НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Документы

ПОЧЕМУ ПОГИБ ГАГАРИН?

("Смоленские новости", № 24, 5 марта 2004 г.)



          Первый в мире космонавт разбился во время учебно-тренировочного полета на самолете УТИ Миг-15 вместе с летчиком-испытателем Владимиром Серегиным (на снимке слева). До сих пор нет однозначного объяснения тому, что случилось 27 марта 1968 года.
          Есть версии, слухи, домыслы: ошибка в метеопрогнозе; столкновение с шаром-зондом, с птицей; попадание в так называемый спутный след другого самолета; резкий отворот от неожиданно возникшего препятствия и вход в штопор; преднамеренный вывод самолета из строя "по политическим мотивам"; бесшабашность и неоправданный риск летчиков; отказ техники в полете; летчики потеряли в полете сознание, а когда очнулись, предпринимать что-либо было поздно; Гагарин жив и находится в "психушке"; оба пилота были "после вчерашнего"; вмешательство... инопланетян и т.д. У каждой версии есть свои преданные сторонники, с жаром оперирующие самыми достоверными, на их взгляд, фактами, но только вот проблема - многие из этих фактов упорно взаимоисключают друг друга.
          Как сказал не так давно космонавт Павел Попович: "Если мы узнаем причину гибели Юрия Алексеевича, то очень и очень нескоро". Что ж, остается, вздохнув, задумчиво произнести вслед за агентом Малдером из "Секретных материалов": "Истина где-то рядом..." - и кратко коснуться основных версий.
          Над расследованием причин катастрофы трудились три комиссии: правительственная и две рабочие (по материальной части и летно-методическим вопросам). Еще была и четвертая комиссия, про которую знали не многие. Некоторые эксперты считают, что именно это - чекистское - расследование было самым беспристрастным и, судя по обнародованным документам из архива контрразведки, Гагарин погиб, по сути, из-за российского разгильдяйства и безалаберности.
          Так, Н.Рыбкин, более четверти века работавший в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина и долгое время возглавлявший отдел военной контрразведки Звездного городка, сказал: "Среди бумаг я обнаружил документы по катастрофе самолета Гагарина и Серегина. Я их тщательно изучил. И у меня создалось впечатление, что Гагарина - конечно, не намеренно - подвели к тому, что случилось. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли..."
          "Разведка погоды перед полетами была организована с нарушениями, - пишет капитан контрразведки Маркин, - по наставлению она должна быть проведена за 30 - 50 минут до начала полетов и объявлена всему летному составу. В данном случае разведчик погоды сел (на аэродром) за одну минуту до взлета экипажа Гагарина и Серегина".
          Судя по донесениям контрразведчиков, данные о разведке погоды были внесены в журнал уже после катастрофы, пилотов могли дезориентировать неправильные данные о высоте облачности. Когда истребитель "кувыркался" в штопоре между двумя слоями облаков, Гагарин и Серегин были уверены: под нижним слоем достаточный запас. Оказалось, запаса нет. Потому что доклад метеообстановки был взят "с потолка".
          Члены одной из комиссий по расследованию причин катастрофы - доктор технических наук С.Белоцерковский и космонавт А.Леонов - считают, что за минуту до гибели экипаж находился в работоспособном состоянии. Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги были на педалях. Никаких следов отравления ядами, газами не было, также как и признаков характерных повреждений от взрыва или пожара. Ни одна часть самолета до удара о землю не была разрушена, все его детали были найдены на месте падения. Двигатель в момент столкновения с землей работал. До конца полета экипаж был работоспособен, энергично боролся за спасение своих жизней и самолета.
          Что же произошло в полете? Получив приказ на возвращение, Гагарин и Серегин должны были сделать разворот. Далее, по мнению С.Белоцерковского и А.Леонова, произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолет оказался в положении крутого пикирования. Перед летчиками могло возникнуть неожиданное препятствие, например стая птиц. Чтобы уйти от столкновения, надо было произвести резкий маневр, в результате которого произошло сваливание самолета на крыло, чему способствовала и подвеска дополнительных баков под ним. Для выхода из штопора или отвесного пикирования им не хватило всего 250 - 300 метров высоты, всего лишь две секунды полета...
          Член "гагаринской" правительственной комиссии И.Рубцов: "Ни одна из четырех подкомиссий, каждая из которых представляла свою структуру, не проявляла желания взять на себя вину. Все искали "нейтральную" причину. Так появилась версия "похмельного синдрома". "25-го отмечали день рождения зам. начальника Центра подготовки космонавтов полковника Кришкевича. Утром 26-го Гагарин с Серегиным были у нас в Главном штабе ВВС. В 17 часов Юра посетил жену, она лежала в больнице с обострением язвы желудка. Потом вернулся домой, хорошо выспался. А назавтра - в 7.00 подъем, зарядка, завтрак в столовой, шутки и улыбки, предполетная подготовка. И - роковой старт. Судите сами, сколько тут места для версии о тяжком похмельном синдроме".
          "Был такой этап в расследовании, когда "промышленники" стали категорически утверждать, что повинен экипаж. Для нас, боевых летчиков, было очевидно, что сия версия не выдерживает критики. УТИ Миг-15 - очень простая машина и прощает даже грубые ошибки пилота. А Серегин был летчиком-испытателем 1-го класса. Что до Гагарина, то "оценки" его низких летных навыков не имеют под собой почвы. В январе 68-го он закончил академию имени Жуковского и последующие два месяца летал активно".
          А вот мнение А.Г.Колосова, бывшего в конце 50-х летчиком-инструктором, учившего летать молодого Гагарина, в то время курсанта 1-го Чкаловского военного авиаучилища: "Как это ни печально, причиной гибели Юрия Гагарина стали бесшабашность и неоправданный риск. Полетать на вертикалях хотелось, а в пилотажной зоне была облачность. Поэтому Гагарин и Серегин отлетели подальше, нашли, по их мнению, безопасное место и начали "кувыркаться". Фигуры пилотажа выполняются, как правило, в комплексе. При этом самолет УТИ МИГ-15 теряет примерно 1200 метров высоты. Высота же облачности была 1100 - 1300 метров. Выполнять петлю Нестерова в таких условиях было рискованно. Но летчики рискнули. И проиграли. Когда самолет выскочил из облаков, стало ясно: высота мала, катапультироваться было уже поздно. Летчикам не хватило совсем немного высоты, чтобы вытянуть машину из пикирования..." Старший брат Юрия Алексеевича Валентин Гагарин: "Я думаю, что эта катастрофа была заранее тщательно спланирована, слишком много славы выпало на долю одного человека. Хоронили его полковником, но фактически генеральская шинель у него висела на стуле. Весь генералитет считал его выскочкой, хотя, я думаю, просто завидовали ему.
          Да и с Брежневым у Юрки были натянутые отношения. В одну из заграничных поездок Леонид Ильич взял Гагарина с собой. Естественно, все внимание было отдано первому космонавту. Брежнева тогда это сильно оскорбило. С тех пор он сильно невзлюбил Юру". Вот такие абсолютно разные версии. Повторимся: истина, видимо, где-то рядом. Но пока она нам не известна.

          Подготовил Сергей БАБАРЫКО. . .



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.