ГЛУШКО Валентин Петрович

Энциклопедическая справка

Биография

Глушко Валентин Петрович

     ГЛУШКО  ВАЛЕНТИН  ПЕТРОВИЧ  - 02.09.(21.08.).1908, Одесса  - 10.01.1989,  Москва  -  крупнейший  советский  ученый  в  области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники;  основоположник   отечественного  жидкостного  ракетного двигателестроения;    генеральный    конструктор    многоразового ракетно-космического   комплекса   "Энергия"-"Буран",    академик Академии Наук  СССР  (1958;  член-корреспондент  с  1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член КПСС с 1956.

В 1921  начал  интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался   с   К.Э.   Циолковским,    с    1924   публиковал научно-популярные и  научные работы по космонавтике. По окончании учебы  в   Ленинградском   университете   (1925-1929)  работал  в Газодинамической лаборатории (1929-1933), где в 1929  сформировал подразделение по разработке ЭРД,  ЖРД  и ракет на жидком топливе, продолжившие   работу   в   Реактивном   научно-исследовательском институте  (НИИ  No  3   НКОП) (1934-1938) и  реорганизованное  в ОКБ-СД (1941), именуемое  затем  ОКБ-456 ныне НПО Энергомаш имени академика    В.П.Глушко.  1941-74   главный    конструктор.     С 22.05.1974-10.01.1989 генеральный конструктор НПО "Энергия".

23.03.1938  был   арестован   органами  НКВД  г.  Москвы  на основании информации, располагаемой органами НКВД о вредительской деятельности В.П.  Глушко  в ракетной технике. (Следственное дело Центрального архива  ФСБ No Р18935 (18102)). 28.03.1938 подписано Постановление  об   избрании   меры   пресечения  и  предъявлении обвинения  по  ст.  58-7-II,  и  содержания  его под стражей.  На основании актов технической экспертизы,  проведенной  в институте по заданию НКВД, а также доносов А.Г. Костикова, Юкова, Панькина, М.К. Тихонравова, Л.С. Душкина и др.  15.08.1939 Особое Совещание при Наркоме НКВД приговорило его к 8 годам исправительно трудовых лагерей, но впоследствии был оставлен для работы в техбюро.

Сначала   он   был  направлен   на   московский   авиацонный моторостроительный  завод  в Тушино,  где  занимался  разработкой проекта вспомогательной  установки  ЖРД  на двухмоторном самолете С-100 для форсирования маневров самолета, а затем в 1941 в Казань для продолжения работ.  Под  руководством В.П.Глушко за период до 1944 было создано семейство вспомогательных авиационных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ,  РД-2  и  РД-3  с  насосной  подачей  азотной  кислоты  и керосина, с регулируемой тягой и  максимальной  тягой  у земли от 300 до 900 кг. Эти  двигатели  прошли в 1943-1946 гг. наземные  и летные испытания  на самолетах Пе-2Р,  Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7. Двигатели  РД-1ХЗ  и РД-2 прошли государственные испытания, отчеты по которым утверждены И.В.Сталиным.

Согласно письму Л.П.Берия от 16.07.1944  на  имя  Сталина  с просьбой  о  досточном  освобождении конструкторов за  выполнение работ, имеющих  важное оборонное значение, 02.08.1944 В.П. Глушко был  освобожден  и направлен в Германию с  целью  ознакомления  с трофейной немецкой ракетной техникой.

30.05.1956  постановление  Особого  Совещание при НКВД  СССР было  отменено   и   дело  за  отсутствием  состава  преступления прекращено. В.П.Глушко был полностью реабилитирован.

Основные работы посвящены  теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор   первого  в   мире   электротермического   ракетного двигателя,  первых  отечественных  ЖРД,  жидкостных  ракет   РЛА. Конструктор ЖРД:  ОРМ, ОРМ-1 - ОРМ-70,  -101, -102, РД-1  - РД-3, РД-100 - РД-103, РД-107 и РД-108 для РН "Восток", РД-119 и РД-214 для  РН  "Протон",  РД-301   и   мн.  др.  Под  его  руководством разработаны мощные  ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые не  первых  ступенях  и  большинстве вторых ступеней всех советских РН и мн. дальних боевых ракет. В 1930  предложил в качестве  компонентов  топлива  ЖРД  азотную  кислоту,   растворы четырехокиси азота в азотной  кислоте,  тетранитпометан, перекись водорода, хлорную  кислоту,  бериллий (с водородом и кислородом), порох   с   бериллием,   разработал   профилированное   сопло   и теплоизоляцию  камеры   сгорания   двуокисью   циркония.  В  1931 предложил  химическое  зажигание и  самовоспломеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления  полетом  ракеты.  В  1931-33 разработал  агрегаты  для  подачи  топлива  в  ЖРД  -  поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и мн. др.

Золотая медаль им. К.Э. Циолковского АН  СССР (1958), диплом им.   Поля   Тиссандье   (ФАИ)   (1967).   Действительный    член Международной  академии  астронавтики (1976).  Депутат Верховного Совета  СССР  7-11-го  созывов.  Член ЦК КПСС с  1976.  Ленинская премия СССР  (1957),  Государственная  премия  СССР (1967, 1984). Награжден  5  орденами  Ленина  (1956, 1958, 1961,  1968,  1978), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Трудового  Красного Знамени (1945);  медалями:  "В  ознаменование  100-летия  со  дня рождения В.И. Ленина" (За трудовую  доблесть)  (1970),  "XXX  лет победы советского  народа  в Великой Отечественной войне" (1975), "40 лет победы  советского  народа в Великой Отечественной войне" (1985),  "За  доблестный  труд  в  Великой  Отечественной  войне" (1945), "Ветеран  труда"  (1984),  "В  память  800-летия  Москвы" (1948).

Почетный гражданин 8 городов. В Одессе установлены Бронзовый бюст на  Приморском бульваре и мемориальная  доска на доме  10 по Ольгиевской ул.,  где он  жил с 1921 по 1925.  В Казани на здании авиационного  института  открыта  мемориальная   доска.   В  1994 решением  Международной  астронавтической  федерации  его  именем назнан кратер,  диаметром  43  километра  на  заповедной  видимой стороне Луны.

Книги:  "Проблема  эксплуатации   планет"  (рукопись)  1924, Ракеты их устройство  и применение, М.  - Л., 1935  (совместно  с Г.Э. Лангемаком); Жидкое топливо для реактивных двигателей, ч. 1, М.,  1936;  Ракетная  техника. Сб. статей, в. 2, 3, 4, 5, 6, М. - Л., 1937; "Источники энергии и их использование в ракетной технике", М., Оборонгиз, 1949; Ракетные двигатели  ГДЛ-ОКБ,  М., 1975, Путь в ракетной технике  1924-1946,  избранные труды,  М.,  Машиностоение,  1977; Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР, М., изд. 1-е 1972, изд. 2-е 1981,  изд.  3-е 1987, Энциклопедия "Космонавтика", 1985 г.(гл.редактор),     Справочник     по    термодинамическим     и теплофизическим свойства веществ в 10-ти томах (гл. редактор).

Фотографии

В.П.Глушко, 1934 год, Москва, ч/б, 29Кб.
В.П.Глушко, 1948 год, ч/б, 20Кб.
В.П.Глушко, официальное фото, ч/б, 31Кб.

Copyright © Александр Глушко, 1998.


Энциклопедическая справка

ГЛУШКО Валентин Петрович (р. 2 сентября 1908 - 10 января 1989) ; академик АН СССР (1958; чл.-корр. 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961)... В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К.Э.Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярние и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете работал в Газодинамической лаборатории (1929-1933), где в 1929 сформировал подразледение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком тепливе, продолжившее работу в Реактивном научно-исследовательком институте (1934-38) и реорганизованное в ОКБ (1941), именуемое затем ГДЛ-ОКБ (в 1941-74 главный конструктор). С 1974 генеральный конструктор. Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор первого в мире электротермического РД, первых отечественных ЖРД, жидкостных ракет РЛА. Конструктор ЖРД: ОРМ, ОРМ-1 - ОРМ-70 , -101, -102, РД-1 - РД-3, РД-100 - РД-103, РД-107 и РД-108 для РН "Восток", РД-119 и РД-214 для РН "Космос": РД-253 для РН "Протон", РД-301 и многое другое. Под руководством Глушко разработаны мощние ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и большинстве вторых ступеней всех современных РН и многих дальних боевых ракет. В 1930 предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырехокиси азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полетом ракеты. В 1931-33 разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД - поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и многое другое. Золотая медаль им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), диплом им. Поля Тиссандье (ФАИ). Действительный член Международной академии астронавтики (1976). Депутат Верховного совета СССР 7-11 созывов, ... Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984). Награжден 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Почетный гражданин городов Одесса, Калуга, Элиста и др. Бронзовый бюст и мемориальная доска установлены в Одессе.

Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985


© Федерация Космонавтики, 2001