосистемы исполнительных органов системы ориентации. Накануне, при проверке системы ориентации космического аппарата Василий Иванович Караваев (начальник лаборатории автономных испытаний систем космического аппарата) вместе с представителем ОКБ-1 инженер - испытателем М.Г. Чинаевым из отдела Б.В. Раушенбаха, которые создавали и проектировали системы ориентации для различных космических аппаратов, обнаружили (визуально), что один из клапанов системы ориентации отрабатывает подаваемый сигнал с пульта управления неправильно, то -есть, при подаче сжатого азота в систему ориентации,сигнальный красный влажок, укрепленный на сопле клапана, отклонялся в протиположную сторону. В то время для проверки правильности срабатывания реактивных сопел пневмосистемы системы ориентации, КА подвешивали на капроновом тросе к крану МИКа с подключенной наземной кабельной сетью, подавали напряжение на бортовые системы корабля и с помощью боевого расчета разворачивали космический аппарат по тангажу, рысканию, вращению (проверка реакции системы управления КА на угловые перемещения корабля). При каждом вращении КА испытатели боевого расчета системы ориентации наблюдали за срабатыванием соответствующих реактивных сопел по реакции отклонения сигнального красного флажка, надетого на соответствующее реактивное сопло. Процесс отработки клапанов системы ориентации космического аппарата в то время можно было проверить только в процессе динамике подготовки КА. Данный «боб» потребовал разборки приборного отсека космического аппарата, была обнаружена ошибка в установке на 180 градусов еще на заводе прибора БДУС (блок датчика угловых скоростей) на гироплатформе При проведении испытаниях на заводе-изготовителе данное замечание не было обнаружено, так как динамику процесса подготовки системы ориентации не проводили. Это потребовало разборки приборного отсека. повторной проверки приборного отсека на герметичность в барокамере и повторения электрических испытаний КА по сокращенной программе, согласно техническому указанию, подписанного техническим руководителем. В дальнейшем был создан специальный стенд (управляемая платформа) для проведения динамики испытаний системы ориентации и стабилизации различных космических аппаратов.

          8.06.(суббота). После устранения всех замечаний, которые появлялись в процессе испытаний, КА прошли полный цикл испытаний и боевые расчеты готовились к проведению заключительных операций для стыковки с ракетой. Около 17 часов в МИК пришли космонавты-девушки: В.В.Терешкова, И.Б. Соловьева, В.Л. Пономарева, Ж.Д. Еркина, Т.Д. Кузнецова, С.П. Королева, М.В. Келдыш, С.И. Руденко, М.Л. Галлай, Н.П. Каманин, А.С. Кириллов, И.Ю. Лучко, Е. А. Фролов, В.Я. Хильченко, В.И. Ярополов, представители различных министерств и ведомств, принимавших участие в разработке и изготовлении отдельных систем КА, РН, наземного и стартового оборудования. На КА №7 проводились заключительные операции перед стыковкой с ракетой, а на КА № 8 В.В. Терешкова обживала свое будущее жилище. Она, по стапелю поднялась к спускаемому аппарату и заняла свое место в кабине корабля, а ветеран полигона В.Я. Хильченко и ведущий конструктор Е.А. Фролов, находились с ней на площадке у СА, отвечали на ее вопросы и давали пояснения на вопросы, которые возникали при проверке бортового оборудования на функционирование. Она была одета в черные брюки и белую кофточку. Пробыла в СА около 40 минут, а В.Е. Стаднюк подавал бортовое питание на системы КА с центрального пульта управления по командам В.И. Ярополова. Необходимо сказать, что В.И. Ярополов заражал всех нас своей увлеченностью, служил для нас образцом трудолюбия, приучал нас быстро ориентироваться в сложившихся ситуациях при испытаниях, поэтому требовал от нас хороших знаний комплексной схемы системы управления (ККСУ) всех систем КА. Он был не только отличным испытателем, у которого нам, достаточно молодым в данной области, было чему поучиться, но прекрасной души человек. Среднего роста, крепкого телосложения, с достаточно крупными чертами лица, спокойный и всегда выдержанный даже в критические моменты при испытаниях, а их бывало достаточно много в нашей жизни. Мы любили своего Ильича и старались ему подражать в его действиях. У него был ясный и внимательный взгляд, всегда негромкая и неторопливая речь, умение держаться в критические моменты внушало невольное уважение к нему. Особенно же привлекало в нем способность работать спокойно, без суеты. Любой вопрос он старался решить основательно, докапывался до сути и находил среди всех оптимальный вариант. Полный творческой энергии, жесткий при испытаниях, решения его были четкими и технически грамотными, инженер до «мозга костей», дотошный при разбирательств «бобов» (так называли испытатели отказы в системах и схемах). Легко с ним не было никогда, проверял нас на прочность и заставлял работать и работать над собою. Если он обнаруживал промахи и неточности при испытаниях - всегда были четкие указания, которые сочетались с резкими оценками всего происходящего. Лидер во всех начинаниях, он мог сплотить вокруг себя единомышленников, увлечь их и организовать.

В.В. Терешкова отрабатывала навыки пилотирования КА, проверяла функционирование различных бортовых систем КА с пульта пилота, который был разработан под руководством Главного конструктора СОКБ ЛИИ С. Г. Даревским. Функционирование корабля в соответствии с заданной программой полета, а также в случае возникновения аварийных ситуаций обеспечивается командами и устными директивами, подаваемыми с Земли, а также командами, подаваемыми с пульта пилота. Система «Заря», где под руководством начальника группы испытаний радиосистем Г.Д. Ракитина, поддерживала радиосвязь с В.В. Терешковой. Это позволяло ей отрабатывать доклады на Землю, вести переговоры с Землей, привыкнуть к своему позывному «Чайка». Закончив тренировку, она спустилась по лифту вниз, подошла к тормозной двигательной установке и специалисты по ТДУ ответили на все ее интересующие вопросы, в данный момент ТДУ была полностью заправлена компонентами топлива, обошла его и произнесла такую фразу: «от него зависит наш спуск с орбиты». Затем подошла к КА №7 и специалисты по системе терморегулирования (СТР) ответили ей на все интересующие ее вопросы. Заключительные операции на КА №7 были закончены в районе 21.00 часов вечера, завтра будет вывоз ракеты с КА и первый день работы на старте.10 июня будет свободным днем, а 11 июня будет запуск КА, но этого не произошло из-за ряда причин.

          9.06.(воскресенье). Один из наиболее торжественных ритуалов на полигоне -если не считать самого пуска ракеты с КА. В 9.00 утра С.П. Королев, члены государственной комиссии, А.С. Кириллов, И.Ю. Лучко прибыли в МИК, чтобы по установившейся традиции проводить РН с КА до поворота к стартовой позиции. Через определенное время ракета с космическим аппаратом была установлена в стартовую систему под руководством В. А. Булулукова и ветерана полигона В.А. Романенко. Специалисты всех систем ракеты и космического аппарата приступили к выполнению работ по графику 1-го дня к пуску. Над стартовым сооружением, устремляясь в высь, поднялась ракета с космическим аппаратом и на серебристом корпусе ракеты отражались лучи восходящего солнца. Это была прекрасная картина, кто смог это наблюдать со стороны, но мы были заняты каждый своей работой и этого не могли видеть. Легкий утренний, освежающий ветерок трепал сигнальные красные влажки, видневшиеся в просветах ферм обслуживания на корпусе ракеты, делая ее похожей на наряженную елку. На площадках обслуживания было много различных шлангов и кабелей, серебристо поблескивала гофрированная довольно большая труба, уходящая от теплоагрегата вверх к КА. С помощью систем теплоагрегата в спускаемом аппарате, пока идет подготовка к пуску, поддерживалась постоянная температура, за данную систему от нашего отдела отвечал В.И. Шаповалов и О.Н. Дажин. В этот период на стартовой позиции все происходило ритмично, строго по графику, начались предстартовые испытания ракеты с КА №-7.
          10.06.(понедельник). По установившейся традиции в районе 13 часов времени была встреча на нулевой отметке командира КА и его дублера со стартовой командой. Это было одно из пожеланий в свое время С.П. Королева: «космонавты и участники подготовки старта КА должны знать друг друга». Эти встречи надолго запоминаются космонавтам и стартовой команде. Букетами цветов, словами задушевного привета встретили стартовой боевой расчет В.Ф. Быковского и Б.В. Волынова. Инженер-испытатель Е.А. Ануфриенко прочел собственные стихи, посвященные предстоящему полету. В центр выходит А.С. Кириллов и докладывает председателю государственной и членам комиссии, что все готово для запуска ракеты с КА. В.Ф. Быковский и Б.В. Волынов в сопровождении ведущего конструктора на лифте поднялись к СА, где их встречал Г.Ф. Лимин со своим расчетом на верхнем мостике. КА находится под обтекателем, только в круглом окне, плотно прилегающий люк кабины. Сейчас он закрыт легким металлическим красным щитом. Настоящая крышка СА -теплозащитная, в полиэтиленовом чехле - находится рядом, прислоненная к ограждающему верхний мостик бортику.

          11.06(вторник). Ракета -носитель с КА были подготовлены к пуску, но пуск не состоялся, так как в эти дни резко усилилась яркость отдельных участок солнечных системы: 1963 год был годом активного Солнца, в верхних слоях атмосферы увеличилась радиация. Для полетов пилотируемых КА эти явления особенно опасны, так как энергетичные корпускулы порождают в оболочке КА тормозное излучение в дозах, которые могут оказаться опасными для жизни космонавтов. Методы прогнозов солнечных вспышек достаточно хорошо были разработаны и они учитываются при пусках пилотируемых КА. Государственная комиссия принимает решение о переносе пуска на 12 июня.

          12.06.(среда). В расчетное время В.Ф. Быковский занимает место в кабине корабля, начались предстартовые включения КА. Поступает новое сообщение о повышении активности Солнца. Члены Государственной комиссии рекомендуют отложить старт еще на один день и принимается решение о переносе пуска на 13 июня. По громкой связи подается команда: «Отбой. Космонавта спустить на нулевую отметку стартового сооружения». А.С. Кириллов командует по громкой связи: «Всем боевым расчетам действовать по варианту №А». Г.Ф. Лимин и специалисты по креслу и скафандру помогают В.Ф. Быковскому подняться из кресла пилота и покинуть спускаемый аппарат и провожают его вместе с ведущим конструктором Е.А. Фроловым к лифту. Кабина лифта вместе с космонавтом медленно движется вниз к нулевой отметке стартового сооружения, где его ждал автобус со специалистами. В.Е. Стаднюк приводит бортовые системы космического аппарата в исходное положение с ЦПУ КА из пультовой бункера, а Г.Ф. Лимин со своим расчетом осматривает внутренность СА, прикрывает люк предохранительной крышкой и возвращается в МИК.

          13.06.(четверг). В пять часов по московскому времени по динамику громкой связи во второй раз просушивается команда А.С. Кириллова: «Всем службам полигона объявляется семичасовая готовность! Готовность - семь часов! Приступить к подготовке ракеты и корабля». На стартовом комплексе закипела работа, жесткий график подготовки ракеты и космического аппарата закрутил все боевые расчеты, время летит быстро. Г.Ф. Лимин с боевым расчетом корабля подымается на козырек к СА и приступают к работе согласно графику дня пуска. Однако, солнечная активность не уменьшается по данным Крымской обсерватории и Государственная комиссия снова принимает решение о переносе пуска на 14 июня. В.Ф. Быковский снова проделывает путь от МИКа до КА и обратно. В эти дни на полигоне стояла очень сильная жара, ртутный столбик поднимался до 44 градусов в тени, прохлада чувствовалась только в МИКе. В.Ф. Быковский снова переходит в домик космонавтов, откуда начинал свой исторический путь Ю.А. Гагарин.

          14.06(пятница). Утро на сей день на удивление выдалось прекрасное: светлое, солнечное и совсем безветренное. В третий раз слышится команда по громкой связи: Готовность семь часов! Приступить к подготовке ракеты и космического аппарата!». Солнечная активность к этому дню значительно уменьшилась и в 12 часов В.Ф. Быковский вместе с дублером вышли в сопровождении врачей к автобусу, за ними из центрального входа деревянного корпуса, построенного за МИКом для проведения различных мероприятий по медицине для космонавтов, небольшой группой вышли девушки первого отряда космонавтов: В.В. Терешкова, И.Б. Соловьева, В.П. Пономарева, Ж.Д. Еркина, Т.Д. Кузнецова в сопровождении довольно большой группы специалистов. Я в этот период не участвовал в стартовых операциях, свободный от проведения испытаний принял участие в провожании В.Ф. Быковского и его дублера. Так как он третий раз занимает свое место в спускаемом аппарате, но на этом неприятности в процессе подготовки не закончились. Около СА работает боевой расчет под руководством Г.Ф. Лимина, по периметру приборного отсека работает Б.Ю Некряч, которому необходимо было просмотреть все отрывные разъемы, которые отбрасываются при отрыве ракеты от старта, а за ЦПУ КА, как всегда начиная с манекенного варианта, бессменные операторы П.А. Андрейко и В.Е. Стаднюк. На стартовой позиции боевой расчет приступил к заключительным операциям по второму дню готовности к пуску ракеты с КА. Ракета как на глазах одевается в снежную «шубу», дозаправка ракеты заканчивается и все участники данного пуска с нетерпением ждут появление автобуса с космонавтами на нулевой отметке. Время летит довольно быстро, в дали по бетонной дороге показывается автобус с космонавтами, который приближается к старту. Четкий доклад государственной комиссии и В.Ф. Быковский занимает место в спускаемом аппарате, начинает подготовку и включения систем корабля к пуску. Объявляется часовая готовность, специалисты проводят заключительные операции, как на ракете, так и на космическом аппарате. Но минут через пятнадцать голос Ю.А Гагарина: «Валера!, старт откладывается». Надо напомнить, что для В.Ф. Быковского это сообщение было не из приятных. А произошло, непредвиденное, на предыдущих пусках такого еще не было. Чтоб не было произвольного отстрела кресла пилота из кабины корабля во время предстартовых испытаний или в момент посадки космонавта, кресло ставилось на предохранительные защелки. С защелок кресло пилота снималось подтягиванием шнура в процессе заключительных операций по КА, защелки входили в пазы, а шнур освобождался автоматически. Приведение кресло пилота в готовность одна из последних операций подготовки КА перед закрытием люка спускаемого аппарата. У люка СА находился ведущий конструктор Е.А. Фролов, ведущий инженер по скафандру и креслу В. И. Сверщик и боевой расчет от управления и войсковой части. И когда, приводя кресло пилота в боевую готовность, И. Хлыстов снимал его с предохранителей, шнур оборвался и одна его часть осталось под креслом пилота. Срочно доложили С.П. Королеву, он как бы пропустил это сообщение, но по его виду можно было понять в каком состоянии он находился. До старта оставалось совсем мало времени. Ближе к старту заволновался Главный конструктор данных систем С.М. Алексеев и сам лично доложил о случившемся С.П. Королеву. А волноваться было чему! Кресло пилота из спускаемого аппарата отстреливается с большой силой за счет срабатывания твердотопливных двигателей, которые работают всего 0,11 сек. В процессе срабатывания двигателей происходит динамический удар, а оставшаяся часть шнура во время срабатывания может зацепиться или намотаться на какой-нибудь предмет и катапультирование может быть трагическим для космонавта. Принимается решение вскрыть люк спускаемого аппарата и извлечь остаток шнура, а до пуска оставалось около сорока минут. В этой нештатной операции слесари -монтажники сделали невозможное, у них так замелькали гаечные ключи, что сумели открыть и закрыть 30 замков крышки люка спускаемого аппарата и проверить его на герметичность специальным приспособлением-«присоской».Такая операция открывания люка спускаемого аппарата уже делалась за 30 минут до пуска Ю.А. Гагарина, а злополучный остаток шнура извлек сам И.Хлыстов.
          Объявляется 30 минутная готовность! И снова неприятный доклад слышим по связи: «К старту ракета не готова» - докладывает В.Г. Соколов руководителю стартовой службы. При проверке системы управления (СУ) одной из ступеней ракеты произошел сбой и специалисты отделов А.И. Удальцова и В.И. Самонова работали на верхней площадке ракеты у лючка СУ. В динамике раздается доклад оператора о том, что один из приборов СУ (гирогоризонт) при проверке на функционирование вышел из своих технических допусков. Тревога охватила С. П. Королева, появляется мысль отставить пуск ракеты, но С.П. Королев подавил это желание и дал указание А.И. Осташову разобраться с данным замечанием. Объявляется перенос пуска на два часа, то есть на 16 часов по местному времени. Срочно происходит заседание Государственной комиссии, заслушиваются доклады технического руководителя и Главного конструктора СУ. Принимается решение: блок СУ снять с борта ракеты, заменить, провести автономные испытания нового блока и провести генеральные испытания ракеты. На все эти операции уйдет приблизительно часа два, но сложность данной обстановки состояла в том, что программа полета была расписана по часам, виткам полета и дням. В то время посадка спускаемого аппарата и приземление космонавта было предусмотрено только в дневное суток времени, так как ночью такие операции еще не проводились. Нервное напряжение у всех нарастало, а Валерий Быковский продолжал находиться в СА и не представлял сколько на стартовой позиции было перипетий. Напряжение усугублялось еще и тем, что связь работала только в одном направлении- на корабль, с кораблем связь отсутствовала, поэтому Ю.А. Гагарин непрерывно вел переговоры, подавал команды на включение музыки, с Быковским, шутил, балагурил, объяснял причины задержки пуска.
          Хочется лишний раз вспомнить о железном характере А.С. Кириллове, он не щадил себя во время испытаний. Пока не было проведено тщательного исследования и не поставлен окончательный диагноз того или другого дефекта -на борту ракеты или космического аппарата он не успокаивался, приглашал для консультаций всех специалистов, советовался всегда с ними и принимал все необходимые меры, чтобы полностью выяснить картину данного замечания. И я неоднократно убеждался при испытаниях различных космических аппаратов в этих чертах характера своего начальника. Он был испытателем с большой буквы, имея высокий профессиональный уровень испытателя и руководство научными исследованиями, проявлял всегда большую доброжелательность ко всем испытателям, особенно к молодым, которые только начинали познавать азбуку испытаний космической техники. Тактично указывал на все недостатки у них при проведении испытаний и своими советами помогал им избавиться от них. Широта его взгляда, собранность, решительность характера, с необычно широким техническим кругозором позволяло Анатолию Семеновичу оказывать влияние на принятие правильного технического решения при испытаниях сложной современной космической техники.
          А.И. Удальцов садится в волгу и через определенное время доставляет на стартовую позицию прибор «Гирогоризонт», а как это было непросто в те минуты, когда в МИКе уже никого не было, оставался только дежурный по управлению. Специалисты заменили прибор, провели электрические включения, а время летит очень быстро. Прошло уже почти четыре часа после посадки космонавта в КА, а старта еще нет. Впервые за время пусков первых пилотируемых КА ,космонавт находится в СА более четырех часов. Ему хотелось не томиться многочасовыми пребыванием в СА на старте, несколько раз докладывал, что готов к старту. В запасе у испытателей оставался еще один час до пуска, после чего пуск надо было переносить на другой день, так как после 15 часов старт был бы невозможен, сажать КА пришлось бы в ночное время и могли бы возникнуть большие погрешности при использовании солнечной системы ориентации КА при спуске.
          - Развести фартуки и опустить стрелу агрегата! - доносится команда из динамиках громкой связи.
          - Готовность пять минут!-
          - Минутная готовность! - доносится голос А.С. Кириллова. Наблюдаем за процессом подготовки ракеты и КА в комнате, где расположена телевизионная лаборатория В.В. Бажанова, наступает гробовая тишина, через минуту управление ракетой будет передано автоматике.
          - «Сброс ШО объекта!»
          - « ШО» сброшен!- четко докладывает В.Е. Стаднюк. Все напряжены до предела. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы Героя Социалистического Труда А.С. Кириллова: «Ключ на старт!» Оператор центрального пульта ракеты поворотом специального ключа запускает автоматику запуска ракеты.
          - «Протяжка 1».
          - «Продувка».
          - «Ключ на дренаж».
          - «Наддув».
          Все смотрят на пульты управления, остается пятьдесят секунд, сорок, тридцать…
          - «Земля-борт!».
          - «Есть1…Есть!». Оператор считает: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0!
          - «Зажигание».
          Слышится нарастающий грохот. Звенят и дребезжат блоки и стойки в пультовой.
          - «Есть подъем!»-14часов 58 минут 59 секунд московского времени.
          Пламя появляется над степью, «Восток-5»выводится на орбиту вокруг Земли.

          15.06.(суббота). В первой половине дня В.В. Терешкова в сопровождении И.Б. Соловьевой и В.Л. Пономаревой, технического руководства прибыли на стартовую позицию для встречи со стартовым боевым расчетом пуска. Космонавтов, членов Государственной комиссии встретили бурной овацией и им были преподнесены цветы. Терешкова сердечно от имени всех космонавтов благодарит всех присутствующих и цветы передает С.П. Королеву. Затем подымаются к КА и там у СА пробудут около 50 минут.

          16.06.(воскресенье). В районе десяти часов утра, на крыльце деревянного корпуса в сопровождении ведущих медиков и членов Государственной комиссии появляется группа девушек -космонавтов, которые направляются к автобусу. Мы провожающие громко аплодируем им и желаем успешного полета. Подхватив рукой переносной чемоданчик, она подходит к С.П. Королеву и Г.А. Тюлину и докладывает им. Она делает последние шаги по ступенькам лестницы, ведущей к лифту, где ее поджидали О.Ю Констанденко, Е. А. Фролов и Г.С. Титов. Несколько секунд вверх на лифте и она у СА, ей помогли снять пластиковые чехлы с ботинок и принять необходимое положение в кресле спускаемого аппарата. Команды следуют одна за другой.
          И вот долгожданное: « Есть подъем!» Часы показывают 12часов 29 минут 51 секунду.

          (Прислано автором по e-mail).



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.